08.10.1936 (Письма Е.И.Рерих А.М.Асееву т.1)

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск
Информация о письме
  • От кого: Елена Рерих
  • Кому : А.М.Асеев
  • Дата : 08.10.1936
  • Издание: Сфера

8.X.36

Дорогой Александр Михайлович, отвечаю на Ваши три письма от 19-го августа, 26-го сентября и 7-го октября. Спасибо за все присылки и письма Ян[ушкевича]. Прилагаю и мое письмо к нему, на которое еще не имею ответа, ибо наши письма разошлись. Как уродливо сложилось дело с переводом книг Ж[ивой] Эт[ики] на польский язык! В конце концов, ни один из трех переводчиков не знает, какую же книгу он собирается перевести и издать. Ян[ушкевич] намеревался издавать "Беспредельность", теперь без нашего разрешения, видимо, передает это право г-ну Лис[овскому], а сам занялся переводом книги А[лександра] Ив[ановича] Кл[изовского]; и, не закончив последней, уже испрашивает новое разрешение на перевод "Чаши Востока" и "Общины". Не лучше обстоит дело и у Б[олгарии]. Викт[ор] М. до сих пор не знает, какую книгу из двух частей "Л[истов] С[ада] М." издать первой, хотя я определенно советовала ему начать с "Зова". Нужно во всем соизмерять свои силы и возможности. Кроме того, у нас есть основание не доверять сейчас той стране.

Могу себе представить обстановку, в которой Вам пришлось провести тяжкий летний месяц! Понимаю, что и встречи с некоторыми членами Бр. А. А. принесли Вам если и не огорчение, то все же известную долю кислоты и затхлости. Я не очень верю в сдвиги сознания, о которых Вы пишете. Что же касается до В[еры] Ал[ександровны], то, конечно, ее дело почти безнадежно. Охотно оставила бы ее в покое и не тревожила бы своими письмами. Но ведь мои письма – только ответы на ее запросы. Я всегда стараюсь отвечать на письма. Последнее ее послание было от апреля, и Вы имеете мой ответ на него. Вероятно, она разочаровалась также и в ответе Н.К. на ее длиннейшее обращение к нему, начинавшееся, как всегда, от печки все теми же устрашениями и страхами. Но там, где страх, там не может быть и продвижения. Потому лучше оставить ее в покое и не обсуждать с нею никаких вопросов по Учению. Между прочим, не слышали ли Вы, где сейчас Мария Андр[еевна] Ведр[инская]? Не могу найти ее последнего адреса, куда-то заложила ее письмо, а запрашивать о нем В[еру] Ал[ександровну] не хочу, чтобы не вызвать письма. Может быть, Вы осторожно узнаете от нее местопребывание Ведринской, может быть, и я еще найду милое письмо от М[арии] А[ндреевны].

Странно звучит "Оккультно-эзотерическое" объединение! Ведь именно эзотеризм исключает всякую широковещательность, что неизбежно при многочисленном объединении. Впрочем, сами объединители, вероятно, прекрасно понимают, что ничего эзотерического у них нет, потому нет и опасности в таком многообразном объединении.

Должна сказать, что мало светлого вынесла и из Вашего описания Ваших новых сотрудников, как Вы величаете их, – гг. Бр. и Стр[андена]. При чтении описания кормления комара мне хотелось спросить этого непротивленца, бывал ли он в местностях, где комар, или так называемый гнус, заедает целые стада или же ввергает целые местности в эпидемию жестокой малярии? Так ли добродушно отнесся бы он к укусам этих "дружков"? При этом вспомнился мне и еще один теос[офский] рассказ одного очевидца-американца, жившего под Бостоном рядом с домом полк[овника] Олькотта. Каждый вечер он наблюдал следующую сцену: вооружившись фонарем, полк[овник] собирал гусениц в своем саду, но, так как по своему убеждению он не мог убивать никакой твари, то, собрав изрядное количество их, он тушил фонарь и затем тихонько выбрасывал их через забор в сад соседа! Часто мы жалеем комара и гусеницу, но не задумываемся нанести самую тяжкую рану словом и делом своему ближнему. Подобную несоизмеримость можно наблюдать среди многих и многих приблизившихся к Великим Заветам. Будучи сами мертвыми, они усваивают лишь мертвую букву всех Великих Учений. Впрочем, все это, может быть, лишь очередные теос[офские] анекдоты! Но мерзкая сплетня, рассказанная женою г-на Стр[андена], добавила еще больше тошнотворного элемента лицемерия ко всему этому безвкусию. Иногда делается больно до слез от количества безобразия около самых светлых понятий! Именно, иногда кажется, что можно задохнуться от этой слизи лицемерия, дешевого сентиментализма и ужасающего безвкусия, во-первых, во-вторых и в-третьих.

Может быть, г-н Стр[анден] и очень хороший человек, но должна признаться, меня затошнило при чтении этого знакомого стаффажа,[1] принятого в т[еософском] обиходе. Книг его я не читала и никогда не слыхала о них.

Дорогой Ал[ександр] Мих[айлович], очень опасаюсь я другого Вашего нового знакомого - г-на Бр. Не называйте их сотрудниками. С черносот[енцами] Вам не по пути. Не следует отягощать сборник некоторыми именами. Известные основания должны быть соблюдаемы. Конечно, вторая Ваша встреча с г-ном Л. интереснее. Но напрасно думает он, что вопрос о перевоплощении никогда не разбирался на Соборах. Даже в "Брит[анской] Энциклопедии" приведено решение Второго Конст[антинопольского] Собора по этому вопросу. Прилагаю Вам выписку. Много правильного говорит он о Родине. Заря загорелась. Чудеса Преподобного насыщают и торопят сдвиги сознания. Все события в мире послужат лишь на пользу. Потому радость живет в сердцах наших.

Пророчество Толстого постараюсь найти среди своих бумаг. Конечно, сейчас его не следует опубликовывать, хотя оно довольно хорошо известно и проникло даже за границу.

Теперь, очень просим Вас, дорогой Александр Михайлович, быть крайне осторожным и с оккультн[ым] центром в Шанхае. Вообще остерегайтесь всяких нечетких подписей. Ведь если там главным заправилом Петерец, известный провокатор, то можно себе представить, чем это пахнет. По последним сведениям, этот тип является инспиратором г-на Сальн[икова]. Мы лично никого из этого Общества не знаем и советуем Вам проявить самую большую осторожность. Темные силы, именно, проникают в подобные группы, чтобы разлагать и вышивать свои узоры. Распознавание ликов необходимо. Конечно, в жизни приходится иногда работать и с предателем, но нужно знать, что он предатель. Очень просим Вас, явите зоркость.

Нахожу, что статья Писаревой о Блав[атской] неплоха. Но считаю лучшими свидетелями значения и гениальности Е[лены] П[етровны] ее литературные труды. Потому хорошо бы в Вашем сборнике время от времени помещать ее небольшие статьи, изданные Адиаром отдельными памфлетами, как, например: "Космический Разум", "Основы Ритуализма в Церкви и Масонстве", "Субст[анциональная] Природа Магнет[изма]", и т.д. Закажу их для Вас. Примите их как подарок от меня.

Конечно, Вы правы, что Ел[ена] Ф[едоровна] стара, и при ее слабом зрении вряд ли она может сейчас заняться большим трудом. Так, она прислала нам свои воспоминания о теос[офском] движении в России, должна сказать, что читались они без интереса. Мы ставим ее много выше А.А.К[аменской], но часто приходится задаваться вопросом, почему всем им так недостает чувства Красоты? Без осознания Красоты не продвинуться в Новой Эпохе. Так, на Родине начинают твердить о необходимости внесения в жизнь Красоты. Это тоже Чудо Преподобного, сознание масс направляется по руслу Красоты. Помните, как сказано о Красоте в Учении. Именно понимание Красоты ставится Владыками превыше прочих достижений. Человек, остро чувствующий красоту, и в своей жизни будет проводить ее. Он будет царем Духа.

Так в Новой Эпохе по Красоте будет мерило. Конечно, истинная Красота очень отличается от условного и стандартного понимания ее. Так, роскошь будет антиподом Красоты. "Осознание Красоты спасет мир".

Теперь другое. Все Ваши расследования относительно несчастной безумной девушки полезны для Вас, ибо они еще раз показали Вам, чего стоят все показания медиумов. По-моему, эта девушка еврейка, но, может быть, не из Польши, а из Латвии. Аура ее показывает самые тяжкие знаки, и совсем поправиться она не может. Сомневаюсь также в ее интеллигентном происхождении. Родственников ее я не стала бы разыскивать, ничего хорошего не принесет. Конечно, соображения о безнадежности ее состояния оставьте для себя, иначе, по человеческому обычаю, лица, заботящиеся сейчас о ней, могут утратить интерес в ней, и положение несчастной ухудшится.

Вы правильно поняли смысл слов Вл[адыки] М. Именно Махатмы знают, когда что нужно дать человечеству. Так и срок опубликования "Чаши Востока", как и каждой книги, был Указан точно. Причем "Чаша Востока" была напечатана в трех тысячах для самого широкого распространения, но некто, обуянный страхом, запрятал ее. Вы теперь понимаете, как жалки все невежественные возмущения! Также и тип обложки всех книг Ж[ивой] Э[тики] Дан, потому все издания должны соблюдать в точности как Знак, цвет, формат, так особенно и год, поставленный на оригинале, ибо это имеет особое значение. Об этом я уже написала В.М.Сеп[левенко], надеюсь, что он не успеет внести предположенных им изменений в свое издание.

Присоединяюсь к Вашему заключению относительно обращения А.А.К[аменской]. После всех писем Н.К. к Писаревой, которые та получила в то время как у нее отдыхала А.А.К[аменская], эта духовная вод[ительница] не нашла в себе ни мужества, ни великодушия признаться в своем заблуждении и лишь соблаговолила прислать нам свое обращение, но, как подчеркивает Е[лена] Ф[едоровна] в собственноручном писании (!!), мания величия не совместима с духовным водительством.

Спасибо за книгу Болдырева, прочту ее при ближайшей возможности. Вы знаете, что я сейчас заканчиваю последнюю корректуру "Т[айной] Д[октрины]" перед отсылкою ее в Р[игу] для печатания. Но очень прошу оставить это сведение для себя, ибо иначе некоторые лица начнут вредительствовать. Пусть кричат, когда книги уже выйдут на свет.

Вы правы, мы встретимся с Вами в избранной стране. Пусть все Ваши лучшие и самые светлые мысли летят туда, где творится великое возрождение. Ничто не может изменить сужденного. Что же касается до завещанного Вами праха, то гораздо больше вероятий, что Вам придется присутствовать при развеивании моего над пустынями Азии.

Прочла сердечное письмо Раисы Михайловны, передайте ей мой самый горячий привет. Так, шлю Вам все мужество, и бодрость, и готовность к труду на пользу великой Родины.

Всего самого радостного.

Духом с Вами,

Е.Рерих.

Прилагаю мое письмо к Тар[ло-Мазинскому] о "Солн[ечном] Пути" Рудн[иковой] и последнее письмо к Ян[ушкевичу], также статью Н.К. "Оборона". С благодарностью возвращаю и статью Ел[ены] Ф[едоровны] П[исаревой].

Из "Брит[анской] Энцикл[опедии]"[1]: "Постановление Второго Константинопольского Собора таково: "Кто бы ни придерживался мифической доктрины предсуществования души и вытекающего из нее удивительного мнения о ее возвращении – да будет ему анафема". Таким образом с 553-го года доктрина повторного рождения официально стала "ересью" в христианстве. До этого терпимость Церкви и Соборов сохранялась исключительно сторонниками гностического христианства".


Примечания



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно