12.07.1938 Е.И.Рерих А.Паскевичу и А.Кавка

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск
Информация о письме
  • От кого: Е.И.Рерих
  • Кому : А.Паскевичу и А.Кавка
  • Дата : 12.07.1938
  • Издание: МЦР, 2006

Е.И.Рерих – А.Паскевичу и А.Кавка

12 июля 1938 г.

Уважаемые друзья, получили Ваши пространные доклады и объемистое письмо с поставленными мне вопросами. Конечно, теперь Вы должны признать, насколько я была права, советуя Вам не разбирать Учения среди явно враждебного элемента. Также Вы можете убедиться, что мое первое письмо к Вам остается в полной силе, ибо содержит ответы почти на все вновь поставленные вопросы. Вы пишете, что кто-то[1] спрашивает, кем и каким образом дается Учение? Ответ на первый вопрос дан в Учении, Автор которого называет себя в нескольких книгах. Ответ на второй также дан на многих страницах тех же книг. Все подобные вопросы показывают, как мало вникают вопрошающие в читаемое ими. Вам отвечу, что Учение передается обычно яснослышанием или голосом Безмолвия, но не путем вдохновения, которое имеют в виду большинство вопрошателей. Самое сокровенное, конечно, передается на сензаре. Но вообще не могут быть ограничены способы передачи, ибо область духа беспредельна. Аптека неприложима там, где мы прикасаемся к тончайшим энергиям.

Тех же, кто заботится, не вкрались ли искажения в Учение, можно спросить – неужели же у них не являлась мысль, что Учителю так же легко указать на ту или иную вкравшуюся ошибку, как и дать следующую страницу?! Ведь ритм Учения продолжает нарастать. К сожалению, ошибки печатника и переписчика неизбежны. Но, как Вы знаете, они были исправляемы[1]. Я не знаю ни одной книги, которая не имела бы опечаток, особенно в наше время утраты качества во всем.

Также я достаточно ознакомлена с бездною человеческой природы или сознания и знаю, что никакие уверения никогда никого не убеждали. Лишь личное внутреннее убеждение, имеющее основание в накоплениях прошлых существований, может помочь распознать истину. Потому, конечно, и мои утверждения никогда не будут приняты сомневающимися. Очень прошу Вас утвердиться в том, что мы никого не собираемся обращать[1] и всеми силами души восстаем против всякого навязывания книг Живой Этики. Пусть каждый идет своим путем[1]. Прочувствовать истину Учения и возгореться сердцем навстречу Зову Учителя могут лишь те[1], кто в прежних своих жизнях приближался к Учению и к Великим Учителям. Среди подходящих впервые всегда много шатаний и сомнений. Но там, где сомнение[1], там не возжечь огней сердца. Сомнение есть самый страшный яд. Ничто и ни в какой области не может быть совершено при наличии сомнения. Ни одно открытие не могло бы быть сделано, если бы исследователь[1] сомневался в правильности своей теории[1].

Те, кто хотят следовать исключительно Христу, и должны следовать Ему. Но пусть отдадут себе ясный отчет, какому Христу хотят они служить? Христу евангельскому или же Христу позднейших церковников? В этом осознании уже будет сдвиг сознания. Никто из Великих Учителей никогда не будет умалять ни одного Основоположника древних или позднейших религий, ибо, истинно, Одно и то же Эго неоднократно воплощалось в некоторых из Них.

Оповещать же широко Иерархическую последовательность Великих Учителей никогда не разрешалось. Вдумчивый ученик вполне отдает себе отчет во вреде таких оповещений раньше срока в руках сомневающихся и враждебных. Только новички, не понимая, что на конце каждого неосторожного слова может висеть жизнь[1] многих людей, задают вопросы, ответы на которые в древнейшие времена давались при высших посвящениях. Людское сознание с тех пор мало изменилось и во многом стало, увы, даже грубее.

Если г-н Ливский утверждает, что в письме к нему я писала, что Учение получено через вдохновение, то, пожалуйста, попросите его прочесть Вам мое письмо к нему.

Также если я скажу, что мы встречали Учителей в Их физическом и тонком теле, то не сомневаюсь, что и это мое утверждение вызывает бурю негодования и протестов в известном лагере. Но тем не менее это истина. Но поговорка, что нет хуже слепых и глухих, нежели те, кто не желают видеть и слышать, уже давно стала труизмом.

Вы пишете, что есть люди, которые возмущаются встречающимся в первой книге утверждением – «любите Меня» и считают это каким-то навязыванием. На это отвечу – вероятно, сердца таких людей окостенели и они не знают, что есть горение сердца, что есть пламенная любовь ученика к Учителю и какую радость дают эти слова Учителя пылающему сердцу ученика. Ибо этим своим утверждением Учитель не только принимает любовь ученика, но и приближает его, поощряет его следовать этим кратчайшим, царственным путем. Тонки струны сердца, и, только закаленные на огнях его, могут они передать нам тайнозвучные мистерии бытия человеческого. Ничто грубое, ничто требующее, сомневающееся, отрицающее и издевающееся не найдет ключа ни к одной тайне бытия высшего. Отсюда такая ненависть иссохших сердец ко всему светлому, радостному, напоенному высшей красотой преданности и любви к Иерархии.

Сожалею, если мое суждение о некоторых книгах Ледбитера больно огорчило хорошего человека, но взять их обратно не могу. Было бы нечестно с моей стороны хвалить то, что я знаю как искажение истины. Так же напрасно кто-то утверждает о нашем якобы недружелюбии к теософам, ибо это неверно. Отношение наше к теософам было всегда самым дружественным, и среди них мы имеем немало друзей. Многие теософы читают книги Учения[1]. Вероятно, Вам неизвестно, что существуют многочисленные теософические группы, которые часто совершенно[1] исключают друг друга. Но, конечно, прискорбно, что имеются такие теософы[1], которые, говоря отрицательно о книгах Учения, в то же время не прочли ни одной из них. Кто же из уважающих и считающих себя образованными людьми будет отрицать и отзываться недружелюбно о том, чего он вообще не знает или с чем только поверхностно ознакомился? Будет ли такая критика основана на истине? Не имеют ли читатели права требовать хотя бы примитивную честность от критиков?

Но, как Сказано, никогда еще ни одно Учение не было поднято друзьями, всегда и во всем помогает ярость врагов. Джинны строят храмы. Даже от Христа требовали знамения с неба и обвиняли Его в том, что Он «изгоняет бесов силою князя бесовского». Перечтите Евангелие от Луки, гл. 11, ст. 15. Как ни странно, но нападают на книги Учения и громче всего заявляют свои возражения именно те, кто его не знает, так же как и своих священных писаний.

Мы преклоняемся перед Е.П.Блаватской, этой мученицей, и всем сердцем принимаем все принесенное ею, так же как и «Тэмпль Тичингс»[1], данные Учителем Илларионом через посредство Франчиа Ла Дью, но и об этом я уже писала.

О тех же, кто из личной обиды на мое суждение о книгах[1] Ледбитера отказывается читать книги Живой Этики, остается лишь пожалеть. Мы никогда не отказываемся читать[1] ни одной предложенной нам книги, чтобы как-нибудь не пройти мимо ценной жемчужины. Но распознавание всегда и во всех Учениях полагалось в основу ученичества. И учение Е.П.Блаватской особенно настаивало на таком распознавании, которое заключается в огнях сердца[1]. Итак, еще раз скажу, что все связанное непосредственно с Е.П.Блаватской глубоко почитается нами. Снова и снова остается пожалеть, что, видимо, польские[1] и русские теософы не знают не только полного собрания трудов Е.П.Блаватской, но не осведомлены и о всей истории теософического движения. Много света пролилось бы, если бы такие книги, как большой том в 900 страниц «Письма Махатм к Синнетту»[1] и такой же том «Писем Е.П.Блаватской к Синнетту», стали доступны русским и польским читателям[1]. Именно многое стало бы на место. Чтобы судить, нужно знать.

О книге Ледбитера «Учителя и Путь» я уже писала в моем письме к А.М.Асееву, выдержки из которого он поместил в своем журнале. Повторю еще раз, что все, что содержит в себе эта книга[1] на основании записей Е.П.Блаватской, прекрасно, так же как и все выдержки, приводимые Ледбитером из буддийского «Ламрина»[1]. Но все сцены посвящения и описания Учителей представляют собою просто гротеск!! В недавно вышедшей книге «Из ит Теософи?» Эрнста Вуда, бывшего секретаря Ледбитера, имеется описание, как он вместе с Ледбитером компилировал эту книгу.

Пишу Вам это доверительно. Не огорчайте тех, которым книга эта приносит радость. Но если таких много, которым книга эта принесла радость, то, может быть, еще больше ценнейших сотрудников из высоко интеллигентного класса ученых, которых она отвратила от теософии. А какой сдвиг в сознании масс могли произвести такие умы через принятие теософии!

Есть и такие приближающиеся к Свету, которым сейчас нужны лишь романы Крыжановской и рапсодии Сент-Ив Д'Альвейдера. Каждый может воспринять лишь по сознанию, потому нельзя насильно тащить в рай. И об этом я уже писала и переслала Вам копию такого письма.

Что же касается до обвинения меня в том, что я нетерпима к Теософическому Обществу, то это обвинение с больной головы на здоровую. Задолго до появления в журнале «Оккультизм и Йога» выдержек из моего письма[1], в котором я говорю о моем отношении к некоторым книгам Ледбитера, я имела письменные доказательства, пересланные мне друзьями, о том, как некоторые теософические авторитеты высказывались против книг Агни Йоги и запрещали их читать своим последователям. Неужели они отрекутся от ими же написанных слов? Всем хочется сказать – будьте добрее, и многое облегчится.

В Учении сказано о каноне «Господом твоим», потому тем, кто[1], принимая Учение, не может воспринять Источника его или же тех, через кого оно передается, скажите, чтобы они и не тревожили себя этими вопросами. Пусть для них не будет ни Источника, ни посредников. Пусть лишь содержание Учения само говорит за себя.

Конечно, согласна с Вами, что отказ от принятия Источника лишает слова Учения высшего магнита, магнита сердца и высшей красоты. Но отказ от признания посредников умалить Учение не может. Потому очень прошу Вас заверить всех, что я не претендую ни на какой авторитет и прошу забыть о моем существовании.

Итак, в заключение еще раз должна сказать, что на все приведенные Вами возражения слушателей и участников кружка Агни Йоги имеются точные ответы в книгах Учения. По возражениям и вопросам ясно, что никто не потрудился основательно ознакомиться со всеми до сих пор изданными четырнадцатью книгами Учения.

Вы спрашиваете – кого называют великими Могулами? Так называют в Индии династию, вышедшую из Туркестана и ведущую свое начало от Тамерлана. К этой династии принадлежал и Великий Акбар.

Братство Света основано на единении, и потому все участники Его объединены в единой Твердыне[1].

Книга Анриаса с портретами Махатм у меня имеется. Книжечка эта в большой мере основана на ледбитерском описании Махатм. Всеми силами души восстаю против изображения Великого Венецианца. Мне кажется, что каждый, в ком не заглушено окончательное чувство красоты, не может не восстать против изображения Махатмы в европейском пиджаке!!! Кроме того, Великий Венецианец никогда не был художником П.Веронезе. Имеем записи о том, Кто был этим Великим Венецианцем и почему Он был [так] назван. Нужно иметь постоянное и непосредственное общение с Великими Учителями, чтобы правильно истолковывать разнообразные психические проявления. И об этом сказано в Учении. Особенно много ошибок получается через так называемое автоматическое письмо. Могу сказать, что именно способ автоматического письма совершенно изъят из употребления среди принятых учеников. Об автоматическом письме тоже сказано в «Агни Йоге».

Если председатель Лиги высказался за закрытие кружка Агни Йоги, то только приветствую это, ибо тяжка атмосфера разъединения и кощунства, и может получиться лишь величайший вред, вплоть до тяжких заболеваний[1].

Итак, прошу не упоминать наших имен и не ссылаться на наш авторитет среди посетителей Лиги.

Если Учение Вам близко, то Вы не будете выносить его на базар.

Желаю Вам от всей души выйти поскорее из тяжкой[1] атмосферы.

Всего светлого.

Е.Р.

 

Сейчас просмотрела копию моего письма к В.И.Ливскому и вижу, что я писала ему о чувствознании, накопление которого дает нам возможность проникать в самую сущность вещей. Именно чувствознание есть единственный критерий при суждениях и распознавании как самого высокого, так и самого низкого. Но нигде не приравнивала я чувствознание к вдохновению или же иеровдохновению. Так же как не писала о том, что Учение сообщается путем вдохновения. Учение передается через яснослышание. Но, конечно, лишь накопленное чувствознание дает возможность общения с Учителями и получения Океана Учения[1].

 


Примечания



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно