11.07.1938 Николай Рерих Рихарду Рудзитису и Гаральду Лукину
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Информация о письме |
---|
|
Николай Рерих Рихарду Рудзитису и Гаральду Лукину
NAGGAR,
Kulu, Punjab, Br. India
11-ИЮЛЯ-1938
№15
Родные наши Рихард Яковлевич и Гаральд Феликсович!
Большое спасибо за письмо Гаральда Феликсовича от 3 июля. Прочтя его, мы вздохнули свободно относительно пресловутого тигля. Уже в прошлом письме я писал, что мы боимся за эту покупку, а внутренне у нас были именно те соображения, которые Г.Ф. и высказывает сейчас. Итак, с тиглем кончено. Теперь подумаем, чем ещё можно облегчить и удешевить монографию. Прежде всего НЕ торопитесь с нею. Иногда книги бывают в процессе изготовления очень долгое время. Если монография выйдет не осенью, а к Рождеству или даже к Пасхе, то ничего от этого не испортится. Итак, не торопитесь. Кроме того, подумаем, чем бы можно было ещё сделать монографию общедоступною. Иногда, как, например, монография Яковлева, листы воспроизведений не брошюруются, а даются отдельными листами, как бы альбомом. При этом также отдельно и на другой бумаге даётся текст. Подумайте и прикиньте, не удешевит ли такой распорядок всё издание. При этом нельзя ли допустить даже такую комбинацию, чтобы при альбоме воспроизведений текст был дан за особую плату в виде книги (нечто вроде Зелта Граматы). Таким образом, некоторые захотят иметь лишь альбом, а другие один текст. Конечно, отдельный альбом и отдельный текст стоили бы соответственно гораздо дороже, нежели вместе. Высказываю это соображение как одно из решений. Вы поступаете правильно, делая всякие калькуляции и сравнивая цены. Очень странно, что Вы имеете затруднение с продажею лишней бумаги. Помнится, Вам говорили, что купить бумагу это всё равно, что купить золото, что цена на неё растёт и её всегда можно продать с прибылью даже. Казалось бы, сейчас, перед празднованием 20-летия Латвии спрос на бумагу должен бы быть особенно велик. Очень жаль, что даже и в общественных делах, как Вы пишете, комиссионный процент играет такую существенную роль. Число посылаемых Вами репродукций вполне достаточно – спасибо. Очень странно происшествие с портретом в Праге. Вероятно, негатив был недоброкачествен. Не проще ли им было переснять новый, ибо чрезмерная ретушёвка не помогает качеству художественной репродукции. Если ретушёр должен был работать целую неделю, то, очевидно, было много пятен, и странно, что они не пересняли вновь, ибо стоимость негатива во много раз меньше, нежели недельная работа ретушёра. Будем надеяться, что эта оказия не отразится на качестве. Итак, слава Богу, что опасность с тиглем миновала. Будем думать, какими мерами можно достичь общедоступности монографии. Теперь Вы знаете наш совет не торопиться, и потому можно спокойно сопоставлять цены. К тому времени и магазин создаст себе добрую репутацию и окажется хорошим распространителем. Книга без распространения как камень на дне колодца. С этой почтой к Вам ушли негативы Г. Ф. и Братство, § 231 – 253 (по адресу Г. Ф.).
Какое хорошее нововведение печатать на почтовой бумаге – лучшее издание страны.
Всего светлого,
Сердцем и духом с Вами,
Н. Р.
12-ИЮЛЯ-1938. Продолжаю. Спасибо за полученные сейчас книги: 20 [экземпляров] Зелта Граматы, 4 Т. Д. – II т. и от Блюменталя книгу Грабаря. Не забудем, что покойный П.Щербов никогда не говорил Игорь Грабарь, но всегда называл его Ирод Грабер. В этом Щербов давал свою характеристику. Удивительно, сколько вранья в этой книге. Мне приписываются слова, которые я никогда не говорил, рассказываются небылицы. Вообще, печатный лист сделался самым страдающим предметом. У Тагора, оказывается, своя яхта – чего у него никогда не было, в Америке Грабарь не мог видеть моих картин (а с другой стороны, мы знаем, что он и не желал видеть), уродливо и не отвечающе действительности описание сеанса с Яном Гузиком, враньё, что картины предлагались в шведский музей и не были приняты. Враньё, что Серов так не терпел меня, иначе зачем же он у нас бывал, охотно пользовался моими советами и покупал для Третьяковской галереи мои картины. А вот когда после Серова в Третьяковку был назначен Грабарь – именно тогда он-то и перестал покупать мои картины. Такое же враньё характеристика, которую я будто бы себе давал в Швеции. Забавно, что совершенно опущено, что я был первым председателем Мира искусства, как будто этого совсем и не было. Враньё и о моём богатстве, ибо богатеем я никогда и не был. В высшей степени безвкусно, чтобы не сказать кощунственно, упомянуто о «пещере в Индии». Всё это плохо прикрытая зависть. Друзья Грабаря всегда предупреждали, что когда у него делаются глаза круглыми, то, значит, он врёт. Вообще, с какою осторожностью нужно относиться к теперешнему печатному слову. Помните, что Бенуа писал о папском проклятии именно в то время, когда было благословение, – маленькая ошибка. Даже Британская Энциклопедия ухитрилась наврать в данных. Если можно усмотреть столько вранья о себе, то, вероятно, столько же вранья заключается и во всех других сообщениях. Очень благодарим Блюменталя за присылки Грабаря, ибо всё нужно знать. Вчера же получили доброе письмо из Праги от Булгакова. Открытие зала прошло очень удачно. Присутствовавшие прислали приветственный адрес со всеми подписями. Очень приятно, что можно кооперировать с таким культурным учреждением. Они выбрали Святослава членом‑учредителем музея, и это внимание весьма ценно. Вообще, может быть, через Булгакова можно будет наладить отправку книг. Вчера же они прислали новый каталог, отпечатанный в Риге Юпатовым, – Булгаков пишет, что они надеются продвинуть этот каталог в России. Жаль, что для каталога они взяли Гуга-Чохана, а не взяли Ашрам, с бамбуками. Ведь деревья сравнительно редко участвуют в моих картинах. Сохраните добрые отношения с Булгаковым – таких людей нужно очень ценить. В Париже издана Церковь Св. Духа в Талашкине с моей фреской. Итак, действуйте во благо, обороняйтесь от сил тёмных и любите друг друга.
Сердцем и духом с Вами,
Н. Р.
Елена Ивановна опять нездорова, имела очень тяжёлые дни. Даст Бог, опять постепенно наладится здоровье, – июль и август самые трудные месяцы по жаре.