Астральные тела и двойники. Протокол собрания 7 марта 1889 г.
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
IX
Собрание, состоявшееся 7 марта 1889 г. по адресу: Лондон, 3[апад], Лансдаун-роуд, 17. Председательствующий — м-р У. Кингсланд.
Шлока 10. Отец-Матерь прядет ткань, верхний край ее прикреплен к Духу (Пуруша), Свету единой Тьмы, а нижний - к теневому краю [Духа], к Материи (Пракрита); и ткань это есть Вселенная, сотканная из двух Сущностей, воедино слитых, что есть Свабхават. [«Тайная Доктрина», том 1, с. 132.]
В. Дух и материя — противоположные края одной и той же ткани; свет и тьма, тепло и холод, пустота или пространство и полнота всего сущего — тоже противоположности. Как эти три пары противоположностей связаны с Духом и Материей?
О. Точно так же, как с Духом либо с Материей связано все во Вселенной, независимо, от того, что мы считаем вечным и первоисходным — Дух или Материю или и то и другое. Чистая Материя есть чистый Дух и потому не может быть понята нашим ограниченным разумом, даже если она будет им признана. Ни свет, ни тьма как оптические эффекты не являются ни духом, ни материей, поскольку оба они — только свойства последней (материи).
В. Как соотносится с Духом и Материей эфир?
О. Вам следует различать эфир (Ethег) и Высший Эфир (Аеthег): последний имеет божественную природу, тогда как первый — физическую и дьявольскую. Эфир — это низшее из семи подразделений акаша-Прадханы, первоначальной Огненной Субстанции. В то время как Высший Эфир-акаша — это пятый и шестой принципы тела Космоса, соответствующие, таким образом, Буддхи-Манасу в человеке, эфир есть космический осадок акаши, смешанный с высшими слоями астрального света. Появляясь вместе с пятой коренной расой, он полностью разовьется только в начале пятого круга. Высший Эфир — это акаша в ее наивысшем аспекте, тогда как простой эфир — низший ее уровень. С одной стороны, он эквивалентен Отцу-Творцу, Зевсу, «Патеру-Эфиру», с другой - дьявольскому Змию-Искусителю, астральному свету каббалистов. В последнем случае это полностью дифференцированная материя, в первом — мы можем говорить лишь о зачаточной дифференциации.
Иными словами, Дух становится объективной материей, а объективная материя снова становится субъективным Духом, когда ускользает от наших метафизических чувств. Высший Эфир так же относится к Космосу и к нашей маленькой Земле, как Манас — к монаде или телу. Следовательно, обычный эфир не имеет ничего общего с Духом, так как связан прежде всего с субъективной материей и нашей Землей.
В. «Брахма как "зародыш неведомой Тьмы" есть тот материал, из которого все эволюционирует и развивается». Но одна из аксиом логики гласит, что разум не может поверить в то, что он не в состоянии понять. Л если Брахма, этот самый «материал», не имеет формы, то и разум не в силах воспринять никакой связанной с ним идеи, ибо разум не может воспринять ничего бесформенного. Мы способны представить себе лишь одеяние или проявление этого «материала» в форме «Бога», и эта форма — единственное, что мы можем знать о нем. Какова же самая первая форма упомянутого материала, доступная человеческому сознанию?
О. Ваша логическая аксиома справедлива только для низшего манаса, и аргументы ваши основаны лишь на восприятии кама-манаса. Но оккультизм учит нас тому, что открывает нам Высшее Эго или Буддхи-Манас. И все же я постараюсь ответить вам, стоя на позициях вашей собственной логики. Первая и единственная формаprima materia которую в состоянии воспринять наше физическое сознание, есть круг. Постарайтесь сперва как следует запечатлеть в своем сознании ограниченный круг, а затем постепенно расширяйте его. Вскоре вы достигнете той точки, когда этот круг, не переставая быть кругом в ваших мыслях, станет тем не менее бесконечным и безграничным даже для вашего внутреннего восприятия. Именно такой круг мы называем Брахмой, зародышем, атомом или Ану: это латентный атом, охватывающий бесконечность и безграничную Вечность во время пралайи, и активный атом во время жизненных циклов; этот круг не имеет ни окружности, ни плоскости, только беспредельную протяженность.
Таким образом, Круг — это первая геометрическая фигура и символ в субъективном мире, а в объективном мире он становится Треугольником. Треугольник — это вторая фигура, следующая за Кругом. Собственно говоря, первая фигура — Круг с Точкой — в действительности фигурой не является, это просто первичный зародыш — первое, что мы можем себе представить на заре дифференциации. Треугольник следует рассматривать как материю, только что перешедшую нулевую точку, или лайя. Брахму называют атомом, поскольку нам приходится представлять его себе как математическую точку, которая может быть расширена до масштабов абсолютности. Nota bепе: это все же божественный зародыш, а не химический атом. Так что бойтесь иллюзии формы. Придавая вашему Божеству человеческую форму, вы тем самым ограничиваете и обусловливаете его; удивиться не успеете, как сотворите себе антропоморфного бога.
Шлока 11. Она (Ткань) распространяется, когда дыхание Огня (Отца) над нею; она сокращается, когда дыхание Матери (корня Материи) касается ее. Тогда Сыны (элементы с соответствующими им Силами или Интеллекты) разъединяются и рассыпаются, чтобы вернуться в Лоно Матери при окончании Великого Дня, чтобы снова соединиться с нею. Когда она (Ткань) охлаждается, она становится сияющей. Сыны ее разворачиваются сами собою и своими сердцами; они вмещают Беспредельность. [«Тайная Доктрина», том I, с. 132-133.]
В. Слово «разворачиваются» используется здесь в значении дифференциации или эволюции, а «сокращаются» — как синоним инволюции? Опять же, указывают ли эти термины на манвантару и пралайю или же только на непрестанное вибрирующее движение мировой субстанции или атомов? Или сформулируем вопрос по-другому: это разворачивание и сокращение происходит одновременно или последовательно?
О. Ткань - это вечно существующая первоначальная субстанция (для нашего восприятия это чистый дух), материал, из которого создается объективная вселенная (или вселенные). Когда над нею дыхание огня, или Отца, она расширяется, то есть как субъективный материал она беспредельна, вечна и неразрушима. Когда же ее касается дыхание Матери, (то есть, когда приходит время ее проявления и перехода в объективность формы), она сокращается, ибо объективная материальная форма не может быть беспредельной. Хотя предположение Ньютона, что каждая частица материи обладает способностью притягивать любые другие частицы, в целом верно, и хотя предположение Лейбница, что каждый атом сам по себе является Вселенной, действующей за счет своих собственных, внутренних сил, тоже справедливо, все-таки оба они страдают незавершенностью. Ибо человек — это тоже атом, коему свойственны силы притяжения и отталкивания, микрокосм макрокосма. Но можем ли мы сказать, что, обладая силой и разумом, он способен жить и действовать независимо от прочих человеческих существ; или мог ли бы он вообще действовать и двигаться, если бы за ним не стояли сила и разум, еще более великие, нежели его собственные, то есть те, которые позволяют ему жить и двигаться на этом, более высоком уровне Разума и Силы?
Одной из целей «Тайной Доктрины» является доказательство того, что движение планет не может быть удовлетворительно объяснено на основе одной лишь теории гравитации. То есть помимо силы, действующей в материи, есть еще сила, воздействующая на материю.
Когда мы говорим о разнообразных состояниях Духа-Материи (хотя правильнее вести речь о Силе), называя их различными именами, такими как тепло, холод, свет и тьма, притяжение и отталкивание, электричество и магнетизм, и т.д., и т.п., оккультист видит в них просто названия, отражающие различия в проявлениях одной и той же Силы (всегда двойственной в своих дифференциациях), но никак не многообразие сил. Ибо все существующее в объективном мире многообразие возникает вследствие особенностей дифференциации материи, на которую воздействует единая, свободная сила (с помощью той части своей сущности, которую мы называем скованной силой или материальными молекулами). Внутренний деятель, врожденная сила, всегда стремится соединиться с породившей ее сущностью, пребывающей вовне; и потому, действуя внутри, Мать заставляет Ткань сокращаться, а Отец, действуя снаружи, побуждает ее расширяться. Наука называет это гравитацией, а оккультисты - работой универсальной Жизненной Силы, исходящей из той Абсолютной и Непознаваемой Силы, которая сокрыта за пределами Пространства и Времени. Это вечный процесс эволюции и инволюции, или расширения и сокращения.
В. Что означает фраза «Ткань охлаждается», и когда это происходит?
О. Очевидно, что она начинает охлаждаться сама, без всякого воздействия извне. Когда это случается? Как нам говорят, процесс этот начинается, когда скованные сила и разум, присутствующие в каждом атоме дифференцированной, равно как и гомогенной, материи, достигают точки, в которой они оба становятся рабами вышестоящей разумной Силы, чье предназначение - формировать и направлять их. Мы называем эту Силу божественной Свободной Волей, носителями которой являются Дхиани-Будды. Когда центробежные и центростремительные силы жизни и бытия подчиняются этой единой безымянной Силе, упорядочивающей беспорядок и гармонизирующей Хаос, начинается процесс охлаждения. Однако, как вы сами понимаете, указать точное время наступления той или иной стадии процесса, о продолжительности которого мы не имеем представления, невозможно.
В. Можно ли считать форму результатом взаимодействия центробежных и центростремительных сил в материи и природе?
О. Каждая форма, как нам говорят, создается в соответствии с образцом, начертанным для нее в Вечности и отраженным в Божественном Разуме. Существуют различные иерархии «Строителей формы», а также классы и разряды форм — от высочайших до самых низких. Первые создаются под руководством самих «Строителей», богов «Космократоров», последние являются работой элементалов, или природных духов. В качестве примера посмотрите на странных насекомых тварей или некоторых рептилий и беспозвоночных, так поразительно похожих — не только цветом, но и внешней своей формой — на листья, цветы, замшелые веточки и прочие так называемые «неодушевленные» предметы. Можем ли мы объяснить этот феномен исключительно «естественным отбором» и дарвиновской теорией? Полагаю, что нет.
Теория естественного отбора не только совершенно несостоятельна как объяснение этой загадочной имитационной способности, но и дает абсолютно превратное представление, о ее значении, трактуя ее просто как «мощное оружие в борьбе за жизнь». И если нам удастся доказать (а это нетрудно сделать), что способность к подражанию никоим образом не вписывается в дарвинистские рамки (т.е. что ее предполагаемое предназначение, связанное с так называемым «выживанием наиболее приспособленного», есть просто предположение, не выдерживающее серьезной критики), то чем еще мы сможем ее объяснить? Все вы встречали насекомых, воспроизводящих с почти зеркальной точностью цвет и даже внешнюю форму растений, листьев, цветов, сухих веточек и т.д., и знаете, что это не закономерность, но довольно часто встречающееся исключение. Так что же способно снимать столь точные копии с первоначального оригинала, если не незримый разум, находящийся вне насекомого?
В. И все-таки, разве не доказал м-р Уоллес, что у подобного подражания есть вполне конкретное предназначение в природе? И что именно оно подтверждает справедливость теории «естественного отбора», коль скоро природный инстинкт побуждает слабого искать защиты в «примерке чужих одеяний», заимствованных у других объектов? Насекомоядные животные, равнодушные к траве и листьям, просто не обратят внимания на насекомое, напоминающее лист или мох, и последнее, таким образом, избавится от опасности. Это выглядит весьма правдоподобно.
О. Очень даже правдоподобно, если не принимать во внимание тот факт, что помимо негативных существуют еще и позитивные свидетельства несостоятельности теории естественного отбора в объяснении феномена мимикрии. Для того чтобы факт был признан соответствующим истине, он должен если и не иметь повсеместного распространения, то, по крайней мере, всегда проявляться при одних и тех же условиях: например, все животные, обитающие в одной и той же местности (или на местности с одним определенным цветом почвы), должны иметь одинаковую или сходную окраску; и это правило должно проявляться повсеместно. Однако, с одной стороны, мы видим верблюда с его «защитной» окраской под цвет пустыни и произрастающих в ней растений; а с другой — зебру, чьи приметные черные полоски никак не могут защитить ее на открытых равнинах Южной Африки, что признавал и сам м-р Дарвин. Наука уверяет нас в том, что мимикрия под цвет почвы наблюдается исключительно у слабых животных, однако мы знаем, что лев, у которого в его родной пустыне нет врагов, превосходящих его в силе, имеет окраску, делающую его практически неразличимым среди скал и песчаных равнин, где он обычно обитает! Нам предлагают также поверить в то, что это «использование защитной окраски направлено на пользу и во благо самого имитатора», как «мощное оружие в борьбе за выживание», однако повседневный опыт доказывает нам, совершенно обратное.
Так, мы видим множество животных, для которых вполне очевидные формы проявления подражательной способности оказываются абсолютно бесполезными и даже более того — пагубными и опасными для жизни. Какую пользу, например, извлекли из своей способности подражать звукам человеческой речи сорока и попугай, помимо перспективы оказаться пожизненно запертыми в клетке? А чем помогла обезьянам их способность «обезьянничать», нередко становящаяся для них причиной неприятностей, серьезных телесных повреждений или даже смерти? И в чем выгадывает стадо безмозглых баранов, слепо следующих за своим вожаком, даже если он ведет их прямо в пропасть? Это непреодолимое желание (включая стремление во всем подражать своему вожаку) уже заставило многих злосчастных дарвинистов дойти в своих неуклюжих попытках отстоять истинность своей излюбленной теории до откровенно абсурдных и нелепых утверждений. Так, наш друг-гекельянец м-р Грант Аллен в своем сочинении, посвященном рассматриваемой нами теме, говорит о некоей индийской ящерице, которую природа облагодетельствовала сразу тремя разными видами крупных паразитов. Причем каждый из этих трех идеально подражает цвету чешуи в той части ее тела, в которой сам обитает: паразит, живущий на брюхе ящерицы, окрашен в желтый цвет, как и само брюхо, второй паразит, предпочитающий жить на спине, имеет такую же пеструю окраску, как и спинная чешуя, а третьего, избравшего свои местом обитания ее коричневую голову, тоже практически невозможно на ней разглядеть. Это стремление подражать в окраске окружающему фону м-р Г.Аллен приписывает стремлению паразитов уберечься от самой ящерицы. Но неужели этот отважный поборник естественного отбора хочет убедить читателей в том, что ящерица способна разглядеть паразита, притаившегося на ее собственной макушке?! И, наконец, для чего нужна рыбкам, обитающим среди коралловых рифов, их ярко-красная чешуя, а изящным райским птицам и колибри — их радужные плюмажи, переливающиеся всеми оттенками богатейшей тропической фауны и флоры, если они делают своих обладателей так легко и отчетливо различимыми на общем фоне?
В. Какими же причинами объясняет оккультизм наличие этой подражательной способности?
О. Этих причин несколько. В случае с редкими тропическими птицами и листоподобными насекомыми это древние промежуточные связи: для первых — между ящерицей и колибри, а для вторых - между определенными видами растений, с одной стороны, и насекомых, с другой. Было время, миллионы лет назад, когда такие «утраченные звенья» во множестве водились во всех уголках земного шара, где только существовала жизнь. Но теперь, с каждым циклом и поколением, их становится все меньше, так что сейчас они встречаются лишь в некоторых регионах Земли. И все они относятся к реликтам прошлого.
В. Не могли бы вы охарактеризовать с оккультной точки зрения природу явления, называемого «законом притяжения»?
О. Наука утверждает, что притяжение между телами прямо пропорционально массе и обратно пропорционально квадрату расстояния. Оккультисты, однако же, сомневаются в том, что данный закон охватывает все многообразие вариаций планетарного вращения. Возьмем хотя бы первый и второй законы Кеплера, включенные в закон Ньютона, в изложении Гершеля:
...под влиянием этой силы гравитации, побуждающей два сферических тела взаимно притягиваться друг к другу, эти последние, если они движутся на достаточно близком расстоянии, отклоняются на вогнутые по направлению друг к другу орбиты и описывают дуги вокруг общего центра притяжения или же одно вокруг другого, условно рассматриваемого в данной системе как неподвижное. Возможная форма этих дуг ограничивается фигурами, известными в геометрии под общим названием конических сечений. Она зависит... от конкретных условий: скорости, расстояния и направления, определяющих, какой именно вид дуги мы получим: эллипс, круг, параболу или гиперболу, но это должна быть одна из вышеназванных...
Наука утверждает, что феномен планетарного движения является результатом действия двух сил — центростремительной и центробежной — и что тело, падающее на землю по прямой, перпендикулярно горизонтальному уровню воды, делает это по закону гравитации или под влиянием центростремительной силы. Ученый оккультист мог бы привести по этому поводу, помимо прочих, следующие возражения.
1) В планетарном движении не может быть такой траектории, как окружность.
2)Аргумент, приводимый в третьем законе Кеплера, а именно, что «квадраты времен обращения планеты вокруг солнца относятся как кубы их средних расстояний от Солнца», весьма странным образом допускает либрацию[1] — эксцентричность в поведении планет. И коль скоро природа сил, управляющих этим поведением, остается неизменной, то подобная эксцентричность может возникнуть, как он сам говорит, только «вследствие вмешательства какой-то внешней причины».
3) Феномен гравитации, или «падения», сам по себе не существует и может возникнуть только вследствие конфликта между силами. В результате умственного анализа или отсечения мы можем прийти к выводу, что это изолированная сила. Более того, оккультист сказал бы, что планеты, атомы или частицы материи притягиваются друг к другу не по прямым линиям, соединяющим их центры, но по кривым, которые спирально закругляются, постепенно, приближаясь, к центрам друг друга. Приливы и отливы также не являются, по его мнению, следствием притяжения. Эти явления, как он считает, возникают в результате противоборства между скованной и свободной силой внешне непримиримого, но на самом деле основанного на взаимозависимости и гармонии.
«...Фохат, собрав несколько сгустков космической материи (туманности), приведет его [небесное тело] снова в движение, придав ему импульс, и, развив необходимую теплоту, предоставит ему следовать его новому росту». [«Тайная Доктрина», том I, с. 133.]
В. Является ли Фохат синонимом силы или того, что вызывает беспрерывно изменяющиеся проявления материи? И если да, то как же мы можем говорить, что Фохат «предоставляет телу следовать его новому росту», если рост целиком зависит от внутренней силы?
О. Всякий рост зависит от внутренней силы, поскольку на нашем уровне только эта сила способна действовать сознательно. Универсальную силу нельзя считать сознательной в том смысле, в котором мы воспринимаем слово «сознание», поскольку в этом случае мы немедленно превратили бы ее в персонифицированного бога. На нашем уровне самосознанием может обладать только то, что ограничено формой и материей. А о Свободной Силе, или Воле, которая безгранична и абсолютна, нельзя сказать, что она действует осознанно, коль скоро она — единый и единственный, непреложный Закон Жизни и Бытия.
Поэтому Фохат рассматривается только как синтетическая движущая сила всех скованных жизненных сил и посредник между абсолютной и обусловленной Силой. Это связующее звено, так же как Манас является связующим звеном между грубой материей физического тела и божественной Монадой, которая оживляет его, но не может воздействовать на него непосредственно.
В. Если Сила — это единство, или Единое, проявляющееся в неограниченном множестве вариантов, то мне очень сложно понять смысл фразы из комментариев, гласящей: «Существует теплота, внутренняя и внешняя, в каждом атоме»; т.е. латентная и активная (или динамическая и кинетическая) теплота. Теплота есть феномен восприятия материи, некоторым образом приведенной в движение силой. Следовательно, на физическом уровне теплота — это просто материя в движении. А если существует теплота в более внутреннем и оккультном понимании, то и она должна восприниматься некими возвышенными и более внутренними чувствами, опять же благодаря своему действию на том или ином уровне собственного проявления. И для этого восприятия необходимы три условия: движущая сила; форма, которая приводится в движение; и то, что воспринимает эту форму в движении. Следовательно, использование таких определений, как «латентная», «потенциальная» или «динамическая», по отношению к теплоте неправомерно, поскольку теплота — выделяется ли она на первом или же на седьмом уровне сознания — есть восприятие материи или субстанции в движении.
Это противоречие между вышеизложенными рассуждениями и учением «Тайной Доктрины» существует в действительности или же только в моем воображении?
О. А почему вы думаете, что на всех других уровнях, отличных от нашего, теплота обязательно должна быть восприятием материи или субстанции в движении? И почему вы думаете, что всякий оккультист примет, как должное, оговоренные вами условия: наличие 1) движущей силы; 2) приводимой в движение формы и 3) того, что воспринимает эту форму в движении, а вместе с ней — выделяемую ею теплоту?
Коль скоро с каждым восходящим уровнем гетерогенность все более превращается в гомогенность, то на седьмом уровне форма исчезает совсем, и нет уже ничего, что можно было бы приводить в движение. Действующая Сила остается в торжественном одиночестве и может воспринимать лишь самое себя; или, следуя фразеологии Спенсера, она становится одновременно «субъектом и объектом, воспринимающим и воспринимаемым». Используемые здесь термины — не противоречивые, но просто символические заимствования из физической науки, призванные разъяснить смысл оккультных действий и процессов для тех, кто лучше всего знаком именно с этой наукой. К тому же каждая из этих форм проявления теплоты и силы соответствует одному из принципов в человеке.
«Центры теплоты», с физической точки зрения, должны рассматриваться как нулевые точки, поскольку они духовны.
Слово «воспринимаемое» несколько некорректно, правильнее было бы сказать — «ощущаемое». Фохат есть проводник закона, его представитель и представитель Манаса-путр, составляющих в совокупности вечный разум.
В. Остается ли планета во время своего прохождения через пралайю in sitи, т.е., как прежде, звеном в планетарной цепи, сохраняющим свое положение относительно других звеньев (планет)? И играет ли процесс распада, вызываемого воздействием теплоты, какую-либо роль в возвращении планеты в пралайю?
О. Ответы на эти вопросы даны в «Эзотерическом буддизме». Когда планета из планетарной цепи входит в фазу «затмения», она теряет все свои качества, включая теплоту, и остается in status quо, подобно «Спящей Красавице», пока Фохат, этот «Прекрасный Принц», не разбудит ее своим поцелуем.
В. О Сынах сказано, что они разъединяются и рассыпаются. Это как-то не вяжется с их возвращением в «лоно матери» в конце «Великого Дня». Или же под этим разъединением и рассыпанием подразумевается возникновение планеты из рассеянной по всей Вселенной мировой субстанции, иными словами, ее выход из пралайи?
О. Под разъединением и рассеиванием подразумевается Нитья-пралайя. Это вечная и непрестанная пралайя, начинающаяся вместе с первым появлением планет и дифференцированной материи. Это просто атомическое изменение.
В. В чем смысл фразы о том, что Сыны разворачиваются и сокращаются «сами собою и своими сердцами»; и как она связана с заключительной строкою шлоки «Они вмещают Беспредельность»?
О. Это я уже объясняла. Благодаря своей внутренней, скованной силе, они совместно пытаются соединиться с единой универсальной, или свободной, силой; иначе говоря, объять беспредельность, ибо эта свободная сила не имеет границ.
В. Как электричество соотносится с физическим или животным магнетизмом и гипнотизмом?
О. Если под электричеством вы подразумеваете те феномены и законы электрического потока, которые описывает на нашем уровне и со множеством ограничений современная наука, то я просто оставлю ваш вопрос без ответа. Но если вы имеете в виду электричество, которое мы называем фохатическим, или внутри-космическим, то я могу сказать, что оно лежит в основе всех упомянутых вами феноменов.
Примечания