10.09.38 1 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
(Wikipedia python library) |
|||
(3 промежуточные версии не показаны) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | <p | + | {{LetterInfo|Елена Рерих||10.09.38|ПРАМЕБ, 1992||}}<p style="text-align: right; font-weight: bold;">10.09.38</p> |
- | + | ||
- | <p | + | <p style="text-autospace:none;">О Тагоре должна сказать, что я очень люблю его |
- | + | ||
чудесный облик поэта, но, как отобразитель индусской религиозно-философской | чудесный облик поэта, но, как отобразитель индусской религиозно-философской | ||
мысли, мне ближе Вивекананда. В Тагоре нет той динамичности, которая так | мысли, мне ближе Вивекананда. В Тагоре нет той динамичности, которая так | ||
Строка 9: | Строка 7: | ||
высокий тенор, представляет удивительный контраст с его патриархальной | высокий тенор, представляет удивительный контраст с его патриархальной | ||
внешностью. Может быть, в этом следует искать разгадку некоторой | внешностью. Может быть, в этом следует искать разгадку некоторой | ||
- | двойственности, присущей ему. | + | двойственности, присущей ему.</p> |
- | <p | + | <p style="text-autospace:none;">Думаю, что Тагор отстаивает воззрение «искусство ради |
- | + | ||
искусства» под влиянием Запада. Сама формула «искусство ради искусства» не | искусства» под влиянием Запада. Сама формула «искусство ради искусства» не | ||
лишена глубины, ибо, в конце концов, все сводится к искусству. Искусство ведь | лишена глубины, ибо, в конце концов, все сводится к искусству. Искусство ведь | ||
Строка 19: | Строка 16: | ||
тем самым к области искусства. Сама Природа есть выражение высшего искусства в | тем самым к области искусства. Сама Природа есть выражение высшего искусства в | ||
постоянном творчестве новых сочетаний. Потому эту формулу можно было бы | постоянном творчестве новых сочетаний. Потому эту формулу можно было бы | ||
- | перефразировать – совершенствование ради совершенства. | + | перефразировать – совершенствование ради совершенства.</p> |
- | <p | + | <p style="text-autospace:none;">В конце прошлого столетия среди художников Запада |
- | + | ||
поднялся очередной протест против чрезмерно доминировавшего тогда значения | поднялся очередной протест против чрезмерно доминировавшего тогда значения | ||
сюжетности в картинах. Тема картины ставилась на первое место, и чисто | сюжетности в картинах. Тема картины ставилась на первое место, и чисто | ||
Строка 29: | Строка 25: | ||
всегда, и эта полезная ступень с течением времени выродилась среди | всегда, и эта полезная ступень с течением времени выродилась среди | ||
посредственностей в самые нелепые формы до изображения так называемых | посредственностей в самые нелепые формы до изображения так называемых | ||
- | абстрактных картин, на которых ничего нельзя разобрать. | + | абстрактных картин, на которых ничего нельзя разобрать.</p> |
- | <p | + | <p style="text-autospace:none;">Но теперь подходит новая ступень, ступень синтеза, и |
- | + | ||
нужно уметь сочетать чисто художественные задачи с творческою мыслью и | нужно уметь сочетать чисто художественные задачи с творческою мыслью и | ||
прекрасною формою. Эстетическое наслаждение наше должно тоже соответственно | прекрасною формою. Эстетическое наслаждение наше должно тоже соответственно | ||
расшириться, чтобы вместить искусство во всей его полноте. Все Музы должны быть | расшириться, чтобы вместить искусство во всей его полноте. Все Музы должны быть | ||
призваны к участию над единым произведением искусства. Каждый творец должен | призваны к участию над единым произведением искусства. Каждый творец должен | ||
- | впитать основы всех искусств, чтобы на них создавать свое произведение. | + | впитать основы всех искусств, чтобы на них создавать свое произведение.</p> |
- | <p | + | <p style="text-autospace:none;">Именно искусство должно служить возвышению сознания |
- | + | ||
человечества. Но ставить ему какие-либо ограничения в способе выражения его – | человечества. Но ставить ему какие-либо ограничения в способе выражения его – | ||
невозможно. Понятие искусства уже отвергает всякое безобразие, и потому красота | невозможно. Понятие искусства уже отвергает всякое безобразие, и потому красота | ||
- | остается единственным мерилом его. | + | остается единственным мерилом его.</p> |
- | <p | + | <p align=center style="margin-bottom:10.0pt;text-align:center; text-indent:0cm;text-autospace: none;">__________</p> |
- | text-indent:0cm | + | |
- | none | + | |
- | <p | + | <p style="text-autospace:none;">Теперь относительно многоликости поэта в его |
- | + | ||
представлении Божества. Поэт, обращаясь к Высшему Существу, духом подымается к | представлении Божества. Поэт, обращаясь к Высшему Существу, духом подымается к | ||
высшему образу красоты проявленной. И где же искать эту красоту, как не в | высшему образу красоты проявленной. И где же искать эту красоту, как не в | ||
- | высшем для нас символе, в совершенном облике венца Творения. | + | высшем для нас символе, в совершенном облике венца Творения.</p> |
- | <p | + | <p style="text-autospace:none;">Высшее Существо восточного сознания бесконечно |
- | + | ||
разнится от Высшего Существа в представлении Запада. Его Высшее Существо | разнится от Высшего Существа в представлении Запада. Его Высшее Существо | ||
- | неотделимо от своего Творения. | + | неотделимо от своего Творения.</p> |
- | <p | + | <p style="text-autospace:none;">Его Творение и есть Он Сам. Восточное сознание в |
- | + | ||
противоположность западному в основе своей синтетично и привыкло все объединять | противоположность западному в основе своей синтетично и привыкло все объединять | ||
и вмещать. Потому оно чтит Великое Начало под всеми Его Аспектами, ибо все | и вмещать. Потому оно чтит Великое Начало под всеми Его Аспектами, ибо все | ||
- | Аспекты и все Пути принадлежат Ему. | + | Аспекты и все Пути принадлежат Ему.</p> |
- | <p | + | <p style="text-autospace:none;">В Упанишадах сказано: «Высшее Существо все проникает |
- | + | ||
собою, стало быть, оно прирожденное достояние каждого». И каждый индус впитывал | собою, стало быть, оно прирожденное достояние каждого». И каждый индус впитывал | ||
это понятие с молоком матери. Восточное сознание, привыкшее рассматривать себя | это понятие с молоком матери. Восточное сознание, привыкшее рассматривать себя | ||
Строка 74: | Строка 62: | ||
проявлений. Он знает, что сам он есть лишь отображение Высшего Существа, | проявлений. Он знает, что сам он есть лишь отображение Высшего Существа, | ||
которое находится в постоянном процессе раскрывания своей беспредельной | которое находится в постоянном процессе раскрывания своей беспредельной | ||
- | сущности. | + | сущности.</p> |
- | <p | + | <p style="text-autospace:none;">Риши Индии, в глубокой мудрости своей, знали об |
- | + | ||
эволюции или раскрывании единой беспредельной жизни и понимали, что человеческое | эволюции или раскрывании единой беспредельной жизни и понимали, что человеческое | ||
сознание может восходить к Истине лишь привычными ему символами. Потому наряду | сознание может восходить к Истине лишь привычными ему символами. Потому наряду | ||
Строка 84: | Строка 71: | ||
тончайших оттенков чувств, представлений и мыслей. Потому представления о | тончайших оттенков чувств, представлений и мыслей. Потому представления о | ||
Высшем Существе всегда вполне соответствуют той ступени развития, на которой | Высшем Существе всегда вполне соответствуют той ступени развития, на которой | ||
- | находится человек. | + | находится человек.</p> |
- | <p | + | <p style="text-autospace:none;">Великая красота заключается в осознании беспредельной |
- | + | ||
жизни, беспредельной эволюции, в осознании единства в многообразии всего сущего | жизни, беспредельной эволюции, в осознании единства в многообразии всего сущего | ||
и, следовательно, основного равенства человечества. Но не меньшая красота и в | и, следовательно, основного равенства человечества. Но не меньшая красота и в | ||
Строка 95: | Строка 81: | ||
представлениях. Потому поэт, музыкант и художник, эти выразители творческой | представлениях. Потому поэт, музыкант и художник, эти выразители творческой | ||
мысли, должны находить в глубинах своего существа те символы, которые наиболее | мысли, должны находить в глубинах своего существа те символы, которые наиболее | ||
- | отвечают струнам их сердца. | + | отвечают струнам их сердца.</p> |
- | <p | + | <p style="text-autospace:none;">Умение отобразить в своем творчестве всю скалу |
- | + | ||
тончайших чувств, образов и мыслей будет великим вмещением. Потому не будем | тончайших чувств, образов и мыслей будет великим вмещением. Потому не будем | ||
ограничивать творцов, пусть выливают свою песнь во всем многообразии открытых | ограничивать творцов, пусть выливают свою песнь во всем многообразии открытых | ||
- | им звучаний и видений. | + | им звучаний и видений.</p> |
- | <p | + | <p style="text-autospace:none;">Восток говорит: «Не поклоняются Богу, как человеку, |
- | + | ||
два рода людей: человек-зверь, не имеющий никакой религии, и освобожденная | два рода людей: человек-зверь, не имеющий никакой религии, и освобожденная | ||
душа, поднявшаяся выше человеческих слабостей и перешедшая за пределы своей | душа, поднявшаяся выше человеческих слабостей и перешедшая за пределы своей | ||
- | природы. Только она может поклоняться Богу, как Он есть». | + | природы. Только она может поклоняться Богу, как Он есть».</p> |
- | <p | + | <p style="text-autospace:none;">Высшее Существо в представлении Тагора вмещает в себе |
- | + | ||
все любимейшие им, все наипрекраснейшие Облики, которые живут в его сердце | все любимейшие им, все наипрекраснейшие Облики, которые живут в его сердце | ||
поэта. Каждое прикасание вызывает огонь мыслетворчества, и каждая струна сердца | поэта. Каждое прикасание вызывает огонь мыслетворчества, и каждая струна сердца | ||
- | будет звучать по-своему на затронутые глубины сознания. | + | будет звучать по-своему на затронутые глубины сознания.</p> |
- | <p | + | <p style="text-autospace:none;">Судя по приведенной выдержке из статьи «Poet's |
- | + | ||
Religion», Тагор хочет подчеркнуть беспредельность эволюции и познания. Ведь в | Religion», Тагор хочет подчеркнуть беспредельность эволюции и познания. Ведь в | ||
действительности существует лишь единая Истина – Истина беспредельности Бытия, | действительности существует лишь единая Истина – Истина беспредельности Бытия, | ||
а следовательно, и Познания. В мире проявленном эта беспредельность Бытия | а следовательно, и Познания. В мире проявленном эта беспредельность Бытия | ||
выражается в вечном движении циклов или в сменах состояний. Каждая из этих смен | выражается в вечном движении циклов или в сменах состояний. Каждая из этих смен | ||
- | или, как их называют иногда, манвантар (манвантара Вселенной, миров и | + | или, как их называют иногда, [[Манвантара|манвантар]] ([[Манвантара|манвантара]] Вселенной, миров и человеческой жизни) имеет целью выявить и отшлифовать новую грань в Алмазе беспредельного Познания.</p> |
- | человеческой жизни) имеет целью выявить и отшлифовать новую грань в Алмазе | + | |
- | беспредельного Познания. | + | |
- | <p | + | <p style="text-autospace:none;">Вдумайтесь также, насколько многообразно творчество |
- | + | ||
Великих Хранителей Знания. Сколько разных аспектов Истины приходится Им <i>одновременно</i> | Великих Хранителей Знания. Сколько разных аспектов Истины приходится Им <i>одновременно</i> | ||
насаждать и утверждать, чтобы человечество могло продвигаться. Слишком большой | насаждать и утверждать, чтобы человечество могло продвигаться. Слишком большой | ||
Строка 136: | Строка 115: | ||
приносят и оздоровление; и дальнейшее восхождение становится возможным. Великие | приносят и оздоровление; и дальнейшее восхождение становится возможным. Великие | ||
Учителя человечества действовали как Целители духа и тела, но последователи Их | Учителя человечества действовали как Целители духа и тела, но последователи Их | ||
- | не понимали Их бережных касаний и вместо луча врача вбивали гробовой гвоздь. | + | не понимали Их бережных касаний и вместо луча врача вбивали гробовой гвоздь.</p> |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
+ | <p style="text-autospace:none;">Так примем все выражения Истины и будем оценивать их | ||
+ | лишь по их красоте.</p> | ||
{{PerevodStroki}} | {{PerevodStroki}} | ||
{{LetterPostEdit|13.08.38 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2|Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2, Оглавление|10.09.38 2 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2}} | {{LetterPostEdit|13.08.38 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2|Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2, Оглавление|10.09.38 2 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2}} | ||
- | [[Категория:Письма Е.И.]] | + | [[Категория:Источники]] |
+ | [[Категория:Письма семьи Рерих]] | ||
+ | [[Категория:1938]] | ||
+ | [[Категория:Письма Е.И.Рерих]] | ||
[[Категория:Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2]] | [[Категория:Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2]] |
Текущая версия
Информация о письме |
---|
|
10.09.38
О Тагоре должна сказать, что я очень люблю его чудесный облик поэта, но, как отобразитель индусской религиозно-философской мысли, мне ближе Вивекананда. В Тагоре нет той динамичности, которая так характерна для Вивекананды. Тагор – воплощенная мягкость, и самый голос его, высокий тенор, представляет удивительный контраст с его патриархальной внешностью. Может быть, в этом следует искать разгадку некоторой двойственности, присущей ему.
Думаю, что Тагор отстаивает воззрение «искусство ради искусства» под влиянием Запада. Сама формула «искусство ради искусства» не лишена глубины, ибо, в конце концов, все сводится к искусству. Искусство ведь есть искание и выражение совершенства во всем. Потому каждое устремление, каждое действие человека, совершенствуясь в выражении своем, приближается уже тем самым к области искусства. Сама Природа есть выражение высшего искусства в постоянном творчестве новых сочетаний. Потому эту формулу можно было бы перефразировать – совершенствование ради совершенства.
В конце прошлого столетия среди художников Запада поднялся очередной протест против чрезмерно доминировавшего тогда значения сюжетности в картинах. Тема картины ставилась на первое место, и чисто художественные задачи отходили на второй план. Тогда на Западе и возникла формула – «искусство ради искусства», и она оказала большую пользу. Но как всегда, и эта полезная ступень с течением времени выродилась среди посредственностей в самые нелепые формы до изображения так называемых абстрактных картин, на которых ничего нельзя разобрать.
Но теперь подходит новая ступень, ступень синтеза, и нужно уметь сочетать чисто художественные задачи с творческою мыслью и прекрасною формою. Эстетическое наслаждение наше должно тоже соответственно расшириться, чтобы вместить искусство во всей его полноте. Все Музы должны быть призваны к участию над единым произведением искусства. Каждый творец должен впитать основы всех искусств, чтобы на них создавать свое произведение.
Именно искусство должно служить возвышению сознания человечества. Но ставить ему какие-либо ограничения в способе выражения его – невозможно. Понятие искусства уже отвергает всякое безобразие, и потому красота остается единственным мерилом его.
__________
Теперь относительно многоликости поэта в его представлении Божества. Поэт, обращаясь к Высшему Существу, духом подымается к высшему образу красоты проявленной. И где же искать эту красоту, как не в высшем для нас символе, в совершенном облике венца Творения.
Высшее Существо восточного сознания бесконечно разнится от Высшего Существа в представлении Запада. Его Высшее Существо неотделимо от своего Творения.
Его Творение и есть Он Сам. Восточное сознание в противоположность западному в основе своей синтетично и привыкло все объединять и вмещать. Потому оно чтит Великое Начало под всеми Его Аспектами, ибо все Аспекты и все Пути принадлежат Ему.
В Упанишадах сказано: «Высшее Существо все проникает собою, стало быть, оно прирожденное достояние каждого». И каждый индус впитывал это понятие с молоком матери. Восточное сознание, привыкшее рассматривать себя как частицу единой беспредельной жизни, проявляющейся в бесконечной фантасмагории сменяющихся миров и тварей, легко вмещает все формы таких проявлений. Он знает, что сам он есть лишь отображение Высшего Существа, которое находится в постоянном процессе раскрывания своей беспредельной сущности.
Риши Индии, в глубокой мудрости своей, знали об эволюции или раскрывании единой беспредельной жизни и понимали, что человеческое сознание может восходить к Истине лишь привычными ему символами. Потому наряду с высшим представлением Несказуемой Тайны Бытия они дали ему величественную скалу прекраснейших Образов, чтобы вызвать и воспитать в нем всю гамму тончайших оттенков чувств, представлений и мыслей. Потому представления о Высшем Существе всегда вполне соответствуют той ступени развития, на которой находится человек.
Великая красота заключается в осознании беспредельной жизни, беспредельной эволюции, в осознании единства в многообразии всего сущего и, следовательно, основного равенства человечества. Но не меньшая красота и в представлении беспредельной мощи человеческого ума и его мыслетворчества. Высшая жизнь проявляется в неисчислимом разнообразии проявлений Природы, и человек, ее создание, в свою очередь, призван творить в доступных ему образах и представлениях. Потому поэт, музыкант и художник, эти выразители творческой мысли, должны находить в глубинах своего существа те символы, которые наиболее отвечают струнам их сердца.
Умение отобразить в своем творчестве всю скалу тончайших чувств, образов и мыслей будет великим вмещением. Потому не будем ограничивать творцов, пусть выливают свою песнь во всем многообразии открытых им звучаний и видений.
Восток говорит: «Не поклоняются Богу, как человеку, два рода людей: человек-зверь, не имеющий никакой религии, и освобожденная душа, поднявшаяся выше человеческих слабостей и перешедшая за пределы своей природы. Только она может поклоняться Богу, как Он есть».
Высшее Существо в представлении Тагора вмещает в себе все любимейшие им, все наипрекраснейшие Облики, которые живут в его сердце поэта. Каждое прикасание вызывает огонь мыслетворчества, и каждая струна сердца будет звучать по-своему на затронутые глубины сознания.
Судя по приведенной выдержке из статьи «Poet's Religion», Тагор хочет подчеркнуть беспредельность эволюции и познания. Ведь в действительности существует лишь единая Истина – Истина беспредельности Бытия, а следовательно, и Познания. В мире проявленном эта беспредельность Бытия выражается в вечном движении циклов или в сменах состояний. Каждая из этих смен или, как их называют иногда, манвантар (манвантара Вселенной, миров и человеческой жизни) имеет целью выявить и отшлифовать новую грань в Алмазе беспредельного Познания.
Вдумайтесь также, насколько многообразно творчество Великих Хранителей Знания. Сколько разных аспектов Истины приходится Им одновременно насаждать и утверждать, чтобы человечество могло продвигаться. Слишком большой Свет ослепляет, слишком малый отемняет, потому осторожными касаниями возводится человеческое сознание в сужденный ему Чертог Прекрасный под Куполом Всевмещающим. Но бывают периоды, когда сознание заходит как бы в тупик и без особой помощи не может выйти из него, тогда приходят очищения, выражающиеся в революциях, в низвергании старых догм и ценностей. Тяжки эти периоды, но они приносят и оздоровление; и дальнейшее восхождение становится возможным. Великие Учителя человечества действовали как Целители духа и тела, но последователи Их не понимали Их бережных касаний и вместо луча врача вбивали гробовой гвоздь.
Так примем все выражения Истины и будем оценивать их лишь по их красоте.