10.09.1938 Елена Рерих Рихарду Рудзитису

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 1: Строка 1:
-
{{LetterInfo|Елена Рерих |Рихарду Рудзитису|10.09.1938|Лотаць, 2000||}}<p class=fromto style="text-align: left; font-weight: bold; font-style:italic;">Елена Рерих Рихарду Рудзитису</p>
+
{{LetterInfo|Елена Рерих |Рихарду Рудзитису|10.09.1938|Лотаць, 2000||}}<p quot; style="quot;text-align: left; font-weight: bold; font-style:italic;">Елена Рерих Рихарду Рудзитису</p>
-
<p class=MsoDate align=right><span style='mso-no-proof:yes'>10-9-38</span></p>
+
<p align=right>10-9-38</p>
-
<p class=MsoNormal><i><span style='mso-no-proof:yes'>Доверительно.</span></i></p>
+
<p><i>Доверительно.</i></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Дорогой Рихард
+
<p>Дорогой Рихард
-
Яковлевич!</span></p>
+
Яковлевич!</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Так радовались,
+
<p>Так радовались,
прочтя в письме Гаральда Феликсовича, что Ваша поездка в Таллин оказалась столь
прочтя в письме Гаральда Феликсовича, что Ваша поездка в Таллин оказалась столь
удачной. Но, видимо, поездкой в Вену Вы желаете ещё лучше закрепить достигнутые
удачной. Но, видимо, поездкой в Вену Вы желаете ещё лучше закрепить достигнутые
результаты. От всего сердца посылаем Вам лучшие утверждения полного
результаты. От всего сердца посылаем Вам лучшие утверждения полного
-
выздоровления.</span></p>
+
выздоровления.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Относительно
+
<p>Относительно
Тагора должна сказать, что я очень люблю его облик и большинство его
Тагора должна сказать, что я очень люблю его облик и большинство его
литературных произведений, но как отобразителя индусской религиозно-философской
литературных произведений, но как отобразителя индусской религиозно-философской
Строка 21: Строка 21:
голос его – высокий тенор – представляет удивительный контраст с его
голос его – высокий тенор – представляет удивительный контраст с его
патриархальной внешностью. Может быть, в этом следует искать ключ к некоторой
патриархальной внешностью. Может быть, в этом следует искать ключ к некоторой
-
двойственности, присущей ему.</span></p>
+
двойственности, присущей ему.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Думаю, что Тагор
+
<p>Думаю, что Тагор
отстаивает воззрение «искусство ради искусства» под влиянием Запада. Сама
отстаивает воззрение «искусство ради искусства» под влиянием Запада. Сама
формула «искусство ради искусства» не лишена глубины, ибо, в конце концов, всё
формула «искусство ради искусства» не лишена глубины, ибо, в конце концов, всё
Строка 37: Строка 37:
оказала большую пользу. Но, как всегда, и эта полезная ступень с течением
оказала большую пользу. Но, как всегда, и эта полезная ступень с течением
времени выродилась среди посредственностей в самые нелепые формы до изображения
времени выродилась среди посредственностей в самые нелепые формы до изображения
-
так называемых «абстрактных» картин, на которых ничего нельзя разобрать.</span></p>
+
так называемых «абстрактных» картин, на которых ничего нельзя разобрать.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Но теперь
+
<p>Но теперь
подходит новая ступень, ступень синтеза, и нужно уметь сочетать чисто
подходит новая ступень, ступень синтеза, и нужно уметь сочетать чисто
художественные задачи с творческою мыслью и прекрасною формою. Эстетическое
художественные задачи с творческою мыслью и прекрасною формою. Эстетическое
Строка 45: Строка 45:
искусство во всей его полноте. Все Музы должны быть призваны к участию над
искусство во всей его полноте. Все Музы должны быть призваны к участию над
единым произведением искусства. Каждый творец должен впитать основы всех
единым произведением искусства. Каждый творец должен впитать основы всех
-
искусств, чтобы на них создавать своё произведение.</span></p>
+
искусств, чтобы на них создавать своё произведение.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Именно искусство
+
<p>Именно искусство
должно служить возвышению сознания человечества, но ставить ему какие-либо
должно служить возвышению сознания человечества, но ставить ему какие-либо
ограничения в способе выражения его – невозможно. Понятие искусства уже
ограничения в способе выражения его – невозможно. Понятие искусства уже
отвергает всякое безобразие, и потому <i>красота </i>остаётся единственным <i>мерилом
отвергает всякое безобразие, и потому <i>красота </i>остаётся единственным <i>мерилом
-
его.</i></span></p>
+
его.</i></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Но, кажется, сам
+
<p>Но, кажется, сам
Тагор уже больше не исключает возможности выражения абстрактностей в картинах,
Тагор уже больше не исключает возможности выражения абстрактностей в картинах,
ибо он занялся художеством и эти его попытки иначе, как «абстрактностями», назвать
ибо он занялся художеством и эти его попытки иначе, как «абстрактностями», назвать
нельзя. Тагор чудеснейшая душа, и, прежде всего, душа тонкого поэта, потому
нельзя. Тагор чудеснейшая душа, и, прежде всего, душа тонкого поэта, потому
-
принесём ему наше почитание.</span></p>
+
принесём ему наше почитание.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Теперь
+
<p>Теперь
относительно многоликости поэта в его представлениях Божества. Поэт, обращаясь
относительно многоликости поэта в его представлениях Божества. Поэт, обращаясь
к Высшему Существу, духом подымается к высшему образу красоты проявленной, и
к Высшему Существу, духом подымается к высшему образу красоты проявленной, и
Строка 68: Строка 68:
в основе своей синтетично и привыкло всё объединять и <i>вмещать. </i>Потому
в основе своей синтетично и привыкло всё объединять и <i>вмещать. </i>Потому
оно чтит Великое Начало под всеми Его Аспектами, ибо все Аспекты и все Пути
оно чтит Великое Начало под всеми Его Аспектами, ибо все Аспекты и все Пути
-
принадлежат Ему.</span></p>
+
принадлежат Ему.</p>
-
<p class=MsoBodyTextIndent style='margin-top:0cm'>В Упанишадах сказано: «Высшее
+
<p style="margin-top:0cm;">В Упанишадах сказано: «Высшее
Существо всё проникает собою, стало быть, оно прирождённое достояние каждого».
Существо всё проникает собою, стало быть, оно прирождённое достояние каждого».
И каждый индус впитывал это понятие с молоком матери. Восточное сознание,
И каждый индус впитывал это понятие с молоком матери. Восточное сознание,
Строка 79: Строка 79:
сущности.</p>
сущности.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Риши Индии, в
+
<p>Риши Индии, в
глубокой мудрости своей, знали об эволюции или раскрывании единой беспредельной
глубокой мудрости своей, знали об эволюции или раскрывании единой беспредельной
жизни и понимали, что человеческое сознание может восходить к Истине лишь
жизни и понимали, что человеческое сознание может восходить к Истине лишь
Строка 86: Строка 86:
вызвать и воспитать в нём всю гамму тончайших оттенков чувств, представлений и
вызвать и воспитать в нём всю гамму тончайших оттенков чувств, представлений и
мыслей. Потому представление о Высшем Существе всегда вполне соответствует той
мыслей. Потому представление о Высшем Существе всегда вполне соответствует той
-
ступени развития, на которой находится человек.</span></p>
+
ступени развития, на которой находится человек.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Великая красота
+
<p>Великая красота
заключается в осознании беспредельной жизни, беспредельной эволюции, в
заключается в осознании беспредельной жизни, беспредельной эволюции, в
осознании единства в многообразии всего сущего и, следовательно, основного
осознании единства в многообразии всего сущего и, следовательно, основного
Строка 96: Строка 96:
очередь, призван творить в доступных ему образах и представлениях. Потому поэт,
очередь, призван творить в доступных ему образах и представлениях. Потому поэт,
музыкант и художник, эти выразители творческой мысли, должны находить в
музыкант и художник, эти выразители творческой мысли, должны находить в
-
глубинах своего существа те символы, которые наиболее отвечают струнам сердца.</span></p>
+
глубинах своего существа те символы, которые наиболее отвечают струнам сердца.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Умение отобразить
+
<p>Умение отобразить
в своём творчестве всю шкалу тончайших чувств, образов и мыслей будет великим
в своём творчестве всю шкалу тончайших чувств, образов и мыслей будет великим
вмещением. Потому не будем ограничивать творцов, пусть выливают свою песнь во
вмещением. Потому не будем ограничивать творцов, пусть выливают свою песнь во
-
всём многообразии открытых им звучаний и видений.</span></p>
+
всём многообразии открытых им звучаний и видений.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Восток говорит:
+
<p>Восток говорит:
«Не поклоняются Богу как человеку два рода людей: человек-зверь, не имеющий
«Не поклоняются Богу как человеку два рода людей: человек-зверь, не имеющий
никакой религии, и освобождённая душа, поднявшаяся выше человеческих слабостей
никакой религии, и освобождённая душа, поднявшаяся выше человеческих слабостей
и перешедшая за пределы своей природы. Только она может поклоняться Богу как Он
и перешедшая за пределы своей природы. Только она может поклоняться Богу как Он
-
есть».</span></p>
+
есть».</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Высшее Существо в
+
<p>Высшее Существо в
представлении Тагора вмещает в себе все любимейшие им, все наипрекраснейшие
представлении Тагора вмещает в себе все любимейшие им, все наипрекраснейшие
Облики, которые живут в его сердце поэта. Каждое прикасание вызывает огонь
Облики, которые живут в его сердце поэта. Каждое прикасание вызывает огонь
мыслетворчества и каждая струна сердца будет звучать по-своему на затронутые
мыслетворчества и каждая струна сердца будет звучать по-своему на затронутые
-
глубины сознания.</span></p>
+
глубины сознания.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Судя по
+
<p>Судя по
приведённой выдержке из статьи <i>Poet's Religion, </i>Тагор хочет подчеркнуть
приведённой выдержке из статьи <i>Poet's Religion, </i>Тагор хочет подчеркнуть
беспредельность эволюции и познания. Ведь в действительности существует лишь
беспредельность эволюции и познания. Ведь в действительности существует лишь
Строка 121: Строка 121:
мире проявленном эта беспредельность Бытия выражается в вечном движении циклов
мире проявленном эта беспредельность Бытия выражается в вечном движении циклов
или в сменах состояний. Каждая из этих смен или, как их называют иногда,
или в сменах состояний. Каждая из этих смен или, как их называют иногда,
-
[[Манвантара|манвантар]] ([[Манвантара|манвантара]] Вселенной, миров и человеческой жизни) имеет целью выявить и отшлифовать <i>новые грани </i>в Алмазе беспредельного Познания.</span></p>
+
[[Манвантара|манвантар]] ([[Манвантара|манвантара]] Вселенной, миров и человеческой жизни) имеет целью выявить и отшлифовать <i>новые грани </i>в Алмазе беспредельного Познания.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Вдумайтесь также,
+
<p>Вдумайтесь также,
насколько разнообразно творчество Великих Хранителей Знания. Сколько <i>разных </i>аспектов
насколько разнообразно творчество Великих Хранителей Знания. Сколько <i>разных </i>аспектов
истины Им приходится одновременно насаждать и утверждать, чтобы человечество
истины Им приходится одновременно насаждать и утверждать, чтобы человечество
Строка 134: Строка 134:
становится возможным. Великие Учителя человечества действовали как целители
становится возможным. Великие Учителя человечества действовали как целители
духа и тела, но последователи Их не понимали Их <i>бережных </i>касаний и,
духа и тела, но последователи Их не понимали Их <i>бережных </i>касаний и,
-
вместо луча врача, вбивали гробовой гвоздь.</span></p>
+
вместо луча врача, вбивали гробовой гвоздь.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Так примем все
+
<p>Так примем все
выражения истины и будем оценивать их лишь по их красоте. Конечно, нового я ничего
выражения истины и будем оценивать их лишь по их красоте. Конечно, нового я ничего
не сказала, но просто хотела ещё раз запечатлеть своё кредо в свободу выражения
не сказала, но просто хотела ещё раз запечатлеть своё кредо в свободу выражения
-
творчества, устремлённого к красоте.</span></p>
+
творчества, устремлённого к красоте.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Теперь, <i>совершенно
+
<p>Теперь, <i>совершенно
доверительно </i>пересылаю Вам копии писем Карла Ивановича, полученные мною <i>этим
доверительно </i>пересылаю Вам копии писем Карла Ивановича, полученные мною <i>этим
</i>летом, в июле месяце и при письме от 5 июня. Содержание этих писем явилось
</i>летом, в июле месяце и при письме от 5 июня. Содержание этих писем явилось
Строка 166: Строка 166:
Жизни. Мне казалось, что он вполне понимает, как священно нужно оберегать
Жизни. Мне казалось, что он вполне понимает, как священно нужно оберегать
Высшие Понятия. Кроме того, я просила его не вступать ни в какие диспуты с
Высшие Понятия. Кроме того, я просила его не вступать ни в какие диспуты с
-
представителями духовенства, ибо это вредно и абсолютно бесполезно.</span></p>
+
представителями духовенства, ибо это вредно и абсолютно бесполезно.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>По получении этих
+
<p>По получении этих
копий собиралась Вам тотчас же написать, но занемогла и пришлось отложить. Но
копий собиралась Вам тотчас же написать, но занемогла и пришлось отложить. Но
сейчас пришло письмо от Александра Ивановича, в котором он пишет, что
сейчас пришло письмо от Александра Ивановича, в котором он пишет, что
Строка 176: Строка 176:
рассказал, что писал письма президенту государства, посвящая его в наши идеи, и
рассказал, что писал письма президенту государства, посвящая его в наши идеи, и
копии его писем имеются якобы у Вас. Если это так, в чём сомневаться я не имею
копии его писем имеются якобы у Вас. Если это так, в чём сомневаться я не имею
-
никаких оснований, то, может быть, и мой подарок не будет неуместен?»</span></p>
+
никаких оснований, то, может быть, и мой подарок не будет неуместен?»</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Теперь, дорогой
+
<p>Теперь, дорогой
Рихард Яковлевич, Вам будет ясно, почему Карл Иванович вдруг решил послать мне
Рихард Яковлевич, Вам будет ясно, почему Карл Иванович вдруг решил послать мне
копии своих давнишних писем. Самому Карлу Ивановичу я ещё не писала, когда
копии своих давнишних писем. Самому Карлу Ивановичу я ещё не писала, когда
Строка 196: Строка 196:
года: “Не только лютеранское духовенство, но, кажется, вообще все местные
года: “Не только лютеранское духовенство, но, кажется, вообще все местные
христианские церкви видят в распространении Учения Живой Этики нежелательное
христианские церкви видят в распространении Учения Живой Этики нежелательное
-
соперничество и критику. Несколько тому способствовала и книга Клизовского<ref> <i><span style=''>Основы миропонимания
+
соперничество и критику. Несколько тому способствовала и книга Клизовского<ref> <i>Основы миропонимания
Новой Эпохи.</ref>,
Новой Эпохи.</ref>,
-
которую духовная цензура едва не запретила”.</span></p>
+
которую духовная цензура едва не запретила”.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Потому считаю,
+
<p>Потому считаю,
что сейчас, до перерегистрации, нужно проявить максимум бережности. Может быть,
что сейчас, до перерегистрации, нужно проявить максимум бережности. Может быть,
лучше не передавать сейчас и Ваших книг. Время покажет наиболее удачный
лучше не передавать сейчас и Ваших книг. Время покажет наиболее удачный
-
момент...»</span></p>
+
момент...»</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Как видите, я не
+
<p>Как видите, я не
комментировала инцидент с таким запоздалым ознакомлением нас с содержанием
комментировала инцидент с таким запоздалым ознакомлением нас с содержанием
официального обращения, ибо, как я понимаю, Александр Иванович находится в
официального обращения, ибо, как я понимаю, Александр Иванович находится в
Строка 214: Строка 214:
твердую позицию. Вся деятельность Общества есть общекультурная широкая работа и
твердую позицию. Вся деятельность Общества есть общекультурная широкая работа и
направлена к поддержанию высшего морального и культурного стандарта среди его
направлена к поддержанию высшего морального и культурного стандарта среди его
-
членов в полной лояльности к государству и народу его.</span></p>
+
членов в полной лояльности к государству и народу его.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Ввиду Вашего
+
<p>Ввиду Вашего
отъезда на лечение, решила послать это письмо простой почтой. Шлю Вам, дорогой
отъезда на лечение, решила послать это письмо простой почтой. Шлю Вам, дорогой
-
Рихард Яковлевич, самые горячие пожелания полного успеха.</span></p>
+
Рихард Яковлевич, самые горячие пожелания полного успеха.</p>
-
<p class=MsoNormal align=center style='text-align:center;text-indent:0cm;
+
<p align=center style="text-align:center;text-indent:0cm;">Духом с Вами,</p>
-
'><span style='mso-no-proof:yes'>Духом с Вами,</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal align=right style='text-align:right;'><i><span
+
<p align=right style="text-align:right;"><i>Е.Р.</i></p>
-
style='mso-no-proof:yes'>Е.Р.</span></i></p>
+
-
<p class=MsoNormal align=center style='text-align:center;text-indent:0cm'><i><span
+
<p align=center style="text-align:center;text-indent:0cm;"><i>_______</i></p>
-
style='mso-no-proof:yes'>_______</span></i></p>
+
{{PerevodStroki}}
{{PerevodStroki}}
== {{PrimText}} ==
== {{PrimText}} ==

Текущая версия

Информация о письме
  • От кого: Елена Рерих
  • Кому : Рихарду Рудзитису
  • Дата : 10.09.1938
  • Издание: Лотаць, 2000

Елена Рерих Рихарду Рудзитису

10-9-38

Доверительно.

Дорогой Рихард Яковлевич!

Так радовались, прочтя в письме Гаральда Феликсовича, что Ваша поездка в Таллин оказалась столь удачной. Но, видимо, поездкой в Вену Вы желаете ещё лучше закрепить достигнутые результаты. От всего сердца посылаем Вам лучшие утверждения полного выздоровления.

Относительно Тагора должна сказать, что я очень люблю его облик и большинство его литературных произведений, но как отобразителя индусской религиозно-философской мысли я предпочитаю Вивекананду. В Тагоре нет той огненности, той динамичности, которая так характерна была для Вивекананды. Тагор воплощённая мягкость, и сам голос его – высокий тенор – представляет удивительный контраст с его патриархальной внешностью. Может быть, в этом следует искать ключ к некоторой двойственности, присущей ему.

Думаю, что Тагор отстаивает воззрение «искусство ради искусства» под влиянием Запада. Сама формула «искусство ради искусства» не лишена глубины, ибо, в конце концов, всё сводится к искусству. Искусство ведь есть искание и выражение высшего совершенства во всём. Потому каждое устремление, каждое действие человека, совершенствуясь в выражении своём, приближается уже тем самым к области искусства. Сама Природа есть выражение высшего искусства в постоянном творчестве. Потому эту формулу можно было бы перефразировать – совершенство ради совершенства. В конце прошлого столетия среди художников поднялся очередной протест против чрезмерно доминировавшего тогда значения сюжетности в картине. Сюжет картины ставился на первое место и чисто художественные задачи отходили на второй план. Тогда на Западе и возникла эта формула – «искусство ради искусства», и она оказала большую пользу. Но, как всегда, и эта полезная ступень с течением времени выродилась среди посредственностей в самые нелепые формы до изображения так называемых «абстрактных» картин, на которых ничего нельзя разобрать.

Но теперь подходит новая ступень, ступень синтеза, и нужно уметь сочетать чисто художественные задачи с творческою мыслью и прекрасною формою. Эстетическое наслаждение наше должно тоже соответственно расшириться, чтобы вместить искусство во всей его полноте. Все Музы должны быть призваны к участию над единым произведением искусства. Каждый творец должен впитать основы всех искусств, чтобы на них создавать своё произведение.

Именно искусство должно служить возвышению сознания человечества, но ставить ему какие-либо ограничения в способе выражения его – невозможно. Понятие искусства уже отвергает всякое безобразие, и потому красота остаётся единственным мерилом его.

Но, кажется, сам Тагор уже больше не исключает возможности выражения абстрактностей в картинах, ибо он занялся художеством и эти его попытки иначе, как «абстрактностями», назвать нельзя. Тагор чудеснейшая душа, и, прежде всего, душа тонкого поэта, потому принесём ему наше почитание.

Теперь относительно многоликости поэта в его представлениях Божества. Поэт, обращаясь к Высшему Существу, духом подымается к высшему образу красоты проявленной, и где же искать эту красоту, как не в высшем для нас символе, в облике венца Творения? Но Высшее Существо восточного сознания бесконечно разнится от Высшего Существа в представлении Запада: его Высшее Существо неотделимо от своего Творения. Его Творение и есть Он Сам. Восточное сознание, в противоположность западному, в основе своей синтетично и привыкло всё объединять и вмещать. Потому оно чтит Великое Начало под всеми Его Аспектами, ибо все Аспекты и все Пути принадлежат Ему.

В Упанишадах сказано: «Высшее Существо всё проникает собою, стало быть, оно прирождённое достояние каждого». И каждый индус впитывал это понятие с молоком матери. Восточное сознание, привыкшее рассматривать себя как частицу единой беспредельной жизни, проявляющейся в бесконечной фантасмагории сменяющихся миров и тварей, легко вмещает все формы таких проявлений. Он знает, что сам он есть лишь отображение Высшего Существа, которое находится в постоянном процессе раскрывания своей беспредельной сущности.

Риши Индии, в глубокой мудрости своей, знали об эволюции или раскрывании единой беспредельной жизни и понимали, что человеческое сознание может восходить к Истине лишь привычными ему символами, потому, наряду с высшим представлением Несказуемой Тайны Бытия, они дали ему величественную шкалу прекраснейших Образов, чтобы вызвать и воспитать в нём всю гамму тончайших оттенков чувств, представлений и мыслей. Потому представление о Высшем Существе всегда вполне соответствует той ступени развития, на которой находится человек.

Великая красота заключается в осознании беспредельной жизни, беспредельной эволюции, в осознании единства в многообразии всего сущего и, следовательно, основного равенства. Но не меньшая красота и в представлении беспредельной мощи человеческого ума и его мыслетворчества. Высшая Жизнь проявляется в неисчислимом разнообразии проявлений Природы, и человек, её создание, в свою очередь, призван творить в доступных ему образах и представлениях. Потому поэт, музыкант и художник, эти выразители творческой мысли, должны находить в глубинах своего существа те символы, которые наиболее отвечают струнам сердца.

Умение отобразить в своём творчестве всю шкалу тончайших чувств, образов и мыслей будет великим вмещением. Потому не будем ограничивать творцов, пусть выливают свою песнь во всём многообразии открытых им звучаний и видений.

Восток говорит: «Не поклоняются Богу как человеку два рода людей: человек-зверь, не имеющий никакой религии, и освобождённая душа, поднявшаяся выше человеческих слабостей и перешедшая за пределы своей природы. Только она может поклоняться Богу как Он есть».

Высшее Существо в представлении Тагора вмещает в себе все любимейшие им, все наипрекраснейшие Облики, которые живут в его сердце поэта. Каждое прикасание вызывает огонь мыслетворчества и каждая струна сердца будет звучать по-своему на затронутые глубины сознания.

Судя по приведённой выдержке из статьи Poet's Religion, Тагор хочет подчеркнуть беспредельность эволюции и познания. Ведь в действительности существует лишь единая Истина – Истина Беспредельности Бытия, а следовательно, и Познания. В мире проявленном эта беспредельность Бытия выражается в вечном движении циклов или в сменах состояний. Каждая из этих смен или, как их называют иногда, манвантар (манвантара Вселенной, миров и человеческой жизни) имеет целью выявить и отшлифовать новые грани в Алмазе беспредельного Познания.

Вдумайтесь также, насколько разнообразно творчество Великих Хранителей Знания. Сколько разных аспектов истины Им приходится одновременно насаждать и утверждать, чтобы человечество могло продвигаться. Слишком большой Свет ослепляет, слишком малый отемняет, потому осторожными касаниями возводится человеческое сознание в суждённый ему Чертог Прекрасный под Куполом Всевмешающим. Но бывают периоды, когда сознание заходит как бы в тупик и без особой помощи не может выйти из него, тогда приходит очищение, выражающееся в революциях, в низвергании старых догм и ценностей. Тяжки эти периоды, но они приносят и оздоровление, и дальнейшее восхождение становится возможным. Великие Учителя человечества действовали как целители духа и тела, но последователи Их не понимали Их бережных касаний и, вместо луча врача, вбивали гробовой гвоздь.

Так примем все выражения истины и будем оценивать их лишь по их красоте. Конечно, нового я ничего не сказала, но просто хотела ещё раз запечатлеть своё кредо в свободу выражения творчества, устремлённого к красоте.

Теперь, совершенно доверительно пересылаю Вам копии писем Карла Ивановича, полученные мною этим летом, в июле месяце и при письме от 5 июня. Содержание этих писем явилось для меня полною неожиданностью, ибо в своё время Карл Иванович НЕ сообщал мне их содержания, но лишь кратко извещал постфактум о своём обращении к упомянутым лицам. Так, его первое официальное обращение датировано 28 августа 34 года, меня же он известил о нём лишь 22 сентября в следующей краткой форме: «Соответствующее письмо о деятельности и значении нашего Общества я написал главе нашего правительства, приведя и Вашу характеристику переворота, напомнив о переданном ему в своё время письме Н.К. и о прежнем моём сотрудничестве с теперешним вождём латвийского народа...» Точно так же и о всех его последующих обращениях я узнавала лишь постфактум и без ознакомления с их содержанием. Теперь можете себе представить, как мы были поражены, получив в июле сего года копии этих обращений! Скажу откровенно, содержание их нас очень огорчило. Почему тогда винить Тарабильду или даже Паскевича и Кавку, когда такой, казалось бы, опытный педагог и чиновник допустил ту же нескромность. Может быть, некоторое странное отношение в чиновных кругах и явилось следствием такой нескромности. Конечно, мне и в голову не могло прийти, что в официальном обращении будет упомянуто Высшее Руководство. Есть, конечно, и другие странности, но перечислять их не буду, Вы сами увидите их. Настолько я не допускала мысли, что можно говорить с незнакомыми людьми о Высшем Руководстве, что даже книги серии Агни-Йоги предложила Карлу Ивановичу, чтобы не раздражать чей-то слух, называть Учением Живой Этики или Учением Новой Жизни. Мне казалось, что он вполне понимает, как священно нужно оберегать Высшие Понятия. Кроме того, я просила его не вступать ни в какие диспуты с представителями духовенства, ибо это вредно и абсолютно бесполезно.

По получении этих копий собиралась Вам тотчас же написать, но занемогла и пришлось отложить. Но сейчас пришло письмо от Александра Ивановича, в котором он пишет, что намеревается к 18 ноября преподнести президенту государства свои три книги с соответствующей надписью, и спрашивает меня: «Как Вы находите мой проект? Стоит ли приводить его в исполнение? У меня как-то недавно был Карл Иванович. Он мне рассказал, что писал письма президенту государства, посвящая его в наши идеи, и копии его писем имеются якобы у Вас. Если это так, в чём сомневаться я не имею никаких оснований, то, может быть, и мой подарок не будет неуместен?»

Теперь, дорогой Рихард Яковлевич, Вам будет ясно, почему Карл Иванович вдруг решил послать мне копии своих давнишних писем. Самому Карлу Ивановичу я ещё не писала, когда соберусь, пришлю Вам копию письма. Но не скрою, трудно будет ответить так, чтобы он не обиделся. Но А.И. я ответила следующее: «По-видимому, сообщение К.И. о том, что он писал упомянутому Вами лицу, посвящая его в наши идеи, и что копии его писем якобы находятся у меня, не было Вами вполне понято. Копии этих давнишних писем получены мною лишь этим летом в июле месяце при письме от 5 июня 38 года. В 34 году К. И. в своём письме от 22 сентября сообщил мне следующее: “Соответствующее письмо о деятельности и значении нашего Общества я написал главе нашего правительства, приведя и Вашу характеристику переворота, напомнив о переданном ему в своё время письме Н.К. и о прежнем моём сотрудничестве с теперешним вождём латвийского народа...” и это всё. Н.К. никогда не обращался к упомянутому лицу и, вероятно, имеется в виду письмо Н.К. к предшественнику в связи с передачей знака от культурных учреждений. Просматривая письма К. И., я нашла следующую фразу в письме от 23 апреля 35 года: “Не только лютеранское духовенство, но, кажется, вообще все местные христианские церкви видят в распространении Учения Живой Этики нежелательное соперничество и критику. Несколько тому способствовала и книга Клизовского[1], которую духовная цензура едва не запретила”.

Потому считаю, что сейчас, до перерегистрации, нужно проявить максимум бережности. Может быть, лучше не передавать сейчас и Ваших книг. Время покажет наиболее удачный момент...»

Как видите, я не комментировала инцидент с таким запоздалым ознакомлением нас с содержанием официального обращения, ибо, как я понимаю, Александр Иванович находится в дружественных отношениях с К.И. и, конечно, по дружбе не удержался бы и сообщил ему о нашем огорчении и тем самым, может быть, осложнил отношения К. И. к Обществу. Что сделано, то сделано, и теперь нужно постараться тактично обратить всё это на пользу. Хорошо, что хотя бы сейчас мы это узнали, и теперь нужно занять твердую позицию. Вся деятельность Общества есть общекультурная широкая работа и направлена к поддержанию высшего морального и культурного стандарта среди его членов в полной лояльности к государству и народу его.

Ввиду Вашего отъезда на лечение, решила послать это письмо простой почтой. Шлю Вам, дорогой Рихард Яковлевич, самые горячие пожелания полного успеха.

Духом с Вами,

Е.Р.

_______


Примечания


<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно