15.06.1936 Е.И.Рерих А.И.Янушкевичу
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{LetterInfo|Е.И.Рерих|А.И.Янушкевичу|15.06.1936|МЦР, 2002||}}<p | + | {{LetterInfo|Е.И.Рерих|А.И.Янушкевичу|15.06.1936|МЦР, 2002||}}<p>Е.И.Рерих – А.И.Янушкевичу</p> |
- | <p | + | <p style="text-align: right; font-weight: bold;">15 июня 1936 г.</p> |
- | <p | + | <p>Многоуважаемый и дорогой |
Брат, по нездоровью не могла ответить раньше на Ваше последнее письмо. | Брат, по нездоровью не могла ответить раньше на Ваше последнее письмо. | ||
Сердечное спасибо за все выраженные Вами прекрасные чувства. Особенно | Сердечное спасибо за все выраженные Вами прекрасные чувства. Особенно | ||
Строка 17: | Строка 17: | ||
но можно ли тогда поверить, что они действительно понимают остальные книги | но можно ли тогда поверить, что они действительно понимают остальные книги | ||
Учения? Потому мне так радостно, когда приходится встречать сознание, лишенное | Учения? Потому мне так радостно, когда приходится встречать сознание, лишенное | ||
- | невежественных предрассудков. | + | невежественных предрассудков.</p> |
- | <p | + | <p>Вы спрашиваете – можете ли Вы |
дать наш адрес председательнице местного Оккультного Кружка. Если Вы знакомы с | дать наш адрес председательнице местного Оккультного Кружка. Если Вы знакомы с | ||
их деятельностью и лично знаете и симпатизируете его председательнице, то с | их деятельностью и лично знаете и симпатизируете его председательнице, то с | ||
Строка 26: | Строка 26: | ||
просто любопытствующими, потому очень признательна Вам за этот вопрос. Но | просто любопытствующими, потому очень признательна Вам за этот вопрос. Но | ||
искренно ищущим и устремленным я всегда рада ответить на вопросы в связи с | искренно ищущим и устремленным я всегда рада ответить на вопросы в связи с | ||
- | Учением. | + | Учением.</p> |
- | <p | + | <p>Есть ли какое движение с |
переводом «Агни Йоги»? Подвигается ли Ваша работа с «Беспредельностью»? Ведь | переводом «Агни Йоги»? Подвигается ли Ваша работа с «Беспредельностью»? Ведь | ||
- | это большой труд! | + | это большой труд!</p> |
- | <p | + | <p>Скоро Выйдет и «Община», и |
- | уже собирается новая книга «Аум». | + | уже собирается новая книга «Аум».</p> |
- | <p | + | <p>Еще раз спасибо за добрые |
- | чувства. Шлю Вам самые светлые мысли и пожелания успеха в Ваших работах. | + | чувства. Шлю Вам самые светлые мысли и пожелания успеха в Ваших работах.</p> |
- | <p | + | <p><...><ref> В тексте пропуск.</ref> |
- | + | ||
касающихся трудных мест при переводе на другие языки. Будьте добры поставить | касающихся трудных мест при переводе на другие языки. Будьте добры поставить | ||
- | меня в контакт с г-ном Ливским, я даже не знаю его полной фамилии. | + | меня в контакт с г-ном Ливским, я даже не знаю его полной фамилии.</p> |
- | <p | + | <p>Вы сожалеете, что книги Живой |
Этики издаются в новой орфографии, ибо «всякие Ариманы пользуются этим | Этики издаются в новой орфографии, ибо «всякие Ариманы пользуются этим | ||
обстоятельством для своей агитации, что будто бы книги эти издаются на | обстоятельством для своей агитации, что будто бы книги эти издаются на | ||
Строка 54: | Строка 53: | ||
Клизовский, то он может Вам и пояснить, из каких чистых и труженических | Клизовский, то он может Вам и пояснить, из каких чистых и труженических | ||
источников идут деньги на это издание. Мы гордимся нашими Латвийскими друзьями | источников идут деньги на это издание. Мы гордимся нашими Латвийскими друзьями | ||
- | и их деятельностью. | + | и их деятельностью.</p> |
- | <p | + | <p>Теперь что касается до новой |
- | орфографии, то здесь Ариманы проявляют присущую им невежественность. | + | орфографии, то здесь Ариманы проявляют присущую им невежественность.</p> |
- | <p | + | <p>Можно напомнить им, что, увы, |
изменение в орфографии было проведено Императорской Академией Наук еще задолго | изменение в орфографии было проведено Императорской Академией Наук еще задолго | ||
до революции. В связи с этим вспоминается мне прискорбный инцидент. В 1918 году | до революции. В связи с этим вспоминается мне прискорбный инцидент. В 1918 году | ||
Строка 89: | Строка 88: | ||
определительные. Это затруднение я иногда встречала при переводах с | определительные. Это затруднение я иногда встречала при переводах с | ||
английского, где вообще отсутствует женский род, исключая местоимения | английского, где вообще отсутствует женский род, исключая местоимения | ||
- | единственного числа. | + | единственного числа.</p> |
- | <p | + | <p>Так, дорогой Брат, отнесемся |
с полным спокойствием к нападкам злобствующих Ариманов. Дисциплина в | с полным спокойствием к нападкам злобствующих Ариманов. Дисциплина в | ||
- | соизмеримости научает ко всему относиться с должным спокойствием. | + | соизмеримости научает ко всему относиться с должным спокойствием.</p> |
- | <p | + | <p>Спешно собираем книгу «Аум». |
Думаю, что к декабрю книга уже выйдет. А затем начнем собирать «Братство». Не | Думаю, что к декабрю книга уже выйдет. А затем начнем собирать «Братство». Не | ||
знаю еще, будет ли Разрешено включить в эту книгу страницы из Сокровенной Жизни | знаю еще, будет ли Разрешено включить в эту книгу страницы из Сокровенной Жизни | ||
Великих Учителей. Во всяком случае, с большим горением и сердечным трепетом | Великих Учителей. Во всяком случае, с большим горением и сердечным трепетом | ||
- | приступим к этой новой книге, новой радости Духа. | + | приступим к этой новой книге, новой радости Духа.</p> |
- | <p | + | <p>Радуемся Вашей прекрасной |
- | работе и духовному устремлению. | + | работе и духовному устремлению.</p> |
- | <p | + | <p>Шлем Вам лучшие мысли и |
- | пожелания всего светлого. | + | пожелания всего светлого.</p> |
- | <p | + | <p> </p> |
Текущая версия
Информация о письме |
---|
|
Е.И.Рерих – А.И.Янушкевичу
15 июня 1936 г.
Многоуважаемый и дорогой Брат, по нездоровью не могла ответить раньше на Ваше последнее письмо. Сердечное спасибо за все выраженные Вами прекрасные чувства. Особенно порадовало меня и Ваше отношение к «Чаше Востока». Вы правы в своем суждении о некоторых кругах. Даже страдания мало чему или, вернее, ничему не научили известный класс людей. Косные сознания еще больше закостенели в судорогах озлобления. Но, конечно, не для них давались и даются подобные книги. Вероятно, Вы знаете, что вся серия книг Учения признана опасной русскими теософами и издан запрет читать их. Можно лишь еще раз сказать – своя своих не познаша! Но тем не менее кружки, собирающиеся вокруг Живой Этики, все множатся и ширятся, хотя и среди них есть такие, которые, принимая всю серию книг Живой Этики, не могут принять «Чашу Востока», считая ее атеистической!!! Вы будете правы спросить – но можно ли тогда поверить, что они действительно понимают остальные книги Учения? Потому мне так радостно, когда приходится встречать сознание, лишенное невежественных предрассудков.
Вы спрашиваете – можете ли Вы дать наш адрес председательнице местного Оккультного Кружка. Если Вы знакомы с их деятельностью и лично знаете и симпатизируете его председательнице, то с удовольствием отвечу на ее письмо. Конечно, наша переписка очень обширна и мне не хотелось бы отнимать время от близких мне корреспондентов и заниматься часто просто любопытствующими, потому очень признательна Вам за этот вопрос. Но искренно ищущим и устремленным я всегда рада ответить на вопросы в связи с Учением.
Есть ли какое движение с переводом «Агни Йоги»? Подвигается ли Ваша работа с «Беспредельностью»? Ведь это большой труд!
Скоро Выйдет и «Община», и уже собирается новая книга «Аум».
Еще раз спасибо за добрые чувства. Шлю Вам самые светлые мысли и пожелания успеха в Ваших работах.
<...>[1] касающихся трудных мест при переводе на другие языки. Будьте добры поставить меня в контакт с г-ном Ливским, я даже не знаю его полной фамилии.
Вы сожалеете, что книги Живой Этики издаются в новой орфографии, ибо «всякие Ариманы пользуются этим обстоятельством для своей агитации, что будто бы книги эти издаются на большевистские или жидовские деньги». – На это должна сказать, что на подобные заявления мы не обращаем внимания, зная всю невежественность и злобность подобных Ариманов. Но для Вашего сведения скажу, что книги эти именно на русском языке издаются нашим Латвийским Обществом, во главе которого стоит известный латышский поэт Рихард Яковлевич Рудзитис; кроме того, так как членом Правления этого Общества состоит и наш общий с Вами друг Александр Иванович Клизовский, то он может Вам и пояснить, из каких чистых и труженических источников идут деньги на это издание. Мы гордимся нашими Латвийскими друзьями и их деятельностью.
Теперь что касается до новой орфографии, то здесь Ариманы проявляют присущую им невежественность.
Можно напомнить им, что, увы, изменение в орфографии было проведено Императорской Академией Наук еще задолго до революции. В связи с этим вспоминается мне прискорбный инцидент. В 1918 году во время нашего пребывания в Финляндии пришел навестить нас живший там профессор Руднев. Беседуя с ним, я упомянула о том, что на днях мне прислали книгу по новой орфографии и что я не могу читать подобную бездарную безграмотность, причем очень крепко выразилась о тех идиотах, которые думают лишь об облегчении усвоения, вероятно, меря все мозги на свой собственный аршин. Можете себе представить мой ужас, когда почтенный профессор побагровел, надулся и заявил, что мера эта вовсе не революционная, но проведена была еще до войны особой Комиссией при Академии Наук и что сам он был членом ее. Конечно, после этого эпизода наши отношения очень охладились. Но теперь новая орфография не представляет для меня трудностей, хотя я и не вполне согласна с ней. Букву «ять» я с полным удовольствием уступила профессору Рудневу и его ученым коллегам. На обычные возражения, что с изъятием буквы «ять» стало невозможно понять, когда «есть» означает быть и когда кушать, я отвечаю: если Вы можете читать «гнъзда», «съдла» и «звъзды», как будто вместо «ять» стоит звук «ё», то с такою же легкостью привыкнете разбираться и в этом звуковом совпадении; также и в случае новой орфографии, когда слово «осел» (осъл) не означает осла, ибо стоит поставить две точки над злосчастной буквой и осел будет отмечен. Кроме того, и в книгах Учения (Агни Йоги) сказано, что «люди готовы причитать над выносом каждой буквы». Именно эти слова относились к возмущению некоторых лиц новою орфографией. Следует проявлять подвижность во всем и стремиться к упрощению, но, конечно, при условии улучшения, потому я скажу, что новая орфография не вполне удовлетворяет меня и я внесла бы некоторые изменения. Так, я нахожу, что изъятие женского рода во множественном числе очень затрудняет понимание точного смысла, когда в длинных фразах является сомнение, к которому из разнородных существительных относятся местоимения и определительные. Это затруднение я иногда встречала при переводах с английского, где вообще отсутствует женский род, исключая местоимения единственного числа.
Так, дорогой Брат, отнесемся с полным спокойствием к нападкам злобствующих Ариманов. Дисциплина в соизмеримости научает ко всему относиться с должным спокойствием.
Спешно собираем книгу «Аум». Думаю, что к декабрю книга уже выйдет. А затем начнем собирать «Братство». Не знаю еще, будет ли Разрешено включить в эту книгу страницы из Сокровенной Жизни Великих Учителей. Во всяком случае, с большим горением и сердечным трепетом приступим к этой новой книге, новой радости Духа.
Радуемся Вашей прекрасной работе и духовному устремлению.
Шлем Вам лучшие мысли и пожелания всего светлого.
Примечания