30.06.1934 Е.И.Рерих А.И.Клизовскому

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 1: Строка 1:
-
{{LetterInfo|Е.И.Рерих|А.И.Клизовскому|30.06.1934|МЦР, 2000||}}<p class=a0 style='page-break-after:avoid'>Е.И.Рерих –
+
{{LetterInfo|Е.И.Рерих|А.И.Клизовскому|30.06.1934|МЦР, 2000||}}<p>Е.И.Рерих –
А.И.Клизовскому</p>
А.И.Клизовскому</p>
-
<p class=MsoDate style="text-align: right; font-weight: bold;" style='page-break-after:avoid'><span
+
<p style='page-break-after:avoid' style="text-align: right; font-weight: bold;">30 июня 1934 г.<br>
-
style='mso-no-proof:yes'>30 июня 1934 г.<br>
+
«Урусвати»</p>
-
«Урусвати»</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Дорогой Друг Александр
+
<p>Дорогой Друг Александр
Иванович, Вы уже получили все предыдущие главы и мои комментарии на них.
Иванович, Вы уже получили все предыдущие главы и мои комментарии на них.
Разберу главу 9. Страница 181. Учение Жизни, давая в соответствии с
Разберу главу 9. Страница 181. Учение Жизни, давая в соответствии с
Строка 16: Строка 15:
появление Великих Учителей, мы увидим, что ко времени появления Их все до них
появление Великих Учителей, мы увидим, что ко времени появления Их все до них
бывшие Учения совершенно утрачивали свою основную начальную чистоту и часто
бывшие Учения совершенно утрачивали свою основную начальную чистоту и часто
-
были искажены до неузнаваемости.</span></p>
+
были искажены до неузнаваемости.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Истинно, Новое Провозвестие<ref><span
+
<p>Истинно, Новое Провозвестие<ref> Сверху от руки написано: «Учение Жизни».</ref>
-
style='mso-no-proof:yes'> Сверху от руки написано: «Учение Жизни».</span></ref>
+
не отвергает ни одно Учение,<b> </b>но лишь углубляет и очищает от вековых
не отвергает ни одно Учение,<b> </b>но лишь углубляет и очищает от вековых
-
нагромождений.</span></p>
+
нагромождений.</p>
-
<p class=MsoBodyTextIndent>Не следует думать, что Учение Христа есть Учение
+
<p>Не следует думать, что Учение Христа есть Учение
«низшей школы», низшей ступени. Учение Христа содержало в себе те же великие
«низшей школы», низшей ступени. Учение Христа содержало в себе те же великие
Истины, но сознание его современников не было готово к принятию их, отсюда и
Истины, но сознание его современников не было готово к принятию их, отсюда и
Строка 30: Строка 28:
служителей, которые создали церковное христианство.</p>
служителей, которые создали церковное христианство.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Пересланный Вам § Учения дает
+
<p>Пересланный Вам § Учения дает
всю программу работы. Так, Указано «сопоставлять Учение с прочими Заветами, при
всю программу работы. Так, Указано «сопоставлять Учение с прочими Заветами, при
этом можно отмечать печать времени на тех же Истинах... Мы <i>против осуждения,</i>
этом можно отмечать печать времени на тех же Истинах... Мы <i>против осуждения,</i>
но сопоставление будет как шлифовка камня. Можно при любви к предмету находить
но сопоставление будет как шлифовка камня. Можно при любви к предмету находить
много новых сопоставлений и прекрасных касаний». Именно, указано <i>не осуждать
много новых сопоставлений и прекрасных касаний». Именно, указано <i>не осуждать
-
и не умалять,</i> но находить прекрасные сопоставления и касания.</span></p>
+
и не умалять,</i> но находить прекрасные сопоставления и касания.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Если бы Вы знали достаточно
+
<p>Если бы Вы знали достаточно
английский язык, я послала бы Вам книжечку «Основы Буддизма», очень одобренную
английский язык, я послала бы Вам книжечку «Основы Буддизма», очень одобренную
Самим Владыкой. В ней изложена сущность Учения Будды, но не буддизма, ибо
Самим Владыкой. В ней изложена сущность Учения Будды, но не буддизма, ибо
Строка 48: Строка 46:
звеном в цепи Иерархии Учений. На Востоке Учителя, отвергающего преемственность
звеном в цепи Иерархии Учений. На Востоке Учителя, отвергающего преемственность
и утверждающего лишь свое Учение, называют «древом, лишенным корней». И такого
и утверждающего лишь свое Учение, называют «древом, лишенным корней». И такого
-
учителя слушать не будут.</span></p>
+
учителя слушать не будут.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Итак, не осуждайте, не
+
<p>Итак, не осуждайте, не
умаляйте, но лишь сопоставляйте Заветы, находя прекрасные касания и новые грани
умаляйте, но лишь сопоставляйте Заветы, находя прекрасные касания и новые грани
-
Истины.</span></p>
+
Истины.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Теперь страница 187. Вы
+
<p>Теперь страница 187. Вы
пишете, что «Мать Новой Эпохи должна любить чужого ребенка так же, как и
пишете, что «Мать Новой Эпохи должна любить чужого ребенка так же, как и
своего...». Это утверждение слишком сильно и неубедительно. Невозможно
своего...». Это утверждение слишком сильно и неубедительно. Невозможно
Строка 61: Строка 59:
найдет в сердце своем любовь и к чужому ребенку. Все дети будут дороги ее
найдет в сердце своем любовь и к чужому ребенку. Все дети будут дороги ее
всевмещающему сердцу. Ужасна любовь исключительная, но любовь вмещающая может
всевмещающему сердцу. Ужасна любовь исключительная, но любовь вмещающая может
-
иметь свои градации.</span></p>
+
иметь свои градации.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Страница 193. Главных центров
+
<p>Страница 193. Главных центров
семь, и они отвечают семи принципам человека. Но для завершения человек должен
семь, и они отвечают семи принципам человека. Но для завершения человек должен
возжечь в себе все 49 огней, которые заключают в себе огни всех центров и их
возжечь в себе все 49 огней, которые заключают в себе огни всех центров и их
Строка 73: Строка 71:
в этом Вашем труде, таком ясном и предназначенном для широкого распространения.
в этом Вашем труде, таком ясном и предназначенном для широкого распространения.
Может быть, лучше заменить их терминами духа, души, разума, рассудка, сердца и
Может быть, лучше заменить их терминами духа, души, разума, рассудка, сердца и
-
т.д.</span></p>
+
т.д.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Также на странице 198 строки:
+
<p>Также на странице 198 строки:
«Абсолютный Разум и Совершенное Сердце, будучи одним и тем же Источником, соответствуют
«Абсолютный Разум и Совершенное Сердце, будучи одним и тем же Источником, соответствуют
высшей сущности человека, его седьмому принципу, в котором сосредоточены все
высшей сущности человека, его седьмому принципу, в котором сосредоточены все
Строка 85: Строка 83:
сущностью на планах проявления. Так, для того чтобы достичь сознательного
сущностью на планах проявления. Так, для того чтобы достичь сознательного
проявления на всех планах проявления или обрести истинное бессмертие, то есть
проявления на всех планах проявления или обрести истинное бессмертие, то есть
-
стать Архатом, Буддой, Дхиан Коганом<ref><span
+
стать Архатом, Буддой, Дхиан Коганом<ref> Владыка Света (санскр.)</ref>
-
style='mso-no-proof:yes'> Владыка Света (санскр.)</span></ref>
+
и т.д., человек должен здесь, на Земле, соединить три принципа (4, 5 и 7) и
и т.д., человек должен здесь, на Земле, соединить три принципа (4, 5 и 7) и
слить их именно <i>в шестом принципе.</i> Седьмой принцип есть лишь вечная
слить их именно <i>в шестом принципе.</i> Седьмой принцип есть лишь вечная
Строка 98: Строка 95:
в нем, но многие теософы привыкли соединять шестой принцип – Буддхи только с
в нем, но многие теософы привыкли соединять шестой принцип – Буддхи только с
питуитарной, или мокротной, железой и могут начать Вам возражать. Но именно
питуитарной, или мокротной, железой и могут начать Вам возражать. Но именно
-
шестой принцип в своем высшем аспекте будет возглавляться сердцем.</span></p>
+
шестой принцип в своем высшем аспекте будет возглавляться сердцем.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>На странице 200 я изъяла бы
+
<p>На странице 200 я изъяла бы
по нескольким причинам самые последние строки: «Не уподобимся лишь древним
по нескольким причинам самые последние строки: «Не уподобимся лишь древним
евреям и т.д. ...» Никогда не следует слишком лягать какую-либо национальность.
евреям и т.д. ...» Никогда не следует слишком лягать какую-либо национальность.
Строка 107: Строка 104:
книжники, богословы и иереи. Также во имя Истины нужно сказать, что Христос
книжники, богословы и иереи. Также во имя Истины нужно сказать, что Христос
действительно не был тем обещанным им Писаниями Мессией. Мессия Евреев
действительно не был тем обещанным им Писаниями Мессией. Мессия Евреев
-
тождественен Майтрейе, Калки Аватару<ref><span
+
тождественен Майтрейе, Калки Аватару<ref> Аватар на Белом коне (санскр.) – в индуистской
-
style='mso-no-proof:yes'> Аватар на Белом коне (санскр.) – в индуистской
+
традиции – грядущее воплощение бога Вишну.</ref>,
-
традиции – грядущее воплощение бога Вишну.</span></ref>,
+
Мунтазару и т.д. – тому Высочайшему Облику, который должен появиться на смене
Мунтазару и т.д. – тому Высочайшему Облику, который должен появиться на смене
Расы, чтобы дать Новое Провозвестие и установить ту вибрацию, на которую будет
Расы, чтобы дать Новое Провозвестие и установить ту вибрацию, на которую будет
Строка 128: Строка 124:
Гиту», Вы убедитесь в полной тождественности Источника. В Братстве Света этот
Гиту», Вы убедитесь в полной тождественности Источника. В Братстве Света этот
Огненный Облик часто именуется Учителем Учителей. Истинно, это так. И теперь
Огненный Облик часто именуется Учителем Учителей. Истинно, это так. И теперь
-
Вам станет ясно, почему мы именуем этого Великого Иерарха – Владыка.</span></p>
+
Вам станет ясно, почему мы именуем этого Великого Иерарха – Владыка.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Теперь вернусь к странице
+
<p>Теперь вернусь к странице
197. У Вас встречается и такое утверждение: «Но как и прежние Писания, Агни
197. У Вас встречается и такое утверждение: «Но как и прежние Писания, Агни
Йога не дает прямых определенных и исчерпывающих указаний, как и <i>что делать</i>».
Йога не дает прямых определенных и исчерпывающих указаний, как и <i>что делать</i>».
Строка 142: Строка 138:
применившему основное, избрать и второстепенные вспомогательные средства по
применившему основное, избрать и второстепенные вспомогательные средства по
особенностям его организма. Великая ошибка всем дать один и тот же рецепт. Раз
особенностям его организма. Великая ошибка всем дать один и тот же рецепт. Раз
-
поняты основы и применены в жизни, все остальное прилагается само собой.</span></p>
+
поняты основы и применены в жизни, все остальное прилагается само собой.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Но беда в том, что люди не
+
<p>Но беда в том, что люди не
хотят понять, что основа всех достижений лежит в следовании Великому Идеалу и в
хотят понять, что основа всех достижений лежит в следовании Великому Идеалу и в
огненной трансмутации наших чувств, наших мыслей, всего нашего характера. Им
огненной трансмутации наших чувств, наших мыслей, всего нашего характера. Им
Строка 162: Строка 158:
им во имя этого Идеала, он постоянно чувствует в сердце своем любовь и
им во имя этого Идеала, он постоянно чувствует в сердце своем любовь и
присутствие этого Образа. Это и есть истинная концентрация, указуемая в
присутствие этого Образа. Это и есть истинная концентрация, указуемая в
-
Эзотерической Философии, <i>изучающей лишь внутренний мир, мир нуменов</i>.<ref><span
+
Эзотерической Философии, <i>изучающей лишь внутренний мир, мир нуменов</i>.<ref> Истинная, сущностная природа бытия (греч.).</ref>
-
style='mso-no-proof:yes'> Истинная, сущностная природа бытия (греч.).</span></ref>
+
Так же и молитва, произносимая йогом, есть непрестанное сердечное устремление и
Так же и молитва, произносимая йогом, есть непрестанное сердечное устремление и
предстояние перед Обликом Избранным, и устремление это творится в мыслях и
предстояние перед Обликом Избранным, и устремление это творится в мыслях и
Строка 171: Строка 166:
улыбнулся и сказал: «Моя молитва началась уже давно». И действительно, не была
улыбнулся и сказал: «Моя молитва началась уже давно». И действительно, не была
ли вся его жизнь таким непрестанным молитвенным предстоянием перед Великим Идеалом,
ли вся его жизнь таким непрестанным молитвенным предстоянием перед Великим Идеалом,
-
истинной молитвой перед Наивысшим?</span></p>
+
истинной молитвой перед Наивысшим?</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Так будем справедливы к
+
<p>Так будем справедливы к
Книгам Учения и всем древним Писаниям и спросим себя: разве в восьми изданных
Книгам Учения и всем древним Писаниям и спросим себя: разве в восьми изданных
Книгах Учения не разобраны исчерпывающе со всех сторон, со всех углов зрения те
Книгах Учения не разобраны исчерпывающе со всех сторон, со всех углов зрения те
Строка 179: Строка 174:
человека? Именно, в них даны и второстепенные вспомогательные средства;
человека? Именно, в них даны и второстепенные вспомогательные средства;
просмотрите книги с этим устремлением, и Вы найдете немало предписаний и даже
просмотрите книги с этим устремлением, и Вы найдете немало предписаний и даже
-
аптечных средств.</span></p>
+
аптечных средств.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Все Учения всего Мира
+
<p>Все Учения всего Мира
постоянно настаивали «на чистоте мысли, чистоте слова и чистоте поступка», как
постоянно настаивали «на чистоте мысли, чистоте слова и чистоте поступка», как
на трех основах для желающих подняться над уровнем человечества и
на трех основах для желающих подняться над уровнем человечества и
присоединиться к «богам». Так говорил и Зороастр, так говорили все Великие
присоединиться к «богам». Так говорил и Зороастр, так говорили все Великие
-
Учителя от Первого и до Настоящего.</span></p>
+
Учителя от Первого и до Настоящего.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Теперь перейду к вопросу о
+
<p>Теперь перейду к вопросу о
книге, который, видимо, всех очень тревожит, хотя в свое время я уже ответила
книге, который, видимо, всех очень тревожит, хотя в свое время я уже ответила
на него г-же Иогансон. Конечно, не может быть запрещения читать книги по разным
на него г-же Иогансон. Конечно, не может быть запрещения читать книги по разным
Строка 200: Строка 195:
например, «Эзотерический Буддизм» Синнетта написан целиком на основании
например, «Эзотерический Буддизм» Синнетта написан целиком на основании
полученных им писем от Махатм, но все эти письма гораздо полнее приведены в
полученных им писем от Махатм, но все эти письма гораздо полнее приведены в
-
издании этих писем и при этом без добавления ошибочных комментариев.</span></p>
+
издании этих писем и при этом без добавления ошибочных комментариев.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Я уже упомянула Вам книгу А.
+
<p>Я уже упомянула Вам книгу А.
Безант «Эзотерическое Христианство» и даже «Иннер Лайф» Ледбитера, но все
Безант «Эзотерическое Христианство» и даже «Иннер Лайф» Ледбитера, но все
остальные книги последнего автора полны вредных заблуждений. Есть еще неплохая
остальные книги последнего автора полны вредных заблуждений. Есть еще неплохая
Строка 243: Строка 238:
полках книгохранилищ целые гнойники лжи. Было бы недопустимо сохранять этих
полках книгохранилищ целые гнойники лжи. Было бы недопустимо сохранять этих
паразитов. Недостойно, невозможно предложить прочесть лживую книгу. Зачем
паразитов. Недостойно, невозможно предложить прочесть лживую книгу. Зачем
-
обращать лучший угол очага в лживого шута! Должно отметить вопрос книги»<ref><span
+
обращать лучший угол очага в лживого шута! Должно отметить вопрос книги»<ref> Община (Рига), 94</ref>.
-
style='mso-no-proof:yes'> Община (Рига), 94</span></ref>.
+
Да, есть еще страницы в этом же духе, когда-нибудь приведу их Вам; и особенно
Да, есть еще страницы в этом же духе, когда-нибудь приведу их Вам; и особенно
нужно оберечь детей. Именно, многие духовные и физические язвы детей от
нужно оберечь детей. Именно, многие духовные и физические язвы детей от
-
недостойных и лживых книг.</span></p>
+
недостойных и лживых книг.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Если бы читающие книги Учения
+
<p>Если бы читающие книги Учения
вдумались глубже во все проблемы жизни, во все новые области и отрасли знания,
вдумались глубже во все проблемы жизни, во все новые области и отрасли знания,
затронутые в них, и задались целью основательно изучить их, то материала в них
затронутые в них, и задались целью основательно изучить их, то материала в них
Строка 267: Строка 261:
Учении, которое не останавливается ни на один день и огненными формулами и
Учении, которое не останавливается ни на один день и огненными формулами и
вехами ведет все вперед, намечая грядущие события и ступени сознания и все шире
вехами ведет все вперед, намечая грядущие события и ступени сознания и все шире
-
и шире раздвигая завесу в Великую Беспредельность.</span></p>
+
и шире раздвигая завесу в Великую Беспредельность.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Так пусть никто не думает,
+
<p>Так пусть никто не думает,
что чтение книг запрещается. <i>Это ересь. </i>Но пусть <i>умеют разбираться в
что чтение книг запрещается. <i>Это ересь. </i>Но пусть <i>умеют разбираться в
достоинстве их.</i> Также очень полезно знакомиться со всеми новейшими
достоинстве их.</i> Также очень полезно знакомиться со всеми новейшими
Строка 281: Строка 275:
которые ему доступнее. Никаких запрещений нет, лишь <i>остережете против лжи.</i>
которые ему доступнее. Никаких запрещений нет, лишь <i>остережете против лжи.</i>
Пожалуйста, не откажите прочесть выдержки из этого письма Рихарду Яковлевичу и
Пожалуйста, не откажите прочесть выдержки из этого письма Рихарду Яковлевичу и
-
Карлу Ивановичу.</span></p>
+
Карлу Ивановичу.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Должна кончать письмо, скоро
+
<p>Должна кончать письмо, скоро
прочту и последнюю главу Вашего труда и тогда передам Владыке Вашу просьбу. Но
прочту и последнюю главу Вашего труда и тогда передам Владыке Вашу просьбу. Но
до сих пор Владыка никогда ни к одной книге не давал Своего Предисловия,
до сих пор Владыка никогда ни к одной книге не давал Своего Предисловия,
-
конечно, исключая Книги Учения.</span></p>
+
конечно, исключая Книги Учения.</p>
-
<p class=MsoNormal><span style='mso-no-proof:yes'>Было бы хорошо, если бы Вы
+
<p>Было бы хорошо, если бы Вы
прочли главы Вашего труда как отдельные лекции на собрании членов Общества. Еще
прочли главы Вашего труда как отдельные лекции на собрании членов Общества. Еще
раз утверждаю интерес к Вашему труду и шлю Вам сердечный привет и силы на
раз утверждаю интерес к Вашему труду и шлю Вам сердечный привет и силы на
-
продолжение Вашей полезной деятельности.</span></p>
+
продолжение Вашей полезной деятельности.</p>
-
<p class=MsoSignature>Всего Светлого, Елена Рерих</p>
+
<p>Всего Светлого, Елена Рерих</p>
-
<p class=MsoNormal align=left style='text-align:left'><span style='mso-no-proof:
+
<p align=left style="text-align:left;">&nbsp;</p>
-
yes'>&nbsp;</span></p>
+

Текущая версия

Информация о письме
  • От кого: Е.И.Рерих
  • Кому : А.И.Клизовскому
  • Дата : 30.06.1934
  • Издание: МЦР, 2000

Е.И.Рерих – А.И.Клизовскому

30 июня 1934 г.
«Урусвати»

Дорогой Друг Александр Иванович, Вы уже получили все предыдущие главы и мои комментарии на них. Разберу главу 9. Страница 181. Учение Жизни, давая в соответствии с переживаемым нами временем новый аспект Единой вечной Истины, идет не на смену, но на огненное очищение и утверждение всех бывших великих Учений. Ведь еще Христос сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков, не нарушить пришел Я, но исполнить». Истинно, каждый приходящий Учитель является Законодателем и Огненным Очистителем одновременно. Если проследим историческое появление Великих Учителей, мы увидим, что ко времени появления Их все до них бывшие Учения совершенно утрачивали свою основную начальную чистоту и часто были искажены до неузнаваемости.

Истинно, Новое Провозвестие[1] не отвергает ни одно Учение, но лишь углубляет и очищает от вековых нагромождений.

Не следует думать, что Учение Христа есть Учение «низшей школы», низшей ступени. Учение Христа содержало в себе те же великие Истины, но сознание его современников не было готово к принятию их, отсюда и все искажения, приведшие к мертвым противоестественным догмам. Можно сказать, что не Учение Христа есть низшая ступень, но сознание тех последователей и служителей, которые создали церковное христианство.

Пересланный Вам § Учения дает всю программу работы. Так, Указано «сопоставлять Учение с прочими Заветами, при этом можно отмечать печать времени на тех же Истинах... Мы против осуждения, но сопоставление будет как шлифовка камня. Можно при любви к предмету находить много новых сопоставлений и прекрасных касаний». Именно, указано не осуждать и не умалять, но находить прекрасные сопоставления и касания.

Если бы Вы знали достаточно английский язык, я послала бы Вам книжечку «Основы Буддизма», очень одобренную Самим Владыкой. В ней изложена сущность Учения Будды, но не буддизма, ибо буддизм и ламаизм, так же как и христианство, мало имеют общего с истинным Учением их Основателей. Вообще полезно и даже необходимо знать Основы всех Великих Учений. Именно это знание помогает лучшему пониманию Нового Провозвестия и Учения Христа. Ведь все великие Учения идут из Единого Источника и нельзя, принимая одно, отрицать другое. Восток очень понимает все значение великой преемственности Учений и чтит лишь того Учителя, который является звеном в цепи Иерархии Учений. На Востоке Учителя, отвергающего преемственность и утверждающего лишь свое Учение, называют «древом, лишенным корней». И такого учителя слушать не будут.

Итак, не осуждайте, не умаляйте, но лишь сопоставляйте Заветы, находя прекрасные касания и новые грани Истины.

Теперь страница 187. Вы пишете, что «Мать Новой Эпохи должна любить чужого ребенка так же, как и своего...». Это утверждение слишком сильно и неубедительно. Невозможно требовать от земной матери сверхчеловеческих чувств. Оставим ей законное право любить своего ребенка больше, нежели чужого. Но скажем, что истинная мать найдет в сердце своем любовь и к чужому ребенку. Все дети будут дороги ее всевмещающему сердцу. Ужасна любовь исключительная, но любовь вмещающая может иметь свои градации.

Страница 193. Главных центров семь, и они отвечают семи принципам человека. Но для завершения человек должен возжечь в себе все 49 огней, которые заключают в себе огни всех центров и их разветвлений. В Учении упомянут 21 центр, потому что открытие их влечет за собою и все остальные огни разветвлений. Все духовные центры зависят от сердца. Сердце есть великий собиратель и трансмутатор всех энергий. Сердце можно назвать Солнцем по той роли, которую оно играет в нашем организме. Также, может быть, примете совет: не упоминать о принципах, слагающих человеческую сущность, в этом Вашем труде, таком ясном и предназначенном для широкого распространения. Может быть, лучше заменить их терминами духа, души, разума, рассудка, сердца и т.д.

Также на странице 198 строки: «Абсолютный Разум и Совершенное Сердце, будучи одним и тем же Источником, соответствуют высшей сущности человека, его седьмому принципу, в котором сосредоточены все достижения, когда уже нет подразделения на принципы, ибо все слилось в одном высшем достижении, достижении Первоисточника жизни, когда высшая человеческая дуада: его шестой и седьмой принцип сливаются в одну сущность и Разум становится Сердцем и Сердце Разумом...» не совсем правильны. Отвечаю на вопрос – дуада, состоящая из седьмого и шестого принципов, не является сознательной сущностью на планах проявления. Так, для того чтобы достичь сознательного проявления на всех планах проявления или обрести истинное бессмертие, то есть стать Архатом, Буддой, Дхиан Коганом[1] и т.д., человек должен здесь, на Земле, соединить три принципа (4, 5 и 7) и слить их именно в шестом принципе. Седьмой принцип есть лишь вечная жизненная сила, разлитая во всем Космосе. Потому, может быть, лучше сказать – именно Абсолютный Разум и Совершенное Сердце, будучи одним и тем же Источником, соответствуют высшей сущности человека, когда его дух, разум и все чувства огненно претворились и слились в сердце, именно когда Разум становится Сердцем и Сердце Разумом... Так Ваш читатель избегнет многих недоумений. Шестой принцип я везде заменила бы высшим сознанием. Вы помещаете шестой принцип в сердце, и это правильно, ибо ничто не может миновать сердца, все энергии трансмутируются в нем, но многие теософы привыкли соединять шестой принцип – Буддхи только с питуитарной, или мокротной, железой и могут начать Вам возражать. Но именно шестой принцип в своем высшем аспекте будет возглавляться сердцем.

На странице 200 я изъяла бы по нескольким причинам самые последние строки: «Не уподобимся лишь древним евреям и т.д. ...» Никогда не следует слишком лягать какую-либо национальность. Кроме того, некоторые евреи, не признающие Христа своим Мессией, гораздо ближе именно к Учению Христа, нежели средневековые инквизиторы и многие современные книжники, богословы и иереи. Также во имя Истины нужно сказать, что Христос действительно не был тем обещанным им Писаниями Мессией. Мессия Евреев тождественен Майтрейе, Калки Аватару[1], Мунтазару и т.д. – тому Высочайшему Облику, который должен появиться на смене Расы, чтобы дать Новое Провозвестие и установить ту вибрацию, на которую будет звучать духовная эволюция Нового Цикла. По древнейшим еврейским Писаниям, Мессия в Книге Своих еврейских жизней должен иметь такие воплощения, как Моисей и Соломон, Сын Давида, так же как Калки Аватар по индусским традициям – воплощения Рамы и Шри Кришны, творца «Бхагавад Гиты»; и, наконец, Майтрейя, согласно буддистам, перед своим последним проявлением должен явиться в земной сфере как Владыка Шамбалы. Может быть, Вы догадаетесь и узнаете Тот Высокий Огненный Облик, который объединяет в себе все эти и еще другие великие воплощения, устремленные к самоотверженному подвигу на Служение Человечеству. Явление Христа была величайшая Жертва, и об этом мы когда-нибудь побеседуем с Вами, но Он не Мессия. Конечно, сказанное о Мессии в связи с Христом Вы не будете вставлять в Вашу книгу и даже широко оповещать среди членов Общества. Лишь самые преданные Учению могут это знать – Карл Иванович, Рихард Яковлевич, – но о том, что Майтрейя и Калки Аватар и Шри Кришна – Единая Высочайшая Индивидуальность, можно говорить. И если Вы прочтете в этом духе «Бхагавад Гиту», Вы убедитесь в полной тождественности Источника. В Братстве Света этот Огненный Облик часто именуется Учителем Учителей. Истинно, это так. И теперь Вам станет ясно, почему мы именуем этого Великого Иерарха – Владыка.

Теперь вернусь к странице 197. У Вас встречается и такое утверждение: «Но как и прежние Писания, Агни Йога не дает прямых определенных и исчерпывающих указаний, как и что делать». Это заблуждение. Именно Агни Йога, как и все Писания, дает самые определенные и прямые указания, что делать. Но человек всегда пренебрегает сущностью и ищет второстепенных предписаний. Так же, как и в каждодневной жизни, ему нужна аптечная дозировка или патентованные средства. Забывая, что даже обычный добросовестный врач прежде всего заботится о самочувствии больного и применяет средства, дозируя их согласно состоянию организма. Все Учения, так же как и Агни Йога, всегда указывали на самое существенное, предоставляя человеку, применившему основное, избрать и второстепенные вспомогательные средства по особенностям его организма. Великая ошибка всем дать один и тот же рецепт. Раз поняты основы и применены в жизни, все остальное прилагается само собой.

Но беда в том, что люди не хотят понять, что основа всех достижений лежит в следовании Великому Идеалу и в огненной трансмутации наших чувств, наших мыслей, всего нашего характера. Им гораздо легче отказаться от излишеств в пище и, не отягощая своего мышления, механически отсчитывать пранаяму, нежели обуздать хотя бы одну привычку, лежащую камнем преткновения на пути к их духовному продвижению. Но, как сказано, все механическое, касаясь лишь внешнего человека, не имеет цены и не может преобразить внутреннего человека, преображение которого есть единая цель всех истинных Учений. Потому очень и очень нужно запомнить, что все высокие Йоги заботятся и имеют дело лишь с внутренним человеком, сфера которого лежит в мире мысли. Потому ни один раджа-йог или агни-йог не нуждается ни в каких механических приемах, ни в каких физических упражнениях и положениях тела и т.д. И единая концентрация, допускаемая ими, есть концентрация на избранном Высшем Идеале, в неуклонном и непрестанном стремлении подняться до Него. И такая концентрация, именно, продолжается безостановочно; что бы ни делал такой йог, мысль его неотступно держится около его Идеала, все делается им во имя этого Идеала, он постоянно чувствует в сердце своем любовь и присутствие этого Образа. Это и есть истинная концентрация, указуемая в Эзотерической Философии, изучающей лишь внутренний мир, мир нуменов.[1] Так же и молитва, произносимая йогом, есть непрестанное сердечное устремление и предстояние перед Обликом Избранным, и устремление это творится в мыслях и поступках каждого дня. Вспоминается мне рассказ, как однажды великий мудрец Конфуций был тяжко болен, и друзья, пришедшие навестить его, полагая, что он находится при смерти, предложили ему начать читать молитвы, на что Мудрец улыбнулся и сказал: «Моя молитва началась уже давно». И действительно, не была ли вся его жизнь таким непрестанным молитвенным предстоянием перед Великим Идеалом, истинной молитвой перед Наивысшим?

Так будем справедливы к Книгам Учения и всем древним Писаниям и спросим себя: разве в восьми изданных Книгах Учения не разобраны исчерпывающе со всех сторон, со всех углов зрения те качества, которые необходимо приобрести для преображения внутреннего человека? Именно, в них даны и второстепенные вспомогательные средства; просмотрите книги с этим устремлением, и Вы найдете немало предписаний и даже аптечных средств.

Все Учения всего Мира постоянно настаивали «на чистоте мысли, чистоте слова и чистоте поступка», как на трех основах для желающих подняться над уровнем человечества и присоединиться к «богам». Так говорил и Зороастр, так говорили все Великие Учителя от Первого и до Настоящего.

Теперь перейду к вопросу о книге, который, видимо, всех очень тревожит, хотя в свое время я уже ответила на него г-же Иогансон. Конечно, не может быть запрещения читать книги по разным отраслям знания, искусства и духа, наоборот, следует всячески пополнять знание свое, но необходимо научиться разбираться в них. Так, я всегда остерегала от многих оккультных книг. И конечно, когда есть возможность иметь все сокровища Книг Учения, освещающие все проблемы жизни и указующие новые пути к знанию, когда есть возможность ознакомиться с «Письмами Махатм» в их полном английском издании и с трудами Е.П. Блаватской, которых немало, то чтение всех остальных книг (теософической литературы), за малыми исключениями являющимися их слабым отзвуком и часто в ложном толковании, есть пустая трата времени. Так, например, «Эзотерический Буддизм» Синнетта написан целиком на основании полученных им писем от Махатм, но все эти письма гораздо полнее приведены в издании этих писем и при этом без добавления ошибочных комментариев.

Я уже упомянула Вам книгу А. Безант «Эзотерическое Христианство» и даже «Иннер Лайф» Ледбитера, но все остальные книги последнего автора полны вредных заблуждений. Есть еще неплохая книжечка Джаджа «Океан Теософии», но все это лишь толкования той же «Тайной Доктрины» и хороши для самых начинающих. Но особенно ужасна книга совместного творчества А. Безант и Ледбитера, заключающая в себе якобы жизни Великих Учителей и некоторых учеников, именно г-жи Безант, Ледбитера, Кришнамурти и Арундейль и т.д. Я редко встречала что-либо равное по безвкусию, кощунственности и лживости. Как сказано Великим Владыкой: «Книга эта творение многих рук, лишенных знания и красоты». И таких перлов среди теософической литературы немало. Ведь и Штейнер к концу жизни сошел с пути Света, и храм его был уничтожен разящим Лучом. Лично я всегда советую, если есть возможность, читать восточную литературу, ибо в ней, конечно, когда она не искажена переводом, нет заблуждений или очень мало. Потому прекрасно было бы, если члены Общества ознакомились бы с Основами Учения Будды, Упанишад, Бхагавад Гиты, Конфуция, Лао Тзе и т.д. Конечно, огромное затруднение в том, что так мало переведено на русский язык. При правильном отношении знакомство с этими Учениями может даже укрепить на пути Учения. Также всегда буду рекомендовать читать книги Суоми Вивекананды и изречения Рамакришны и особенно люблю читать огромные четыре тома, посвященные описанию жизней Рамакришны и Суоми Вивекананды. Читая их, проникаешься всем очарованием тонкости чувств и мысли Востока. Вообще, очень много прекрасных восточных книжечек, но теософическую литературу, за малыми исключениями, я не люблю. Прекрасны также книги Сестры Ниведиты об Индии и о Суоми Вивекананде, который был ее учителем. Между прочим, знаете ли Вы, что Йог Рамачарака есть псевдоним американца Аткинсона? Но книги его неплохи. Если я не ошибаюсь, он был знаком с Суоми Вивеканандой. Конечно, очень много читателей, которые, прочтя книжные теории, сопоставят их с Учением и при очевидном расхождении их впадут в расстройство. Вот почему на первых порах всем не утвердившимся в Учении так опасно читать лживые книги, трактующие о том же Учении. Много горя приносят духовные заблуждения. Одна надежда – ввиду того, что так мало переведено на русский язык, что самые вредные не проникли. Теперь в заключение приведу несколько страниц из Учения о книге: «Ошибки в книгах равны тяжкому преступлению. Ложь в книгах должна быть преследуема, как вид тяжкой клеветы. Ложь оратора преследуется по числу слушателей. Ложь писателя по числу отпечатков книг. Занимать ложью место народных книгохранилищ – тяжкое преступление... Конечно, нельзя препятствовать новым взглядам и построениям, но неверные данные не должны вводить в заблуждение, потому защита знания ложится на всех членов. Не позже года должны быть проверены книги, иначе число жертв будет велико. Особенно надо беречь книгу, когда достоинство ее потрясено. На полках книгохранилищ целые гнойники лжи. Было бы недопустимо сохранять этих паразитов. Недостойно, невозможно предложить прочесть лживую книгу. Зачем обращать лучший угол очага в лживого шута! Должно отметить вопрос книги»[1]. Да, есть еще страницы в этом же духе, когда-нибудь приведу их Вам; и особенно нужно оберечь детей. Именно, многие духовные и физические язвы детей от недостойных и лживых книг.

Если бы читающие книги Учения вдумались глубже во все проблемы жизни, во все новые области и отрасли знания, затронутые в них, и задались целью основательно изучить их, то материала в них хватило бы не на одну, но на несколько жизней. Но обычно люди читают глазами, а не сердцем, и потому самые замечательные Указания, самые величайшие откровения скользят по сознанию, не оставляя ни малейшего следа. Мне, имеющей ключ ко многим утверждениям в книгах Учения, приходится с грустью убеждаться в этом на каждом шагу. Книги эти дают направление всему мышлению, указывая новые области, устанавливая новые вехи для всех научных исследований. Книги эти так жизненны, так насущны, ибо они устремляют в будущее. Книги Учения – неисчерпаемый кладезь для ученых, сознание которых не затемнено предубеждениями. Человек без предубеждений, живущий в предвидении будущего, истинно уже творит его и тем самым облегчает и настоящее. Конечно, всякие сопоставления полезны, но после приходит ступень, когда книги становятся справочниками, иногда лишь для определенного технического сведения, но истинное знание открывается лишь при претворении и приложении Указаний, даваемых в Учении, которое не останавливается ни на один день и огненными формулами и вехами ведет все вперед, намечая грядущие события и ступени сознания и все шире и шире раздвигая завесу в Великую Беспредельность.

Так пусть никто не думает, что чтение книг запрещается. Это ересь. Но пусть умеют разбираться в достоинстве их. Также очень полезно знакомиться со всеми новейшими достижениями в области науки, чтобы еще раз убедиться, как наука близко подходит к утверждениям Сокровенного Знания. Так, я всегда мечтала издавать при нашем главном Центре журнал, посвященный всем достижениям в области искусства и науки. Мне хотелось давать обзор всего, что достигнуто по настоящий день во всех отраслях знания, и отмечать направление мысли. Пока что нет возможности это осуществить, но в будущем и это будет выполнено. Потому еще раз повторяю: пусть ни у кого не сложится убеждение, что запрещено питать мысль и из тех источников, которые ему доступнее. Никаких запрещений нет, лишь остережете против лжи. Пожалуйста, не откажите прочесть выдержки из этого письма Рихарду Яковлевичу и Карлу Ивановичу.

Должна кончать письмо, скоро прочту и последнюю главу Вашего труда и тогда передам Владыке Вашу просьбу. Но до сих пор Владыка никогда ни к одной книге не давал Своего Предисловия, конечно, исключая Книги Учения.

Было бы хорошо, если бы Вы прочли главы Вашего труда как отдельные лекции на собрании членов Общества. Еще раз утверждаю интерес к Вашему труду и шлю Вам сердечный привет и силы на продолжение Вашей полезной деятельности.

Всего Светлого, Елена Рерих

 


Примечания



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно