Кордашевский Николай
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Из Писем семьи Рерих
01.11.1923 (Письма Н.К.Рерих в Америку) Немного юн головою Чахембула (и даже мнит, что будто бы что-то знает, а сам в приготовительном классе), ну да он по военной части – ему простительно.
12.09.1934 Е.И.Рерих Г.Г.Шкляверу Также и с Н.В. Кардашевским будьте очень осмотрительны, лучше не отвечать или очень затягивать ответ. Мы с ним никаких сношений не имеем и не можем иметь. Он человек очень неуравновешенный и имел даже приступ настоящего одержания, и, должно быть, неуравновешенность осталась в нем, ибо все поручения, о которых он пишет, существуют лишь в его собственном мозгу. Этим своим воображением он и опасен. Само собой разумеется, что писать ему о Н.К. Вы не будете.
06.10.1934 Е.И.Рерих Н.К. и Ю.Н. Рерихам Также из письма Лепети увидишь, что полковник Н.В.Кардашевский. продолжает писать ему. Написала Лепети об одержании этого типа и что никогда никаких поручений никто ему не давал и что нам запрещается сноситься с ним. Следует оградиться от одержимых.
08.08.1934 Е.И.Рерих К.И.Стурэ Ваше замечание, что не Кардашевский ли подвизается под именем Учителя из Индии, не без интереса, может быть, не без некоторого основания. Между прочим, не слыхали ли Вы чего о нем? Ведь он тоже был одержан и воображал себя завоевателем Азии и еще многое другое. Мне удалось с помощью Владыки избавить его от одержания. Но Вы знаете, что опасность возврата одержания продолжается тысячу дней. После этого избавления мы скоро с ним расстались, ибо он был отослан Владыкой на пять лет на испытание, но он не понял, в чем состояло это испытание, и сразу же нарушил данное ему Указание и тем лишил нас возможности протянуть ему руку помощи. Пока что нам запрещено с ним сноситься.
16.09.1937 Ю.Н.Рерих З.Г.Лихтман Дневники Н.В. и доктора находились в моей файль, которая стоит в Вашем офисе.
29.06.1937 Николай Рерих Рихарду Рудзитису Поминая имя Гудкова, мне приходит на ум, не предложить ли Вам ему издать записки полковника Н.В. Кардашевского о Тибетской нашей экспедиции. Интерес ко всему тибетскому немалый. Если бы Гудков выразил интерес к такой книге, то мы выписали бы оригинал Кардашевского из Америки и, просмотрев его, переслали бы Вам. Думается, что такого рода книга была бы весьма подходяща к типу последних гудковских изданий. Для нашего же дела такая книга имела бы двойной интерес. Дело в том, что харбинские мракобесы печатали ложь о том, что будто бы Кардашевский называл нас исчадиями ада. Конечно, мы знали, что это ложь, а сейчас нами получена выписка из письма Кардашевскому Руманова (для Вашего сведения её прилагаем). Таким образом, книга Кардашевского в гудковском издании являлась бы ещё одним доказательным ответом на харбинскую ложь.
01.07.1937 Николай Рерих Рихарду Рудзитису Очень интересно, как сложатся переговоры с Гудковым о книге Кардашевского.
30.07.1937 Николай Рерих Рихарду Рудзитису Что касается книги Кардашевского, то, конечно, она должна быть от какого-либо другого издательства, а не от Угунса.
22.07.1937 Николай Рерих Александру Асееву Посылаю Вам также выписку из одного письма Кардашевского, члена экспедиции – оно Вас заинтересует.
06.08.1937 Николай Рерих Рихарду Рудзитису Гаральд Феликсович писал о том, что дневник Кардашевского мог бы быть издан и Угунсом. Но, поминая Гудкова для этого издания, мы, именно, имели в виду, чтобы такой дневник был издан вполне посторонним издательством.
30.12.1939 Елена и Николай Рерих Рихарду Рудзитису Вы пишете, что у Вас имеются какие-то дневники, переданные от г-жи Кезберг. Пожалуйста, сообщите нам, не есть ли это дневник Кардашевского?
Биографическая справка
Кордашевский Николай Викторович (1877, Петербург или возле Каунаса,-1945) - участник Центрально-Азиатской экспедиции с 28.7.1927 по 25.4.1928 (начальник конвоя). Один из первых духовных последователей Н.К.Рериха. "Чахембула (его эзотерическое имя - сост.) - для защиты от псов" (Дн-11.1.26). Литовский помещик. Автор нескольких неопубликованных книг (мистический роман, повесть, биографии русских художников) и заметок в русских эмигрантских газетах. Писал под псевдонимом "Николай Декруа/Декроа" ("Nicolas Decrois"). В 1999 г. издан его дневник "С экспедицией Н.К. Рериха по Центральной Азии". После экспедиции написал также статью "Ашрамы Махатм", пьесу "Карма" и "Особую биографию Н.К. Рериха". Была его публикация "Русский гонец (Об одной настоящей книге)" в журнале "Москва" (Чикаго), N 1 за 1929 г., - отзыв на книгу Г.Д. Гребенщикова.
Принадлежал к военной династии, учился в кадетском корпусе. Служил в царской армии. Был заместителем командира конной охраны императрицы. Будучи офицером связи, 15.5.1917 был направлен военным атташе в Тегеран в англо-индийскую армию, куда потом поступил на службу. Попал в Британскую Сибирскую военную миссию, в октябре 1918 г. был переведен в белую гвардию. С января 1919 г. жил в Пекине (возможно, также в Харбине и Шанхае). Увлекся буддизмом, вынашивал планы попасть в Тибет, встретился с Хутухтой - буддийским священником высочайшего ранга, получил от него охранную грамоту и танку с изображением Зеленой Тары (Ориолы). В 1922 г. приехал в Литву (замок Раудонес под Каунасом). В августе 1923 г. в Париже, где обучался тогда оккультным наукам, подошел к Н.К. и вызвался сотрудничать. Эта встреча была предопределена: в Нью-Йорке С.М. Шафран еще до того услышала свыше его имя из прошлого воплощения - Чахембула (был темником - крупным военачальником - при Тамерлане, воплощении Ю.Н. Рериха).
Вскоре, в декабре 1924 г., Н.В. еще раз встретился с Н.К. в Берлине. После этого вернулся в Литву и занялся работой в World Service: распространяет "Зов", "Озарение", книги Н.К., пытается торговать чаем, выращивает в своем имении табак и т.д. Создает Религиозно-философский кружок. Получает указания от Н.К. на будущее. Переписывается с Нью-Йорком. В июне 1925 г. ему было послано кольцо ученика от Н.К., а от Ю.Н. Рериха - афганская сабля, которой Н.В. когда-то владел. Заинтересовался историей костюма, кинематографией. Учредил в Ковно Технический кооператив, объединивший литовских инженеров. Читает много на разных языках. Готовится к экспедиции: ищет сведения о Тибете, изучает монгольский, прокладывает маршрут. 17.2.1927 выезжает, в Китае организует свой караван и присоединяется к большому. Проходит с экспедицией тибетскую часть пути.
Н.В. была уготовлена и более значительная миссия (по крайней мере, он так считал), но План с такой формой его участия не был реализован. И он растерялся, стал метатьс Расставание не было просто паузой из-за объективных препятствий для намеченной программы, но было вызвано поведением Н.В. "...ученик, уже приблизившийся, произнес недопустимую формулу и оказал неуважение к звену, связующему его с Высшим Иерархом, и был отослан..." (П/П-14.6.34). Под иерархическим звеном здесь, надо полагать, подразумеваются и Зеленая Тара Ориола, и Белая Тара Е.И. (см. заметку о Жанне Д'Арк). "...был одержан и воображал себя завоевателем Азии и еще многое другое. Мне удалось с помощью Владыки избавить его от одержани Но Вы знаете, что опасность возврата одержания продолжается тысячу дней. После этого избавления мы скоро с ним расстались, ибо он был отослан Владыкой на пять лет на испытание, но он не понял, в чем состояло это испытание, и сразу же нарушил данное ему Указание и тем лишил нас возможности протянуть ему руку помощи. Пока что нам запрещено с ним сноситься" (П/П-8.8.34).
К мыслям о своем величии Н.В. могли подталкивать такие записи: "Чахембула подымет знамя в Монголии. Гуру явится на пути, и Хутухта на соборе провозгласит начало новой кальпы" (Дн-10.7.24).
"Главное, чтоб идея великого полководца обратилась в идею великого работника" (Дн-23.2.26).
Из Индии Н.В. едет в Ватикан, намереваясь заняться объединением религий. Жил в Тунисе и Палестине. Читал проповеди и лекции по эзотерическому христианству. "Разрешаю Чахембуле возложить на себя трудный подвиг священства" (Дн-17.11.27). "Скажем полковнику: Ты мог быть комендантом города Знания; мог бы учить молодых дисциплине, но ты наложил на себя подвиг самодисциплины для погашения древнего костра. Труд может истинно украсить теб Восполни пробелы сознания и умения"" (Дн-14.3.28).
Яркий пример милосердия Махатм и Тар: Владыка долго не отстранял его от дел, хотя он во время зимнего стояния экспедиции получил одержание, вел себя дико и больше мешал, чем помогал, - не отлучался благодаря тому, что сохранял в сознании преданность Владыке; Е.И. неустанно заботилась о нем, хотя именно он, в воплощение англичанином, помощником начальника тюремной охраны, Вильямом Тальботом, предал ее в ее воплощение Жанной Д'Арк, "привел на костер", вместо того, чтобы увидеть в ней божественность и пойти на сотрудничество. Когда шел суд над Жанной, Тальбот был во Франции в "качестве уполномоченного Англии при заключении мира" (Дн-6.3.28), "принял участие в пленении" (Дн-31.7.27). "...очень опасный дух владел им, когда он вел дочь Матери Мира на сожжение. Поручение подвига женщины было нарушено им. Снова этот дух пытается ему помешать вознести чашу искупления" (Дн-3.9.27).
"Сестра О[риола] передает: "Тальбот, ты в третий раз произнес свою губительную формулу. Ею ты проводил меня после первого допроса. Ее ты шепнул жене Хана, и теперь ты ее повторил девочке, которая лицом похожа на Жанну Д'Арк. У твоего друга Кулодея радость. Прими тяжкий путь искупления, через пять лет снова можешь назвать А[ллал]-М[инга] Учителем, если донесешь крест и чашу. "Я первый предам тебя на костер", - сказал Тальбот Жанне Д'Арк. Теперь запомни эти слова, чтобы очистить себ Запомни и другие слова, которые сказал Тальбот женщине: "Довольно простора около очага", - когда укорял Меня за подвиг. Теперь пойми значение женщины за пределами очага. Теперь прими заслуженный крест и трудись!.."" (Дн-29.11.27).
Его ситуация - поучительный урок действия закона кармы. Е.И. писала: "Помните, в "Агни-Йоге" сказано: "Сложивший костер ненависти должен будет наклониться за каждым углем" (точнее в АЙ-114: "Карма действия не может быть исчерпана бездействием. Сложивший костер сожигания Истины должен нагнуться за каждым углем. Заповедь справедливости не горит и не тлеет, она вспыхивает нежданно и сожигает твердыни препятствий" - сост.). Истинно, должен будет искупить каждый "уголек". Между прочим, это было сказано Тальботу, предателю Жанны д'Арк, когда Карма свела его снова с его жертвой и старая ненависть под влиянием допущенного им одержателя яро вспыхнула в нем, чтобы поникнуть под воздействием луча его жертвы. Несчастный человек, мечтавший о тиаре униатского епископа и легкой, роскошной жизни, связанной с этим саном, умер на нищенском одре церковного сторожа в Иерусалиме, но уже неся в сердце облик освободительницы и охранительницы своей (бывшей жертвы его). Конечно, следующий путь его будет уже много лучше, и, возможно, что он сможет стать полезным и самоотверженным тружеником в служении человечеству" (П/Ам-28.6.48).
Другие воплощения: Сайтумен ("Египетский жрец. Наблюдатель движения звезд для определения часов богослужений. Подстрекаемый женщиной, проник в тайны Храма, для него закрытые. Казнен за это через утопление"); "...был противником Колумба при флоте" (Дн-24.3.28); "Также Удрая, Логван и Чахембула служили в конном отряде брата незнакомца, но мало догадывались об истинной личности своего начальника" (Дн-27.12.24).