14.12.1936 Е.И.Рерих В.М.Сеплевенко

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск
Информация о письме
  • От кого: Е.И.Рерих
  • Кому : В.М.Сеплевенко
  • Дата : 14.12.1936
  • Издание: МЦР, 2002

Е.И.Рерих – В.М.Сеплевенко

14 декабря 1936 г.

Многоуважаемый Виктор Михайлович, не могла раньше ответить по нездоровью и из-за перегруженности спешной работой. Сейчас перечла Ваше письмо от 25 октября и огорчилась за понесенные Вами лишние расходы по печатанию книги «Листы Сада Мории». Моя вина, что в самом начале я не предупредила Вас о том, что внешность книги должна быть соблюдена по оригиналу. Но спасибо Вам за выказанную готовность исправить что возможно. Сейчас вышла «Агни Йога» и на польском языке; говорят, что перевод неплох, но внешность этой книги очень огорчила нас, и самое главное это то, что переводчик, зная отлично, на каком языке давалась эта книга, тем не менее поместил по каким-то личным соображениям на обложке заявление, что перевод сделан с английского!!! Зачем такая нарочитая ложь?! Тем более что через д-ра Асеева я пересылала ему добавления для польского издания именно на русском языке. Но таковы дела рук человеческих.

Рижское издательство собирается выпустить русскую «Агни Йогу» вторым изданием с добавлениями. Также уже вышла книга «Аум».

Теперь перехожу к затронутым в Вашем письме вопросам. Но прежде всего хочу сказать, вернее, повторить – будьте крайне осторожны. Рознь и человеконенавистничество достигли своего апогея. (Тучи устремились на юг. В Испании сейчас торжество ненависти и после можно ожидать самых неслыханных событий.) Вы спрашиваете о значении 16 сентября, но все сокровенное во все времена охранялось символами и могу уверить Вас, что в этом отношении ничто не изменилось и даже наоборот, при настоящем человеконенавистничестве все священное должно быть сугубо обережено. Вы уже знаете, что срок этот означает конец Великого Цикла и вступление в Новый. Именно, мы вступаем в период времени, в течение которого карма многих стран завершится. Новое равновесие мира должно установиться. (Сейчас одна Новая Страна держит еще равновесие, но если она не выдержит, то по вычислениям Нострадамуса, которые изумительно точны, и по другим источникам, гибель планеты в конце нашего столетия неминуема.) Сейчас Земля окутана коричневым газом, и из «Криптограмм Востока» в сказании «О Золоте» Вы знаете, какое взрывчатое вещество представляет из себя этот газ. Так земное человечество в своем злобном безумии несется к грозному року. Будем надеяться, что произойдет воскресение духа и страшный рок будет, хотя бы частично, отклонен. Несомненно, что скоро лучшим местом для жизни будет Новая Страна.

Теперь о столь мучающем Вас вопросе относительно отсутствия Высшего Водительства в Теософическом Обществе. О том, что было Сказано, что Великие Учителя отказались водительствовать Теософическим Обществом, известно многим теософам, конечно в большинстве иностранцам, хотя мы имеем подтверждение этого и от одного русского, хорошо знающего английский язык, потому и имеющего доступ ко всей теософической литературе. Так он пишет: «Правда, что Великие Учителя оставили Общество в прошлом, но потом Они снова вернулись». Вот об этом-то «потом» ни из каких источников мне не известно. Но могу утверждать, что сама я читала о первом Утверждении, именно, что Великие Учителя не будут больше руководить Обществом, но лишь отдельными индивидами. Сейчас я так занята, что искать именно эти слова в обширной теософической литературе у меня нет времени. Но насколько мне помнится, можно найти их или в большом томе «Писем Махатм к Синнетту», или в томе «Писем Е.П.Блаватской». При случае сын мой обещал мне найти это место. Конечно, я не собираюсь вступать в полемику по этому поводу с теософами. Также для Вашего сведения скажу, что во многих теософах мы имеем больших друзей. Кроме того, вдумчивые ученики отлично понимают, что никогда Великие Учителя не могут связывать себя навсегда с тем или иным движением. Каждое движение, каждое строительство после смерти своего основоположника по состоянию человечества осуждено на более или менее быстрое разложение. Проследите историю, и Вы увидите это грустное явление, ставшее почти законом. Во что выродились все когда-то прекрасные Братства?!

Теперь об Арунделе. Мы всегда отзывались с самой хорошей стороны об этом деятеле. Должны сказать, что со стороны Адиарских теософов до поездки г-на Арунделя на Женевский Теософический Конгресс мы видели такое же доброжелательное отношение и к себе. Но все изменилось после встречи г-на Арунделя с г-жою Каменскою. Прилагаю Вам полученное нами от друзей любопытное постановление Женевского Совета Русской Секции и также ответ Н.К. к одной теософке, уверявшей нас в дружелюбии г-жи Каменской. Вы многое поймете, и прежде всего злобную клеветническую деятельность г-жи Каменской. Много ее злобных изречений доходило до нас и раньше из разных источников. Но напрасно поступает она так – ведь те, кто умеют самостоятельно думать, не попадаются на такие уловки, и многих она уже оттолкнула своею нетерпимостью. Книги Живой Этики говорят сами за себя. Их накопилось уже 12 томов напечатанных, и Мудрость не иссякает, а продолжает диктовать новые и новые тома. Так, сейчас пишется книга «Братство», которая будет состоять из двух частей: одна для печатания, другая будет храниться в пяти копиях. Будущие поколения положат на весы книги, вышедшие из-под пера г-жи Каменской и г-на Арунделя, и Мудрость, данную в томах Учения Жизни. Зрелище будет поучительное. Мы никогда не задевали г-жу Каменскую или вообще теософов. Чтя нашу великую соотечественницу, основоположницу этого движения, мы не можем быть противниками теософии или теософов at large[1]. Так пусть г-жа Каменская и г-н Арундель, с таким легкомыслием поддавшийся наветам, не повторяют свою злостную клевету. И подумать только, что Председатель Общества может утверждать эту ложь, заявляя при этом, что он книг Живой Этики не знает! Неприлично Председателю Общества подобное голословное заявление, и притом после того, как он по избрании призывал в своем первом Обращении к самой большой терпимости и сотрудничеству! Так дела расходятся со словами! Пусть эти клеветники укажут, где Н.К. говорил против Теософии или теософов? Я же со своей стороны не убоюсь повторить, что лично я не принимаю авторитета г-на Ледбитера и знаю, что в этом меня многие поддержат. Беда ведь в том, что наши русские теософы воспитываются в шорах. По каким-то соображениям их пичкают переводами книг Ледбитера, А.Безант и Джинараджадазы и т.д. и не позаботятся перевести хотя бы небольшие тома «Первых Писем Великих Учителей», и прекрасную книжечку Синнетта «Оккультный Мир», и все касающееся до Е.П.Блаватской.

Очень мешает русским теософам незнание английского языка и всей истории Теософического Общества. Также никогда не соглашусь признать и указанного ими воплощения Владыки Мира или их Матери Мира, так же как и воплощений двенадцати Апостолов в группе теософов. Спрашивается, кем в этой группе представлен Иуда? Ведь все это вопиющее безвкусие запечатлено в снимках и напечатано в журналах.

Но так как ни в каком Учении Жизни не заповедано непротивление злу, наоборот, указано на борьбу со злом и тьмою, и всюду говорится о доспехе духа, о мече, копье и кольчуге (именно все священные изображения изобилуют этими символами мощи противления злу), то мы и будем защищаться и поражать тьму. Но разница большая в наших методах. Мы никогда не будем клеветать или утверждать ложных фактов. Все, что мы говорили и говорим, основано на фактах и свидетельствах, почерпнутых из достоверных источников, так же как из утверждений, запечатленных в теософической литературе. Ведь сейчас издается полное собрание сочинений Е.П.Блаватской, но, конечно, не Адиаром или г-жою Каменской, как не ими издан том «Писем Махатм к Синнетту» и «Письма Е.П.Блаватской», ибо слишком много <...>[1] Что же касается до других организаций, где имеется Водительство Белого Братства, то, конечно, г-н Арундель прекрасно о них осведомлен, но не хочет их знать или, вернее, признавать. Сожалею, что никто не нашелся спросить его, как он относится к духовному движению «Тэмпль Артизан» в Халсионе в Калифорнии, которое находится под Руководством Великого Учителя Иллариона. Этот Духовный Центр существует уже свыше сорока лет и издал замечательный том «Тэмпль Тичингс» этого Учителя.

Пусть кто-нибудь из теософов запросит г-жу Каменскую или г-на Арунделя, разрешается ли им читать книгу «Тэмпль Тичингс», содержащую Наставления Великого Учителя Белого Братства? Любопытно, каков будет ответ? Так же не странно ли, что ни Олькотт, ни А.Безант, ни Каменская, ни Арундель не могли дать членам Теософического Общества новых Наставлений от Великого Учителя? Если их спросить об этом, вероятно, они ответят, что получаемое ими настолько эзотерично, что не может быть выдано. Но тогда мы опять-таки можем спросить – почему же в других духовных центрах наряду с эзотерическими сообщениями даются и экзотерические? Именно, более чем странно, что такой большой Центр, как Адиар, за исключением переработки оставшегося материала Е.П.Блаватской, ничего не выпускает из Наставлений Белого Братства?

Теперь еще одно сведение для Вас. Перстень Е.П.Блаватской, перешедший от нее к А.Безант, а после смерти последней к Арунделю, принадлежал раньше Калиостро, а не Белому Братству, о чем имеется свидетельство Джинараджадазы. В одной теософической книге, вероятно в дневнике Олькотта, описывается эпизод потери этого перстня. Правда, Е.П.Блаватская скоро нашла его, но камень с изображением розенкрейцеровских символов оказался разбитым, и его пришлось заменить. В подтверждение этого эпизода могу привести Вам другое показание об этом перстне. Так, в небольшом томе «Письма Учителей Мудрости» за период 1875–1876 годов, переписанных и изданных с примечаниями Джинараджадазы и с предисловием А.Безант, имеется письмо от Великого Учителя Сераписа за номером 22, в котором упоминается потеря этого перстня, привожу его Вам в оригинале:

«Letter 22. The lost one is restored in its proper place. The gueburs made it invisible out of malice.

Brother mine, he who cares for the opinion of the multitude will never soar above the crowd. Serapis»[1].

Примечание, сделанное Джинараджадазой: «Это упоминание относится к розенкрейцеровскому драгоценному камню 18 степени, который принадлежал Е.П.Блаватской, а теперь является собственностью А.Безант. Говорят, что камень этот принадлежал Калиостро».

Вот как слагается легенда, которую Вы подчеркнули красным карандашом в Вашем письме.

Ваши ответы друзьям превосходны. Именно, Учение говорит само за себя. Итак, еще раз советую Вам оставить в покое злобных и завистливых людей, а также всех не разбирающихся, где истина. Не для них даются Наставления, но для тех, кто в сердце своем чуют мощь и красоту Учения Жизни. Именно последних нужно поддержать во время Бури Армагеддона. Не остановить поток Учения, и много сотрудников рассеяно во всех концах мира. В час указанный соберутся они! (Может быть, и обстоятельства начнут выталкивать их к Северу. Ведь сороковой год не за горами. А кто может, тот и раньше найдет свой путь.)

Так, не горюйте, Виктор Михайлович, но явите терпение, терпимость, мужество и храните сказанное для себя.

Пишите, как уладились Ваши отношения с теософами? Помните изречения – «будьте мудры, как змеи...» и «не рассыпайте жемчуга...» и т.д.

Шлем Вам мысли бодрости, надежды, мудрой радости и поверх всех Торжественность в эти Времена Апокалипсиса.

Всего самого светлого.

Е.Р.

 

Прилагаю также и перепечатку из Адиарского «Теософиста» со статьей Н.К. Обратите внимание на последнюю страницу, где помещена заметка от издательства.

Так было до поездки г-на Арунделя в Женеву! Комментарии излишни.

 


Примечания



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно