Астральные тела и двойники. Протокол собрания 14 февраля 1889 г.

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


VI

Собрание, состоявшееся 14 февраля 1889 г. по адресу: Лондон, 3[апад], Лансдаун-Роуд, 17. Председательствующий — м-р У.Кингсланд.

Станца III

Шлока 1. Последний трепет Седьмой Вечности дрожит в Бесконечности. Матерь набухает, распространяясь изнутри наружу, подобно бутону ло­тоса.

«Кажущееся парадоксальным употребление тер­мина "Семь Вечноотей", разделяющее, таким об­разом, неделимое, утверждено в эзотерической фи­лософии. Последняя разделяет беспредельную Про­должительность на безусловное вечное и всемирное Время (кала) и на условное время (кханда кала). Первое есть абстракция или ноумен бесконечного времени, другое — его феномен, проявляющийся периодически как следствие Махата — Всемирного Разума, ограниченного продолжительностью манвантары». [«Тайная Доктрина», том I, с. 110.]

В. Совпадает ли начало Времени, которое, как мы уже говорили, не тождественно Продолжительнос­ти, с появлением проявленного Логоса?

О. Появиться раньше оно, конечно же, не мог­ло. Но понятие «седьмая вибрация» относится как к Первому, так и к проявленному Логосу (Первый лежит за пределами Пространства и Времени, для Второго Время уже существует). Только когда «Ма­терь набухает», начинается дифференциация; ибо во время прохождения Первого Логоса через пер­вичную и недифференцированную материю в Хао­се еще не наблюдается никакой активности. «По­следняя вибрация Седьмой Вечности» является в то же время первой вибрацией, возвещающей Зарю, и, следовательно, синонимом Первого или непрояв­ленного Логоса. На этом этапе Времени еще нет. Как я уже говорила, в самом начале не было ни Пространства, ни Времени, но, когда начинается дифференциация, она протекает уже во Времени и Пространстве. Во время первичного излучения, или излучения Второго Логоса, последний является по­тенциальной Отцом-Матерью, но, когда появляется Третий или проявленный Логос, он уже становит­ся Матерью-Девой. «Отец и Сын» едины в теогониях всего мира; и, следовательно, фраза описывает появление как непроявленного, так и проявленно­го Логоса (первого — в начале, а второго — в кон­це «Седьмой Вечности»).

В. Можем ли мы, е таком случае, говорить о том, что Время существует с момента появления Второ­го, или Непроявленно-Проявленного Логоса?

О. Разумеется, нет, поскольку Время появляет­ся только с началом Третьего Логоса. Именно в этом, как было только что сказано, заключается разница между ними двумя. «Последняя вибрация» начинается вне Времени и Пространства, а закан­чивается с появлением третьего Логоса, когда Вре­мя (т.е. периодическое время) и Пространство уже есть. Второй Логос отчасти совмещает в себе сущ­ность и природу как первого, так и последнего. В Первом Логосе дифференциация отсутствует, она впервые проявляется только во Втором Логосе как скрытая Мировая Мысль, а полномасштабная дифференциация (т.е. когда «Слово» становится пло­тью) начинается только в Третьем Логосе.

В. Чем отличается в «Тайной Доктрине» значение терминов «излучение» и «эманация»?

О. Они передают, как мне кажется, совершенно разные идеи и являются лучшими аналогами пер­воначальных терминов — лучшими из всех, что мне удалось подобрать. Однако если воспринимать их в обычном значении, то исходная идея окажется слегка искаженной. Излучение — это, так сказать, спонтанное и бессознательное испускание чего-ли­бо; тогда как эманация — это создание постоянно­го и направленного потока, истекающего из неко­ей субстанции, производящей это действо вполне сознательно. Ортодоксальный оккультист при этом может заявить, что исходящий от цветка аромат это тоже «осознанная» эманация, как бы абсурдно — это не звучало для непосвященного. Излучение может исходить из Абсолюта; эманация — не может. Еще одно важное отличие состоит в том, что излучение рано или поздно непременно вернется назад, к своему истоку, тогда как эманация может перехо­дить в другие эманации, при этом, все более разделяясь и дифференцируясь. Разумеется, в конце цикла времени эманация тоже должна вернуться в Единый Абсолют, но до этого, на протяжении все­го цикла изменений, эманация сохраняется. Одна вещь может исходить из другой, так что в некото­ром смысле эманация эквивалентна эволюции; в то время как «излучение» представляется мне, в предкосмический период, разумеется, моменталь­ным действием, подобным воспламенению листа бумаги под увеличительным стеклом, где Солнце, воспламеняющее бумагу, действует, конечно же, бессознательно. Впрочем, повторюсь, что оба эти термина используются за неимением лучшего.

В. Что вы называете прототипами, существую­щими в астральном свете? [«Тайная Доктрина», том I, с. 111.]

О. В данном случае фраза «астральный свет» используется вместо другого, мало известного по­ка термина, а именно — вместо «царства акаши, или первичного света, проявляющегося через бо­жественный Источник Идей». Последний следует воспринимать здесь как общее название вселен­ского и божественного разума, отразившегося в водах Пространства или Хаоса, которые как раз и являются астральным светом — зеркалом, в кото­ром отражается в перевернутом виде вышестоящий уровень. В абсолютной, или Божественной, Мыс­ли существует все, и так было всегда, но Боже­ственный Источник Идей ограничен вселенскими манвантарами.

Царство акаши есть недифференцированное, ноу­менальное и абстрактное Пространство, которое заполняет Чидакасам — сфера первоначального со­знания. В оккультной философии оно делится на несколько разрядов, а именно, на «семь сфер». Первой является сфера скрытого сознания, сосу­ществующая с первым и вторым непроявленными Логосами. Это то, о чем сказано в Евангелии Св. Иоанна: «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его». Когда же пробьет час появления Третьего Ло­госа, скрытая потенциальность начинает излучать следующую, нижестоящую сферу дифференциро­ванного сознания — Махат, или полную совокуп­ность Дхиан Коганов чувствующей жизни — тех Дхиан Коганов, которые представлены на объек­тивном уровне Фохатом, а на субъективном уровне — Манасапутрами. Астральный свет есть то, что отражает три наивысших уровня сознания, а под ним расположен еще более низкий или земной уровень. Следовательно, мы можем сказать, что акаша простирается не дальше четвертого уровня.

Между астральным светом и акашей существу­ет большая разница, о которой следует помнить. Последняя — вечна, первый — периодичен. Аст­ральный свет изменяется не только с каждой Махаманвантарой, но и с каждым малым периодом и планетарным циклом или Кругом.

В. Значит, прототипы существуют на уровне бо­лее высоком, чем астральный свет?

О. Прототипы и идеи вещей появляются сперва на уровне Божественного Вечного Сознания, отку­да отражаются на уровень астрального света, ниж­ние слои которого отражают также и жизнь нашей Земли, записывая ее на свои «скрижали». Вот по­чему астральный свет называют иллюзией. Имен­но из него мы, в свою очередь, получаем наши соб­ственные прототипы. Таким образом, если яснови­дящий или провидец не в состоянии заглянуть за эту иллюзорную завесу, он так и не сможет разглядеть Истину, но просто утонет в океане самообма­на и галлюцинаций.

В. Чем же является собственно акаша?

О. Акаша — это вечное божественное сознание, которое не может дифференцироваться, иметь ка­кие-то свойства или действовать; действовать мо­жет только то, что отражается от акаши, так как безусловное и бесконечное никак не может быть связано с обусловленным и конечным. У гностиков астральный свет называется Средним Небом, где пребывает София Ахамот — мать семи строителей, или Духов Земли, которые вовсе не обязательно должны быть абсолютно добродетельными. В их число гностики включали и Иегову, которого называли Ильда Баофом. (Софию Ахамот не следует путать с божественной Софией.) В том, что каса­ется этих прототипов, мы можем сравнить акашу и астральный свет с семенем, спрятанным в желуде. Последний, не только заключает в себе астральную форму будущего дуба, но и скрывает семя, из ко­торого вырастет дерево, содержащее миллионы ана­логичных форм. Эти формы заложены в желуде по­тенциально, но индивидуальное развитие каждого желудя зависит от внешних обстоятельств, физиче­ских сил и т.п.

В. Чем же тогда можно объяснить бесконечное многообразие форм в растительном царстве?

О. Различные виды растений и прочее суть рас­сеянные лучики, появившиеся вследствие прелом­ления и дробления единого Луча. По мере прохож­дения через семь уровней этот Луч дробится на каждом из них на тысячи и миллионы лучиков, пока не достигает, в конце концов, мира конкрет­ных форм. И каждый лучик становится на своем уровне отдельным разумом. Таким образом, каждое растение имеет собственный разум или, если так можно сказать, свою собственную жизненную цель, а также, в некоторой степени, собственную свобод­ную волю. Во всяком случае, я сама это так пони­маю. Растение может быть восприимчивым или невосприимчивым, хотя все без исключения растения могут чувствовать и обладают собственным созна­нием. Но, помимо последнего, каждое растение — от гигантского дерева до маленького папоротника или стебелька травы — имеет, как учит нас оккуль­тизм, собственное элементальное существо, вне­шним облачением которого на нашем уровне оно как раз и является. Вот почему каббалисты и сред­невековые розенкрейцеры так много говорили об элементалах. По их мнению, у всего на свете есть собственный элементальный эльф.

В. Чем элементалы отличаются от Дхиан Кога­нов или Дхиани-Будд?

О. Отличие есть, и довольно значительное. Эле­менталы связаны только с четырьмя земными эле­ментами и только с двумя низшими царствами при­роды — минеральным и растительным, которые они, если так можно сказать, ометаллотворяют и растенизируют. К ним можно применить индус­ский термин Дэва, но никак не Дхиан Коган, так как первые (Дэвы) обладают особого рода косми­ческим разумом, а последние наделены сверхчув­ственным интеллектом, каждый — своим собствен­ным. Что же касается Дхиани-Будд, то их следует отнести к наивысшим Божественным (или Всеве­дущим) Разумам, пожалуй, более всего подходящим под римско-католическое определение Архангелов.

В. Эволюционируют ли прототипы по мере про­хождения через различные слои астрального света?

О. Вспомните еще раз аналогию с эволюцией желудя. Из желудя вырастает дуб, и этот дуб мо­жет произвести, как дерево, тысячу форм, ни одна из которых не будет в точности похожа на другую. Все эти формы изначально заключались в желуде, и хотя будущая форма дерева во многом зависит от внешних обстоятельств, то, что Аристотель назы­вал «отсутствием материи», уже существовало зара­нее в астральных волнах. Однако ноуменальный за­родыш дуба существует за пределами астрального света, в последнем проявляется только его субъек­тивная картинка, так что эволюция дуба, как дере­ва, становится результатом развития этого прото­типа в астральном свете. Это развитие направлено от высшего уровня к низшему и завершается на самом низком уровне окончательной материальной консолидацией и конкретизацией формы. В этом кроется объяснение ведантистского утверждения, согласно которому каждое растение имеет собственную карму и его рост является результатом дей­ствия последней. Эта карма исходит от низших Дхиан Коганов, которые планируют и предопреде­ляют последующий рост дерева.

В. Каково истинное значение термина «манвантара» или, правильнее «Ману-антара»?

О. Он означает буквально «между двумя Ману», коих насчитывается всего четырнадцать в каждом «Дне Брахмы». Такой «День» включает в себя 1 000 периодов, каждый из которых состоит из четырех «веков», или 1 000 «Великих Веков», Маха-юг. Ана­лиз слова «Ману» показывает нам, что многие во­стоковеды выводят его из корня «Ман», «думать», и потому считают, что оно обозначало мыслящего человека. Но эзотерически каждый Ману, как антропоморфизированный покровитель своего соб­ственного цикла, или Круга, является всего лишь персонифицированной идеей «Божественной Мыс­ли» (подобно герметическому Пэмандру). Каждый Ману, таким образом, есть отдельный и самостоя­тельный бог, творец и созидатель всего, что появ­ляется за время соответствующего ему цикла бытия или манвантары.

В. Ману представляет собой персонификацию че­ловеческого сознания или же Божественную Мысль, индивидуализированную ради благополучной эволюции манвантары?

О. И то и другое, поскольку «человеческое со­знание» — это тоже один из лучиков божественного Луча. Наш Манас (или Эго) исходит из Махата и метафорически является его Сыном. Ману Вайвас-вата (Ману нашей нынешней пятой расы и чело­вечества в целом) является главным персонифици­рованным представителем мыслящего человечества пятой Коренной Расы и потому аллегорически на­зван старшим Сыном Солнца и одного из Прародителей Агнишваттов. И коль скоро имя Ману образовано от Ман, «думать», его значение стано­вится вполне понятным. Мысль беспрестанно воз­действует на человеческий мозг. И, следовательно, Ману является и потенциально содержит в себе все те мыслеформы, которым предстоит проявиться на Земле на протяжении его цикла. В экзотерическом учении Ману — это начало Земли, и от него и его дочери Илы ведет свой род человечество; Ману — это единица, заключающая в себе все множества со всеми их производными. В каждой манвантаре, таким образом, имеется собственный Ману, и - от этого Ману происходят все другие Ману или, точ­нее, все Манасы цикла кальпы. По аналогии Ману можно сравнить с белым лучом, заключающим в себе все остальные лучи, которые он порождает, проходя через призму дифференциации и эволю­ции. Однако это уже относится к сфере эзотериче­ских и метафизических учений.

В. Можно ли сказать, что Ману соотносится с каждой манвантарой так же, как Первый Логос со­относится с Махаманвантарой?

О. Что ж, если вам так хочется, это вполне оп­равданное сравнение.

Б. Можно ли сказать, что Ману индивидуален?

О. В абстрактном смысле, конечно же, нет; но и здесь возможна аналогия. Ману — это синтез всех Манасов, но в то же время и единое сознание — точно так же, как все многообразные клетки, со­ставляющие человеческое тело, имеют каждая свое собственное, неповторимое сознание, но в то же время мы можем говорить и о самостоятельном, едином сознании самого человека. И все же это единое сознание не является, по сути дела, полностью единым, так как представляет собой отраже­ние тысяч и миллионов сознаний, которые вмешает в себя человек.

Так же и Ману нельзя назвать в полном смысле индивидуальным, ибо он вмешает в себя все чело­вечество. Мы можем сказать, что Ману есть обще­родовое имя Питри — прародителей человечества. Они приходят, как я уже говорила, из Лунной Цепи и производят на свет человечество, так как, становясь первыми людьми, они тем самым дарят жизнь и остальным, подводя к логическому завер­шению эволюцию их теней (или их астральных сущностей). Они дают жизнь не только человече­ству, но и животным и всем прочим тварям. Вот почему в пуранах сказано, что великие Йоги поро­дили: один — всех змей, другой — всех птиц и т.д. Но как Луна получает свой свет от Солнца, так и потомки лунных Питри получают от Солнца, или «Сына Солнца», свой высший ментальный свет. Так что, насколько мы можем судить, Ману Вайвасвата это Аватара или персонификация Махата, ниспосланная Вселенским Разумом, чтобы ве­сти мыслящее человечество по пути дальнейшего совершенствования.

В. Как мы знаем, достигшее совершенства чело­вечество одного Круга превращается в Дхиани-Будд — руководителей и наставников следующей манвантары. Какое отношение к этому сонму Дхиани-Будд имеет Ману?

О. В экзотерическом учении — абсолютно ника­кого. Но я могу сказать вам также, что Дхиани-Будды, в свою очередь, не имеют ничего общего с низшей практической деятельностью на земном уровне. Приведем такую иллюстрацию: Дхиани-Будду можно сравнить с любым правителем из на­шей земной, обусловленной жизни. Пусть даже это будет хозяин большого дома: вряд ли он станет не­посредственно вмешиваться в грязную работу судомойки. Высшие Дхиани создают низших, и эти низшие иерархии Дхиани производят, в свою оче­редь, все более плотные и более материальные иерархии, пока не достигнут нашей Планетарной цепи. В число этих последних иерархий входят, в числе прочих, Ману, Питри и Лунные Прародите­ли. Как я уже указывала во втором томе «Тайной Доктрины», целью этих Питри является рождение человека. Для этого они проецируют свои собст­венные тени, так что первое человечество (если, конечно, его можно назвать человечеством) пред­ставляет собой астральные Чхайя Лунных Праро­дителей, над которыми физическая природа над­страивает физические тела, поначалу бесформен­ные. Процесс конкретизации формы продолжается во Второй Расе, которая все еще остается бесполой. Третья Раса состоит уже из двуполых гермафроди­тов, после чего происходит окончательное разде­ление, и распространение человечества идет далее разными путями.

В. Что вы подразумеваете под словом «манвантара» (или, как вы сами его трактуете «Ману-антара», «между двумя Ману»)?

О. Манвантара — это просто период активнос­ти, так что не следует воспринимать этот термин в каком-то узком и ограниченном значении. О его значении вы можете судить по контексту рассмат­риваемой нами книги, но помните — то, что при­менимо к малым периодам времени, применимо также и к великим, и наоборот.

В. «Вода», которую вы упоминаете, имеет лишь символическое значение или же как-то связана с дей­ствительной эволюцией стихий или элементов? [«Тай­ная Доктрина», том I, о. 111.]

О. Следует быть очень осторожным, дабы не путать вселенские элементы с земными. Опять же, земные элементы — это совсем не то, что обыч­но называют химическими элементами. Я назвала бы космические, вселенские элементы ноуменами земных элементов, но при этом следует уточнить, что определение «космические» в данном случае не ограничивается нашей маленькой Солнечной системой.

Вода есть первый Космический элемент — тот самый, который определяется еще терминами «тьма» и «хаос». Существует семь состояний материи, из которых широко известны только три — твердое, жидкое и газообразное.

Говоря о космических и земных вещах, следу­ет помнить, что все они могут существовать в се­ми различных состояниях. Однако, отвечая на ваш вопрос, я не могу оперировать неизвестными вам терминами, так как в этом случае вы все равно ничего не поймете. Поэтому я скажу только, что термин «вода» (у философов — «горячий и влаж­ный принцип») обозначает то, что еще не стало твердой материей или, вернее то, что еще не до­стигло конкретности и оформленности плотной материи, которую мы знаем. Термин «вода» отме­чает дальнейший этап усложнения, следующий за такими элементами, как эфир, огонь и воздух, хотя эфир уже заключает в себе все прочие элемен­ты и их свойства. Это тот самый эфир, который является гипотетическим фактором в физической науке, более того, это самая низкая форма акаши — обобщающий фактор и универсальный элемент. Таким образом, «вода» обозначает здесь материю в предкосмическом состоянии.

В. Что общего у элементов с элементалами?

О. То же, что и у Земли и человека. Как фи­зический человек является квинтэссенцией Земли, так и элементал (именуемый сильфом, саламанд­рой, ундиной и т.п.) представляет собой квинтэс­сенцию соответствующего ему элемента Возду­ха, Огня или Воды. Каждая дифференциация суб­станции и материи создает некоторую разумную силу. Именно эти силы розенкрейцеры называли элементалами, или природными духами. Каждый из нас в состоянии представить себе факт существо­вания элементалов, которые мы к тому же сами можем для себя создавать. Однако последний тип элементальных творений не может существовать вне нашего собственного воображения. Они пред­ставляют собою некий самостоятельный разум или Силу, добрую или злую, но форму и признаки они имеют те, которые придаем им мы сами, и разум свой они тоже заимствуют у нас.

В. «Девственное Яйцо» и «Вечное Яйцо» — это одно и то же, или же они представляют различные этапы дифференциации?

О. «Вечное Яйцо» обозначает преддифференциационный этап в нулевом состоянии (или состоя­нии лайя); а коль скоро дифференциация еще не началась, то и никаких атрибутов и качеств оно иметь не может. «Девственное Яйцо» уже ограни­чено и, следовательно, дифференцированно, хотя по сути своей представляет собой то же самое. Ни одна вещь не может быть отделена от другой в сво­ей абстрактной, сущностной природе. Но в мире иллюзии, в мире форм и дифференциации все вещи, включая нас самих, кажутся отделенными друг от друга.



<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно