12.03.1935 Е.И.Рерих К.И.Стурэ
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Информация о письме |
---|
|
Е.И.Рерих – К.И.Стурэ
12 марта 1935 г.
Многоуважаемый Карл Иванович, спешу ответить на Ваше письмо от 19 февраля. Основное Общество имени Рериха имеет своим знаком М.Р. в круге. Также и все Отделения в Америке и прочих странах носят этот знак. Насколько я знаю, Феликс Денисович, желая поднять у себя в Обществе и Знамя Мира, регистрировал и его, но не как знак Общества. Конечно, было бы весьма желательно, чтобы все имели один основной знак. Ведь Знамя Мира может быть поднято само собою, ибо Общество является культурным центром и включает Музей. Прилагаю Вам страничку со всеми знаками наших Учреждений.
Радостно было услышать, что три Прибалтийских государства подпишут Пакт в день его ратификации 15 апреля обеими Америками в Вашингтоне. Написала нашему Постоянному Комитету по продвижению Пакта, прося их узнать, почему не было получено Прибалтийскими странами уведомление о ратификации Пакта. Думается мне, что Стейт Департмент оповещает все страны через их соответствующих представителей в Вашингтоне. Это нужно расследовать, ибо темные очень работают, чтобы помешать продвижению Знамени.
Прекрасно, что Вы уклонились от присутствия на заседании «Объединителей». Многим очень хотелось бы поглотить ячейки под знаком Владыки М., но как можем мы, нося ЗНАК, вливаться без РАЗРЕШЕНИЯ в неизвестные Организации.
О Центре Йогов в Риге я видела объявление в одном из индусских журналов. С легкой руки европейцев и в Индии появились теперь такие кружки, где среди членов открыто развивают низший психизм и врожденные медиумистические способности. В своих журналах они широко рекламируют курсы развития всех спящих способностей в человеке с целью получения выгодных мест, продвижения по службе и т.д. Это страшное явление! Также именно на днях г-жа Хорш переслала мне письмо, адресованное ей одним американцем, который в течение двух лет посещал одну из таких школ в Америке, возглавляемую индусом, исполнял все предписанные упражнения, пока здоровье его не пришло в окончательное расстройство. Так, он пишет: «Я не знал другого подхода к йоге и не имел других контактов и потому не мог знать о тех опасностях, которым я себя подвергал. Но когда по истечении двух лет здоровье мое совершенно расшаталось, я должен был прекратить. После много раз пытался я приняться за труд, за работу, но каждый раз расшатанное здоровье не позволяло продолжать. Но, наконец, целый ряд труднообъяснимых обстоятельств привел меня в дом г-жи Скунмэкер, от нее я узнал об Агни Йоге, посетил Музей Рериха в Нью-Йорке и присутствовал при чтении писем г-жи Рерих, и в молниеносном озарении я понял наконец, что я нашел то, чего я так долго искал...» Затем следует описание его духовного состояния, и кончает свое письмо на том, что, посвятив все свои силы Великому Служению, вот уже несколько месяцев как он чувствует себя здоровым духовно и физически. Как видите, в данном случае темные нарушили здоровье его, но не смогли потушить огонь духа его, и сейчас он – один из деятельных членов нашей Филадельфийской Группы.
Да, очень много таких механических школ разбросано по всем странам, и они прекрасно устраивают свои финансовые дела. В самом Нью-Йорке я знала такую школу, возглавляемую индусом, устроена она была с чрезвычайной роскошью, ибо была рассчитана на уловление скучающих миллионеров и миллионерш. Каждый ученик имел целую свиту комнат для себя со всеми необходимыми приспособлениями для упражнений. Платили они от 500 долларов и больше в месяц в зависимости от занимаемых ими комнат. Я знала одну из таких учениц, и она демонстрировала передо мною свои достижения, они состояли в том, что она умела стоять на голове!! Но ведь и акробаты в цирке проделывают еще большие кунстштюки, но все же они остаются только акробатами. Конечно, в основе всех подобных упражнений лежит вызывание прилива крови к центрам мозга и раздражение их. Но мы знаем случаи, когда человек, став на голову, терял тут же зрение. Нужно очень умело регулировать давление крови при всех механических упражнениях, именно от этих неуравновешенных давлений и происходят все несчастья. Именно, чтобы избежать чрезмерного давления крови, наступающего при открытии даже только некоторых центров, йоги пребывают на больших высотах. Потому легко себе представить, как опасны все насильственные упражнения в городах, где нет необходимого притока чистой праны.
Статьи г-на Дикмана появляются в здешних журналах на английском языке, и мы их имеем. Конечно, для нас г-н Дикман не может считаться авторитетом по вопросам различных йог. В существующей номенклатуре йог, конечно, Агни Йога как таковая отсутствует, ибо она дана Нашим Владыкою. Но каждый истинный йог знает, что все йоги имеют в основании своем Огонь. Агни Йога является синтезом всех йог, ибо ко времени приближения Огненной Эпохи, о которой говорится во всех древних индусских писаниях, именно Агни-Огонь, в разной степени лежащий в основании всех йог, настолько будет проникать в окружающую атмосферу нашей планеты, что все виды йоги сольются в огненном Синтезе. Истинно, Агни Йога есть Огненное Крещение. Как всегда, дорогой Карл Иванович, малое знание отрицает и страшно догматично в своих утверждениях, это постоянно приходится иметь в виду. В Ведах Агни есть Бог Огня, наиболее древний и наиболее почитаемый из всех Богов Индии. Так и одни из древнейших писаний Индии, называемые Пуранами, называются Агни-Пурана. Потому каждому индусу термин «Агни» понятен и отзвучит в сердце. Кроме того, мы с Вами знаем, что Великий Владыка был и Составителем Вед, и Автором «Бхагавад Гиты», то есть родоначальником всех йог. Но должна сказать, что об истинных йогах сейчас в Индии не слышно. Называли одно время Оробиндо Гоше, но он не удержался на высоте. Также мне не совсем ясно, что подразумевает г-н Дикман под «крайними воззрениями» в Агни Йоге? Впрочем, путей много, и карма каждого человека ведет на сложенную им тропу и достижение, потому предоставим г-ну Дикману идти его путем. Конечно, многие, даже члены наших групп, прочитав «Раджа Йогу» Свами Вивекананды, считают, что практикование Раджа Йоги вполне возможно. Но все они упускают из виду, что, выдавая способы раздражения центров посредством удержания дыхания, Свами Вивекананда, прежде всего, настаивал на полном очищении мышления и сердца, то есть, иначе говоря, на перерождении внутреннего человека, и только тогда допускал эти механические упражнения. Но кто из приступающих к таким, в конце концов, хатха-йогическим упражнениям задумался над этим основным условием? Раджа Йога без внутреннего перерождения немыслима. Кроме того, наука о дыхании, которой занимаются истинные раджа-йоги, имеет мало общего с Пранаямой. Хатха-йоги заняты контролем жизненного дыхания легких, тогда как древние раджа-йоги понимали его как дыхание ментальное, именно только овладение этим ментальным дыханием приводит к высшему ясновидению и восстановлению функции Третьего Глаза и к истинным достижениям раджа-йога. Это ментальное дыхание я испытала под Высшим Руководством. Темя мое дышало, и нечто правильно подымалось и опускалось в нем.
Теперь о посылках мысли. Вполне согласна с Вами, что посылать можно лишь самую чистую мысль, идущую от сердца, ибо иначе могут получиться самые неожиданные результаты. В описанном Вами случае мне хотелось бы узнать, кто явился свидетелем этих утверждений злобных, истеричных женщин? Возможно, что они просто хотели обвинить Общество в колдовстве. Именно, для благих результатов нужно собирать лишь вполне чистых и сгармонизированных людей. Я никогда не собирала бы больше семи человек для таких экспериментов. Во всем нужна осторожность. Можете ли Вы найти таких семь сгармонизированных человек, за чистоту мыслей которых можно отвечать?
Но было бы прекрасно, если бы Вы учредили и выработали в группах занятия по воспитанию мышления, которые состояли бы не в отвлеченной психологии, но в заложении практических основ развития наблюдательности, внимания, памяти, сосредоточения и так далее. Во всех древних школах Индии, прежде всего, требовалось развитие наблюдательности. В ученики принимались лишь те, которые уже обладали этим качеством в большой мере. Очень хорошо было бы учредить такие испытания наблюдательности или внимания. Это можно производить в самых обычных условиях и на самых простых предметах. Любой предмет может научить многому и явить все различие наблюдательности в людях. Конечно, имеются к этому руководства в теософической литературе. Может быть, на первых шагах можно было бы воспользоваться книжечкою Эрнста Вуда – а потом сама жизнь подскажет все лучшие примеры.
Вы пишете, что лекции были приостановлены, ибо они не понравились членам Общества из-за несовпадения с Учением. Возможно, конечно, что лектор просто был неинтересен. Но полезно знать исторический ход развития мышления человечества. Я очень советовала бы Вам ознакомить некоторые группы с «Символизмом» Е.П.Блаватской. Такое сопоставление символов различных религий очень полезно знать. Эту книжечку я послала А.И.Клизовскому, как полезную для его будущих работ.
Также очень одобряю Ваше постановление одной комнаты с Креслом Владыки. Ибо так было Указано, и следует этого придерживаться. Кресло должно стоять в одной и постоянной атмосфере, в противном случае оно теряет свой смысл.
Где печатается газета «Русское Слово», в которой была упомянутая Вами заметка о Н.К.? Да, атмосфера Харбина очень затхлая и тяжкая по многим причинам. Но как было Сказано: «Необходимо выявить истинные лики. Выявление ликов есть уже очищение пространства». Интересно отметить, что положившим основание всей клевете оказался отец церкви – епископ Виктор, который лицемерно лобызался с Н.К. и его испытанным друзьям говорил: «Люблю и уважаю Н.К.», а за спиной грозил анафемой основанным Н.К. Содружествам Св. Сергия. Так, именно он снабдил газету искаженным портретом и всеми прочими лживыми сведениями. И когда Н.К. на очной ставке спросил, с какой целью делал он это, то пастырь достойный, лобызавший его, сказал: «Только для осведомления». Куда же дальше идти? Символ Иуды вечно живет. По счастью, не все отцы Церкви так низко пали, так, архиепископы Мелетий и Нестор, особенно последний, выказали себя друзьями – но зато последний и сам терпит страшные нападки, и его также заклеймили антихристовой печатью масона. Имейте в виду, что среди невежественных русских кругов слово «масон» является синонимом страшного ругательства. Но, как всегда, нападки эти, исходившие из темных кругов, создали много новых друзей, и произошла, как выразился один местный профессор, «чудовищная реклама». Конечно, враги меньше всего ожидали этого! Уже некоторые нападавшие понесли свою кару. Вскрывать нарывы необходимо, пусть гной выйдет наружу «Ведь Новый Мир имеет новые условия и требует новых действий. Невозможно войти в Новый Мир старыми методами – потому так Зову к перерождению сознания. Лишь явление нового сознания может спасти Мир»[1]. Вот это перерождение сознания и есть главная цель Учения Агни Йоги, а не ощущать запах фиалок при концентрации на кончике носа.
Теперь о вопросах г-жи Серафининой. Ввиду того что почти на все эти вопросы я уже ответила, то прилагаю Вам копию моего письма к ней. Но просите ее всегда обозначать книгу и параграф, в котором встречается то или иное неизвестное ей понятие, ибо часто оно может быть объяснено с разных сторон, и нужно придерживаться того, которое дано в определенном параграфе. Так, например, уплотнение Астрала может означать уплотнение слоев Тонкого Мира вокруг нашей Земли насильственно развоплощенными душами и также уплотнение состава астрального тела.
Урукая – каждое огненное проявление, ведь «Ур» означает «Огонь».
Деодар – отвечает нашему кедру.
Адамант – наименование, даваемое самым твердым веществам, например алмаз. Говоря фигуративно, Адамант означает нечто непроницаемое, нерушимое.
Кетуб – мощь психической энергии.
Понимаю, что Георгий Гаврилович Шклявер отклонил воздействие через Тюльпинка – это очень трудный, тормозящий и требовательный человек.
Скоро уже год, как ушел наш родной Феликс Денисович, очень хотелось бы мне, чтобы Вы, Карл Иванович, и Рихард Яковлевич в этот день положили к его портрету любимый им цветок, как приношение моего сердца.
Шлю Вам и ближайшим сотрудникам все самые сердечные пожелания, все устремление духа к дальнейшему преуспеянию Общества.
Всего радостного,
Е.Р.
Я слышала от Александра Ивановича Клизовского, что он берет уроки английского языка у г-жи Кард., потому, многоуважаемый Карл Иванович, очень прошу Вас предупредить Александра Ивановича быть с нею очень осторожным. Лично против нее я ничего не имею и думаю, что она неплохая душа, но ведь и хорошие души не застрахованы от заблуждений и от недостатка чрезмерной болтливости. Она всегда состояла в довольно тесных отношениях с английскими кругами и также была в контакте с Вреде, определенным врагом. Из ее источника исходили многие клеветнические сведения, конечно, кем-то инспирированные, которые пришлось разоблачить и опровергнуть. Сама она совершенно не понимает, что есть осторожность, потому многие так ценят подобных сотрудников. Будем осмотрительны. Можно брать уроки, но это и все. При зоркости и осторожности можно спать с предателем в одном шатре, но нелегко выработать в себе подобную зоркость, потому некоторая отчужденность и сдержанность уместны.
Примечания