17.11.32 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Информация о письме |
---|
|
17.11.32
Трудно передать всю боль и тоску мою, видя, как внутреннее разложение продолжает совершать свое страшное дело; зная, как сокровища Учения и советов принимаются как шелуха и что сознание некоторых сотрудников не растет. Ведь, именно, внутреннее неблагополучие особенно губительно. «Можно выиграть все процессы, можно встретить новых друзей, но внутреннее разложение может отогнать самого хорошего друга. Когда в воздухе много перца, все начинают чихать. Так империл может распространяться. Вы видели не раз, как подходили новые обстоятельства, но их нужно встретить. Так нужно, наконец, понять о заразе империла. Нельзя легкомысленно относиться к разложению. Этот процесс передается, как проказа. Может быть или укрепление или разложение, не может быть третьего состояния».
Кто же осудит себя на разложение? Ведь сейчас все события следуют с такой головокружительной быстротой, невозможно оставаться на первых ступенях. Сказано: «Нельзя советовать укреплять насильно. Нельзя спасать от проказы насильно. Нельзя удерживать от империла насильно. Дружелюбие не насилие. Рост сердца не от кнута, но можно растить сад прекрасный лишь действиями прекрасными. Оскорбление Иерархии НЕПОПРАВИМО». Вот, зная этот закон, мне так тяжко, что я ничем не могу помочь, ибо если слова Учителя не принимаются, то как могу я ожидать, чтобы что-либо из моей мольбы, хотя бы она, воистину, была облита слезами сердца, дошло до ожесточившегося сердца, до затуманенного сознания! Как страшно, как тяжко подумать, что ряды могут поредеть, что кто-то осудит себя на истинное одиночество. И несказуемое счастье приближения к Свету будет принесено в жертву отвратительному ублажению самости, этому от вечности страшному врагу всего светлого! И это после двенадцатилетнего Учения! Помимо личного разрушения, внутренний разлад может повлечь и развал дел. Ведь опасность страшная в том, что вместо устремления всего своего сознания на главное, чем все держится, на культурное строительство, мы привыкнем заниматься мелкими раздорами, ущемлениями друг друга, и отяготимся обидами и завистью. Возможно ли при таком состоянии духа рассчитывать на успех? Сумеем ли удержать все позиции? Не разбегутся ли друзья, почуяв заразу атмосферы? С болью должна привести еще одну грустную страницу: «Нужно научиться не тратить труд непроизводительно. Смущение умов заставляет пренебрегать главным. Усмотрите, насколько лишены главного содержания два письма, полученных вами. Не столько виню писателей, сколько вызвавших смущение. Подобное отвлечение от главного есть уже непоправимый вред. Лицо, смущающее близких, есть развратитель, и себе он не принесет радости, наоборот, будет темнеть его жизнь, ибо сознание отклонилось от главного. Распознать главное и держаться по пути к нему, значит идти к победе. Но начать погружаться в бездну шатания, не значит ли быть камнем на шее близкого? Соответствие между главным и сором порога будет тем опытом, который нужно каждому иметь четко перед собою. Никто не имеет права колоть сердце или причинять головную боль, между тем, как около проходят незаменимые сокровища! Люди не считают незаменимым то, что они не замечают».
В назидание смущающим сознание близких, шатающимся и сомневающимся прошу очень сделать выписки из Учения всего сказанного о сомнении, шатании и подозрении. Сейчас особенно много развилось этих, поистине, слуг тьмы. Очень полезно иметь под рукою все определения этих наигнуснейших свойств и перечитывать их почаще.
Хотя формальное единение немного стоит, но все же придется начать хотя бы с него. Ибо животный человек есть совокупность привычек, и, начав следить за собою, можно приучить себя постепенно к известному образу действия и, в конце концов, пробудить в себе огонек в сердце, который может весь этот мучительный и тягучий процесс накопления доброй привычки превратить в радостное, мгновенное озарение сознания. И еще раз прошу быть честными с самим собою. Ложь перед самим собою есть самое страшное явление, оно поражает сознание и приводит к так называемой смерти духа.