16.07.1937 (Письма Е.И.Рерих в Америку т.4)

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск
Информация о письме
  • Дата : 16.07.1937
  • Издание: Сфера

16.VII.37

Родные и любимые наши, с болью в сердце прочла письмо Зиночки от 22 июня, в котором она пишет о беседе с одним другом. Спасибо, родные, за своевременное оповещение об опасности - это так важно. Да, еще раз убеждаешься, как неимоверно трудно работать и продвигать дела, имея в числе сотрудников очень хороших людей, но сознание которых далеко от понимания искусства. Дикая идея раздела Музея невероятно опасна, и необходимо пресечь ее, чтобы она не проникла во вражеский лагерь. Воображаю, какое ликование среди темных сил вызывают такие неудачные соображения друзей. Первая цель темных - разрушить именно Музей. Ведь Музей был и есть та основа, вокруг которой все должно было и будет слагаться. Если мы допустим разрушение ее, то нам вообще не на чем будет держаться и не за что будет бороться. Подумал ли об этом близорукий друг? Стены не устоят без основания, и все рухнет. Музей ­терафим для строения будущего. Уберите Музей, и через два-три года все Учреждения утратят всякое значение, ибо большие школы, музеи и выставочные и лекционные помещения открываются чуть ли не ежегодно. Наш Центр, или Учреждения, будучи инициаторами этого движения, обобщающего все искусства, должны были и могли процветать лишь Именем их основателя. Обезличьте их, и что останется? Как дерево без корней, они зачахнут. Потому столько забот было проявлено от самого начала В[еликим] Вл[адыкой], чтобы все сотрудники осознали все значение имени для учреждений. Вспомним, как еще в 25-м году В[еликий] Вл[адыка]

говорил, как он скорбит, видя умаление Имени, и как приходится "собирать лепестки Ф[уямы], ибо все развеяно". И действительно, разве не делалось апостатами все, чтобы умалить Имя основателя и исказить предначертание? Разве не апостаты повторяли близкую и такую приятную им формулу - "о слишком рекламированном художнике", услышанную ими от таких же невежд, как и они сами.

Именно, все горе наше и заключалось в том, что апостаты не понимали все значение им доверенного, не понимали и достойного утверждения Имени, обязывавшего их к поднятию их собственного уровня сознания и вообще к приобретению ими хотя бы налета культурности для правильного претворения даваемых Советов. Они спазматически прибегали к рекламе дешевых выкриков, причем, где только возможно было, давали понять о своем миллионном величии и о совершенно абстрактном значении истинного Творца. Их сознание не могло подняться выше базарных подсчетов, и великая истина, что "идеи управляют миром" осталась для них пустым звуком. Никто не будет отрицать, что во всем требуется сотрудничество, и материальные основания нужны для проведения в жизнь великих идей, но все забывают, что жизнь одних материальных оснований кратка.

Родные мои, необходимо, чтобы все друзья Музея поняли, что темные силы старались и стараются разрушить Музей. Именно это главная цель их. Только это важно им. Они очень дальновидны и знают, что Музей есть Твердыня, откуда лучи Света протянуты по всем направлениям. Ведь очень часто те, кто живут у подножия горы, теряют представление о ее размерах, ибо не имеют возможности отойти достаточно далеко, чтобы охватить весь масштаб ее, и, в силу этого, они меньше далеких путников знают ее действительную высоту. Так и некоторые друзья не отдают себе отчета, насколько Музей и его Творец вошли в сознание многих и многих людей в разных странах.

Родные, поясните друзьям всю мою заботу о Музее. Поясните, что без Музея никто жить не будет. Поясните, что именно темные силы мечтают бесславно расчленить Музей. Страшно было читать о предложенных мерах перенести сокровища высочайшего искусства в Музей естест[венно]-исторический и, кажется, и географический! Напомним друзьям Великие Слова: "Не позволяйте передавать явленные, сужденные сокровища в руки нечистые"! Явим, родные, стражу неусыпную и скажем всем отрицающим значение великих понятий и ценностей: "Ложные ценности и слова безумия - это худшие сокровища для смертных. Долго дремлет и ждет в них судьба, но наконец она наступает, пробуждается и пожирает все, что строило в ней жилище себе". Верю, что и Модрочка приложит все усилия и способности свои, чтобы защитить сокровища доверенные.

Вспоминается талантливый Рамо, который так любил искусство и понимал значение его, что всю жизнь мечтал стать писателем в защиту величия Искусства. Желание его исполнилось, и ему дан дар писательский, пусть же он в этой жизни приложит его в полной мере на защиту великого значения Искусства.

Модрочка найдет лучшие слова, чтобы пояснить другу все значение цельности собрания сокровищ. Так, родные, пресекайте подобные саморазрушительные мысли.

Также грустно было прочесть, что некто настаивает на том, что дар Музея не был принят прав[ительством]. Н.К. уже писал по этому поводу исчерпывающие доводы. Каково мнение адвокатов? Мне казалось, что кто-то из них понимал значение декларации с предоставлением] Музея в дар нации, а не случайному представителю страны. И в этом случае Президент наших Учрежд[ений], имевший полное доверие всех trustees, должен был озаботиться в свое время, чтобы эта декларация была законно закреплена, и если он это не сделал, то это еще один из поводов для обвинения его все в том же breach of trust. Родные мои, услышьте мою тревогу. Шлю Вам всю любовь и веру в Вас, в Ваше мужество и зоркость. Сердцем с Вами,

Е.Рерих



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно