Астральные тела и двойники. Протокол собрания 28 февраля 1889 г.
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
VIII
Собрание, состоявшееся 28 февраля 1889 по адресу: Лондон, 3[апад], Лансдаун-Роуд, 17. Председательствующий — м-р У. Кингсланд.
Станца III (продолжение)
Шлока 5. Корень остается, Свет остается, сгустки остаются и все же Оеаоhоо Един.
В. В чем смысл всего этого перечисления?
О. Оно лишь указывает на то, что, каким бы многообразным ни было проявление, суть его остается единой. Иными словами, все проявления являются разными аспектами единого элемента; однако это не означает, что дифференциации не существует.
Сгустки есть первичная дифференциация и, вероятно, относятся к той космической материи, которая, как предполагается, лежит в основании Млечного Пути и которая известна нам. Эта «материя», согласно откровениям, полученным от первоначальных Дхиани-Будд, находится на протяжении периодического сна Вселенной в состоянии настолько разреженном, что доступна лишь глазу совершенного бодхисатвы, — эта материя, лученос-ная и охлажденная, при первом пробуждении космического движения рассеивается в Пространстве; и, если смотреть с Земли, она представляется в сгустках и комках, наподобие створаживания в жидком молоке. Это и есть семена будущих миров, «Звездное Вещество».
[«Тайная Доктрина», том I, с. 117-118.]
В. Следует ли из этого, что Млечный Путь состоит из материи иного уровня дифференциации, нежели та, которая нам известна?
О. Я в этом убеждена. Это своего рода склад материалов, из которых создаются звезды, планеты и прочие небесные тела. Материя такого состояния не существует на Земле, но то, что уже дифференцировано и обнаружено на Земле, может быть найдено и на других планетах, и наоборот. Впрочем, насколько я знаю, прежде чем достичь планетарного состояния, материя Млечного Пути прошла через множество этапов дифференциации. Например, материя внутри Солнечной системы уже полностью отлична от того состояния, в котором она пребывает за пределами этой системы.
В. Существует ли разница между туманностями и Млечным Путем?
О. Я бы сказала — точно такая же, как между мощеной дорогой и камнями и грязью, которые валяются на этой дороге. Разумеется, между материей Млечного Пути и материей различных туманностей должна быть разница, причем последние также отличаются друг от друга по своей материальной структуре. Однако все ваши научные измерения и вычисления следует принимать с оговоркой; поскольку свет, благодаря которому объекты становятся видимыми, — это отраженный свет, и оптическая иллюзия, создаваемая атмосферой Земли, делает невозможным абсолютно точное вычисление расстояний и пр. К этому можно добавить, что та же иллюзия зачастую искажает результаты наших наблюдений за материей, из которой состоят небесные тела, поскольку побуждает нас приписывать ей свойства, присущие известной нам земной материи. Во всяком случае, так нам говорят Учителя.
Шлока 6. Корень Жизни был в каждой капле Океана Бессмертия (Амрита), и Океан был Светом Лучезарным, который был Огонь, и Тепло, и Движение. Тьма исчезла и более не существовала; она исчезла в своем естестве, в теле Огня и Воды, Отца и Матери.
В. Как изменяется значение понятия «огонь» на различных уровнях Космоса?
О. Огонь есть наиболее мистический из всех пяти элементов и наиболее божественный. И потому объяснение всех разнообразных значений этого понятия только на нашем уровне, не говоря уже ни о каких других уровнях и сферах, оказалось бы делом весьма непростым; и к тому же большинство слушателей и читателей все равно ничего бы в нем не поняли. Огонь есть отец света, а свет — отец тепла и воздуха (воздуха жизни). Если абсолютное божество, можно назвать Тьмою, или Темным Огнем, то свет, его порождение — это, несомненно, первый бог, обладающий самосознанием. Ибо чем является свет в своей первооснове, как не озаряющим мир и дарующим жизнь божеством? Свет — это то, что из абстракции стало реальностью. Никто и никогда не видел истинный или первичный свет, а то, что мы видим, есть только его расщепленные лучи или отражения, которые все более тускнеют и уплотняются по мере своего нисхождения в форму и материю. Таким образом, огонь — это понятие, вмещающее в себя Все. Огонь есть невидимое божество, «Отец», а проявляющийся свет — это Бог-«Сын», а также Солнце. Огонь — в оккультном смысле — это высший эфир, а высший эфир рождается движением, а движение — это вечная тьма, невидимый Огонь. Свет приводит в движение и контролирует все в природе — от тончайего и первичного высшего эфира и до мельчайшей молекулы в Пространстве. Движение реr sе — вечно, а в проявленном Космосе оно — альфа и омега того, что называется электричеством, гальванизмом, магнетизмом, ощущением (моральным и физическим), мыслью и даже жизнью на нашем уровне. Таким образом, на нашем уровне огонь — это просто проявление движения или Жизни.
Розенкрейцеры называли все космические феномены «оживленной геометрией». Все полярно противоположные функции суть повторения первоначальной полярности, говорят философы огня. Ибо движение рождает тепло, а тепло - это высший эфир в движении. Когда же высший эфир замедляет движение, появляется холод, ибо «холод — это высший эфир в латентном состоянии». Вот почему у природы есть три позитивных и три негативных основных состояния, синтезом которых является первоначальный свет. Три негативных состояния — это [1] Тьма, [2] Холод, [3] Вакуум, или Пустота. А три позитивных — это [1] Свет (на нашем уровне), [2] Тепло, [3] Вся природа. Поэтому Огонь может быть назван единством Вселенной. Чистый космический огонь (не нуждающийся, так сказать, в топливе) есть Божество в своей универсальности; ибо космический огонь (или тепло, которое он создает) — это каждый атом материи в проявленной природе. Во всей Вселенной нет ни единой вещи или даже частицы, которая не содержала бы в себе этот скрытый огонь.
В. Следовательно, Огонь можно назвать первым элементом?
О. Если мы говорим, что огонь — это первый элемент, это справедливо только для видимой Вселенной и для известной нам формы огня. Даже на высшем уровне нашей вселенной — на уровне планетарных тел А или С — огонь занимает, в определенном отношении, только четвертую позицию, поскольку оккультисты, средневековые розенкрейцеры и даже каббалисты средних веков говорили, что для нашего человеческого восприятия и даже для восприятия высших «ангелов» вселенское Божество является тьмою и что из этой Тьмы Логос исходит в следующих своих аспектах: [1] Вес (Хаос, который становится высшим эфиром в его первичном состоянии), [2] Свет, [3] Тепло, [4] Огонь.
В. Каким образом Солнце — наивысшая из известных нам форм Огня — связано с вышеупомянутым Огнем?
О. На нашем уровне Солнце не является даже «Солярным» огнем. Солнце, которое мы видим, ни с кем не делится своим веществом, поскольку само является отражением, сгустком электромагнитных сил, одним из неисчислимых миллиардов «Узлов Фохата». Фохат называют «нитью первичного Света», «клубком» Ариадны в лабиринте хаотической материи. Эта нить тянется через семь уровней, попутно завязываясь в узлы. А поскольку каждый уровень семеричен, то всего должно быть сорок девять мистических и физических сил: большие узлы создают звезды, светила и системы, малые — планеты и т.п.
В. В каком смысле Солнце является иллюзией?
О. Электромагнитный узел нашего Солнца не является ни осязаемым, ни пространственным; плюс ко всему, у него нет даже той молекулярной структуры, которую имеет известное нам электричество. Солнце поглощает, «психизирует» и «вытягивает энергию» из объектов, находящихся в пределах его системы. Сверх этого — отнятого и отобранного у других — оно не испускает из себя ничего. Поэтому абсурдно утверждать, что солнечный огонь понемногу расходуется и со временем угаснет. У Солнца есть только одна определенная функция: оно придает жизненный импульс всему, что дышит и живет под его лучами. Солнце — это пульсирующее сердце системы, каждый его удар рождает новый импульс. Но это сердце невидимо: ни один астроном никогда не сможет его разглядеть. Продолжая начатое сравнение, мы можем сказать, что - то, что скрыто в этом сердце, и то, что мы видим и чувствуем (его внешний огонь и пламя), играет роль нервной системы, управляющей мускулами Солнечной системы, это своего рода нервы, выведенные за пределы тела для передачи не механического, но духовного, нервного импульса.
В. Как упомянутый вами «вес» связан с силой притяжения?
О. В оккультном понимании вес — это гравитация, трактуемая в оккультном смысле как притяжение и отталкивание. Это один из атрибутов дифференциации и, следовательно, универсальное свойство. Существующим между различными соcтояниями материи притяжением и отталкиванием во многих случаях (а именно, в тех, когда одного лишь «закона гравитации» оказывается недостаточно) можно объяснить поведение хвоста кометы по мере ее приближения к Солнцу, так как это поведение зачастую идет вразрез с ожиданиями ученых.
В. Каким образом с элементом Огня связана вода?
О. Коль скоро известная нам вода, согласно своему атомному весу, состоит на одну девятую из водорода (весьма горючего газа, как вы знаете, без которого не обходится ни одно известное органическое тело) и на восемь девятых из кислорода (вызывающего при слишком активном взаимодействии с телом горение или окисление), то чем еще она может быть, как не одной из форм первичной силы или огня, перешедшей в холодную, или латентную и жидкую форму? Таким образом, огонь соотносится с водою так же, как дух с материей.
Шлока 7. Узри, о, лану! Дитя лучезарное тех двух, несравненное, блистающее величие — Пространство Света, Сына Пространства Тьмы, возникающего из Глубин Великих Темных Вод. Это Оeаоhоо Младший *** (известный тебе ныне под именем Гуань-Ши-Инь. — Коммент.). Он сияет, как Солнце. Он пламенеющий, божественный Дракон Мудрости. Эка[1] есть натур (четыре), и чатур берет себе три, и союз порождает сапта (семь), в нем семеро, которые становятся тридаса (трижды десять), сонмы и множества. Узри его, приподымающего Покров и развертывающего его с востока на запад. Он скрывает горнее и оставляет подножие, явленное как Великая Иллюзия. Он намечает места для блистающих (звезд) и обращает горнее (пространство) в безбрежное море Огня, и Единое Проявленное (элемент) — в Великие Воды.
Гуань-Ши-Инь и Гуань-Инь — это синонимы огня и воды. Два божества в их первоначальном проявлении, составляющие двойного, или двойственного, бога, — двуполая природа, Пуруша и Пракрити.
В. Какие из упомянутых терминов- - Оeаоhоо младший, Гуань-Ши-Инь, Гуань-Инь, Отец-Мать, Огонь и Вода, Пространство Света и Пространство Тьмы — соответствуют трем Логосам?
О. Каждый должен сам отыскать ответ на этот вопрос. «Гуань-Ши-Инь намечает места для блистающих, звезд, и обращает горнее пространство в безбрежное море Огня, и Единое Проявленное - в великие Воды». Хорошенько подумайте над смыслом этой фразы. Огонь символизирует здесь сокрытый Дух; Вода — его порождение, или влага, или же это творческие элементы, существующие здесь, на Земле, во внешнем слое, а эволюционные, или творческие, принципы внутри — это сокровенные принципы. Приверженцы иллюзионизма, вероятно, сказали бы не «внутри», а «наверху».
В. Что это за покров, который Оеаоhоо, младший, приподнимает с Востока на Запад?
О. Покров реальности. Это завеса, которая исчезает, дабы продемонстрировать наблюдателю иллюзорность стадии Бытия; то есть сцену и актеров, объединенных общим названием «Вселенная майи».
В. Что такое «горнее пространство» и «безбрежное море Огня»?
О. «Горнее пространство» есть пространство «внутри», как ни парадоксально это звучит, поскольку в бесконечности нет ни верха, ни низа, уровни следуют один за другим, все более, уплотняясь, в направлении от внутреннего к внешнему. Собственно говоря, это Вселенная в период выхода из «нулевого» состояния (или лайя), безбрежный простор духа, «море Огня».
В. «Великие Воды» аналогичны тем, над которыми двигалась Тьма?
О. В данном случае неправомерно говорить, что Тьма «движется». Абсолютная Тьма или Вечное Неведомое не может быть активно, а движение — это активность. Даже в книге «Бытие» сказано, что Тьма была над бездною и только «Дух Божий» носился над водой. Эзотерически это означает, что вначале, когда Бесконечность не имела формы и Хаос (или внешнее Пространство) был все еще пуст, была одна только тьма (т.е. Калаханса Пара-брахм). Но затем, при первых проблесках Зари, «Дух Божий», Третий Логос (после излучения Первого и Второго Логоса), или Нараян, начинает двигаться над поверхностью Великих Вод «Бездны». Следовательно, чтобы вопрос стал если и не более понятен, то хотя бы более точен, он должен звучать так: «Эти Великие Воды и упоминавшаяся ранее Тьма — одно и то же?» В этом случае ответ был бы, конечно, положительным.
Калаханса имеет двоякое значение. Экзотерически это Брахма, имеющий форму Лебедя, «Великой Птицы», носителя, через посредство которого Тьма являет себя человеческому восприятию как Свет и как вся наша Вселенная. Но эзотерически это и есть сама Тьма, непознаваемый Абсолют, который является Источником сперва излучения, именуемого Первым Логосом, затем — его отражения, Зари, или Второго Логоса, и, наконец, Брахмы, проявленного Света, или Третьего Логоса. Мы должны помнить, что та иллюзия проявления, которую мы видим и ощущаем и которая, как нам кажется, воздействует на наши чувственные восприятия, есть на самом деле то, что мы не слышим, не видим, не чувствуем, не обоняем и не осязаем. Это просто грубая иллюзия и ничего более.
В. Возвращаясь к ранее заданному вопросу, хотелось бы уточнить, в каком смысле электричество может быть названо сущностью?
О. Только если мы говорим о нем как о Фохате, его изначальной Силе. На самом деле существует только одна сила, предстающая перед нами на уровне проявления в миллионах и миллионах форм. Как уже было сказано, все исходит из единого, изначального вселенского огня, и электричество является одним из наиболее емких аспектов этого огня на нашем уровне. Все содержит в себе электричество и является им — от жгучей крапивы до испепеляющей молнии, от искорки в кристалле горного хрусталя до разливающейся по жилам крови. Но электричество, которое мы можем увидеть, например, в электрической лампе — это уже совершенно иная вещь, нежели Фохат. Электричество является причиной молекулярного движения в физической Вселенной, а значит, и на нашей Земле. Это один из «принципов» материи, ибо, возникая при каждом нарушении равновесия во Вселенной, электричество становится, если так можно сказать, кармическим элементом того объекта, в котором имело место это нарушение.
Таким образом, Фохат как первичная причина этой силы, проявляющейся в миллионах аспектов, и как общая сумма всего существующего во Вселенной космического электричества может быть назван «сущностью».
В. Но что вы конкретно имеете в виду под словом «сущность»? И нельзя ли назвать сущностью также и само электричество?
О. Я бы не стала его так называть. Слово Епtity («сущность») образовано от латинского корня епs («бытие») глагола еssе («быть»), и, следовательно, сущностью может быть названо все, что существует независимо от всех других вещей, — от песчинки до Бога. Но в нашем случае только Фохат может быть назван сущностью, так как электричество имеет только относительное существование, если рассматривать его в общепринятом, научном значении.
В. Разве космическое электричество не является сыном Фохата, и не являются ли сущностями «Семь Сыновей» последнего?
О. Боюсь, что не являются. Говоря о Солнце, мы можем назвать его сущностью; но вряд ли мы станем так же называть один из его лучей, который слепит нам глаза. «Сыновья Фохата» — это различные Силы, обладающие фохатической, или космо-электрической жизнью в своей основе, или бытии, а также в своих разнообразных следствиях. Например: потрите янтарь — фохатическую сущность — и он породит «сына», который будет притягивать соломинки: внешне неодушевленный и неорганический объект проявляет, таким образом, жизнь! Но потрите крапиву, зажав ее между большим и указательным пальцем, и вы тоже создадите сына Фохата, который проявится в форме волдыря. В этих случаях волдырь является сущностью, но силу притяжения, воздействующую на соломинки, вряд ли можно назвать так же.
В. Но тогда получается, что Фохат — это космическое электричество и «Сын» — это тоже электричество?
О. Электричество есть действие Фохата, но, как я уже говорила, сам Фохат электричеством не является. С оккультной точки зрения, электрические феномены очень часто вызываются аномальным состоянием молекул объекта или тел в пространстве: электричество — это жизнь, и оно же — смерть (первая создается гармонией, а вторая — дисгармонией). Жизненное электричество подчиняется тем же законам, что и электричество космическое. Соединение молекул в новые формы, появление новых взаимосвязей и нарушение молекулярного равновесия — все это, в целом, работа Фохата и его источники. Этот обобщающий, синтетический принцип, или эманация семи космических Логосов, проявляет себя благотворно только там, где преобладает гармония.
Шлока 8. Где был Зародыш, и где ныне была Тьма? Где дух пламени, горящего в твоем светильнике, о лану? Зародыш есть То, и То есть Свет; белый, блистающий Сын Отца, скрытого во Тьме.
В. Является ли дух пламени, горящего в светильнике у каждого из нас, нашим Небесным Отцом или Высшей Сущностью?
О. Ни то и ни другое; процитированная фраза есть просто аналогия, где упоминается обычный светильник, которым гипотетически может пользоваться ученик.
В. Являются ли элементы телами Дхиан Коганов; и являются ли водород, кислород, озон и азот первичными элементами на нашем уровне материи?
О. Ответ на первую половину этого вопроса вы можете найти, изучая символизм «Тайной Доктрины».
Относительно четырех перечисленных элементов вы правы, но помните, что на вышестоящем уровне даже неуловимый эфир может показаться таким же грубым, как грязь. Каждый уровень обладает собственной плотностью субстанции или материи, собственными цветами, звуками, измерениями пространства и т.д., совершенно неизвестными нам, на нашем уровне, но как у нас на Земле есть промежуточные существа, наподобие муравья, своего рода переходные сущности между двумя уровнями, так и на вышестоящем уровне есть существа, наделенные чувствами и способностями, неведомыми большинству обитателей этого уровня.
Есть замечательная иллюстрация Элиху Веддера к четверостишиям Омара Хайяма, способная дать некоторое представление об Узлах Фохата. Это традиционное японское изображение облаков: одиночные линии, сплетающиеся в узлы (они встречаются как на рисунках, так и на гравюрах). Это и есть Фохат, «узловязатель» и, в определенном смысле, «мировая субстанция».
В. Если Млечный Путь — проявление этой «мировой субстанции», то почему он не виден по всему небу?
О. Почему бы нам не предположить, что нам видна только наиболее сжатая и потому наиболее плотная его часть? Эта субстанция связывается в «узлы» и переходит в солнечное состояние, а также кометное и планетарное, пока наконец не превратится в мертвое тело или луну. Существуют также различные виды солнц. Солнце нашей Солнечной системы — отраженное. В конце солнечной манвантары оно будет постепенно тускнеть, отдавая все меньше и меньше тепла в силу изменений, которые будут происходить в реальном солнце, отражением которого является солнце видимое. После солнечной пралайи нынешнее солнце станет, в следующей манвантаре, кометным телом, но, разумеется, это произойдет не при жизни нашей планетарной цепи.
Выводы, извлекаемые из спектрального анализа звезд, ненадежны, поскольку никак не учитывают последствия прохождения света через космическую пыль. Это ни в коей мере не означает, что все звезды должны иметь одинаковый спектр, но заявленное присутствие на некоторых звездах железа и натрия вполне может оказаться результатом искажения лучей этих звезд космической пылью, со всех сторон окружающей землю.
В. Не объясняется ли специфическое восприятие муравья — например, различия, наблюдающиеся между муравьями и нами, в восприятии цвета — просто физиологическими особенностями?
О. Муравей, безусловно, может воспринимать доступные нам звуки, но он может воспринимать также и те звуки, которые нам никогда не удастся услышать, а значит, физиология здесь явно ни при чем. Просто мы и муравьи находимся на разных уровнях восприятия. По шкале эволюции мы стоим выше, чем муравьи, но, в сравнении с обитателями вышестоящего уровня, сами выглядим муравьями.
В. Вы говорили о том, что, потерев янтарь, можно создать электричество. Есть ли в природе что-нибудь аналогичное этой эманации янтаря?
О. Да, есть: электричество, скрытое в янтаре, существует везде и во всем и может быть обнаружено, если создать условия, необходимые для его высвобождения. Есть одна ошибка, которую совершают многие, хотя в глазах оккультиста это самое грубое и непростительное заблуждение. Очень часто люди проводят грань между тем, что они называют одушевленными и неодушевленными объектами, как будто на Земле можно отыскать какую-нибудь абсолютно неодушевленную вещь!
На самом деле даже тот, кого вы называете покойником, жив, как никогда. Принято считать, что отличительным признаком, позволяющим разграничить то, что мы именуем органическим и неорганическим, является функция питания; но если бы тела, признаваемые нами неорганическими, не питались, то как бы они тогда смогли претерпевать какие-либо изменения? Даже кристаллам присущ процесс роста, что соответствует для них функции питания. В действительности, как учит нас оккультная философия, все, что изменяется, следует считать органическим, поскольку изменение предполагает наличие внутри жизненного принципа и потенциальных возможностей всех вышестоящих жизней. И если, как мы говорили, все вещи в природе суть аспекты одного элемента, а жизнь — универсальна, то как же мы можем говорить о существовании такого явления, как неорганический атом!
Примечания