Астральные тела и двойники. Протокол собрания 7 марта 1889 г.

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


IX

Собрание, состоявшееся 7 марта 1889 г. по адресу: Лон­дон, 3[апад], Лансдаун-роуд, 17. Председательствующий — м-р У. Кингсланд.

Шлока 10. Отец-Матерь прядет ткань, верхний край ее прикреплен к Духу (Пуруша), Свету единой Тьмы, а нижний - к теневому краю [Духа], к Ма­терии (Пракрита); и ткань это есть Вселенная, сотканная из двух Сущностей, воедино слитых, что есть Свабхават. [«Тайная Доктрина», том 1, с. 132.]

В. Дух и материя противоположные края одной и той же ткани; свет и тьма, тепло и холод, пус­тота или пространство и полнота всего сущего — тоже противоположности. Как эти три пары про­тивоположностей связаны с Духом и Материей?

О. Точно так же, как с Духом либо с Матери­ей связано все во Вселенной, независимо, от того, что мы считаем вечным и первоисходным — Дух или Материю или и то и другое. Чистая Материя есть чистый Дух и потому не может быть понята нашим ограниченным разумом, даже если она бу­дет им признана. Ни свет, ни тьма как оптические эффекты не являются ни духом, ни материей, по­скольку оба они — только свойства последней (материи).

В. Как соотносится с Духом и Материей эфир?

О. Вам следует различать эфир (Ethег) и Высший Эфир (Аеthег): последний имеет божественную природу, тогда как первый — физическую и дья­вольскую. Эфир — это низшее из семи подразделе­ний акаша-Прадханы, первоначальной Огненной Субстанции. В то время как Высший Эфир-акаша это пятый и шестой принципы тела Космоса, со­ответствующие, таким образом, Буддхи-Манасу в человеке, эфир есть космический осадок акаши, смешанный с высшими слоями астрального света. Появляясь вместе с пятой коренной расой, он пол­ностью разовьется только в начале пятого круга. Высший Эфир — это акаша в ее наивысшем аспек­те, тогда как простой эфир — низший ее уровень. С одной стороны, он эквивалентен Отцу-Творцу, Зевсу, «Патеру-Эфиру», с другой - дьявольскому Змию-Искусителю, астральному свету каббалистов. В последнем случае это полностью дифференциро­ванная материя, в первом — мы можем говорить лишь о зачаточной дифференциации.

Иными словами, Дух становится объективной материей, а объективная материя снова становит­ся субъективным Духом, когда ускользает от наших метафизических чувств. Высший Эфир так же от­носится к Космосу и к нашей маленькой Земле, как Манас — к монаде или телу. Следовательно, обычный эфир не имеет ничего общего с Духом, так как связан прежде всего с субъективной мате­рией и нашей Землей.

В. «Брахма как "зародыш неведомой Тьмы" есть тот материал, из которого все эволюционирует и развивается». Но одна из аксиом логики гласит, что разум не может поверить в то, что он не в состоя­нии понять. Л если Брахма, этот самый «материал», не имеет формы, то и разум не в силах воспринять никакой связанной с ним идеи, ибо разум не может воспринять ничего бесформенного. Мы способны пред­ставить себе лишь одеяние или проявление этого «ма­териала» в форме «Бога», и эта форма единствен­ное, что мы можем знать о нем. Какова же самая первая форма упомянутого материала, доступная человеческому сознанию?

О. Ваша логическая аксиома справедлива толь­ко для низшего манаса, и аргументы ваши основа­ны лишь на восприятии кама-манаса. Но оккуль­тизм учит нас тому, что открывает нам Высшее Эго или Буддхи-Манас. И все же я постараюсь ответить вам, стоя на позициях вашей собственной логики. Первая и единственная формаprima materia кото­рую в состоянии воспринять наше физическое со­знание, есть круг. Постарайтесь сперва как следу­ет запечатлеть в своем сознании ограниченный круг, а затем постепенно расширяйте его. Вскоре вы достигнете той точки, когда этот круг, не переста­вая быть кругом в ваших мыслях, станет тем не менее бесконечным и безграничным даже для ва­шего внутреннего восприятия. Именно такой круг мы называем Брахмой, зародышем, атомом или Ану: это латентный атом, охватывающий бесконеч­ность и безграничную Вечность во время пралайи, и активный атом во время жизненных циклов; этот круг не имеет ни окружности, ни плоскости, толь­ко беспредельную протяженность.

 Таким образом, Круг — это первая геометрическая фигура и сим­вол в субъективном мире, а в объективном мире он становится Треугольником. Треугольник — это вто­рая фигура, следующая за Кругом. Собственно говоря, первая фигура — Круг с Точкой — в действительности фигурой не является, это просто первичный зародыш — первое, что мы можем себе представить на заре дифференциации. Треугольник следует рассматривать как материю, только что пе­решедшую нулевую точку, или лайя. Брахму назы­вают атомом, поскольку нам приходится представ­лять его себе как математическую точку, которая может быть расширена до масштабов абсолютнос­ти. Nota bепе: это все же божественный зародыш, а не химический атом. Так что бойтесь иллюзии формы. Придавая вашему Божеству человеческую форму, вы тем самым ограничиваете и обусловли­ваете его; удивиться не успеете, как сотворите себе антропоморфного бога.

Шлока 11. Она (Ткань) распространяется, когда дыхание Огня (Отца) над нею; она сокращается, когда дыхание Матери (корня Материи) касается ее. Тогда Сыны (элементы с соответствующими им Силами или Интеллекты) разъединяются и рассы­паются, чтобы вернуться в Лоно Матери при окон­чании Великого Дня, чтобы снова соединиться с нею. Когда она (Ткань) охлаждается, она становит­ся сияющей. Сыны ее разворачиваются сами собою и своими сердцами; они вмещают Беспредельность. [«Тайная Доктрина», том I, с. 132-133.]

В. Слово «разворачиваются» используется здесь в значении дифференциации или эволюции, а «сокраща­ются» — как синоним инволюции? Опять же, указы­вают ли эти термины на манвантару и пралайю или же только на непрестанное вибрирующее движение мировой субстанции или атомов? Или сформулируем вопрос по-другому: это разворачивание и сокращение происходит одновременно или последовательно?

О. Ткань - это вечно существующая первона­чальная субстанция (для нашего восприятия это чи­стый дух), материал, из которого создается объек­тивная вселенная (или вселенные). Когда над нею дыхание огня, или Отца, она расширяется, то есть как субъективный материал она беспредельна, веч­на и неразрушима. Когда же ее касается дыхание Матери, (то есть, когда приходит время ее проявле­ния и перехода в объективность формы), она сокращается, ибо объективная материальная форма не может быть беспредельной. Хотя предположение Ньютона, что каждая частица материи обладает способностью притягивать любые другие частицы, в целом верно, и хотя предположение Лейбница, что каждый атом сам по себе является Вселенной, действующей за счет своих собственных, внутрен­них сил, тоже справедливо, все-таки оба они стра­дают незавершенностью. Ибо человек — это тоже атом, коему свойственны силы притяжения и от­талкивания, микрокосм макрокосма. Но можем ли мы сказать, что, обладая силой и разумом, он спо­собен жить и действовать независимо от прочих человеческих существ; или мог ли бы он вообще действовать и двигаться, если бы за ним не стояли сила и разум, еще более великие, нежели его собственные, то есть те, которые позволяют ему жить и двигаться на этом, более высоком уровне Разума и Силы?

Одной из целей «Тайной Доктрины» является доказательство того, что движение планет не может быть удовлетворительно объяснено на основе одной лишь теории гравитации. То есть помимо силы, действующей в материи, есть еще сила, воздейст­вующая на материю.

Когда мы говорим о разнообразных состояниях Духа-Материи (хотя правильнее вести речь о Силе), называя их различными именами, такими как теп­ло, холод, свет и тьма, притяжение и отталкивание, электричество и магнетизм, и т.д., и т.п., оккуль­тист видит в них просто названия, отражающие различия в проявлениях одной и той же Силы (все­гда двойственной в своих дифференциациях), но никак не многообразие сил. Ибо все существующее в объективном мире многообразие возникает вслед­ствие особенностей дифференциации материи, на которую воздействует единая, свободная сила (с по­мощью той части своей сущности, которую мы на­зываем скованной силой или материальными молекулами). Внутренний деятель, врожденная сила, всегда стремится соединиться с породившей ее сущностью, пребывающей вовне; и потому, действуя внутри, Мать заставляет Ткань сокращаться, а Отец, действуя снаружи, побуждает ее расширяться. Наука называет это гравитацией, а оккультис­ты  - работой универсальной Жизненной Силы, исходящей из той Абсолютной и Непознаваемой Силы, которая сокрыта за пределами Пространства и Времени. Это вечный процесс эволюции и инво­люции, или расширения и сокращения.

В. Что означает фраза «Ткань охлаждается», и когда это происходит?

О. Очевидно, что она начинает охлаждаться са­ма, без всякого воздействия извне. Когда это слу­чается? Как нам говорят, процесс этот начинается, когда скованные сила и разум, присутствующие в каждом атоме дифференцированной, равно как и гомогенной, материи, достигают точки, в которой они оба становятся рабами вышестоящей разумной Силы, чье предназначение - формировать и на­правлять их. Мы называем эту Силу божественной Свободной Волей, носителями которой являются Дхиани-Будды. Когда центробежные и центростремительные силы жизни и бытия подчиняются этой единой безымянной Силе, упорядочивающей бес­порядок и гармонизирующей Хаос, начинается про­цесс охлаждения. Однако, как вы сами понимаете, указать точное время наступления той или иной стадии процесса, о продолжительности которого мы не имеем представления, невозможно.

В. Можно ли считать форму результатом взаи­модействия центробежных и центростремительных сил в материи и природе?

О. Каждая форма, как нам говорят, создается в соответствии с образцом, начертанным для нее в Вечности и отраженным в Божественном Разуме. Существуют различные иерархии «Строителей фор­мы», а также классы и разряды форм — от высо­чайших до самых низких. Первые создаются под руководством самих «Строителей», богов «Космократоров», последние являются работой элементалов, или природных духов. В качестве примера посмотрите на странных насекомых тварей или некоторых рептилий и беспозвоночных, так поразительно по­хожих — не только цветом, но и внешней своей формой — на листья, цветы, замшелые веточки и прочие так называемые «неодушевленные» предме­ты. Можем ли мы объяснить этот феномен исклю­чительно «естественным отбором» и дарвиновской теорией? Полагаю, что нет.

Теория естественного отбора не только совершенно несостоятельна как объяснение этой загадочной имитационной способ­ности, но и дает абсолютно превратное представ­ление, о ее значении, трактуя ее просто как «мощ­ное оружие в борьбе за жизнь». И если нам удастся доказать (а это нетрудно сделать), что способ­ность к подражанию никоим образом не вписывается в дарвинистские рамки (т.е. что ее предполагаемое предназначение, связанное с так называемым «вы­живанием наиболее приспособленного», есть про­сто предположение, не выдерживающее серьезной критики), то чем еще мы сможем ее объяснить? Все вы встречали насекомых, воспроизводящих с почти зеркальной точностью цвет и даже внешнюю фор­му растений, листьев, цветов, сухих веточек и т.д., и знаете, что это не закономерность, но довольно часто встречающееся исключение. Так что же способно снимать столь точные копии с первоначаль­ного оригинала, если не незримый разум, находя­щийся вне насекомого?

В. И все-таки, разве не доказал м-р Уоллес, что у подобного подражания есть вполне конкретное предназначение в природе? И что именно оно под­тверждает справедливость теории «естественного отбора», коль скоро природный инстинкт побужда­ет слабого искать защиты в «примерке чужих одеяний», заимствованных у других объектов? Насекомо­ядные животные, равнодушные к траве и листьям, просто не обратят внимания на насекомое, напоми­нающее лист или мох, и последнее, таким образом, из­бавится от опасности. Это выглядит весьма прав­доподобно.

О. Очень даже правдоподобно, если не прини­мать во внимание тот факт, что помимо негатив­ных существуют еще и позитивные свидетельства несостоятельности теории естественного отбора в объяснении феномена мимикрии. Для того чтобы факт был признан соответствующим истине, он должен если и не иметь повсеместного распрост­ранения, то, по крайней мере, всегда проявляться при одних и тех же условиях: например, все живот­ные, обитающие в одной и той же местности (или на местности с одним определенным цветом почвы), должны иметь одинаковую или сходную ок­раску; и это правило должно проявляться повсеме­стно. Однако, с одной стороны, мы видим верблю­да с его «защитной» окраской под цвет пустыни и произрастающих в ней растений; а с другой — зеб­ру, чьи приметные черные полоски никак не могут защитить ее на открытых равнинах Южной Афри­ки, что признавал и сам м-р Дарвин. Наука уверя­ет нас в том, что мимикрия под цвет почвы наблю­дается исключительно у слабых животных, однако мы знаем, что лев, у которого в его родной пусты­не нет врагов, превосходящих его в силе, имеет окраску, делающую его практически неразличимым среди скал и песчаных равнин, где он обычно оби­тает! Нам предлагают также поверить в то, что это «использование защитной окраски направлено на пользу и во благо самого имитатора», как «мощное оружие в борьбе за выживание», однако повседнев­ный опыт доказывает нам, совершенно обратное.

 Так, мы видим множество животных, для которых вполне очевидные формы проявления подражатель­ной способности оказываются абсолютно бесполез­ными и даже более того — пагубными и опасными для жизни. Какую пользу, например, извлекли из своей способности подражать звукам человеческой речи сорока и попугай, помимо перспективы ока­заться пожизненно запертыми в клетке? А чем по­могла обезьянам их способность «обезьянничать», нередко становящаяся для них причиной неприят­ностей, серьезных телесных повреждений или даже смерти? И в чем выгадывает стадо безмозглых баранов, слепо следующих за своим вожаком, даже если он ведет их прямо в пропасть? Это непреодо­лимое желание (включая стремление во всем под­ражать своему вожаку) уже заставило многих зло­счастных дарвинистов дойти в своих неуклюжих попытках отстоять истинность своей излюбленной теории до откровенно абсурдных и нелепых утвер­ждений. Так, наш друг-гекельянец м-р Грант Аллен в своем сочинении, посвященном рассматриваемой нами теме, говорит о некоей индийской ящерице, которую природа облагодетельствовала сразу тремя разными видами крупных паразитов. Причем каждый из этих трех идеально подражает цвету чешуи в той части ее тела, в которой сам обитает: паразит, живущий на брюхе ящерицы, окрашен в желтый цвет, как и само брюхо, второй паразит, предпочитающий жить на спине, имеет такую же пеструю окраску, как и спинная чешуя, а третьего, избравшего свои местом обитания ее ко­ричневую голову, тоже практически невозможно на ней разглядеть. Это стремление подражать в окрас­ке окружающему фону м-р Г.Аллен приписывает стремлению паразитов уберечься от самой ящери­цы. Но неужели этот отважный поборник естест­венного отбора хочет убедить читателей в том, что ящерица способна разглядеть паразита, притаившегося на ее собственной макушке?!  И, наконец, для чего нужна рыбкам, обитающим среди коралловых рифов, их ярко-красная чешуя, а изящным райским птицам и колибри — их радужные плюмажи, пере­ливающиеся всеми оттенками богатейшей тропи­ческой фауны и флоры, если они делают своих обладателей так легко и отчетливо различимыми на общем фоне?

В. Какими же причинами объясняет оккультизм наличие этой подражательной способности?

О. Этих причин несколько. В случае с редкими тропическими птицами и листоподобными насеко­мыми это древние промежуточные связи: для пер­вых — между ящерицей и колибри, а для вторых - между определенными видами растений, с одной стороны, и насекомых, с другой. Было время, мил­лионы лет назад, когда такие «утраченные звенья» во множестве водились во всех уголках земного шара, где только существовала жизнь. Но теперь, с каждым циклом и поколением, их становится все меньше, так что сейчас они встречаются лишь в некоторых регионах Земли. И все они относятся к реликтам прошлого.

В. Не могли бы вы охарактеризовать с оккульт­ной точки зрения природу явления, называемого «за­коном притяжения»?

О. Наука утверждает, что притяжение между те­лами прямо пропорционально массе и обратно про­порционально квадрату расстояния. Оккультисты, однако же, сомневаются в том, что данный закон охватывает все многообразие вариаций планетарно­го вращения. Возьмем хотя бы первый и второй за­коны Кеплера, включенные в закон Ньютона, в изложении Гершеля:

...под влиянием этой силы гравитации, побуждающей два сферических тела взаимно притягиваться друг к дру­гу, эти последние, если они движутся на достаточно близком расстоянии, отклоняются на вогнутые по на­правлению друг к другу орбиты и описывают дуги вокруг общего центра притяжения или же одно вокруг другого, условно рассматриваемого в данной системе как непод­вижное. Возможная форма этих дуг ограничивается фи­гурами, известными в геометрии под общим названи­ем конических сечений. Она зависит... от конкретных условий: скорости, расстояния и направления, опреде­ляющих, какой именно вид дуги мы получим: эллипс, круг, параболу или гиперболу, но это должна быть одна из вышеназванных...

Наука утверждает, что феномен планетарного движения является результатом действия двух сил — центростремительной и центробежной — и что тело, падающее на землю по прямой, перпен­дикулярно горизонтальному уровню воды, делает это по закону гравитации или под влиянием цен­тростремительной силы. Ученый оккультист мог бы привести по этому поводу, помимо прочих, следующие возражения.

1)      В планетарном движении не может быть такой траектории, как окружность.

2)Аргумент, приводимый в третьем законе Кеп­лера, а именно, что «квадраты времен обращения  планеты вокруг солнца относятся как кубы их средних расстояний от Солнца», весьма странным образом допускает либрацию[1] — эксцентричность в поведении планет. И коль скоро природа сил, уп­равляющих этим поведением, остается неизменной, то подобная  эксцентричность может возникнуть, как он сам говорит, только «вследствие вмешатель­ства какой-то внешней причины».

3) Феномен гравитации, или «падения», сам по себе не существует и может возникнуть только вследствие конфликта между силами. В результате умственного анализа или отсечения мы можем прийти к выводу, что это изолированная сила. Бо­лее того, оккультист сказал бы, что планеты, атомы или частицы материи притягиваются друг к другу не по прямым линиям, соединяющим их центры, но по кривым, которые спирально закруг­ляются, постепенно, приближаясь, к центрам друг друга. Приливы и отливы также не являются, по его мнению, следствием притяжения. Эти явле­ния, как он считает, возникают в результате про­тивоборства между скованной и свободной силой внешне непримиримого, но на самом деле осно­ванного на взаимозависимости и гармонии.

«...Фохат, собрав несколько сгустков космиче­ской материи (туманности), приведет его [небес­ное тело] снова в движение, придав ему импульс, и, развив необходимую теплоту, предоставит ему следовать его новому росту». [«Тайная Доктрина», том I, с. 133.]

В. Является ли Фохат синонимом силы или того, что вызывает беспрерывно изменяющиеся проявления материи? И если да, то как же мы можем говорить, что Фохат «предоставляет телу следовать его но­вому росту», если рост целиком зависит от внутрен­ней силы?

О. Всякий рост зависит от внутренней силы, по­скольку на нашем уровне только эта сила способ­на действовать сознательно. Универсальную силу нельзя считать сознательной в том смысле, в кото­ром мы воспринимаем слово «сознание», посколь­ку в этом случае мы немедленно превратили бы ее в персонифицированного бога. На нашем уровне самосознанием может обладать только то, что ог­раничено формой и материей. А о Свободной Силе, или Воле, которая безгранична и абсолютна, нельзя сказать, что она действует осознанно, коль скоро она — единый и единственный, непреложный За­кон Жизни и Бытия.

Поэтому Фохат рассматривается только как син­тетическая движущая сила всех скованных жизненных сил и посредник между абсолютной и обуслов­ленной Силой. Это связующее звено, так же как Манас является связующим звеном между грубой материей физического тела и божественной Мона­дой, которая оживляет его, но не может воздей­ствовать на него непосредственно.

В. Если Сила — это единство, или Единое, про­являющееся в неограниченном множестве вариантов, то мне очень сложно понять смысл фразы из ком­ментариев, гласящей: «Существует теплота, внут­ренняя и внешняя, в каждом атоме»; т.е. латентная и активная (или динамическая и кинетическая) теп­лота. Теплота есть феномен восприятия материи, некоторым образом приведенной в движение силой. Следовательно, на физическом уровне теплота это просто материя в движении. А если существует теп­лота в более внутреннем и оккультном понимании, то и она должна восприниматься некими возвышен­ными и более внутренними чувствами, опять же бла­годаря своему действию на том или ином уровне собственного проявления. И для этого восприятия необхо­димы три условия: движущая сила; форма, которая приводится в движение; и то, что воспринимает эту форму в движении. Следовательно, использование та­ких определений, как «латентная», «потенциальная» или «динамическая», по отношению к теплоте непра­вомерно, поскольку теплота выделяется ли она на первом или же на седьмом уровне сознания есть восприятие материи или субстанции в движении.

Это противоречие между вышеизложенными рас­суждениями и учением «Тайной Доктрины» существу­ет в действительности или же только в моем вооб­ражении?

О. А почему вы думаете, что на всех других уровнях, отличных от нашего, теплота обязательно должна быть восприятием материи или субстанции в движении? И почему вы думаете, что всякий оккультист примет, как должное, оговоренные вами условия: наличие 1) движущей силы; 2) приводимой в движение формы и 3) того, что воспринимает эту форму в движении, а вместе с ней — выделяемую ею теплоту?

Коль скоро с каждым восходящим уровнем ге­терогенность все более превращается в гомоген­ность, то на седьмом уровне форма исчезает со­всем, и нет уже ничего, что можно было бы при­водить в движение. Действующая Сила остается в торжественном одиночестве и может воспринимать лишь самое себя; или, следуя фразеологии Спен­сера, она становится одновременно «субъектом и объектом, воспринимающим и воспринимаемым». Используемые здесь термины — не противоречи­вые, но просто символические заимствования из физической науки, призванные разъяснить смысл оккультных действий и процессов для тех, кто луч­ше всего знаком именно с этой наукой. К тому же каждая из этих форм проявления теплоты и силы соответствует одному из принципов в человеке.

«Центры теплоты», с физической точки зрения, должны рассматриваться как нулевые точки, по­скольку они духовны.

Слово «воспринимаемое» несколько некоррект­но, правильнее было бы сказать — «ощущаемое». Фохат есть проводник закона, его представитель и представитель Манаса-путр, составляющих в сово­купности вечный разум.

В. Остается ли планета во время своего прохож­дения через пралайю in sitи, т.е., как прежде, звеном в планетарной цепи, сохраняющим свое положение относительно других звеньев (планет)? И играет ли процесс распада, вызываемого воздействием теплоты, какую-либо роль в возвращении планеты в пралайю?

О. Ответы на эти вопросы даны в «Эзотериче­ском буддизме». Когда планета из планетарной цепи входит в фазу «затмения», она теряет все свои качества, включая теплоту, и остается in status quо, подобно «Спящей Красавице», пока Фохат, этот «Прекрасный Принц», не разбудит ее своим поце­луем.

В. О Сынах сказано, что они разъединяются и рас­сыпаются. Это как-то не вяжется с их возвраще­нием в «лоно матери» в конце «Великого Дня». Или же под этим разъединением и рассыпанием подразу­мевается возникновение планеты из рассеянной по всей Вселенной мировой субстанции, иными словами, ее выход из пралайи?

О. Под разъединением и рассеиванием подра­зумевается Нитья-пралайя. Это вечная и непрес­танная пралайя, начинающаяся вместе с первым появлением планет и дифференцированной мате­рии. Это просто атомическое изменение.

В. В чем смысл фразы о том, что Сыны развора­чиваются и сокращаются «сами собою и своими сер­дцами»; и как она связана с заключительной строкою шлоки «Они вмещают Беспредельность»?

О. Это я уже объясняла. Благодаря своей внут­ренней, скованной силе, они совместно пытаются соединиться с единой универсальной, или свобод­ной, силой; иначе говоря, объять беспредельность, ибо эта свободная сила не имеет границ.

В. Как электричество соотносится с физическим или животным магнетизмом и гипнотизмом?

О. Если под электричеством вы подразумеваете те феномены и законы электрического потока, ко­торые описывает на нашем уровне и со множеством ограничений современная наука, то я просто остав­лю ваш вопрос без ответа. Но если вы имеете в виду электричество, которое мы называем фохатическим, или внутри-космическим, то я могу сказать, что оно лежит в основе всех упомянутых вами фе­номенов.


Примечания


<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно