08.09.1934 Е.И.Рерих – В.А.Дукшта-Дукшинской (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Информация о письме |
---|
|
Е.И.Рерих – В.А.Дукшта-Дукшинской
8.IX.34
Дорогая Вера Александровна.
Ваш пакет от 26-го июля, со всеми вложенными письмами, получен, и постараюсь ответить как можно определеннее. Начну с Вашего письма, обращенного ко мне. Описанный Вами случай предательства, конечно, очень прискорбен прежде всего для самой особы. Мне очень жаль С.Ерш[евскую]. Но, конечно, с такой двойственностью в мышлении лучше не подходить к Учению Света, требующему, прежде всего, ясности мысли и чувств, твердости, честности и самоотверженного служения Благу. Вот почему для избежания подобных предательств мы никогда не зазываем и никому не навязываем Учение. Почти все наши Общества являются, прежде всего, культурно-просветительными Учреждениями, где читаются лекции на всевозможные темы, интересующие членов, так же как даются концерты и, по возможности, учреждаются курсы по различным отраслям искусства, религий и наук. Ведь именно просвещенное сознание помогает восприятию истин Учения Живой Этики – так называем мы наше Учение. Не может примитивный, некультивированный и недисциплинированный ум охватить и понять космическую вмещаемость Учения, идущего от древнейших времен, от самых Истоков Знания и Света. Из собранных членов, с которыми мы имеем возможность хорошо ознакомиться, мы отбираем лучший материал в особые группы, где они читают и ведут беседы на темы Учения Живой Этики. Так и в Риге с этого года, согласно Указу, я предложила начать такие же культурно-просветительные группы.
Учение Живой Этики вмещает в себя всю жизнь, все области ее, имеет в виду все усовершенствования, потому, я всегда считала, что кроме постоянного нравственного совершенствования, каждый человек должен изучать и располагать хотя бы одним мастерством и ремеслом. Так, идея Миссии Женщин была моей мечтой с детских лет, она жила у меня под именем Общины Алт[айских] Сестер, и я видела этих сестер носительницами света и радости в тяжелые условия нашей Родины. Все отрасли жизни находили себе отражение в этой Общине. Потому одни Сестры посвящали себя медицине, другие должны были знать основы агрикультуры, третьи быть учительницами вообще или талантливыми лекторшами по различным отраслям знания и общественного устроения в доступном для масс изложении, и, конечно, занятия искусствами и преподавание их занимали бы выдающееся место в Общине, так же как изучение цвета и звука и воздействий их, а внесение основ Живой Этики украсило и увенчало бы всю благую деятельность Ал[тайских] Сестер. Таковы были мечты, которые, конечно, росли по мере расширения моего сознания и впоследствии были одобрены Вл[адыкой] для проведения в жизнь. И сейчас мы должны думать о близком будущем и стремиться вербовать таких чистых душ, которые самоотверженно пойдут на эту работу. Ведь целая армия таких сестер и работниц понадобится, чтобы насытить голод масс. Уже время собирать кадры способных наставников. Потому, если бы в Вашей группе Миссии Женщин осуществилось что-либо из этой программы, это было бы полезно во многих отношениях. Сам Вл[адыка] так красиво сказал об Ал[тайских] Сестрах: "Пусть они станут родными народу. Пусть говорят: "Родная пришла на село"". Ведь в группе, изучающей Учение Живой Этики, прежде всего должно быть указано на понятие подвига и самоотверженного служения ближнему, благу. Всякий псевдооккультизм, всякие упражнения для развития психизма строго возбраняются. Ученик должен стремиться развиваться духовно, пробуждать свое чувствознание, что возможно лишь при очищении сердца и мышления от всяких предрассудков и предвзятых понятий, именно, при расширении сознания и горении сердца к принесению подвига. Конечно, эта программа доступна только меньшинству, ибо мало кто понимает и ценит истинную красоту и ее спутницу – простоту. Большинство любит лишь загромождать свое сознание малопонятными им формулами и превыше всего ценит различные психические проявления, не принимая во внимание того, что всякий психизм без Высшего Руководителя является препятствием на пути истинного духовного развития. Об опасностях психизма я уже писала и еще вернусь к ним в связи с Вашим странным состоянием, объяснение которому Вы спрашиваете; а теперь продолжу о Миссии Женщин. Ввиду описанных Вами печальных случаев я именно выделила бы из Миссии Женщин особую группу, приняв в нее только действительно твердых в мышлении и понимающих, что есть преданность – это редчайшее по благородству качество. Эта группа могла бы продолжать изучение книг Живой Этики, остальным можно было бы предложить сначала подготовить свое сознание более широким осведомлением и просвещением путем тех лекций и занятий, которые могли бы наладиться при Миссии Женщин согласно предложенной программе. Также не думаю, что можно было бы ожидать чего-либо продуктивного и даже полезного от религиозного кружка, в который вошли бы церковно настроенные. Ведь именно узкоцерковное православие расшатало все Заветы Христа и так далеко от эволюции будущего.
Я полагала, что Ваш священник был из тех светлых и, увы, столь редких душ, которые осознали, что с мертвой догматикой не войти в поток эволюции. Лично мы были счастливы встретить нескольких очень просвещенных духовных служителей. Но с узкоцерковными наставниками у Вас, несомненно, рано или поздно произойдет конфликт. Потому, ввиду стольких шатающихся и двоемыслящих, я не создавала бы особого религиозного кружка. Но если церковный наставник уже читает свои лекции, то пусть он читает их при общ[естве] М[иссия] Женщин. Но, повторяю, группу, изучающую Живую Этику, я выделила бы и допускала бы в нее с большим выбором. Не стремитесь к количеству, но лишь к качеству. Нужно всегда принимать во внимание сознание человека. Ведь даже вступившие на путь ученичества и считающие себя уже продвинувшимися при первом показанном им новом аспекте Истины возмущаются и даже начинают кощунствовать. Вот почему принятие в истинные ученики есть явление редчайшее и, как говорят Наши Махатмы, – пальцев на руке слишком много для числа их. Вот почему вступающие на путь ученичества должны пройти столько испытаний, прежде чем быть допущенными в кандидаты на признанных учеников.
Церковность и мертвая догматика убила светлое Учение Христа, потому церковь с такой легкостью разрушилась в нашей стране, также переживает она тяжелое время и в прочих странах. Разница лишь в том, что церковники там много просвещеннее наших и понимают, что они должны идти с законом эволюции, с запросами времени. Потому некоторые священнослужители Западной церкви уже отходят от средневекового мышления и даже начинают признавать закон перевоплощения; так, недавно было собрание епископов, на котором постановлено изучать труды Великого Оригена, этого столпа истинного христианства и мученика невежества своих современников. Да, большой грех лежит на Церкви за держание мышления доверенных ей масс в невежестве и тьме средневековья. Но достаточно непредубежденному уму, не запуганному вечным проклятием (как это вяжется со "Всемилосердием" их Бога), прочесть историю церковных Соборов, историю Папства и Церкви вообще, чтобы всякое уважение к большинству ее представителей пропало навсегда. Вспомним века инквизиции! Припомним все великие умы, пострадавшие от нее. Прочтем биографии святых, написанные священниками и описывающие преступления Глав Церкви. Ведь сохранились подлинные документы, послания Святых к Главам Церкви, сурово обличающие эти кровавые преступления. Но Вы, конечно, возразите мне, что так поступала Западная Церковь, но не наша Православная. Тогда я напомню Вам времена патриарха Никона, вводившего трехперстное знамение пытками и сжиганием на кострах всех придерживающихся двуперстного, которым осенял себя Истинный Последователь Заветов Христа, великий Основатель Святой Руси, всего Духовного Просвещения и Монашества ее, Строитель Русского Государства, наш Владыка и Заступник Преподобный Сергий Радонежский. Неужели Он был еретик? Внимательно перечтем Соборы Церковные и увидим много интересного, свидетельствующего об уровне сознания тех служителей, которые продиктовали ныне существующие догмы. Так, мы увидим, что закон перевоплощения был отменен лишь на Константинопольском Соборе в шестом веке по Рожд. Хр., тогда как само Евангелие полно слов Хр[иста] о законе перевоплощения. Вот если бы люди дали себе труд в зрелые годы действительно изучить Учение Христово, да еще на основном языке этих Евангелий, а не удовлетворяться гимназическими учебниками, то новый смысл Слов и Подлинный Величавый Облик Христа встал бы перед их духовным зрением.
Как давно было сказано всеми великими Учителями, что невежество есть самое страшное преступление, – так оно и есть. Что же как не тьма невежества породило инквизицию?! Ведь инквизиция – самое страшное несмываемое пятно на златотканых одеждах христианской Церкви. Инквизиция была страшной карикатурой на Суд Божий, внушенная князем тьмы для растления и подрыва веры на все времена в чистоту, благость и справедливость Церкви.
Вспомним все те великие имена, которые пострадали от инквизиции или должны были скрывать свое светлое знание под печатью юродства или под сложнейшими символами, ключ к которым, к великому ущербу человечества, почти что утерян. Вспомним все те горы величайших трудов, полных Света и Блага, невозвратимая утрата которых справедливо оплакивалась и рассматривалась лучшими умами всех эпох как величайшее бедствие. Принято возмущаться пожаром Александрийской библиотеки, но те же лицемеры будут замалчивать многовековые зарева кострищ инквизиции, сжигавшие перлы человеческого гения! Долог список преступлений против блага человечества, долог список мучеников Знания и Света, но такие светлые имена, как Джордано Бруно, Галилей, Иоган Гус и Иоанна д'Арк, навсегда останутся в памяти человечества как огненные свидетели царства дьявола в века инквизиции.
Так и в Учении сказано, что в каждой реторте алхимика церковники видели рога дьявола! Так и сейчас усматривается в книгах Учения Света печать Антихриста. Истинно, каждый видит свое собственное отражение.
Так откроем и очистим свое сознание путем большего просвещения. Ведь русские, похвалявшиеся своим знанием и образованием, на самом деле, при всем своем природном даровании, были и есть очень невежественны. Мне, жившей в столицах Старого и Нового Света, с грустью приходилось убеждаться, насколько невежественно, по сравнению со средним классом женщин Нового Света, большинство наших соотечественниц. Конечно, беда в том, что всё свет несущее предавалось у нас анафеме. Так и наша великая соотечественница должна была принести Свет Учения в Америку и Европу, ибо сознание русского общества не было готово.
Теперь прошу Вас, дорогая Вера Александровна, передать мой совет С.Ершевской отложить в сторону книги Учения и сосредоточиться на изучении Евангелия. Пусть глубже вникнет в каждую строку и пояснит себе хотя бы такие места, как: от Марка, гл. 10, ст. 29–30; от Матфея, гл. 17, ст. 12–13; от Иоанна, гл. 9, ст. 1–2 и гл. 4, ст. 21–24; от Матфея, гл. 10, ст. 34–38 и гл. 7, ст. 6[1].
Также пусть постарается приложить в жизни хотя бы отчасти Заветы Христа. Успев в этом, и Учение Живой Этики предстанет в его истинном значении. А пока пусть воздержится от кощунства Самого Высокого. Ведь всякое кощунство от невежества. Также скажите г-же Ерш[евской], что Мировое Правительство, упоминаемое в книгах, есть Великая Иерархия Света, и для нас, христиан, заимствовавших нашу религию от евреев, конечно, это Лестница Иакова, которая упоминается именно во второй книге "Л[истов] С[ада] М.". Для Востока же это есть Великая Шамбала, или Шабистан, или Гора Меру, есть и другие наименования, ибо они варьируются в соответствии с народом и страною. О масонстве скажу, что когда-то это было великое и светлое начинание, нередко возглавлявшееся великими Духами, и тогда оно подвергалось жестокому гонению со стороны представителей Церкви, инквизиции. Сейчас же оно совершенно выродилось и стало вредным. Ибо в лучшем случае, как в Америке, оно выродилось в бутафорию и в деловое предприятие. Так почти весь город Чикаго состоит из масонов, и они помогают друг другу в получении должностей и в устройстве своих дел. Но есть, конечно, и очень, очень вредные, именно, чисто политические и даже Черные Ложи. Особенно их много сейчас в Европе в больших центрах, но и в Америке имеются такие черные центры. Бел[ое] Бр[атство] уже много лет как не имеет никакого касания к масонству и тому подобным организациям. Как церковность отошла от чистого Учения Христа, так и масонство выродилось и отошло от когда-то своих великих Заветов. Как в том, так и в другом случае осталась лишь оболочка, лишь мертвые догмы и ритуалы. Потому на смену этому тлению должна прийти возрожденная Церковь первых дней христианства в свете даваемого сейчас Учения Света. Именно очищение Заветов Христа. Можно было бы спросить Глав Церкви, почему они, представители светлого Учения Христа, допускают такие обоюдные поношения и раздоры? Каждый из них исключает другого. Каждая Церковь исключает другую. А кому другому, как не им, следовало бы сейчас объединиться и выказать великую просвещенность, планетную просвещенность, сказала бы я, отсюда бы пришла и великая терпимость, вмещающая в себя все многообразные аспекты и проявления Всемогущего и Всепроникающего, Вездесущего, Всезнающего Божества, не исключающего из объятий своих ни единого мира, ни единого сына, ни единого явления. Так, наше Учение ничего не разрушает, никого не свергает, но зовет к очищению сердца и мышления. Но, конечно, невежество, будучи от тьмы, всегда с пеною у рта борется против Света. Ведь первый импульс дикаря – уничтожить или убить все непонятное ему. Нетерпимость есть клеймо невежества. Вмещение есть венец Великого Знания. По этим знакам и определяйте удельный вес Ваших собеседников.
Теперь отвечу по порядку на Ваши вопросы.
1. "Отойди, Пламенный... отчего Пламенный Лик Свой отвращаешь?.." Слова эти можно, именно, приложить к случаю г-жи Ерш[евской] и Кост. Разве не боятся они Пламенности Того, Кто приносит Свет? Разве не говорят они: "Отойди Пламенный, не заступи Врат Небесных!", и дальше: "Мой взор (Взор Великого Пламенного Вестника) боль тебе причиняет, твоим крыльям еще не свободно". Именно тяжки тенеты суеверия и предрассудков, этих порождений невежества, опутавших крылья духа. Жутко душе, не ведающей пути Света, не могущей разобраться в сумерках, окружающих ее. Именно – "приходит знание не скоро, если дух волнуется". Много таких болеющих душ. И никто не может помочь им, ибо все должно прийти из недр сердца и духа. Но пусть в последний раз прочтут о предательстве и кощунстве в книгах Учения, а затем идут своим путем.
2. Кто матерь Агни-Йоги? Так Вел[икий] Вл[адыка] называет меня. Ведь все книги написаны при моем участии и на основании моего огненного опыта.
3. Какие сорта роз полезны для психической энергии? Особенно хороши все пахучие.
4. Слово "Майтрейя" стоит на обложке книг Учения, начиная с книги "А[гни]-Й[ога]", первое слово и будет означать Его, но это только для Вас.
5. Книгу "Царица Нур" не читала, запросила уже о ней, ибо она вызвала возмущение среди некоторых членов наших групп. Автор, конечно, имеет книги Учения, если не ошибаюсь, он состоял членом Винд[авской] группы; кроме того, ведь книги продаются во многих магазинах. Об изгнании темных на Сатурн он мог заимствовать из книги "Криптограммы Востока". Книга эта из того же Источника, что и Учение, но пришлось дать ей имя, ибо издательства не принимают анонимных трудов. Пришлю ее Вам, видимо, Вы не имеете ее. О приближении Ориона, конечно, это его личные соображения. Звезда Матери Мира есть планета Венера. На санскритском яз[ыке] планета Венера называется Шукра. В Бел[ом] Бр[атстве] называют ее Урусвати. Имя Владыки, или Гения, Венеры – Уриэль. Но имейте в виду, что много Имен носят Владыки, и самые сокровенные не произносятся.
Относительно журнала предоставляю Вам самим решать. Но, как я уже писала, хорошо было бы выбрать самые доступные темы из книг Учения и скомпилировать небольшие беседы и книжечки, с добавлением своих комментариев и примеров на языке, понятном для масс. Это будет так неотложно нужно. Нужно уметь стать понятными народу. Нужно говорить его языком. Нигде нет такой жажды знания, как среди русского простого народа. Книги, даваемые Вел[иким] Вл[адыкой], заключают в себе величайший Синтез, именно они есть ключ ко всем Учениям.
Книгу, о которой Вы пишете, Рама Прашад, я не читала. Но в связи с этой книгой и передаю Вам Совет Вл[адыки] остерегаться подобных упражнений. Статью Вашу о таттвах не откажу проверить, ибо заблуждения в этом вопросе могут быть очень вредными. Теперь о Вашем состоянии. Конечно, это начальные проявления открытия некоторых центров. Потому я так предостерегала Вас в моем первом письме против всяких усиленных упражнений. И сейчас передаю Вам Совет Вл[адыки] быть очень осторожной с Вашими упражнениями. Малая, краткая пранаяма без удержания дыхания не может повредить, но не так, как делаете это Вы (Сл[ова] Вл[адыки]), да еще при гимнастике, это может привести неожиданно к самым печальным результатам! Потому очень прошу Вас, родная Вера Александровна, будьте осторожны. Ведь я, прошедшая великий огненный опыт, два раза бывшая на краю мучительной смерти, никогда не делала никаких упражнений, даже простой пранаямы. Мне все было запрещено. Да по правде сказать, у меня инстинктивное отвращение ко всем искусственным насилиям там, где касается сокровенных огней сердца. Ведь усиленная пранаяма развивает низший психизм и медиумизм – эти два антипода истинного духовного развития. Чтобы утвердить Вас во вредности всех насильственных упражнений, приведу слова Е.П. Бл[аватской] из третьего тома "Т[айной] Доктр[ины]": "Истинно, то, что называется пранаяма, или смерть дыхания, всегда кончается для упражняющегося в ней смертью – моральной всегда и физической часто. Несколько нетерпеливых чела, которых мы лично знали в Индии, несмотря на наши предупреждения, устремились к этим упражнениям хатха-йоги. Двое из них развили в себе чахотку, из которых один умер; другие стали почти идиотами, и третий покончил самоубийством, и один развился в настоящего черного колдуна, но, по счастью для него самого, его губительная деятельность была прекращена его скорой смертью. Наши Учителя единодушно запрещают упражнения в пранаяме..."
Потому не преувеличивайте значения пранаямы. Наука о дыхании, которой занимаются истинные раджа-йоги, имеет мало общего с пранаямой. Хатха-йоги заняты контролем жизненного дыхания легких, тогда как древние раджа-йоги понимали его как дыхание ментальное, ибо только овладение этим ментальным дыханием приводит к высшему ясновидению и к восстановлению функции третьего глаза, и к истинным достижениям раджа-йоги. Это ментальное дыхание я испытала под Высшим Руководством. Вы знаете, как Вл[адыка] не одобряет развития психизма, потому во второй части "Мира Огнен[ного]" сказано: "В то время когда один полагает душу за Мир, другой сидит на воде. Когда один посылает сердце свое во спасение ближних, другой утопает в явлениях Тонкого Мира. Подвижники Вел[икого] Служения не имеют психизма, ибо они устремлены духом к Иерархии и сердце их звучит на боль Мира. Психизм есть окно в Тонкий Мир, но Учитель скажет школьнику – не оборачивайся часто к окну, но смотри в книгу Жизни". Часто психизм оказывается расслабляющим явлением, ибо Великое Служение – в чувствознании. Потому Мы остерегаем от психизма, от устремленного взора назад без определенной задачи на будущее. Слабые духовно психики являются нередко лакомым блюдом для сатанистов. Именно среди Служения велико ощущение ответственности, но следует привыкать к этой чаше, ибо не может быть кратчайшего пути без испития ее. Устремленное к Иерархии сердце чует, как нужна и спасительна чаша возношения. Кому она только предмет насмешки и осуждения, но кому-то она драгоценная сокровищница. У Нас большое желание, чтобы истинное чувствознание развивалось". Область психизма такая сложная, такая страшная и таит в себе много сюрпризов для самоявленных адептов. Много сознательной и еще больше бессознательной лжи в видениях медиумов и недисциплинированных психиков. Без Высшего Руководства нельзя безопасно погружаться в эту область. Разбираться в видениях может лишь ученик, находящийся под непосредственным наблюдением Вел[икого] Уч[ителя], чтобы видеть и понимать, нужно научиться управлять низшим манасом и не допускать вторжения его. Есть много примеров видений, когда высший Манас являл великую Истину, но затронутая самость пробуждала низший аспект его, который, вторгаясь, не только вносил свои добавления, но искажал весь смысл явленной истины. На моем личном опыте знаю, как вначале случалось, что видение одного исторического клише заходило на другое, и Вл[адыка] повторял видение, указывая на ошибку. Итак, Вам как водительствующей, прежде всего, всегда следует указывать на весь вред психических явлений. Именно, в древней Индии факиры или медиумы не допускались в Святая Святых храмов. Также и Иерофанты Египта не принимали в ученики психиков и медиумов и даже избегали слуг-лимфатиков.
Духовное достижение – в накоплении и развитии чувствознания, об этом я уже писала, но вопрос этот настолько основной, что его следует всесторонне пояснить и часто возвращаться к нему. Нужно понять, что медиумизм не имеет ничего общего с открытием центров. Помните, как медиумизм приравнивается к постоялому двору для развоплощенных лжецов. Также и психизм далек от огненной трансмутации центров.
Потому будем стремиться к истинному ученичеству и служению, выражающемуся в несении подвига жизни, в самоотверженной работе на благо, и все приложится в лучшее время, без насильственных мер, которые могут надолго задержать истинное духовное развитие наше. Медиумизм – страшная вещь, ибо это и есть одержание.
Вы так трогательно, сердцем писали о Вашем тяготении к понятию Матери. Вот потому я, кого ближайшие ученики и называют матерью, хочу говорить с Вами именно как с дочерью, и потому так беспокоюсь, чтобы Вы в устремлении Вашем, по неведению, не причинили себе непоправимого вреда. Сердечное устремление к Великому Образу превыше всех физических упражнений. Приложим все наши усилия не к искусственным гимнастикам, но к действенному служению Огненному Сердцу Того, Кто в Кровавом Поту стоит на несменном Дозоре и сейчас стоит во главе Светлых Сил, сражающихся против тьмы. Ведь Армагеддон больше уже не далекое видение, но грозная страшная действительность. Потому так преступны все работающие на разъединение. Неужели люди окончательно ослепли и оглохли и не видят всех угрожающих вестников Великой Битвы! Знаю, что мое первое письмо не ответило Вашему настроению, но я, кому поручено В[еликим] Вл[адыкой] духовное водительство, все очищение Учения, должна говорить и предупреждать о неправильных уклонах.
Теперь о Вашем докладе. Не следует считать труд Сент-Ив д’Алвейдера "Агарта" замечательным и правдивым рекордом. В действительности он посещал Агарту своего собственного воображения и нагромождений Тонкого Мира. Сент-Ив был типичным психиком и медиумом. Потому описания его так расходятся с Истиной. Именно, его Агарта ничего общего с Б[елым] Бр[атством] не имеет. Обманчива область психизма. В Тонком Мире много любителей персонифицировать Вел[икие] Образы.
Также должна сказать Вам, что очень огорчили меня Ваши строки о Е.П.Бл[аватской]. Не Ваше сердце написало их. Я уловила в них отзвук недостойных мнений наших русских теософов. Именно Е.П.Бл[аватская] была Огненной Посланницей Б[елого] Бр[атства]. Именно Она была Носительницей доверенного ей Знания. Именно из всех теософов лишь Е.П.Бл[аватская] имела счастье получить Учение непосредственно от Вел[иких] Учителей в одном из Их Ашрамов в Тибете. Именно она была Великим Духом, принявшим на себя тяжкое Поручение дать сдвиг сознанию человечества, запутавшегося в мертвых тенетах догм и устремлявшегося в тупик атеизма. Именно только через Е.П.Бл[аватскую] можно было приблизиться к Б[елому] Бр[атству], ибо Она была Звеном в Иерархической Цепи. Но все окружавшие ее настолько были ниже этого огненного духа и сердца, что в великом самомнении и самообольщении своем полагали достичь Высот, пренебрегая ее началом, и в зависти своей осуждали, клеветали и поносили ее, все им давшую, все им открывшую. Конечно, все эти самообольщенные гордецы ничего не достигли. Ибо закон Иерархии непреложен. Ни один из окружавших ее не был принят Махатмами в ученики. Для пользы дел Махатмы переписывались с некоторыми из них, но ни одного не допустили до ученичества. Е.П.Бл[аватская] была тем Иерархическим звеном, обойти и пренебречь которым означало осудить себя на полную неудачу. Отсюда все заблуждения Ольк[отта], Безант, Ледбит[ера] и прочих. И теперь, когда последние пребывают в слоях Тонкого Мира окруженные своими почитателями, но, увы, еще дальше от Твердыни Б[елого] Бр[атства], нежели раньше, наша великая соотечественница в своем огненном устремлении, воплотившаяся почти сейчас же после смерти в Венгрии, уже десять лет как прибыла в физическом теле в главную Твердыню и сейчас под именем Брата Х. работает на спасение мира. Так действует Космическая Справедливость.
Е.П.Бл[аватская] была великой мученицей в полном значении этого слова. Зависть, клевета и преследования невежества убили ее, и труд ее остался незаконченным. Последний, заключительный том "Т[айной] Доктрины" не состоялся. Так люди лишают себя самого Высшего. Я преклоняюсь перед великим духом и огненным сердцем нашей великой соотечественницы и знаю, что в будущей России имя ее будет поставлено на должную высоту почитания. Е.П.Бл[аватская] истинно наша национальная гордость. Великая Мученица за Свет и Истину. Вечная Слава Ей!
Теперь о Ваших письмах, адресованных к Н.К. Должна огорчить Вас, но письмо Ваше и друзей не могу переслать, ибо Н.К. находится в постоянных разъездах и, уезжая, просил меня принять на себя эту переписку. Кроме того, я получила Указ от Самого Вл[адыки] принять, за отъездом Н.К., все водительство делами в Европе и Америке. Вы правильно объединяете меня с Н.К., ибо наши сознания объединены в Одном Великом Сознании. Так, о Миссии Женщины я привела свои соображения, одобренные Вл[адыкой]. Конечно, Вы прекрасно выполнили Поручение, и Н.К. будет Вам очень благодарен. Ибо Он так жаждет объединить и найти точки соприкасания со всеми сердцами самоотверженно любящих свою Родину. По натуре своей он великий Собиратель и Строитель. Ведь до войны не было ни одного крупного культурного начинания, где бы он не был избран председателем. Ибо живы были формулы: "Рерих найдет выход из каждого положения", "Рерих видит на Семь Концов", "С Рерихом удача". Да как же и может быть иначе, когда за ним стоит вся Лестница Иакова! Именно, он знает и имеет Высшее Водительство. Он знает, какую силу Света нужно противоставить неслыханному натиску тьмы. Но царящее разъединение среди наших соотечественников, конечно, затрудняет славное строительство. Но как во времена разделения князей и царствования татарщины явился Великий Светоч в лице Преподобного Сергия, так и ныне этот Образ встает на защиту возлюбленной Им страны. Близко время Чуда.
Вы спрашиваете о кольце, данном Вам Н.К.? Связывайте с ним все лучшее и помните, что в древности дар перстня рассматривался как знак доверия; оправдайте доверие Н.К. Знак на обложке книг "Зов" и "Озарение" изображает Храм Духа.
Правильно Ваше осторожное отношение ко всем подходящим. Число последователей Великих Учителей и Учений всегда было малочисленно. Ибо истина медленно проникает в загипнотизированные на протяжении веков сознания. Потому будем помнить качества, а не количество.
И еще раз повторяю, лучше привлекать сейчас молодых к культурно-просветительным идеям Н.К., оставляя Учение для нескольких избранных. Ибо, собирая вокруг имени Н.К., вы исполняете великую работу во славу объединения Родины.
О "Чаше Востока" коснусь и в моем письме к Мих[аилу] Ник[олаевичу], ибо он с таким возмущением пишет о ней. Но Вам хочу сказать, известно ли Вам происхождение этой книги? Знаете ли Вы, что Махатма на Востоке означает Великая душа – Душа, завершившая свой земной путь и работающая на пользу Мира. Потому неуместно утверждать, что Махатма не любит христиан, ибо Махатма, вмещающий в себя всё знание, не будет сектантом. Также, если Вы внимательно и без предвзятости прочтете Письмо о Боге, Вы увидите, что Махатма именно отрицает и говорит против кощунственного человеческого представления Личного Бога, жестокого и несправедливого, карающего вечным проклятием еретиков и оправдывающего все злодеяния, совершаемые в прославление Его. Такого Бога Махатмы, истинно, не ведают и не почитают. Но назвать книгу эту атеистической нельзя, ибо как могут Они, провозглашающие Бессмертие Духа и Сами достигшие Его, иметь что-либо общее с мертвящим атеизмом! Но Вы правы, книга эта не по сознанию еще. Потому я указала не посылать Вам ее. Но вас, родная, прошу – не произносите осуждения Махатмам. Велико будет Ваше изумление и, скажу, огорчение, когда Вы узнаете, Кто в действительности есть Старший Махатма. Великие Облики имеют много Аспектов и Имен. Так, приведу Вам из книги "Сердце" конец параграфа 21:
"Кроме того, избегайте споров о бесспорном. Удивлялся недавно спору между последователями Жанны д’Арк, Сергия (Радон[ежского]) и Моисея. Каждый уверял, что его Предстатель не согласуется с другим. Между тем, зная Истину, прискорбно было слышать эти выдумки, сочиненные для разъединения. Пусть не вместе, но хотя бы не бились лбами, ведь рога вырастут!" Может быть, Вам эта мысль не совсем еще ясна. Но вдумайтесь. И не осуждайте и не клевещите на Махатм, ибо Махатмы, писавшие письма эти, пребывают в Бел[ом] Бр[атстве]. Всякое сектантство пагубно для духовного развития. Можно и должно избрать себе Высший Образ, к которому больше открыто сердце наше, но, избрав Его, мы не имеем права порицать Другой Облик, ибо, истинно, Он может оказаться Тем же Самым. Так, православные христиане, поносящие Великого Аватара Вишну, Бхагавана Кришну, написавшего Бхагавадгиту, поносят тем самым Вл[адыку] Сергия Радонежского. И много таких примеров могу привести Вам. Истинно, только Махатмы, и тем более Старший Махатма, знают Истину.
В заключение прошу Вас, родная Вера Александровна, не сетуйте на мое послание, может быть, и суровое, но сердце мое так наболело, видя, как мало число тех, кто понимают те грозные времена, через которые мы проходим. Не понимают, что, истинно, пришел час последний для многих, и все еще продолжают ползти во мраке невежества, находя противоречия там, где их нет, видя всюду рога дьявола и печать Антихриста, ибо сознание их не может оторваться от пут земных, не может мыслить самостоятельно, но слепо толчется в ограде, созданной призраком Угрозы Вечного Проклятия "Милосердного Бога". Истинно, как сказано, "не отмыть водами Урдара и Урувеллы всех пятен на Одеждах Христа и Будды от кощунственных прикосновений!" Поверьте, дух инквизиции еще силен, и если бы Христос появился сейчас на Земле, то Ему не миновать было бы если и не распятия и костра, то суда Линча и, в лучшем случае, пожизненного сурового заточения с клеймом Антихриста. Хорошо перечесть "Инквизитора" Достоевского.
Родная Вера Александровна, передайте мою сердечную ласку Галине Витавской. Письмо ее, искреннее и задушевное, очень тронуло меня. Пусть хранит, как сокровище, огонек признательности к Вам, указавшей ей путь и приобщившей ее к учению Света, давшему полет и радость духу ее. Преданность есть редчайшее качество и скорее всего приведет к цели. Пусть укрепляется в Учении Света, и если у нее есть какие сомнения и недоумения, я с радостью постараюсь разъяснить их; так важно рассеивать их в самом начале появления их. И если духу ее близко великое понятие преданности, она должна выписать из книг Учения все, что сказано об этом царственном качестве, и часто перечитывая эти строки, она еще больше укрепится в этом проявлении истинной духовности. Сказано в Учении: преданность есть основа духовности. Елизавете Константиновне хочу сказать, что я звала готовиться к принесению всех своих способностей и сил, прежде всего, на служение нашему народу. Ибо время не за горами, а за плечами, когда каждая интеллигентная помощь будет так необходима. А подготовка маленьких книжечек, собранных по темам, взятым из книг Учения, с некоторыми пояснениями, была бы так своевременна и полезна. Когда наступит срок, можно будет и напечатать их. Я с радостью сама взялась бы за этот труд, но я завалена работой, а между тем это так неотложно нужно. Трудно себе представить тот духовный голод, который проснется и уже пробуждается в народе, и наша обязанность будет утолить его, давая ему истинно прекрасное и жизненное Учение Жизни. Конечно, нужно избрать темы самые близкие и понятные, как, например, тема об учителе вообще, о преданности, о добросовестности, о подвиге, об основах Иерархии и т.д. Так важно вкоренить в народ уважение к знанию, к каждому учителю как носителю света и успеха в жизни. Вы уже имеете и имели учеников, Вам должно быть это близко.
Вам, родная Вера Александровна, шлю мою духовную помощь в трудный час и надеюсь, что Вы примете во внимание Совет Вл[адыки] и мой, имеющие в виду Ваше здоровье и духовное продвижение. Если будут какие затруднения, не стесняйтесь запросить, сердце мое всегда готово ответить.
Всего светлого и радостного.
Духом с Вами,
Елена Рерих.
"264. Человечество придает значение лишь тем понятиям, которые укладываются в сознании посредственности, ибо оно облекает в своем сознании каждую форму соответственно. Почему же не привились все Высшие Понятия? Почему же столько искажений? Почему же так много умалений? Ибо, истинно, дух человеческих исканий и устремлений обращен вниз. Но задача Нового Мира – пробудить сознание и вернуть Миру предназначенный Облик Красоты. Творчество духа должно напрягаться именно к восхождению. Именно, не низводить Высшее, но подымать. Потому первым условием будет – творить Образ Божий по-Божественному. Когда человеческое сознание перестанет изображать Божественность по-человечески, тогда достижения духа будут огненны".
Примечания