19.12.1939 Елена Рерих Рихарду Рудзитису

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск
Информация о письме
  • От кого: Елена Рерих
  • Кому : Рихарду Рудзитису
  • Дата : 19.12.1939
  • Издание: Лотаць, 2000

Елена Рерих Рихарду Рудзитису

19-ХП-39

Дорогой и родной наш Рихард Яковлевич!

Должна была воздержаться от перегружения почты ввиду того, что в сентябрьские и последующие дни большинство из посланного нами материала было возвращено местною цензурою. Но сейчас и в этом важном вопросе наблюдается уже некоторая налаженность. Так, явилась возможность посылать и печатные материалы в дружественные и некоторые нейтральные страны, хотя точно ещё не знаем, какие именно страны входят в число этих избранных; вероятно, и это скоро выяснится. Возможно, что получим разрешение и на вторичную и теперь более удачную посылку осеннего номера Фламмы, а то получилось совсем неладно. Часть подписчиков, скажем, в Америке, получила номер Фламмы, до других же, в той же Америке, он не дошёл. Также только на днях вернулся номер Дивайн Лайф, посланный Вам ещё в августе. Очень жалею, ибо там была статья Дикмана. Но Ваш труд о Граале я получила в полной исправности, также и два экземпляра общего плана. Можете себе представить мою радость при чтении столь близкого моему сердцу труда! Дорогой Рихард Яковлевич, считаю Вас современным бардом Великого Грааля во всей всеобъемлемости этого Понятия. Учёный и поэт – это совмещение не часто встречается, а у Вас оно налицо, и учёность Ваша именно настоящая. И труд этот явится великим пламенным, неугасимым Светочем. Пишите и ничем не смущайтесь, Щит Света покрывает Вас.

Конечно, основание книги должно быть заложено на исторических фактах, легендах, сказаниях, песнях и поэтических вымыслах всех стран и народов, эта историчность придаст и так называемую научность труду, но главы о внутреннем, сокровенном значении Братства Грааля от его начала и до наших дней могут быть захватывающе интересны. Вы правы разделить труд на два тома. Но не знаю, следует ли главы, отмеченные Вами зелёным карандашом, помещать во второй том. Свидетельства таких учёных, как Томас Воган, Цома де Керёз и др., Вами названные, не менее историчны, нежели все данные о Пресвитере Иоанне, Аполлонии Тианском, Беловодье и т. д. Конечно, лишь к свидетельству китайца Лаодзина нужно отнестись с некоторой долей осторожности. Боюсь, что это лишь компиляция, составленная на основании одной книги Франца Гартмана. К сожалению, не помню сейчас её оглавления. В этой книге описывается, как один учёный в поисках Махатм таинственным образом достиг Их Обители, затем его встречи и беседы с Ними, демонстрации Их чудесных нахождений, там же приведено и описание Храма Жизни или Знания и даже встречи с двумя Сестрами Братства. Эти свидетельства о Внутренней Жизни Братства были записаны Францем Гартманом, несомненно, со слов Е. П.Блаватской, и с некоторыми изменениями переданы в литературной форме. Потому мой совет сделать краткое примечание, что лично Вы с этим китайским врачом не встречались и всю ответственность за сообщаемое возлагаете на газету, или что-нибудь в этом роде.

Теперь думаю, что легенду о Камне из Криптограмм [Востока] следовало бы поместить целиком, может быть, в отделе поэтических сказаний. Каждое напоминание о Камне не должно быть забыто, ибо Камень этот означает ручательство и особое покровительство Грааля. Он посылался некоторым вождям народа. По всей истории человечества проходит эта вера в священный Камень, охраняющий страну, в которой он находится. Братство Грааля хранит Камень, посланный с Ориона, и принят он был Великим Учителем Ясоном, который положил его в основание братской Общины. Сам Камень хранится в Общине, но осколок его снова и снова посылается в мир, чтобы сопутствовать великим событиям.

Пишите и помните, что и Ваше свидетельство станет историческим достоянием. Советую вставить и свидетельство Н.К. о Камне из его очерка Камень в книге Врата в Будущее. Это свидетельство тем интересно, что оно говорит о современном почитании и искании Камня. Ведь официальное лицо, монгольский чиновник приехал к Н.К. на стоянку, чтобы предупредить о Камне, который двигается и может появиться неожиданно, ибо он появляется около священных мест, а стоянка Наран Обо именно была таким местом. Вместо имени Ясон лучше просто сказать древний учитель принял...

Вы правы, что Парсифаль и Лоэнгрин заслуживают тонкого анализа и под их западным одеянием можно будет рассмотреть восточное обличье.

Меньше другого вижу главу о происхождении человеческих рас, как бы это не слишком осложнило Ваш труд. Но сказание об Атлантиде можно уже упоминать без страха быть обвинённым в ереси и в полном измышлении, ибо факт существования материка Атлантиды уже принимается образованною частью общества. Также такие страницы о Сен-Жермене, которые встречаются в дневнике маркизы д'Адемар, можно считать вполне достоверными, и они особенно ценны тонким изложением фактов, которые принято обходить презрительным молчанием или же сопровождать невежественной усмешкою. Не случайно она была поставлена свидетельницей их, также не случайно и Вы пишете Вашу книгу; великое Доверие и поручение даны Вам, и, конечно, Ваше проникновение в Учение Света помогает Вам вложить новую жизнь, полную значения, в запылённые и затемнённые невежественным толкованием облики Истины. Привожу Вам параграфы из книги Надземное: «Вы знаете о многих предупреждениях и наставлениях, посылавшихся человечеству. Сопоставьте смысл поучений Пифагора с письмами Пресвитера Иоанна, с деятельностью Сен-Жермена и письмами Махатм и везде найдёте заботу об оздоровлении человечества. Пусть наставления даны на различных языках и носят следы современной им эпохи, но поучительно следить за основами этих посланий. Люди иногда считали такие писания подложными, но разве не бросается в глаза, что в разные века жила одна мысль! Многие писания приписывались определённым лицам, но ещё больше существует писаний анонимных. Можно видеть, как они проникали в разные страны и имели своих последователей. Нужно изучить эту огромную литературу, ибо она не собрана и не сопоставлена по внутреннему смыслу. Люди часто жалуются, что они не имеют руководства, но возьмите с полок книгохранилищ рукописи и печатные труды, чтобы убедиться, какое множество неизвестных авторов трудилось над эволюцией человечества. Не забудем, что некоторые из этих деятелей имели несколько псевдонимов. Таким образом, невозможно собирать труды по авторам, но лишь по их внутреннему смыслу. Мы не дорожим Нашими именами, ибо в долгой жизни слишком много имён сменяется. У Нас почитают смысл труда, но не придают значения – находится ли имя на первой или десятой полке. Также не забудем, сколько рукописей было уничтожено руками явных завистников. Мыслитель говорил: “Можем ли быть уверены, что наши писания сохранятся под нашими именами? Не будем думать об этом, ибо такие помыслы суть лишь трата времени”».

«Вы знаете, с каким трудом сопряжён разбор семейных архивов. Сведения, наиболее значительные, могут быть упомянуты небрежно, имена, самые известные, могут быть помянуты условно, или буквами, или прозвищами. [Наконец, всё изложение может быть составлено в условном стиле. Последнее случалось нередко из опасения, потому] некоторые архивы, которые считаются изученными, на самом деле содержат много незамеченного.

Такие архивы, как Шуазёля, Гёте, Строганова, содержат немало полезных сведений. Такие данные особенно показательны для Внутренней Жизни Братства. Нужно благодарить Адемар за оставленные записи, без них многие страницы деятельности Сен-Жермена не были бы освещены. И кто-то будет изумляться, к чему понадобились записи Адемар, когда Мы могли пояснить всё ещё полнее? Но люди ценят показания их современников, и такие записи будут в глазах человечества доказательством гораздо более действительным, нежели Наше анонимное извещение. Также нужно изучать записи арабские и [записи] Ирана, там можно найти свидетельства путешественников. Также можно понять, почему Мы так часто говорим о сотрудничестве. Повествование, повторённое в разных веках лицами историческими, даёт самое реальное свидетельство. Удивительно, как проникали сведения о Братстве в неожиданные страны! Можно найти их в Ирландии, в Норвегии, в Испании, туда несли сведения мореходы с востока. Пусть исследователи не пресекают пути свои. Нахождения могут быть неожиданны. Мыслитель поучал не отчаиваться: “Ищущие, не можете знать предела нахождений”».

«Много полезных записей можно найти вне государственных книгохранилищ, в семейных архивах. Большое заблуждение думать, что государственные книгохранилища могут исчерпать весь материал, оставшийся в рукописях. Такое же заблуждение полагать, что огромное количество напечатанных книг покрывает наиболее важные вопросы жизни. Наоборот, можно утверждать, что самые важные записи остались неизданными и погибают в семейных архивах и подвалах. Устрашающа мысль, что множество человеческих неповторяемых достижений гибнет. Следует начать охранять частные архивы, но это начинание не лёгкое. Невозможно предположить, что всегда будут особенно интересны архивы людей известных, могут быть самые замечательные записи среди неизвестных обывателей. Они могли быть свидетелями очень поучительных явлений, они могли слышать от старших поколений утверждения, которые даже не были повторены потомками. Никому не приходило на ум печатать такие записи. Также много хроник пропадает в монастырях и в разных конгрегациях. Очень велико количество уже пропавшего, но многое ещё зарыто в пыли. Не должны люди говорить, что они не имеют сведений по различным вопросам, они должны чувствовать, как многое заботливо записано и лежит в темницах. Пусть каждый отнесётся внимательно, когда он слышит о записях, кем-то хранимых. Многие блестящие мысли были погребены от скромности и от лености. Также и среди книгохранилищ найдутся неразобранные свёртки рукописи. Мыслитель поощрял в своих учениках желание охранить семейные записи».

У меня имеется статья из журнала Либерешен[1] – Был ли Линкольн руководим Великими Учителями?, также и Эпизоды из американской истории. Пробую переписать их для Вас. Вы можете сделать из них выписки для главы Посланники. Приведу по-английски для большей достоверности и пока что лишь частично. Остальное дошлю позднее.

«It was during the evening of July, 1776, that the second of these mysterious episodes occured. In the old State House in Philadelphia a group of men were gathered for the momentous task of severing the last tie between the old country and the new. It was a grave moment and not a few of those present feared that their lives would be the forfeit for their audacity. In the midst of the debate a fierce voice rang out. The debaters stopped and turned to look upon the stranger. Who was this man who had suddenly appeared in their midst and transfixed them with his oratory? They had never seen him before, none know when he entered, but his tall form and pale face filled them with awe. His voice ringing with a holy zeal, the stranger stirred them to their very souls. His closing words rang through the building: “God has given America to be free! ” As the stranger sank into a chair exhausted, a wild enthusiasm burst forth. Name after name was placed upon the parchment, the Declaration of Independence was signed. But where was the man who had precipitated the accomplishment of this immortal task, who has lifted for a moment the veil from the eyes of the assemblage and reav-eled to them a part at least of the great purpose for which, the new nation was conceived. He had disappeared, nor was he ever seen again or his identity established. This episode parallels others of a similar kind recorded by ancient historians attendant upon the founding of every new nation. Are they coincidences, or do they demonstrate that the divine wisdom of the ancient Mysteries still is present in the world, serving mankind as it did of old?..

From Hall's Cyclopedia of Masonic and Symbolical Philosophy.

...Mr. Lincoln entertained us by the relation of some peculiar mediumistic experiences he had enjoyed with a medium by the name Conkling. As the President paused, there was an instant of absolute silence.

Suddenly, a younger daughter of Mrs Laurie, who had been sitting in another part of the room, arose and slowly advanced to the place where we were all sitting. Her eyes were tightly closed. Stepping forward, she paused directly in front of the President and raising her right hand, dramatically, she pointed to Mr Lincoln and addressed him pointedly upon the subject of human freedom. She closed her remarks by declaring in a most impressive manner:

“There is in the spirit world a congress of wise spirits who hold the welfare of this nation in their keeping. You, sir, have been called to your present position to serve a great and mighty purpose. There are today thousands who are in physical bondage from whose neck the yoke of oppression must be lifted, that this republic may lead the world. Thou art the man!

Issue, we implore you, a proclamation of emancipation giving freedom to the slave and from that hour victory will crown the Union Army and heaven and humanity will be served”.

I wish you might visualize that young girl as she stood there in the dimly-lighted room, her hair falling to her waist, her face aglow with enthusiasm. She was the very personification of inspiration. Joan D'Arc in her most illumined moments could not have manifested more power. We listened spell-bound to her burning words and when they were ended there was not a dry eye in the room.

The young girl finally recovered consciousness and started back, abashed at having addressed the President. Mr Lincoln was greatly overcome by what he heard, which was in fact one of the most powerful pleas for human rights to which I ever listened. The controlling spirit was said to have been seneca, the great Roman philosopher.

On taking our departure the President turned to me and said: “I am deeply impressed at what I have heard”.

This was late in December, 1862. On January 1st 1863, the great Emancipation Proclamation was issued and from that time the twenty-six battles that followed were all successeful to the Union side. The exact prediction of the girl had been fulfilled.

How many great men at high-voltage situation in their lives when great issues depended on their actions, have been visited by similar counsellors and given concrete instructions for the benefit of humanity, will never be known. But the ignorant lay public, skeptical because of its general illiteracy in such matters, would be stupefied if it knew the numbers of men high in counsels of government and business even in the present time who seriously accredit and act upon advice which come to them clairaudently...»

(«Второй из этих таинственных эпизодов произошёл июльским вечером 1776 года. В старой ратуше в Филадельфии собралась группа людей, чтобы решить текущую задачу – оборвать последние связи между старой страной и новой. Это был трудный момент, и не один из присутствовавших опасался, что за смелость они могут поплатиться жизнью. В ходе дебатов вдруг зазвучал сильный голос. Диспутирующие замолкли и обернулись на незнакомца. Кто был этот человек, внезапно появившийся среди них и ошеломивший их своей речью? Они никогда раньше его не видели. Никто не заметил, когда он вошёл, но его высокий рост и бледное лицо наполнили их благоговейным страхом. Своим голосом, звучащим со святым усердием, незнакомец взволновал их до глубины души. Его заключительные слова зазвучали по всему зданию: “Бог предрешил Америке стать свободной!” Когда незнакомец, уставший, погрузился в кресло, бурный восторг охватил всех. Подпись за подписью легли на пергамент, и Декларация о независимости была подписана. Но куда исчез человек, который ускорил завершение этой задачи, на мгновение поднял завесу с глаз собравшихся и частично открыл им великую цель, для которой новая нация зародилась? Он исчез, и никогда больше не появлялся, и его личность не была установлена. Этот эпизод соответствует другим подобным случаям, описанным историками и сопровождающим основание каждой новой нации. Являются ли они случайностью или показывают, что божественная мудрость древних Мистерий всё ещё существует на свете и служит человечеству, как и раньше?..»

Из Энциклопедии масонской и символической философии Холла.

«...Мистер Линкольн развлекал нас рассказом об особом медиумистическом опыте с медиумом по имени Конклинг. Когда Президент замолк, воцарилось мгновение абсолютной тишины.

Вдруг младшая дочь миссис Лури, сидевшая в другой части комнаты, встала и начала медленно приближаться к нам. Её глаза были плотно закрыты. Ступая вперёд, она остановилась напротив Президента, подняла свою правую руку и драматически произнесла обращение к мистеру Линкольну о свободе человека. В заключение она заявила самым впечатляющим образом:

“В духовном мире существует конгресс мудрых духов, которые заботятся о благосостоянии нашей нации. Вы, сэр, были призваны в вашу настоящую должность, чтобы послужить великой цели. Сегодня тысячи находятся в порабощении, и с них это иго должно быть снято, чтобы республика могла вести мир. Вы есть этот человек!

В итоге мы просим вас провозгласить послание об эмансипации, дающее свободу рабам, и с того часа победа увенчает объединённую армию, и тем будет послужено небу и человечеству”.

Я хотел бы, чтобы вы представили себе эту молодую девушку, стоявшую там в тускло освещённой комнате, со спадающими до пояса волосами и вдохновенным лицом. Она была самим воплощением вдохновения. Жанна д'Арк в моменты своего высшего озарения не могла бы проявить большей силы. Мы, очарованные, слушали её пламенные слова, и, когда она закончила, в комнате не осталось сухих глаз.

Молодая девушка наконец обрела сознание и повернула назад, смущённая своим обращением к Президенту. Мистер Линкольн был под большим впечатлением того, что он услышал и что в действительности было одним из самых сильных доводов в пользу прав человека, которые я когда-либо слышал. Было сказано, что контролирующим духом был СЕНЕКА, великий римский философ.

Когда мы расходились, Президент повернулся ко мне и сказал: “То, что я услышал, оставило глубокое впечатление”.

Это происходило в самом конце декабря 1862 года, 1 января 1863 года великая Декларация об эмансипации была объявлена, и с того времени двадцать шесть последующих битв были для союзников успешны. Предсказание девушки точно исполнилось.

Как много великих людей в крайне напряжённых ситуациях, когда от их действий зависело завершение великих дел, были посещены подобными советниками и получали конкретные инструкции на пользу человечества, никто не узнает. Но невежественная светская публика, скептически настроенная из-за общей неосведомлённости в таких делах, была бы ошеломлена, если бы узнала, какое число людей в высоких государственных и деловых кругах даже в настоящее время серьёзно доверяют и действуют по советам, которые приходят путем яснослышания...»)

Эпизод из жизни Вашингтона и Профессора, который являлся его советником, перепишу к следующему моему письму.

Ещё и ещё раз хочу сказать, как я верю в Ваше тонкое чувство красоты, и потому я спокойна за Ваш чудесный труд. Знаю, что сумеете почуять границу сказуемого из Несказуемого для нашего времени. Каждое столетие допускает новый разрез в покрове Изиды. Вы прикоснулись к самому Высокому, Океан Учения вливается в сознание, и Вы знаете, что нет сейчас большей сказки на Земле, нежели жизнь, Вам и нам явленная. Истинно, только расширенное сознание вместит всю глубину и красоту её. Торжественность указанная лишь приличествует времени небывалому. Придут новые друзья, привлечённые Светом Учения, их не упустите. Пусть облик их не будет отвечать ожиданию, но Вы усмотрите внутреннюю ценность.

Шлю Вам и Элле Рейнгольдовне наши самые сердечные пожелания. Что Ваши милые девочки? Что Ваш Огонёк? Каждая подробность из жизни молодого поколения нам дорога. Пройдут ядовитые времена. И Вы знаете, как особенно все ополчаются против суждённого, так было, так и есть, ибо только расширенное сознание может распознать, где оно, суждённое. Каждый сдвиг приносил человечеству страдания из-за неподготовленности большинства. Сейчас особенно нужно уметь разглядеть бревно в своём глазу и не упрекать другого за сучок. Эпидемия лицемерия разлилась по всему миру, но и это переживём. Всё послужит лишь на великую пользу. Наполняйте сердце великим доверием, этот щит самый прочный. Самый горячий привет всем близким, и радость родному Клементию Станиславовичу за его мужество и понимание. Храните здоровье. Держим в сознании всех Вас, родные наши. Пусть Вам будет светло.

Сердцем,

Е.Р.

Давно не слышим ничего от Гаральда Феликсовича. <Нрзб.>

Сейчас получили письма от родного Г.Ф., последнее помечено 4. XII, и очень встревожились. Он пишет: «Ариану[1] лучше, но всё-таки ещё очень реагирует на малейший шорох как во сне, так и днём». Что было с ним? Пожалуйста, пусть Г.Ф. напишет нам. Очень, очень грустно было узнать, что боли у Клементия Станиславовича снова усилились. Будем надеяться, что смена токов принесёт новое облегчение. Его влияние так благотворно и так нужно сейчас. Великий Владыка очень ценит его понимание смысла всего происходящего и прозрение в новое будущее. Помощь великая посылается этому верному воину и сотруднику блага. Мысли наши с ним.

Радовались вечеру, посвящённому памяти Мусоргского. Большой был талант и чудесная душа. Личное горе, смерть любимой невесты, надломило всю его жизнь. Между прочим, он приходится мне двоюродным дядей, но я никогда не встречала его.

Радуемся каждому сближению с новыми друзьями, это самое необходимое сейчас. Среди них могут оказаться, которые загорятся Учением Света, хотелось бы не оттолкнуть их. И Великий Владыка указывает на эту возможность. Жаль многих уехавших, но не все поехали на счастливую жизнь. Больше чем когда-либо следует помнить пословицу: «Человек предполагает, а Бог располагает». Очевидность бывает обманчива, при больших переустройствах она сугубо испытывает людей. Вдумчивее нужно относиться ко всему, ко всем заветам древним и всем Указаниям. Лишь планетарное мышление поможет разобраться во многом. Также знакомство с правдивой историей поможет многое разъяснить. Часы Судьбы скоро пробьют последний час конца Кали-юги, но сколько событий произойдёт среди этих ударов! Счастливы те, кто не выйдут из-под Щита Света.

Г.Ф. пишет, что кто-то хочет купить картину Н.К., и вот у нас явилась мысль – нельзя ли ему предложить одну из небольших картин, выставленных в Музее, мы могли бы позднее заменить её другой; сумму же полученную Вы могли бы употребить в счёт погашения долга по издательству. Так обидно, что и сумму в 600 латов за монографию мы не можем Вам выслать сейчас. Но должен же быть найден способ для перевода денег! Может быть, через латвийского консула? Нельзя ли, чтобы Вам выдали деньги в латах на месте за внесённые нами 300 рупий в здешнее латвийское консульство? Наведите, пожалуйста, справки.

Радуемся здоровью Наталочки. Спасибо Ивану Георгиевичу за его стремление всё сделать как можно лучше, его труды на объединение как старых, так и новых друзей принесут лучшие плоды. Очень по сердцу мне, что из каждого положения Г.Ф. умеет извлечь пользу. Подвижность мышления – большой дар и приобретается не легко. Итак, расширенным сознанием будем двигаться навстречу будущему. Пусть горизонты раздвигаются и просторы увеличиваются. При сотрудничестве и дружелюбии все границы исчезают. Будем истинными носителями культуры. Сердцем и мыслями с Вами,

Е.Р.

Будем очень благодарны, если продолжите присылку газеты Сегодня – старых номеров, но на наше имя.

_______


Примечания



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно