12.07.1939 Е.И.Рерих Е.Я.Драудзинь

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск
Информация о письме
  • От кого: Е.И.Рерих
  • Кому : Е.Я.Драудзинь
  • Дата : 12.07.1939
  • Издание: МЦР, 2006

Е.И.Рерих – Е.Я.Драудзинь

12 июля 1939 г.

Родная и дорогая Екатерина Яковлевна, очень тронута была Вашим последним письмом. Забота Ваша об Обществе есть уже залог того, что некоторые опасности будут вовремя пресечены. Могу сказать, что все то, что озабочивает Вас, тревожит и меня. Потому побеседую с Вами о наиболее неотложном, именно о чрезмерной щедрости Г.Ф. Вы правы, что именно его широкая натура и стремительность при его молодости и, следовательно, неопытности могут завлечь его в предприятия, которые не оправдают потраченные на это средства. Поездка Юпатова во многих отношениях явилась крайне вредною. Мы, к сожалению, узнали о ней лишь постфактум. Друзья часто не соображаются с оборотом писем. Необходимо на это положить дней 18 и даже 20. Вы пишете, что Юпатов произвел на Вас впечатление не очень интеллигентного человека, думаю, что и в этом Вы правы. Его поступок по отношению к Булгакову и Н.К. свидетельствует именно о неинтеллигентности, как мы ее понимаем. Также знаю, что его беседы о Н.К. и Обществе с Александром Бенуа много способствовали переполнению чаши яда, которая накапливалась многие годы в душе последнего, только что перед тем писавшего сладкие дружественные излияния Н.К. Но после поездки в Париж Юпатова письма эти прекратились, и на последнее письмо Н.К. с прямыми вопросами к нему он уже не ответил. До свидания с Юпатовым он писал Н.К., что с большим удовольствием напишет о его искусстве, и вдруг такой неожиданный оборот, нападки на то, что человек, кроме писания картин, дерзает интересоваться основными вопросами бытия и в своем мышлении устремляется к строительству будущего, тогда как он, Александр Бенуа, признает лишь прошлое и ничего не видит в будущем; но самое непереносимое для него – это что Н.К. имеет в разных странах группы последователей. Сейчас Юпатов состоит в переписке с Александром Бенуа, и я очень опасаюсь, что по неопытности и из желания угодить Бенуа, который посвятил целый фельетон его искусству, он явится вреднейшим оповестителем о некоторых затруднениях в Обществе. Так он уже успел сообщить Беликову, что Булгаков собрал немало хлама для Парижского Музея, но сам он в Праге не был и, следовательно, Музея не видал. С ним необходима крайняя сдержанность и осторожность. Обо всем этом мы уже писали Рихарду Яковлевичу и Гаральду Феликсовичу. Также неоднократно мы писали, что нельзя думать о второй части монографии и нет необходимости спешить с расширением Музея. Прилагаю Вам копию моего письма к Г.Ф. от 14 июня, из него Вы узнаете и Указ Владыки, и мои разъяснения. Уже получила ответ на него. Г.Ф. пишет, что все дальнейшие предположенные поездки за границу будут приостановлены и что все долги будут выплачены без особых затруднений. Тут же сообщает, что он приобрел землю и строит дом для своей семьи, и это обстоятельство сильно разрядило трудную домашнюю атмосферу. Последнее решение я очень приветствую, ибо разумная забота о семье есть долг каждого семьянина. Несказанно огорчает меня, что Г.Ф., видимо, стал меньше интересоваться своим основным призванием. Ведь такой запас психической энергии, каким обладает он, дается для определенной миссии, и не следует об этом забывать. Необходимо научиться соизмерять, вмещать и умело прилагать Советы в жизни. Но, увы, именно Советы большей частью прилагаются искаженно или частично, и вместо пользы получается даже урон. Вот почему так редко даются прямые Указания. Нужно сначала научиться не преступить границу.

Я не знала, что производятся, по-видимому, частые «нажимы» на членов Общества? Так ли я это поняла? В каждом Обществе членские взносы идут на содержание Общества, и часто, очень часто этих сумм не хватает даже на самые необходимые затраты по содержанию помещения и оплаты расходов по канцелярии, тогда приходится прибегать к добровольным пожертвованиям и изобретать новые источники дохода для расширения деятельности Общества. Ведь каждый истинный член будет принимать к сердцу интересы Общества и по мере сил содействовать его жизнеспособности. Но, конечно, никакие вынужденные взыскания не допустимы, лучше во всем сократиться.

Все сообщаемые Вам наветы, конечно, очень прискорбны, но от них почти невозможно оградиться. И там, где существует большая разница в материальном положении членов, там эти наветы будут особенно остры. Кроме того, как всегда, наветы исходят от людей близких, и мы знаем на исторических примерах, что в подавляющем большинстве случаев именно близкие бывали причиною многих несчастий и неудач. Жизнь очень сложна, и там, где среди близких нет единения, там неизбежна и духовная голгофа.

Также цифры, затраченные Г.Ф. в Америке на покупку и пересылку готовых клише с картин для монографии, конечно, ниже тех, которые ему пришлось бы заплатить в случае заказа новых.

Глаза и уши несочувствующих близких вооружены увеличительными аппаратами злобы и ревности, и нет возможности привести их к нормальному состоянию. Истинно, причину многих жизненных неудач следует искать среди ближайшего окружения. Эти близкие не хотят понять, сколько благодатной энергии пресекается и какая тягостная атмосфера создается вокруг них вследствие постоянных упреков и обид. И такая атмосфера притягивает нежелательных потусторонних гостей и отталкивает все благостное. Именно эти близкие и являются вампирами в полном смысле этого слова, ибо неимоверно велико то количество энергии, которое приходится затрачивать на рассеивание последствий такого ядовитого сора. Защищая себя, преследуемый бежит из дома, и можно ли его винить за это? Некоторые путешествия иногда объясняются этим обстоятельством.

Должна сказать, что устремление Г.Ф. к путешествиям, а также его любовь к искусству – ценнейшие качества в нем. Конечно, заурядным обывателям труднее всего представить себе, что искусство и устремление к нему являются наиболее тонким и, следовательно, самым высоким выражением духа человеческого, будучи же самым высоким, оно, неминуемо, и самое целебное явление. Но люди стараются затоптать источник здоровья. Интересно отметить, что в России многие врачи были собирателями искусства.

Итак, родная Екатерина Яковлевна, наша главная забота сейчас, чтобы всеми силами способствовать скорейшей расплате с долгами и научиться книжному делу, которое все же может быть очень доходным. Так и издание [книги] «Надземное» откладывается, чтобы не увеличивать расходов. И я еще не знаю в точности, что войдет в эту книгу. Также Вы правы, что обращение к художникам с просьбою жертвовать картины в Музей должно быть обставлено возможно тактичнее, тем более что не скрыть того обстоятельства, что произведения некоторых художников были оплачены. Трудно требовать, чтобы нуждающийся художник отдавал свои произведения даром, тогда как он знает, что в случае его смерти семья его все же сможет продать эти картины. Ведь стоит художнику умереть, и его произведения немедленно поднимаются в цене, так было, так и есть. Также совершенно невозможно, чтобы испрошенная для Музея вещь осталась бы невывешенной, это было бы величайшим оскорблением для художника и создало бы новых и многочисленных врагов Обществу и Н.К. И Вы правы, что это имя должно быть оберегаемо, на этом имени столько строится.

Осторожность и тактичность Рихарда Яковлевича всегда оценивается нами, и мы не раз указывали и напоминали сотрудникам, что Рихард Яковлевич избран и назначен Великим Владыкой.

Вы отмечаете духовное единение и устремление среди литовских друзей, это большая радость. Так же, как и Вы, я очень ценю и люблю Юлию Доминиковну. Считаю ее редкою душою и как нельзя лучше приспособленной к ее объединяющей роли. Именно, маленькая, худенькая, но преисполненная чудесной сердечной энергией, этим истинно божественным даром. Тревожусь ее здоровьем, ибо она не бережет себя, в ней много самоотверженности. Но для дела она так нужна! Очень часто думаю о ней и посылаю ей укрепляющие силы.

Конечно, рижское общество в силу своей многочисленности уже затрудняет такое единение. Но так называемая основная или внутренняя группа должна работать над своим совершенствованием и пополняться с большею осмотрительностью и тщательно просеиваться. О негативных сторонах деятельности некоторых членов я знаю от них самих, иногда и от пострадавших, но прежде всего из даваемых Предупреждений и Намеков. Также знаю и обидчивость, присущую очень многим. Это, конечно, самое тяжкое и разрушительное чувство. Оно свидетельствует о сильно выраженной самости. Обычно при повышенной нервной деятельности чувствительность организма сильно обостряется и нужно обладать значительно расширенным сознанием, чтобы суметь разобраться в причине нанесенной обиды и найти ей должное объяснение [и] прощение. Только с расширением сознания приходит и дисциплина чувств.

Крайне грустное явление – недостаток взаимного уважения среди членов, о котором Вы пишете. При наличии уважения, конечно, проявилась бы и столь необходимая дисциплина. Причем внешняя дисциплина должна помогать дисциплине внутренней. Распущенность, в чем бы она ни проявлялась, ужасна, она больше всего другого удаляет человека от пути Света. Дисциплина – не ханжество, ибо ханжество лишь там, где нет искренности. Но может ли считающий себя последователем Учения Живой Этики не понимать хотя бы примитивного уважения к сочленам, выражающегося, прежде всего, в так называемой общественной дисциплине? Разве разрешается во время концерта или лекции разговаривать, или переходить с места на место, или даже просто жестикулировать? Вы правильно говорите, что мы должны приобрести внешнюю дисциплину ради других. Именно, мы должны научиться думать о других и понимать, насколько наша распущенность или дисгармоничность может тяжко отражаться на ближних. Нередко такая распущенность является причиною даже смерти близкого.

Чувство торжественности, которое не нарушается внешними вторжениями, конечно, должно быть весьма высокого качества. Но достигших такого состояния можно перечесть по пальцам. Потому наша прямая обязанность – следить за собою, чтобы не нарушить зарождающегося чувства торжественности среди наших сотрудников. Потому каждый сочлен должен усердно работать над собою, над самодисциплиною. Простое чтение книг Учения может дать лишь искусственное или внешнее расширение сознания. Но когда мы осознаем Учение своим внутренним существом, тогда мы немедленно изменимся. Такое внутреннее осознание очень трудно достигается, но даже мгновенное озарение истиною одного из положений Учения приносит незабываемое ощущение восторга освобождения. Многие ли испытали этот восторг освобождения от той или иной привычки или трудного свойства, скажем – раздражения? Многие ли имели озарение и поняли всю бесполезность, следовательно, и нелепость того или иного тяжкого свойства?

Также очень прискорбно все то, что Вы пишете о проявлении грубости и даже презрения к некоторым скромным членам. Подобные свойства рождаются лишь в акультурном сердце, и потому нужно очень остерегаться таких сочленов. Также и взаимопомощь должна быть осознана всеми сочленами. Никто не требует каких-то непомерных жертв, все должно быть соизмеримо, и потому следует оказывать сочлену помощь посильную, иначе можно ли считать себя последователем Учения Живой Этики? Сострадание и посильная помощь не есть сентиментальничание. Сентиментальничание будет умиление над Учением при бездеятельном жестокосердии. Именно сентиментальность и ханжество уживаются в одном гнезде. Но дисциплина торжественности прежде всего знает радость помощи. Лишь ханжа, умиляющийся над Учением, может пройти мимо горя и не найти хотя бы ободряющего слова. Жестокосердие, презрение к ближнему – непреодолимые преграды на Пути. Жестоким, самодовольным людям придется выучить много уроков. Потому надо радоваться, когда трудная жизнь научает нас сострадать ближним. Только страдания утончают струны нашего сердца. Сердце, не ведающее боли, не может приблизиться к Твердыне. И Вы глубоко правы, родная Екатерина Яковлевна, что «холод в человеческих сердцах гораздо опаснее, чем не совсем соизмеримая жалость». Благо Вам, если эта истина живет в Вашем сердце. Храните эту действенную жалость, как редчайшую жемчужину. Эта жалость есть противоположение умилительному[1] и бездейственному сентиментализму.

Также Ваш сон замечателен, именно, мы должны научиться полному доверию к Руке Ведущей и безбоязненно и мудро идти трудным путем восхождения. При доверии, при искренности Помощь всегда уготовлена, но в последний час, чтобы не лишить нас личного достижения.

Что же касается до развития искусства мышления, то мне кажется, что члены Общества находятся для этого в особо благоприятных условиях. Разве книги Учения не представляют неисчерпаемый кладезь тем для обсуждения их на заседаниях? Ведь каждое положение Учения должно быть усвоено как можно полнее, и потому полезно иногда заранее знать тему предстоящего обсуждения, чтобы подготовиться к ней и привести многие примеры из жизни для возможно исчерпывающего освещения разбираемого вопроса. Каждый участник может дать подтверждение или неожиданное новое освещение того или иного разбираемого вопроса. Как полезное мозговое упражнение может быть указано нахождение причины, породившей те или иные следствия. Можно начать с известных закончившихся исторических событий и найти им причины, не указанные в учебниках. А затем можно разобраться в причинах и следствиях в биографиях выдающихся деятелей. Конечно, очень интересно и поучительно проследить причины, приведшие страны к настоящему смятению, но это требует большого ознакомления со всеми условиями и глубокого проникновения в характер народов и даже будет рискованно и может нарушить единение. Потому лучше ограничиться событиями меньшего размаха. Также полезно назвать какое-либо действие и самим вообразить и приложить возможные следствия его. Несомненно, очень полезно писание рефератов на темы Учения, и можно пожалеть, если кто тяготится такой возвышенной работой. В заключение хочу сказать Вам, родная Екатерина Яковлевна, что очень, очень трудно провести удачное лечение там, где нет желания мыслить широко. Сколько тяжелых недоразумений было бы избегнуто, сколько неприятных привычек сглажено, если бы научились шире мыслить. Уже одно осознание жизни в двух мирах не на словах, но чувствознанием удержало бы людей от многих непоправимых действий. Люди еще не прочь напичкать знаниями свой интеллект, но кто же из них действительно стремится утончить свои чувства, которые одни только и могут дать тонкость понимания или осознания. Без утончения чувств недоступно и чувствознание. Высшее знание основано на чувствознании.

Теперь ответ на вопрос, как понять центр эволюции в § 230 из «Беспредельности». Центром эволюции на нашей планете является Великое Белое Братство. Именно Твердыня Братства с помощью Космического Магнита творит равновесие, постоянно нарушаемое человеческим хаотическим мышлением. Конечно, центр должен иметь основу двух полярностей, или двух Начал (мужского и женского). Лишь сочетание энергий этих Начал создает необходимые явления на всех планах и во всех мирах.

Об энциклопедии. Конечно, предположенная энциклопедия должна быть просто хронологическим указателем и обзором деятельности женщин на разных поприщах культуры. И Вы совершенно справедливо замечаете – где же граница между мужскими и женскими способностями? Границу эту очень стараются провести противники эволюции, потому крайне вредно, чтобы сами женщины начали проводить такое разграничение. Единственное допустимое разграничение – это соизмеримость, но именно эта соизмеримость особенно трудно понимается. Так, несоизмеримо было бы употреблять тонкую психическую энергию женщины на грубый труд, где требуется лишь физическая сила, но противники эволюции скорее пошлют женщин на изнурительные работы, нежели допустят ее к государственной созидательной работе, где так требуется здравый смысл, основанный на огнях сердца.

Удалось ли уже собрать порядочное количество выдающихся женских имен? Между прочим, одна местная английская газета начала еженедельно посвящать два столбца женскому вопросу. Первая статья была написана известной женской деятельницей Маргарет Кезинс, которая недавно провела некоторое время у нас. В 1938 году она была председательницей Общеженского Конгресса в Индии. По ее словам, по количеству отвоеванных женщинами прав Индия сейчас стоит на третьем месте, первое принадлежит Америке и второе России. В Англии и Германии женщины, наоборот, многое утеряли. По этим знакам судите о падении стран. Хочу выписать для Вас журнал последнего Женского Конгресса в Индии, чтобы Вы могли иметь понятие о женской деятельности в Индии. Подумать только, что лишь в 1927 году основалась первая женская Ассоциация, которая организовала множество однородных ячеек по всем штатам Индии (находящихся под управлением Британской Империи, не Махараджей), объединение их между собою. В 1917 году женская депутация во главе с Сароджини Нэйду была принята в губернаторском доме лордом Хелмсфордом и мистером Монтагю и прочла исторический документ о предоставлении избирательных прав. Эти права им были даны. А сейчас в Индии уже 86 женщин принимают участие в законодательных собраниях, и среди них имеются и министры штатов, и президенты законодательных собраний, несколько спикеров и секретарей Парламента и прочие. Сейчас женщины проводят программу всеобщей грамотности, и уже старые бабушки усердно учат азбуку и живо интересуются женским движением. Женщина проснулась повсеместно, и не пройдет и ста лет, как они начнут насчитывать в своих рядах выдающихся деятельниц и творцов на всех поприщах культуры, и тогда эволюция человечества начнет двигаться гигантскими шагами.

Но в некоторых махараджествах Индии вещи стоят по-старому, так, в одном из них по соседству с нами девушки продаются в замужество, причем цена их определяется по весу, чем тяжелее, тем дороже!!!

Теперь другое. Не совсем понимаю я вопрос относительно оглавления брошюрок, представляющих из себя выдержки из книг Учения. Насколько я понимаю, каждая тема будет издана отдельной брошюркой. Потому не вижу, почему нельзя назвать одну «О Любви», другую «О Добре» и третью «О Мысли», и так как добро покрывает и помощь, то во второй брошюрке можно выпустить – «и Помощи». Конечно, в каждой такой книжечке следует пометить, что выдержки взяты из книг серии Агни Йоги, или Живой Этики.

Родная Екатерина Яковлевна, скажу Вам совершенно доверительно и откровенно, что меня глубоко огорчает, что, видимо, женские представительницы не могут идти в ногу с мужскими представителями. Тяжко мне сознавать, как подрезаются крылья женскими руками, и это в век Матери Мира! Ведь сплошное домашнее неблагополучие у лучших представителей. Слов нет, тяжка сейчас доля многих женщин, но ничего не достигается без упорного труда и страдания. Надо уметь найти радость в самоотвержении. Прекрасен венец самоотверженности, он украшен лучами, и мы живем в беспредельности, это осознание должно нас окрылять и в самую тяжкую минуту.

 


Примечания



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно