23.04.1936 Е.И.Рерих В.М.Сеплевенко

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
(24 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
<p class=a0>Е.И.Рерих – В.М.Сеплевенко</p>
+
{{LetterInfo|Е.И.Рерих|В.М.Сеплевенко|23.04.1936|МЦР, 2002||}}<p>Е.И.Рерих – В.М.Сеплевенко</p>
-
<p class=MsoDate style="text-align: right; font-weight: bold;">23 апреля 1936 г.</p>
+
<p style="text-align: right; font-weight: bold;">23 апреля 1936 г.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Многоуважаемый Виктор
+
<p>Многоуважаемый Виктор Михайлович! Большое спасибо за разъяснение некоторых правил болгарского языка,
-
Михайлович! Большое спасибо за разъяснение некоторых правил болгарского языка,
+
но все же о точности и красоте перевода может судить лишь знаток как болгарского, так и русского языка, я же могу дать Вам лишь пояснения смысла не понятых Вами выражений на русском языке.</p>
-
но все же о точности и красоте перевода может судить лишь знаток как
+
-
болгарского, так и русского языка, я же могу дать Вам лишь пояснения смысла не
+
-
понятых Вами выражений на русском языке.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Возвращаю Вам Ваш список
+
<p>Возвращаю Вам Ваш список вопросов и отвечаю на них.</p>
-
вопросов и отвечаю на них.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>14. Силы наши растут от
+
<p>14. Силы наши растут от соприкасания с людьми. Каждый обмен мыслями, каждое сотрудничество обогащает наше сознание, так же и сопоставления и сравнения учат нас и в то же время
-
соприкасания с людьми. Каждый обмен мыслями, каждое сотрудничество обогащает
+
укрепляют и нашу веру в свои силы.</p>
-
наше сознание, так же и сопоставления и сравнения учат нас и в то же время
+
-
укрепляют и нашу веру в свои силы.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>15. Все земное, все земные
+
<p>15. Все земное, все земные обстоятельства препятствуют всему Высокому, но устремленные сердца идут поверх препятствий.</p>
-
обстоятельства препятствуют всему Высокому, но устремленные сердца идут поверх
+
-
препятствий.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>26. Туча – в смысле
+
<p>26. Туча – в смысле препятствий.</p>
-
препятствий.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>28. Можно понять и в том
+
<p>28. Можно понять и в том смысле, что Учитель обезвредит их.</p>
-
смысле, что Учитель обезвредит их.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>29. Можно сказать, что стрелы
+
<p>29. Можно сказать, что стрелы врагов усеют Щит перьями или покроют как бы оперением.</p>
-
врагов усеют Щит перьями или покроют как бы оперением.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>33. К прискорбию, дух
+
<p>33. К прискорбию, дух человеческий в большинстве противоборствует божественному началу в себе и во всем.</p>
-
человеческий в большинстве противоборствует божественному началу в себе и во
+
-
всем.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>35. Тяжко узнавать истинные
+
<p>35. Тяжко узнавать истинные лики друзей.</p>
-
лики друзей.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>36. Можно вместо «[[Пуруша|Пуруши]]»
+
<p>36. Можно вместо «[[Пуруша|Пуруши]]» сказать «дух», но лучше сохранить восточный термин, этим сохранится связь с Востоком.</p>
-
сказать «дух», но лучше сохранить восточный термин, этим сохранится связь с
+
-
Востоком.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>37. Обнародовали Учителя.</span></p>
+
<p>37. Обнародовали Учителя.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>40. Можно поставить –
+
<p>40. Можно поставить – «светись».</p>
-
«светись».</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>42. В смысле сотрудничества.
+
<p>42. В смысле сотрудничества. Каждое единение, каждое сердечное содружество, как сад прекрасный.</p>
-
Каждое единение, каждое сердечное содружество, как сад прекрасный.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>48. Чур – в смысле
+
<p>48. Чур – в смысле пережитков, или старого отжившего сознания. К чурам можно отнести и понятие
-
пережитков, или старого отжившего сознания. К чурам можно отнести и понятие
+
домового (следовательно, всякие суеверия и предрассудки).</p>
-
домового (следовательно, всякие суеверия и предрассудки).</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>50. Весь смысл этого
+
<p>50. Весь смысл этого
параграфа тот, что со старым сознанием, со старым невежеством и всеми его
параграфа тот, что со старым сознанием, со старым невежеством и всеми его
проявлениями, как курный дым (курная изба), не воспринять будущего расцвета
проявлениями, как курный дым (курная изба), не воспринять будущего расцвета
-
России.</span></p>
+
России.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>52. Дерзающему и вихрь
+
<p>52. Дерзающему и вихрь
-
послужит лишь плащом и вознесет его на вершины достижения.</span></p>
+
послужит лишь плащом и вознесет его на вершины достижения.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>53. Тоже образное выражение –
+
<p>53. Тоже образное выражение –
для устремленного все очевидные бедствия и трудности пути промелькнут, не
для устремленного все очевидные бедствия и трудности пути промелькнут, не
-
затронув его.</span></p>
+
затронув его.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>54. Вместо <i>«выделения»</i>
+
<p>54. Вместо <i>«выделения»</i>
-
можно сказать «выявления».</span></p>
+
можно сказать «выявления».</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>55. Ночью и днем помните об <i>указанных</i>
+
<p>55. Ночью и днем помните об <i>указанных</i>
-
сроках.</span></p>
+
сроках.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>56. Конечно – подошвы ног.</span></p>
+
<p>56. Конечно – подошвы ног.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>57. Костры – пустые колосья,
+
<p>57. Костры – пустые колосья,
-
отбросы после молотьбы бросаются в огонь.</span></p>
+
отбросы после молотьбы бросаются в огонь.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>60. Тут игра слов: с одной стороны,
+
<p>60. Тут игра слов: с одной стороны,
как бы млечный путь, с другой – подчеркивается Природа в аспекте Матери,
как бы млечный путь, с другой – подчеркивается Природа в аспекте Матери,
-
питающей и дающей жизнь всему сущему. Потому скажите <i>«млечный».</i></span></p>
+
питающей и дающей жизнь всему сущему. Потому скажите <i>«млечный».</i></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>61. То есть новых, могущих
+
<p>61. То есть новых, могущих
-
воспринять сознанием грядущий Новый Мир.</span></p>
+
воспринять сознанием грядущий Новый Мир.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>62. Укрепляет силы верных
+
<p>62. Укрепляет силы верных
-
учеников.</span></p>
+
учеников.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>63. Трепещет – в смысле
+
<p>63. Трепещет – в смысле
-
трепета восхищения, бьется – в смысле радостной борьбы.</span></p>
+
трепета восхищения, бьется – в смысле радостной борьбы.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>65. Сроки <i>так близки,</i>
+
<p>65. Сроки <i>так близки,</i>
-
что и птица утренняя готова их возвестить.</span></p>
+
что и птица утренняя готова их возвестить.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>67. Явления <i>очевидные</i>
+
<p>67. Явления <i>очевидные</i>
-
не тревожат...</span></p>
+
не тревожат...</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>68. Целый в смысле –
+
<p>68. Целый в смысле –
-
спасенный, уцелевший среди бедствий.</span></p>
+
спасенный, уцелевший среди бедствий.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>72. Посылаю их Вам. Аромат их
+
<p>72. Посылаю их Вам. Аромат их
-
изумителен, конечно, в сухих цветах он не сохраняется, ибо очень нежен.</span></p>
+
изумителен, конечно, в сухих цветах он не сохраняется, ибо очень нежен.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>73. Темная сила,
+
<p>73. Темная сила,
олицетворенная в «Кольце Нибелунгов» в лице Альбериха, противника светлых богов
олицетворенная в «Кольце Нибелунгов» в лице Альбериха, противника светлых богов
-
Валгаллы и похитившего золото Рейна.</span></p>
+
Валгаллы и похитившего золото Рейна.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>74. Те чудеса, которыми так
+
<p>74. Те чудеса, которыми так
-
богата и которые так очевидны в жизни устремленных к Свету сердец.</span></p>
+
богата и которые так очевидны в жизни устремленных к Свету сердец.</p>
-
<p class=MsoNormal align=center style='margin-top:6.0pt;margin-right:0cm;
+
<p align=center style="margin-top:6.0pt;margin-right:0cm; margin-bottom:3.0pt;margin-left:0cm;text-align:center;text-indent:0cm;">«Озарение»</p>
-
margin-bottom:3.0pt;margin-left:0cm;text-align:center;text-indent:0cm'><span
+
-
style='mso-no-proof:yes'>«Озарение»</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>1. «Дориносимо» – можете
+
<p>1. «Дориносимо» – можете
найти это слово в молитве «Херувимская» (читается на литургии). Молитва эта
найти это слово в молитве «Херувимская» (читается на литургии). Молитва эта
должна быть переведена и на болгарский язык. Дори – копье. Смысл тот, что со
должна быть переведена и на болгарский язык. Дори – копье. Смысл тот, что со
смелостью и дерзанием примите силу (Щит), или как копьеносцы с дерзанием
смелостью и дерзанием примите силу (Щит), или как копьеносцы с дерзанием
-
возьмите в ...</span></p>
+
возьмите в ...</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>2. Обол – самая мелкая
+
<p>2. [[Обол|Обол]] – самая мелкая
-
монета, упоминается в Евангелии.</span></p>
+
монета, упоминается в Евангелии.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>3. Образное выражение. Если
+
<p>3. Образное выражение. Если
слушать и собирать все людские суждения, то, истинно, они как леса вырастут и
слушать и собирать все людские суждения, то, истинно, они как леса вырастут и
-
скроют дали. Истинно, дух ослепнет и оглохнет!</span></p>
+
скроют дали. Истинно, дух ослепнет и оглохнет!</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>4. Сумная дума – грустная и
+
<p>4. Сумная дума – грустная и
-
даже тревожная.</span></p>
+
даже тревожная.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>5. Если дух стремится к
+
<p>5. Если дух стремится к
Свету, к знанию, то, переходя в Тонкий Мир, он оттуда может лучше помогать
Свету, к знанию, то, переходя в Тонкий Мир, он оттуда может лучше помогать
своим близким. Если же и оставшиеся устремлены также, то общение в духе может
своим близким. Если же и оставшиеся устремлены также, то общение в духе может
-
легко установиться между ними.</span></p>
+
легко установиться между ними.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>6. Рука Учителя посылает лучи
+
<p>6. Рука Учителя посылает лучи
-
с гор, где находится Обитель Великого Братства.</span></p>
+
с гор, где находится Обитель Великого Братства.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>7. Цветы приложены.</span></p>
+
<p>7. Цветы приложены.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>8. Если хотите, для большей
+
<p>8. Если хотите, для большей
ясности можете вставить <i>«явлено»</i> или <i>«происходит»</i> перед словом
ясности можете вставить <i>«явлено»</i> или <i>«происходит»</i> перед словом
-
«единение».</span></p>
+
«единение».</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>9. Лучше оставить, ибо,
+
<p>9. Лучше оставить, ибо,
-
конечно, организм человека есть сложный аппарат.</span></p>
+
конечно, организм человека есть сложный аппарат.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>10. Конечно, нужно перевести,
+
<p>10. Конечно, нужно перевести,
как «свеча» или «светильник». Здесь тоже образное выражение. Чтобы не проспать
как «свеча» или «светильник». Здесь тоже образное выражение. Чтобы не проспать
важный час, люди обычно оставляют гореть свечу либо светильник. Кроме того, в
важный час, люди обычно оставляют гореть свечу либо светильник. Кроме того, в
связи с этим уместно вспомнить и притчу о девах и светильниках. Светильник –
связи с этим уместно вспомнить и притчу о девах и светильниках. Светильник –
символ возжжения духа. Имейте в виду, что, применяясь к низшему уровню и
символ возжжения духа. Имейте в виду, что, применяясь к низшему уровню и
-
вдаваясь в чрезмерные пояснения, нарушается красота образности выражений.</span></p>
+
вдаваясь в чрезмерные пояснения, нарушается красота образности выражений.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>11. Здесь показана
+
<p>11. Здесь показана
-
всеобъемлемость Учения.</span></p>
+
всеобъемлемость Учения.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>12. Неужели и это непонятно?
+
<p>12. Неужели и это непонятно?
Даже простой пахарь дает отдых полю, чтобы потом снять с него богатый урожай.
Даже простой пахарь дает отдых полю, чтобы потом снять с него богатый урожай.
Так и места бывших цивилизаций отдыхают, чтобы, когда придет время, снова
Так и места бывших цивилизаций отдыхают, чтобы, когда придет время, снова
ожить. Так, цветущие луга покрываются песчаными барханами, а пустыни начинают
ожить. Так, цветущие луга покрываются песчаными барханами, а пустыни начинают
-
цвести и т.д. Ритм смен явлен во всей природе.</span></p>
+
цвести и т.д. Ритм смен явлен во всей природе.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>13. В смысле разряда или
+
<p>13. В смысле разряда или
-
разряжения атмосферы взрывом.</span></p>
+
разряжения атмосферы взрывом.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>14. «Жаль ненужно задержанных
+
<p>14. «Жаль ненужно задержанных
путников...» <i>«Ненужно»</i> здесь следует понять как <i>«напрасно».</i>
путников...» <i>«Ненужно»</i> здесь следует понять как <i>«напрасно».</i>
Невежество духовное, непонимание основ и ложные учения надолго привязывают людей
Невежество духовное, непонимание основ и ложные учения надолго привязывают людей
-
к созданным ими миражам, следовательно, к Земле и низшим астральным слоям.</span></p>
+
к созданным ими миражам, следовательно, к Земле и низшим астральным слоям.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>15. Устремление к средствам
+
<p>15. Устремление к средствам
выразить последнее действие (последнюю земную миссию) подсказывается
выразить последнее действие (последнюю земную миссию) подсказывается
-
чувствознанием – интуицией.</span></p>
+
чувствознанием – интуицией.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>16. Конечно, дух наполняет
+
<p>16. Конечно, дух наполняет
-
ауру светом или излучением, ибо дух есть свет.</span></p>
+
ауру светом или излучением, ибо дух есть свет.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>17. Стандарт, принятый
+
<p>17. Стандарт, принятый
-
современностью, уровень условностей земного житья.</span></p>
+
современностью, уровень условностей земного житья.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>18. Усыпленность нужно понять
+
<p>18. Усыпленность нужно понять
как спячку духа...; явление <i>пыли – </i>в смысле мелких проявлений жизни, как
как спячку духа...; явление <i>пыли – </i>в смысле мелких проявлений жизни, как
-
ссоры, обиды, привычки, судачество и прочие мерзкие и мелкие безобразия.</span></p>
+
ссоры, обиды, привычки, судачество и прочие мерзкие и мелкие безобразия.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>19. Канон выше – «Господом
+
<p>19. Канон выше – «Господом
Твоим» означает, что этот канон выше (значительнее), нежели канон –
Твоим» означает, что этот канон выше (значительнее), нежели канон –
«возрадовался дух мой о Боге Спасе моем». В первом звучит терпимость и
«возрадовался дух мой о Боге Спасе моем». В первом звучит терпимость и
-
вмещение, во втором таится зародыш исключительности и фанатизма.</span></p>
+
вмещение, во втором таится зародыш исключительности и фанатизма.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>20. Заскорузлый означает
+
<p>20. Заскорузлый означает
огрубевший, потерявший чувствительность. Так говорится о заскорузлых руках
огрубевший, потерявший чувствительность. Так говорится о заскорузлых руках
-
рабочих, огрубевших от тяжелой работы.</span></p>
+
рабочих, огрубевших от тяжелой работы.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>21. Термин «сканда»
+
<p>21. Термин «сканда»
встречается в философии Буддизма. Буквально сканды означают группы качеств,
встречается в философии Буддизма. Буквально сканды означают группы качеств,
составляющих личность человека. Они делятся экзотерически на пять: 1. Форма
составляющих личность человека. Они делятся экзотерически на пять: 1. Форма
Строка 205: Строка 184:
и потому существует связь между жизнями, и новые сканды рождаются из прежних,
и потому существует связь между жизнями, и новые сканды рождаются из прежних,
или их породителей. Так сканды складывают нашу карму, или обратно, карма
или их породителей. Так сканды складывают нашу карму, или обратно, карма
-
слагается из сканд.</span></p>
+
слагается из сканд.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Конечно, в переводе нужно
+
<p>Конечно, в переводе нужно
-
сохранить термин.</span></p>
+
сохранить термин.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>22. Ушас – богиня Зари у
+
<p>22. Ушас – богиня Зари у
-
индусов, также одно из определений Венеры.</span></p>
+
индусов, также одно из определений Венеры.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>23. Правильно, ковыль –
+
<p>23. Правильно, ковыль –
-
степная трава.</span></p>
+
степная трава.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>24. Феномены, совершаемые
+
<p>24. Феномены, совершаемые
медиумами или черными магами, которые при этом не соображаются ни с какими
медиумами или черными магами, которые при этом не соображаются ни с какими
атмосферическими и прочими окружающими условиями, часто при таком
атмосферическими и прочими окружающими условиями, часто при таком
Строка 222: Строка 201:
которую можно сравнить по разрушительности со взрывом. Такое насилие, как
которую можно сравнить по разрушительности со взрывом. Такое насилие, как
Сказано, порождает ненавистную атмосферу мятущихся электронов – кажется, это
Сказано, порождает ненавистную атмосферу мятущихся электронов – кажется, это
-
понятно.</span></p>
+
понятно.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Теперь хочу еще раз напомнить
+
<p>Теперь хочу еще раз напомнить
Вам, что болгарского языка я не знаю. С трудом могу понять смысл, но не в
Вам, что болгарского языка я не знаю. С трудом могу понять смысл, но не в
рукописи, потому пересланное Вами письмо мне мало понятно. Почему Ваш
рукописи, потому пересланное Вами письмо мне мало понятно. Почему Ваш
Строка 239: Строка 218:
продается. Делать эту эмульсию очень задельно, и мы не занимаемся ее
продается. Делать эту эмульсию очень задельно, и мы не занимаемся ее
изготовлением, ибо <i>не имеем на то времени. Мы завалены работой.</i> Когда
изготовлением, ибо <i>не имеем на то времени. Мы завалены работой.</i> Когда
-
сердце чисто и дух горит, никакие эмульсии не нужны.</span></p>
+
сердце чисто и дух горит, никакие эмульсии не нужны.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Радуюсь, что Вы тщательно
+
<p>Радуюсь, что Вы тщательно
проверяете перевод двух частей «Листов Сада Мории» с людьми литературно
проверяете перевод двух частей «Листов Сада Мории» с людьми литературно
образованными и понимающими всю тонкость и образность выражений как русского,
образованными и понимающими всю тонкость и образность выражений как русского,
Строка 249: Строка 228:
уполномочен на издание <i>всей</i> серии «Агни Йоги» в Болгарии. Может быть, я
уполномочен на издание <i>всей</i> серии «Агни Йоги» в Болгарии. Может быть, я
не так поняла, пожалуйста, поясните. Вероятно, это относится к книге «Агни
не так поняла, пожалуйста, поясните. Вероятно, это относится к книге «Агни
-
Йога», которую Вы переняли от Калименова?</span></p>
+
Йога», которую Вы переняли от Калименова?</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Неужели же есть такие люди,
+
<p>Неужели же есть такие люди,
которые, мня себя образованными и даже духовными, не понимают самого основного
которые, мня себя образованными и даже духовными, не понимают самого основного
-
и главного значения Пакта и [[Знамя Мира|Знамени, Мира]]? Не понимают, что значение [[Знамя Мира|Знамени Мира]] прежде всего в том, что путем охраны человеческого творчества в сознании масс и подрастающего поколения закладывается уважение именно к <i>духовным</i> ценностям, которыми живо человечество.</span></p>
+
и главного значения Пакта и [[Знамя Мира|Знамени, Мира]]? Не понимают, что значение [[Знамя Мира|Знамени Мира]] прежде всего в том, что путем охраны человеческого творчества в сознании масс и подрастающего поколения закладывается уважение именно к <i>духовным</i> ценностям, которыми живо человечество.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Ведь не можем же мы называть
+
<p>Ведь не можем же мы называть
великолепные храмы, библиотеки и музеи материальными ценностями! Неужели
великолепные храмы, библиотеки и музеи материальными ценностями! Неужели
-
возможна такая степень невежества?!</span></p>
+
возможна такая степень невежества?!</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Битва Света с силами тьмы
+
<p>Битва Света с силами тьмы
ужасна. Нужна вся осмотрительность, потому и лекционные выступления сейчас
ужасна. Нужна вся осмотрительность, потому и лекционные выступления сейчас
несвоевременны. Работайте в тишине и поменьше говорите, больше слушайте. Благо
несвоевременны. Работайте в тишине и поменьше говорите, больше слушайте. Благо
-
Вам, если имеете небольшой кружок друзей, их и держитесь.</span></p>
+
Вам, если имеете небольшой кружок друзей, их и держитесь.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Уже вышла третья часть «Мира
+
<p>Уже вышла третья часть «Мира
Огненного» и печатается следующая книга. Как только получу третью часть, пошлю
Огненного» и печатается следующая книга. Как только получу третью часть, пошлю
-
Вам один экземпляр.</span></p>
+
Вам один экземпляр.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Несколько замеченных опечаток
+
<p>Несколько замеченных опечаток
-
в книге «Озарение».</span></p>
+
в книге «Озарение».</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Страница 31, § 7. <i>«Кто</i>
+
<p>[[Озарение, 1-XI-7|Страница 31, § 7]]. <i>«Кто</i>
-
не устрашится», следует писать <i>«Кто»</i> с прописной буквы, ибо новая фраза.</span></p>
+
не устрашится», следует писать <i>«Кто»</i> с прописной буквы, ибо новая фраза.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Страница 38, § 9, строка
+
<p>[[Озарение, 2-I-9|Страница 38, § 9]], строка
-
восьмая, следует читать – «понесет <i>радость</i> дальше».</span></p>
+
восьмая, следует читать – «понесет <i>радость</i> дальше».</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Страница 53, 5-я строка
+
<p>[[Озарение, 2-III-13|Страница 53]], 5-я строка сверху<ref> Так в тексте. В действительности – снизу.</ref> – после слова «дух» нужна запятая, а не точка.</p>
-
сверху<ref><span
+
-
style='mso-no-proof:yes'> Так в тексте. В действительности – снизу.</span></ref> – после
+
-
слова «дух» нужна запятая, а не точка.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Страница 64, восьмая строка
+
<p>[[Озарение, 2-IV-6|Страница 64, восьмая строка сверху]] – следует читать – «без <i>сознательного</i> потребления...»</p>
-
сверху – следует читать – «без <i>сознательного</i> потребления...»</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Страница 63, 12-я строка
+
<p>[[Озарение, 2-IV-6|Страница 63, 12-я строка снизу]], после слова «бесконечность» следует поставить двоеточие<ref> Так в тексте. В действительности – точка с запятой.</ref>.
-
снизу, после слова «бесконечность» следует поставить двоеточие<ref><span
+
В следующей фразе после слова «знания» – точку с запятой, так же как и в третьей фразе после слов «на земле».</p>
-
style='mso-no-proof:yes'> Так в тексте. В действительности – точка с запятой.</span></ref>.
+
-
В следующей фразе после слова «знания» – точку с запятой, так же как и в
+
-
третьей фразе после слов «на земле».</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Стран ица 67, § 11, следует
+
<p>[[Озарение, 2-IV-11|Страница 67, § 11]], следует читать <i>«Урусвати»</i> вместо «Свати».</p>
-
читать <i>«Урусвати»</i> вместо «Свати».</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Страница 77, 4-я строка
+
<p>[[Озарение, 2-V-5|Страница 77, 4-я строка сверху]] – следует писать <i>«дугу»</i> с малой буквы.</p>
-
сверху – следует писать <i>«дугу»</i> с малой буквы.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Страница 79, 3-я строка
+
<p>[[Озарение, 2-V-9|Страница 79, 3-я строка снизу]], следует читать – «как же не очищать».</p>
-
снизу, следует читать – «как же не очищать».</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Стран ица 95, §7, первая
+
<p>[[Озарение, 2-VI-7|Страница 95, §7]], первая строка параграфа, следует читать – «Мировая мысль сообщает мировое <i>понимание».</i></p>
-
строка параграфа, следует читать – «Мировая мысль сообщает мировое <i>понимание».</i></span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Страница 122, 9-я строка
+
<p>[[Озарение, 2-VIII-4|Страница 122, 9-я строка снизу]], следует писать <i>«мы»</i> с малой буквы.</p>
-
снизу, следует писать <i>«мы»</i> с малой буквы.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Страница 123, 10-я строка
+
<p>[[Озарение, 2-VIII-5|Страница 123, 10-я строка снизу]], следует читать – <i>«но</i> перед каждой...»</p>
-
снизу, следует читать – <i>«но</i> перед каждой...»</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Страница 133, пятая строка
+
<p>[[Озарение, 2-IX-2|Страница 133, пятая строка сверху]], следует читать<ref> Так в тексте. Вероятно, писать.</ref> <i>«наше»</i> с малой буквы.</p>
-
сверху, следует читать<ref><span
+
-
style='mso-no-proof:yes'> Так в тексте. Вероятно, писать.</span></ref>
+
-
<i>«наше»</i> с малой буквы.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Страница 153, строка
+
<p>[[Озарение, 3-I-6|Страница 153, строка четвертая сверху]], следует читать – <i>«крепкою волею...»</i></p>
-
четвертая сверху, следует читать – <i>«крепкою волею...»</i></span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Стран ица 154, строка
+
<p>[[Озарение, 3-I-7|Страница 154, строка четвертая сверху]], следует читать<ref> То же.</ref> <i>«мы»</i> с малой буквы.</p>
-
четвертая сверху, следует читать<ref><span
+
-
style='mso-no-proof:yes'> То же.</span></ref>
+
-
<i>«мы»</i> с малой буквы.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Стран ица 157, строка третья
+
<p>[[Озарение, 3-II-5|Страница 157, строка третья снизу]] – <i>«Девадатта»,</i> а не «Девадата».</p>
-
снизу – <i>«Девадатта»,</i> а не «Девадата».</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Страница 162, 13-я строка
+
<p>[[Озарение, 3-II-12|Страница 162, 13-я строка сверху]] – следует писать <i>«силу нашу»</i> с малой буквы.</p>
-
сверху – следует писать <i>«силу нашу»</i> с малой буквы.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Страница 163, § 15, строка
+
<p>[[Озарение, 3-II-15|Страница 163, § 15, строка первая и вторая]] – следует писать <i>«вернемся»</i> и <i>«начертаем»</i> с малой буквы.</p>
-
первая и вторая – следует писать <i>«вернемся»</i> и <i>«начертаем»</i> с малой
+
-
буквы.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Страница 180, 7-я строка
+
<p>[[Озарение, 3-IV-6|Страница 180, 7-я строка снизу]], следует читать – «не заменила оковами...»</p>
-
снизу, следует читать – «не заменила оковами...»</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Страница 186, строка шестая
+
<p>[[Озарение, 3-IV-12|Страница 186, строка шестая сверху]], следует читать – «когда пределы стран...»</p>
-
сверху, следует читать – «когда пределы стран...»</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Страница 191, строка 7-я сверху
+
<p>[[Озарение, 3-V-2|Страница 191, строка 7-я сверху]] – <i>«мы»</i> с малой буквы.</p>
-
– <i>«мы»</i> с малой буквы.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Страница 211, 12-я строка
+
<p>[[Озарение, 3-V-19|Страница 211, 12-я строка снизу]], <i>«дугпа»</i> писать следует вместе, также и на странице 212.</p>
-
снизу, <i>«дугпа»</i> писать следует вместе, также и на странице 212.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Страница 215, строка 7-я
+
<p>[[Озарение, 3-VI-2|Страница 215, строка 7-я снизу]]. После «жизнь Востока» нужна точка. Следует читать – «Несмотря на
-
снизу. После «жизнь Востока» нужна точка. Следует читать – «Несмотря на
+
отрывочность, эта жизнь будет...»</p>
-
отрывочность, эта жизнь будет...»</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Страница 215, пятая строка
+
<p>[[Озарение, 3-VI-2|Страница 215, пятая строка сверху]], после слова <i>«ауру»</i> нужна точка.</p>
-
сверху, после слова <i>«ауру»</i> нужна точка.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Страница 222, 1-я строка
+
<p>[[Озарение, 3-VI-7|Страница 222, 1-я строка сверху]] – слово <i>«чище»</i> с малой буквы.
-
сверху – слово <i>«чище»</i> с малой буквы. Оглавление второй части должно быть
+
 
-
одинаково с первой, то есть полностью «Листы Сада Мории».</span></p>
+
Оглавление второй части должно быть одинаково с первой, то есть полностью «Листы Сада Мории».</p>
{{PerevodStroki}}
{{PerevodStroki}}
== {{PrimText}} ==
== {{PrimText}} ==
-
<references/>{{LetterPostEdit|23–24.04.1936 Н.К.Рерих, Е.И.Рерих З.Г.Лихтман, Ф.Грант,К.Кэмпбелл и М.Лихтману|Рерих Е.И. Письма. Том IV, Оглавление|24.04.1936 Е.И.Рерих Е.А.Зильберсдорфу}}
+
<references/>{{LetterPostEdit|23–24.04.1936 Н.К.Рерих, Е.И.Рерих З.Г.Лихтман, Ф.Грант,К.Кэмпбелл и М.Лихтману|Рерих Е.И. Письма. Том IV, Оглавление|24.04.1936 Е.И.Рерих Е.А.Зильберсдорфу}}
[[Категория:Источники]]
[[Категория:Источники]]

Текущая версия

Информация о письме
  • От кого: Е.И.Рерих
  • Кому : В.М.Сеплевенко
  • Дата : 23.04.1936
  • Издание: МЦР, 2002

Е.И.Рерих – В.М.Сеплевенко

23 апреля 1936 г.

Многоуважаемый Виктор Михайлович! Большое спасибо за разъяснение некоторых правил болгарского языка, но все же о точности и красоте перевода может судить лишь знаток как болгарского, так и русского языка, я же могу дать Вам лишь пояснения смысла не понятых Вами выражений на русском языке.

Возвращаю Вам Ваш список вопросов и отвечаю на них.

14. Силы наши растут от соприкасания с людьми. Каждый обмен мыслями, каждое сотрудничество обогащает наше сознание, так же и сопоставления и сравнения учат нас и в то же время укрепляют и нашу веру в свои силы.

15. Все земное, все земные обстоятельства препятствуют всему Высокому, но устремленные сердца идут поверх препятствий.

26. Туча – в смысле препятствий.

28. Можно понять и в том смысле, что Учитель обезвредит их.

29. Можно сказать, что стрелы врагов усеют Щит перьями или покроют как бы оперением.

33. К прискорбию, дух человеческий в большинстве противоборствует божественному началу в себе и во всем.

35. Тяжко узнавать истинные лики друзей.

36. Можно вместо «Пуруши» сказать «дух», но лучше сохранить восточный термин, этим сохранится связь с Востоком.

37. Обнародовали Учителя.

40. Можно поставить – «светись».

42. В смысле сотрудничества. Каждое единение, каждое сердечное содружество, как сад прекрасный.

48. Чур – в смысле пережитков, или старого отжившего сознания. К чурам можно отнести и понятие домового (следовательно, всякие суеверия и предрассудки).

50. Весь смысл этого параграфа тот, что со старым сознанием, со старым невежеством и всеми его проявлениями, как курный дым (курная изба), не воспринять будущего расцвета России.

52. Дерзающему и вихрь послужит лишь плащом и вознесет его на вершины достижения.

53. Тоже образное выражение – для устремленного все очевидные бедствия и трудности пути промелькнут, не затронув его.

54. Вместо «выделения» можно сказать «выявления».

55. Ночью и днем помните об указанных сроках.

56. Конечно – подошвы ног.

57. Костры – пустые колосья, отбросы после молотьбы бросаются в огонь.

60. Тут игра слов: с одной стороны, как бы млечный путь, с другой – подчеркивается Природа в аспекте Матери, питающей и дающей жизнь всему сущему. Потому скажите «млечный».

61. То есть новых, могущих воспринять сознанием грядущий Новый Мир.

62. Укрепляет силы верных учеников.

63. Трепещет – в смысле трепета восхищения, бьется – в смысле радостной борьбы.

65. Сроки так близки, что и птица утренняя готова их возвестить.

67. Явления очевидные не тревожат...

68. Целый в смысле – спасенный, уцелевший среди бедствий.

72. Посылаю их Вам. Аромат их изумителен, конечно, в сухих цветах он не сохраняется, ибо очень нежен.

73. Темная сила, олицетворенная в «Кольце Нибелунгов» в лице Альбериха, противника светлых богов Валгаллы и похитившего золото Рейна.

74. Те чудеса, которыми так богата и которые так очевидны в жизни устремленных к Свету сердец.

«Озарение»

1. «Дориносимо» – можете найти это слово в молитве «Херувимская» (читается на литургии). Молитва эта должна быть переведена и на болгарский язык. Дори – копье. Смысл тот, что со смелостью и дерзанием примите силу (Щит), или как копьеносцы с дерзанием возьмите в ...

2. Обол – самая мелкая монета, упоминается в Евангелии.

3. Образное выражение. Если слушать и собирать все людские суждения, то, истинно, они как леса вырастут и скроют дали. Истинно, дух ослепнет и оглохнет!

4. Сумная дума – грустная и даже тревожная.

5. Если дух стремится к Свету, к знанию, то, переходя в Тонкий Мир, он оттуда может лучше помогать своим близким. Если же и оставшиеся устремлены также, то общение в духе может легко установиться между ними.

6. Рука Учителя посылает лучи с гор, где находится Обитель Великого Братства.

7. Цветы приложены.

8. Если хотите, для большей ясности можете вставить «явлено» или «происходит» перед словом «единение».

9. Лучше оставить, ибо, конечно, организм человека есть сложный аппарат.

10. Конечно, нужно перевести, как «свеча» или «светильник». Здесь тоже образное выражение. Чтобы не проспать важный час, люди обычно оставляют гореть свечу либо светильник. Кроме того, в связи с этим уместно вспомнить и притчу о девах и светильниках. Светильник – символ возжжения духа. Имейте в виду, что, применяясь к низшему уровню и вдаваясь в чрезмерные пояснения, нарушается красота образности выражений.

11. Здесь показана всеобъемлемость Учения.

12. Неужели и это непонятно? Даже простой пахарь дает отдых полю, чтобы потом снять с него богатый урожай. Так и места бывших цивилизаций отдыхают, чтобы, когда придет время, снова ожить. Так, цветущие луга покрываются песчаными барханами, а пустыни начинают цвести и т.д. Ритм смен явлен во всей природе.

13. В смысле разряда или разряжения атмосферы взрывом.

14. «Жаль ненужно задержанных путников...» «Ненужно» здесь следует понять как «напрасно». Невежество духовное, непонимание основ и ложные учения надолго привязывают людей к созданным ими миражам, следовательно, к Земле и низшим астральным слоям.

15. Устремление к средствам выразить последнее действие (последнюю земную миссию) подсказывается чувствознанием – интуицией.

16. Конечно, дух наполняет ауру светом или излучением, ибо дух есть свет.

17. Стандарт, принятый современностью, уровень условностей земного житья.

18. Усыпленность нужно понять как спячку духа...; явление пыли – в смысле мелких проявлений жизни, как ссоры, обиды, привычки, судачество и прочие мерзкие и мелкие безобразия.

19. Канон выше – «Господом Твоим» означает, что этот канон выше (значительнее), нежели канон – «возрадовался дух мой о Боге Спасе моем». В первом звучит терпимость и вмещение, во втором таится зародыш исключительности и фанатизма.

20. Заскорузлый означает огрубевший, потерявший чувствительность. Так говорится о заскорузлых руках рабочих, огрубевших от тяжелой работы.

21. Термин «сканда» встречается в философии Буддизма. Буквально сканды означают группы качеств, составляющих личность человека. Они делятся экзотерически на пять: 1. Форма (тело). 2. Чувства. 3. Сознание. 4. Устремления или действия (карма). 5. Познание. Имейте в виду, что не только каждое действие наше, но каждая мысль создает вибрацию, и именно эти вибрации и являются скандами. Так сканды образуют совокупность субъективного и объективного человека. Сканды, порожденные человеком, есть его неотъемлемое достояние (кармическое), которое сопутствует ему и в новой земной жизни. Кармические следствия прошлой жизни следуют за человеком, и человек в следующей жизни своей соберет все сканды, или запечатленные ими вибрации, в астрале, ибо ничто не может произойти из ничего, и потому существует связь между жизнями, и новые сканды рождаются из прежних, или их породителей. Так сканды складывают нашу карму, или обратно, карма слагается из сканд.

Конечно, в переводе нужно сохранить термин.

22. Ушас – богиня Зари у индусов, также одно из определений Венеры.

23. Правильно, ковыль – степная трава.

24. Феномены, совершаемые медиумами или черными магами, которые при этом не соображаются ни с какими атмосферическими и прочими окружающими условиями, часто при таком насильственном извлечении из пространства энергий и сочетаний их дают реакцию, которую можно сравнить по разрушительности со взрывом. Такое насилие, как Сказано, порождает ненавистную атмосферу мятущихся электронов – кажется, это понятно.

Теперь хочу еще раз напомнить Вам, что болгарского языка я не знаю. С трудом могу понять смысл, но не в рукописи, потому пересланное Вами письмо мне мало понятно. Почему Ваш корреспондент думает, что он страдает от пробужденного Кундалини? Разве он занимался механическими упражнениями, предписываемыми безответственными людьми? Если да, то посоветуйте ему немедленно прекратить их. И скажите, что никакие механические и искусственные раздражения центров не приводят к достижениям, наоборот, разрушая здоровье, надолго останавливают правильную эволюцию. Насильственные упражнения развивают только спящие медиумистические способности, или низший психизм, открывая доступ всяким одержаниям. Духовность не приобретается механическими упражнениями. Медиумизм и духовность – антиподы: об этом достаточно сказано в книгах Живой Этики. Эмульсия от этого не поможет. Кроме того, главный ингредиент, входящий в эту эмульсию, на рынке не продается. Делать эту эмульсию очень задельно, и мы не занимаемся ее изготовлением, ибо не имеем на то времени. Мы завалены работой. Когда сердце чисто и дух горит, никакие эмульсии не нужны.

Радуюсь, что Вы тщательно проверяете перевод двух частей «Листов Сада Мории» с людьми литературно образованными и понимающими всю тонкость и образность выражений как русского, так и болгарского языка. В присланном Вами листке я заметила некоторую неточность. Н.К. и я дали разрешение на перевод двух книг «Листов Сада Мории», тогда как в листке значится, что Виктор Михайлович Сеплевенко уполномочен на издание всей серии «Агни Йоги» в Болгарии. Может быть, я не так поняла, пожалуйста, поясните. Вероятно, это относится к книге «Агни Йога», которую Вы переняли от Калименова?

Неужели же есть такие люди, которые, мня себя образованными и даже духовными, не понимают самого основного и главного значения Пакта и Знамени, Мира? Не понимают, что значение Знамени Мира прежде всего в том, что путем охраны человеческого творчества в сознании масс и подрастающего поколения закладывается уважение именно к духовным ценностям, которыми живо человечество.

Ведь не можем же мы называть великолепные храмы, библиотеки и музеи материальными ценностями! Неужели возможна такая степень невежества?!

Битва Света с силами тьмы ужасна. Нужна вся осмотрительность, потому и лекционные выступления сейчас несвоевременны. Работайте в тишине и поменьше говорите, больше слушайте. Благо Вам, если имеете небольшой кружок друзей, их и держитесь.

Уже вышла третья часть «Мира Огненного» и печатается следующая книга. Как только получу третью часть, пошлю Вам один экземпляр.

Несколько замеченных опечаток в книге «Озарение».

Страница 31, § 7. «Кто не устрашится», следует писать «Кто» с прописной буквы, ибо новая фраза.

Страница 38, § 9, строка восьмая, следует читать – «понесет радость дальше».

Страница 53, 5-я строка сверху[1] – после слова «дух» нужна запятая, а не точка.

Страница 64, восьмая строка сверху – следует читать – «без сознательного потребления...»

Страница 63, 12-я строка снизу, после слова «бесконечность» следует поставить двоеточие[1]. В следующей фразе после слова «знания» – точку с запятой, так же как и в третьей фразе после слов «на земле».

Страница 67, § 11, следует читать «Урусвати» вместо «Свати».

Страница 77, 4-я строка сверху – следует писать «дугу» с малой буквы.

Страница 79, 3-я строка снизу, следует читать – «как же не очищать».

Страница 95, §7, первая строка параграфа, следует читать – «Мировая мысль сообщает мировое понимание».

Страница 122, 9-я строка снизу, следует писать «мы» с малой буквы.

Страница 123, 10-я строка снизу, следует читать – «но перед каждой...»

Страница 133, пятая строка сверху, следует читать[1] «наше» с малой буквы.

Страница 153, строка четвертая сверху, следует читать – «крепкою волею...»

Страница 154, строка четвертая сверху, следует читать[1] «мы» с малой буквы.

Страница 157, строка третья снизу«Девадатта», а не «Девадата».

Страница 162, 13-я строка сверху – следует писать «силу нашу» с малой буквы.

Страница 163, § 15, строка первая и вторая – следует писать «вернемся» и «начертаем» с малой буквы.

Страница 180, 7-я строка снизу, следует читать – «не заменила оковами...»

Страница 186, строка шестая сверху, следует читать – «когда пределы стран...»

Страница 191, строка 7-я сверху«мы» с малой буквы.

Страница 211, 12-я строка снизу, «дугпа» писать следует вместе, также и на странице 212.

Страница 215, строка 7-я снизу. После «жизнь Востока» нужна точка. Следует читать – «Несмотря на отрывочность, эта жизнь будет...»

Страница 215, пятая строка сверху, после слова «ауру» нужна точка.

Страница 222, 1-я строка сверху – слово «чище» с малой буквы. Оглавление второй части должно быть одинаково с первой, то есть полностью «Листы Сада Мории».


Примечания


<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно