Астральные тела и двойники. Протокол собрания 21 февраля 1889 г.
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
VII
Собрание, состоявшееся 21 февраля 1889 г. по адресу: Лондон, З[апад], Лансдаун-Роуд, 17. Председательствующий — м-р У. Кингсланд.
Станца III (продолжение)
Шлока 2. Трепет распространяется, касаясь своим стремительным крылом (в одно и то же время) всей Вселенной и Зародыша, пребывающего во Тьме: Тьме, которая дышит (движется) над дремлющими Водами Жизни.
В. Как следует понимать фразу о том, что трепет касается всей Вселенной и, в то же самое время, Зародыша?
О. Прежде всего следует прояснить, по мере возможности, значение используемых терминов, поскольку язык шлоки — чисто метафорический. Вселенная здесь — это вовсе не Космос или мир форм, но бесформенное пространство, будущий носитель проявленной Вселенной. Пространство это синонимично «водам пространства», представляющимся нам вечной тьмою, т.е., по сути дела, Парабрахму. Одним словом, вся шлока посвящена «периоду», когда никаких проявлений пока еще не было. Точно так же Зародыш представляет собой вечные, недифференцированные атомы будущей материи; этот Зародыш един с Пространством и потому так же бесконечен, неразрушим и вечен, как и само Пространство. Аналогичным образом «трепет» соответствует Точке, непроявленному Логосу.
Необходимо также добавить одно очень важное пояснение. При использовании метафорического языка, такого, как в «Тайной Доктрине», аналогии и сравнения становятся обычным явлением. Например, под словом «Тьма», как правило, подразумевается непознанная всеобщность, или Абсолютность. В сравнении с Вечной Тьмой Первый 1 Логос, конечно же, является Светом, но в сравнении со Вторым или Третьим, проявленным, Логосом Первый Логос сам становится Тьмой, а два остальных — Светом.
Шлока 3. Тьма излучает Свет, и Свет роняет Одинокий Луч в Воды, в Глубину Лона Матери. Луч пронизывает Девственное Яйцо, Луч пробуждает трепет в Вечном Яйце и зароняет Зародыш, невечный (периодический), который сгущается в Мировое Яйцо.
В. Что означает фраза о Сеете, роняющем Одинокий Луч в Воды; и как этот луч соотносится с Треугольником?
О. Сколько бы Лучей ни проявлялось на нашем уровне, все они, будучи возвращенными к своему первоначальному истоку, в конце концов снова сливаются воедино, подобно тому, как семь призматических лучей происходят из одного белого луча и сливаются в него снова. Но этот одинокий Луч распадается на семь лучей (и их бесчисленные производные) только на уровне иллюзии. С Треугольником он связан самым непосредственным образом, поскольку Треугольник является первой совершенной геометрической фигурой. Как утверждал Пифагор (и как повторяется в рассматриваемой станце), Луч (пифагорейская Монада) нисходит из «ниоткуда» (Алока) и летит, подобно падающей звезде, сквозь уровни небытия к первому миру бытия, где он рождает число Один; затем, отклоняясь вправо, создает число Два; после чего, поворачивая снова и прочерчивая линию основания, порождает число Три; оттуда он снова начинает восхождение к числу Один, где в конце концов исчезает, вновь погружаясь в царства небытия. Так говорил Пифагор.
В. Почему пифагорейское учение прослеживается в древних индусских философиях?
О. Пифагор заимствовал свое учение из Индии, где он упоминается в древних книгах как Яваначарья, или Учитель греков. Таким образом, мы видим, что Треугольник является первой дифференциацией, но все его стороны прочерчены одним Лучом.
В. Что подразумевается под названием «уровни небытия»?
О. Оперируя термином «уровни небытия», следует помнить, что эти уровни являются сферами небытия только для нас, но для вышестоящих, в сравнении с нашими, интеллектами — это уровни бытия и материи. Даже высшие Дхиан Коганы Солнечной системы не имеют представления о том, что происходит в вышестоящих системах, т.е. на втором «семеричном» космическом уровне, представляющемся существам вечно невидимой Вселенной полностью субъективным.
Шлока 4. (Затем) Трое (треугольник) упадают в Четыре (квадрат). Лученосное Естество усемеряется; семь внутри, семь вовне. Сияющее Яйцо (Хираньягарбха), в себе троичное (тройственные ипостаси Брахмы или Вишну, три «авастхи»), сворачивается, распространяясь молочно-белыми сгустками в Глубинах Матери, Корне, растущем в недрах Океана Жизни.
В. Тождественно ли Лученосное Естество сияющему Яйцу? И что это за Корень, растущий в недрах Океана Жизни?
О. Лученосное Естество, Сияющее Яйцо или Золотое Яйцо Брахмы, или, опять-таки, Хираньягарб-ха, действительно идентичны. Корень, растущий в океане жизни, есть потенциальность, превращающая в объективную дифференцированную материю вселенский, субъективный, вездесущий, но гомогенный зародыш или вечную сущность, скрывающую в себе всю силу абстрактной природы. Термин «Океан Жизни» заимствован из философии Веданты, где он означает, если не ошибаюсь, «Единую Жизнь», Параматму, если речь идет о трансцендентальной верховной Душе, и Дживатму, когда речь идет о физическом и животном «дыхании жизни» или, так сказать, дифференцированной душе — иначе говоря, о той жизни, которая поддерживает существование атома и вселенной, молекулы и человека, животного, растения и минерала.
«Лученосное Естество свернулось и распространилось в глубинах Пространства». С астрономической точки зрения объяснить смысл этой фразы очень просто: это Млечный Путь, мировая субстанция или первичная материя в своей первой форме.
В. Делится ли Лученосное Естество, Млечный Путь или мировая субстанция на атомы, или же она не атомарна?
О. В своем предкосмическом состоянии она, конечно же, не атомарна, если под атомами понимать молекулы, ибо гипотетический атом есть просто математическая точка, не имеющая никакого отношения ни к материи, ни даже к субстанции. Истинный атом не существует на материальном уровне. Оккультное определение точки, как занимающей определенное место, не следует трактовать в обычном смысле пространственного местоположения, поскольку истинный атом находится за пределами Времени и Пространства. Слово «молекулярный» также применимо лишь к нашему уровню и только к нашей планете, так как даже на нашем уровне, но на других планетах нашей планетарной цепи материя может пребывать в совершенно ином, немолекулярном, состоянии. В своем вечном состоянии атом невидим даже для глаз Архангела, проявляясь перед ним лишь периодически, во время жизненного цикла. Частица, или молекула, не вечна, она существует периодически и потому должна рассматриваться как иллюзия.
Мировая субстанция заполняет собою все уровни, и нельзя сказать, что она распадается на звезды или приобретает молекулярную структуру, до тех пор, пока она не достигнет уровня бытия видимой, или объективной, Вселенной.
В. Считается ли эфир в оккультизме молекулярной субстанцией?
О. Зависит от того, что понимать под этим термином. В своих низших слоях, где он смешивается с астральным светом, он может быть назван молекулярным для своего уровня, но не для нас. Эфир, о существовании которого пока только догадывается наука, есть самое грубое проявление акаши, хотя на нашем уровне — для нас, смертных — это седьмой принцип астрального света, на три уровня возвышающийся над «лучистой материей». Когда он проникает или пропитывает что-нибудь, он может стать молекулярным, поскольку принимает форму последнего, и его атомы заполняют частицы этого «чего-нибудь». Пожалуй, мы могли бы даже назвать материю «кристаллизованным эфиром».
В. Чем же на самом деле является атом?
О. Атом можно сравнить, (а оккультисты именно так и считают) с седьмым принципом тела или, вернее, молекулы. Физическая или химическая молекула, состоит из бесконечного множества более тонких молекул, а последние, в свою очередь, — из огромного количества молекул, еще более тонких. Возьмем для примера молекулу железа и растворим её до немолекулярного состояния, и тогда молекула превратится в один из семи своих принципов, а именно – в астральное тело (седьмым принципом был сам атом). Между нерастворенной молекулой железа и той же молекулой, после вышеописанного растворения, существует такая же аналогия, как между физическим телом до и после смерти. Остаются те же самые принципы минус тело. Но, разумеется, это уже вопрос оккультной алхимии, а не современной химии.
В. Каково значение индусских аллегорий «пахтания океана» и «коровы изобилия», и какая связь существует между ними и «войной в Небесах»?
О. Процесс, начинающийся в состоянии «небытия» и завершающийся вместе с окончанием Махапралайи, совсем не просто описать в нескольких словах или даже нескольких томах. Это просто аллегорическое обозначение невидимых и неведомых первичных разумов, атомов оккультной науки. Самого Брахму называют Ану, или Атомом, дифференцирующим и обустраивающим безбрежный океан первоначального Лученосного Естества. Взаимосвязь между «пахтанием океана» и «войной в Небесах» есть тема для очень долгого и наукоемкого, а потому отдельного разговора. Если же взять только низший символический аспект «войны в Небесах», то «война» эта длится вечно. Дифференциация порождает контрасты и превращает Вселенную в баланс противоположностей: и пока эти противоположности существуют, «война» (или противостояние) не может завершиться. Разумеется, у этой войны есть различные стадии и аспекты, как, например: астрономический и физический. Для всего и для всякого, рожденного в манвантаре, существует «война в Небесах», так же как и на Земле; причина тому — четырнадцать основных и подчиненных Ману, управляющих манвантарическим циклом, и бесчисленное множество Сил — человеческих и иных, - которые исходят от них. Ведется беспрерывная борьба за приспособление, ибо все на свете стремится к равновесию и гармонизации: собственно говоря, без соблюдения этих двух условий не может возникнуть ни одна форма. Элементы, из которых состоим мы сами, частицы наших тел, тоже пребывают в состоянии непрестанной войны: одни стремятся вытеснить других, что приводит к беспрерывным изменениям. Во время «пахтания Океана» богами пришли Наги и некоторые из них украли часть Амриты — воды Бессмертия; это послужило причиной войны между богами и асурами (не-богами), и боги были побеждены. Эта аллегория связана с образованием Вселенной и дифференциацией изначальной, первичной материи. Следует, однако, помнить, что это только космогонический аспект, т.е. одно из семи возможных значений. Война в Небесах также непосредственно связана с эволюцией интеллектуального принципа в человечестве. Это метафизический ключ к ней.
В. Почему в станцах так часто используются числа; и в чем секрет столь вольного обращения с ними в мировых писаниях — Библии и пуранах, а также у Пифагора и арийских мудрецов?
О. Как говорит, где-то Бальзак, бессознательный оккультист французской литературы: «Число для ума является тем же, чем и для материи, — непостижимым посредником». Может быть, для профана, но не для ума посвященного. Число, как думал великий писатель, есть Сущность и в то же время Дыхание, исходящее от того, что он называл Богом и что мы называем Всем. Дыхание, которое одно могло образовать физический Космос, «где ничто не обретает свою форму иначе, как только из Божества, которое есть следствие Числа» [«Тайная Доктрина», том I, с. 115.] «Бог есть геометр», — говорит Платон.
В. Правомерно ли называть числа Сущностями?
О. Да, если под числами подразумеваются разумные сущности, когда же они используются просто как средство счисления, то это, конечно, уже не сущности, а просто символические знаки.
В. Почему о Лученосном Естестве сказано, что оно превращается в семь внутри и семь вовне?
О. Потому что у него семь принципов на уровне проявленного и семь принципов на уровне не проявленного. Всегда опирайтесь на аналогию и применяйте старую оккультную аксиому «Как вверху, так и внизу».
В. Значит, уровни «небытия» тоже семеричны?
О. Безусловно. То, что упоминается в «Тайной Доктрине», как не проявленные уровни, является не проявленным и небытием только с точки зрения ограниченного интеллекта, но вышестоящему разуму эти уровни представляются вполне проявленными, и так далее до бесконечности; аналогия всегда остается в силе.