29.05.1931 Е.И.Рерих Н. и Л. Хоршам

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск
Информация о письме
  • От кого: Е.И.Рерих
  • Кому : Н. и Л. Хоршам
  • Дата : 29.05.1931
  • Издание: МЦР, 1999

Е.И.Рерих – Н. и Л. Хоршам

29 мая 1931 г.

Родные наши, любимые Порумочка и Логван, помните ли, как было сказано: «Необходимо усвоить им царственный кругозор». Да, родные наши, будьте царями мысли и духа, для этого будьте самыми преданными Владыке, будьте самыми устремленными выполнителями Высшей Воли, сердцем принимая все Указы. Преданность, или, иначе говоря, лояльность, есть самое высокое качество, потому именно оно так осмеяно сейчас. Ведь лишь на преданности можно строить, а так как мир идет к разрушению, то, конечно, именно это основное и созидательное качество прежде всего изгоняется разрушителями. Преданность есть качество, украшающее все великое или, вернее, без которого нет истинного величия! Потому, родные, являйте эту творящую красоту во всех мыслях и действиях ваших. Питая преданность в сердце, так нетрудно утвердиться в правильном направлении; питая устремление, разовьем в себе зоркость, столь необходимую для успеха. Родные, уподобимся бодрствующей матери, дух матери чует и предвидит все опасности, окружающие ее ребенка, и кто может учесть, сколько смертельных ударов отводится таким бдением духа!

Любимые, в час опасности и великой битвы утвердимся во всех основах и явим врагу несокрушимость духа при зоркости и находчивости в действиях. Сейчас время смелых выступлений, время широких действий и самых ярких утверждений. Потому просмотрим весь данный нам арсенал и увидим, что он неистощим, лишь нужно уметь выбирать для каждого случая пригодное оружие. Со всею тщательностью просмотрим хранимые у нас сокровища и не будем просыпать посылаемые жемчужины; но там, где нужно явить все богатство наше, сумеем воспользоваться данною казною. Не будем держать среди отбросов лучшие жемчужины только потому, что сейчас еще не ведаем истинной цены им, но научимся ценить малейшую среди них, ибо ценность не всегда в величине. Говоря просто, в обычном житейском применении, нужно уметь из всего извлекать выгоду и всегда показывать товар лицом, ибо это умение есть истинная экономия сил и каждый мудрый строитель стремится к этому. Истинная экономия не есть урезание основ, но лишь мудрое приложение соизмеримости. Итак, родные наши, учитесь водительству и помните, что водитель прежде всего личным примером ведет сотрудников.

Так много говорится сейчас об осознании Иерархии и об укреплении фокуса и имени, и мне хочется добавить, что укрепление это не заключается в постоянном истерическом восхвалении. Нужно тонко распознавать, где нужно с достоинством сказать, утвердить и напомнить фактами эту высокую созидательную деятельность, а где лучше промолчать, ибо имя может явиться красным плащом перед разъяренным быком. Не следует подвергать это имя оскорблениям! Также нужно осознать, что истинное умаление имени заключается в небрежном исполнении Указов и ко всему даваемому, потому, не теряя времени, соберем все упущенное и заложенное в файльсы и обновленным духом устремимся к выполнению Указаний, если срок им еще не истек, ибо нужно знать сроки.

Да, родные, все изменится, когда начнем прилагать Указы в жизнь без искажения; когда приступим к истинному сотрудничеству; когда прекратим одною рукою строить, другою разрушать; когда поймем, что дела начатые не есть дела личные, но общие; когда поймем, что недосмотр, упущение, ошибки и нарушение принципов одним сотрудником должны рассматриваться, как ошибки, недосмотр и нарушения принципов всеми членами, только тогда, истинно, будет понята ответственность. Ибо понятию ответственности чуждо обособление, своеволие и так называемое «bossing»[1]. Ответственность, прежде всего, ищет великого равновесия, целесообразности, достигаемых устремленным сотрудничеством. Так, каждый сотрудник должен иметь перед собою синтез деятельности всех учреждений. Конечно, это не так легко, но упражняться в этом необходимо, ибо без синтеза невозможно иметь правильного распознавания и, следовательно, верного прогноза для каждого отдела. Наши учреждения являют собою один организм, и мы все обязаны следить за его общим развитием. Но, конечно, нужно понять, что здоровый дух и сердце легко могут исправить временные дефекты других органов, потому и обратим сугубое внимание на эти основы.

Жалеем, что в ваших минутсах не приводится ни одного предложения, ни одного особого мнения по разбираемым вопросам. Трудно предположить, что при настоящем состоянии сознания круга все решения были бы единогласны, потому следовало бы, как ступень к будущему объединению сознаний, записывать особые мнения и предложения в журнал заседаний, это было бы очень ценно и для истории дел, и для избежания многих недоразумений и чрезвычайно поучительно, как измерение роста сознания сотрудников. Да, множество наветов и неприятностей было бы изъято, ибо мнение, будучи зафиксированным, нельзя было бы отказаться от него по забывчивости[1]. Например, сейчас очень важно знать, кем и какие замечания и предложения были сделаны по поводу напечатания памфлета Знамени Мира? Кто из сотрудников понял легкомысленное отношение, проявленное к этой великой идее, забыв поместить самый Пакт, забыв упомянуть об единогласном принятии его в комиссии и, наконец, утвердив подобный некультурный подбор писем? Кто был против предложения Н.К. обратиться по этому вопросу в Париж к Шкляверу? Конечно, Вы скажете, что Вам все отношения известны; верно, но, не будучи зафиксированными, все высказанные мнения забудутся. Ведь люди так легко забывают все неприятное! Но одно сознание, что мысль Ваша остается прикрепленной, заставит всех невольно подтянуться и напрячь свое творчество, ибо каждому захочется запечатлеть лучшее. Ведь тот факт, что ни одна наша мысль, ни один импульс, как бы мимолетен он ни был, не пропадает, но рекордируется Владыкой и в пространстве, нас не волнует, ибо бедно воображение наше и мозг не может усвоить это. Потому поможем себе в этом важном осознании и будем сами рекордировать, что возможно. Безмерно вырастем пониманием, проверяя свои постановления и сопоставляя их со следствиями.

Пусть моя Нейта вспомнит, как она загоралась идеей Знамени Мира и как правильно и чутко отмечала и оценивала мысли, высказываемые в присылаемых ответах, почему мы не нашли эти письма среди отобранных?

Еще хочу послать Вам мысли о непредубежденности и беспринципности, может быть, они кому-нибудь пригодятся.

Люди часто смешивают понятие непредубежденности открытого сознания с беспринципностью. Между тем эти два понятия являются антиподами. Непредубежденный ум ищет всюду основу истины и потому постоянно упражняет свою способность распознавания. Распознавание же есть первый шаг к истинному знанию. Истинное же знание всегда покоится на непоколебимых началах или принципах, ибо иначе оно не будет истинным. Принцип может иметь много углублений в жизненном приложении, но основа его будет одна – основа законности или истины. Иначе говоря, принцип или закон всегда действует целесообразно, а мы уже знаем, что высшая, или космическая, целесообразность есть начало, ведущее к красоте, потому все действия непредубежденного человека должны быть отмечены истиною и красотою.

Непредубежденный человек непоколебим в своих убеждениях, ибо они основаны на устремлении к истине. Человек беспринципный вообще не имеет убеждений, ибо лишил себя способности распознавания и судьба его подобна судьбе мяча, гонимого случайными ударами привходящих обстоятельств. Удары эти, конечно, различны – от одного можно лопнуть, от другого очутиться на дне моря, можно также залететь в чудесный цветник и так же легко быть выброшенным из него вместе с сорною травой рукою садовника. Охрани нас, Владыка, от такой неверной судьбы, и потому будем твердо придерживаться установленных принципов, чтобы даже в малейшем не преступить их. Ибо всегда ли сможем распознать, где оно, то малейшее уклонение, которое может привести к величайшему крушению?!

Теперь из книги «Иерархия». «Иногда можно представить самые сложные законы посредством простейших аппаратов. Закон кармы сложен, но возьмите катушку Румкорфа или другой цилиндр, обмотанный электрофорной проволокой, и вы получите наглядное изображение кармы. Нерушимо пробегает ток по спирали, но предохранительная обмотка подвергается всем наружным воздействиям, причем каждая нить касается предыдущего оборота, неся на себе последствия прошлого. Так каждый час меняет карму, ибо каждый час вызывает соответственное прошлое. Так можно касаться целой линии прошлых уявлений.

Но тоже наглядное изображение показывает, как не повреждено зерно духа, и, стремясь ввысь, оно удерживает оболочку, не боясь прошлого. Поистине, карма страшна только тем, кто утопает в бездействии, но мысль устремленная освобождается от тяжести прошлого и, как небесное тело, устремляется, не повторяя пути. Так, даже имея довольно тяжкую карму, можно явить полезное освобождение. Кто когда-нибудь нарушил Иерархию, тот должен очень придерживаться ее. Можно советовать всем стремиться к Иерархии».

«Посмотрим, как люди понимают Служение Владыке и Иерархии. Тот, кто думает только молитвою вознестись, тот далек от Служения. Тот, кто хочет в своей работе на Благо человечества принести лучшие устремления, тот должен принять Владыку сердцем; тот, кто своим удобством не поступается, тот не знает, как служить Иерархии. Тот, кто не принимает Указания Иерархии, не понимает Служения; только когда сердце готово сознательно принять утверждение, посланное Высшею Волею, можно сказать, что уявление Служения воспринято. Так, Мы не любители панихид и пустого обращения к Господу. Так, Мы чтим учеников устремление к Служению Иерархии. Так, легко уследить, как не принимающий духом Служение чтит Владыку словом и Иерархию, пока путь удобен. Так, Мы учитываем каждое устремление снять бремя с Иерархии, так в малом и большом. Так в творчестве Нашем Мы утверждаем почитание не словом, но делом. Так, когда Наш мудрый Фуяма несет всю тягость земной битвы, то нужно осознать, как явить творцу облегчение. Так, Мы горюем, когда видим почитание словами, но не действием. Так, творцу нужно явить почитание и понимание».

«Итак, человечество является аккумулятором и трансмутатором высокой энергии, которую мы условились называть психической. Значение человечества в том, чтобы трансмутировать в сознании эту энергию и путем Иерархии устремлять ее в высшие сферы. Утеря понимания назначения своего отбросила людей от знания ответственности. Так, теперь снова напоминаем об основе Бытия – надо готовиться к следующей эволюции. Надо снова приблизить к себе великий провод и осознать начала обновления жизни. Вы заметили, насколько Мы против спиритизма, но часто говорим о тонких телах. Мы улыбаемся современному гипнотизму, но говорим о лучах и магнитах. Мы советуем пересмотреть фармакопею, но даем несколько основных лекарств».

«Куда же направляется внимание? Нужно понять, что в основании эволюции лежит усовершенствование, оно призывает к упрощению и к непосредственному общению с высшими мирами. Можно видеть, как пранаяма и прочие искусственные приемы разных йог могут быть заменены простым огненным сердцем. Конечно, эта простота относительна, к ней ведет пылающий огненный путь, но зато она вносит в жизнь именно то, что было отринуто как отвлеченность и небывальщина. Считаю: каждое устремление к пути познания нужно скорейше приводить в исполнение. Говорят: почему не заставляем устремляться к эволюции? Но даже простая нянька говорит ребенку: "Будь большим, найди сам!" Говорим, насколько можно, чтобы не творить новую карму. Черные недаром очень заняты. Правильно решили рваться вперед». (Одобрены все предложения Фуямы относительно разных комитетов.)

«Когда человечество поймет, что есть пространство, насыщенное следствиями человеческих деяний, можно будет лечить планету. Как газы, они отравляют землю и сгущают атмосферу, потому нужно призадуматься над утверждением явленных следствий. Человечество забыло, что искупление должно происходить кармическим путем. Потому каждая накопленная ступень может трансмутироваться при устремлении к высшему закону Иерархии. Цепь великая Иерархии даст всему миру жизнь, и принятие этого закона может открыть новый доступ энергии. Так можно сложить новую лучшую ступень».

«Конечно, напряжением всех сил победим, так важно применить в битве все устремления и принять сердцем все Указы. Так, закон Иерархии может дать лучшую ступень. Когда фокус Наших дел стоит во главе, то нужно питать явленные Указы сердца своим устремлением, ибо не может проявиться энергия Блага без восприятия. Потому так важно принимать огненно то, что дает Фуяма, да, да, да! Истинно несущий всю тягость земной битвы! Так пусть примут сердцем все Указания Фуямы. Так, огни Урусвати разряжают атмосферу».

«Каждое понятие имеет свое уравновесие. Почитание Иерархии имеет уравновесие в понятии ручательства. Если к верху почитание Иерархии, то к низу ручательство. Даже существует терафим ручательства. Урусвати видела свидетельствование терафима, так нерушимо ручательство, пока осознана Иерархия. Свидетельствую, насколько неизменяем Учитель, настолько же твердо ручательство. Потому не произносите легкомысленно слово «Учитель». Но произнеся, не думайте о разрыве этой серебряной нити. Легкомысленный может познать следствие на простом примере. Пусть накрепко привяжет к стене резиновый жгут и, закрыв глаза, тянет его изо всех сил, не сверхъестественный синяк получится. Что же может быть от разрыва серебряной нити! Опять пугливое и блудливое сознание скажет о запугивании, но каждый закон, каждая машина может причинить неприятность, если неправильно обращение с нею!»

«Именно, из любви нужно учить, как мудро нужно обращаться со священным понятием Учителя. Нет тех тридцати сребреников, за которые можно было бы нанять разных Учителей. Так же мудро нужно выбирать учеников. Та же серебряная нить связывает каждого Учителя с каждым учеником. Раз произнесено ручательство, оно входит в основу кармы. Можно наблюдать на событиях жизни, насколько непреложно сказанное. Никто не может отговориться незнанием законов, потому лучше повторить на каждой странице, нежели допустить пагубное заблуждение, которое влечет отвратительный хвост следствий. Не сурово, но жизненно надо понимать закон. Не словом, но сердцем нужно принять совет, недаром зубы положены затвором языка. Время очень величественное. Помните, пока Моисей на горе готовил Скрижали, народ внизу предавался безумию! Но телец беззакония все же разрушился перед Заветом Высшим. Прошу беречь здоровье и думать шире широкого!»

«Стремление людей всегда измеряется их служением Свету или Тьме. По этому можно судить об их назначении в жизни. Так, хуже всего половинчатое мышление и половинчатое устремление. Разрушители всегда только строят на половинчатом устремлении. Нет хуже служителя половинчатого, ибо он прячется явлением половинчатости, потому прямой враг Света Нами предпочитается. Многие черви, которые ползут по явлению тумана, Нами не допускаются к большим битвам. Так, половинчатость должна быть избегнута, всегда и всеми мерами нужно избегать общения с половинчатыми людьми, так, половинчатость, явленная учениками, отбрасывает их на тысячу лет, и потому нужно знать, где утверждать свое сознание. Так, Служитель Света не признает половинчатости. Самое губительное, когда половинчатость привходит в утверждающегося на пути, ибо тогда происходит раздвоение мышления и действий, потому половинчатость есть враг Учения, и когда Мы видим половинчатость по отношению к Иерархии, то нужно искоренить это разрушительное утверждение. Ибо когда нет цельности, не может быть строительства. Потому ученики должны понять, как важно иметь цельное устремление. Для этого нужно поступиться личным удобством, личным самомнением, личным самосожалением, личным самообольщением и всегда помнить, что Иерархия не должна быть обременена, так нужно запомнить тем, кто Служение понимает как возложение на Владыку и Иерархию. Так, нужно фокус беречь, так, нужно сердце Урусвати беречь, так, действием нужно охранить серебряную нить, истинно!»

Так, любимые, утвердитесь в понимании, что время величественное и грозное и потому только напряжением всех сил победим. Думайте шире широкого, все вместе обсуждайте, как лучше понять и применить присылаемое. Умейте с достоинством отвечать всем разрушителям культуры и невеждам. Владыка требует, чтобы сейчас было явлено самое широкое понимание значению Флага Мира. Нужно понять Флаг Мира как величайший символ. Я вижу, как в недалеком будущем будет основана Лига Культуры, в которую войдут все представители мысли, творчества, в которой и женщина скажет свое слово, и эта Лига Культуры будет собираться под Флагом Мира. Лига Культуры сменит мертвую Лигу наций! События в Испании[1] еще раз показали миру, как своевременна идея Флага Мира! Новые события идут и заставят призадуматься всех противников культуры. Нужно уметь отвечать подобным тушителям культуры и игнорамусам, как мистер Сек... Все формулы не только даны, но и каждый день несет подтверждение их событиями. Сейчас каждая страна должна призадуматься, как лучше охранить свои культурные достояния, а не прекращать деятельность, украшающую облик нации и страны, деятельность, обращающую мировое внимание на возможность культурного значения Америки. Не будем скрывать от себя, что Америка до сих пор не занимала места среди культурных стран, она рассматривалась лишь со стороны доллара и механической цивилизации. Лишь недавно в Америке стали назначаться послы, если не ошибаюсь, то только со времени войны, титул посланника считался совершенно достаточным для представительства в этой стране. Конечно, возможно, что, если перечислить такому типу, как Сек... всю деятельность наших Учреждений и сказать о Знамени Мира, то он искренне подумает: охота людям заниматься такими хлопотливыми и никчемными делами, но если уж так хотят заняться просвещением, то почему бы не употребить им свое, видимо, большое воображение и знакомство с искусством на то, чтобы открыть клуб с картежной игрой при кинематографе на злободневные темы с легким привкусом порнографии, – всем было бы понятно и приятно и очень доходно? Подобные сознания никогда не смогут понять, что есть культура, и на них можно действовать лишь страхом общественного мнения. Разве могут они охватить все великое историческое значение объединения носителей культуры под Знаменем Мира!

Н.К. поместил в статью замечательное определение культуры, так, он говорит: «Невежественный человек сначала должен стать цивилизованным, потом образованным, став образованным, он делается интеллигентным, затем следует утонченность и осознание синтеза, которое завершается принятием понятия культуры».

Ни один узкий специалист, как бы ни была высока его специальность, не может называться носителем культуры. Культура есть синтез, культура прежде всего понимает и знает основы Бытия и пути строительства. Кто осознал основы Бытия?

Но события идут, и переоценка ценностей суждена, пространственное сознание набухает, и ничем не остановить эту гигантскую волну, которая захлестнет все противящееся ей. Спасительно в это время очутиться в баркасе, управляемом Мощною Рукою Кормчего не от мира сего. Но всем сидящим в этом баркасе можно посоветовать не толкаться, не пересаживаться, не наклоняться за борт и не оглядываться назад, но всем существом устремиться в ритме несущегося баркаса – в своем стремительном беге по гребням валов он не может остановиться даже в случае падения за борт нескольких путников, ибо спасение заключается именно в этой стремительности. Потому уподобимся этому баркасу. Разбудим весь огонь духа и, понимая всю опасность времени, напряжем темп деятельности и напряжем думы, чтобы осознать величие совершающегося и всего даваемого по времени, не словами и восклицаниями, но сердцем и мозгом. Избегайте равнодушия к кажущимся Вам деталям, сейчас малейшее действие должно быть продумано, ибо каждое легкомыслие в дни напряжения есть предательство. Особенно тяжко за упущенные сроки!! Очень были удивлены и глубоко огорчены, что «Агни Йога» выйдет лишь в мае!

Много замечательного совершается, куски рассыпанной мозаики складываются Мощною Рукою в величественную картину, подробности выступают последовательно, и намечается чудесная лестница восхождения. Обратите внимание, как обращаются такие знаменитые ученые, как профессор Метальников, и как опять потянулся один из первых среди признанных философов Европы, профессор Лосский. Как тянутся группы молодых сознаний к фокусу, лишь в нем видя спасение... Истинно, знамения времени и много-много еще другого...

Потому, родные и любимые, напрягитесь и куйте Ваше великое будущее. Утвердитесь в Вашем значении, утвердитесь в красоте и законности наших основ и научитесь, научитесь отстаивать их. Помните, лишь мысль побеждает, надо на все иметь готовый ответ, выбивающий противника из колеи. Чем победил Фуяма, как не силою мысли, силою доводов! Имейте этот пример всегда перед глазами и действуйте смело. Наш доктор Кельц называл много просветительных учреждений, освобожденных совершенно от такс[1], эти учреждения имеют доходы, которые они употребляют на расширение своей деятельности. Имена их сообщим позднее, собирайте как можно больше подобных фактов, говорят, главное, нельзя начать платить, нужно всеми силами бороться за права культуры. Пора Америке стать культурною страною! Обнимаю Вас, любимые, чуйте всю жажду духа вдохнуть в Вас огонь обновления, огонь устремления и любовь к Нашему Единому Спасителю.

Духом и сердцем с Вами, Е.Р.

Книга Т.М. – ужасна и страшна судьба служителей тьмы.


Примечания


<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно