24.07.1939 Е.И.Рерих А.И.Клизовскому

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск
Информация о письме
  • От кого: Е.И.Рерих
  • Кому : А.И.Клизовскому
  • Дата : 24.07.1939
  • Издание: МЦР, 2006

Е.И.Рерих – А.И.Клизовскому

24 июля 1939 г.

Дорогой Александр Иванович, недавно из писем друзей узнала, что Вы собираетесь проехать в Варшаву. Вероятно, Вы повидаете нашего общего друга Антона Иосифовича, давно не имеем вестей от него и тревожимся о его здоровье. Очень хотелось бы знать о его самочувствии и обстоятельствах. Ведь годы его большие, и ему нужно очень беречь себя. Также и Вы должны следить за здоровьем. Как бы ни было заманчиво сбросить отягощающие нас земные одежды и насладиться отдыхом от грубых, но неизбежных материальных забот, чтобы посвятить все свои силы на то, что ближе всего нашему духу, все же мы не имеем права и не можем без ущерба для последующего состояния ускорять свой переход в новые условия.

Теперь относительно Вашего письма и посылки книг «Основы Миропонимания Новой Эпохи». Если бы Вы сообщили мне заранее о таком намерении, то, конечно, я отсоветовала бы Вам этот шаг. Во-первых, потому, что искать людей, открытых для новейшего миропонимания, среди признанных авторитетов сейчас еще не время. Несомненно, что в составе подобных учреждений находятся лица, вступившие или во время революционного периода, или же принадлежащие к старому закалу, следовательно, как для тех, так и для других изложенное в Вашем обращении – одинаково неприемлемо. Во всех случаях советуется говорить по сознанию. Сознание может быть на самом деле и достаточно широким, но если оно развивалось в другом направлении и, кроме того, если ему чужда употребляемая Вами терминология, то упоминание Вами об Едином Источнике явится еще более неприемлемым, нежели некоторые старые догматы. Для некоторых людей вся загвоздка в принятии того или иного положения заключается именно в непривычной для них терминологии, часто вызывающей у них неприязненное чувство, с этим приходится постоянно считаться. Будем надеяться, что особого вреда от этого Вашего обращения не произойдет.

Также и приводимые сведения о многочисленных браках Кришны и о главной цели таких браков столь же лишены достоверности, как и все позднейшие легенды. Более древние сказания упоминают лишь одного сына Кришны.

Не совсем разделяю Ваше предположение, что некий читатель может вместить гораздо больше, нежели читатель западного мира. Таких читателей нужно искать в других местах, не в определенных учреждениях, и при том этому читателю нужно раньше ознакомиться с первыми ступенями того, что уже известно западному миру, иначе многое из сказанного вызывает у него лишь насмешку. Одно несомненно, что понятие подвига ближе Востоку, нежели Западу, а следовательно, и предполагаемым читателям. Потому Учение Живой Этики должно быть дано во всей его простоте. Но вопросы о лунных и солнечных предках и о степени божественности в тех или иных Аватарах могут заинтересовать лишь отдельных индивидуумов.

Скажу откровенно, я больше огорчилась содержанием Вашего обращения, нежели посылкою Ваших книг. Вы, конечно, поймете почему.

Самое трудное, самое тонкое действо есть расширение сознания и, приступая к нему, необходимо вооружиться величайшею бережностью, терпимостью и терпением. Дать больше того, что сознание данного человека может вместить, равносильно тому, что навсегда закрыть перед ним свет истины. Канон «Господом твоим» остается во всей своей силе.

Теперь относительно возражения на выпады Батурина. Мое мнение о нем Вы уже знаете из предыдущего письма. Невозможно полемизировать на страницах журнала, когда нет уверенности, что смысл Вами сказанного не будет искажен и отдельные слова, приведенные из речений Учения Живой Этики, поставленные в кавычках, не будут заменены г-ном Батуриным своевольно, как это было с «денежным отчетом», превратившимся в редакции г-на Батурина в «банковский счет». Полемика хороша, когда обе полемизирующие стороны понимают, что есть честь и честность, но когда эти понятия атрофированы у одной из сторон, то всякая полемика делается невозможной, да и все прочие отношения становятся под большим вопросительным знаком.

С Ионовым, при случае, можно иметь беседу, но, чтобы возражать ему на страницах газеты, нужно быть вполне уверенным в симпатии к Вам редактора, иначе и тут может лишь еще больший вред произойти. Кроме того, следует очень проверить слухи об «исканиях» этого духовного отца; искания бывают разные.

Дорогой Александр Иванович, не сетуйте на меня за эти указания, но мы живем в совершенно исключительное время, когда все понятия чести и простой честности попраны на всем протяжении планеты, от верхов и до низов. Для того чтобы протолкнуть благие понятия или же пресечь злые козни, приходится действовать самыми неожиданными, самыми необычными путями. Но эти необычные пути должны быть подсказаны непреложным чувствознанием или одобрены Великим Учителем, иначе можно повредить там, где хотели помочь. Именно сейчас, как никогда, нужна большая солидарность в действиях всех членов Общества и особенно там, где происходит самое чувствительное прикасание. Рихард Яковлевич понимает всю бережность, и я очень доверяю ему и была бы признательна Вам, если бы Вы нашли возможным советоваться с ним относительно всего связанного со Швецией. Итак, Вы вполне правы, что при незнании сроков многие шаги могут нанести вред. Но знание сроков всегда давалось всеми Учителями с величайшею осторожностью, ибо осведомление о сокровенных сроках нескольких людей уже есть осведомление обитателей астрального плана, которые легко могут прочесть их на ауре этих лиц и передать своим протеже на земном плане. Только тот может действительно хранить тайну, кто может послать и принять мысленную посылку, окрасив ее не цветом мысли, но своим индивидуальным тоном. Знание сроков всегда считалось знанием высшим. Потому если сроки эти точно не оповещаются, но о приближении их все же даются намеки, мы обязаны быть сугубо бережными, понимая, что общее благо должно идти впереди всех прочих соображений.

Наша самодеятельность и инициатива должны быть направлены именно к умению охранить все доверенное. Вопрос о свободной воле труднее всего понимается людьми. Им трудно понять и речение из «Агни Йоги»: «Йогу все можно и в то же время все нельзя». Чем больше человек, тем меньше у него так называемой свободной воли, ибо он видит яснее следствия многих причин, не уловимых другими людьми. Он видит, как часто одно малое действие ввергает в бедствие целые страны. Воля высокого Архата сливается с Волею Высшею, ибо его личные чувства дисциплинированы или, вернее, настолько утончились и преобразились, что Он знает веление высшей пользы, проявляющейся в великой целесообразности, царящей в Космосе.

Большое спасибо за присланную книгу. Вы правы, что приведенные комментарии не украсили ее, во всех отношениях было бы лучше обойтись без них. Получила номер «Глагола», издаваемого в Бельгии; прочтя его, должна сказать, что допущенная грубость выражений производит отталкивающее впечатление. Воздержусь от особой критики, но и от всякого участия в нем, пусть эти русские «браманисты», как они величают себя, яснее выявят себя. Мы уже имеем журнальчик «Огонь», уже вполне выявивший свой лик. Также знаем, как некоторые русские «оккультисты» в Берлине и Риге негодуют на параграф в Учении Живой Этики, в котором сказано: «Мы не знаем ни одного достигшего посредством хатха-йоги...»[1], также и на мое письмо к Асееву о том же, помещенное им в его сборнике. Свое негодование они перенесли и на страницы местных индусских журналов. Причем, передавая своими словами сказанное мною, искажают смысл.

Журнальчик «Гонг», вероятно, получен Вами из Шанхая. Что же сказать о нем? Разве что он, видимо, рассчитан на очень примитивный уровень. Тревожусь за «Вестник Гауришанкара». Цель-то, несомненно, добрая, но насколько удастся провести ее в смятенных условиях Шанхая? Прилагаю Беседы.

«§ 445. Урусвати знает о Беспредельности всех мысленных манифестаций, в том числе будет и свободная воля. Люди могут противополагать свободную волю даже космическим явлениям. Не нужно удивляться, если даже закон будет поколеблен усилиями свободной воли, оттого такое множество кармических несчастий. Люди вызывают сильнейшие потрясения вместо того, чтобы следовать за космическим путем. Не нужно полагать, что настойчивость свободной воли не затронет гармонию Космоса. Не только затронет, но умножение прогремит по всем сферам.

Мудрые древние пытались усовестить людей, рассказывая о богатырях, которые могли говорить с дальними мирами, но сказания оставались сказаниями. И сейчас, когда век называется энергетическим, люди по-прежнему не придают значения мощи мысли. Можно радоваться, если в университетах начинают работать над мысленными передачами, но, к сожалению, эти исследования сводятся к некоторым механическим приемам, из которых не может произойти просвещения человечества о значении мысли как об энергии самой тончайшей.

Нужно, чтобы познание мысли помогло и дисциплине свободной воли. Нужно понять, что целые планетарные события зависят от ярости необузданной свободной воли. Вот Земля переживает Армагеддон, но и в этом бедствии свободная воля имеет значение. Не могут силы надземные сотворить такое бедствие без долгого участия человечества.

Прошу обратить внимание на эпидемию психического безумия. Нельзя приписывать происходящее отдельным лицам, нужно осознать, что народы способствуют мировым потрясениям. Не следует полагать, что события сами родятся и сами умрут. Может быть, сейчас произрастут семена посевов, совершенных около двух тысяч лет назад, – так бережно хранит пространство явление мысли.

Мыслитель указывал, что люди могут познать свои обстоятельства, заглянув в хранилище очень древнее».

«§ 467. Урусвати знает, что в высших сферах свободная воля преображается в сотрудничество с космическою мыслью. Люди очень трудно понимают этот процесс. Одни думают, что свободная воля подавляется, другие полагают, что она поглощается. Многоразличны понимания, но весьма редко можно слышать понимание о гармонии, в которой консолидируется мощь мысли. Не может быть там ни рабства, ни насилия, но лишь преуспеяние в беспредельности.

Также люди не легко усваивают, что свободная воля существует и в Тонком Мире. Люди не желают признать, что Тонкий Мир есть, как мир плотный, но в ином измерении. Те, которые и в земной жизни уже постигли дисциплину и имеют понятие о гармонии, могут применить эти достижения в Тонком Мире немедленно после перехода. Такое понимание называется благими крыльями, ибо оно способствует быстрому продвижению.

Но не часто люди запасаются в земной жизни такими крыльями, обычно они переходят с необузданною волею и с ненасытными желаниями. Люди не собрались во время земной жизни подумать о дальнейшем пути. Они довольствуются чужими формулами, которые в течение времени окаменевают, но ни в семье, ни в школах не говорят о жизни будущей. Напротив, такой разговор показался бы непозволительным. Семейные не считают возможным говорить о переходе в мир Тонкий, а в школах такой предмет послужил бы к увольнению учителя. Так, вследствие невежества и ханжества люди предпочитают оставаться во тьме.

Не много тех, которые умеют говорить о высоком назначении человека. Уже с первых дней земной жизни человек должен под давлением быта забывать о своих тонких проблесках.

Можно легко представить себе, как преобразится жизнь, если будет правильно понято задание бытия. Можно представить, сколько нерешимых проблем будет легко решено, когда люди поймут, к чему они должны устремляться.

Мыслитель указывал, как долго человечество будет блуждать во тьме вместо познания смысла бытия».

Теперь о г-же Рит. На днях получила Указание, что ей можно посоветовать препарат из железа с мышьяком и нукс вомикой. Также если возможно, то и небольшие дозы мускуса. Конечно, если бы она лучше упражняла свою психическую энергию, то многое было бы иначе. Как Сказано: «Жаль, что мысли начинают работать, когда опасность уже наступила». Конечно, эти слова Вы не передадите больной, ибо нужно всячески поддерживать ее устремление и веру в исцеление. Если бы люди осознали значение профилактики духовной и физической, сколько жизней было бы сохранено! Вероятно, Гаральд Феликсович пропишет ей нужную дозировку. Этот препарат будет принимать сейчас и Н.К. Он только что оправляется от лихорадки, температура его доходила до сорока и один день была даже выше. Пошлю Гаральду Феликсовичу и нашу дозировку, как только узнаю ее. Постараюсь послать небольшое количество мускуса в виде образца. Трудно очень доставать его, и местные торговцы не отличаются честностью, любят подсунуть второй и даже третий сорт.

Храните спокойствие, ведь уже знаете, что все послужит лишь на пользу Новой Стране <...>.[1]

Сроки очень приблизились, потому [храните] бережность во всем.

Сердцем с Вами.

Е.Р.


Примечания


<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно