Астральные тела и двойники. Протокол собрания 14 февраля 1889 г.
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
VI
Собрание, состоявшееся 14 февраля 1889 г. по адресу: Лондон, 3[апад], Лансдаун-Роуд, 17. Председательствующий — м-р У.Кингсланд.
Станца III
Шлока 1. Последний трепет Седьмой Вечности дрожит в Бесконечности. Матерь набухает, распространяясь изнутри наружу, подобно бутону лотоса.
«Кажущееся парадоксальным употребление термина "Семь Вечноотей", разделяющее, таким образом, неделимое, утверждено в эзотерической философии. Последняя разделяет беспредельную Продолжительность на безусловное вечное и всемирное Время (кала) и на условное время (кханда кала). Первое есть абстракция или ноумен бесконечного времени, другое — его феномен, проявляющийся периодически как следствие Махата — Всемирного Разума, ограниченного продолжительностью манвантары». [«Тайная Доктрина», том I, с. 110.]
В. Совпадает ли начало Времени, которое, как мы уже говорили, не тождественно Продолжительности, с появлением проявленного Логоса?
О. Появиться раньше оно, конечно же, не могло. Но понятие «седьмая вибрация» относится как к Первому, так и к проявленному Логосу (Первый лежит за пределами Пространства и Времени, для Второго Время уже существует). Только когда «Матерь набухает», начинается дифференциация; ибо во время прохождения Первого Логоса через первичную и недифференцированную материю в Хаосе еще не наблюдается никакой активности. «Последняя вибрация Седьмой Вечности» является в то же время первой вибрацией, возвещающей Зарю, и, следовательно, синонимом Первого или непроявленного Логоса. На этом этапе Времени еще нет. Как я уже говорила, в самом начале не было ни Пространства, ни Времени, но, когда начинается дифференциация, она протекает уже во Времени и Пространстве. Во время первичного излучения, или излучения Второго Логоса, последний является потенциальной Отцом-Матерью, но, когда появляется Третий или проявленный Логос, он уже становится Матерью-Девой. «Отец и Сын» едины в теогониях всего мира; и, следовательно, фраза описывает появление как непроявленного, так и проявленного Логоса (первого — в начале, а второго — в конце «Седьмой Вечности»).
В. Можем ли мы, е таком случае, говорить о том, что Время существует с момента появления Второго, или Непроявленно-Проявленного Логоса?
О. Разумеется, нет, поскольку Время появляется только с началом Третьего Логоса. Именно в этом, как было только что сказано, заключается разница между ними двумя. «Последняя вибрация» начинается вне Времени и Пространства, а заканчивается с появлением третьего Логоса, когда Время (т.е. периодическое время) и Пространство уже есть. Второй Логос отчасти совмещает в себе сущность и природу как первого, так и последнего. В Первом Логосе дифференциация отсутствует, она впервые проявляется только во Втором Логосе как скрытая Мировая Мысль, а полномасштабная дифференциация (т.е. когда «Слово» становится плотью) начинается только в Третьем Логосе.
В. Чем отличается в «Тайной Доктрине» значение терминов «излучение» и «эманация»?
О. Они передают, как мне кажется, совершенно разные идеи и являются лучшими аналогами первоначальных терминов — лучшими из всех, что мне удалось подобрать. Однако если воспринимать их в обычном значении, то исходная идея окажется слегка искаженной. Излучение — это, так сказать, спонтанное и бессознательное испускание чего-либо; тогда как эманация — это создание постоянного и направленного потока, истекающего из некоей субстанции, производящей это действо вполне сознательно. Ортодоксальный оккультист при этом может заявить, что исходящий от цветка аромат это тоже «осознанная» эманация, как бы абсурдно — это не звучало для непосвященного. Излучение может исходить из Абсолюта; эманация — не может. Еще одно важное отличие состоит в том, что излучение рано или поздно непременно вернется назад, к своему истоку, тогда как эманация может переходить в другие эманации, при этом, все более разделяясь и дифференцируясь. Разумеется, в конце цикла времени эманация тоже должна вернуться в Единый Абсолют, но до этого, на протяжении всего цикла изменений, эманация сохраняется. Одна вещь может исходить из другой, так что в некотором смысле эманация эквивалентна эволюции; в то время как «излучение» представляется мне, в предкосмический период, разумеется, моментальным действием, подобным воспламенению листа бумаги под увеличительным стеклом, где Солнце, воспламеняющее бумагу, действует, конечно же, бессознательно. Впрочем, повторюсь, что оба эти термина используются за неимением лучшего.
В. Что вы называете прототипами, существующими в астральном свете? [«Тайная Доктрина», том I, с. 111.]
О. В данном случае фраза «астральный свет» используется вместо другого, мало известного пока термина, а именно — вместо «царства акаши, или первичного света, проявляющегося через божественный Источник Идей». Последний следует воспринимать здесь как общее название вселенского и божественного разума, отразившегося в водах Пространства или Хаоса, которые как раз и являются астральным светом — зеркалом, в котором отражается в перевернутом виде вышестоящий уровень. В абсолютной, или Божественной, Мысли существует все, и так было всегда, но Божественный Источник Идей ограничен вселенскими манвантарами.
Царство акаши есть недифференцированное, ноуменальное и абстрактное Пространство, которое заполняет Чидакасам — сфера первоначального сознания. В оккультной философии оно делится на несколько разрядов, а именно, — на «семь сфер». Первой является сфера скрытого сознания, сосуществующая с первым и вторым непроявленными Логосами. Это то, о чем сказано в Евангелии Св. Иоанна: «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его». Когда же пробьет час появления Третьего Логоса, скрытая потенциальность начинает излучать следующую, нижестоящую сферу дифференцированного сознания — Махат, или полную совокупность Дхиан Коганов чувствующей жизни — тех Дхиан Коганов, которые представлены на объективном уровне Фохатом, а на субъективном уровне — Манасапутрами. Астральный свет есть то, что отражает три наивысших уровня сознания, а под ним расположен еще более низкий или земной уровень. Следовательно, мы можем сказать, что акаша простирается не дальше четвертого уровня.
Между астральным светом и акашей существует большая разница, о которой следует помнить. Последняя — вечна, первый — периодичен. Астральный свет изменяется не только с каждой Махаманвантарой, но и с каждым малым периодом и планетарным циклом или Кругом.
В. Значит, прототипы существуют на уровне более высоком, чем астральный свет?
О. Прототипы и идеи вещей появляются сперва на уровне Божественного Вечного Сознания, откуда отражаются на уровень астрального света, нижние слои которого отражают также и жизнь нашей Земли, записывая ее на свои «скрижали». Вот почему астральный свет называют иллюзией. Именно из него мы, в свою очередь, получаем наши собственные прототипы. Таким образом, если ясновидящий или провидец не в состоянии заглянуть за эту иллюзорную завесу, он так и не сможет разглядеть Истину, но просто утонет в океане самообмана и галлюцинаций.
В. Чем же является собственно акаша?
О. Акаша — это вечное божественное сознание, которое не может дифференцироваться, иметь какие-то свойства или действовать; действовать может только то, что отражается от акаши, так как безусловное и бесконечное никак не может быть связано с обусловленным и конечным. У гностиков астральный свет называется Средним Небом, где пребывает София Ахамот — мать семи строителей, или Духов Земли, которые вовсе не обязательно должны быть абсолютно добродетельными. В их число гностики включали и Иегову, которого называли Ильда Баофом. (Софию Ахамот не следует путать с божественной Софией.) В том, что касается этих прототипов, мы можем сравнить акашу и астральный свет с семенем, спрятанным в желуде. Последний, не только заключает в себе астральную форму будущего дуба, но и скрывает семя, из которого вырастет дерево, содержащее миллионы аналогичных форм. Эти формы заложены в желуде потенциально, но индивидуальное развитие каждого желудя зависит от внешних обстоятельств, физических сил и т.п.
В. Чем же тогда можно объяснить бесконечное многообразие форм в растительном царстве?
О. Различные виды растений и прочее суть рассеянные лучики, появившиеся вследствие преломления и дробления единого Луча. По мере прохождения через семь уровней этот Луч дробится на каждом из них на тысячи и миллионы лучиков, пока не достигает, в конце концов, мира конкретных форм. И каждый лучик становится на своем уровне отдельным разумом. Таким образом, каждое растение имеет собственный разум или, если так можно сказать, свою собственную жизненную цель, а также, в некоторой степени, собственную свободную волю. Во всяком случае, я сама это так понимаю. Растение может быть восприимчивым или невосприимчивым, хотя все без исключения растения могут чувствовать и обладают собственным сознанием. Но, помимо последнего, каждое растение — от гигантского дерева до маленького папоротника или стебелька травы — имеет, как учит нас оккультизм, собственное элементальное существо, внешним облачением которого на нашем уровне оно как раз и является. Вот почему каббалисты и средневековые розенкрейцеры так много говорили об элементалах. По их мнению, у всего на свете есть собственный элементальный эльф.
В. Чем элементалы отличаются от Дхиан Коганов или Дхиани-Будд?
О. Отличие есть, и довольно значительное. Элементалы связаны только с четырьмя земными элементами и только с двумя низшими царствами природы — минеральным и растительным, которые они, если так можно сказать, ометаллотворяют и растенизируют. К ним можно применить индусский термин Дэва, но никак не Дхиан Коган, так как первые (Дэвы) обладают особого рода космическим разумом, а последние наделены сверхчувственным интеллектом, каждый — своим собственным. Что же касается Дхиани-Будд, то их следует отнести к наивысшим Божественным (или Всеведущим) Разумам, пожалуй, более всего подходящим под римско-католическое определение Архангелов.
В. Эволюционируют ли прототипы по мере прохождения через различные слои астрального света?
О. Вспомните еще раз аналогию с эволюцией желудя. Из желудя вырастает дуб, и этот дуб может произвести, как дерево, тысячу форм, ни одна из которых не будет в точности похожа на другую. Все эти формы изначально заключались в желуде, и хотя будущая форма дерева во многом зависит от внешних обстоятельств, то, что Аристотель называл «отсутствием материи», уже существовало заранее в астральных волнах. Однако ноуменальный зародыш дуба существует за пределами астрального света, в последнем проявляется только его субъективная картинка, так что эволюция дуба, как дерева, становится результатом развития этого прототипа в астральном свете. Это развитие направлено от высшего уровня к низшему и завершается на самом низком уровне окончательной материальной консолидацией и конкретизацией формы. В этом кроется объяснение ведантистского утверждения, согласно которому каждое растение имеет собственную карму и его рост является результатом действия последней. Эта карма исходит от низших Дхиан Коганов, которые планируют и предопределяют последующий рост дерева.
В. Каково истинное значение термина «манвантара» или, правильнее «Ману-антара»?
О. Он означает буквально «между двумя Ману», коих насчитывается всего четырнадцать в каждом «Дне Брахмы». Такой «День» включает в себя 1 000 периодов, каждый из которых состоит из четырех «веков», или 1 000 «Великих Веков», Маха-юг. Анализ слова «Ману» показывает нам, что многие востоковеды выводят его из корня «Ман», «думать», и потому считают, что оно обозначало мыслящего человека. Но эзотерически каждый Ману, как антропоморфизированный покровитель своего собственного цикла, или Круга, является всего лишь персонифицированной идеей «Божественной Мысли» (подобно герметическому Пэмандру). Каждый Ману, таким образом, есть отдельный и самостоятельный бог, творец и созидатель всего, что появляется за время соответствующего ему цикла бытия или манвантары.
В. Ману представляет собой персонификацию человеческого сознания или же Божественную Мысль, индивидуализированную ради благополучной эволюции манвантары?
О. И то и другое, поскольку «человеческое сознание» — это тоже один из лучиков божественного Луча. Наш Манас (или Эго) исходит из Махата и метафорически является его Сыном. Ману Вайвас-вата (Ману нашей нынешней пятой расы и человечества в целом) является главным персонифицированным представителем мыслящего человечества пятой Коренной Расы и потому аллегорически назван старшим Сыном Солнца и одного из Прародителей Агнишваттов. И коль скоро имя Ману образовано от Ман, «думать», его значение становится вполне понятным. Мысль беспрестанно воздействует на человеческий мозг. И, следовательно, Ману является и потенциально содержит в себе все те мыслеформы, которым предстоит проявиться на Земле на протяжении его цикла. В экзотерическом учении Ману — это начало Земли, и от него и его дочери Илы ведет свой род человечество; Ману — это единица, заключающая в себе все множества со всеми их производными. В каждой манвантаре, таким образом, имеется собственный Ману, и - от этого Ману происходят все другие Ману или, точнее, все Манасы цикла кальпы. По аналогии Ману можно сравнить с белым лучом, заключающим в себе все остальные лучи, которые он порождает, проходя через призму дифференциации и эволюции. Однако это уже относится к сфере эзотерических и метафизических учений.
В. Можно ли сказать, что Ману соотносится с каждой манвантарой так же, как Первый Логос соотносится с Махаманвантарой?
О. Что ж, если вам так хочется, это вполне оправданное сравнение.
Б. Можно ли сказать, что Ману индивидуален?
О. В абстрактном смысле, конечно же, нет; но и здесь возможна аналогия. Ману — это синтез всех Манасов, но в то же время и единое сознание — точно так же, как все многообразные клетки, составляющие человеческое тело, имеют каждая свое собственное, неповторимое сознание, но в то же время мы можем говорить и о самостоятельном, едином сознании самого человека. И все же это единое сознание не является, по сути дела, полностью единым, так как представляет собой отражение тысяч и миллионов сознаний, которые вмешает в себя человек.
Так же и Ману нельзя назвать в полном смысле индивидуальным, ибо он вмешает в себя все человечество. Мы можем сказать, что Ману есть общеродовое имя Питри — прародителей человечества. Они приходят, как я уже говорила, из Лунной Цепи и производят на свет человечество, так как, становясь первыми людьми, они тем самым дарят жизнь и остальным, подводя к логическому завершению эволюцию их теней (или их астральных сущностей). Они дают жизнь не только человечеству, но и животным и всем прочим тварям. Вот почему в пуранах сказано, что великие Йоги породили: один — всех змей, другой — всех птиц и т.д. Но как Луна получает свой свет от Солнца, так и потомки лунных Питри получают от Солнца, или «Сына Солнца», свой высший ментальный свет. Так что, насколько мы можем судить, Ману Вайвасвата — это Аватара или персонификация Махата, ниспосланная Вселенским Разумом, чтобы вести мыслящее человечество по пути дальнейшего совершенствования.
В. Как мы знаем, достигшее совершенства человечество одного Круга превращается в Дхиани-Будд — руководителей и наставников следующей манвантары. Какое отношение к этому сонму Дхиани-Будд имеет Ману?
О. В экзотерическом учении — абсолютно никакого. Но я могу сказать вам также, что Дхиани-Будды, в свою очередь, не имеют ничего общего с низшей практической деятельностью на земном уровне. Приведем такую иллюстрацию: Дхиани-Будду можно сравнить с любым правителем из нашей земной, обусловленной жизни. Пусть даже это будет хозяин большого дома: вряд ли он станет непосредственно вмешиваться в грязную работу судомойки. Высшие Дхиани создают низших, и эти низшие иерархии Дхиани производят, в свою очередь, все более плотные и более материальные иерархии, пока не достигнут нашей Планетарной цепи. В число этих последних иерархий входят, в числе прочих, Ману, Питри и Лунные Прародители. Как я уже указывала во втором томе «Тайной Доктрины», целью этих Питри является рождение человека. Для этого они проецируют свои собственные тени, так что первое человечество (если, конечно, его можно назвать человечеством) представляет собой астральные Чхайя Лунных Прародителей, над которыми физическая природа надстраивает физические тела, поначалу бесформенные. Процесс конкретизации формы продолжается во Второй Расе, которая все еще остается бесполой. Третья Раса состоит уже из двуполых гермафродитов, после чего происходит окончательное разделение, и распространение человечества идет далее разными путями.
В. Что вы подразумеваете под словом «манвантара» (или, как вы сами его трактуете «Ману-антара», «между двумя Ману»)?
О. Манвантара — это просто период активности, так что не следует воспринимать этот термин в каком-то узком и ограниченном значении. О его значении вы можете судить по контексту рассматриваемой нами книги, но помните — то, что применимо к малым периодам времени, применимо также и к великим, и наоборот.
В. «Вода», которую вы упоминаете, имеет лишь символическое значение или же как-то связана с действительной эволюцией стихий или элементов? [«Тайная Доктрина», том I, о. 111.]
О. Следует быть очень осторожным, дабы не путать вселенские элементы с земными. Опять же, земные элементы — это совсем не то, что обычно называют химическими элементами. Я назвала бы космические, вселенские элементы ноуменами земных элементов, но при этом следует уточнить, что определение «космические» в данном случае не ограничивается нашей маленькой Солнечной системой.
Вода есть первый Космический элемент — тот самый, который определяется еще терминами «тьма» и «хаос». Существует семь состояний материи, из которых широко известны только три — твердое, жидкое и газообразное.
Говоря о космических и земных вещах, следует помнить, что все они могут существовать в семи различных состояниях. Однако, отвечая на ваш вопрос, я не могу оперировать неизвестными вам терминами, так как в этом случае вы все равно ничего не поймете. Поэтому я скажу только, что термин «вода» (у философов — «горячий и влажный принцип») обозначает то, что еще не стало твердой материей или, вернее то, что еще не достигло конкретности и оформленности плотной материи, которую мы знаем. Термин «вода» отмечает дальнейший этап усложнения, следующий за такими элементами, как эфир, огонь и воздух, хотя эфир уже заключает в себе все прочие элементы и их свойства. Это тот самый эфир, который является гипотетическим фактором в физической науке, более того, это самая низкая форма акаши — обобщающий фактор и универсальный элемент. Таким образом, «вода» обозначает здесь материю в предкосмическом состоянии.
В. Что общего у элементов с элементалами?
О. То же, что и у Земли и человека. Как физический человек является квинтэссенцией Земли, так и элементал (именуемый сильфом, саламандрой, ундиной и т.п.) представляет собой квинтэссенцию соответствующего ему элемента — Воздуха, Огня или Воды. Каждая дифференциация субстанции и материи создает некоторую разумную силу. Именно эти силы розенкрейцеры называли элементалами, или природными духами. Каждый из нас в состоянии представить себе факт существования элементалов, которые мы к тому же сами можем для себя создавать. Однако последний тип элементальных творений не может существовать вне нашего собственного воображения. Они представляют собою некий самостоятельный разум или Силу, добрую или злую, но форму и признаки они имеют те, которые придаем им мы сами, и разум свой они тоже заимствуют у нас.
В. «Девственное Яйцо» и «Вечное Яйцо» — это одно и то же, или же они представляют различные этапы дифференциации?
О. «Вечное Яйцо» обозначает преддифференциационный этап в нулевом состоянии (или состоянии лайя); а коль скоро дифференциация еще не началась, то и никаких атрибутов и качеств оно иметь не может. «Девственное Яйцо» уже ограничено и, следовательно, дифференцированно, хотя по сути своей представляет собой то же самое. Ни одна вещь не может быть отделена от другой в своей абстрактной, сущностной природе. Но в мире иллюзии, в мире форм и дифференциации все вещи, включая нас самих, кажутся отделенными друг от друга.