26.05.1934 Е.И.Рерих А.И.Клизовскому

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Wikipedia python library)
 
(1 промежуточная версия не показана)
Строка 1: Строка 1:
-
<p class=a0 style='page-break-after:avoid'>Е.И.Рерих –
+
{{LetterInfo|Е.И.Рерих|А.И.Клизовскому|26.05.1934|МЦР, 2000||}}<p>Е.И.Рерих –
А.И.Клизовскому</p>
А.И.Клизовскому</p>
-
<p class=MsoDate style="text-align: right; font-weight: bold;" style='page-break-after:avoid'><span
+
<p style='page-break-after:avoid' style="text-align: right; font-weight: bold;">26 мая 1934 г.<br>
-
style='mso-no-proof:yes'>26 мая 1934 г.<br>
+
«Урусвати»</p>
-
«Урусвати»</span><span style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Многоуважаемый Александр Иванович, отсылаю Вам седьмую
-
style='mso-no-proof:yes'>Многоуважаемый Александр Иванович, отсылаю Вам седьмую
+
главу Вашей книги. Продолжаю читать ее с неослабным интересом. Прилагаю
главу Вашей книги. Продолжаю читать ее с неослабным интересом. Прилагаю
-
несколько мыслей и советов.</span></p>
+
несколько мыслей и советов.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">1. Идея Единоначалия, или Единства в Космосе, была
-
style='mso-no-proof:yes'>1. Идея Единоначалия, или Единства в Космосе, была
+
дана человечеству от самых ранних времен в «Первоначальном Откровении», память
дана человечеству от самых ранних времен в «Первоначальном Откровении», память
о котором хранится и запечатлена в сокровенных традициях, изображениях и
о котором хранится и запечатлена в сокровенных традициях, изображениях и
-
писаниях всех древнейших народов.</span></p>
+
писаниях всех древнейших народов.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">2. Во все древнейшие времена (и даже поныне) среди
-
style='mso-no-proof:yes'>2. Во все древнейшие времена (и даже поныне) среди
+
всех народов всегда существовали два вида религии – одна для Посвященных,
всех народов всегда существовали два вида религии – одна для Посвященных,
другая для народных масс. Иначе говоря, одна эзотерическая, другая
другая для народных масс. Иначе говоря, одна эзотерическая, другая
экзотерическая. И это вполне понятно, принимая во внимание, что представляли из
экзотерическая. И это вполне понятно, принимая во внимание, что представляли из
-
себя в те времена народные массы.</span></p>
+
себя в те времена народные массы.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">3. Для Посвященных все боги были лишь олицетворением
-
style='mso-no-proof:yes'>3. Для Посвященных все боги были лишь олицетворением
+
разных космических сил, отсюда и странные иногда аспекты этих богов, вплоть до
разных космических сил, отсюда и странные иногда аспекты этих богов, вплоть до
-
животных символов.</span></p>
+
животных символов.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">4. Моисей был воистину великим Вождем, и Вы правильно
-
style='mso-no-proof:yes'>4. Моисей был воистину великим Вождем, и Вы правильно
+
отмечаете, что он явился творцом народа израильского, но не идеи Единобожия, <i>которая
отмечаете, что он явился творцом народа израильского, но не идеи Единобожия, <i>которая
существовала от древнейших времен.</i> Потому утверждение, что «народ еврейский
существовала от древнейших времен.</i> Потому утверждение, что «народ еврейский
Строка 40: Строка 34:
руководящее начало или Божество для еврейского народа. Вспомним, на какой
руководящее начало или Божество для еврейского народа. Вспомним, на какой
высоте стояла наука о светилах в древнем Египте. Иегова был связан с Сатурном,
высоте стояла наука о светилах в древнем Египте. Иегова был связан с Сатурном,
-
и народ израильский, как отдельная нация, зародился под этим светилом.</span></p>
+
и народ израильский, как отдельная нация, зародился под этим светилом.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">И хотя идея Единобожия подчеркнута в экзотерической
-
style='mso-no-proof:yes'>И хотя идея Единобожия подчеркнута в экзотерической
+
религии евреев, но их сокровенный Пантеон так же многочислен, как и Пантеоны
религии евреев, но их сокровенный Пантеон так же многочислен, как и Пантеоны
других народов, включая и христиан: Иерархия Сил, Лестница Иакова, а также все
других народов, включая и христиан: Иерархия Сил, Лестница Иакова, а также все
-
Планетные Духи, которых почитает католическая церковь.</span></p>
+
Планетные Духи, которых почитает католическая церковь.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">5. <i>Моисей был евреем.</i> И все измышления о его
-
style='mso-no-proof:yes'>5. <i>Моисей был евреем.</i> И все измышления о его
+
египетском происхождении есть величайшее заблуждение. Даже с чисто
египетском происхождении есть величайшее заблуждение. Даже с чисто
психологической точки зрения такое измышление не выдерживает никакой критики.
психологической точки зрения такое измышление не выдерживает никакой критики.
Весь ход, все развитие Моисеевой эпопеи решительно противоречит этому
Весь ход, все развитие Моисеевой эпопеи решительно противоречит этому
-
измышлению.</span></p>
+
измышлению.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Существует еще более гнусная выдумка относительно
-
style='mso-no-proof:yes'>Существует еще более гнусная выдумка относительно
+
Христа. В своем желании отделить Христа от ненавистного<b> </b>им еврейского
Христа. В своем желании отделить Христа от ненавистного<b> </b>им еврейского
народа некоторые «последователи» Христа не останавливаются даже перед такой
народа некоторые «последователи» Христа не останавливаются даже перед такой
гнусностью, как приписать рождение своего «Бога» случайному совокуплению
гнусностью, как приписать рождение своего «Бога» случайному совокуплению
Пресвятой Марии с беглым римским солдатом!!! И этим объясняют русые волосы и
Пресвятой Марии с беглым римским солдатом!!! И этим объясняют русые волосы и
-
синие глаза Христа! Куда же идти дальше!!!</span></p>
+
синие глаза Христа! Куда же идти дальше!!!</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">6. Моисей был в полном смысле Вождем и Законодателем,
-
style='mso-no-proof:yes'>6. Моисей был в полном смысле Вождем и Законодателем,
+
и на нем лежала тяжкая задача создать народ из кочевого племени, находившегося
и на нем лежала тяжкая задача создать народ из кочевого племени, находившегося
в долгом рабстве и в силу этого усвоившего многие отрицательные черты, и
в долгом рабстве и в силу этого усвоившего многие отрицательные черты, и
Строка 72: Строка 62:
многих отношениях они справедливее и милосерднее законов, ныне существующих. И
многих отношениях они справедливее и милосерднее законов, ныне существующих. И
не нам, в наш век ужасов, жестокости, разрушительного эгоизма, самых страшных
не нам, в наш век ужасов, жестокости, разрушительного эгоизма, самых страшных
-
преступлений и растлений говорить о жестокостях законов Моисея.</span></p>
+
преступлений и растлений говорить о жестокостях законов Моисея.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Кроме того, назовете ли Вы уничтожение диких зверей,
-
style='mso-no-proof:yes'>Кроме того, назовете ли Вы уничтожение диких зверей,
+
угрожающих пожрать всех домашних животных, жестокостью, мстительностью,
угрожающих пожрать всех домашних животных, жестокостью, мстительностью,
непримиримостью и т.д.? А среди выведенных из Египта представителей
непримиримостью и т.д.? А среди выведенных из Египта представителей
Строка 82: Строка 71:
который мог бы стать семенем будущего народа израильского. Отсюда и суровость
который мог бы стать семенем будущего народа израильского. Отсюда и суровость
ради справедливости и милосердия. Суровость и милосердие в основе своей одно
ради справедливости и милосердия. Суровость и милосердие в основе своей одно
-
понятие.</span></p>
+
понятие.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">7. Также относительно пресловутого изречения – «Око за
-
style='mso-no-proof:yes'>7. Также относительно пресловутого изречения – «Око за
+
око и зуб за зуб», выставляемого всегда как образец мстительности, не кажется
око и зуб за зуб», выставляемого всегда как образец мстительности, не кажется
ли Вам, что это изречение относится именно к непреложному закону кармы? И если
ли Вам, что это изречение относится именно к непреложному закону кармы? И если
Строка 94: Строка 82:
то этот закон, выраженный устами Христа, будет много суровее закона Моисея,
то этот закон, выраженный устами Христа, будет много суровее закона Моисея,
если не принять и его в том же смысле непреложного закона кармы. Потому явим
если не принять и его в том же смысле непреложного закона кармы. Потому явим
-
справедливость.</span></p>
+
справедливость.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Также в той же главе, стих 17-18, Христос говорит: «Не
-
style='mso-no-proof:yes'>Также в той же главе, стих 17-18, Христос говорит: «Не
+
думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков, не нарушить пришел<b> </b>Я<b>,
думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков, не нарушить пришел<b> </b>Я<b>,
</b>но исполнить. Ибо, истинно, говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни
</b>но исполнить. Ибо, истинно, говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни
Строка 106: Строка 93:
в правую щеку, обрати к нему и другую...» – можно отнести к некоторой
в правую щеку, обрати к нему и другую...» – можно отнести к некоторой
неполности в передаче мысли, ибо это утверждение, несомненно, тоже имеет
неполности в передаче мысли, ибо это утверждение, несомненно, тоже имеет
-
отношение к закону кармы (объясню ниже).</span></p>
+
отношение к закону кармы (объясню ниже).</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Представим себе положение, в котором очутился бы
-
style='mso-no-proof:yes'>Представим себе положение, в котором очутился бы
+
Моисей, если бы он не стал противиться злому и предоставил бы худшему и грубейшему
Моисей, если бы он не стал противиться злому и предоставил бы худшему и грубейшему
элементу растлить и уничтожить всех лучших, могущих воспринять основы
элементу растлить и уничтожить всех лучших, могущих воспринять основы
Строка 117: Строка 103:
основание строительства. Во всех Учениях древности мы видим утверждение
основание строительства. Во всех Учениях древности мы видим утверждение
действенного противления злу. Так и известный мудрец Китая, законодатель
действенного противления злу. Так и известный мудрец Китая, законодатель
-
Конфуций говорил: «За добро – добро, а за зло по справедливости».</span></p>
+
Конфуций говорил: «За добро – добро, а за зло по справедливости».</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">В Космосе существует извечная борьба проявленного с
-
style='mso-no-proof:yes'>В Космосе существует извечная борьба проявленного с
+
непроявленным хаосом. Борьба Сил Света с силами Тьмы. Да и сам Христос
непроявленным хаосом. Борьба Сил Света с силами Тьмы. Да и сам Христос
действенно восставал против зла, если верить Евангелию. Вспомним изгнание Им
действенно восставал против зла, если верить Евангелию. Вспомним изгнание Им
Строка 144: Строка 129:
отмщение и аз воздам». Именно Апостол Павел приводит это изречение в своем
отмщение и аз воздам». Именно Апостол Павел приводит это изречение в своем
Послании к Римлянам. Опять мы видим, что Христос пришел не нарушить закон, но
Послании к Римлянам. Опять мы видим, что Христос пришел не нарушить закон, но
-
исполнить.</span></p>
+
исполнить.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Помимо всего, мы не знаем в точности и во всей полноте
-
style='mso-no-proof:yes'>Помимо всего, мы не знаем в точности и во всей полноте
+
законов Моисея. Ведь вся Библия перестроена, уже не говоря о многих неточностях
законов Моисея. Ведь вся Библия перестроена, уже не говоря о многих неточностях
и пропусках в переводе. Да что говорить о Ветхом Завете, посмотрите, как
и пропусках в переводе. Да что говорить о Ветхом Завете, посмотрите, как
разнятся между собою хотя бы английская и русская версии Нового Завета. При
разнятся между собою хотя бы английская и русская версии Нового Завета. При
переводе «Тайной Доктрины» на русский язык мне приходится постоянно
переводе «Тайной Доктрины» на русский язык мне приходится постоянно
-
сталкиваться с этими неточностями.</span></p>
+
сталкиваться с этими неточностями.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Каббала, как и все другие религиозные и философские
-
style='mso-no-proof:yes'>Каббала, как и все другие религиозные и философские
+
системы, является отзвуком Сокровенных Учений Востока через Веды, Упанишады,
системы, является отзвуком Сокровенных Учений Востока через Веды, Упанишады,
Орфея, Египет, халдеев, Ассирию и Пифагора и т.д. Во всяком случае, субстратум
Орфея, Египет, халдеев, Ассирию и Пифагора и т.д. Во всяком случае, субстратум
Строка 166: Строка 149:
браки с теми семитическими народностями, с которыми им пришлось столкнуться в
браки с теми семитическими народностями, с которыми им пришлось столкнуться в
странствовании своем. Потому евреи не чистые семиты, но в них течет и арийская
странствовании своем. Потому евреи не чистые семиты, но в них течет и арийская
-
кровь.</span></p>
+
кровь.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">8. «Непринятием Учения Христа евреи исключили себя из
-
style='mso-no-proof:yes'>8. «Непринятием Учения Христа евреи исключили себя из
+
духовной эволюции». Это утверждение следует поставить в связь с другими же
духовной эволюции». Это утверждение следует поставить в связь с другими же
подобными случаями именно в один ряд. Конечно, непринятие очищения древнего
подобными случаями именно в один ряд. Конечно, непринятие очищения древнего
Строка 181: Строка 163:
Доктрины, напитавшей Христа. Только такой последователь вступил в цепь духовной
Доктрины, напитавшей Христа. Только такой последователь вступил в цепь духовной
эволюции. Учение Христа тоже искажено до неузнаваемости, и пришло время
эволюции. Учение Христа тоже искажено до неузнаваемости, и пришло время
-
очищения его. Наступил черед христианскому миру сделать выбор своей кармы.</span></p>
+
очищения его. Наступил черед христианскому миру сделать выбор своей кармы.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">9. (Страница 141). Вы пишете: «В желании сохранить
-
style='mso-no-proof:yes'>9. (Страница 141). Вы пишете: «В желании сохранить
+
свои кастовые преимущества брамины не останавливаются ни перед чем. Зная о
свои кастовые преимущества брамины не останавливаются ни перед чем. Зная о
существовании закона перевоплощения, они его отрицают...» Правильнее было бы
существовании закона перевоплощения, они его отрицают...» Правильнее было бы
Строка 201: Строка 182:
никем, кроме брамина, отсюда их власть. Истинно, брамины сейчас являются
никем, кроме брамина, отсюда их власть. Истинно, брамины сейчас являются
паразитами на больном организме Индии. Будда приносил народам Индии свободу
паразитами на больном организме Индии. Будда приносил народам Индии свободу
-
уничтожением системы каст, но Индия, изгнав буддизм, предпочла рабство.</span></p>
+
уничтожением системы каст, но Индия, изгнав буддизм, предпочла рабство.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">10. (Страница 148). Об Ангелах Хранителях.
-
style='mso-no-proof:yes'>10. (Страница 148). Об Ангелах Хранителях.
+
Действительно, каждый человек имеет своего Ангела Хранителя, но следует
Действительно, каждый человек имеет своего Ангела Хранителя, но следует
понимать его не как какое-то отдельное Существо из Высших сфер, но чаще как наш
понимать его не как какое-то отдельное Существо из Высших сфер, но чаще как наш
собственный дух, нашу высшую триаду или наше истинное индивидуальное Я,
собственный дух, нашу высшую триаду или наше истинное индивидуальное Я,
которое, увы, очень редко может заставить носителя своего прислушаться к своему
которое, увы, очень редко может заставить носителя своего прислушаться к своему
-
голосу. Иногда голос этот определяют как совесть.</span></p>
+
голосу. Иногда голос этот определяют как совесть.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Но, конечно, многие имеют друзей или родственников,
-
style='mso-no-proof:yes'>Но, конечно, многие имеют друзей или родственников,
+
раньше их перешедших за черту, которые иногда вмешиваются в их жизнь, помогая и
раньше их перешедших за черту, которые иногда вмешиваются в их жизнь, помогая и
-
направляя их.</span></p>
+
направляя их.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Истинными Ангелами Хранителями Человечества следует
-
style='mso-no-proof:yes'>Истинными Ангелами Хранителями Человечества следует
+
признать Великих Духов, Иерархию Светлых Сил, Великое Сокровенное Братство,
признать Великих Духов, Иерархию Светлых Сил, Великое Сокровенное Братство,
вечно стоящее на страже человеческих духовных нужд и эволюции. Некоторые из
вечно стоящее на страже человеческих духовных нужд и эволюции. Некоторые из
Строка 223: Строка 201:
Руководителями отдельных личностей, но Луч Их постоянно устремлен в неослабных
Руководителями отдельных личностей, но Луч Их постоянно устремлен в неослабных
поисках новых пробудившихся сознаний и загоревшихся сердцем, чтобы поддержать и
поисках новых пробудившихся сознаний и загоревшихся сердцем, чтобы поддержать и
-
направить их.</span></p>
+
направить их.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Но в наш век, к прискорбию, «Ангелами Хранителями»
-
style='mso-no-proof:yes'>Но в наш век, к прискорбию, «Ангелами Хранителями»
+
большинства стали темные одержатели низших сфер, голос которых легче
большинства стали темные одержатели низших сфер, голос которых легче
воспринимается, ибо он никогда не идет вразрез с нашими земными вожделениями.
воспринимается, ибо он никогда не идет вразрез с нашими земными вожделениями.
-
Но горе допустившим такое приближение!</span></p>
+
Но горе допустившим такое приближение!</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Воспользуйтесь, чем найдете нужным. Приведу Вам
-
style='mso-no-proof:yes'>Воспользуйтесь, чем найдете нужным. Приведу Вам
+
страничку из Учения: «Столько извращений, столько неточностей допущено в
страничку из Учения: «Столько извращений, столько неточностей допущено в
Учениях. Всякое очищение является великим Служением, воистину. Каждое
Учениях. Всякое очищение является великим Служением, воистину. Каждое
Строка 243: Строка 219:
Так напряженное сознание, которое чувствует пульс Космический, передает свое
Так напряженное сознание, которое чувствует пульс Космический, передает свое
биение светлыми мыслями. Истинно велик огненный пульс, явленный огненному
биение светлыми мыслями. Истинно велик огненный пульс, явленный огненному
-
сердцу».</span></p>
+
сердцу».</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Также, если хотите, то прочтите выдержки из моих писем
-
style='mso-no-proof:yes'>Также, если хотите, то прочтите выдержки из моих писем
+
на собрании духовной группы. Я хотела бы, чтобы Вы прочли Рихарду Яковлевичу,
на собрании духовной группы. Я хотела бы, чтобы Вы прочли Рихарду Яковлевичу,
-
особенно выдержки из моего первого письма о Началах.</span></p>
+
особенно выдержки из моего первого письма о Началах.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Пожалуйста, сообщите мне, имеется ли у Вас русский
-
style='mso-no-proof:yes'>Пожалуйста, сообщите мне, имеется ли у Вас русский
+
перевод второй части первого тома «Тайной Доктрины, «Символизм», издательство
перевод второй части первого тома «Тайной Доктрины, «Символизм», издательство
-
«Парабола»? Если нет, я Вам с удовольствием пришлю.</span></p>
+
«Парабола»? Если нет, я Вам с удовольствием пришлю.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Шлю Вам лучшие пожелания к
+
<p>Шлю Вам лучшие пожелания к
-
дальнейшей работе в том же направлении очищения.</span></p>
+
дальнейшей работе в том же направлении очищения.</p>
-
<p class=MsoSignature style='margin-bottom:0cm;margin-bottom:.0001pt'>Всего
+
<p style="margin-bottom:0cm;margin-bottom:.0001pt;">Всего
светлого и радостного, Е.Р.</p>
светлого и радостного, Е.Р.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">&nbsp;</p>
-
style='mso-no-proof:yes'>&nbsp;</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">11. Не рождалась ли у Вас мысль, что такое упорное
-
style='mso-no-proof:yes'>11. Не рождалась ли у Вас мысль, что такое упорное
+
упоминание во всех легендах всех народов о непорочном зачатии Высших Существ
упоминание во всех легендах всех народов о непорочном зачатии Высших Существ
должно иметь какое-то основание? Так оно и есть. И тогда как физическое зачатие
должно иметь какое-то основание? Так оно и есть. И тогда как физическое зачатие
Строка 274: Строка 246:
захотели бы вставить эти слова в Вашу работу, то поместите их в кавычках, ибо они
захотели бы вставить эти слова в Вашу работу, то поместите их в кавычках, ибо они
из моей книги «О Началах», так же как и раньше посланная Вам страница об
из моей книги «О Началах», так же как и раньше посланная Вам страница об
-
андрогинах. Но имени моего не ставьте.)</span></p>
+
андрогинах. Но имени моего не ставьте.)</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">12. Имейте в виду, когда в Учении говорится об
-
style='mso-no-proof:yes'>12. Имейте в виду, когда в Учении говорится об
+
Иерархии и Учителе, то не всегда подразумевается Высший Иерарх или Небожитель,
Иерархии и Учителе, то не всегда подразумевается Высший Иерарх или Небожитель,
но часто именно указывается земной духовный руководитель. Помните, как сказано:
но часто именно указывается земной духовный руководитель. Помните, как сказано:
Строка 294: Строка 265:
заблуждений, в целом ряде ошибочных изложений Учения и в большой задержке в
заблуждений, в целом ряде ошибочных изложений Учения и в большой задержке в
духовном развитии так провинившихся. Указания от Самого Владыки, Океан Учения и
духовном развитии так провинившихся. Указания от Самого Владыки, Океан Учения и
-
все касающееся до сроков и будущего сосредоточено в одних руках.</span></p>
+
все касающееся до сроков и будущего сосредоточено в одних руках.</p>
-
 
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>&nbsp;</span></p>
+
-
 
+
 +
<p>&nbsp;</p>
{{PerevodStroki}}
{{PerevodStroki}}
-
{{LetterPostEdit|25.05.1934 Е.И.Рерих Н.П.Рудниковой|Рерих Е.И. Письма. Том II, Оглавление|31.05.1934 Е.И.Рерих американским сотрудникам}}
+
{{LetterPostEdit|25.05.1934 Е.И.Рерих Н.П.Рудниковой|Рерих Е.И. Письма. Том II, Оглавление|31.05.1934 Е.И.Рерих американским сотрудникам}}
[[Категория:Источники]]
[[Категория:Источники]]

Текущая версия

Информация о письме
  • От кого: Е.И.Рерих
  • Кому : А.И.Клизовскому
  • Дата : 26.05.1934
  • Издание: МЦР, 2000

Е.И.Рерих – А.И.Клизовскому

26 мая 1934 г.
«Урусвати»

Многоуважаемый Александр Иванович, отсылаю Вам седьмую главу Вашей книги. Продолжаю читать ее с неослабным интересом. Прилагаю несколько мыслей и советов.

1. Идея Единоначалия, или Единства в Космосе, была дана человечеству от самых ранних времен в «Первоначальном Откровении», память о котором хранится и запечатлена в сокровенных традициях, изображениях и писаниях всех древнейших народов.

2. Во все древнейшие времена (и даже поныне) среди всех народов всегда существовали два вида религии – одна для Посвященных, другая для народных масс. Иначе говоря, одна эзотерическая, другая экзотерическая. И это вполне понятно, принимая во внимание, что представляли из себя в те времена народные массы.

3. Для Посвященных все боги были лишь олицетворением разных космических сил, отсюда и странные иногда аспекты этих богов, вплоть до животных символов.

4. Моисей был воистину великим Вождем, и Вы правильно отмечаете, что он явился творцом народа израильского, но не идеи Единобожия, которая существовала от древнейших времен. Потому утверждение, что «народ еврейский понес эту идею в мир», не совсем точно. Моисей, будучи учеником египетских жрецов, был посвящен и в тайное знание, в Единство Космоса, Единство в многообразии. И эту идею Единства он утвердил в виде Единоначалия именно в массах, закрепив почитание единого аспекта Божества как Иеговы. Кроме того, существовали другие причины, почему именно был избран образ Иеговы, как руководящее начало или Божество для еврейского народа. Вспомним, на какой высоте стояла наука о светилах в древнем Египте. Иегова был связан с Сатурном, и народ израильский, как отдельная нация, зародился под этим светилом.

И хотя идея Единобожия подчеркнута в экзотерической религии евреев, но их сокровенный Пантеон так же многочислен, как и Пантеоны других народов, включая и христиан: Иерархия Сил, Лестница Иакова, а также все Планетные Духи, которых почитает католическая церковь.

5. Моисей был евреем. И все измышления о его египетском происхождении есть величайшее заблуждение. Даже с чисто психологической точки зрения такое измышление не выдерживает никакой критики. Весь ход, все развитие Моисеевой эпопеи решительно противоречит этому измышлению.

Существует еще более гнусная выдумка относительно Христа. В своем желании отделить Христа от ненавистного им еврейского народа некоторые «последователи» Христа не останавливаются даже перед такой гнусностью, как приписать рождение своего «Бога» случайному совокуплению Пресвятой Марии с беглым римским солдатом!!! И этим объясняют русые волосы и синие глаза Христа! Куда же идти дальше!!!

6. Моисей был в полном смысле Вождем и Законодателем, и на нем лежала тяжкая задача создать народ из кочевого племени, находившегося в долгом рабстве и в силу этого усвоившего многие отрицательные черты, и заложить в нем основы порядка, строительства и государственности. Все намеки на жестокость и мстительность установленных им законов неосновательны. Ибо, просматривая их непредубежденным умом, изумляешься их мудрости и милосердию. Во многих отношениях они справедливее и милосерднее законов, ныне существующих. И не нам, в наш век ужасов, жестокости, разрушительного эгоизма, самых страшных преступлений и растлений говорить о жестокостях законов Моисея.

Кроме того, назовете ли Вы уничтожение диких зверей, угрожающих пожрать всех домашних животных, жестокостью, мстительностью, непримиримостью и т.д.? А среди выведенных из Египта представителей израильского народа немало было, по свидетельству самой Библии, именно таких необузданных звероподобных, и Вождю нужно было спасти от них лучший элемент, который мог бы стать семенем будущего народа израильского. Отсюда и суровость ради справедливости и милосердия. Суровость и милосердие в основе своей одно понятие.

7. Также относительно пресловутого изречения – «Око за око и зуб за зуб», выставляемого всегда как образец мстительности, не кажется ли Вам, что это изречение относится именно к непреложному закону кармы? И если мы прочтем следующие слова Христа (Матфея 5, 21): «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему «рака», подлежит синедриону, а кто скажет «безумец», подлежит геенне огненной», то этот закон, выраженный устами Христа, будет много суровее закона Моисея, если не принять и его в том же смысле непреложного закона кармы. Потому явим справедливость.

Также в той же главе, стих 17-18, Христос говорит: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков, не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо, истинно, говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или черта не прейдет из закона, пока не исполнится все». А евреи, как мы знаем, жили законами Моисея. Некоторую кажущуюся непоследовательность дальнейшего утверждения в той же главе, стих 38-39: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб, а Я говорю вам: не противься злому, но кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую...» – можно отнести к некоторой неполности в передаче мысли, ибо это утверждение, несомненно, тоже имеет отношение к закону кармы (объясню ниже).

Представим себе положение, в котором очутился бы Моисей, если бы он не стал противиться злому и предоставил бы худшему и грубейшему элементу растлить и уничтожить всех лучших, могущих воспринять основы нравственности и порядка. Что стало бы с его заданием? На его обязанности Вождя и земного Законодателя лежала защита и ограждение вверившегося ему народа и нарождающегося порядка, и потому противление злу должно было быть положено в основание строительства. Во всех Учениях древности мы видим утверждение действенного противления злу. Так и известный мудрец Китая, законодатель Конфуций говорил: «За добро – добро, а за зло по справедливости».

В Космосе существует извечная борьба проявленного с непроявленным хаосом. Борьба Сил Света с силами Тьмы. Да и сам Христос действенно восставал против зла, если верить Евангелию. Вспомним изгнание Им торгашей из храма и все Его суровые обличения фарисеев и книжников. Будем ли мы упрекать Его в противоречии самому себе? Если прочесть опять-таки без предубеждения слова, приписываемые Христу, то мы увидим Учение, суровое в милосердии своем. Потому слова «не противься злому, но кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую...» я рассматриваю с точки зрения закона кармы. Если сам по себе закон кармы непреложен (именно око за око и зуб за зуб), то сами мы не должны брать на себя выполнение этого закона, ибо иначе мы не выйдем из заколдованного круга кармы. Мы должны именно «прощать нашим врагам...», ибо кто из нас может знать, что удар, полученный им, не есть заслуженный обратный удар кармы? И возвращая этот удар с местью в сердце, мы тем самым не исчерпываем карму, но продолжаем ее и даже усиливаем ее в тяжком направлении для нас. Кроме того, прощая врагам, мы не будем увеличивать количество зла в пространстве и сами сделаем себя непроницаемыми для многих ударов. В том же духе нужно понять и слова «любите врагов ваших» и т.д. Но противиться злу мы должны, если не хотим, чтобы нас затопила волна зла. Есть много способов противиться злу, и прежде всего силами духа, и, конечно, отпор врагу, нанесенный без злобы в сердце, оккультно во сто крат мощнее. Все эти утверждения Христа свидетельствуют, что Он был Посвященным и знал силу обратного удара. В том же смысле следует понимать и сказанное в Книге Второзаконие (книга Моисея): «Мне отмщение и аз воздам». Именно Апостол Павел приводит это изречение в своем Послании к Римлянам. Опять мы видим, что Христос пришел не нарушить закон, но исполнить.

Помимо всего, мы не знаем в точности и во всей полноте законов Моисея. Ведь вся Библия перестроена, уже не говоря о многих неточностях и пропусках в переводе. Да что говорить о Ветхом Завете, посмотрите, как разнятся между собою хотя бы английская и русская версии Нового Завета. При переводе «Тайной Доктрины» на русский язык мне приходится постоянно сталкиваться с этими неточностями.

Каббала, как и все другие религиозные и философские системы, является отзвуком Сокровенных Учений Востока через Веды, Упанишады, Орфея, Египет, халдеев, Ассирию и Пифагора и т.д. Во всяком случае, субстратум ее тождествен со всеми другими системами. Основы Каббалы именно следует отнести к самым древним временам. В «Тайной Доктрине» Блаватской указывается, что евреи заимствовали свои представления о Космогонии из Индии, от халдеев и египтян. Потому и Моисей, как еврей и ученик египетских жрецов, должен был знать о законе кармы. Также в той же «Тайной Доктрине» указывается, что еврейский народ – выходцы из Индии. Одно из низших племен вышло из Индии и смешалось через браки с теми семитическими народностями, с которыми им пришлось столкнуться в странствовании своем. Потому евреи не чистые семиты, но в них течет и арийская кровь.

8. «Непринятием Учения Христа евреи исключили себя из духовной эволюции». Это утверждение следует поставить в связь с другими же подобными случаями именно в один ряд. Конечно, непринятие очищения древнего Учения, которое им приносил Христос, и допущенное убийство и преследование Его учеников тяжко повлияли на карму еврейского народа, точно так же как и преследование последователей Будды и изгнание буддизма из Индии браминами породило печальную карму Индии. Именно это утверждение в такой же мере сейчас должно относиться и к христианскому миру. Словесное признание и исповедание Христа – одно, но принятие сердцем и истинное следование Христу – совершенно другое. Истинный последователь Христа тот, кто признал Основы Всемирной Доктрины, напитавшей Христа. Только такой последователь вступил в цепь духовной эволюции. Учение Христа тоже искажено до неузнаваемости, и пришло время очищения его. Наступил черед христианскому миру сделать выбор своей кармы.

9. (Страница 141). Вы пишете: «В желании сохранить свои кастовые преимущества брамины не останавливаются ни перед чем. Зная о существовании закона перевоплощения, они его отрицают...» Правильнее было бы сказать: в желании сохранить свои кастовые преимущества брамины в невежественных общинах или селениях не останавливаются ни перед чем. Они внедряют и пользуются самыми ужасными суевериями, запугивая ими невежественные массы для своего укрепления; и в этом конгломерате суеверий и ритуалов, утративших свое первоначальное значение, с трудом можно уловить искры когда-то великого знания. Но они не отрицают закона перевоплощения и не боятся его, ибо, по их убеждению, брамин, как «дважды рожденный», не может родиться в низшей касте. В древние времена «дважды рожденный» означало духовное рождение, Посвящение, но потом этот титул стал вообще принадлежностью каждого брамина. Сейчас же за деньги они дают это посвящение, выродившееся в известный ритуал, каждому без различия касты. Действительно, засилье их страшно и заключается именно в прерогативах их касты. Ибо самые насущные функции жизни не могут совершаться никем, кроме брамина, отсюда их власть. Истинно, брамины сейчас являются паразитами на больном организме Индии. Будда приносил народам Индии свободу уничтожением системы каст, но Индия, изгнав буддизм, предпочла рабство.

10. (Страница 148). Об Ангелах Хранителях. Действительно, каждый человек имеет своего Ангела Хранителя, но следует понимать его не как какое-то отдельное Существо из Высших сфер, но чаще как наш собственный дух, нашу высшую триаду или наше истинное индивидуальное Я, которое, увы, очень редко может заставить носителя своего прислушаться к своему голосу. Иногда голос этот определяют как совесть.

Но, конечно, многие имеют друзей или родственников, раньше их перешедших за черту, которые иногда вмешиваются в их жизнь, помогая и направляя их.

Истинными Ангелами Хранителями Человечества следует признать Великих Духов, Иерархию Светлых Сил, Великое Сокровенное Братство, вечно стоящее на страже человеческих духовных нужд и эволюции. Некоторые из этих Ангелов Хранителей, конечно, в редчайших случаях, становятся Руководителями отдельных личностей, но Луч Их постоянно устремлен в неослабных поисках новых пробудившихся сознаний и загоревшихся сердцем, чтобы поддержать и направить их.

Но в наш век, к прискорбию, «Ангелами Хранителями» большинства стали темные одержатели низших сфер, голос которых легче воспринимается, ибо он никогда не идет вразрез с нашими земными вожделениями. Но горе допустившим такое приближение!

Воспользуйтесь, чем найдете нужным. Приведу Вам страничку из Учения: «Столько извращений, столько неточностей допущено в Учениях. Всякое очищение является великим Служением, воистину. Каждое устремление обновить Истину, как она дана человечеству, есть огненное Служение. Трудно представить себе, насколько затуманены умы различными злотолкованиями. Каждый человек напряжен в искании новых толкований, удаляясь все больше и больше от Истины. Расчленение так ярко утверждается в религиях, в науке и во всем творчестве. Каждый Мир имеет свое соответствие с другим Миром. Каждая Истина исходит от другой Истины. Только открытому сердцу открывается Истина. Так напряженное сознание, которое чувствует пульс Космический, передает свое биение светлыми мыслями. Истинно велик огненный пульс, явленный огненному сердцу».

Также, если хотите, то прочтите выдержки из моих писем на собрании духовной группы. Я хотела бы, чтобы Вы прочли Рихарду Яковлевичу, особенно выдержки из моего первого письма о Началах.

Пожалуйста, сообщите мне, имеется ли у Вас русский перевод второй части первого тома «Тайной Доктрины, «Символизм», издательство «Парабола»? Если нет, я Вам с удовольствием пришлю.

Шлю Вам лучшие пожелания к дальнейшей работе в том же направлении очищения.

Всего светлого и радостного, Е.Р.

 

11. Не рождалась ли у Вас мысль, что такое упорное упоминание во всех легендах всех народов о непорочном зачатии Высших Существ должно иметь какое-то основание? Так оно и есть. И тогда как физическое зачатие и рождение, конечно, не могут уклониться от установленных природою законов, то духовное зачатие может подлежать другому, высшему закону. Потому оккультно непорочное зачатие является великой Космической Тайной. Дать полное объяснение этому оккультному закону я еще не имею разрешения. (Но если Вы захотели бы вставить эти слова в Вашу работу, то поместите их в кавычках, ибо они из моей книги «О Началах», так же как и раньше посланная Вам страница об андрогинах. Но имени моего не ставьте.)

12. Имейте в виду, когда в Учении говорится об Иерархии и Учителе, то не всегда подразумевается Высший Иерарх или Небожитель, но часто именно указывается земной духовный руководитель. Помните, как сказано: «Имейте каждый Учителя на Земле». Именно земного учителя, который может явиться звеном с Иерархией Высших Сил. Между прочим, этот закон иерархический особенно трудно воспринимался и воспринимается нашими современниками. Но Великие Учителя особенно настаивают на нем. И Они твердо, неуклонно устанавливают Иерархию среди своих учеников. Никто не может перешагнуть через поставленного Старшим Самим Владыкой. Во времена Блаватской мало кто признавал ее авторитет в вопросах Учения. И даже те, кто принимали вначале, как только начинали получать благодаря ее посредству хотя бы изредка указания от Самого Владыки, сейчас же начинали пренебрегать советами и указаниями, идущими от нее. Это и было камнем преткновения для многих, в этом заключалась вся драма Теософского Общества. Ибо, как я уже сказала, Великие Учителя непоколебимы в своих Иерархических постановлениях. И результат таких пренебрежений сказался в массе огорчений и заблуждений, в целом ряде ошибочных изложений Учения и в большой задержке в духовном развитии так провинившихся. Указания от Самого Владыки, Океан Учения и все касающееся до сроков и будущего сосредоточено в одних руках.

 



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно