17.09.1938 Е.И.Рерих Е.Я.Драудзинь

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 1: Строка 1:
-
{{LetterInfo|Е.И.Рерих|Е.Я.Драудзинь|17.09.1938|МЦР, 2006||}}<p class=a0><span style='letter-spacing:-.05pt'>Е.И.Рерих – Е.Я.Драудзинь</span></p>
+
{{LetterInfo|Е.И.Рерих|Е.Я.Драудзинь|17.09.1938|МЦР, 2006||}}<p>Е.И.Рерих – Е.Я.Драудзинь</p>
-
<p class=MsoDate style="text-align: right; font-weight: bold;">17 сентября 1938 г.</p>
+
<p style="text-align: right; font-weight: bold;">17 сентября 1938 г.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Дорогая и родная Екатерина
+
<p>Дорогая и родная Екатерина
Яковлевна, очень порадовали Вы меня своим письмом и присланной копией
Яковлевна, очень порадовали Вы меня своим письмом и присланной копией
прекрасного доклада об основных принципах воспитания. Все было получено
прекрасного доклада об основных принципах воспитания. Все было получено
Строка 24: Строка 24:
раскрывает перед человеком новые глубины бытия и расширяет возможности эволюции
раскрывает перед человеком новые глубины бытия и расширяет возможности эволюции
до бесконечности? Кто будет говорить против бессмертия, когда та же наука
до бесконечности? Кто будет говорить против бессмертия, когда та же наука
-
утверждает уже бессмертие одноклеточных?</span></p>
+
утверждает уже бессмертие одноклеточных?</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Именно недопущение
+
<p>Именно недопущение
непрекращающейся жизни и делает большинство людей такими инертными, такими
непрекращающейся жизни и делает большинство людей такими инертными, такими
безвольными и лишает их желания бороться за лучшие условия жизни. Если жизнь
безвольными и лишает их желания бороться за лучшие условия жизни. Если жизнь
Строка 33: Строка 33:
обновления оболочек для новых опытов переродило бы человечество. Также кто
обновления оболочек для новых опытов переродило бы человечество. Также кто
будет отрицать значение иерархического начала, этого устоя каждого государства
будет отрицать значение иерархического начала, этого устоя каждого государства
-
и каждого общественного устроения?</span></p>
+
и каждого общественного устроения?</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Какой мыслящий человек может
+
<p>Какой мыслящий человек может
утверждать, что Мир не есть сцепление причин и следствий и что вся наша личная
утверждать, что Мир не есть сцепление причин и следствий и что вся наша личная
-
жизнь не слагается из закладываемых нами же причин и изживания их последствий?</span></p>
+
жизнь не слагается из закладываемых нами же причин и изживания их последствий?</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>О культуре сердца, если кто и
+
<p>О культуре сердца, если кто и
не поймет, ибо сердца большинства окостенели, то все же постесняется говорить
не поймет, ибо сердца большинства окостенели, то все же постесняется говорить
против, потому о ней можно говорить без особого опасения. Хуже дело с
против, потому о ней можно говорить без особого опасения. Хуже дело с
Строка 70: Строка 70:
неуравновешенности в своем мышлении? Проводя идею эволюции в своей книге, он в
неуравновешенности в своем мышлении? Проводя идею эволюции в своей книге, он в
то же время хочет остановить ее, предоставив женщине ограниченное право на
то же время хочет остановить ее, предоставив женщине ограниченное право на
-
существование и развитие<ref> <span style='mso-bidi-font-size:9.0pt;
+
существование и развитие<ref> Сверху от руки написано: <i>в жизни и в [умственном
-
mso-no-proof:yes'>Сверху от руки написано: <i>в жизни и в [умственном
+
развитии].</i></ref>, лишив ее
-
развитии].</i></span></ref>, лишив ее
+
места в строительстве жизни! Но нельзя идти против закона эволюции, и мы уже
места в строительстве жизни! Но нельзя идти против закона эволюции, и мы уже
знаем, как дорого стоит человечеству каждое такое сопротивление. Причину тому
знаем, как дорого стоит человечеству каждое такое сопротивление. Причину тому
Строка 99: Строка 98:
недрах дома. Они полагают, что можно обмануть эволюцию! Но все же существуют те
недрах дома. Они полагают, что можно обмануть эволюцию! Но все же существуют те
просторы земные, где эволюция растет, и там Наша забота. Мыслитель завещал,
просторы земные, где эволюция растет, и там Наша забота. Мыслитель завещал,
-
чтобы хранили дары всех Муз. Только такие накопления помогут преобороть тьму»<ref> <span style='mso-bidi-font-size:9.0pt;
+
чтобы хранили дары всех Муз. Только такие накопления помогут преобороть тьму»<ref> Надземное, 286.</ref>. (Знамя
-
mso-no-proof:yes'>Надземное, 286.</span></ref>. (Знамя
+
Охраны Сокровищ.)</p>
-
Охраны Сокровищ.)</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Да, эволюцию обмануть нельзя,
+
<p>Да, эволюцию обмануть нельзя,
и пришло время, когда птица человечества уже не может летать на одном крыле,
и пришло время, когда птица человечества уже не может летать на одном крыле,
как сказал Вивекананда, который, прозревая будущее, утверждал возрождение Индии
как сказал Вивекананда, который, прозревая будущее, утверждал возрождение Индии
-
через пробуждение к деятельности ее дочерей.</span></p>
+
через пробуждение к деятельности ее дочерей.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Один близорукий современный
+
<p>Один близорукий современный
мыслитель пишет, что «со времени великой войны прошло почти двадцать лет, но
мыслитель пишет, что «со времени великой войны прошло почти двадцать лет, но
что дали женщины за это время своей эмансипации?». Но, во-первых, эмансипация
что дали женщины за это время своей эмансипации?». Но, во-первых, эмансипация
Строка 115: Строка 113:
какого-либо заключения. Процентное отношение женщин, получивших за это время
какого-либо заключения. Процентное отношение женщин, получивших за это время
высшее образование и доступ к некоторым профессиям, слишком ничтожен по
высшее образование и доступ к некоторым профессиям, слишком ничтожен по
-
сравнению с мужской нормой, потому не может быть и сравнения.</span></p>
+
сравнению с мужской нормой, потому не может быть и сравнения.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Некоторые предубежденные умы
+
<p>Некоторые предубежденные умы
в подтверждение своего мнения о низшем положении женщины, якобы установленном
в подтверждение своего мнения о низшем положении женщины, якобы установленном
самой Природой (?!), любят приводить примеры общеизвестных гениев человечества,
самой Природой (?!), любят приводить примеры общеизвестных гениев человечества,
Строка 126: Строка 124:
нескольких воплощениях в одном направлении и одна треть способностей. В жизни
нескольких воплощениях в одном направлении и одна треть способностей. В жизни
обстоятельства делают великого человека. Именно эти обстоятельства всегда были
обстоятельства делают великого человека. Именно эти обстоятельства всегда были
-
против женщин.</span></p>
+
против женщин.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Но пора прекратить выказывать
+
<p>Но пора прекратить выказывать
такое предубежденное невежество и начать собирать верные исторические данные, а
такое предубежденное невежество и начать собирать верные исторические данные, а
тогда мы увидим, что даже среди ограничений, которые накладывались на женщину,
тогда мы увидим, что даже среди ограничений, которые накладывались на женщину,
Строка 136: Строка 134:
женское участие и достижение. То же самое замечается и сейчас. Особенно ярко мы
женское участие и достижение. То же самое замечается и сейчас. Особенно ярко мы
видим это на замалчивании имени Е.П.Блаватской. Труды ее читаются, многие ими
видим это на замалчивании имени Е.П.Блаватской. Труды ее читаются, многие ими
-
пользуются, но никогда нигде не упомянуто ее имя.</span></p>
+
пользуются, но никогда нигде не упомянуто ее имя.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Между тем ее труд является
+
<p>Между тем ее труд является
величайшим трудом прошлого столетия – таково мнение одного из Великих Учителей.
величайшим трудом прошлого столетия – таково мнение одного из Великих Учителей.
Ни один современный ей философ или ученый, ни один историк не мог осилить
Ни один современный ей философ или ученый, ни один историк не мог осилить
Строка 147: Строка 145:
способность. Так и женщина, получив доступ и возможность к развитию своих сил и
способность. Так и женщина, получив доступ и возможность к развитию своих сил и
утвердив в себе <i>устремление </i>и настойчивость, достигнет блестящих
утвердив в себе <i>устремление </i>и настойчивость, достигнет блестящих
-
результатов в самом ближайшем будущем.</span></p>
+
результатов в самом ближайшем будущем.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Мое сердце так болит за
+
<p>Мое сердце так болит за
женщин, и особенно видя, как еще многие женщины сами унижают себя и задерживают
женщин, и особенно видя, как еще многие женщины сами унижают себя и задерживают
свою эволюцию. Сейчас время героическое и нужны женщины-подвижницы во всех
свою эволюцию. Сейчас время героическое и нужны женщины-подвижницы во всех
-
смыслах и на всех поприщах.</span></p>
+
смыслах и на всех поприщах.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Но неужели же Ваш прекрасный
+
<p>Но неужели же Ваш прекрасный
доклад мог бы рассматриваться как агитация? Конечно, знаю, что косные
доклад мог бы рассматриваться как агитация? Конечно, знаю, что косные
представители духовного воспитания молодежи особенно восстают против некоторых
представители духовного воспитания молодежи особенно восстают против некоторых
затронутых Вами основ, но разве в Вашей стране теософы подвергаются остракизму
затронутых Вами основ, но разве в Вашей стране теософы подвергаются остракизму
со стороны правительственных кругов? Каким же образом разрешается тогда
со стороны правительственных кругов? Каким же образом разрешается тогда
-
теософическая литература? Каким образом были разрешены и книги Живой Этики?</span></p>
+
теософическая литература? Каким образом были разрешены и книги Живой Этики?</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Но кто же будет отрицать, что
+
<p>Но кто же будет отрицать, что
идеология современной молодежи складывается сейчас не в школе, которую они
идеология современной молодежи складывается сейчас не в школе, которую они
перерастают, не успев ее закончить, но на книгах, жадно ими поглощаемых. И
перерастают, не успев ее закончить, но на книгах, жадно ими поглощаемых. И
Строка 170: Строка 168:
только пополнить недостающие им знания, но помогают сложить идеологию, идущую в
только пополнить недостающие им знания, но помогают сложить идеологию, идущую в
ритм с выдвинутыми задачами и потребностями Новой Эпохи. Программы школ еще не
ритм с выдвинутыми задачами и потребностями Новой Эпохи. Программы школ еще не
-
умеют приспособляться к темпу жизни. Роль книги невозможно учесть!!!</span></p>
+
умеют приспособляться к темпу жизни. Роль книги невозможно учесть!!!</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Идеология, проводимая в
+
<p>Идеология, проводимая в
книгах Живой Этики, идет в ритм с требованием Новой Эпохи, и именно молодежь,
книгах Живой Этики, идет в ритм с требованием Новой Эпохи, и именно молодежь,
воспитанная на этих книгах, создаст авангард нового и более счастливого мира,
воспитанная на этих книгах, создаст авангард нового и более счастливого мира,
Строка 183: Строка 181:
темы, нужно будет указать, что выдержки эти собраны из книг серии Живой Этики.
темы, нужно будет указать, что выдержки эти собраны из книг серии Живой Этики.
Иначе у кого-то сложится впечатление, что это какая-то самостоятельная книга из
Иначе у кого-то сложится впечатление, что это какая-то самостоятельная книга из
-
серии Живой Этики.</span></p>
+
серии Живой Этики.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Не удивилась тому, что Вашу
+
<p>Не удивилась тому, что Вашу
группу не включили в программу. Такая забывчивость очень понятна. Трудно
группу не включили в программу. Такая забывчивость очень понятна. Трудно
вступать в нечто уже установившееся и вполне определившееся. Всегда будете
вступать в нечто уже установившееся и вполне определившееся. Всегда будете
Строка 194: Строка 192:
некоторый опыт, и постепенно сделается лучший отбор. Но вполне согласна с Вами,
некоторый опыт, и постепенно сделается лучший отбор. Но вполне согласна с Вами,
что до перерегистрации нужно проявить большую осмотрительность, чтобы не подать
что до перерегистрации нужно проявить большую осмотрительность, чтобы не подать
-
повода к каким-либо злотолкованиям. Темные не дремлют.</span></p>
+
повода к каким-либо злотолкованиям. Темные не дремлют.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Ваша мысль иметь кроме
+
<p>Ваша мысль иметь кроме
главного руководителя группы еще помощника ему вполне жизненна, и ничего
главного руководителя группы еще помощника ему вполне жизненна, и ничего
возразить против нее нельзя. Конечно, главная трудность в том, чтобы такой
возразить против нее нельзя. Конечно, главная трудность в том, чтобы такой
Строка 226: Строка 224:
Яковлевна, осветите положение, тревожащее вас. Вы знаете, что мне все близко,
Яковлевна, осветите положение, тревожащее вас. Вы знаете, что мне все близко,
что касается Гаральда, уже в память его отца, которого я хотя никогда и не
что касается Гаральда, уже в память его отца, которого я хотя никогда и не
-
встречала, но чей облик был несказанно мил и дорог моему сердцу.</span></p>
+
встречала, но чей облик был несказанно мил и дорог моему сердцу.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Родная Екатерина Яковлевна,
+
<p>Родная Екатерина Яковлевна,
радуюсь каждой Вашей весточке, ибо сердцем чую в Вас прекрасную и мудрую
радуюсь каждой Вашей весточке, ибо сердцем чую в Вас прекрасную и мудрую
сотрудницу. Буду очень признательна Вам за каждую помощь в поддержании единения
сотрудницу. Буду очень признательна Вам за каждую помощь в поддержании единения
среди членов Общества и особенно в Женской Секции. Так хотелось бы, чтобы
среди членов Общества и особенно в Женской Секции. Так хотелось бы, чтобы
именно женщины показали пример солидарности, широты взгляда и деятельного
именно женщины показали пример солидарности, широты взгляда и деятельного
-
сотрудничества.</span></p>
+
сотрудничества.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Между прочим, запросила ли
+
<p>Между прочим, запросила ли
наша женская группа Эдинбургский Женский Конгресс о присылке их литературы и
наша женская группа Эдинбургский Женский Конгресс о присылке их литературы и
отчетов их деятельности. Ведь путем такого обмена могут завязаться регулярные
отчетов их деятельности. Ведь путем такого обмена могут завязаться регулярные
Строка 243: Строка 241:
очень успешной женской колонии, основанной краснокожими индианками в Северной
очень успешной женской колонии, основанной краснокожими индианками в Северной
Америке. Женщина проснулась на всем протяжении планеты, и можно ожидать
Америке. Женщина проснулась на всем протяжении планеты, и можно ожидать
-
ускорения эволюции.</span></p>
+
ускорения эволюции.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Дорогая Екатерина Яковлевна,
+
<p>Дорогая Екатерина Яковлевна,
Вы спрашиваете, можно ли переводить «Тайную Доктрину» с русского перевода –
Вы спрашиваете, можно ли переводить «Тайную Доктрину» с русского перевода –
конечно, можно. Я придерживалась возможной точности в своем переводе и
конечно, можно. Я придерживалась возможной точности в своем переводе и
Строка 266: Строка 264:
последовательницы Учения. Такая работа совершенно необходима. И милый
последовательницы Учения. Такая работа совершенно необходима. И милый
М.Стребейко мог бы напечатать на своем мультипликаторе. Шлю Вам, родная, всю
М.Стребейко мог бы напечатать на своем мультипликаторе. Шлю Вам, родная, всю
-
радость мою Вашей деятельности и заботам о любимом нашем <...><ref> <span style='mso-bidi-font-size:9.0pt;
+
радость мою Вашей деятельности и заботам о любимом нашем <...><ref> Окончание письма отсутствует.</ref>.</p>
-
mso-no-proof:yes'>Окончание письма отсутствует.</span></ref>.</span></p>
+
{{PerevodStroki}}
{{PerevodStroki}}
== {{PrimText}} ==
== {{PrimText}} ==

Текущая версия

Информация о письме
  • От кого: Е.И.Рерих
  • Кому : Е.Я.Драудзинь
  • Дата : 17.09.1938
  • Издание: МЦР, 2006

Е.И.Рерих – Е.Я.Драудзинь

17 сентября 1938 г.

Дорогая и родная Екатерина Яковлевна, очень порадовали Вы меня своим письмом и присланной копией прекрасного доклада об основных принципах воспитания. Все было получено своевременно, но не смогла ответить тотчас же из-за недомогания и накопившихся спешных ответов моим корреспондентам. Я знала, дорогая Екатерина Яковлевна, что Вы оцените знак доверия. Храните его в воспоминании о виденном Вами. Ощущаемая Вами духовная депрессия и сонливость – явления весьма характерные для этой фазы Армагеддона. Явления эти не доказывают непременное духовное ослабление, но может происходить излишек в выдаче психической энергии не только на физическом плане. Темные силы действуют на всех планах, и не так уж много сознательных воинов или противленцев злу. При каждом решительном действии всюду приходится сталкиваться с теплыми, умалчивающими и уползающими. Потому Великие Учителя так ценят сознательных тружеников и просят беречь каждую крупицу психической энергии. Разве знаем мы, когда и где она больше всего понадобится в великой битве Иерархии Света с тьмой? Потому будьте бережны к своему здоровью в такое исключительное время, это будет не самостью, но лишь целесообразностью. Очень, очень одобряем Ваш доклад. Вы подчеркнули необходимость в воспитании тех основ бытия, которые обычно обходятся молчанием. Но кто же может возражать что-либо против принципа единства всего сущего, когда наука с каждым днем раскрывает перед человеком новые глубины бытия и расширяет возможности эволюции до бесконечности? Кто будет говорить против бессмертия, когда та же наука утверждает уже бессмертие одноклеточных?

Именно недопущение непрекращающейся жизни и делает большинство людей такими инертными, такими безвольными и лишает их желания бороться за лучшие условия жизни. Если жизнь так коротка, то к чему подвергаться лишениям и гонениям? – так думают и предпочитают тянуть серую лямку. Осознание непрекращающейся жизни и постоянного обновления оболочек для новых опытов переродило бы человечество. Также кто будет отрицать значение иерархического начала, этого устоя каждого государства и каждого общественного устроения?

Какой мыслящий человек может утверждать, что Мир не есть сцепление причин и следствий и что вся наша личная жизнь не слагается из закладываемых нами же причин и изживания их последствий?

О культуре сердца, если кто и не поймет, ибо сердца большинства окостенели, то все же постесняется говорить против, потому о ней можно говорить без особого опасения. Хуже дело с равноправием полов. Это самый болезненный вопрос. Трудно даже представить себе, насколько сейчас он остро стоит во многих странах. Дико, нелепо, но и в нашу эпоху изумительных научных биологических открытий даже среди признанных выдающихся умов можно услышать мнение, что женщинам нельзя предоставить одинакового образования с мужчинами, а также нельзя, чтобы женщина стремилась к местам и профессиям, занимаемым мужчинами. Следовало бы спросить: собственно, какие же места и профессии нужно считать принадлежащими исключительно женщинам? При перечислении на долю женщин таких не остается. Неужели все значение женщины должно быть сведено к роли родильницы и кормилицы и увеселительницы мужчины? Но какого же низкого мнения о себе мужчина, если его увеселительница должна быть лишена высшего умственного развития? При этом эти «мудрецы», лишающие женщин высшего образования, тут же лицемерно провозглашают, что «назначение женщины гораздо выше», но в чем заключается это «выше», они нам не поясняют. Неужели в том, чтобы давать жизнь таким неудачным спесиментам, чисто «мужского» ума, и тем только увеличивать свою кабалу и способствовать вырождению человечества? Но нельзя насиловать психическую энергию, когда она требует своего выявления. Откуда же такое страшное увеличение психических заболеваний и все растущее количество слабоумных, которое наблюдается сейчас, и особенно в Америке. Так, по данным медицинской статистики, один из каждых двадцати человек в тот или иной период своей жизни – кандидат в сумасшедший дом. Количество слабоумных тоже потрясающее. Эти данные приводит Алексис Каррель в своей последней книге «Man the Unknown». Книга его интересна, но так как на всякого мудреца довольно простоты, то и в этом труде можно найти немало странностей. Именно Каррель в этой своей книге высказывает вышеприведенное мнение о женском образовании, хотя в другом месте он говорит, что нет никаких оснований считать женский ум ниже мужского. Хочется спросить: не страдает ли этот ученый тоже некоторой долей неуравновешенности в своем мышлении? Проводя идею эволюции в своей книге, он в то же время хочет остановить ее, предоставив женщине ограниченное право на существование и развитие[1], лишив ее места в строительстве жизни! Но нельзя идти против закона эволюции, и мы уже знаем, как дорого стоит человечеству каждое такое сопротивление. Причину тому видим во всех революциях. Привожу вам беседу из «Надземного». «Армагеддон нельзя понимать как только физическую войну. Армагеддон полон неисчислимых опасностей. Эпидемии будут среди наименьших бедствий. Главное пагубное следствие будет в психическом извращении. Люди утеряют доверие, привыкнут изощряться во взаимном вредительстве, приучатся ненавидеть все сущее за пределами своего жилья, впадут в безответственность и погрязнут в разврате. Ко всем безумиям присоединится еще одно, самое постыдное, опять возгорится борьба между мужским и женским началами. В то время когда Мы настаиваем на равноправии и полноправии, служители тьмы будут изгонять женщин из многих областей, именно где они могут принести наибольшую пользу. Мы говорили о новых трещинах в мире, но новая борьба между началами будет самой пагубной! Невозможно представить себе, какое разрушение может принести такая борьба! Ведь она будет сопротивлением против эволюции! Вы знаете, как дорого стоит человечеству каждое такое сопротивление. В этих судорогах будет извращаться молодое поколение. Платон говорил о прекрасномыслии, но какое прекрасномыслие возможно при вражде начал? Именно теперь должно думать о полноправии, но тьма захлестывает самые напряженные области. Скажем, что все темные нападения обернутся на пользу. Униженные в Кали-Юге будут вознесены в Сатья-Юге, но не забудем, что эти годы Армагеддона самые напряженные. Даже здоровье должно быть особенно охраняемо. Космические токи могут способствовать многим заболеваниям. Нужно принять во внимание неповторяемость времени. Некоторые полагают, что избежание войны уже разрешит все проблемы. Близорукие, они не замечают, что горшая война у них в недрах дома. Они полагают, что можно обмануть эволюцию! Но все же существуют те просторы земные, где эволюция растет, и там Наша забота. Мыслитель завещал, чтобы хранили дары всех Муз. Только такие накопления помогут преобороть тьму»[1]. (Знамя Охраны Сокровищ.)

Да, эволюцию обмануть нельзя, и пришло время, когда птица человечества уже не может летать на одном крыле, как сказал Вивекананда, который, прозревая будущее, утверждал возрождение Индии через пробуждение к деятельности ее дочерей.

Один близорукий современный мыслитель пишет, что «со времени великой войны прошло почти двадцать лет, но что дали женщины за это время своей эмансипации?». Но, во-первых, эмансипация эта весьма и весьма ограниченная, во-вторых, нужно проявить ум, осведомленность и справедливость и понять, что двадцать лет – время слишком ничтожное для какого-либо заключения. Процентное отношение женщин, получивших за это время высшее образование и доступ к некоторым профессиям, слишком ничтожен по сравнению с мужской нормой, потому не может быть и сравнения.

Некоторые предубежденные умы в подтверждение своего мнения о низшем положении женщины, якобы установленном самой Природой (?!), любят приводить примеры общеизвестных гениев человечества, которые все будто бы были исключительно мужского начала. На это можно было бы сказать им: если бы мужчины находились на протяжении многих тысячелетий в таком же рабстве или, в лучшем случае, в такой же опекаемости, как женщины, то и они не развили бы своих способностей. Ибо гений есть две трети упорного труда в нескольких воплощениях в одном направлении и одна треть способностей. В жизни обстоятельства делают великого человека. Именно эти обстоятельства всегда были против женщин.

Но пора прекратить выказывать такое предубежденное невежество и начать собирать верные исторические данные, а тогда мы увидим, что даже среди ограничений, которые накладывались на женщину, она все же дала немало выдающихся характеров во все века и на всех поприщах жизни. Но мужской эгоизм не только никогда не интересовался признанием женских заслуг, но, именно, где только возможно, всегда старался отовсюду вычеркнуть женское участие и достижение. То же самое замечается и сейчас. Особенно ярко мы видим это на замалчивании имени Е.П.Блаватской. Труды ее читаются, многие ими пользуются, но никогда нигде не упомянуто ее имя.

Между тем ее труд является величайшим трудом прошлого столетия – таково мнение одного из Великих Учителей. Ни один современный ей философ или ученый, ни один историк не мог осилить такого труда. А кто упоминает сейчас гениальную математичку Ковалевскую? Если женщина захочет, она может достичь самых больших высот и в науке, и в искусстве, но нужно лишь захотеть. Мужчина, в силу установленного им общественного строя, вырабатывал в себе на протяжении многих воплощений ту или иную способность. Так и женщина, получив доступ и возможность к развитию своих сил и утвердив в себе устремление и настойчивость, достигнет блестящих результатов в самом ближайшем будущем.

Мое сердце так болит за женщин, и особенно видя, как еще многие женщины сами унижают себя и задерживают свою эволюцию. Сейчас время героическое и нужны женщины-подвижницы во всех смыслах и на всех поприщах.

Но неужели же Ваш прекрасный доклад мог бы рассматриваться как агитация? Конечно, знаю, что косные представители духовного воспитания молодежи особенно восстают против некоторых затронутых Вами основ, но разве в Вашей стране теософы подвергаются остракизму со стороны правительственных кругов? Каким же образом разрешается тогда теософическая литература? Каким образом были разрешены и книги Живой Этики?

Но кто же будет отрицать, что идеология современной молодежи складывается сейчас не в школе, которую они перерастают, не успев ее закончить, но на книгах, жадно ими поглощаемых. И нужно сказать, что книги эти дают им несравненно больше, чем годы, проведенные ими в школьной темнице. За последнее десятилетие в англосаксонских странах вышло много прекраснейших популярных книг по многим отраслям знания, а также затрагивающих самые насущные проблемы. Книги эти дают молодежи возможность не только пополнить недостающие им знания, но помогают сложить идеологию, идущую в ритм с выдвинутыми задачами и потребностями Новой Эпохи. Программы школ еще не умеют приспособляться к темпу жизни. Роль книги невозможно учесть!!!

Идеология, проводимая в книгах Живой Этики, идет в ритм с требованием Новой Эпохи, и именно молодежь, воспитанная на этих книгах, создаст авангард нового и более счастливого мира, где все высшие ценности будут поставлены во главу и будет осознано все великое значение психической энергии в ее разнообразных свойствах и приложении. Носители ее будут рассматриваться как сокровище государства. Потому приветствую Ваш прекрасный доклад. Следует немного развить его и затем напечатать отдельной брошюрой. Пусть он ляжет основанием для накопления целого ряда таких полезных книжечек. Когда будут выбираться из всех книг Учения определенные темы, нужно будет указать, что выдержки эти собраны из книг серии Живой Этики. Иначе у кого-то сложится впечатление, что это какая-то самостоятельная книга из серии Живой Этики.

Не удивилась тому, что Вашу группу не включили в программу. Такая забывчивость очень понятна. Трудно вступать в нечто уже установившееся и вполне определившееся. Всегда будете наталкиваться на всевозможные препятствия и трения. Думаю, что нужно строить по-своему и начать с очень небольшого. Обстоятельства укажут возможности и путь развития. Собирайте, подготавливайте материал, знакомьтесь с существующими просветительными и воспитательными организациями, чтобы позаимствовать некоторый опыт, и постепенно сделается лучший отбор. Но вполне согласна с Вами, что до перерегистрации нужно проявить большую осмотрительность, чтобы не подать повода к каким-либо злотолкованиям. Темные не дремлют.

Ваша мысль иметь кроме главного руководителя группы еще помощника ему вполне жизненна, и ничего возразить против нее нельзя. Конечно, главная трудность в том, чтобы такой помощник был на высоте. Именно, самое трудное – это достичь единения сознаний. Нужны годы и годы совместного труда и единого устремления. Потому мы радуемся каждому проявлению единения. Успешное строительство возможно лишь на этой основе, и люди должны будут ради своей же пользы научиться осуществлять сотрудничество. Также понимаю все Ваши заботы о Г.Ф. Конечно, для каждой научной работы нужно накопление материалов. Думается, что труд Г.Ф. должен находиться сейчас в периоде такого накопления. Ведь он еще так недавно начал свою практику и лечение по системе своего отца. Потому ему необходимо накопить достаточный и вполне обоснованный материал. Но мог ли он уже собрать его в такой краткий период? Что меня беспокоит, это чрезмерное количество пациентов, которое, вероятно, оставляет ему весьма мало времени на тщательную запись всего процесса каждой интересной и необычной болезни, которую ему приходится наблюдать. А именно эти записи должны лечь в основании его научной работы. Кто может помочь ему в этом? Запас его психической энергии велик, и, конечно, не так лекарства, как именно эта благодать исцеляет его пациентов. Все великие целители-врачи исцеляли своей психической энергией, и некоторые из них прекрасно сознавали это и потому назначали своим больным наипростейшие лекарства, которые не могли ничему повредить. Думается мне, что он мог бы успешно исцелять тяжелые нервные заболевания, но толкать его на это не отваживаюсь, ибо сам дух должен указать ему, какая область ему ближе. Никакое насилие там, где это касается такого исключительного дара психической энергии, недопустимо. И осознание им этого своего дара особенно ценно, ибо сознательно направленная энергия действует гораздо сильнее. Но не думаете ли Вы, что если бы Гаральд выпустил сейчас в печать свое кредо, то тут и началась бы настоящая вакханалия. Поделитесь со мною Вашими соображениями, дорогая Екатерина Яковлевна, осветите положение, тревожащее вас. Вы знаете, что мне все близко, что касается Гаральда, уже в память его отца, которого я хотя никогда и не встречала, но чей облик был несказанно мил и дорог моему сердцу.

Родная Екатерина Яковлевна, радуюсь каждой Вашей весточке, ибо сердцем чую в Вас прекрасную и мудрую сотрудницу. Буду очень признательна Вам за каждую помощь в поддержании единения среди членов Общества и особенно в Женской Секции. Так хотелось бы, чтобы именно женщины показали пример солидарности, широты взгляда и деятельного сотрудничества.

Между прочим, запросила ли наша женская группа Эдинбургский Женский Конгресс о присылке их литературы и отчетов их деятельности. Ведь путем такого обмена могут завязаться регулярные сношения и широкое обоюдное ознакомление с разнообразной деятельностью многочисленных женских организаций. Ведь немало уже делается и достигается женщинами в различных странах на обоюдную пользу. Недавно прочла в газетах об очень успешной женской колонии, основанной краснокожими индианками в Северной Америке. Женщина проснулась на всем протяжении планеты, и можно ожидать ускорения эволюции.

Дорогая Екатерина Яковлевна, Вы спрашиваете, можно ли переводить «Тайную Доктрину» с русского перевода – конечно, можно. Я придерживалась возможной точности в своем переводе и сравнивала английский оригинал с французским переводом. Во французском издании нашла и опечатки и пропуски. Существует и немецкий перевод. Конечно, в первый том вкралось немало недосмотров и опечаток, потому я пришлю Вам копию сделанных мною поправок. Ведь я не имела никого, кто мог бы мне помочь с этим огромным трудом. Моя маленькая переписчица еще не одолела премудрость грамматики, кроме того, абсолютно не понимала, что она переписывает, и потому, давая ей переписать исправленный лист, всегда была вероятность исправления одних ошибок, но зато появления новых. И, увы, как я вижу, так оно и было, и не раз. Труд этот я предприняла по Указанию Владыки, иначе я никогда не отважилась бы на него. Со временем к нему нужно будет издать полный индекс, как это имеется в английском издании. Сейчас ни одна серьезная книга уже не выходит без более или менее полного индекса, и это так помогает при изучении труда. Если Вы приступите к переводу «Тайной Доктрины», то, пожалуйста, не стесняйтесь запросить меня, если что-либо будет Вам не ясно. Ведь и в английском оригинале есть ошибки и неясности. Заинтересовался ли кто сделать индекс для всех русских книг Учения? Ведь эту работу могли бы сделать русские ученицы и последовательницы Учения. Такая работа совершенно необходима. И милый М.Стребейко мог бы напечатать на своем мультипликаторе. Шлю Вам, родная, всю радость мою Вашей деятельности и заботам о любимом нашем <...>[1].


Примечания


<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно