10.09.38 1 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Wikipedia python library)
 
(3 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
<p class=MsoDate style="text-align: right; font-weight: bold;"><span style='mso-no-proof:yes'>10.09.38</span><span
+
{{LetterInfo|Елена Рерих||10.09.38|ПРАМЕБ, 1992||}}<p style="text-align: right; font-weight: bold;">10.09.38</p>
-
style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">О Тагоре должна сказать, что я очень люблю его
-
style='mso-no-proof:yes'>О Тагоре должна сказать, что я очень люблю его
+
чудесный облик поэта, но, как отобразитель индусской религиозно-философской
чудесный облик поэта, но, как отобразитель индусской религиозно-философской
мысли, мне ближе Вивекананда. В Тагоре нет той динамичности, которая так
мысли, мне ближе Вивекананда. В Тагоре нет той динамичности, которая так
Строка 9: Строка 7:
высокий тенор, представляет удивительный контраст с его патриархальной
высокий тенор, представляет удивительный контраст с его патриархальной
внешностью. Может быть, в этом следует искать разгадку некоторой
внешностью. Может быть, в этом следует искать разгадку некоторой
-
двойственности, присущей ему.</span></p>
+
двойственности, присущей ему.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Думаю, что Тагор отстаивает воззрение «искусство ради
-
style='mso-no-proof:yes'>Думаю, что Тагор отстаивает воззрение «искусство ради
+
искусства» под влиянием Запада. Сама формула «искусство ради искусства» не
искусства» под влиянием Запада. Сама формула «искусство ради искусства» не
лишена глубины, ибо, в конце концов, все сводится к искусству. Искусство ведь
лишена глубины, ибо, в конце концов, все сводится к искусству. Искусство ведь
Строка 19: Строка 16:
тем самым к области искусства. Сама Природа есть выражение высшего искусства в
тем самым к области искусства. Сама Природа есть выражение высшего искусства в
постоянном творчестве новых сочетаний. Потому эту формулу можно было бы
постоянном творчестве новых сочетаний. Потому эту формулу можно было бы
-
перефразировать – совершенствование ради совершенства.</span></p>
+
перефразировать – совершенствование ради совершенства.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">В конце прошлого столетия среди художников Запада
-
style='mso-no-proof:yes'>В конце прошлого столетия среди художников Запада
+
поднялся очередной протест против чрезмерно доминировавшего тогда значения
поднялся очередной протест против чрезмерно доминировавшего тогда значения
сюжетности в картинах. Тема картины ставилась на первое место, и чисто
сюжетности в картинах. Тема картины ставилась на первое место, и чисто
Строка 29: Строка 25:
всегда, и эта полезная ступень с течением времени выродилась среди
всегда, и эта полезная ступень с течением времени выродилась среди
посредственностей в самые нелепые формы до изображения так называемых
посредственностей в самые нелепые формы до изображения так называемых
-
абстрактных картин, на которых ничего нельзя разобрать.</span></p>
+
абстрактных картин, на которых ничего нельзя разобрать.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Но теперь подходит новая ступень, ступень синтеза, и
-
style='mso-no-proof:yes'>Но теперь подходит новая ступень, ступень синтеза, и
+
нужно уметь сочетать чисто художественные задачи с творческою мыслью и
нужно уметь сочетать чисто художественные задачи с творческою мыслью и
прекрасною формою. Эстетическое наслаждение наше должно тоже соответственно
прекрасною формою. Эстетическое наслаждение наше должно тоже соответственно
расшириться, чтобы вместить искусство во всей его полноте. Все Музы должны быть
расшириться, чтобы вместить искусство во всей его полноте. Все Музы должны быть
призваны к участию над единым произведением искусства. Каждый творец должен
призваны к участию над единым произведением искусства. Каждый творец должен
-
впитать основы всех искусств, чтобы на них создавать свое произведение.</span></p>
+
впитать основы всех искусств, чтобы на них создавать свое произведение.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Именно искусство должно служить возвышению сознания
-
style='mso-no-proof:yes'>Именно искусство должно служить возвышению сознания
+
человечества. Но ставить ему какие-либо ограничения в способе выражения его –
человечества. Но ставить ему какие-либо ограничения в способе выражения его –
невозможно. Понятие искусства уже отвергает всякое безобразие, и потому красота
невозможно. Понятие искусства уже отвергает всякое безобразие, и потому красота
-
остается единственным мерилом его.</span></p>
+
остается единственным мерилом его.</p>
-
<p class=MsoNormal align=center style='margin-bottom:10.0pt;text-align:center;
+
<p align=center style="margin-bottom:10.0pt;text-align:center; text-indent:0cm;text-autospace: none;">__________</p>
-
text-indent:0cm;page-break-after:avoid;mso-layout-grid-align:none;text-autospace:
+
-
none'><span style='mso-no-proof:yes'>__________</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Теперь относительно многоликости поэта в его
-
style='mso-no-proof:yes'>Теперь относительно многоликости поэта в его
+
представлении Божества. Поэт, обращаясь к Высшему Существу, духом подымается к
представлении Божества. Поэт, обращаясь к Высшему Существу, духом подымается к
высшему образу красоты проявленной. И где же искать эту красоту, как не в
высшему образу красоты проявленной. И где же искать эту красоту, как не в
-
высшем для нас символе, в совершенном облике венца Творения.</span></p>
+
высшем для нас символе, в совершенном облике венца Творения.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Высшее Существо восточного сознания бесконечно
-
style='mso-no-proof:yes'>Высшее Существо восточного сознания бесконечно
+
разнится от Высшего Существа в представлении Запада. Его Высшее Существо
разнится от Высшего Существа в представлении Запада. Его Высшее Существо
-
неотделимо от своего Творения.</span></p>
+
неотделимо от своего Творения.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Его Творение и есть Он Сам. Восточное сознание в
-
style='mso-no-proof:yes'>Его Творение и есть Он Сам. Восточное сознание в
+
противоположность западному в основе своей синтетично и привыкло все объединять
противоположность западному в основе своей синтетично и привыкло все объединять
и вмещать. Потому оно чтит Великое Начало под всеми Его Аспектами, ибо все
и вмещать. Потому оно чтит Великое Начало под всеми Его Аспектами, ибо все
-
Аспекты и все Пути принадлежат Ему.</span></p>
+
Аспекты и все Пути принадлежат Ему.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">В Упанишадах сказано: «Высшее Существо все проникает
-
style='mso-no-proof:yes'>В Упанишадах сказано: «Высшее Существо все проникает
+
собою, стало быть, оно прирожденное достояние каждого». И каждый индус впитывал
собою, стало быть, оно прирожденное достояние каждого». И каждый индус впитывал
это понятие с молоком матери. Восточное сознание, привыкшее рассматривать себя
это понятие с молоком матери. Восточное сознание, привыкшее рассматривать себя
Строка 74: Строка 62:
проявлений. Он знает, что сам он есть лишь отображение Высшего Существа,
проявлений. Он знает, что сам он есть лишь отображение Высшего Существа,
которое находится в постоянном процессе раскрывания своей беспредельной
которое находится в постоянном процессе раскрывания своей беспредельной
-
сущности.</span></p>
+
сущности.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Риши Индии, в глубокой мудрости своей, знали об
-
style='mso-no-proof:yes'>Риши Индии, в глубокой мудрости своей, знали об
+
эволюции или раскрывании единой беспредельной жизни и понимали, что человеческое
эволюции или раскрывании единой беспредельной жизни и понимали, что человеческое
сознание может восходить к Истине лишь привычными ему символами. Потому наряду
сознание может восходить к Истине лишь привычными ему символами. Потому наряду
Строка 84: Строка 71:
тончайших оттенков чувств, представлений и мыслей. Потому представления о
тончайших оттенков чувств, представлений и мыслей. Потому представления о
Высшем Существе всегда вполне соответствуют той ступени развития, на которой
Высшем Существе всегда вполне соответствуют той ступени развития, на которой
-
находится человек.</span></p>
+
находится человек.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Великая красота заключается в осознании беспредельной
-
style='mso-no-proof:yes'>Великая красота заключается в осознании беспредельной
+
жизни, беспредельной эволюции, в осознании единства в многообразии всего сущего
жизни, беспредельной эволюции, в осознании единства в многообразии всего сущего
и, следовательно, основного равенства человечества. Но не меньшая красота и в
и, следовательно, основного равенства человечества. Но не меньшая красота и в
Строка 95: Строка 81:
представлениях. Потому поэт, музыкант и художник, эти выразители творческой
представлениях. Потому поэт, музыкант и художник, эти выразители творческой
мысли, должны находить в глубинах своего существа те символы, которые наиболее
мысли, должны находить в глубинах своего существа те символы, которые наиболее
-
отвечают струнам их сердца.</span></p>
+
отвечают струнам их сердца.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Умение отобразить в своем творчестве всю скалу
-
style='mso-no-proof:yes'>Умение отобразить в своем творчестве всю скалу
+
тончайших чувств, образов и мыслей будет великим вмещением. Потому не будем
тончайших чувств, образов и мыслей будет великим вмещением. Потому не будем
ограничивать творцов, пусть выливают свою песнь во всем многообразии открытых
ограничивать творцов, пусть выливают свою песнь во всем многообразии открытых
-
им звучаний и видений.</span></p>
+
им звучаний и видений.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Восток говорит: «Не поклоняются Богу, как человеку,
-
style='mso-no-proof:yes'>Восток говорит: «Не поклоняются Богу, как человеку,
+
два рода людей: человек-зверь, не имеющий никакой религии, и освобожденная
два рода людей: человек-зверь, не имеющий никакой религии, и освобожденная
душа, поднявшаяся выше человеческих слабостей и перешедшая за пределы своей
душа, поднявшаяся выше человеческих слабостей и перешедшая за пределы своей
-
природы. Только она может поклоняться Богу, как Он есть».</span></p>
+
природы. Только она может поклоняться Богу, как Он есть».</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Высшее Существо в представлении Тагора вмещает в себе
-
style='mso-no-proof:yes'>Высшее Существо в представлении Тагора вмещает в себе
+
все любимейшие им, все наипрекраснейшие Облики, которые живут в его сердце
все любимейшие им, все наипрекраснейшие Облики, которые живут в его сердце
поэта. Каждое прикасание вызывает огонь мыслетворчества, и каждая струна сердца
поэта. Каждое прикасание вызывает огонь мыслетворчества, и каждая струна сердца
-
будет звучать по-своему на затронутые глубины сознания.</span></p>
+
будет звучать по-своему на затронутые глубины сознания.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Судя по приведенной выдержке из статьи «Poet's
-
style='mso-no-proof:yes'>Судя по приведенной выдержке из статьи «Poet's
+
Religion», Тагор хочет подчеркнуть беспредельность эволюции и познания. Ведь в
Religion», Тагор хочет подчеркнуть беспредельность эволюции и познания. Ведь в
действительности существует лишь единая Истина – Истина беспредельности Бытия,
действительности существует лишь единая Истина – Истина беспредельности Бытия,
а следовательно, и Познания. В мире проявленном эта беспредельность Бытия
а следовательно, и Познания. В мире проявленном эта беспредельность Бытия
выражается в вечном движении циклов или в сменах состояний. Каждая из этих смен
выражается в вечном движении циклов или в сменах состояний. Каждая из этих смен
-
или, как их называют иногда, манвантар (манвантара Вселенной, миров и
+
или, как их называют иногда, [[Манвантара|манвантар]] ([[Манвантара|манвантара]] Вселенной, миров и человеческой жизни) имеет целью выявить и отшлифовать новую грань в Алмазе беспредельного Познания.</p>
-
человеческой жизни) имеет целью выявить и отшлифовать новую грань в Алмазе
+
-
беспредельного Познания.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Вдумайтесь также, насколько многообразно творчество
-
style='mso-no-proof:yes'>Вдумайтесь также, насколько многообразно творчество
+
Великих Хранителей Знания. Сколько разных аспектов Истины приходится Им <i>одновременно</i>
Великих Хранителей Знания. Сколько разных аспектов Истины приходится Им <i>одновременно</i>
насаждать и утверждать, чтобы человечество могло продвигаться. Слишком большой
насаждать и утверждать, чтобы человечество могло продвигаться. Слишком большой
Строка 136: Строка 115:
приносят и оздоровление; и дальнейшее восхождение становится возможным. Великие
приносят и оздоровление; и дальнейшее восхождение становится возможным. Великие
Учителя человечества действовали как Целители духа и тела, но последователи Их
Учителя человечества действовали как Целители духа и тела, но последователи Их
-
не понимали Их бережных касаний и вместо луча врача вбивали гробовой гвоздь.</span></p>
+
не понимали Их бережных касаний и вместо луча врача вбивали гробовой гвоздь.</p>
-
 
+
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
-
style='mso-no-proof:yes'>Так примем все выражения Истины и будем оценивать их
+
-
лишь по их красоте.</span></p>
+
-
 
+
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
-
style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
-
 
+
 +
<p style="text-autospace:none;">Так примем все выражения Истины и будем оценивать их
 +
лишь по их красоте.</p>
{{PerevodStroki}}
{{PerevodStroki}}
{{LetterPostEdit|13.08.38 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2|Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2, Оглавление|10.09.38 2 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2}}
{{LetterPostEdit|13.08.38 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2|Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2, Оглавление|10.09.38 2 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2}}
-
[[Категория:Письма Е.И.]]
+
[[Категория:Источники]]
 +
[[Категория:Письма семьи Рерих]]
 +
[[Категория:1938]]
 +
[[Категория:Письма Е.И.Рерих]]
[[Категория:Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2]]
[[Категория:Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2]]

Текущая версия

Информация о письме
  • От кого: Елена Рерих
  • Дата : 10.09.38
  • Издание: ПРАМЕБ, 1992

10.09.38

О Тагоре должна сказать, что я очень люблю его чудесный облик поэта, но, как отобразитель индусской религиозно-философской мысли, мне ближе Вивекананда. В Тагоре нет той динамичности, которая так характерна для Вивекананды. Тагор – воплощенная мягкость, и самый голос его, высокий тенор, представляет удивительный контраст с его патриархальной внешностью. Может быть, в этом следует искать разгадку некоторой двойственности, присущей ему.

Думаю, что Тагор отстаивает воззрение «искусство ради искусства» под влиянием Запада. Сама формула «искусство ради искусства» не лишена глубины, ибо, в конце концов, все сводится к искусству. Искусство ведь есть искание и выражение совершенства во всем. Потому каждое устремление, каждое действие человека, совершенствуясь в выражении своем, приближается уже тем самым к области искусства. Сама Природа есть выражение высшего искусства в постоянном творчестве новых сочетаний. Потому эту формулу можно было бы перефразировать – совершенствование ради совершенства.

В конце прошлого столетия среди художников Запада поднялся очередной протест против чрезмерно доминировавшего тогда значения сюжетности в картинах. Тема картины ставилась на первое место, и чисто художественные задачи отходили на второй план. Тогда на Западе и возникла формула – «искусство ради искусства», и она оказала большую пользу. Но как всегда, и эта полезная ступень с течением времени выродилась среди посредственностей в самые нелепые формы до изображения так называемых абстрактных картин, на которых ничего нельзя разобрать.

Но теперь подходит новая ступень, ступень синтеза, и нужно уметь сочетать чисто художественные задачи с творческою мыслью и прекрасною формою. Эстетическое наслаждение наше должно тоже соответственно расшириться, чтобы вместить искусство во всей его полноте. Все Музы должны быть призваны к участию над единым произведением искусства. Каждый творец должен впитать основы всех искусств, чтобы на них создавать свое произведение.

Именно искусство должно служить возвышению сознания человечества. Но ставить ему какие-либо ограничения в способе выражения его – невозможно. Понятие искусства уже отвергает всякое безобразие, и потому красота остается единственным мерилом его.

__________

Теперь относительно многоликости поэта в его представлении Божества. Поэт, обращаясь к Высшему Существу, духом подымается к высшему образу красоты проявленной. И где же искать эту красоту, как не в высшем для нас символе, в совершенном облике венца Творения.

Высшее Существо восточного сознания бесконечно разнится от Высшего Существа в представлении Запада. Его Высшее Существо неотделимо от своего Творения.

Его Творение и есть Он Сам. Восточное сознание в противоположность западному в основе своей синтетично и привыкло все объединять и вмещать. Потому оно чтит Великое Начало под всеми Его Аспектами, ибо все Аспекты и все Пути принадлежат Ему.

В Упанишадах сказано: «Высшее Существо все проникает собою, стало быть, оно прирожденное достояние каждого». И каждый индус впитывал это понятие с молоком матери. Восточное сознание, привыкшее рассматривать себя как частицу единой беспредельной жизни, проявляющейся в бесконечной фантасмагории сменяющихся миров и тварей, легко вмещает все формы таких проявлений. Он знает, что сам он есть лишь отображение Высшего Существа, которое находится в постоянном процессе раскрывания своей беспредельной сущности.

Риши Индии, в глубокой мудрости своей, знали об эволюции или раскрывании единой беспредельной жизни и понимали, что человеческое сознание может восходить к Истине лишь привычными ему символами. Потому наряду с высшим представлением Несказуемой Тайны Бытия они дали ему величественную скалу прекраснейших Образов, чтобы вызвать и воспитать в нем всю гамму тончайших оттенков чувств, представлений и мыслей. Потому представления о Высшем Существе всегда вполне соответствуют той ступени развития, на которой находится человек.

Великая красота заключается в осознании беспредельной жизни, беспредельной эволюции, в осознании единства в многообразии всего сущего и, следовательно, основного равенства человечества. Но не меньшая красота и в представлении беспредельной мощи человеческого ума и его мыслетворчества. Высшая жизнь проявляется в неисчислимом разнообразии проявлений Природы, и человек, ее создание, в свою очередь, призван творить в доступных ему образах и представлениях. Потому поэт, музыкант и художник, эти выразители творческой мысли, должны находить в глубинах своего существа те символы, которые наиболее отвечают струнам их сердца.

Умение отобразить в своем творчестве всю скалу тончайших чувств, образов и мыслей будет великим вмещением. Потому не будем ограничивать творцов, пусть выливают свою песнь во всем многообразии открытых им звучаний и видений.

Восток говорит: «Не поклоняются Богу, как человеку, два рода людей: человек-зверь, не имеющий никакой религии, и освобожденная душа, поднявшаяся выше человеческих слабостей и перешедшая за пределы своей природы. Только она может поклоняться Богу, как Он есть».

Высшее Существо в представлении Тагора вмещает в себе все любимейшие им, все наипрекраснейшие Облики, которые живут в его сердце поэта. Каждое прикасание вызывает огонь мыслетворчества, и каждая струна сердца будет звучать по-своему на затронутые глубины сознания.

Судя по приведенной выдержке из статьи «Poet's Religion», Тагор хочет подчеркнуть беспредельность эволюции и познания. Ведь в действительности существует лишь единая Истина – Истина беспредельности Бытия, а следовательно, и Познания. В мире проявленном эта беспредельность Бытия выражается в вечном движении циклов или в сменах состояний. Каждая из этих смен или, как их называют иногда, манвантар (манвантара Вселенной, миров и человеческой жизни) имеет целью выявить и отшлифовать новую грань в Алмазе беспредельного Познания.

Вдумайтесь также, насколько многообразно творчество Великих Хранителей Знания. Сколько разных аспектов Истины приходится Им одновременно насаждать и утверждать, чтобы человечество могло продвигаться. Слишком большой Свет ослепляет, слишком малый отемняет, потому осторожными касаниями возводится человеческое сознание в сужденный ему Чертог Прекрасный под Куполом Всевмещающим. Но бывают периоды, когда сознание заходит как бы в тупик и без особой помощи не может выйти из него, тогда приходят очищения, выражающиеся в революциях, в низвергании старых догм и ценностей. Тяжки эти периоды, но они приносят и оздоровление; и дальнейшее восхождение становится возможным. Великие Учителя человечества действовали как Целители духа и тела, но последователи Их не понимали Их бережных касаний и вместо луча врача вбивали гробовой гвоздь.

Так примем все выражения Истины и будем оценивать их лишь по их красоте.



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно