Линия Бирбала

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

Из Писем Рерихов

16.01.1937 Николай Рерих Рихарду Рудзитису Поистине можно проводить большую культурную линию, вспоминая об Акбаре и Бирбале в статье Действие в Путях Благословения.

01.10.1937 Николай Рерих Рихарду Рудзитису Но Вы все уже закалённые воины и знаете, что тёмные силы более всего бывают поражаемы Бирбаловой стрелой, или, как мы называем, Бирбаловой линией. Для них особенное поражение в том, когда они видят нерушимое продолжение культурной работы.

23.02.1937 (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2) Может быть, я Вам уже писал о линии Бирбала, укоротившей другую линию лишь своею протяженностью. Именно протяжением культурной линии укорачиваются и стираются всякие попытки сил темных.

01.06.1937 (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2) Кроме того, самым лучшим возражением будет положительное утверждение. Чем больше будет таких справедливых утверждений – тем лучше, но, конечно, без всяких ссылок на произнесенные или учиненные кем-то безобразия. Такие положительные утверждения мы называем Бирбаловой линией, о которой я писал в "Путях Благословения" в статье "Действие". По счастью, у Вас имеется множество положительного материала, которым Вы можете пользоваться на страх всех врагам. Ведь и о книге "Аум" еще ничего не было, не было и о "Нерушимом". Да вообще тем и возможностей хоть отбавляй. Итак, будем во всем проводить именно Бирбалову линию – линию культурного строительства, и тем самым лучше всего ответим всем клеветникам, невеждам и безобразникам.

17.06.1937 (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2) Хуже нет оказаться невольным распространителем дурных сведений за пределами первоначального круга. Можно лишь продолжать Бирбалову линию, помещая яркие положительные сведения, а, слава Богу, в таких недостатка нет.

12.08.1937 (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2) Пусть будет Ваш сборник отличным продолжением Бирбаловой линии. За всю нашу деятельность мы видим, что ничто так не подавляет служителей тьмы, как усиление и продолжение Бирбаловой линии. Иногда темные очень хотели бы, чтобы их поминали, и всячески к тому напрашиваются. Но для них самое больное, когда от них отмахиваются, как от скверных мух, и всячески усиливают активную созидательную деятельность. Между прочим, не вкралась ли в письмо Е.И. одна посторонняя цитата? Вы уже писали нам, сожалея, что Сепл[евенко] забыл русский язык, может, этим объясняются и опечатки. Жаль, что теперь в русс[кой] заграничной прессе много опечаток. Особенно буква "ять" начинает скакать в неподобающих местах. На днях один художник очень нападал на новое правописание и в этих же нападках щедро переборщил буквою "ять" в самых странных местах. Вот каково смущение умов. Посылаю Вам копию статьи, присланной нам из газеты "Рассвет" в Чикаго, а также выписку из статутов нашей новой организации "Фламма" в Америке. Одновременно начала действовать и другая культурная корпорация – "АРСУНА", начала с выставки, концертов и лекций. Все это та же Бирбалова линия, которая весьма не по нутру апостатам.

21.09.1937 (Письма Е.И.Рерих в Америку т.2) Ведь монография и конгресс являются именно продолжением бирбаловой линии*, о которой так заботятся Великий Владыка.

23.09.1937 (Письма Е.И.Рерих в Америку т.2) Истинно, сердце иногда сжимается от боли, видя, в каком непонимании положения вещей пребывает тот, кто, казалось бы, должен учитывать каждую возможность, чтобы приложением бирбаловой линии пресечь и покрыть зло, нанесенное и наносимое апостатами, но вместо того в своем ослеплении усердно работает им на пользу.

22.09.1937 (Письма Н.К.Рерих в Америку) Радуемся, что бирбалова линия Бирбалова линия. – Этот излюбленный Н.К.Ре­рихом образ связан с одной из притч об индийском императоре Акбаре и его мудром советнике Бирба-ле. Как-то Акбар начертил на песке линию и попро­сил Бирбала умалить ее, не прикасаясь к ней при этом. Бирбал осуществил задание, проведя рядом с линией императора еще одну – более длинную ли­нию. Таким образом, по мысли Рериха, можно бо­роться с противником, не вступая с ним в непосред­ственную борьбу, а предпринимая со своей стороны более весомые позитивные шаги.

28.09.1937 (Письма Н.К.Рерих в Америку) Теперь можно еще раз убеждаться, насколько необходимы были всякие продолжения Бирбаловой линии.

15.10.1937 (Письма Н.К.Рерих в Америку) Таким образом, хорошая Бирбалова линия могла бы быть продолжена, не нарушая ничего.

04.12.1937 (Письма Н.К.Рерих в Америку) В Риге хлопочут о монографии и отлично понимают, насколько такое издание сейчас явится весьма нужной бирбаловой линией.

09.12.1937 (Письма Н.К.Рерих в Америку) Бирбалова линия Балтийского Конгресса Балтийский Конгресс – конференция рерихов-ских организаций стран Балтии в 1937 году. оказалась, как и нужно было думать, чрезвычайно полезной. Теперь можно ощущать различные шевеления, происходящие как последствия Конгресса. Спасибо З[ине] за присланные заметки о юбилее из русс[ко]-амер[иканских] газет. Здесь все время продолжаются запоздавшие журнальные выступления – ведь некоторые журналы за октябрь, увы, выходят лишь в декабре. Очень жаль, что литературный завтрак в Нью-Йорке не состоялся. Такая Бирбалова линия была бы особенно полезна по местным обстоятельствам.

09.09.1937 Е.И.Рерих Ф.Грант, К.Кэмпбелл иЗ.Г.Лихтман Наше молчание лишь им на руку. Потому будем приветствовать каждое действие, каждое выступление, и особенно выступление строительное. Значение Бирбаловой линии Согласно восточной притче, советник императора Акбара индус Бирбал, отвечая на вопрос, как умалить линию, не касаясь ее, провел рядом с ней черту большей длины. всегда должно стоять перед умственным взором.

Из других источников

Н.К. Рерих ДЕЙСТВИЕ

Однажды великий Акбар провел черту и спросил своего мудреца Бирбала, чтобы тот сократил ее не урезывая и не касаясь концов ее. Бирбал параллельно провел более длинную линию и тем самым линия Акбара была умалена. Мудрость заключается в проведении более длинной линии.

Когда видите апофеоз суеты наших дней, иногда чувствуете бессилие сократить этот пустой водоворот, эту бесполезную трату сил и возможностей. Только представляя более длинную черту истинного действия и деятельности мы можем уменьшить ужас нашего времени — триумф суеты.

Мы должны помнить: Молчание двигает. Слово же дает импульс к движению. Молчание — заставляет, слово — увещевает. Величайшие мировые действия творятся в глубоком молчании, лишь прикрытые докучливым шумом и лживой поверхностью звука. Великие упражнения происходят при задержанном дыхании; чем учащеннее дыхание, тем сильнее трата энергии. Кто в действии может задержать дыхание, тот уже властелин мировой энергии — той энергии, которая действует и творит в мироздании.

Есть два вида тишины. Беспомощная тишина инертности, которая знаменует распад, и тишина могущества, которая управляет гармонией жизни. Тишина могущества присуща спокойствию владыки. Чем она совершеннее, тем глубже мощь и тем больше сила действия. В этой тишине нисходит истинная мудрость. Мысли людей представляют смесь правды и лжи. Истинное проникновение замарано лживым пониманием. Истинное воображение извращено лживым представлением. Истинная память загромождена лживыми мыслями. Поверхностная деятельность ума должна остановиться — и молчание заменит беспокойство. И затем в тишине — в той беззвучной глубине — приходит озарение. И истинное знание становится безошибочным источником истинного действия.

Истинное действие, невидимое для глаз суетливых толп, сказывается лишь на последствиях. Лишь по последствиям вы видите земными глазами, насколько значительнее и длиннее черта истинного действия сравнительно с суетой.

И день суеты есть ночь для действия. Ибо ничто творится суетой; может быть лишь денежные расписки. Но во всей древности лишь Крез был упомянут по своему богатству, но и его конец был незавиден.

Быть способным среди суеты проявить истинное действие; быть способным к молчанию, к тишине, к озаренному безмолвию — это значит быть готовым к бессмертию.

Молчание мощи творит, сохраняет и защищает. Это действие могущественно прямым, непосредственным направлением силы, происходящей из великого естественного источника.

Даже движущееся колесо в его наибольшем напряжении кажется недвижным. Гармония высшего действия неразличаема земным глазом. Лишь по следствиям вы поймете приложенную мощь.

Истинная тишина иногда прикрыта внешностью небольшого движения и говора — так же как океанская волна покрыта наносными бороздами внешних струй. Но эти внешние струи не имеют ничего общего с суетой.

Суета носит на себе неотъемлемый признак — она всегда сопровождена пошлостью. Всегда можно легко усмотреть в суете все признаки этой ужасной болезни современного человечества. Во имя чего ищут лучшие элементы человечества? Во имя чего вспыхивают революции и подвижнические искания? Человеческий дух во всех этих разнообразных битвах борется против пошлости.

Когда толпа обращается в стадо, что случается? Тогда возникает черное царство пошлости. «Стадо» стремится к вратам пошлости. То же самое сверхъестественное превращение человеческой толпы в стадо видим при суете поезда, при суматохе собраний, при куплях-продажах, при ужасе несчастий. Та же суета часто запечатлевается в музыке, в живописи, в линии рисунка или в ритме ваяния. Спросите, где же тут психологический момент? Но каждому доступно различить, когда этот пароксизм суеты и пошлости наступает. Один признак суеты неизбежен. Выражение глаз немедленно меняется. Среди шумных выявлений суеты вы не видите счастливого взора. Суета лихорадочно кричит: «Ступай, ступай!» И каждый, повинуясь этому приказу, куда-то спешит и рассеивается. Но на щите действия начертано: «Приди, приди». И, повинуясь этому зову, каждый приближается и увеличивает возможности. Люди слишком «заняты» в мелком значении слова. Они не ждут духовного единения, и от поспешности всегда что-то может случиться. Лучшая толпа может обратиться в дикое стадо, полное мерзких инстинктов. Есть много причин этому превращению, но самое главное значение, что пошлость восторжествовала.

Царство этой таинственной силы пошлости безгранично. Та же самая пошлость превращает толпу в зверя; она же позолачивает рамы и спинки «торжественных» кресел; она же извращает гимны в «Джац»; она же преображает игры атлетики в глупость и жестокость; она же являет совершенство нелепости условной жизни. Даже губы все выкрашены в один неестественный цвет. Точно исчезает человеческое обличье, и животное возникает перед изумленным зрителем. Но тем не менее не отвернитесь от человеческой природы. Надо только изъять ее из суеты, и человеческие признаки опять воскреснут. Как химическая реакция! В таком же научном понимании человечество должно понять разницу между суетой и действием.

«Все формы тирании произошли от мягкости», — говорит пословица. «Все виды пошлости произошли от компромисса — уступок». Сегодня малая уступка, завтра малейшая уступка, а затем сразу большой жрец пошлости.

Это не общее место, не трюизм. Мы должны твердить это теперь, ибо в ближайшем будущем потребуется много истинного действия и много верного понимания. И в каждом своем движении человечество должно различать, где пошлая суета и где вечное действие. Мы должны быть практичны всегда. Осуждение прогонит ли тьму? Нет, лишь принесение света истребит черноту мысли. Одно осуждение, критика, отталкивающий процесс — никогда не помогали.

Одна только возможность имеется: сократить черту суеты новой, длиннейшей чертой истинного действия. Имейте в виду лишь следствия. Никогда не победите вы пошлость грубостью или безобразием. Лишь в Красоте заключена победа. Истинно, лишь Красота побеждает пошлость и останавливает дикую суету перед вратами поддельно-золоченого царства. И, братья, победа близка! Ибо многое, что мы уже зовем «павшим», просто еще «не дошло».


New York, 1922.

Личные инструменты
Дополнительно