27.11.1937 (Письма Е.И.Рерих А.М.Асееву т.1)
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Информация о письме |
---|
|
27.XI.37
Дорогой Александр Михайлович, отвечаю на два Ваших письма от 1 и 28 октября. Приводимая Вам[и] выдержка из письма А[лександра] И[вановича] К[лизовского] весьма огорчила меня. Рихард Як[овлевич] пользуется нашим полным доверием уже потому, что он был назван Вел[иким] Вл[адыкой] духовным наследником Фел[икса] Денисовича. Будучи весьма культурным человеком и тонким поэтом, Рих[ард] Як[овлевич] обладает и многими качествами, необходимыми на пути Служения, и одним из редчайших – именно умением охранить доверенное, при житейском такте. Все мероприятия Рих. Як. получали Одобрение, ибо они были продиктованы пониманием времени и обстоятельств и свидетельствовали о его неусыпном дозоре. Также Валк. – человек очень преданный Учению Жизни и за последние года, даже по отзыву Карла Иван[овича], сильно продвинувшийся в своем развитии. Большинство членов Правления работает в полном согласии, и мы от всего сердца приветствуем все укрепляющееся иерархическое начало Рих[арда] Як[овлевича]. Вероятно, Вы знаете, что он заикается, и это малое физическое затруднение делает его застенчивым и принуждает иногда передавать голос Валк. Справедливости ради следует отметить, что за время председательства Р[ихарда] Як[овлевича] Общество проявило необычную деятельность и подняло большое дело. Каждое предложение, каждая мера и соображение, высказываемые Р[ихардом] Як[овлевичем], всегда обоснованы и доказывают понимание им принятой на себя ответственности.
А[лександр] И[ванович] – добрейший человек и слишком доверчивый, отсюда его не всегда правильная оценка людей и обстоятельств. Имею примеры, когда ему приходилось брать свои слова обратно, ибо лица, за которых он ходатайствовал, по расследовании оказывались недостойными. Впрочем, надо отдать ему справедливость, что каждый раз он имел редкое благородство признаться в своей ошибке. Кроме того, он большой патриот и особенно чувствителен к проявлению патриотизма со стороны некоторых чл[енов] Общества. Но в этом отношении нужно уметь проявлять терпимость и помнить, что наши рижские друзья доказали свое великодушие. Разве не на русск[ом] яз[ыке] издают они книги? Разве не русск[ое] имя почитается ими? Разве не 90 проц[ентов] всех выступлений происходят на р[усском] яз[ыке]? Так явим справедливость.
Именно соотношение сил в Р[ижском] Общ[естве] нам известно, и мы желаем одного, – чтобы иерархическое начало Р[ихарда] Як[овлевича] было принято и нашими соотечественниками. Неоднократно я имела радость переслать Р[ихарду] Як[овлевичу] Слова Одобрения и знаки Доверия.
Указ о проведении полного единения среди ближайших сотрудников и понимание основ иерархии должен быть соблюден. Иначе невозможно считать себя на Вел[иком] Служении.
Теперь другое. Н.К. очень сожалеет, что ему не пришлось увидать предварительно, как составилась статья об экспедиции. Он предполагал, что пойдет статья Грамматч[икова], которую он знал. Если бы он думал, что пойдет лишь вновь составленная из газет статья, то, конечно, он предпочел бы раньше увидеть ее. Ведь при нагромождении событий многое совершенно отмирает, а другое получает особое значение. Дай Бог, чтобы ничего вредного не произошло! Сейчас каждый нежелательный намек может порождать всякие уродливые явления. Осмотрительность и бережность нужны, как никогда. Н.К. считает - хорошо, что с Вашей стороны переписка с Бат[уриным] окончилась. Жаль, что предположенное Вами Ваше заявление о "Врагах Вселенной"[1] отложилось. Невозможно думать, что нечто исчезает, увы, по получаемым письмам видим, какие махинации происходят в тех краях. Также жаль, что не удалось вместо статьи "Видения" поместить статью "Оттуда"[1]. Но все это в прошлом, устремимся в будущее и проявим во всем сугубую осторожность.
Неужели Вы могли предполагать, что "Прав[ославная] Русь" может искренно и положительно интересоваться Вашим журналом? Не только "Прав[ославная] Русь", но очень многие интересуются подобными изданиями лишь со шпионской, предательской целью. На это нельзя закрывать глаза. Конечно, отвечать пастырям, торгующим Христом, не следует.
И такие мракобесы, как Гроссе, нам известны вполне, так же как и писания их. Не будем вдаваться, кто их инспирирует и откуда их средства, но, во всяком случае, это темные руки. Всем подобным типам, любящим приводить в подтверждение своей правоты евангельские речения, мы можем ответить Словами Самого Христа: "Не всякий, говорящий Мне: "Господи, Господи!", войдет в Царствие Небесное... Многие скажут Мне в тот день: "Господи, Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали и не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили?" И тогда объявлю им: "Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие"".
Кроме Гросса на Дальн[ем] Вост[оке] подвизается на тех же путях и некто Гриднев, именующий себя розенкрейцером.
Думаю, дорогой Ал[ександр] Мих[айлович], что Вам придется на две трети сократить Вашу переписку, ибо зачем питать врагов? Сейчас нужно сохранить силы для противостояния гигантскому натиску сил темных во всем мире, и потому очень советую всякую бережность.
Хорошо, что Вы уклонились от участия в начинаниях магии. Много там всякого неблагополучия. Вообще, с того фронта нет никаких поступлений.
С упомянутой Вами статьей о теософии в журнале "Голос Мирск. Прав. Эп." незнакома, если не обременит, пожалуйста, пришлите.
Будьте мужественны. Цените истинных тружеников Света и не потворствуйте врагам. Каждое непротивление злу уже усиляет его. Помните о грозной Битве и проявите распознавание.
Сердечный привет Вашей милой сестре, знаю, что ей нелегко. Всего
Светлого. Духом с Вами,
Е.Рерих.
Примечания