13.08.38 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск
Информация о письме
  • От кого: Елена Рерих
  • Дата : 13.08.38
  • Издание: ПРАМЕБ, 1992

13.08.38

Согласна с Вами, что то, что напечатано, не может уже рассматриваться как нечто, подлежащее сокрытию. Но все же чуткость или соизмеримость должны подсказать, когда и где уместно то или иное упоминание или же умолчание. Многое зависит от того, как передать, как осветить и при каких обстоятельствах привести и выдвинуть то или иное понятие. Иногда даже простое упоминание о мирах высших или о духе будет уже неуместно и вызовет лишь кощунство и страшный антагонизм. Потому не могу согласиться с высказываемым суждением, что излишняя осторожность так же вредна, как и излишняя болтливость. Скажу – если излишняя осторожность судима, то болтливость уже осуждена. Всегда лучше не доделать, нежели переделать. Вспомните, сколько сказано в Учении о вреде не к месту сказанного. «Даже Архат не уничтожит последствий необдуманно сказанного слова». Как часто жизнь человеческая висит на конце такого слова!

Многое уродливо преломляется в ограниченных сознаниях, и вред получается огромнейший. Лишь редчайшие единицы людей могут подняться над планом нашей действительности (вернее сказать, очевидности) и понять те законы, которые движут событиями, следовательно, и людьми. Но, увы, большое знание не прощается и вызывает злобный антагонизм толпы и средняков. Потому во все века Великие Учителя заповедали говорить по сознанию слушателей и в соизмеримости с обстоятельствами. Отступление от этого мудрого завета кончалось рушением многих светлых начинаний и гибелью человеческих жизней.

На замечание, что кто-то затрудняется сказать – «в чем было сделано больше ошибок со времени Христа, в излишне поведанном или в излишне умолчанном», отвечу, что во всем, что касается Христа и Его Учения, можно сказать, что не излишне поведанное или умолчанное, но именно невежественное и, корысти ради, искажение Его простых речений и заветов принесло столько вреда. Очень был бы полезен труд, поясняющий Евангелия в свете синтеза всех существующих духовных Учений. Именно, очень удачны приведенные Вами параллелизмы между Учениями. Конечно, и в Буддизме их тоже немало. Сейчас этим занялся пастор Артур Мэсси и в маленьком местном журнальчике «Визион» печатает их.

__________

Конечно, и представителям шестой расы придется немало поработать духовно над собою, чтобы открыть нервные центры. Но при следующей стадии утонченности организма процесс этот будет значительно облегчен и ускорен. Но все же без дисциплины, усилий и труда ничего не достигается.

Где возможно, следует заменять слово Господь, Бог, Творец – Божественным Началом, ибо слишком уже вкоренилось в сознании масс антропоморфическое представление со словом Бог. Хотелось бы продвинуть немного мышление людей в направлении осознания величественного и беспредельного Принципа всего сущего и в понимании своей ответственности как носителей этого Принципа. Люди читают в своих священных писаниях и говорят о Несказуемости, и Непостижимости, и Незримости Бога и в то же время наделяют эту Непостижимость всеми антропоморфическими качествами, чувствами и действиями!

Вы пишете, что Вам «приходится часто слышать упрек учению Востока за отсутствие в нем Учения любви, каковое имеется в “Евангелии”». Этот упрек крайне несправедлив, и упрекающие обнаруживают свое невежество. Именно на Востоке существует величайший культ Любви. Все их духовные учения, вся их мифология, весь их эпос, вся поэзия и народные сказания превозносят это великое чувство, которым все создано, все живет и движется. Именно нигде так не воспета Любовь, как на Востоке, во всех ее тончайших оттенках и качествах. Все Йоги имеют в основании своем любовь или преданность избранному Идеалу. Самый высокий вид Йоги называется Йогой Любви. При этой Йоге Божественное Начало принимает аспект Возлюбленного или Возлюбленной, ибо самая мощная форма любви выражается в любви двух начал. Именно вся восточная поэзия есть единый гимн любви к Божественному Началу под всеми Его Аспектами – от Непознаваемого и Несказуемого до образа личного Бога, Гуру, Матери, Возлюбленной и Возлюбленного... Так и учение Живой Этики есть призыв к Любви, к служению общему благу, что есть высшая форма любви, ибо она лишена эгоистического чувства. Любовь к человечеству требует полного самоотречения и самоотвержения. Ибо если любовь к Возлюбленному приносит ответ Возлюбленного, то любовь к человечеству венчается терновым венцом.

Для облегчения подвига общего блага все Учения Востока указывают нам на пробуждение в себе любви к Иерархии Света, к избранному Гуру, на устремление к великому служению. Учения Востока, так же как и учение Живой Этики, утверждают воспитание сердца для восприятия высшей формы любви. Любовь к человечеству есть действенный подвиг любви. Любовь к Иерархии есть величайшая радость и восхищение духа. Но одна форма любви без другой несовершенна, потому благо тому, кто может вместить их все в своем сердце.

Теперь о зарождении человечества на нашей планете. Прежде всего, необходимо усвоить, что лунная эволюция была значительно ниже земной и обитатели Луны не обладали разумом или так называемым интеллектом. При завершении ими лунной эволюции ум их не превышал инстинкта животных. Но ведь и сейчас немало земных жителей, ум которых недалек от инстинкта животных! Именно, многие еще живут инстинктом. Потому, конечно, лунные монады должны были начать свою новую эволюцию на Земле с растительного и животного царства, чтобы примениться к условиям новой планеты. Бархишады, упоминаемые в «Тайной Доктрине», – эволюция других более высоких миров, но тоже далеко не совершенных. Конечно, среди них были монады разного развития. Они способствовали облачению лунной монады в человеческие оболочки. В связи с этим прочтите в «Чаше Востока», стран. 128, «Добавочные Записи». Именно Бархишады основали первую расу людей на нашей Земле. Но и они могли дать лишь астральную оболочку с ее животными инстинктами. Потому для скорейшего пробуждения зачатков разума необходимо было получить импульс или искру от Духов, обладавших уже высоким разумением, вполне оформленным ментальным телом, или от Агнишваттов, Кумаров и Архангелов и т. д., как их называют в разных религиях.

Разнообразие видов природы зависит, именно, от духов, привлеченных из других миров и даже систем. Ибо при взрывах того или иного мира астральная сфера ее притягивается иногда к орбите планеты, находящейся в другой системе.

Так поэты, воображение которых рисовало им прекрасные воздушные образы лунных обитателей, содрогнулись бы при виде некоторых настоящих лунных жителей, покрытых волосами, и еще при других особенностях. Ведь и внутреннее строение их отличалось от нашего. Так и зрение было иное, они могли видеть и спереди, и сзади. Мы должны привыкать к мыслям о бесконечном разнообразии творений и о медлительности эволюции на ее первых ступенях. Лишь с зарождением разума эволюция вступает в ускоренный процесс развития, и этот разум при гармонии с Руководящими Силами может вознести планету до великого расцвета, и он же, в противном случае, способствует ее скорейшему распадению или гибели.

Итак, следует всегда помнить, во-первых, все многообразие эволюции в Беспредельности и, во-вторых, основную схему. Именно, низшие сущности проходят через низшие царства планеты, чтобы приспособиться к ее условиям и развить низшие оболочки. Но когда достигнуто завершение в наиболее высоком животном типе и наступает возможность так называемой человеческой, разумной эволюции, то Строители, или Иерархия Духов высших эволюций с других миров, жертвуют своим естеством для облачения монад в человеческую оболочку и даже сами в разные периоды воплощаются в эти оболочки. Человеческая эволюция протекает на трех планах: физическом, психическом и духовном.

Думаю, что, в случае благополучного завершения нашей планетой положенного для нее цикла, духи земного человечества смогут выполнить на новой планете роль Бархишадов и наиболее высокие монады среди них смогут даже стать пробудителями огня разума, ибо разве не сказано в Тайной Доктрине, что в конце седьмого Круга многие люди станут сынами беспорочных родителей и Буддами. Если же наша планета не выдержит и взорвется раньше срока, то, конечно, человечество наше, в своем большинстве, может очутиться и на низшей планете и снова будет проходить через низшие царства ее. Великое соответствие и целесообразность царствуют в Космосе.

Сказано, что на высших планетах меньше животных и они гораздо совершеннее. Так на Венере совсем нет насекомых и хищников. Там настоящее царство полетов. Летают люди, летают птицы и даже рыбы. Причем птицы понимают человеческую речь. Краски рыб и оперения птиц достигают изумительных сочетаний и красоты.

Привожу Вам полезную Беседу: «Вы знаете, насколько трудно принимают люди разнообразие эволюции. Они прежде всего скажут о едином законе. Каждый напомнит те отрывки о миросозидании, которые ему пришлось узнать. При этом будут найдены многие противоречия, и люди не замедлят упрекнуть кого-то в неточности. Споры и недоумения возникают, по большей части, от невмещения беспредельности. По земному разумению трудно представить схему, которая пребудет неприкосновенной. Тоже нелегко вообразить все ветви того же закона, но все-таки нужно привыкать к космическому многообразию. Наша планета с ее тонкими сферами может испытать самые неожиданные воздействия из дальних миров. Не следует полагать, что наша солнечная система представляет нечто обособленное, наоборот, все миры находятся в тончайшем взаимодействии. Таким образом, закон основной незыблем, но каждое небесное тело может создать вокруг себя индивидуальные особенности. На Земле могут ужиться представители самых дальних эволюций с людьми шестой расы. Также можно видеть, что мировоззрение колеблется от примитивного до разумения озаренности. Но не только среди природы проявленной замечаются непримиримые крайности, они еще больше поражают в Тонком Мире. Можно представить, как могут вторгаться воздействия самых отдаленных систем. Такие воздействия могут быть подобны взрывам и смерчам. Они вносят своего рода революции, потому не следует представлять себе Тонкий Мир как нечто мертво-узаконенное. Могут быть и в высоких сферах столкновения психических сил. К таким представлениям нужно привыкать. Только ясное сознание о великом разнообразии может оберечь от пагубы ограничения. Пусть сперва пробуют ощутить себя в Беспредельности, затем укрепятся сознанием у дальних миров. Так придут к мысли о разнообразии эволюции».

Теперь о чистилище, или средних сферах тонкого мира. Низшие слои уже близки к описанию ада. Именно от самого человека зависит использовать как можно полезнее для себя и других свое пребывание в средних сферах. По мере нашего очищения и более высокие сферы становятся нам доступны, и перед погружением в состояние Дэвачана мы сбрасываем уже изношенную астральную оболочку, которая тем быстрее разлагается, чем она чище. У высоких духов при помощи Учителя астральная оболочка после использования ее предается пространственному огню. Но не все духи погружаются в Дэвачан, есть сильные духи, которые не нуждаются в такой остановке и спешат продолжить свой земной путь. Если бы человек стремился к осознанию в Тонком Мире своих ошибок, вся эволюция значительно ускорилась бы. Но трудность в том, что обычно люди среднего уровня, не хорошие и не худые, без устремлений и ярко выраженных способностей, попадая в соответствующую им безразличную и серую сферу Тонкого Мира, влачат в ней то же тягостное, унылое существование. Их малое сознание и неразвитое мышление не позволяют им воспрянуть духом и подняться в высшие сферы, где царствует творчество мысли. Теплота, безразличие и лень – наши самые страшные палачи. Они пожиратели психической энергии, которая одна делает нас сознательными и обладателями Чаши Амриты-Бессмертия.

Изжить пороки в Тонком Мире невозможно, они должны быть изжиты на Земле. Ибо лишь на Земле можем мы получить новые импульсы энергии и преобразить или трансмутировать последние в более высокие их проявления. Но в Тонком Мире, при помощи Руководителей, можно сознать губительность неизжитых страстей и настолько запечатлеть это сознание в тонких центрах, что при новом земном нарождении уже легче будет преодолевать влечение к тому или иному пороку. Если бы мы могли изжить пороки в Тонком Мире, то к чему были бы земные воплощения? Итак, для трансмутирования и сублимирования наших энергий-страстей необходима наша земная физическая лаборатория, в которой объединяются и претворяются элементы всех миров.

Самое прекрасное пребывание в Тонком Мире имеют души великих тружеников мысли и творчества, полагавших свой труд во благо человечества. Они найдут там безграничные возможности применения всех своих способностей и устремлений. Можно позавидовать существованию Маркони и Фламмариона в тонких сферах.

Ярые, злобные души и души, жившие лишь чувственными наслаждениями, очень страдают из-за невозможности утолить свою злобу и страсти. Они буквально горят в пламени своих страстей. Именно они являются, большею частью, одержателями и ночными шептунами. Они не могут подняться в более высокие сферы, ибо одно приближение к ним такого обитателя причиняет им страдания и ткани их начинают разлагаться от прикосновения более чистых флюидов. И мучительность таких ожогов тонкого тела превышает телесные страдания. Ужасы низших слоев Тонкого Мира не поддаются описанию, но лучше не останавливаться на них, чтобы не усилять их и не отяжелять себя подобными мыслеобразами.

__________

Очень посмеялась житейски мудрому толкованию слов молитвы: «и не введи нас во искушение...» Но думается мне, что если Бог будет всегда заботиться, чтобы не ввести нас в искушение, то мы ничему и не научимся. Закаляется дух наш на испытаниях, и сущность человека познается только через искушения. Словесные наставления и предупреждения мало действительны, только по делам познается человек. Представление Бога в роли искусителя, конечно, несовместимо с величественным Божественным Принципом, потому остается предположить, что в этих словах молитвы подразумевается обращение слабого духа к своему Руководителю или высшему Я, чтобы Он или оно удержало его от проступка. Но я предпочитаю сказать – «благословенны препятствия, ибо ими мы растем». Конечно, из этого нельзя делать вывода, что следует оставлять велосипед на улице без присмотра или же кассу незапертой. Все хорошо на своем месте.

Большое спасибо за присланную книгу. Я еще не успела прочесть до конца. Много в ней любопытного. Но думаю, что она была сильно «обработана» уже в иной стране, потому в нее включено много такого, что не могло быть произнесено в условиях, при которых протекал диспут, и это, конечно, сильно ослабляет ее интерес. Кроме того, объяснения таинств и утверждение о воскрешении людей в теле физическом очень неубедительны и только вновь возвращают мышление к вековым заблуждениям. Несправедливы и нападки на некоторых социалистических писателей и мыслителей. Так, напрасно автор нападает и на Горького, слова которого он тут же приводит: «Предо мною развертывается грандиозная картина земли, изящно ограненной трудом свободного человечества в гигантский изумруд. Все люди разумны, и каждому свойственно чувство личной ответственности за все, творящееся им и вокруг него. Повсюду – города, сады – вместилища величественных зданий, везде работают на человека покоренные и организованные его разумом силы природы, а сам он, наконец, действительно, властелин стихий. Его физическая сила не тратится больше на грубый, грязный труд, она переродилась в духовную, и вся мощь ее направлена к исследованию тех основных вопросов бытия, над решением которых издревле безуспешно бьется мысль».

Прочтя эти прекрасные строки, могу лишь сказать, что каждый разумный человек, стремящийся к прогрессу, к общему благу, конечно, разделяет эти чаяния большого писателя. Обратите внимание, как защитник Бога и духа глумится над словами Горького, что «силы природы будут покорены и организованы разумом человека, и сама физическая энергия переродится в духовную». Этому начетчику кажется нелепым, что можно направить энергию к исследованию вопросов бытия! Он сожалеет, что «Горький, несмотря на все богатство своей фантазии, не мог придумать людям никакого дела, как только занятие богословскими исследованиями (?!!)». Но разве исследование вопросов и законов Бытия не составляет предмет всех важнейших наук? Разве исследование это не раскрывает перед нами все новые законы и тайны видимой и невидимой Природы, дальних миров и всего Мироздания? Обвинение Горького в скудости воображения не по адресу. Картина, начертанная Горьким, мерещится каждому мыслящему человеку, и многие понимают, что осуществление ее возможно в далеком, лишь очень далеком будущем. Ибо много ли сейчас имеется разумных людей, понимающих свою ответственность за все творимое ими и вокруг них? А тех, у которых физическая энергия переродилась в духовную, их, может быть, еще меньше. Как думаете?

__________

Только окостеневшее сердце не будет стремиться к общему благу, но лишь думать о спасении собственной души и о воскрешении в телесной оболочке! Не о спасении своем думать нужно, но о приношении жизненного подвига на общее благо. Многие, думавшие об общем благе и ради него жертвовавшие своею жизнью, были ближе к Богу, нежели твердящие устами имя Его и думающие лишь о собственном спасении. «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную».



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно