10.04.1939 Николай Рерих Рихарду Рудзитису, Гаральду Лукину и Ивану Блюменталю

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Версия от 17:10, 3 апреля 2010; Zero (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Информация о письме
  • От кого: Николай Рерих
  • Кому : Рихарду Рудзитису, Гаральду Лукину и Ивану Блюменталю
  • Дата : 10.04.1939
  • Издание: Лотаць, 2000

Николай Рерих Рихарду Рудзитису, Гаральду Лукину и Ивану Блюменталю

10-АПР-1939

Родные наши!

Очень медленно поправляется Елена Ивановна. Уже с февраля Вы знаете о её необычно тяжёлой болезни. Теперь она уже встала с постели, но всё ещё появляются признаки продолжающегося процесса. Приходится очень беречься, и мы все просим её не утомляться. Конечно, по природе своей Елена Ивановна не может жить в бездействии, и тем большая встаёт необходимость, чтобы избежать утомления и возможности простуды – ведь инфлюэнца, которая нас всех здесь сурово посетила, особенно тяжка в этом году по своим последствиям.

Очень прискорбно слышать о состоянии Клементия Станиславовича – неужели врачи не дают достаточных наркотиков, чтобы пресекать страдания. Конечно, если существует предположение о перевозке в соседнюю страну, то, может быть, перемена климата иногда даёт облегчение. Но ужасно подумать, если нужно везти больного при таких ужасающих страданиях. Если пантопон недостаточен, то ведь существуют же более сильные препараты. Я уже писал, что Борис Григорьев более месяца находился под полным наркозом. Если есть какая-либо возможность уменьшать страдания, то в некоторых тяжёлых случаях это необходимо сделать.

Удивительно слышать, что даже историческое исследование о Граале для кого-то является сектантством. После этого каждое исторически-философское исследование – о Конфуции, о Лао-цзы, о Кришне, о Египте, об Элладе для кого-то будет сектантством. Религиозных книг наше Общество никогда не печатало – ведь все изданные книги представляют научно-философские и этические изложения. Вообще нужно всячески пресекать какие-то невежественные умозаключения о сектантстве. Каждое сектантство есть нечто ограниченное, а между тем свободная философская мысль именно не может быть ни предрассудочной, ни ограниченной. Конечно, если останется одно издательство Угунс, то это нисколько делу не помешает. Очень интересно, было ли регистрировано общество «Божественной Жизни», где участвует Плаудис. Именно там, ещё возможно, были бы какие-то недоумения о сектантстве.

Пожалуйста, будьте очень осторожны с Тигерстедтом. Письма его производят ненормальное впечатление. Он прислал нам фотографию каменного пресс-папье в виде книги с инициалами М. Ч. Такие пресс-папье (вероятно, из цветной яшмы) нередко делались на уральских заводах приблизительно в 60–70-х годах прошлого столетия. Не знаем, при каких обстоятельствах это пресс-папье было передано в Ялте г-ну К.Холму, но если даже допустить, что это был обычный аппорт[1] на спиритическом сеансе, то всё же это будет чрезвычайно далеко от того, о чём предполагает Тигерстедт. Во всяком случае, это пресс-папье ничего общего с тем камнем, о котором предполагает Тигерстедт, не имеет. А что касается до кажущихся рисунков на камне, то яшмовые многоцветной породы иногда бывают полны всякими очертаниями. Во всяком случае, советую считать Тигерстедта возможным покупателем книг, клиентом магазина, но во избежание компликаций[1] не усложняйте сношения с ним. В своём последнем письме он сообщил о каком-то журнале Ари, но, по-видимому, и это несерьёзно.

Г.Г.Шклявер пишет, что в каталоге латышской выставки в Париже несколько художников значатся учениками Школы Общества поощрения художеств. Интересно бы расследовать, как эти лица к нам относятся, до сих пор в разных странах мне приходилось встречать лишь симпатичное отношение наших бывших учащихся. Виолье из Литвы дал два адреса финских художников[1] – бывших учеников нашей школы, но я их не помню, – может быть, не мешает им послать листовку о монографии и вообще каталог магазина. Кстати говоря о каталоге – выслали ли Вы в Палгат 250 экземпляров каталога магазина для включения его в летний номер Фламмы. Каталог ведь был приложен в прошлом году, и потому его не мешает повторить и в этом году, ибо некоторые подписчики новые. Если бы оказалось, что каталог почему-либо не был выслан, то, пожалуйста, сейчас же пошлите в Палгат и скажите нам, в какой именно день он выслан.

Какие движения происходят около монографии? Мировые события идут настолько густо, что всякому культурному явлению приходится напрячь все силы, чтобы пробиться среди мировой сутолоки. Г.Г.Ш. писал о том, что Зеелер запинается о двух авторах монографии. В этом чувствуется какая-то отговорка, ибо и книга Иванова, и оттиск английского перевода Голлербаха он имел уже раньше и против них никогда не возражал. Также их знали и Руманов, и Ремизов, и все прочие, кому, вероятно, Шклявер их показывал, и никаких пререканий при этом не возникало. Спрашивается, почему же сейчас Г.Г.Ш. поминает о каких-то нелепостях. Да и вообще, наш путь ни в коем случае не зависит от старых предрассудков. И.Г.Блюменталь приблизительно по этому же поводу отлично намекал в своих письмах. Вполне присоединяемся к его мнению, что помянутый им Златоглав вызывает прискорбные размышления.

Рихард Яковлевич кончает своё письмо от 1 апреля радостной припиской о семейном событии – пожелаем, чтобы новопришедший дух следовал высокому учению жизни по стопам родительским. Новоприходящие спешат на земной план среди всех мировых смятений. Пожелаем, чтобы их поколение уже приобщилось к новому строительству.

Адреса Георгиева мы не имеем. Странно, что он, будучи доброжелателен, не сообщил его ни Вам, ни нам.

Да будет Вам всем светло.

Сердцем и Духом,

Н.Р.

_______

Примечания



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно