1939 1 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Информация о письме |
---|
|
1939
Вы пишете, что кто-то возмущается тем, что в книгах Учения Живой Этики допускается мясо в копченом или сушеном виде, тогда как все другие Учения вообще не разрешают употребления мяса. На это ответим, что, должно быть, вопрошатель недостаточно усвоил дух упоминаемых им Учений и также не вполне ознакомился и со всеми книгами «Живой Этики». Он просмотрел или не дочитал бесед, касающихся вопроса о пище. Но прежде чем дать разъяснения о причине разрешения употребления копченого или сушеного мяса, мне хочется спросить вопрошателя – во всех ли своих поступках придерживается он этических правил с таким же рвением, как в вопросе ограничений пищи, а затем напомнить, что и Христос говорил: «Слушайте и разумейте, – не то, что входит в уста человека, оскверняет его, но то, что выходит из уст, оскверняет человека». Также и в буддистских текстах сказано: «если бы достижение заключалось лишь в отказе от мясной пищи, то слон и корова давно достигли бы его. Аскетизм не имеет никакой цены для освобождения ума от уз земли, гораздо труднее найти терпеливого человека, нежели питающегося воздухом, кореньями...» – Да, труднее всего людям усвоить, что главное очищение должно заключаться в очищении мыслей и намерений и в расширении сознания, ибо карма творится прежде всего мыслями. Когда человек высок духом, когда произошла огненная трансмутация центров, он может обезвредить на своем внутреннем огне самые вредоносные вещества; мощно выделяемая им психическая энергия все очищает и претворяет. Многим из придерживающихся строгой растительной пищи и в то же время не упускающих случая позлословить следовало бы припомнить вышеприведенные речения Величайших Учителей человечества.
Также напомним вопрошателю, что есть местности, например в Тибете и Монголии, где почти невозможно достать овощи, ибо они или не растут там, или не дозревают. Монахи-буддисты вынуждены питаться исключительно ячменем и бараньим и ячьим мясом, но тем не менее среди них встречаются очень достойные души.
Теперь напомню несколько параграфов в книгах «Живой Этики», вероятно, недочитанных вопрошателями. В книге «Аум» в конце параграфа 277 сказано: «Также, когда указываю растительную пищу, охраняю от пропитывания кровью тонкое тело. Сущность крови очень прочно напитывает тело и даже тело тонкое. Кровь настолько не полезна, что даже в крайних случаях Мы разрешаем мясо, сушенное на солнце. Также можно иметь те части животных, где субстанция крови вполне переработана. Так пища растительная имеет значение и для жизни в тонком мире».
Также одна из якобы последовательниц Учения Живой Этики писала мне, что, к сожалению, в книгах Учения нигде не указано воздержание от алкоголя?! Между тем как во второй части «Листы Сада М.» уже указано, что «употребление алкоголя и наркотиков лишает человека двух третей жизнеспособности», а в книге «Община» сказано, что «пьянство есть враг всякой психомеханики», враг психической энергии, которая является основою нашего существования. Казалось бы, сильнее сказать нельзя, но люди, не озаботившись полным ознакомлением с Учением, начинают лгать и злотолковать. Они даже не понимают, что когда в Учении говорится о самодисциплине, об очищении умственном и телесном, то, конечно, имеется в виду и воздержание от всяких излишеств, в чем бы они ни выражались, от вредных для организма веществ и привычек.
§ 21. «Братство». «Всякая кровавая пища вредна для развития тонкой энергии. Если бы человечество могло воздержаться от пожирания трупов, то эволюция могла бы ускориться. Любители мяса пробовали удалять кровь, но не могли получить должных следствий. Мясо, даже при удалении крови, не может вполне освободиться от эманаций этого мощного вещества. Солнечные лучи, до известной степени, удаляют эти эманации, но распространение их в пространстве тоже несет немалый вред. Попытайтесь произвести опыт над психической энергией около скотобойни и получите признаки острого безумия; не говоря уже о сущностях, присасывающихся к крови открытой. Не без основания кровь называли сокровенной.
Так можно наблюдать разные виды людей. Особенно можно убеждаться, насколько силен атавизм. Стремление к кровавой пище усиливается атавизмом, ибо многие поколения насыщались кровью. К сожалению, государства не обращают внимания на оздоровление населения. Государственная медицина и гигиена стоят на низкой ступени... На пути к Братству не должно быть скотобоен».
§ 22. («Братство»). «Но бывают люди, которые много говорят против кровопролития, но сами не прочь скушать мясо. Много противоречий заключено в человеке. Только усовершенствование психической энергии может помочь гармонизации жизни. Противоречие – не что иное, как беспорядок. Разные слои имеют соответственное содержание. Но буря может смещать волны, и не скоро потом снова восстановится правильное течение».
Имеется беседа на эту тему и в книге «Надземное». «Немало происходит ужасных следствий от противодействия Нашим Указаниям. Одни люди противоречат самым полезным советам, другие внешне исполняют, но внутренне препятствуют. Следует обратить внимание на последнее обстоятельство.
Если бы люди поняли, как мало стоят их наружные притворные улыбки! Самый полезный совет теряет свое значение, когда он внутренне отвергнут, тогда остается лишь внешняя шелуха. Также нужно помнить, сколько полезных указаний искажается. К примеру, возьмем вопрос о пище. Мы решительно против мясной пищи. Она достаточно препятствовала эволюции, но бывает голод, и тогда сушеное и копченое мясо может быть допущено как крайняя мера. Мы решительно против вина, оно, как одурманивание, недопустимо, но бывают заболевания, когда алкоголь нужен. Мы решительно против всех наркотиков, но бывают случаи таких невыразимых страданий, когда врач не имеет иного исхода, кроме наркоза.
Также скажут – разве нельзя применить внушение против любой боли? Конечно, можно, но не легко найти лицо, обладающее достаточной силою внушения. Казалось бы, что эти Наши Указания достаточно ясны, но найдутся люди, которые начнут смущать и вредить. Шептатели начнут утверждать, что Мы разрешаем вино, наркотики и мясную пищу. Они потребуют самого безусловного запрета, но стоит им поголодать или заболеть, и они первые будут укорять Учителя, не оставившего им выхода!
Кроме ханжества, можно ожидать и всякого лукавства. Люди будут обманывать себя, лишь бы найти оправдание своим слабостям. Но не подумают, какие опасности сами создают. Они как бы желают быть Нашими сотрудниками, но где же бережность, которая лежит в основании каждого сотрудничества?
Мыслитель говорил: “опасайтесь всяких уверений в любви, великая основа мира нуждается не в уверениях, но в действиях”».
Мне кажется, что приведенные мною беседы исчерпывающе поясняют отношение Учения Живой Этики к вопросам о пище и употреблении алкоголя.