10.06.1939 Е.И.Рерих Р.Я.Рудзитису

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск
Информация о письме
  • От кого: Е.И.Рерих
  • Кому : Р.Я.Рудзитису
  • Дата : 10.06.1939
  • Издание: МЦР, 2006

Е.И.Рерих – Р.Я.Рудзитису

10 июня 1939 г.

Дорогой Рихард Яковлевич, получила Ваше письмо с вложенными письмами. Ознакомившись с ними, вижу, что сейчас не только писать, но и беседовать с этими лицами безнадежно и, следовательно, бесполезно. Пусть время, этот великий трансформатор и целитель, поработает и в этом случае. Потому прошу Вас, родной Рихард Яковлевич, передать г-же Либерт и г-ну Маркову, что я получила страницы ее дневника и письма ко мне, также и письмо г-на Баруна со всеми их примечаниями и, прочтя внимательно весь этот материал, поняла, насколько прочно установились их убеждения, потому могу лишь сказать им – поступайте согласно вашей совести. И на этом, дорогой Рихард Яковлевич, поставим точку. Очень советую и Вам не погружаться в эту тину, предоставим им решать свою судьбу. Они имеют все книги Учения и должны знать, что приобщившийся к Учению сердцем, а не на словах, умеет ставить долг выше личных чувств. Именно истинный последователь Света будет вести постоянную борьбу со своими чувствами, иначе какое же совершенствование возможно? Самоудовлетворение всегда и всеми учениями почиталось за самое низкое чувство. Так, давно указано, что злейшие враги человека – его необузданные чувства и желания. Эта истина таковой и остается на все времена.

Жалею, что г-н Барун прочел своему зятю мое доверительное письмо к нему. Это большой урок и мне. Отныне буду еще осмотрительнее в своих выражениях. Г-жа Либерт и г-н Марков очень оскорбились моим определением их чувств как разнузданных. Но можно было бы напомнить им, пересыпающим свои письменные излияния ссылками на Учение, обращениями и признательностью к Великому Владыке «за посланный им дар любви» (!!), что в древние времена ни один ученик не допускался к следующей степени познания, пока узда дисциплины не лежала на всех его чувствах. Так г-жа Либерт в своих письмах яро возмущается против всякой лжи и лицемерия, но следовало бы ей самой припомнить некоторые страницы ее дневника и задуматься, не было ли той же лжи и лицемерия в ее поступках и писаниях?

Видимо, они очень опасаются изгнания из Общества, а также лишения их Портрета. Могу Вам предложить оставить вопрос их пребывания в Обществе тоже на их совести. Что же касается до Портрета, то ведь он печатается во многих книгах, и раз его можно купить, то и об этом не слишком печалуйтесь. Просто вынесем из происшедшего урок и для себя. Будем еще осторожнее в нашей оценке людей, главное, чтобы, являя доброжелательство, в то же время не переоценивать их. Пусть сначала на деле и в серьезных и трудных случаях докажут свое истинное прилежание к Учению Света.

Знаю, родной Рихард Яковлевич, как неимоверно трудно сотрудничать с людьми. Почти все ожидают однобокого сотрудничества, именно со стороны сотрудника, а не от себя. Знаю, как мало, даже из самых обещающих и, казалось бы, вполне преданных Учению, могут пройти все испытания, которые жизнь особенно щедро подставляет во время Армагеддона. Знаю всю обидчивость некоторых сотрудников, эта обидчивость с их стороны простирается и на меня, которая будто бы не знает истинного положения вещей. Воображения не хватает понять, что я могу знать от Великого Владыки о них даже больше, чем сами они о себе. Сердце их молчит и не подсказывает о Зорком Глазе над совершающимся вокруг дел. Обидчивость – одно из самых трудно изживаемых чувств. Она пресекает продвижение и отрезает многие возможности. Все обидчивые люди обычно неудачники. Обида, как ржавчина, выедает лучшие чувства. Они носятся со своей часто лишь воображаемой обидою и незаметно для себя суживают свой горизонт и теряют всякую соизмеримость. Обидчивость, грубость должны быть изжиты всеми истинными последователями книг Учения.

Теперь о непротивлении и противлении злу. Конечно, Вы правы, что часто трудно провести границу между личным и общим достоянием. Именно, чем выше сознание человека, чем больше гармонии между его мыслями и действиями, тем незаметнее становится такая граница. Человек, исполняющий свое истинное назначение и несущий доверенную ему миссию, подымается над ограничениями понятия личности, он настолько космически связан с общим благом мира, что становится как бы пробным камнем для сознания человечества. Но необходимо допускать некоторое различие между носителями разных миссий. Так духовный Учитель, неся провозвестие высшего Блага, высшей Мудрости, выказывает противление злу каждою мыслью, каждым словом и каждым действием, воплощающим это слово. И такой Учитель, провозгласив, что зло не может быть прекращено злом, но лишь добром, не будет силою сопротивляться насильникам, ищущим его личного погубления. Именно противление злу может принять, как Вы пишете, иную окраску, но он будет защищать и свое Учение, и своих собратьев силою убеждения.

Но носитель миссии вождя и строитель государства должен уже приноравливаться к условиям, доступным данному народу, и тут мы видим, с одной стороны, всевмещение, с другой, ограничение, обусловленное той ступенью сознания, на которой находится большинство. Так, если строитель за каждое зло будет платить добром или не будет противиться злу, то из строителя жизни и государства он окажется вреднейшим попустителем и, следовательно, соучастником многих преступлений. Потому строитель жизни должен придерживаться мудрого изречения Конфуция – «За добро плати добром, а за зло – по справедливости».

Читали ли Вы книгу В.Булгакова «Толстой как моралист»? Книга эта написана прекрасно и показывает этапы духовного пути великого человека. Ясно, что в конце своей жизни, ознакомившись с теософическим учением, Толстой отошел от многих своих ранних положений. Несомненно, его первые проповеди о непротивлении злу были им недостаточно продуманы, и методы, им провозглашенные, в некоторых случаях (например, отказ от несения воинской повинности) принесли немало несчастий без всякого положительного результата. Но ведь зашита своего народа во всех древних учениях и религиях считалась высшею добродетелью. В древности кшатрии, воинствующая каста, считалась наивысшей, именно к кшатриям, стоявшим во главе государства, приходили и отшельники учиться мудрости, отречению и самоотверженности.

Как Вы правильно замечаете, и сам Толстой мог придерживаться непротивления только теоретически. В действительности ни один великий Учитель никогда не проповедовал непротивления, как оно понимается сейчас. Все они говорили против насилия, но всеми фибрами своего существа противились каждому злу. Непротивление, как принято его понимать, сводится к малодушному бездействию, умалчиванию и уползанию. Многие базируются при этом на евангельском речении, которое, как Вы знаете, искажено. Много изменений, добавлений и исправлений допущено было ревнителями христианской религии в канонизированных евангелиях. История сохранила некоторые рекорды такого выбора. Но постепенно исследования и труды многих ученых и нахождения утерянных текстов, также и более тщательный перевод сохранившихся текстов на арамейском языке, прольют добавочный свет на многие затемненные места в Евангелиях.

Так и Ганди в своем последовании за Толстым впал в то же заблуждение, и уже не раз суровая действительность принуждала его отойти от этой нежизненной формулы и действовать обратно (во время великой Европейской войны). Но сейчас в одном из своих последних интервью в местных газетах в связи с агрессией против Чехословакии Ганди дошел до такой степени абсурда, что советовал всем чехам бросить оружие и просто устлать своими телами всю границу своей земли, ибо он уверен, что ни один солдат неприятельской армии не переступил бы через такую живую преграду!! Но не думаете ли Вы, что, хотя и понадобилось бы немало времени и большое количество перевозочных средств, чтобы обобрать эту живую добычу, германцы прекрасно справились бы с этою задачею? Между прочим, прочтите в § 57 из «Общины» последнюю фразу, она относится к Ганди.

Увы, даже большие люди в применениях ими известных формул забывают о великой ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ, царствующей в Космосе. Одна и та же формула, примененная к разным случаям и в разных обстоятельствах, может быть строительной и разрушительной соответственно.

Вы спрашиваете, кому можно продавать «Письма», когда они выйдут? Конечно, они могут быть распространены среди членов Общества как в Риге, так и в других странах.

Теперь откровенно скажу Вам, что, прочтя Предисловие, мне стало не по себе, взят слишком большой масштаб и, к сожалению, не упомянуты хотя бы еще несколько имен современных деятельниц вроде Философовой, Пушкиной и Е.Писаревой и прочих. Знаю, что давшему материал хотелось запечатлеть лучшие слова, но виню себя, что сама не отнеслась с достаточным вниманием к этим страницам. Это предисловие будет красным платом для многих, так же как и статьи в Монографии. Между прочим, хотя я и знала природу А.Бенуа, но все же не ожидала, что после всех тех писем, в которых он изливал Н.К. свою душу и до самого последнего времени, он решится на закате лет на такую вероломную проделку. Не он ли только что уверял, что с удовольствием написал бы статью об искусстве Н.К.? Все та же старая многолетняя зависть вылилась в его неприличной статье, появившейся в «Последних Новостях». Саша Бен-Уя, как его называли друзья, получив Монографию и прочтя статьи, не выдержал, и вся старая накипь поднялась со дна души. Ведь зависть эта зародилась еще на школьной скамье и с годами росла в интенсивности. И лишь то обстоятельство, что Третьяков, Дягилев и Серов открыто встали на сторону Н.К., также и его явные художественные успехи за границей принудили А.Бенуа к вольтфасу, выразившемуся в его статье к большой русской Монографии Н.К. Тяжко переживал Бенуа избрание Н.К. директором Школы Императорского Общества Поощрения Художеств, а также и в президенты «Мира Искусства», обстоятельство, которое он всячески старается замалчивать. И тот факт, что картины Н.К. больше других расходились в России, тоже немало способствовал этому кипению низших страстей в душе Бенуа. Особенно поразительно его самомнение в том, что он не может больше молчать и «должен поставить вещи на место»! Итак, самое прекрасное, касающееся духовной жизни и творчества Н.К., вызывает наибольшую пену злобы темных.

Родной Рихард Яковлевич, получение Вашей работы о Великом Братстве будет для меня большим праздником. Как Вы себя чувствуете, что Ваша милая семья? Вероятно, скоро пришлете мне новые карточки Ваших девочек.

Хотя нагнетение велико, будем хранить спокойствие и торжественность. Многие тяжкие ощущения рождаются сейчас из токов. Радуюсь бодрости духа Клементия Станиславовича, передайте ему мой самый сердечный привет. Конечно, страницы «Надземного» дадут ему новые мысли и представления о Тонком Мире.

* * *

В одном из писем я уже писала, что считаю брак понятием священным, а также, что никогда не брошу камнем в женщину, ради беззаветной любви пренебрегшую установленными обычаями, но при условии, что она не строит своего счастья на несчастье других. Мне кажется, что сказано достаточно широко, и вдаваться в дальнейшие разъяснения всех случаев, когда возможно нарушение обычаев, мне не хотелось бы. Ведь каждый благоразумный человек отлично понимает значение нерушимости брака и гармонии семьи для подрастающего поколения и в государственном строительстве. В Учении указано, что семья есть прообраз государства. Благосостояние и благополучие государства покоятся на прочных устоях семьи.

Если же привести самые незыблемые космические истины, устанавливающие нерушимость брака, то большинство именно воспользуется этими возвещенными истинами для оправдания его нарушения. Так, если подтвердить им, что сокровенность и нерушимость брака имеет в основании великую истину о половинчатых душах, они тотчас же с облегченной совестью устремятся на поиски принадлежащей им половинки и обязательно найдут ее у чужого очага. Немало таких, которые все свои увлечения объясняют космическими влечениями. Разве возможно этим людям пояснить, что именно чистота их брачной жизни скорее всего приблизит их к нахождению созвучной души? Если им сказать, что при разнузданности нравов половинчатые души испытывают особо острый антагонизм к друг другу, они не поверят и возмутятся. Между тем, лишь при чистоте чувств возможны наипрекраснейшие сочетания и лучшие возможности. При нравственном падении современного человечества созвучное сочетание – явление редчайшее среди редких, но лишь тогда возможны и величайшие достижения во всех мирах...

Потрясающе наблюдать, с каким легкомыслием люди подходят к Учению, требующему от них самого серьезного, самого углубленного отношения ко всем жизненным вопросам при осознании своей полной ответственности не только за каждое действие, но и за каждую мысль. Живая Этика, выдвигая прежде всего нравственные устои, требует и полного осознания ответственности, исполнения долга и всех принятых на себя обязательств и честности во всем и ко всем. Каждая ложь, каждый обман, каждое лицемерие сурово осуждается. Человек, вступивший на путь Учения Живой Этики, должен отдавать себе отчет во всех своих поступках и должен знать, что нарушение им нравственных основ повлечет за собою усугубленные для него последствия, ибо он не может уже сказать, что он поступал в неведении.

Итак, чистота брачной жизни есть непременное условие для всех истинных учеников. Как можно прикасаться к светлым Заветам, если душа полна необузданных чувств?! Один из Учителей говорит, что «в древние времена мастер, очищавший серебро, должен был сидеть перед тигелем, в котором находилась расплавленная масса металла, до тех пор пока он не увидит своего лица отраженным в очищенном металле. Улучшитель человеческого существа – закон эволюции – утончает грубые формы жизни согласно совершенному образцу и должен довести эти формы до той точки развития, когда этот образец будет отражен в каждой органической клеточке этих форм – во всех условиях, состояниях, физических, ментальных и духовных, – и огонь, т.е. нагнетение, напряжение и страдание, является единственным рычагом, посредством которого масса – человеческая раса – может быть поднята из тигеля. Физическая субстанция должна быть поднята в свет субстанции высшей ментальности, где отказ от всякой привязанности к низшим состояниям субстанции, страстям, сделает возможным проявление более утонченных, усовершенствованных духовных форм.

Ни один благоразумный человек не может не увидеть великую необходимость в изменении методов заключения брака и некоторых положений в существующих сейчас брачных законах, если только мы желаем увидеть лучшую расу человеческих существ, идущую на смену нашей. Но отвергание настоящих брачных законов, и сознательное низвержение идеалов, и признание беззакония, которое главенствовало в допотопные времена, могут иметь лишь один результат – дегенерацию. Человечество не обретет силы и знания отходом назад, в глубь веков, лишь очищающее поступательное движение создает эволюцию. Потому образование и воспитание должны быть направлены к нахождению правильного сочетания брачующихся сторон, и единобрачие должно быть установлено вместо существующего беспорядочного полового смешения...

Хороший садовник, желая вырастить прекрасный цветок определенного семейства, собирает семена или берет прививку от лучшего образца избранного вида и комбинирует с другим той же семьи, и, когда он получит таким образом усовершенствованный вид, он старается не смешивать его семена с более низкими представителями того же семейства. Те же законы приложимы и к человеческой расе. Потому никакие возражения не могут сделать из того, что в обиходе называется "половой свободой", нечто другое, нежели свободу для удовлетворения низших желаний...

В будущей более усовершенствованной расе истинные браки будут так же обычны, как они редки в настоящее время.

Конечно, невозможно настаивать на продолжении брачных уз между людьми антагонистичными, неверными и жестокими друг к другу, ибо это было бы худшим видом тирании, но необходимо установить тщательный выбор и пользоваться естественными средствами для установления разумного сочетания. Неправильное или неблагоприятное положение планет, корыстные соображения и ненормальное половое увлечение, достигающее болезненности, ответственны за большинство несчастных и противоестественных браков в настоящее время.

Человечество развивается сейчас под иным аспектом универсального закона, нежели тот, который управлял рождением и эволюцией человека в ранние века этого цикла. Закон дифференциации – разъединения – главенствовал в далекие прошлые времена, тогда как теперь действует преимущественно закон сочетания – и те, которые пытаются противостать, в силу эгоистических желаний, Божественному предначертанию, тем самым выключают себя из эволюционного потока»[1].

В заключение приведу еще одну выдержку: «Женщина настоящей расы приближается к высшей точке в идущем Цикле, и каждая женщина, которая поможет спасти мужчину от его низшего "я" тем, что сама не будет уступать соблазнам, которые и ее низшая природа будет ставить на ее пути, и, таким образом, утверждая существование высшей фазы жизни, эта женщина сделает больше для спасения расы, к которой они оба принадлежат, нежели любой мужчина, как бы ни был он велик, может сделать в идущем Цикле. Грядущая эпоха будет эпохой женщины, и потому именно женщина будет призвана, в конце концов, к суровой ответственности за безнравственность нашего века больше, нежели мужчина. Грядущий Цикл приносит великую возможность для женщины, потому Я снова обращаюсь к вам, дочери Света: молитесь, чтобы Бог, который внутри вас, помог вам сохранить чистоту...»[1]


Примечания


<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно