28.05.1937 Е.И.Рерих Е.А.Зильберсдорфу

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
(1 промежуточная версия не показана)
Строка 1: Строка 1:
-
<p class=a0>Е.И.Рерих – Е.А.Зильберсдорфу</p>
+
{{LetterInfo|Е.И.Рерих|Е.А.Зильберсдорфу|28.05.1937|МЦР, 2003||}}<p>Е.И.Рерих – Е.А.Зильберсдорфу</p>
-
<p class=MsoDate style="text-align: right; font-weight: bold;">28 мая 1937 г.</p>
+
<p style="text-align: right; font-weight: bold;">28 мая 1937 г.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>Дорогой Евгений
+
<p>Дорогой Евгений
Александрович, вчера приступила к чтению Вашей новой книги, которая, не
Александрович, вчера приступила к чтению Вашей новой книги, которая, не
сомневаюсь, будет так же удачна, как и Ваша первая, если и не больше, потому
сомневаюсь, будет так же удачна, как и Ваша первая, если и не больше, потому
Строка 10: Строка 10:
Вашей стране необходимо соблюсти некоторую осторожность при нападках на
Вашей стране необходимо соблюсти некоторую осторожность при нападках на
заблуждения и невежество. Исторические факты налицо, собранные вместе, они
заблуждения и невежество. Исторические факты налицо, собранные вместе, они
-
достаточно ярко<ref><span
+
достаточно ярко<ref> Сверху от руки написано: <i>красочно.</i></ref>
-
style='mso-no-proof:yes'> <span style='color:black'>Сверху от руки написано: <i>красочно.</i></span></span></ref>
+
говорят сами за себя. Приступая к такому труду, следует поставить перед собою
говорят сами за себя. Приступая к такому труду, следует поставить перед собою
Завет Учения: «На пути к Братству нужно отучиться от всякого умаления. Пусть не
Завет Учения: «На пути к Братству нужно отучиться от всякого умаления. Пусть не
-
произойдет вреда хотя бы по неведению»<ref><span
+
произойдет вреда хотя бы по неведению»<ref> Братство, 493.</ref>.
-
style='mso-no-proof:yes'> <span style='color:black'>Братство, 493.</span></span></ref>.
+
Потому, например, я ни в коем случае не поместила бы вступления. Не следует,
Потому, например, я ни в коем случае не поместила бы вступления. Не следует,
чтобы в умах читателей сложилось впечатление, что Вы собираетесь развенчивать
чтобы в умах читателей сложилось впечатление, что Вы собираетесь развенчивать
-
Великого Сына Вечности<ref><span
+
Великого Сына Вечности<ref> Сверху от руки написано: <i>кого-то.</i></ref>
-
style='mso-no-proof:yes'> <span style='color:black'>Сверху от руки написано: <i>кого-то.</i></span></span></ref>
+
или чего-то лишить Его. Наоборот, подчеркните, что Вы стремитесь возвеличить
или чего-то лишить Его. Наоборот, подчеркните, что Вы стремитесь возвеличить
Его Великий Подвиг и вместо Кумира и Идола, отделенного и отторгнутого от
Его Великий Подвиг и вместо Кумира и Идола, отделенного и отторгнутого от
Строка 26: Строка 23:
ибо воистину Он – Богочеловек. Ужасные нарекания обрушатся на Вас за слова: «Я
ибо воистину Он – Богочеловек. Ужасные нарекания обрушатся на Вас за слова: «Я
развенчиваю Тебя, отнимаю от Тебя... я не допускаю и не признаю Тебя вторым
развенчиваю Тебя, отнимаю от Тебя... я не допускаю и не признаю Тебя вторым
-
Лицом Св. Троицы, ибо...»</span><span style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
Лицом Св. Троицы, ибо...»</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>Кто поймет, что
+
<p>Кто поймет, что
Вы развенчиваете не Христа, но грубость земного представления?! В этих словах,
Вы развенчиваете не Христа, но грубость земного представления?! В этих словах,
обращенных к Самому Христу, звучит <i>несоизмеримость. </i>От нас должно
обращенных к Самому Христу, звучит <i>несоизмеримость. </i>От нас должно
Строка 40: Строка 37:
троицы, но, именно, он заключает в себе <i>всю троицу, </i>ибо как иначе понять
троицы, но, именно, он заключает в себе <i>всю троицу, </i>ибо как иначе понять
триаду Атмы, Буддхи и Манаса в нем? Потому можно ли ограничивать Сына Вечности?
триаду Атмы, Буддхи и Манаса в нем? Потому можно ли ограничивать Сына Вечности?
-
Именно человеческое недомыслие церкви сказалось в этом делении Неделимого.</span><span
+
Именно человеческое недомыслие церкви сказалось в этом делении Неделимого.</p>
-
style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>Важно показать в
+
<p>Важно показать в
широких набросках разноголосицу и, в большинстве случаев, невежественность
широких набросках разноголосицу и, в большинстве случаев, невежественность
водителей человеческого сознания и затем на основании всех древнейших учений и
водителей человеческого сознания и затем на основании всех древнейших учений и
новейших достижений в области мысли и науки показать величие древних учений и
новейших достижений в области мысли и науки показать величие древних учений и
всех Провозвестников, среди которых Облик Христа будет сиять особо
всех Провозвестников, среди которых Облик Христа будет сиять особо
-
трогательным, я сказала бы, прекрасно-женственным Светом.</span><span
+
трогательным, я сказала бы, прекрасно-женственным Светом.</p>
-
style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>Теперь прошу
+
<p>Теперь прошу
некоторого терпения, ибо мои замечания будут лишены последовательности; буду
некоторого терпения, ибо мои замечания будут лишены последовательности; буду
делать пометки по мере просматривания Вашей книги, так Вам будет легче найти.
делать пометки по мере просматривания Вашей книги, так Вам будет легче найти.
Может быть, из этих разбросанных намеков что-нибудь и пригодится. Итак,
Может быть, из этих разбросанных намеков что-нибудь и пригодится. Итак,
-
продолжаю.</span><span style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
продолжаю.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>Предисловие
+
<p>Предисловие
удачно, но, опять-таки, для ограждения от нареканий заключительную фразу:
удачно, но, опять-таки, для ограждения от нареканий заключительную фразу:
«Мысли об этом пути заставляют меня употребить все свои усилия к расширению
«Мысли об этом пути заставляют меня употребить все свои усилия к расширению
Строка 74: Строка 69:
нарушение Благих законов вызывает тяжкие следствия. Страница 9. Все имеет
нарушение Благих законов вызывает тяжкие следствия. Страница 9. Все имеет
значение и ценность лишь когда оно воспринято сознанием, а не во внешнем
значение и ценность лишь когда оно воспринято сознанием, а не во внешнем
-
проявлении.</span><span style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
проявлении.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>На странице 33
+
<p>На странице 33
согласна, что слова: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и
согласна, что слова: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и
матери, и жены, и детей, и т.д.» звучат жестоко; конечно, эту терминологию
матери, и жены, и детей, и т.д.» звучат жестоко; конечно, эту терминологию
Строка 88: Строка 83:
хотят понять, что поверх всякого родства земного есть родство духовное, и
хотят понять, что поверх всякого родства земного есть родство духовное, и
благо, когда оба родства, земное и кровное, сочетаются здесь, но это явление
благо, когда оба родства, земное и кровное, сочетаются здесь, но это явление
-
редчайшее.</span><span style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
редчайшее.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>В одной семье
+
<p>В одной семье
нередко собираются духи с совершенно различными прошлыми жизненными
нередко собираются духи с совершенно различными прошлыми жизненными
-
накоплениями.</span><span style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
накоплениями.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>Страница 37. Если
+
<p>Страница 37. Если
слова Христа – «Небо и Земля прейдут, но Слова Мои не прейдут» – указывают,
слова Христа – «Небо и Земля прейдут, но Слова Мои не прейдут» – указывают,
прежде всего, на Истину Его Учения, ибо истина и вечность синонимы, то другое
прежде всего, на Истину Его Учения, ибо истина и вечность синонимы, то другое
Строка 105: Строка 100:
словами, карать и прощать. На этом утвердили они, как мы знаем, свою церковь и
словами, карать и прощать. На этом утвердили они, как мы знаем, свою церковь и
власть. Но, прочтя всю притчу, многое уясняется. Невозможно понять ее иначе,
власть. Но, прочтя всю притчу, многое уясняется. Невозможно понять ее иначе,
-
как объяснение закона причины и следствия.</span><span style='mso-no-proof:
+
как объяснение закона причины и следствия.</p>
-
yes'></span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>Страница 40. Об
+
<p>Страница 40. Об
искуплении. Лишь в земном смысле можем мы явиться жертвой искупительной, то
искуплении. Лишь в земном смысле можем мы явиться жертвой искупительной, то
есть принять на себя следствия, порожденные другим лицом. Но в духовном смысле <i>это
есть принять на себя следствия, порожденные другим лицом. Но в духовном смысле <i>это
Строка 117: Строка 111:
дух этого человека устремлен в твердом решении искупить все содеянное им. Но
дух этого человека устремлен в твердом решении искупить все содеянное им. Но
никакие молитвы матери не помогут ему, если дух его <i>не </i>ощутит высокого
никакие молитвы матери не помогут ему, если дух его <i>не </i>ощутит высокого
-
порыва к очищению.</span><span style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
порыва к очищению.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>По поводу
+
<p>По поводу
-
прощения и искупления грехов я уже писала, привожу выдержку для Вас.</span><span
+
прощения и искупления грехов я уже писала, привожу выдержку для Вас.</p>
-
style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>Именно, как один
+
<p>Именно, как один
химический ингредиент может изменить весь смысл субстанции, составленной из
химический ингредиент может изменить весь смысл субстанции, составленной из
нескольких других химических ингредиентов, так и действие высокого порыва или
нескольких других химических ингредиентов, так и действие высокого порыва или
Строка 133: Строка 126:
рекордом каждого побуждения, каждой мысли и каждого поступка своего, то кто
рекордом каждого побуждения, каждой мысли и каждого поступка своего, то кто
может что-либо изменить в его существе без его личного и непосредственного
может что-либо изменить в его существе без его личного и непосредственного
-
участия?</span><span style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
участия?</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>Страница 50<i>б</i>,
+
<p>Страница 50<i>б</i>,
о воплощении. Не совсем так. При каждом новом воплощении мы получаем организм
о воплощении. Не совсем так. При каждом новом воплощении мы получаем организм
ограниченный, как по причине <i>общего уровня </i>человеческого развития, так и
ограниченный, как по причине <i>общего уровня </i>человеческого развития, так и
Строка 144: Строка 137:
в своем новом теле, в котором нет необходимой координации центров для так
в своем новом теле, в котором нет необходимой координации центров для так
называемых музыкальных способностей, сохранит понимание и большее или меньшее
называемых музыкальных способностей, сохранит понимание и большее или меньшее
-
влечение к этому искусству, но виртуозом он уже не будет.</span><span
+
влечение к этому искусству, но виртуозом он уже не будет.</p>
-
style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>Страница 52.
+
<p>Страница 52.
Страница мне не совсем ясна. Почему не понять, что человек, проникнутый верою в
Страница мне не совсем ясна. Почему не понять, что человек, проникнутый верою в
Истину Учения Христа, приложит Учение в жизни и тем качественно улучшит свои
Истину Учения Христа, приложит Учение в жизни и тем качественно улучшит свои
Строка 155: Строка 147:
есть». Мне кажется, что в этих словах Иринея нет никакого нарочитого
есть». Мне кажется, что в этих словах Иринея нет никакого нарочитого
символизма. Но без символов и мы не можем обойтись, ибо каждый начертанный знак
символизма. Но без символов и мы не можем обойтись, ибо каждый начертанный знак
-
уже есть символ.</span><span style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
уже есть символ.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>Страница 52.
+
<p>Страница 52.
Прекрасно приведенное место из Матфея. Именно подчеркните терпимость и
Прекрасно приведенное место из Матфея. Именно подчеркните терпимость и
-
вместимость в Учении Христа. Можно найти еще подобные по смыслу изречения.</span><span
+
вместимость в Учении Христа. Можно найти еще подобные по смыслу изречения.</p>
-
style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>Страница 56
+
<p>Страница 56
тяжела. Читая приведенные концепции и доводы отцов церкви, не всегда легко
тяжела. Читая приведенные концепции и доводы отцов церкви, не всегда легко
понять их точку зрения. Ведь для этого нужно перенестись духом в ту эпоху и
понять их точку зрения. Ведь для этого нужно перенестись духом в ту эпоху и
-
прочувствовать всю сложность переходного времени, создавшего ее.</span><span
+
прочувствовать всю сложность переходного времени, создавшего ее.</p>
-
style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>Трудно по
+
<p>Трудно по
некоторым отрывкам составить ясное представление того, что они хотели выразить.
некоторым отрывкам составить ясное представление того, что они хотели выразить.
Язык или символ понятий так изменяются уже на протяжении десятилетия, потому
Язык или символ понятий так изменяются уже на протяжении десятилетия, потому
-
желательна осторожность в толковании их.</span><span style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
желательна осторожность в толковании их.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>Я не совсем
+
<p>Я не совсем
согласна с добавлением к странице 56. Приведенные Андреевым слова Афанасия
согласна с добавлением к странице 56. Приведенные Андреевым слова Афанасия
Великого, прежде всего, исполнены красоты, а там, где есть красота, там и
Великого, прежде всего, исполнены красоты, а там, где есть красота, там и
Строка 185: Строка 175:
причастием духа становимся мы «общниками божеского естества» и достигаем
причастием духа становимся мы «общниками божеского естества» и достигаем
«обожения»... Говоря современным языком, разве не сказано в Учении, что лишь
«обожения»... Говоря современным языком, разве не сказано в Учении, что лишь
-
принятие в сознание высших энергий дает нам доступ к ним и овладение ими.</span><span
+
принятие в сознание высших энергий дает нам доступ к ним и овладение ими.</p>
-
style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>Также правильно,
+
<p>Также правильно,
что, отвергая Дух, мы открываем доступ темным силам, одержанию и т.д.
что, отвергая Дух, мы открываем доступ темным силам, одержанию и т.д.
«Крещающийся совлекает с себя ветхого человека, рожденный свыше обновляется
«Крещающийся совлекает с себя ветхого человека, рожденный свыше обновляется
Строка 206: Строка 195:
дух избирает сам свой путь. Не забудем, что обряд крещения в первые века
дух избирает сам свой путь. Не забудем, что обряд крещения в первые века
христианства в большинстве случаев совершался над взрослыми, которые хотели
христианства в большинстве случаев совершался над взрослыми, которые хотели
-
запечатлеть этим символом свой отрыв от старого и приобщение к новому пониманию.</span><span
+
запечатлеть этим символом свой отрыв от старого и приобщение к новому пониманию.</p>
-
style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>Но, конечно,
+
<p>Но, конечно,
когда оно стало обязательным и совершается над бессознательными младенцами, то
когда оно стало обязательным и совершается над бессознательными младенцами, то
оно утратило всякий смысл. И особенно невежественно выкидывание некрещеных
оно утратило всякий смысл. И особенно невежественно выкидывание некрещеных
Строка 218: Строка 206:
нужно утвердить в сознании людей, что без духовного порыва в нас никакой обряд <i>не
нужно утвердить в сознании людей, что без духовного порыва в нас никакой обряд <i>не
</i>имеет значения. Нужно постоянно напоминать, что Благодать Божия может быть
</i>имеет значения. Нужно постоянно напоминать, что Благодать Божия может быть
-
воспринята лишь <i>добровольно.</i></span><span style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
воспринята лишь <i>добровольно.</i></p>
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>Страница 58, там,
+
<p>Страница 58, там,
где Вы говорите, «что для тех направлений богословской мысли, которые
где Вы говорите, «что для тех направлений богословской мысли, которые
признавали Христа простым человеком...», лучше вычеркнуть «простым», так же и
признавали Христа простым человеком...», лучше вычеркнуть «простым», так же и
дальше слово «обыкновенного», ибо, истинно, получающий вдохновение Свыше не
дальше слово «обыкновенного», ибо, истинно, получающий вдохновение Свыше не
может быть простым или обыкновенным человеком. Кроме того, ни один богослов и
может быть простым или обыкновенным человеком. Кроме того, ни один богослов и
-
не считал Христа простым человеком.</span><span style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
не считал Христа простым человеком.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>Страница 59. По
+
<p>Страница 59. По
древним Учениям, все Высшие Космические Представления получают свою форму или
древним Учениям, все Высшие Космические Представления получают свою форму или
олицетворяются в подобии Божьем, в человеке. Потому, конечно, и Высочайшие Духи
олицетворяются в подобии Божьем, в человеке. Потому, конечно, и Высочайшие Духи
Строка 236: Строка 224:
Великий М., называемый Учителем Учителей, Будда и Христос – величайшие Аватары,
Великий М., называемый Учителем Учителей, Будда и Христос – величайшие Аватары,
и многие народы знают Их под другими именами. Последняя фраза не для книги, но
и многие народы знают Их под другими именами. Последняя фраза не для книги, но
-
для Вас.</span><span style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
для Вас.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>Страница 59. Не
+
<p>Страница 59. Не
совсем правильно утверждать, что раньше люди, в данном случае евреи, не знали о
совсем правильно утверждать, что раньше люди, в данном случае евреи, не знали о
своем сыновстве, не знали о законе перевоплощения и лишь Христос открыл иудеям,
своем сыновстве, не знали о законе перевоплощения и лишь Христос открыл иудеям,
Строка 245: Строка 233:
конечно, и тогда многие понятия начинали затемняться ревностными толкователями
конечно, и тогда многие понятия начинали затемняться ревностными толкователями
с корыстными целями. Ведь фарисеи признавали и Воскресенье, и Ангелов, и Духа,
с корыстными целями. Ведь фарисеи признавали и Воскресенье, и Ангелов, и Духа,
-
это мы видим из Деяний Апостолов (гл. 23, ст. 6, 7, 8).</span><span
+
это мы видим из Деяний Апостолов (гл. 23, ст. 6, 7, 8).</p>
-
style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>Вы спрашиваете,
+
<p>Вы спрашиваете,
не смягчить ли страницу 59. Конечно, всегда лучше избегать слишком резких
не смягчить ли страницу 59. Конечно, всегда лучше избегать слишком резких
-
выпадов.</span><span style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
выпадов.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>Страница 60.
+
<p>Страница 60.
Также нелепы могут казаться нам споры о том, какое Лицо в Троице представляет
Также нелепы могут казаться нам споры о том, какое Лицо в Троице представляет
-
Иисус Христос, но об этом я уже писала.</span><span style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
Иисус Христос, но об этом я уже писала.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>На странице 61 Вы
+
<p>На странице 61 Вы
-
говорите<ref><span
+
говорите<ref> Сверху от руки написано: <i>кто-то
-
style='mso-no-proof:yes'> <span style='color:black'>Сверху от руки написано: <i>кто-то
+
говорит.</i></ref>:
-
говорит.</i></span></span></ref>:
+
«Творить можно из чего-либо, а не из самого себя и что Бог везде и всюду и
«Творить можно из чего-либо, а не из самого себя и что Бог везде и всюду и
ничего кроме него нет, а потому творить из самого себя тоже не вполне
ничего кроме него нет, а потому творить из самого себя тоже не вполне
Строка 268: Строка 254:
создает именно духом из самого себя. Человек может быть окружен самыми
создает именно духом из самого себя. Человек может быть окружен самыми
изысканными материалами, но если огонь творчества в нем слаб, он ничего не
изысканными материалами, но если огонь творчества в нем слаб, он ничего не
-
создаст. Именно мысль и мыслительная энергия творят.</span><span
+
создаст. Именно мысль и мыслительная энергия творят.</p>
-
style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>Страница 79. Я бы
+
<p>Страница 79. Я бы
вычеркнула в первой фразе слова – «кем бы то ни было, и в особенности того не
вычеркнула в первой фразе слова – «кем бы то ни было, и в особенности того не
сделает сам Творец и Создатель?» Ибо Вас могут спросить – значит, Вы допускаете
сделает сам Творец и Создатель?» Ибо Вас могут спросить – значит, Вы допускаете
Строка 278: Строка 263:
Бог Непреложного Закона, Бог Справедливого Воздаяния, но не произвола в
Бог Непреложного Закона, Бог Справедливого Воздаяния, но не произвола в
Милосердии, ибо именно эта надежда на незаслуженное Высшее Милосердие является,
Милосердии, ибо именно эта надежда на незаслуженное Высшее Милосердие является,
-
может быть, самым сильным поводом к повторным злодеяниям.</span><span
+
может быть, самым сильным поводом к повторным злодеяниям.</p>
-
style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>Я бы не вставляла
+
<p>Я бы не вставляла
страницу 99<i>б</i>, ибо ответ Христа ученикам: «Разрушьте храм, и Я в три дня
страницу 99<i>б</i>, ибо ответ Христа ученикам: «Разрушьте храм, и Я в три дня
воздвигну его» правильнее отнести к его воскресенью в тонком теле и появлению в
воздвигну его» правильнее отнести к его воскресенью в тонком теле и появлению в
Строка 288: Строка 272:
храма в доказательство своей власти. Это не соответствовало бы всему духу Его
храма в доказательство своей власти. Это не соответствовало бы всему духу Его
Учения. Конечно, я не вставляла бы в эту главу эпизод с брошкой из книги
Учения. Конечно, я не вставляла бы в эту главу эпизод с брошкой из книги
-
Синнетта, это внесет диссонанс.</span><span style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
Синнетта, это внесет диссонанс.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>На странице 96 Вы
+
<p>На странице 96 Вы
приводите переживание Паскаля, но сомневаюсь в уместности его. Церковники
приводите переживание Паскаля, но сомневаюсь в уместности его. Церковники
усмотрят в этом свое торжество, ибо разве не говорит Паскаль – Бог [[Авраам|Авраама]], Бог
усмотрят в этом свое торжество, ибо разве не говорит Паскаль – Бог [[Авраам|Авраама]], Бог
Строка 304: Строка 288:
основании слышанного или читанного. Видения Космического характера посылаются
основании слышанного или читанного. Видения Космического характера посылаются
или открываются глазу ясновидца лишь при его внутренней честности. И
или открываются глазу ясновидца лишь при его внутренней честности. И
-
отличительное качество таких видений будет Красота и Величие в Простоте.</span><span
+
отличительное качество таких видений будет Красота и Величие в Простоте.</p>
-
style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>Вы мне скажете,
+
<p>Вы мне скажете,
что нравственный и умственный кругозор Паскаля был высоким. Согласна, но все же
что нравственный и умственный кругозор Паскаля был высоким. Согласна, но все же
он мог не обладать синтезом, и вот это обстоятельство является камнем
он мог не обладать синтезом, и вот это обстоятельство является камнем
преткновения. Много ли людей, обладающих этим достижением? Большие умы часто
преткновения. Много ли людей, обладающих этим достижением? Большие умы часто
-
были лишены его. Можно быть гигантом интеллекта и не обладать синтезом.</span><span
+
были лишены его. Можно быть гигантом интеллекта и не обладать синтезом.</p>
-
style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>Страница 99.
+
<p>Страница 99.
Почему стих из Послания к Коринфянам (гл. 11 – 10) Вам кажется так отвечающим
Почему стих из Послания к Коринфянам (гл. 11 – 10) Вам кажется так отвечающим
духу учения Павла? Неужели только из-за повторного утверждения? Если на
духу учения Павла? Неужели только из-за повторного утверждения? Если на
Строка 327: Строка 309:
нельзя открыть людям, ибо она не будет принята ими и принесет больше вреда,
нельзя открыть людям, ибо она не будет принята ими и принесет больше вреда,
нежели пользы. Нельзя слишком возбуждать озлобление невежественных масс,
нежели пользы. Нельзя слишком возбуждать озлобление невежественных масс,
-
которые в ярости своей могут погубить самое ценное.</span><span
+
которые в ярости своей могут погубить самое ценное.</p>
-
style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>В заключение
+
<p>В заключение
скажу – я не стала бы слишком разбираться в метафизических определениях отцов
скажу – я не стала бы слишком разбираться в метафизических определениях отцов
церкви об Естествах Христовых, тем более что во многих из них есть своя истина,
церкви об Естествах Христовых, тем более что во многих из них есть своя истина,
-
ведь среди Богословов были и светлые умы.</span><span style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
ведь среди Богословов были и светлые умы.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>Мне казалось, что
+
<p>Мне казалось, что
следовало привести постановления Вселенских Соборов, собранные в
следовало привести постановления Вселенских Соборов, собранные в
последовательности, они обнаружат поражающие противоречия и недомыслия, которые
последовательности, они обнаружат поражающие противоречия и недомыслия, которые
-
будут все прогрессировать<ref><span
+
будут все прогрессировать<ref> Сверху от руки написано: <i>возрастать.</i></ref>.
-
style='mso-no-proof:yes'> <span style='color:black'>Сверху от руки написано: <i>возрастать.</i></span></span></ref>.
+
<i>Постановления выносились не отдельными светлыми умами, но представителями
<i>Постановления выносились не отдельными светлыми умами, но представителями
невежественного большинства, </i>и вот это обстоятельство и следовало бы
невежественного большинства, </i>и вот это обстоятельство и следовало бы
подчеркнуть, ибо именно эти постановления и сделались впоследствии догмами
подчеркнуть, ибо именно эти постановления и сделались впоследствии догмами
нашей церкви. Ведь Григорий Великий, Великий Архиепископ Владыка Иоанн Златоуст
нашей церкви. Ведь Григорий Великий, Великий Архиепископ Владыка Иоанн Златоуст
-
в свое время были гонимы своими же иереями <...><span
+
в свое время были гонимы своими же иереями <...><ref> Окончание фразы
-
class=MsoFootnoteReference><span style='mso-special-character:footnote'><span
+
отсутствует.</ref></p>
-
class=MsoFootnoteReference><span style='font-size:12.0pt;font-family:"Times New Roman";
+
-
mso-fareast-font-family:"Times New Roman";color:black;mso-ansi-language:RU;
+
-
mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA;mso-no-proof:yes'><ref><span
+
-
style='mso-no-proof:yes'> <span style='color:black'>Окончание фразы
+
-
отсутствует.</span></span></ref></span></span></span></span></span><span
+
-
style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>Также совершенно
+
<p>Также совершенно
необходимо включить постановление Второго Константинопольского Собора,
необходимо включить постановление Второго Константинопольского Собора,
отменившего Учение о перевоплощении и предсуществовании души. Интересны также и
отменившего Учение о перевоплощении и предсуществовании души. Интересны также и
движение иконоборчества, и все прения вокруг коленопреклонения и прочей
движение иконоборчества, и все прения вокруг коленопреклонения и прочей
обрядности. Почему не включить из Евангелий места, явно указующие о
обрядности. Почему не включить из Евангелий места, явно указующие о
-
перевоплощении?</span><span style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
перевоплощении?</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>Очень по сердцу
+
<p>Очень по сердцу
мне Ваше объяснение заповеди – «Блаженны нищие духом, ибо...» – это одна из
мне Ваше объяснение заповеди – «Блаженны нищие духом, ибо...» – это одна из
самых глубоких заповедей по смыслу. Именно в этом завете указуется
самых глубоких заповедей по смыслу. Именно в этом завете указуется
Строка 369: Строка 343:
Учение Живой Этики. Помните пример двух учеников. Один не имел вещей, но
Учение Живой Этики. Помните пример двух учеников. Один не имел вещей, но
Учитель упрекал его за привязанность к собственности, другой же жил в окружении
Учитель упрекал его за привязанность к собственности, другой же жил в окружении
-
вещей и не заслужил порицания Учителя.</span><span style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
вещей и не заслужил порицания Учителя.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>Также заповедь
+
<p>Также заповедь
Христа – «что Бог сочетал, человек да не разлучит» – отзвучит и в словах
Христа – «что Бог сочетал, человек да не разлучит» – отзвучит и в словах
Великого Оригена – «многие жены незаконно живут с мужьями своими». Это все тот
Великого Оригена – «многие жены незаконно живут с мужьями своими». Это все тот
же великий закон, переданный Великим Платоном в его половинчатых душах. Но это
же великий закон, переданный Великим Платоном в его половинчатых душах. Но это
-
не для книги.</span><span style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
не для книги.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>Может быть,
+
<p>Может быть,
кто-то любопытствующий скажет: поясните нам Облик Христа. Ответьте словами
кто-то любопытствующий скажет: поясните нам Облик Христа. Ответьте словами
-
Учения: «Невозможно измерить дальние миры, можем лишь восхищаться ими»<ref><span
+
Учения: «Невозможно измерить дальние миры, можем лишь восхищаться ими»<ref> Листы Сада Мории. Озарение.
-
style='mso-no-proof:yes'> <span style='color:black'>Листы Сада Мории. Озарение.
+
Часть третья, IV. 8.</ref>.
-
Часть третья, IV. 8.</span></span></ref>.
+
Тайны Духа так прекрасны, что можно лишь сказать: «Нельзя говорить о
Тайны Духа так прекрасны, что можно лишь сказать: «Нельзя говорить о
-
Несказуемом».</span><span style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
Несказуемом».</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>Сейчас мне
+
<p>Сейчас мне
прислали друзья из Дома Книги в Париже книгу «Борьба Религии с Наукой» Э.Уайта,
прислали друзья из Дома Книги в Париже книгу «Борьба Религии с Наукой» Э.Уайта,
перевод Вейса, Огиз, Государственное Издательство, Москва, 1936. По-видимому,
перевод Вейса, Огиз, Государственное Издательство, Москва, 1936. По-видимому,
-
труд серьезный и очень для Вас полезный.</span><span style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
труд серьезный и очень для Вас полезный.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>Возвращаюсь к Вашему
+
<p>Возвращаюсь к Вашему
письму от 26 марта. Вы совершенно правы, что нельзя привлекать пугливые
письму от 26 марта. Вы совершенно правы, что нельзя привлекать пугливые
элементы. Много вреда могут они посеять. Недаром во всех древних дисциплинах
элементы. Много вреда могут они посеять. Недаром во всех древних дисциплинах
Строка 396: Строка 369:
приблизиться к Свету и вместить Истину. Также прекрасны Ваши ответы сеятелю
приблизиться к Свету и вместить Истину. Также прекрасны Ваши ответы сеятелю
сомнений. Прискорбно то, что Вы пишете о дамах. Истинно, враги человеку –
сомнений. Прискорбно то, что Вы пишете о дамах. Истинно, враги человеку –
-
домашние его.</span><span style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
домашние его.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>Должна кончать
+
<p>Должна кончать
письмо. Книгу Вашу отсылаю медленной почтой. Примусь за чтение вышеупомянутой
письмо. Книгу Вашу отсылаю медленной почтой. Примусь за чтение вышеупомянутой
книги. Если найду что-либо интересное, постараюсь найти время поделиться с
книги. Если найду что-либо интересное, постараюсь найти время поделиться с
-
Вами.</span><span style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
Вами.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>Каждый день
+
<p>Каждый день
-
приносит новые вести с родины. Очищение идет радикальное.</span><span
+
приносит новые вести с родины. Очищение идет радикальное.</p>
-
style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>Так сужденное
+
<p>Так сужденное
-
придет.</span><span style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
придет.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>Со всею
+
<p>Со всею
бережностью и мудростью продолжайте, дорогой Евгений Александрович, Вашу
бережностью и мудростью продолжайте, дорогой Евгений Александрович, Вашу
высокополезную деятельность. Не смущайтесь отдельными выкриками тьмы. Привет
высокополезную деятельность. Не смущайтесь отдельными выкриками тьмы. Привет
сердца Вам и Вашим ближайшим сотрудникам. Радуюсь за д-ра Рудинского. Спасибо
сердца Вам и Вашим ближайшим сотрудникам. Радуюсь за д-ра Рудинского. Спасибо
за присланную группу, но я предпочитаю иметь всех по отдельности, в группе
за присланную группу, но я предпочитаю иметь всех по отдельности, в группе
-
излучения очень смешиваются.</span><span style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
излучения очень смешиваются.</p>
-
 
+
-
<p class=MsoNormal><span style='color:black;mso-no-proof:yes'>Всего Светлого и
+
-
радостного.</span><span style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
 +
<p>Всего Светлого и
 +
радостного.</p>
{{PerevodStroki}}
{{PerevodStroki}}
== {{PrimText}} ==
== {{PrimText}} ==
-
<references/>{{LetterPostEdit|21.05.1937 Е.И.Рерих Н.П.Серафининой|Рерих Е.И. Письма. Том V, Оглавление|28.05.1937 Е.И.Рерих К.И.Стурэ}}
+
<references/>{{LetterPostEdit|21.05.1937 Е.И.Рерих Н.П.Серафининой|Рерих Е.И. Письма. Том V, Оглавление|28.05.1937 Е.И.Рерих К.И.Стурэ}}
[[Категория:Источники]]
[[Категория:Источники]]

Текущая версия

Информация о письме
  • От кого: Е.И.Рерих
  • Кому : Е.А.Зильберсдорфу
  • Дата : 28.05.1937
  • Издание: МЦР, 2003

Е.И.Рерих – Е.А.Зильберсдорфу

28 мая 1937 г.

Дорогой Евгений Александрович, вчера приступила к чтению Вашей новой книги, которая, не сомневаюсь, будет так же удачна, как и Ваша первая, если и не больше, потому напрасно думаете, что главы эти не найдут одобрения. Конечно, Вы понимаете, что мне хочется видеть труд Ваш убедительным и ярким, но ввиду особых условий в Вашей стране необходимо соблюсти некоторую осторожность при нападках на заблуждения и невежество. Исторические факты налицо, собранные вместе, они достаточно ярко[1] говорят сами за себя. Приступая к такому труду, следует поставить перед собою Завет Учения: «На пути к Братству нужно отучиться от всякого умаления. Пусть не произойдет вреда хотя бы по неведению»[1]. Потому, например, я ни в коем случае не поместила бы вступления. Не следует, чтобы в умах читателей сложилось впечатление, что Вы собираетесь развенчивать Великого Сына Вечности[1] или чего-то лишить Его. Наоборот, подчеркните, что Вы стремитесь возвеличить Его Великий Подвиг и вместо Кумира и Идола, отделенного и отторгнутого от человечества Его исключительным Сыновством, показать Его во всей мощи Его Духа, истинно единосущного с Отцом (Божественным Началом) и с человеческим естеством, ибо воистину Он – Богочеловек. Ужасные нарекания обрушатся на Вас за слова: «Я развенчиваю Тебя, отнимаю от Тебя... я не допускаю и не признаю Тебя вторым Лицом Св. Троицы, ибо...»

Кто поймет, что Вы развенчиваете не Христа, но грубость земного представления?! В этих словах, обращенных к Самому Христу, звучит несоизмеримость. От нас должно исходить лишь все возвышающее и утверждающее. Потому не лучше ли из всего вступления оставить прекрасные последние слова: «Господи Иисусе Христе! Я верю и знаю, как и Сам Ты говорил, что Ты – великое Солнце Истины, Ты – пламенный Путь в Беспредельность к Отцу нашему. Ты – Жизнь Жертвы и великой Любви!» Ведь из дальнейшего изложения будет ясна Ваша точка зрения, отнюдь не умаляющая. Говоря о Лицах Троицы оккультным языком, раз Макрокосм и микрокосм едины, то каждый человек представляет из себя не только первое, второе или третье лицо троицы, но, именно, он заключает в себе всю троицу, ибо как иначе понять триаду Атмы, Буддхи и Манаса в нем? Потому можно ли ограничивать Сына Вечности? Именно человеческое недомыслие церкви сказалось в этом делении Неделимого.

Важно показать в широких набросках разноголосицу и, в большинстве случаев, невежественность водителей человеческого сознания и затем на основании всех древнейших учений и новейших достижений в области мысли и науки показать величие древних учений и всех Провозвестников, среди которых Облик Христа будет сиять особо трогательным, я сказала бы, прекрасно-женственным Светом.

Теперь прошу некоторого терпения, ибо мои замечания будут лишены последовательности; буду делать пометки по мере просматривания Вашей книги, так Вам будет легче найти. Может быть, из этих разбросанных намеков что-нибудь и пригодится. Итак, продолжаю.

Предисловие удачно, но, опять-таки, для ограждения от нареканий заключительную фразу: «Мысли об этом пути заставляют меня употребить все свои усилия к расширению сознания человеческого...» я бы несколько изменила, именно, после слова «усилия» вставила бы – «к внесению хотя бы крупицы в величественное задание расширения сознания человеческого». В добавлении к странице 8 не кажется ли Вам, что слишком церковно-догматично звучит фраза: «Господь в силах облагодетельствовать целые Миры, когда это нужно, а не только... И если это не сделано, то не из-за немощи Его, а потому, что ЭТО ТАК НУЖНО...» В этих словах звучит признание хотя и Высшего, но все же какого-то Произвола. Оно противоречит тому новому подходу к восприятию Божественного Начала, который, как я понимаю, Вы намереваетесь дать в этом Вашем труде. Не лучше ли указать, что Божественное Начало разлито во всем сущем и Мощь Его может как создавать, так и разрушать целые миры, потому человеческое сознание должно настолько поднять свое духовное восприятие, чтобы в полном согласии с этою Мощью творить благие причины. Каждое нарушение Благих законов вызывает тяжкие следствия. Страница 9. Все имеет значение и ценность лишь когда оно воспринято сознанием, а не во внешнем проявлении.

На странице 33 согласна, что слова: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены, и детей, и т.д.» звучат жестоко; конечно, эту терминологию следует отнести на счет записывавших или, может быть, переводчиков, но внутренний смысл их так ясен. Если человек больше будет служить домашним своим, нежели Духу и Учению Блага, то кому какая польза может получиться от этого? В Учении указано о родстве кровном и родстве духовном. Назовите, когда и где приносящий свет в любую область был принят своими домашними или современниками? В жизни разве не самые близкие чаще всего не понимают и умаляют нас? По своей телесной и кровной близости они накладывают на нас какие-то свои права. Люди не хотят понять, что поверх всякого родства земного есть родство духовное, и благо, когда оба родства, земное и кровное, сочетаются здесь, но это явление редчайшее.

В одной семье нередко собираются духи с совершенно различными прошлыми жизненными накоплениями.

Страница 37. Если слова Христа – «Небо и Земля прейдут, но Слова Мои не прейдут» – указывают, прежде всего, на Истину Его Учения, ибо истина и вечность синонимы, то другое Его изречение – «Что вы свяжете на земле, то будет связано и на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено и на небе» – относится к закону Кармы. Как яснее пояснить, что если на земле мы не разрешим или не уладим наши распри с ближними, то не разрешатся они и в Тонком Мире. То, что мы сеем здесь, пожинается нами там. Конечно, это изречение толкуется иначе – как означающее передачу Христом апостолам власти и права связывать и разрешать или, другими словами, карать и прощать. На этом утвердили они, как мы знаем, свою церковь и власть. Но, прочтя всю притчу, многое уясняется. Невозможно понять ее иначе, как объяснение закона причины и следствия.

Страница 40. Об искуплении. Лишь в земном смысле можем мы явиться жертвой искупительной, то есть принять на себя следствия, порожденные другим лицом. Но в духовном смысле это невозможно. Ведь порожденные нами причины прежде всего отражаются на нашем внутреннем или духовном существе, потому только духовное перерождение может изменить или, вернее, ослабить реакцию на нас порожденных нами следствий. Высокий дух может помочь человеку в этом духовном перерождении при условии, что дух этого человека устремлен в твердом решении искупить все содеянное им. Но никакие молитвы матери не помогут ему, если дух его не ощутит высокого порыва к очищению.

По поводу прощения и искупления грехов я уже писала, привожу выдержку для Вас.

Именно, как один химический ингредиент может изменить весь смысл субстанции, составленной из нескольких других химических ингредиентов, так и действие высокого порыва или качества может нейтрализовать и превозмочь следствия низших качеств в природе человека и, таким образом, изменить весь характер человека, как бы перерождая его. И, как Вы знаете, перерождение внутренней сущности есть изменение излучений, которые, будучи очищены, иначе воспримут и следствия ранее порожденных причин. Лишь сам человек является единственным творцом и живым рекордом каждого побуждения, каждой мысли и каждого поступка своего, то кто может что-либо изменить в его существе без его личного и непосредственного участия?

Страница 50б, о воплощении. Не совсем так. При каждом новом воплощении мы получаем организм ограниченный, как по причине общего уровня человеческого развития, так и в силу атавизма предков, кроме того, еще обусловленный нашей кармой. Мы привлекаемся в ту среду, которая доступна нам, именно, по карме. Потому зерно духа нашего, несмотря на его многие накопления, может лишь частично проявляться в каждой новой земной оболочке. Можно наблюдать, как бывший музыкальный виртуоз в своем новом теле, в котором нет необходимой координации центров для так называемых музыкальных способностей, сохранит понимание и большее или меньшее влечение к этому искусству, но виртуозом он уже не будет.

Страница 52. Страница мне не совсем ясна. Почему не понять, что человек, проникнутый верою в Истину Учения Христа, приложит Учение в жизни и тем качественно улучшит свои дела, следовательно и плоды их. Неясность, должно быть, от перевода. Кроме того, Ириней именно говорит о делах, а не о безделье или бездействии. Потому я не усматриваю связи с дальнейшим приведенным изречением: «Вера без дел мертва есть». Мне кажется, что в этих словах Иринея нет никакого нарочитого символизма. Но без символов и мы не можем обойтись, ибо каждый начертанный знак уже есть символ.

Страница 52. Прекрасно приведенное место из Матфея. Именно подчеркните терпимость и вместимость в Учении Христа. Можно найти еще подобные по смыслу изречения.

Страница 56 тяжела. Читая приведенные концепции и доводы отцов церкви, не всегда легко понять их точку зрения. Ведь для этого нужно перенестись духом в ту эпоху и прочувствовать всю сложность переходного времени, создавшего ее.

Трудно по некоторым отрывкам составить ясное представление того, что они хотели выразить. Язык или символ понятий так изменяются уже на протяжении десятилетия, потому желательна осторожность в толковании их.

Я не совсем согласна с добавлением к странице 56. Приведенные Андреевым слова Афанасия Великого, прежде всего, исполнены красоты, а там, где есть красота, там и истина. Так, его утверждение: «Бог вочеловечился, чтобы мы обожились» отвечает оккультной истине, ибо Дух Иисуса Христа в своей огненной Божественной Сущности для нас есть Олицетворение Божественного Начала. Приняв земную оболочку в тяжкую эпоху вырождения и разложения духовных ценностей, чтобы дать новый импульс духу человеческому и тем приобщить человека к Божественному Естеству, в нем заключенному, Он, истинно, обожил его. Мы приобщаемся к Божественному Началу в нас, поскольку мы можем принять это в сознание наше. Именно, причастием духа становимся мы «общниками божеского естества» и достигаем «обожения»... Говоря современным языком, разве не сказано в Учении, что лишь принятие в сознание высших энергий дает нам доступ к ним и овладение ими.

Также правильно, что, отвергая Дух, мы открываем доступ темным силам, одержанию и т.д. «Крещающийся совлекает с себя ветхого человека, рожденный свыше обновляется благодатью духа». Не забудем, что в первые века христианства в такие обряды, как крещение и причастие, вкладывалось большое внутреннее духовное значение, и лишь позднее они выродились в государственные установления, неисполнение которых грозит лишением прав и т.д. Крещение и причастие первоначально были символами приобщения к духовной жизни. Ведь и Мистерии Древности были обрядами, полными глубокого внутреннего значения, и большинство наших христианских обрядов было заимствовано именно от языческого мира. Но все имеет значение лишь в духе, и, конечно, никакие механические манипуляции не могут дать нам духовного перерождения или же приобщить к чему-либо без участия духа нашего. Но обряды эти помогали создать известные условия и настроения, при которых дух наш мог легче воспрянуть и вознестись. Ведь и сейчас нельзя еще лишить человека Храма и всей обрядности. Нужно лишь внести новое очищенное и духовное понимание многих обрядов и, главное, не делать их обязательными. Пусть дух избирает сам свой путь. Не забудем, что обряд крещения в первые века христианства в большинстве случаев совершался над взрослыми, которые хотели запечатлеть этим символом свой отрыв от старого и приобщение к новому пониманию.

Но, конечно, когда оно стало обязательным и совершается над бессознательными младенцами, то оно утратило всякий смысл. И особенно невежественно выкидывание некрещеных младенцев за ограду кладбища. Мало, очень мало людей, которые не утратят всякого воспоминания о вознесении Духа, если нечто видимое и осязаемое не будет напоминать им об этом. Потому ближайшая задача – не разрушение Храма, но очищение и новое объяснение как обрядов, так и великого Учения Христа. Именно, нужно утвердить в сознании людей, что без духовного порыва в нас никакой обряд не имеет значения. Нужно постоянно напоминать, что Благодать Божия может быть воспринята лишь добровольно.

Страница 58, там, где Вы говорите, «что для тех направлений богословской мысли, которые признавали Христа простым человеком...», лучше вычеркнуть «простым», так же и дальше слово «обыкновенного», ибо, истинно, получающий вдохновение Свыше не может быть простым или обыкновенным человеком. Кроме того, ни один богослов и не считал Христа простым человеком.

Страница 59. По древним Учениям, все Высшие Космические Представления получают свою форму или олицетворяются в подобии Божьем, в человеке. Потому, конечно, и Высочайшие Духи и являются Олицетворениями Высших Представлений. Семь Кумар, Семь Логосов, Семь Огней или Пламен, Семь Сынов Брамы или Сынов Божьих – все Они являются Высочайшими Духами, которые (как Аватары) принимали земную оболочку для поднятия сознания человека и приобщения его к божественному естеству его. Великий М., называемый Учителем Учителей, Будда и Христос – величайшие Аватары, и многие народы знают Их под другими именами. Последняя фраза не для книги, но для Вас.

Страница 59. Не совсем правильно утверждать, что раньше люди, в данном случае евреи, не знали о своем сыновстве, не знали о законе перевоплощения и лишь Христос открыл иудеям, что и как нужно понимать сказанное в Библии. Именно, многое было известно учителям народа иудейского и, может быть, гораздо лучше, нежели теперь, но, конечно, и тогда многие понятия начинали затемняться ревностными толкователями с корыстными целями. Ведь фарисеи признавали и Воскресенье, и Ангелов, и Духа, это мы видим из Деяний Апостолов (гл. 23, ст. 6, 7, 8).

Вы спрашиваете, не смягчить ли страницу 59. Конечно, всегда лучше избегать слишком резких выпадов.

Страница 60. Также нелепы могут казаться нам споры о том, какое Лицо в Троице представляет Иисус Христос, но об этом я уже писала.

На странице 61 Вы говорите[1]: «Творить можно из чего-либо, а не из самого себя и что Бог везде и всюду и ничего кроме него нет, а потому творить из самого себя тоже не вполне правильно». Хочу спросить, почему? Во-первых, если Бог вездесущ и ничего вне Его нет, то есть будучи Всем (и творцом и материалом), то мне кажется, что совершенно безразлично сказать, что Он творит, создает или рождает, ибо все эти понятия есть лишь Его выявления. Но каждый даже земной творец творит или создает именно духом из самого себя. Человек может быть окружен самыми изысканными материалами, но если огонь творчества в нем слаб, он ничего не создаст. Именно мысль и мыслительная энергия творят.

Страница 79. Я бы вычеркнула в первой фразе слова – «кем бы то ни было, и в особенности того не сделает сам Творец и Создатель?» Ибо Вас могут спросить – значит, Вы допускаете еще какого-то Создателя Вселенских законов? Настал час указать, что Величайший Бог всех народов есть Единый живой Бог в Природе, Единое Вселенское Божество – Бог Непреложного Закона, Бог Справедливого Воздаяния, но не произвола в Милосердии, ибо именно эта надежда на незаслуженное Высшее Милосердие является, может быть, самым сильным поводом к повторным злодеяниям.

Я бы не вставляла страницу 99б, ибо ответ Христа ученикам: «Разрушьте храм, и Я в три дня воздвигну его» правильнее отнести к его воскресенью в тонком теле и появлению в нем ученикам. Почти во всех древних Учениях человеческое тело уподобляется храму Божьему, и вряд ли Христос мог думать о чудесном построении каменного храма в доказательство своей власти. Это не соответствовало бы всему духу Его Учения. Конечно, я не вставляла бы в эту главу эпизод с брошкой из книги Синнетта, это внесет диссонанс.

На странице 96 Вы приводите переживание Паскаля, но сомневаюсь в уместности его. Церковники усмотрят в этом свое торжество, ибо разве не говорит Паскаль – Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, а не философов и мудрецов... Ведь церковники ратоборствовали и продолжают ратоборствовать именно против философов и мудрецов. Кроме того, озарение озаренью рознь. Размеры нашего сознания определяют и размеры истины наших видений и чувствований. Мы можем получить запечатление озарения лишь в тех символах и чувствах, которые нам присущи, не больше. Проследите видения святых, как они точно отвечали характеру и требованиям их эпохи. Также можно сказать, что именно видения лучше всего характеризуют нравственный и умственный облик человека. Но, конечно, нельзя упускать из виду, что часто люди лишены необходимого качества – честности и многое сочиняется на основании слышанного или читанного. Видения Космического характера посылаются или открываются глазу ясновидца лишь при его внутренней честности. И отличительное качество таких видений будет Красота и Величие в Простоте.

Вы мне скажете, что нравственный и умственный кругозор Паскаля был высоким. Согласна, но все же он мог не обладать синтезом, и вот это обстоятельство является камнем преткновения. Много ли людей, обладающих этим достижением? Большие умы часто были лишены его. Можно быть гигантом интеллекта и не обладать синтезом.

Страница 99. Почему стих из Послания к Коринфянам (гл. 11 – 10) Вам кажется так отвечающим духу учения Павла? Неужели только из-за повторного утверждения? Если на основании многочисленных свидетельств мы должны признать неоднократные искажения текстов писаний, то почему не допустить и в стихе из Послания к Коринфянам такого же искажения или даже позднейшей вставки? Ведь подчинение женщины и рабовладельчество настолько вкоренилось на протяжении упадочных веков, и особенно в ту эпоху надвигавшейся умственной темноты, что отказаться от этих прерогатив было труднее трудного. Конечно, апостол Павел был очень высок духом и в своих сокровенных поучениях он не мог допустить такую дикость. Но Вы сами знаете, как приходится делать уступки условиям эпохи. Всю Истину нельзя открыть людям, ибо она не будет принята ими и принесет больше вреда, нежели пользы. Нельзя слишком возбуждать озлобление невежественных масс, которые в ярости своей могут погубить самое ценное.

В заключение скажу – я не стала бы слишком разбираться в метафизических определениях отцов церкви об Естествах Христовых, тем более что во многих из них есть своя истина, ведь среди Богословов были и светлые умы.

Мне казалось, что следовало привести постановления Вселенских Соборов, собранные в последовательности, они обнаружат поражающие противоречия и недомыслия, которые будут все прогрессировать[1]. Постановления выносились не отдельными светлыми умами, но представителями невежественного большинства, и вот это обстоятельство и следовало бы подчеркнуть, ибо именно эти постановления и сделались впоследствии догмами нашей церкви. Ведь Григорий Великий, Великий Архиепископ Владыка Иоанн Златоуст в свое время были гонимы своими же иереями <...>[1]

Также совершенно необходимо включить постановление Второго Константинопольского Собора, отменившего Учение о перевоплощении и предсуществовании души. Интересны также и движение иконоборчества, и все прения вокруг коленопреклонения и прочей обрядности. Почему не включить из Евангелий места, явно указующие о перевоплощении?

Очень по сердцу мне Ваше объяснение заповеди – «Блаженны нищие духом, ибо...» – это одна из самых глубоких заповедей по смыслу. Именно в этом завете указуется необходимость смирения в самоотверженном подвиге, отсутствие всякого самомнения и самодовольства, также и отказ в сознании или в духе от всякого стяжательства, собственности и привязанности к преходящим вещам. Именно на этом отказе в сознании или в духе так настаивают все великие Учителя Древности и Учение Живой Этики. Помните пример двух учеников. Один не имел вещей, но Учитель упрекал его за привязанность к собственности, другой же жил в окружении вещей и не заслужил порицания Учителя.

Также заповедь Христа – «что Бог сочетал, человек да не разлучит» – отзвучит и в словах Великого Оригена – «многие жены незаконно живут с мужьями своими». Это все тот же великий закон, переданный Великим Платоном в его половинчатых душах. Но это не для книги.

Может быть, кто-то любопытствующий скажет: поясните нам Облик Христа. Ответьте словами Учения: «Невозможно измерить дальние миры, можем лишь восхищаться ими»[1]. Тайны Духа так прекрасны, что можно лишь сказать: «Нельзя говорить о Несказуемом».

Сейчас мне прислали друзья из Дома Книги в Париже книгу «Борьба Религии с Наукой» Э.Уайта, перевод Вейса, Огиз, Государственное Издательство, Москва, 1936. По-видимому, труд серьезный и очень для Вас полезный.

Возвращаюсь к Вашему письму от 26 марта. Вы совершенно правы, что нельзя привлекать пугливые элементы. Много вреда могут они посеять. Недаром во всех древних дисциплинах указывалось прежде всего побороть всякий страх. Лишь бесстрашие может приблизиться к Свету и вместить Истину. Также прекрасны Ваши ответы сеятелю сомнений. Прискорбно то, что Вы пишете о дамах. Истинно, враги человеку – домашние его.

Должна кончать письмо. Книгу Вашу отсылаю медленной почтой. Примусь за чтение вышеупомянутой книги. Если найду что-либо интересное, постараюсь найти время поделиться с Вами.

Каждый день приносит новые вести с родины. Очищение идет радикальное.

Так сужденное придет.

Со всею бережностью и мудростью продолжайте, дорогой Евгений Александрович, Вашу высокополезную деятельность. Не смущайтесь отдельными выкриками тьмы. Привет сердца Вам и Вашим ближайшим сотрудникам. Радуюсь за д-ра Рудинского. Спасибо за присланную группу, но я предпочитаю иметь всех по отдельности, в группе излучения очень смешиваются.

Всего Светлого и радостного.


Примечания


<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно