12.10.1938 Е.И.Рерих Е.А.Зильберсдорфу

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск
Информация о письме
  • От кого: Е.И.Рерих
  • Кому : Е.А.Зильберсдорфу
  • Дата : 12.10.1938
  • Издание: МЦР, 2006

Е.И.Рерих – Е.А.Зильберсдорфу

12 октября 1938 г.

Дорогой Евгений Александрович, задержала свой ответ, ибо последние события снова отразились на моем самочувствии. Невозможно без глубокого возмущения видеть, как попираются достоинство и все права человеческие. Психология растерянных овечек мне непонятна. Я противница всякого насилия, но в то же время сторонница противления злу. Потому так тяжко и так болезненно переживаю капитуляцию Европы перед ею же созданным пугалом[1]. Положение, которое создалось благодаря психологированию масс всякими устрашениями и близорукости многих и многих [вызывателей], чревато самыми тяжкими последствиями. Как Сказано, бывают времена хуже столкновений, и вот мы вступили в такие времена. Множества думают, что удалось избежать опасности, на самом же деле опасность еще увеличилась. Тяжко примириться, что Чехословакия, имевшая такую значительную и прекрасно вооруженную армию при замечательно укрепленной границе, могла так поспешно сдаться под угрозою силы, которая, конечно, никогда не смогла бы противостать блоку европейских держав. Да, когда утеряно мужество, то, истинно, все потеряно! Недаром все Учения настаивали и настаивают прежде всего на развитии мужества и бесстрашия. Страх – самый плохой советчик. Нужно отдать справедливость, что Хитлер и его сотрудники отлично поняли психологию Европы и блестяще учли момент для нанесения ей сокрушительного удара. Чего стоят сейчас все соглашения, все договоры? Кто будет кому верить? Истинно, пора бы женщине поднять голос и знамя мужества и бесстрашия. Нужно остановить гниение. Прилагаю параграф из Новой Книги:

«При основных потрясениях могут обнаруживаться чувства самоотвержения или героизма, но при гниении происходит истечение сил бесполезное. Утверждаю, что худшая часть Армагеддона заключается в разложении организмов. При сильных столкновениях и Руководство может быть усилено. Но что же может быть сделано при усилении гангрены? Так люди сами способствуют разложению планеты. Они предпочитают полумеры или, вернее, четверть меры, чтобы не изменить сложившегося положения. Но пусть они убедятся, что сложенное ими положение есть гниение. Не следует все приписывать силам тьмы, иначе они покажутся гигантами. (Не стал ли Хитлер уже таким в глазах психологированных ими трусов?) Не лучше ли проверить, что именно отвергается человечеством и что ему представляется особенно милым? Разделим по этой грани науку, философию, искусства и физическую культуру и убедимся, как деление покажет болезнь человека. Каждое отрицание рассмотрим, чтобы убедиться, из какого источника оно происходит. Можно убедиться, что самые позорные причины слагают наиболее отвратительные отступления. Невозможно представить борьбу за Свет, основанную на уступках тьме!»[1] Еще: «Мы особенно ценим некоторые качества мудрости. Мудрость признает добро, откуда бы оно ни происходило. Мудрость порицает зло, откуда бы оно ни порождалось. Не думайте, что такие качества очень обычны. Наоборот, люди погибают от того, что ограничили добро и зло своими личными соображениями. Они ждут добро лишь с одной стороны и опасаются зла только от призрака, ими выдуманного. Между тем вы знаете, как причудливы области добра и зла. Никто, мысля о земном, не может представить, как нарождается добро или зло. Мы видели разбойников, становившихся подвижниками, и столпов церкви, творивших злодеяния. Нельзя заслоняться от широкого мировоззрения. Для проявления широкого мировоззрения следует согласиться во многом. Мудрость скажет – да совершится справедливость. Но мудрость не будет насиловать пути ее. Она поймет всю сложность условий справедливости. Мудрость почует и верные сроки и не будет своевольно ускорять их. Мудрость помыслит, насколько многие народы участвуют в каждом событии. Можно следить за поверхностью дел, но в глубине может нарастать совершенно иное движение. Можно почуять, насколько проявляется прежде сужденное, но под личиною неожиданности. Так нужно привыкать, что законы справедливости весьма многолики. Люди судят по своим привычкам, но закон выковывается в трех мирах и может считаться надземным. Ускорение или замедление зависит от многих космических причин. Часто малое земное движение будет отражением великого события на дальних мирах. Нужно согласиться во многом, чтобы претворить мудрость в реальность каждого дня. Мыслитель не забывал указывать, что для земного путника один путь, но над ним мириады путей»[1].

Теперь вернусь к вопросам в Вашем письме. Не согласна с построением Вашей фразы: «Умолчание или убегание в некоторых случаях в вопросах, могущих вызвать обострение отношений, есть невыявление своего облика, и это тоже близко граничит и с хитростью и мудростью...» Если, чтобы не вызвать обострения (всегда вредного) отношений или чтобы не смутить неподготовленное сознание, мы умолчим о том, что не может быть им воспринято, то такое наше действие не может называться убеганием или невыявлением своего лика. Это будет лишь сострадательным отношением к ограниченности нашего собеседника. Это будет не хитрость, но лишь проявление мудрой соизмеримости и целесообразности. Не указывают ли все Учения на необходимость говорить по сознанию собеседника, чтобы не причинить вреда и страдания?

Осторожно нужно пользоваться определительными. Хитрость нельзя ставить рядом с мудростью, ибо первая всегда подсказана самостью, вторая же основывается на общем благе и целесообразности. Также убегание и сокрытие лика нельзя сравнивать с сострадательной воздержанностью и соизмеримостью.

Вы спрашиваете, как понять речение: «Вот, здесь больше Соломона» (Матф. 12, 42). В общей эволюции можно нередко встретить такие сравнения. Нужно понять, что в первом случае (Соломона) имелось в виду обращение к одному народу, во втором (Христа) – уже мир. Христос уже указывал на отсутствие национальности. Каждое время требует своего Вестника. И каждый Вестник приносит ту весть, которая особенно нужна. Задание Христа было шире задания Соломона.

Упоминание в «Тайной Доктрине» об «австралийцах, ныне быстро вымирающих...» относится к туземцам, вымирающим представителям отсталых племен третьей расы, но, конечно, не европейским поселенцам Австралии. Вымирающие туземцы будут рождаться среди самых отсталых представителей четвертой расы, которая еще весьма многочисленна.

Прочла Ваше дополнение, не имею ничего возразить. Но перед тем как сдать Вашу книгу в печать, еще раз очень советую Вам нащупать местные настроения. Также прошу Вас не начинать издавать эту книгу до окончания перерегистрации Общества. Нужно явить большую бережность.

Также опасаюсь темы о «падшем» ангеле. Некоторые писатели увлекаются гностическими представлениями (часто ложно истолкованными) и изображают «падшего» ангела в виде добровольной жертвы во благо человечества. Но все мое существо восстает против такого возвеличения тяжкого преступника против Божественного закона. Нужно очень бережно касаться таких тем, чтобы из желания уничтожить одно заблуждение не создать другое, может быть, еще более опасное.

Вы знаете, какое сейчас гонение происходит на всех теософов, антропософов, масонов, розенкрейцеров и прочих со стороны православия и фашизма (какое трогательное единение!). Так, в Югославии предаются проклятию все масоны, забывая, что убитый король Александр сам был главою масонов, так же как и многие его министры. В той же Югославии православный собор назначил в Париж нового митрополита как бы заместителем Евлогия, ибо, по их мнению, митрополит Евлогий уклонился от православия! Даже малая просвещенность нетерпима этими ревнителями невежества. И в то же время мы узнаем, что бывший капитан и доносчик отец Виктор и другой пьянчужка отец Павловский в Харбин назначаются архиепископами!! Неужели они думают, что подобными мерами они укрепят свои позиции?! Но даже у самых скромных обывателей открываются глаза и они начинают прозревать творящееся мракобесие. Растет число отпадающих от православной церкви, ибо она оказалась наиболее косной. Потому советую принять в соображение все существующие настроения в Ваших местах.

Получили ли Вы мое письмо от 13 августа?

Давно ничего не имею от Федора Антоновича. Как его здоровье? Книга «Надземное» все еще собирается. Мое нездоровье несколько задерживает работу.

Итак, проявим мудрость. И не будем ограничивать добро и зло своими личными соображениями. Примем во внимание многие обстоятельства.

Да, в одном английском журнале «Свет» я нашла переписку по поводу фразы из молитвы Господней: «И не введи нас в искушение». Так один корреспондент утверждает, что он пересмотрел многие переводы и будто бы нашел текст (к сожалению, не упоминает, на каком языке), который гласит: «И не оставь нас в искушении» (во время искушения). Причем он пишет, что слова «не введи нас в искушение» явно в противоречии с речением апостола Иакова (1, 13). «В искушении никто не говори: "Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого"...» Этот же довод приведен и в «Тайной Доктрине». Сейчас много западных ученых занято сопоставлением древних переводов Евангелий.

Шлю Вам привет и очень прошу явить бережность. Всего светлого.

Духом с Вами.

Е.Р.


Примечания


<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно