24.09.1935 Е.И.Рерих Н.П.Серафининой

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск
Информация о письме
  • От кого: Е.И.Рерих
  • Кому : Н.П.Серафининой
  • Дата : 24.09.1935
  • Издание: МЦР, 2001

Е.И.Рерих – Н.П.Серафининой

24 сентября 1935 г.

Родная Надежда Павловна, получила Ваше сердечное письмо от 8 сентября со вложением Вашей фотографии. Сердечное спасибо, она уже стоит на моем письменном столе среди моих лучших друзей, которым в минуту отдыха я люблю послать привет сердца. Радовалась Вашей деятельности и тому, что Вы сообщаете о Ваших учениках. Именно, нужно утверждать разницу между медиумизмом, психизмом и истинным духовным развитием. Много вреда принесли книги о всяких хатха-йогических упражнениях. Какое невежество думать, что несказуемое, высшее и тончайшее может быть достигнуто чисто механическим путем! Вполне справедливо пишете Вы, что люди, стремясь к духовному развитию (причем они часто понимают это именно как достижение психических проявлений), совершенно упускают из виду, что без действенного служения Общему Благу развитие это будет однобоким и непрочным. Лишь общение с людьми зажигает наши внутренние огни, лишь при соприкасании с ними можем мы испытать себя и заострить и закалить клинок духа нашего. Несомненно, нужна некоторая изолированность и периодическое удаление для возобновления сил, но полное уединение никогда не может принести того напряжения сил наших, которое одно дает возможность их утончения. К тому можно привести много мест из Учения. Так, во второй части «Листов Сада Мории» сказано на стр. 49: «...Христос и Будда и ближайшие помощники не пользовались магическими формулами, но действовали в полном слиянии с духом. Потому в новой эволюции прежние искусственные приемы должны быть отставлены... Механика йогизма не отвечает больше обновлению мира»[1] и далее на стр. 61 середина параграфа: «...Сколько раз Святые возвращались на землю, ибо слишком выносили на толпу свое восхищение вместо строения жизни. Мы решительно против монастырей, как антитезы жизни... Именно из жизни дойти надо...»[1] Также и в «Агни Йоге», § 161 в середине: «...Раджа Йога, Жнана Йога и Бхакти Йога – все они оберегают от действительности (от действенного участия в жизни) и тем не могут входить в эволюцию будущего» и § 163: «...Самая обобщающая Йога (Агни Йога) накладывает обязательства построения всей жизни в соответственной внешне незаметной дисциплине» – то есть, строя жизнь, необходимо соблюдать некоторые предосторожности и указанный режим для здоровья. Так, если проследим Жизнь Великих Учителей человечества, мы увидим, что никто из Них не уходил от жизни, но полагал все свои духовные и физические силы на Служение Общему Благу. Потому будем во всем следовать этим великим примерам в великом подвиге самоотречения. Венец Самоотречения так сияющ!

Мне кажется, что в Варшаве сейчас нет Общества имени Рериха; были проекты, но не знаю, осуществились ли они. Но там есть разбросанные последователи Агни Йоги и один из них – Владимир Тарто-Мазинский просил меня дать ему разрешение на перевод Агни Йоги на польский язык. Лично его я не знаю, и по двум полученным письмам трудно составить определенное мнение. Прилагаю его адрес.

На вопросы теософов можно было бы ответить вопросом же: много ли прибавит их духовному развитию знание степени Духовной высоты Христа и Будды? Можно привести им § 8, на странице 181, из второй части «Листов Сада Мории»: «Еще спросят: "Кто больше, Христос или Будда?" – Отвечайте: "Невозможно измерить дальние миры. Можем лишь восхищаться их сиянием"»... Истинно, Христос и Будда являются такими дальними звездами Духа по сравнению с нами – землянами. Не забудем, что Они и Владыка М. пришли с Венеры на заре зарождения физического человека, и потому Они являются нашими Божественными Прародителями и Наставниками. Они есть Трое Владык Мира. Христос не живет на физическом плане, но, так же как и Владыка Будда, Он не покинул еще высшие сферы, окружающие нашу планету.

Есть лишь единая Транс-Гималайская Твердыня, которая включает в себе разные секции, заведующие теми или иными задачами. Но самостоятельной Западной Ложи не существует. Христос закончил цикл своих физических манифестаций на Земле. Учитель Сен-Жермен главным образом работает над Америкой. Конечно, Учитель Серапис и Учитель Илларион находятся в главной Твердыне, ибо критическое состояние нашей планеты требует концентрации всех Сил.

Сент-Ив Д'Альвейдер – типичный медиум, психик, занимавшийся спиритизмом и подпавший под влияние астральных персонификаторов. Книги его – полная мешанина осколков истины с вреднейшими заблуждениями.

Конечно, пишу это только Вам и прошу давать подходящим к Вам столько, сколько сознание их может вместить. Как Сказано: «Мы должны не перерезать чужое мышление, но вливать новую кровь жизни питанием нервной системы. Каждое ответное слово должно быть не гробовым гвоздем, но лучом врача. Отложенный ответ придет в виде совета»[1].

Следует осторожно разочаровывать людей или разбивать их точку зрения. Осторожными касаниями, бросая отдельные искры новой мысли, можно постепенно расширить их сознание, но сразу ломать опасно. Ведь некоторым людям такие книги, как романы Крыжановской и фантазии Сент-Ив Д'Альвейдера, дают пищу для подъема духа, и потому слишком сильная критика таких трудов может потушить в них не окрепший еще огонек духа. Лишь сильные духи, не привязанные ни к чему земному, могут знать истину во всей ее надземной красоте. Но насильно открыть глаза невозможно.

Теперь другое. Внушение, если оно применяется с целью насилия для корыстных целей, будет не только вмешательством в карму, но просто преступным. Но если мы внушаем и вызываем у человека благие мысли, его лучшую сущность или удерживаем его от порока, такое действие будет, конечно, благом. Если мы делаем добро и принимаем этим на себя известную долю кармы, то такая карма не может, конечно, отяготить наше духовное развитие. Лишь Архат может знать, когда и где он не должен помогать, мы же обязаны протягивать руку помощи там, где сердце подскажет. Конечно, при этом мы должны всегда помнить о законе соизмеримости и целесообразности и что помощь в духе наивысшая. Есть люди, которые полагают, что они должны все отдать, а затем сами возлагаются на других. На это напомним им строки Учения: «Кто сказал, что надо отдавать безумно? – Безумие так и останется»[1]. Но помогать мы должны. Ибо кто знает, когда именно мы платим старый долг, и, отказав в помощи, мы тем самым, может, нарастим проценты на свой долг. Велико заблуждение воздерживаться от помощи ближним из боязни усложнить свою карму. Не будет ли это проявлением величайшего эгоизма или самости? Но, конечно, нужно попутно учиться распознаванию, ибо часто можно помочь незаслуживающему и отказать истинно нуждающемуся. Сердце и тут является единственным мерилом. Так, если требуемая от нас помощь не превышает наших возможностей, мы должны это сделать. Притом следует всегда помнить, что карма наша творится, утяжеляется и облегчается, главным образом, МЫСЛЯМИ. Именно мысль и внутренние побуждения ткут нашу ауру – магнитное поле, притягивающее или отталкивающее возможности. Именно этот решающий фактор нашей кармы – мысль-побуждение так часто упускается из виду людьми при суждении о карме. Но если бы было иначе, то не было бы возможности выйти из заколдованного круга причин и следствий. Ибо все есть карма и все держится кармой. Но, заканчивая один круг кармы на тот или иной цикл, мы начинаем новый круг на других планах и мирах, и так в бесконечность. Когда говорится о завершении кармы, то имеется в виду лишь карма для известного цикла или планеты и т.д. Так, завершение человеком кармы на нашей планете означает, что его внутренняя сущность настолько очистила и трансмутировала свои энергии, что дальнейшее физическое пребывание на Земле ничего больше дать не может; именно, все элементы или энергии, входящие в его существо, достигли состояния совершенства, положенного для этой планеты. И дух, смотря по заданию, остается в высших сферах около Земли или же уходит в высшие Миры. Так, Мысль есть Первопричина и Венец всего творения. Мысли правят миром, следовательно, правят кармою.

Просмотрю, остались ли у нас экземпляры журнала «Урусвати», и охотно пошлю их Вам. Должна ли я понять, что в Вашем Обществе не имеется ни одной копии «Агни Йоги»? Пошлю Вам один экземпляр. Теперь уже скоро должна выйти вторая часть «Мира Огненного». Посмотрю, что могу выслать из еще не опубликованного Учения.

Также хочу сказать Вам, родная Надежда Павловна, не горюйте, что Вам приходится тратить столько времени на заработок для жизни. Все мы должны зарабатывать свой кусок хлеба. Именно, все должно быть совершено, не уходя от жизни и человеческими руками и ногами. В этом заключается великая красота. Разве так уж ценен труд, совершенный в тиши и довольстве? И разве мы слышим о таких трудах? Нет, все гиганты мысли творили посреди самых тяжелых условий. Труд в спокойствии и довольстве не может дать необходимого напряжения всех центров. Истинно, физическое довольство и спокойствие – опаснейшие враги наши. Ничто так не гасит внутренний огонь, как обеспеченность завтрашнего дня. Мы не знаем такого обеспечения и работаем на пределе нужды и возможностей. Но в трудную минуту, когда все силы напряжены и находчивость явлена, приходит и Помощь, но по закону всегда в последний час. Все жизненные тяготы необходимы для роста духа. «Так, лучшие цветы радости растут у трудных дорог». Придет время, подойдут и другие условия, и задачи расширятся. Возможно, что уйдут заботы о куске хлеба, но зато придут другие, и гораздо более сложные и трудные. Но если Образ Владыки живет в сердце, разве можем мы беспокоиться о завтрашнем дне? Самое худшее в представлении людском иногда является нашим спасением и ступенью к новым возможностям. Истинно, если служение наше бескорыстно, то волос не упадет с головы нашей без ведома Великого Владыки. Бескорыстное служение, сердечная преданность и признательность ткут прочную нить, по которой все нужное приходит.

Упоминаемая Вами г-жа Кульбитс написала мне письмо, копию которого, так же как и мой ответ, прилагаю для Вашего осведомления. Возможно, что Вы правы, и она поселилась около Вас с некоторою целью. Но на свете много путей, зачем всем толпиться на одной тропе!

Сейчас Владимир Анатольевич просмотрел имеющиеся у нас копии журнала «Урусвати» и говорит, что номер 1-й весь разошелся, потому посылаем Вам два следующих. Также прилагаю исправленную копию «Агни Йоги» и две брошюры о Н.К. – одну Вам, другую для Общества. Посылаем обычной почтой. Также я получила Вашу речь о Н.К. на открытии Общества. Очень одобряю ее и с признательностью принимаю это приношение сердца Вашего.

Обычной почтой пошлю несколько страниц Учения.

Прилагаю веточки моего любимого растения, посвященного Богу Вишну. Эта трава считается здесь наиболее священной. Называется она здесь «Тульей», или «Вишну-приа». Она употребляется при наиболее священных обрядах.

Кажется, приходится мне послать Вам свою карточку. Должна сказать, что я никогда не снимаюсь и потому у меня имеется лишь любительская, случайно снятая моим мужем, и то уже одиннадцать лет тому назад, когда мне было 45 лет. Фотография не очень похожа, но другой у меня нет.

Так, родная Надежда Павловна, мужественно будем встречать неизбежные тяготы и питать дух свой общением с ищущими Света. События назревают, можно ожидать много перемен. Но если мы служим великому Свету, то самая губительная волна может лишь вознести нас. Так, в полном доверии к Руке Водящей будем творить свое светлое дело.

Шлю Вам всю силу духа и радость сердца трудам Вашим.

 


Примечания



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно