23.07.1936 Е.И.Рерих Ф.А.Буцену

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск
Информация о письме
  • От кого: Е.И.Рерих
  • Кому : Ф.А.Буцену
  • Дата : 23.07.1936
  • Издание: МЦР, 2002

Е.И.Рерих – Ф.А.Буцену

23 июля 1936 г.

Дорогой Федор Антонович, самое сердечное спасибо за все количество книг «Начала», а также и за чудесные экземпляры в переплете – Вы нас совсем избалуете. Уже имеем и несколько экземпляров «Общины». Приносим глубокую благодарность всем участникам этой строительной работы. Как сказано Великим Владыкой в данном Им Введении к русскому переводу «Тайной Доктрины»: «Каждый собравший искры знания будет подателем Света». Вот и приветствую в лице членов Латвийского Общества подателей Света. Книгу «Аум» еще собираю, думаю скоро ее закончить. Пока буду посылать ее частями в двух копиях.

Теперь о «Тайной Доктрине». Огромной радостью было бы нам увидеть этот труд в русском переводе и, таким образом, выполнить задание, данное Великим Владыкой. И конечно, кому как не Вам, нашим близким друзьям и сотрудникам, могу я доверить это издание. Знаю, сколько любви и заботы будет приложено. Но меня сильно тревожит большая стоимость этого издания. Сами мы из-за продолжающихся американских безобразий ничего не можем уделить, все наши средства связаны. Конечно, издавать мы стали бы лишь два тома, ибо так было Указано. Третий мог бы выйти позднее, ведь он был составлен после смерти Е.П.Блаватской и в него вошли статьи, которые она, вероятно, не поместила бы или же переработала. Так, нужно очень сообразить смету. В этот труд входит много иностранных слов, что, конечно, значительно удорожает издание. Затем необходимо узнать существующие в Вашей стране условия и закон на право издания переводов. Возможно, если объявить это издание до приобщения Латвии к общему закону по охране авторских прав, принятому другими странами, то можно будет обойтись без испрашивания разрешения на него от г-жи Каменской. Как только известны будут точно законы Вашей страны, можно будет известить Адиар о готовящемся издании «Тайной Доктрины» в переводе, минуя г-жу Каменскую, ибо оттуда ожидать благоприятного решения нельзя. Так, когда все перечисленные соображения будут выяснены и разрешены утвердительно, начну высылать «Тайную Доктрину» по частям. Можно бы для частичного облегчения затрат объявить подписку на два тома.

Как прошло Ваше выступление на годовом собрании, о котором Вы писали? На какую тему пришлось Вам говорить? Теперь о Вашей поездке в Эстонию. На мой вопрос получила Совет не полагаться на перечисленных Вами лиц. Лучше оставить их идти своим путем.

Сообщу Вам доверительно – на мой запрос о Якове Лорбере было Отвечено: «Мы его не знаем». Этим, конечно, все сказано. Я советовала бы сосредоточиться лучше на Вашей стране и принимать лишь тех, кто сами стучатся к Вам. Если где самостоятельно сорганизуется группа по изучению Живой Этики и желающая примкнуть к Культурному заданию Н.К., то принять участие в ней советами можно, но самим ездить с целью сорганизовывать такие ячейки не следует. Пусть не обвиняют Вас в зазывательстве. Предоставим так действовать доновцам и балодисам. Между прочим, за последнее время появилось много лиц в Европе и в Азии, претендующих на воплощение Александра Первого, который же настоящий? (Можно бы задать этот вопрос г-ну Балодису.) Вообще, все большие фигуры былых времен имеют много современных претендентов на их воплощения. Так, в одной Америке в нашу бытность там я насчитала до сотни Клеопатр, Семирамид и т.д., не меньше встретила и Наполеонов и Тамерланов и т.д.

Забавно утверждение некоторых лиц о том, что Великие Учителя живут в городе Шигадзе. Нужно знать Тибет, чтобы понять, сколько нелепости в таком утверждении!!! Конечно, сведение он почерпнул от теософической литературы и даже из тома «Писем Махатм к Синнетту», где в одном письме Махатма К.Х., говоря о предательстве Куломбов по отношению к Е.П.Блаватской и тех размерах, которые оно принимает, пишет Синнетту, что Махатмы не только не прекращают этого дела, но даже раздувают его из-за Шигадзе. (Махатмы всегда предпочитают довести дело до абсурда, чтобы тем действительнее поразить врага[1]. Помните Тактику Адверза?) Так «из-за» не значит, что Они обитают в самом Шигадзе. На много, много сотен верст от такого города находится Твердыня. Подходы к этой Твердыне хорошо охранены. Разные пути ведут к ней, и часто нужно идти подземными путями и под реками, чтобы достичь Вершины. Но для позванных расставлены вехи. Будьте осторожны со «знающими» людьми. Не противоречьте им, ибо они почти безнадежны. Кроме того, мы не имеем права разбивать то, во что человек верит всем сердцем своим. Лучше, чтобы они были заняты желанием помочь человечеству по своему разумению, нежели думали бы о разрушении и отравлении его ядовитыми газами и т.д. Так, ищите лучше молодых и открытых сердцем, у которых не произошло еще засилия разными авторитетами. Теперь об Анне Кима. Мысли ее не плохи, но неудачен примененный ею термин «замкнутые общины», ибо всякая замкнутость предпосылает уже обособленность, что не может отвечать широкому плану сотрудничества. Ну, да в полемику вступать не будем, ибо Сказано отнестись спокойно и не базироваться на них. Да, много было и будет более или менее удачных попыток устраивать содружества и общежития. Трудно, очень трудно, если члены такой Общины будут слишком разниться по сознанию. Самое важное – не тесное общежитие, но научиться вообще проявлять дух сотрудничества и дружелюбия в жизни каждого дня и во всех условиях. Ибо новые проблемы во всех областях жизни, встающие перед человечеством, требуют уже участия многих сил и специалистов для достижения синтетического вывода и практического разрешения. Именно даже научные проблемы сейчас не могут быть разрешены без участия специалистов по самым разнообразным отраслям знания. Все так усложнилось и приняло такие гигантские планетарные размеры, что одиночный ум не может уже овладеть всеми деталями для разрешительного синтеза. Так, сама жизнь выработает новый тип сотрудничества. Но каждая попытка к дружественному сотрудничеству должна быть приветствована, ибо все они лягут ступенями великой лестницы достижения.

Теперь другое. Указанный Вами астроном (Виноградов) ошибается, предполагая, что каждая планета становится солнцем. По оккультному учению как раз наоборот. Именно планета, прежде чем она стала обителью человечества – венца Мироздания, была солнцем, а еще раньше – кометою, сгустком Космической материи и т.д. Так, Луна, передав одушевляющие ее принципы Земле, не стала солнцем, но представляет собою разлагающееся тело.

Вы правы, что все ужасы, порожденные заблуждением Люцифера, покрываются тем Светом, который был принесен и постоянно изливался и изливается сейчас на человечество теми Семью Кумарами, или Ангельскими Чинами, которые пришли на Землю вместе с ним. Кроме того, сам Люцифер до своего падения явился таким светодателем, ибо он участвовал в пробуждении в человеке его высших способностей. Дар пробуждения высшей мыслительной способности ни с чем не может быть сравним, ибо лишь путем раскрытия высших центров достигается истинное бессмертие. Конечно, каждый человек несет ответственность не только за себя, но и за других, ибо он творец целого мира в полном значении этого слова. Все возможности в нем самом. Из всех тварей лишь он один одарен сознательной свободной волей. Единое выражение этой свободы есть свобода выбора, и выбор этот делает из него Бога или Дьявола.

Также мы знаем, что каждая сила возрастает от сопротивления. Потому все те трудности, которые встали на пути человечества из-за отступничества Хозяина Земли, в то же время дали людям возможность особенно напрячь и утончить свои способности и тем ускорить свое продвижение. Давно уже сказано: «Благословенны препятствия, ими мы растем». Так и в древнейших Индусских Писаниях сказано, что Кали-Юга особенно хороша для духовного усовершенствования, и то, что в Сатиа-Юге достигалось через сотни тысяч воплощений, то в Кали-Юге может быть достигнуто несколькими жизнями. Из этого можно сделать вывод, что в конечном итоге отступление Люцифера будет полезно. Но, конечно, как всегда, лишь сильные духи, любящие одоление трудностей, особенно преуспевают, а теплые, избирая путь легчайший и безответственный, принуждены тянуть долгую лямку, которая в конце концов приведет их к пути наитруднейшему. Потому глубоко справедливы и научны слова из Апокалипсиса: «Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». Также Вы правильно вспомнили об упреке Христа ученикам. Да, не раз Великим Учителям во времена Блаватской приходилось указывать на бездеятельность, разрозненность и теплоту так называемых добрых и хороших людей и на ярость и сплоченность и находчивость темных. Конечно, эта ярость и сплоченность сейчас еще усилилась, ибо они чуют, что решительный Бой несет им поражение. (Ведь знаки великой Победы уже обозначились, еще малое время, и многое установится прочно. Знаки Благоденствия хранят. Но на октябрь события сгущаются, чернота несется на юг.) Об Абиссинии не будем слишком горевать, и туда придет победа, только не нужно понимать ее грубо. Время грубых захватов прошло. Каждый народ имеет право жить своею жизнью и учиться сотрудничать. С благодарностью возвращаю присланные мне проекты. И еще раз скажу – пусть каждый строит по-своему. Чем разнообразнее будут такие опыты, тем прекраснее будет вершина достижения. Прилагаю Вам параграф из книги «Аум».

441. «Кооператив не есть закрытое общежитие. Сотрудничество, основанное на законе природы, содержит в себе элемент беспредельности. Обмен труда и взаимопомощь не должны накладывать условных ограничений. Наоборот, кооператив открывает двери ко всем возможностям. При этом кооперативы связаны между собою, и таким образом трудовая сеть покроет весь мир. Никто не может предопределить, какие виды сотрудничества могут развиться. Учреждения, основанные кооперативами, могут быть разнообразными и покроют задания просвещения, промышленности и сельского хозяйства. Невозможно представить ни одной отрасли, которая бы не могла быть усовершенствована кооперативом. Нельзя запретить, если люди сойдутся для сотрудничества в совершенно новом сочетании. Кооператив есть оплот государства и рассадник общественности. Откуда придет общественное мнение? Откуда составится желание преуспеяния? Откуда одинокие труженики получат помощь? Конечно, сотрудничество научит и единению».

Также Вы правы, что темные особенно хитро и с большою ловкостью работают сейчас, стараясь исказить каждую прекрасную мысль, нашедшую себе выражение. Истинно, дьявол – изобретатель зеркала, да еще не забыл сделать его кривым!

Так, блюдите единение среди членов Общества. Храните устремление как можно лучше выполнить задание дружественного сотрудничества. Давно не имею вестей от Александра Ивановича. Еще раз сердечное спасибо за всю радость, которую мы имеем от наших Латвийских друзей. Часто мысли наши летят в милую Латвию, и сердце ощущает теплоту горящих там огней.

Берегите здоровье. Шлю Вам бодрость и радость.

Духом с Вами.

 

Осталось место, потому прилагаю еще полезные параграфы. «Кто же они, которые не ценят и не любят единения? Они никогда не испытали чувства непоколебимости, всегда соединенного с единением. Они не знают мужества, неразрывного с единением. Они отвергли продвижение, которое сильно единением. Они не приобщились к радости, существующей в единении. Они презрели твердыню единения. Что же им осталось? Или гнуться под вихрем, или сохнуть под солнцем, или гнить в плесени предрассудков. Кто же они, презревшие ЕДИНЕНИЕ?»[1]

«Самый явный пример Майи и действительности можно найти в телах небесных. Может быть тело разрушено тысячи лет тому назад, но на Земле еще видят свет его. Кто же возьмется определить, где существование и где призрак? Те же примеры найдем и среди земных явлений»[1].

«Победители земные, где ваше существо и где призрак? Кто определит – победа или отражение дальних событий? Где будет граница действительности? Пусть собирают все цифры, но не найдут знаков решений. Только тончайшая энергия может отличить, где жизнь и где мертвенность. Но люди предпочитают жить среди призраков»[1].

Теперь, просматривая книги «Добротолюбия», Н.К. нашел очень интересные строки, которые и принес мне. Они так понравились мне, что я хочу приложить их Вам.

Св. Феодора Едесского. 40. «Начав жить вместе с духовным отцом и восчувствовав пользу от него, не допускай, чтоб кто-либо отдалил тебя от любви к нему и от сожительства с ним; не осуждай его ни в чем; не говори о нем худо, хотя будешь им обличаем и даже бием; уха своего не открывай, когда кто другой станет злословить его; и отнюдь не сдружайся с тем, кто поносит его, чтобы не прогневался на тебя Господь и не изгнал тебя из книги живых».

 


Примечания



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно