24.12.1938 Рихард Рудзитис Елене и Николаю Рерих
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Информация о письме |
---|
|
Рихард Рудзитис Елене и Николаю Рерих
Рига, 24 дек. 1938г.
вечером
Дорогие Елена Ивановна и Николай Константинович!
Пишу Вам, и сердце полно-переполнено светом. Вечер у Рождественской ёлки у нас всегда был одним из наших вечеров священного напряжения и духовного единения. Чувствовал взаимное дружелюбие, чувствовал любовь, чувствовал горение сердец, всё это – моя радость. Вечер открыл Якобсон музыкальной пьесой, потом Драудзинь прочла молитвы из Учения, Аринь – места из Евангелия от Иоанна, Ведринская – Звезду и другие легенды из Криптограмм Востока, потом прочёл я свою Весть Любви («В начале была Любовь...»), Макаров прочёл стихотворение, посвящённое Владыке, и, наконец, Валковский – свой сердечный очерк о значении Праздника Света, прочёл также приветствия от Юлии Доминиковны и Надежды Павловны. В самом конце трём членам мы передали Портреты. Эта традиция, как я уже когда-то писал Елене Ивановне, у нас установлена Феликсом Денисовичем, но теперь эту, как и другие традиции, мы начинаем переносить главным образом на 24 Марта.
На пороге Нового года приношу Вам всю свою преданность, и любовь, и благодарность за всё-всё Великое, что Вы даёте нам и всем. Моё существенное желание, чтобы мы стали достойными Доверия, чтобы мы жили в сотрудничестве и единении сердец.
Много мы думали о том, что скоро Учение Жизни спустится с гор. Письма уже первый знак этого. Живая Этика станет также достоянием многих сердец. Раздумывали, если спросят официально об источнике книг Живой Этики, поймут ли. Если, например, придётся беседовать с Главой[1], возможно, что придётся коснуться и автора книг. Не знаю, не придётся ли сказать также об Урусвати[1]. Возможно, что придётся делать письменное обращение к Главе. Много думали о том, как примет и как поймёт. Вспоминали о Карле Ивановиче. Не легко будет найти «золотую середину».
Рад, что Н.К. готов написать письмо к Главе. Чую, что приходит это время. Если решим, то пошлю Вам телеграмму, пусть тогда напишет прямо и по-английски. Чую, что вопрос Общества считают столь важным, что будет обсуждаться и решаться свыше (в кабинете). 28 декабря пойдём снова к директору Янсону. Тогда и решим, как поступать. Чую, что вторично даны негативные отзывы об Обществе. Но знаю, что всё это основано лишь на недоразумении или непонимании. Ибо, с другой стороны, все шесть вице-председателей Камеры литературы и художеств, напротив, наши друзья и даже благожелательны. Четверо из них подписали меморандум. Заместитель председателя Рапа даже на днях выразился о нашем Обществе как об Обществе культурных идеалистов. Так, пришло время нам доказать и убедить, что мы поистине идеалисты и что мы мечтаем о продвижении духовной культуры Латвии и желаем ей и человечеству принести свои лучшие силы. Должны же мы сломить предрассудки, рассеять более чем странную фантазию – если бы пришли в музей и познакомились ближе с деятельностью Общества, многое бы само собою рассеялось.
Фёдор Антонович снова говорил с министром. Тот выслушал его доводы против «отзывов» и обещал говорить снова с министром общественных дел. Директор Янсон кого‑то снова уверял, что, невзирая на отзывы, Общество будет перерегистрировано. Ведь он лучше других знает наше Общество. На этой неделе и многое разрешится.
Наш Стребейко послал Е.И. свои выписки из Учения о Матери Агни-Йоги. Выписки сделал в 3 экземплярах, остальные хранятся в архиве.
О группе г-жи Плаудис мне рассказала особа, состоящая в Обществе Дикмана, следующее. При Центре Йоги в Латвии существует кружок Свами Шивананда Сарасвати, в сущности, женская секция, одной из руководительниц которой является упомянутая г-жа Плаудис. Последняя славится тем, что у неё «тяжёлый котелок», но не обладает ни способностью выступления с речью, ни писания. Упомянутую статью вряд ли она сама написала. Статья эта – самореклама, моя знакомая тоже видела её. Также большая часть других дам секции невысокого уровня. Секция существует независимо от Центра. Таково мнение моей знакомой, которая вместе со мной служит в библиотеке. Сама она от Маздазданы перешла к Дикману. Каждое утро целый час занимается пранаямой и другими упражнениями. Я не мог её разубедить. Вегетарианство довела даже до культа. Она полагает, что титул «Шри» Дикману дал редактор журнала. Прямой учитель Дикмана Свами Йогананда. Он переписывается также с учеником Шри Рамани Махарши. На латышском языке вышла книга последнего Upadesa Saram (?). Центр Йогов как будто ещё не перерегистрирован, но Общество антропософов перерегистрировано, Общество же психических исследований ликвидировано.
Мадревичу в конце концов мы должны были отказать в нашем финансовом ручательстве за его концерт 26 марта, о котором мы Вам писали. Мы навели справки и разузнали о его небрежности к своим коллегам в финансовых вопросах и пр., так что всё это лишало нас доверия к успешности концерта. Всё же Мадревич человек хороший, и надеюсь, что как-нибудь удастся повлиять на него.
Ивану Георгиевичу удалось поместить в газету Для всех статью об иконах с репродукциями. Обещали поместить и в других номерах. Вам послан рождественский номер.
Я уже писал о статье в Словаре, что первую, умаляющую половину написала художница, представительница группы, относящейся негативно как к Н.К., так и к Обществу, хотя свою вражду нигде открыто не высказала. Лишь раз Скулме в одной статье подчеркнул, что Н.К. – «обрусевший латыш». Такие толки я слышал и от двух других художников. Вторую половину статьи в Словаре написал доцент Леинь, наш друг. Он недавно выразил удивление, что в конце своей статьи как в манускрипте, так и в корректуре он упомянул о моей латышской книге о Н.К., но оба раза редактор вычеркнул.
Первую посылку архива советую послать на имя Ивана Георгиевича на адрес фабрики.
Сердечный привет от моей супруги и её искренняя благодарность за присланные приветствия.
Шлю Вам мои самые светлые мысли.
Искренне Ваш,
Р. Рудзитис
Если Владимир Анатольевич ещё не выслал, то очень прошу выслать нам срочно запрошенную Карлом Оттоновичем бумагу на имя Гаральда Феликсовича.
_______
Примечания