Астральные тела и двойники. Протокол собрания 28 февраля 1889 г.

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


VIII

Собрание, состоявшееся 28 февраля 1889 по адресу: Лондон, 3[апад], Лансдаун-Роуд, 17. Председательствую­щий — м-р У. Кингсланд.

                               Станца III (продолжение)

Шлока 5. Корень остается, Свет остается, сгу­стки остаются и все же Оеаоhоо Един.

В. В чем смысл всего этого перечисления?

 О. Оно лишь указывает на то, что, каким бы многообразным ни было проявление, суть его остается единой. Иными словами, все проявления яв­ляются разными аспектами единого элемента; од­нако это не означает, что дифференциации не су­ществует.

Сгустки есть первичная дифференциация и, вероят­но, относятся к той космической материи, которая, как предполагается, лежит в основании Млечного Пути и которая известна нам. Эта «материя», согласно откровениям, полученным от первоначальных Дхиани-Будд, на­ходится на протяжении периодического сна Вселенной в состоянии настолько разреженном, что доступна лишь глазу совершенного бодхисатвы, — эта материя, лученос-ная и охлажденная, при первом пробуждении космиче­ского движения рассеивается в Пространстве; и, если смотреть с Земли, она представляется в сгустках и ком­ках, наподобие створаживания в жидком молоке. Это и есть семена будущих миров, «Звездное Вещество».

[«Тайная Доктрина», том I, с. 117-118.]

В. Следует ли из этого, что Млечный Путь со­стоит из материи иного уровня дифференциации, не­жели та, которая нам известна?

О. Я в этом убеждена. Это своего рода склад ма­териалов, из которых создаются звезды, планеты и прочие небесные тела. Материя такого состояния не существует на Земле, но то, что уже дифферен­цировано и обнаружено на Земле, может быть най­дено и на других планетах, и наоборот. Впрочем, насколько я знаю, прежде чем достичь планетарно­го состояния, материя Млечного Пути прошла че­рез множество этапов дифференциации. Например, материя внутри Солнечной системы уже полностью отлична от того состояния, в котором она пребы­вает за пределами этой системы.

В. Существует ли разница между туманностями и Млечным Путем?

О. Я бы сказала — точно такая же, как между мощеной дорогой и камнями и грязью, которые ва­ляются на этой дороге. Разумеется, между материей Млечного Пути и материей различных туманно­стей должна быть разница, причем последние так­же отличаются друг от друга по своей материаль­ной структуре. Однако все ваши научные измере­ния и вычисления следует принимать с оговоркой; поскольку свет, благодаря которому объекты стано­вятся видимыми, — это отраженный свет, и опти­ческая иллюзия, создаваемая атмосферой Земли, делает невозможным абсолютно точное вычисление расстояний и пр. К этому можно добавить, что та же иллюзия зачастую искажает результаты наших наблюдений за материей, из которой состоят небес­ные тела, поскольку побуждает нас приписывать ей свойства, присущие известной нам земной материи. Во всяком случае, так нам говорят Учителя.

Шлока 6. Корень Жизни был в каждой капле Океана Бессмертия (Амрита), и Океан был Све­том Лучезарным, который был Огонь, и Тепло, и Движение. Тьма исчезла и более не существовала; она исчезла в своем естестве, в теле Огня и Воды, Отца и Матери.

В. Как изменяется значение понятия «огонь» на различных уровнях Космоса?

О. Огонь есть наиболее мистический из всех пя­ти элементов и наиболее божественный. И потому объяснение всех разнообразных значений этого по­нятия только на нашем уровне, не говоря уже ни о каких других уровнях и сферах, оказалось бы де­лом весьма непростым; и к тому же большинство слушателей и читателей все равно ничего бы в нем не поняли. Огонь есть отец света, а свет — отец тепла и воздуха (воздуха жизни). Если абсолютное божество, можно назвать Тьмою, или Темным Ог­нем, то свет, его порождение — это, несомненно, первый бог, обладающий самосознанием. Ибо чем является свет в своей первооснове, как не озаряющим мир и дарующим жизнь божеством? Свет — это то, что из абстракции стало реальностью. Ник­то и никогда не видел истинный или первичный свет, а то, что мы видим, есть только его расщепленные лучи или отражения, которые все более тускнеют и уплотняются по мере своего нисхожде­ния в форму и материю. Таким образом, огонь — это понятие, вмещающее в себя Все. Огонь есть невидимое божество, «Отец», а проявляющийся свет — это Бог-«Сын», а также Солнце. Огонь — в оккультном смысле — это высший эфир, а высший эфир рождается движением, а движение — это веч­ная тьма, невидимый Огонь. Свет приводит в дви­жение и контролирует все в природе — от тончай­его и первичного высшего эфира и до мельчай­шей молекулы в Пространстве. Движение реr sе — вечно, а в проявленном Космосе оно альфа и омега того, что называется электричеством, галь­ванизмом, магнетизмом, ощущением (моральным и физическим), мыслью и даже жизнью на нашем уровне. Таким образом, на нашем уровне огонь — это просто проявление движения или Жизни.

Розенкрейцеры называли все космические фено­мены «оживленной геометрией». Все полярно про­тивоположные функции суть повторения первона­чальной полярности, говорят философы огня. Ибо движение рождает тепло, а тепло - это высший эфир в движении. Когда же высший эфир замед­ляет движение, появляется холод, ибо «холод — это высший эфир в латентном состоянии». Вот поче­му у природы есть три позитивных и три негативных основных состояния, синтезом которых явля­ется первоначальный свет. Три негативных состоя­ния — это [1] Тьма, [2] Холод, [3] Вакуум, или Пустота. А три позитивных — это [1] Свет (на на­шем уровне), [2] Тепло, [3] Вся природа. Поэтому Огонь может быть назван единством Вселенной. Чистый космический огонь (не нуждающийся, так сказать, в топливе) есть Божество в своей универсальности; ибо космический огонь (или тепло, ко­торое он создает) — это каждый атом материи в проявленной природе. Во всей Вселенной нет ни единой вещи или даже частицы, которая не содер­жала бы в себе этот скрытый огонь.

В. Следовательно, Огонь можно назвать первым элементом?

О. Если мы говорим, что огонь — это первый элемент, это справедливо только для видимой Все­ленной и для известной нам формы огня. Даже на высшем уровне нашей вселенной — на уровне пла­нетарных тел А или С — огонь занимает, в опре­деленном отношении, только четвертую позицию, поскольку оккультисты, средневековые розенкрейцеры и даже каббалисты средних веков говорили, что для нашего человеческого восприятия и даже для восприятия высших «ангелов» вселенское Бо­жество является тьмою и что из этой Тьмы Логос исходит в следующих своих аспектах: [1] Вес (Хаос, который становится высшим эфиром в его первич­ном состоянии), [2] Свет, [3] Тепло, [4] Огонь.

В. Каким образом Солнце наивысшая из извест­ных нам форм Огня — связано с вышеупомянутым Огнем?

О. На нашем уровне Солнце не является даже «Солярным» огнем. Солнце, которое мы видим, ни с кем не делится своим веществом, поскольку само является отражением, сгустком электромагнитных сил, одним из неисчислимых миллиардов «Узлов Фохата». Фохат называют «нитью первичного Све­та», «клубком» Ариадны в лабиринте хаотической материи. Эта нить тянется через семь уровней, попутно завязываясь в узлы. А поскольку каждый уровень семеричен, то всего должно быть сорок де­вять мистических и физических сил: большие узлы создают звезды, светила и системы, малые — пла­неты и т.п.

В. В каком смысле Солнце является иллюзией?

О. Электромагнитный узел нашего Солнца не является ни осязаемым, ни пространственным; плюс ко всему, у него нет даже той молекулярной струк­туры, которую имеет известное нам электричество. Солнце поглощает, «психизирует» и «вытягивает энергию» из объектов, находящихся в пределах его системы. Сверх этого — отнятого и отобранного у других — оно не испускает из себя ничего. Поэто­му абсурдно утверждать, что солнечный огонь по­немногу расходуется и со временем угаснет. У Солнца есть только одна определенная функция: оно придает жизненный импульс всему, что дышит и живет под его лучами. Солнце — это пульсиру­ющее сердце системы, каждый его удар рождает но­вый импульс. Но это сердце невидимо: ни один астроном никогда не сможет его разглядеть. Про­должая начатое сравнение, мы можем сказать, что - то, что скрыто в этом сердце, и то, что мы видим и чувствуем (его внешний огонь и пламя), играет роль нервной системы, управляющей мускулами Солнечной системы, это своего рода нервы, выве­денные за пределы тела для передачи не механи­ческого, но духовного, нервного импульса.

В. Как упомянутый вами «вес» связан с силой при­тяжения?

О. В оккультном понимании вес — это грави­тация, трактуемая в оккультном смысле как при­тяжение и отталкивание. Это один из атрибутов дифференциации и, следовательно, универсальное свойство. Существующим между различными соcтояниями материи притяжением и отталкиванием во многих случаях (а именно, в тех, когда одного лишь «закона гравитации» оказывается недостаточно) можно объяснить поведение хвоста кометы по мере ее приближения к Солнцу, так как это пове­дение зачастую идет вразрез с ожиданиями ученых.

В. Каким образом с элементом Огня связана вода?

О. Коль скоро известная нам вода, согласно свое­му атомному весу, состоит на одну девятую из во­дорода (весьма горючего газа, как вы знаете, без которого не обходится ни одно известное органи­ческое тело) и на восемь девятых из кислорода (вы­зывающего при слишком активном взаимодействии с телом горение или окисление), то чем еще она может быть, как не одной из форм первичной силы или огня, перешедшей в холодную, или латентную и жидкую форму? Таким образом, огонь соотносит­ся с водою так же, как дух с материей.

Шлока 7. Узри, о, лану! Дитя лучезарное тех двух, несравненное, блистающее величие — Про­странство Света, Сына Пространства Тьмы, воз­никающего из Глубин Великих Темных Вод. Это Оeаоhоо Младший *** (известный тебе ныне под именем Гуань-Ши-Инь. Коммент.). Он сияет, как Солнце. Он пламенеющий, божественный Дра­кон Мудрости. Эка[1] есть натур (четыре), и чатур берет себе три, и союз порождает сапта (семь), в нем семеро, которые становятся тридаса (трижды десять), сонмы и множества. Узри его, приподыма­ющего Покров и развертывающего его с востока на запад. Он скрывает горнее и оставляет подножие, явленное как Великая Иллюзия. Он намечает мес­та для блистающих (звезд) и обращает горнее (про­странство) в безбрежное море Огня, и Единое Проявленное (элемент) — в Великие Воды.

Гуань-Ши-Инь и Гуань-Инь — это синонимы огня и воды. Два божества в их первоначальном проявлении, составляющие двойного, или двойст­венного, бога, — двуполая природа, Пуруша и Пракрити.

В. Какие из упомянутых терминов- - Оeаоhоо младший, Гуань-Ши-Инь, Гуань-Инь, Отец-Мать, Огонь и Вода, Пространство Света и Пространство Тьмы соответствуют трем Логосам?

О. Каждый должен сам отыскать ответ на этот вопрос. «Гуань-Ши-Инь намечает места для блис­тающих, звезд, и обращает горнее пространство в безбрежное море Огня, и Единое Проявленное - в великие Воды». Хорошенько подумайте над смыс­лом этой фразы. Огонь символизирует здесь сокры­тый Дух; Вода — его порождение, или влага, или же это творческие элементы, существующие здесь, на Земле, во внешнем слое, а эволюционные, или творческие, принципы внутри — это сокровенные принципы. Приверженцы иллюзионизма, вероятно, сказали бы не «внутри», а «наверху».

В. Что это за покров, который Оеаоhоо, младший, приподнимает с Востока на Запад?

О. Покров реальности. Это завеса, которая ис­чезает, дабы продемонстрировать наблюдателю ил­люзорность стадии Бытия; то есть сцену и акте­ров, объединенных общим названием «Вселенная майи».

В. Что такое «горнее пространство» и «безбреж­ное море Огня»?

О. «Горнее пространство» есть пространство «внут­ри», как ни парадоксально это звучит, поскольку в бесконечности нет ни верха, ни низа, уровни сле­дуют один за другим, все более, уплотняясь, в на­правлении от внутреннего к внешнему. Собственно говоря, это Вселенная в период выхода из «нуле­вого» состояния (или лайя), безбрежный простор духа, «море Огня».

В. «Великие Воды» аналогичны тем, над которы­ми двигалась Тьма?

О. В данном случае неправомерно говорить, что Тьма «движется». Абсолютная Тьма или Вечное Неведомое не может быть активно, а движение — это активность. Даже в книге «Бытие» сказано, что Тьма была над бездною и только «Дух Божий» носился над водой. Эзотерически это означает, что вначале, когда Бесконечность не имела формы и Хаос (или внешнее Пространство) был все еще пуст, была одна только тьма (т.е. Калаханса Пара-брахм). Но затем, при первых проблесках Зари, «Дух Божий», Третий Логос (после излучения Пер­вого и Второго Логоса), или Нараян, начинает дви­гаться над поверхностью Великих Вод «Бездны». Следовательно, чтобы вопрос стал если и не более понятен, то хотя бы более точен, он должен зву­чать так: «Эти Великие Воды и упоминавшаяся ранее Тьма — одно и то же?» В этом случае ответ был бы, конечно, положительным.

Калаханса име­ет двоякое значение. Экзотерически это Брахма, имеющий форму Лебедя, «Великой Птицы», носи­теля, через посредство которого Тьма являет себя человеческому восприятию как Свет и как вся наша Вселенная. Но эзотерически это и есть сама Тьма, непознаваемый Абсолют, который является Источ­ником сперва излучения, именуемого Первым Ло­госом, затем — его отражения, Зари, или Второго Логоса, и, наконец, Брахмы, проявленного Света, или Третьего Логоса. Мы должны помнить, что та иллюзия проявления, которую мы видим и ощу­щаем и которая, как нам кажется, воздействует на наши чувственные восприятия, есть на самом деле то, что мы не слышим, не видим, не чувствуем, не обоняем и не осязаем. Это просто грубая иллюзия и ничего более.

В. Возвращаясь к ранее заданному вопросу, хотелось бы уточнить, в каком смысле электричество может быть названо сущностью?

О. Только если мы говорим о нем как о Фохате, его изначальной Силе. На самом деле существует только одна сила, предстающая перед нами на уровне проявления в миллионах и миллионах форм. Как уже было сказано, все исходит из единого, из­начального вселенского огня, и электричество яв­ляется одним из наиболее емких аспектов этого огня на нашем уровне. Все содержит в себе элект­ричество и является им — от жгучей крапивы до испепеляющей молнии, от искорки в кристалле горного хрусталя до разливающейся по жилам кро­ви. Но электричество, которое мы можем увидеть, например, в электрической лампе — это уже совер­шенно иная вещь, нежели Фохат. Электричество является причиной молекулярного движения в фи­зической Вселенной, а значит, и на нашей Земле. Это один из «принципов» материи, ибо, возникая при каждом нарушении равновесия во Вселенной, электричество становится, если так можно сказать, кармическим элементом того объекта, в котором имело место это нарушение.

Таким образом, Фохат как первичная причина этой силы, проявляющейся в миллионах аспектов, и как общая сумма всего существующего во Вселен­ной космического электричества может быть назван «сущностью».

В. Но что вы конкретно имеете в виду под сло­вом «сущность»? И нельзя ли назвать сущностью также и само электричество?

О. Я бы не стала его так называть. Слово Епtity («сущность») образовано от латинского корня епs («бытие») глагола еssе («быть»), и, следовательно, сущностью может быть названо все, что существу­ет независимо от всех других вещей, — от песчин­ки до Бога. Но в нашем случае только Фохат мо­жет быть назван сущностью, так как электриче­ство имеет только относительное существование, если рассматривать его в общепринятом, научном значении.

В. Разве космическое электричество не является сыном Фохата, и не являются ли сущностями «Семь Сыновей» последнего?

О. Боюсь, что не являются. Говоря о Солнце, мы можем назвать его сущностью; но вряд ли мы ста­нем так же называть один из его лучей, который слепит нам глаза. «Сыновья Фохата» — это различ­ные Силы, обладающие фохатической, или космо-электрической жизнью в своей основе, или бытии, а также в своих разнообразных следствиях. Напри­мер: потрите янтарь — фохатическую сущность — и он породит «сына», который будет притягивать соломинки: внешне неодушевленный и неоргани­ческий объект проявляет, таким образом, жизнь! Но потрите крапиву, зажав ее между большим и ука­зательным пальцем, и вы тоже создадите сына Фо­хата, который проявится в форме волдыря. В этих случаях волдырь является сущностью, но силу при­тяжения, воздействующую на соломинки, вряд ли можно назвать так же.

В. Но тогда получается, что Фохат — это кос­мическое электричество и «Сын» — это тоже элек­тричество?

О. Электричество есть действие Фохата, но, как я уже говорила, сам Фохат электричеством не яв­ляется. С оккультной точки зрения, электрические феномены очень часто вызываются аномальным со­стоянием молекул объекта или тел в пространстве: электричество это жизнь, и оно же — смерть (первая создается гармонией, а вторая дисгар­монией). Жизненное электричество подчиняется тем же законам, что и электричество космиче­ское. Соединение молекул в новые формы, по­явление новых взаимосвязей и нарушение моле­кулярного равновесия все это, в целом, работа Фохата и его источники. Этот обобщающий, син­тетический принцип, или эманация семи космических Логосов, проявляет себя благотворно только там, где преобладает гармония.

Шлока 8. Где был Зародыш, и где ныне была Тьма? Где дух пламени, горящего в твоем светиль­нике, о лану? Зародыш есть То, и То есть Свет; белый, блистающий Сын Отца, скрытого во Тьме.

В. Является ли дух пламени, горящего в светиль­нике у каждого из нас, нашим Небесным Отцом или Высшей Сущностью?

О. Ни то и ни другое; процитированная фраза есть просто аналогия, где упоминается обычный светильник, которым гипотетически может поль­зоваться ученик.

В. Являются ли элементы телами Дхиан Коганов; и являются ли водород, кислород, озон и азот первич­ными элементами на нашем уровне материи?

О. Ответ на первую половину этого вопроса вы можете найти, изучая символизм «Тайной Докт­рины».

Относительно четырех перечисленных элементов вы правы, но помните, что на вышестоящем уров­не даже неуловимый эфир может показаться таким же грубым, как грязь. Каждый уровень обладает собственной плотностью субстанции или материи, собственными цветами, звуками, измерениями про­странства и т.д., совершенно неизвестными нам, на нашем уровне, но как у нас на Земле есть проме­жуточные существа, наподобие муравья, своего ро­да переходные сущности между двумя уровнями, так и на вышестоящем уровне есть существа, наделенные чувствами и способностями, неведомыми большинству обитателей этого уровня.

Есть замечательная иллюстрация Элиху Веддера к четверостишиям Омара Хайяма, способная дать некоторое представление об Узлах Фохата. Это тра­диционное японское изображение облаков: одиночные линии, сплетающиеся в узлы (они встречаются как на рисунках, так и на гравюрах). Это и есть Фохат, «узловязатель» и, в определенном смысле, «мировая субстанция».

В. Если Млечный Путь — проявление этой «ми­ровой субстанции», то почему он не виден по всему небу?

О. Почему бы нам не предположить, что нам видна только наиболее сжатая и потому наиболее плотная его часть? Эта субстанция связывается в «узлы» и переходит в солнечное состояние, а также кометное и планетарное, пока наконец не превра­тится в мертвое тело или луну. Существуют также различные виды солнц. Солнце нашей Солнечной системы — отраженное. В конце солнечной манвантары оно будет постепенно тускнеть, отдавая все меньше и меньше тепла в силу изменений, кото­рые будут происходить в реальном солнце, отражением которого является солнце видимое. После солнечной пралайи нынешнее солнце станет, в сле­дующей манвантаре, кометным телом, но, разуме­ется, это произойдет не при жизни нашей плане­тарной цепи.

 Выводы, извлекаемые из спектраль­ного анализа звезд, ненадежны, поскольку никак не учитывают последствия прохождения света через космическую пыль. Это ни в коей мере не озна­чает, что все звезды должны иметь одинаковый спектр, но заявленное присутствие на некоторых звездах железа и натрия вполне может оказаться результатом искажения лучей этих звезд космиче­ской пылью, со всех сторон окружающей землю.

В. Не объясняется ли специфическое восприятие муравья например, различия, наблюдающиеся меж­ду муравьями и нами, в восприятии цвета — просто физиологическими особенностями?

О. Муравей, безусловно, может воспринимать доступные нам звуки, но он может воспринимать также и те звуки, которые нам никогда не удастся услышать, а значит, физиология здесь явно ни при чем. Просто мы и муравьи находимся на разных уровнях восприятия. По шкале эволюции мы сто­им выше, чем муравьи, но, в сравнении с обитателями вышестоящего уровня, сами выглядим мура­вьями.

В. Вы говорили о том, что, потерев янтарь, мож­но создать электричество. Есть ли в природе что-нибудь аналогичное этой эманации янтаря?

О. Да, есть: электричество, скрытое в янтаре, существует везде и во всем и может быть обнару­жено, если создать условия, необходимые для его высвобождения. Есть одна ошибка, которую со­вершают многие, хотя в глазах оккультиста это самое грубое и непростительное заблуждение. Очень часто люди проводят грань между тем, что они на­зывают одушевленными и неодушевленными объ­ектами, как будто на Земле можно отыскать какую-нибудь абсолютно неодушевленную вещь!

На самом деле даже тот, кого вы называете покойником, жив, как никогда. Принято считать, что отличительным признаком, позволяющим раз­граничить то, что мы именуем органическим и не­органическим, является функция питания; но если бы тела, признаваемые нами неорганическими, не питались, то как бы они тогда смогли претерпе­вать какие-либо изменения? Даже кристаллам при­сущ процесс роста, что соответствует для них фун­кции питания. В действительности, как учит нас оккультная философия, все, что изменяется, сле­дует считать органическим, поскольку изменение предполагает наличие внутри жизненного принци­па и потенциальных возможностей всех вышестоя­щих жизней. И если, как мы говорили, все вещи в природе суть аспекты одного элемента, а жизнь универсальна, то как же мы можем говорить о существовании такого явления, как неорганический атом!


Примечания


<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно