Напутствие бессмертным. «РАЗОБЛАЧЕННАЯ ИЗИДА» И ЖУРНАЛ «ТЕОСОФ» О ПЕРЕВОПЛОЩЕНИИ

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


«РАЗОБЛАЧЕННАЯ ИЗИДА» И ЖУРНАЛ «ТЕОСОФ» О  ПЕРЕВОПЛОЩЕНИИ

В журнале «Light» (от 8 июля) Ч.К.М. приводит цитату из примечания редактора к статье «Кажущи­еся противоречия», напечатанной в журнале «Theosophist» за июнь 1882 г. Затем из рецензии на книгу «Совершенный путь»[1] в этом же номере он подробно цитирует «авторитетное учение более позд­него времени», по его довольно язвительному замеча­нию. Далее снова следует длинный абзац из «Разоб­лаченной Изиды». Три цитаты и замечания нашего друга выглядят так:

...Никогда не было и быть не может каких-либо су­щественных расхождений между учениями, изложен­ными в «Разоблаченной Изиде», и учениями нашего по­зднего периода, поскольку и те и другие произошли из одного и того же источника – Братства Адептов (При­мечание редактора к статье «Кажущиеся противоре­чия»).

Обратив внимание своих читателей на выше­приведенное утверждение, Ч.К.М. продолжает цитировать, с целью показать, как он считает, его ошибочность.

Начнем с того, что перевоплощение, если принять во внимание другие миры помимо этого, – распространенное явление в природе. Но перевоплощение в сле­дующем, более высоком объективном мире – это одно, а перевоплощение на нашей земле – совсем другое. Даже земное воплощение повторяется снова и снова до тех пор, пока человечество не достигнет наивысшего состоя­ния, какое только можно представить в настоящее время на этой земле, а не в загробной жизни, и в этом кроет­ся ключ к разгадке.

...Но как только посредством последовательных пере­воплощений человек достигает предела совершенства, по­ложенного в условиях современной расы, его следующее воплощение осуществляется на первых ступенях более высокого мира, где самые начальные уровни развития намного выше наших самых высоких. Ужасной ошибкой современных сторонников перевоплощения является предпо­ложение, что на нашей земле возможен возврат к более низким физическим формам и поэтому человек не воплощается каждый раз человеком на этой земле. Невер­ность такой теории доказана ясно и однозначно в вы­шеприведенных отрывках. (Рецензия на книгу «The Prefect Way» в журнале «Theosophist»).

А теперь из «Разоблаченной Изиды»:

«Сейчас мы представим несколько фрагментов из этой таинственной доктрины о реинкарнации, отличной от метампсихоза, которую мы получили из авторитетно­го источника. Перевоплощение, то есть появление на свет одной и той же индивидуальности или, вернее, ее астральной монады, дважды на одной и той же планете не является законом природы, это исключение, вроде тератологического[1] феномена двуглавого младенца. Это­му предшествует нарушение законов гармонии, и это случается только тогда, когда природа, желая восстано­вить потревоженное равновесие, с силой вталкивает в земную жизнь астральную монаду, вырванную из круга необходимости преступлением или несчастным случаем. Так, при абортах, при врожденном и неизлечимом идио­тизме, в случаях смерти младенцев ранее положенного возраста нарушается первоначальный замысел природы создать совершенного человека. Следовательно, ввиду того, что грубая материя каждого из этих немногочисленных существ распыляется после смерти в обширном царстве жизни, бессмертный дух и астральная монада идивидуальности – последняя отделяется, чтобы ожи­вить физическое тело, а первый, чтобы наполнить его своим божественным светом, – должны предпринять вторую попытку выполнить задачу, стоящую перед со­зидающим разумом.

Если разум развивается настолько, что становится ак­тивным и проницательным, то необходимость воплощать­ся на этой земле отпадает, поскольку три составные части триединого человека объединяются, и он получа­ет возможность стремительно продвигаться вперед. Но когда новое существо не соответствует требованию, предъявляемому монаде, или же, как в случае идиотиз­ма, отсутствует триединство, бессмертная искра, светя­щаяся в нем, должна вновь войти в земной план, так как она не проявилась во время своей первой попытки.

...Далее, та же оккультная доктрина признает другую возможность, правда, настолько редкую и достаточно неопределенную, что даже нет смысла ее упоминать. Даже современные западные оккультисты отрицают ее, хотя она общепризнанна в странах востока». Это редкие случаи возвращения крайне порочных человеческих ду­хов, которые были низвергнуты в восьмую сферу, – нет необходимости полностью цитировать этот отрывок. Ис­ключениями из этой редкой и сомнительной возможно­сти, когда происходит перевоплощение на этой земле, в соответствии с «Разоблаченной Изидой», – я процити­ровал с. 351-352 первого тома – являются только три случая: аборты, очень ранняя смерть и идиотизм.

Я, многострадальный исследователь таинственного, охотнее признаюсь в собственной глупости, чем позво­лю сделать «кажущиеся противоречия» предметом на­смешек. Но в конечном итоге два плюс три не рав­няется четырем; черное не является белым, а «да» не значит «нет», во всяком случае в отношении простых и определенных утверждений. Если и есть такая вещь, ко­торую я очень хотел бы понять, так это истина о про­блеме перевоплощения. Надеюсь, от меня не требуют, как от исполнительного теософа, чтобы я безропотно примирил утверждение из «Разоблаченной Изиды» с заявлением авторитетного обозревателя. Но есть одно уте­шение.

Высокоученый автор «Разоблаченной Изиды» не мог полностью забыть изложенного там учения по этому вопросу. Поэтому скорее всего не он диктовал эти ут­верждения обозревателю. Если, как я предполагаю, за последним стоит Кут Хуми, тогда, очевидно, Кут Хуми не является псевдонимом мадам Блаватской, как погова­ривают злые языки.

Ч.К.М.

Мы надеемся, что нет – для блага самого Кут Хуми. Мадам Блаватская была бы слишком тщеславна и горда, имей она хотя бы возможность мечтать о такой чести. Но, как справедливо заме­тил французский классик: «La critique est ais'ee, mais I'art est difficile» – хотя мы более настроены униженно склонить наши головы в искреннем со­жалении и воскликнуть «Et tit Brute!», чем повто­рять старые истины.

Как можно найти это (даже) «кажущееся несо­ответствие» между двумя приведенными отрывка­ми, – это не распространяется на тех, кто совсем не знаком с оккультной доктриной, – будет дей­ствительно самой большой загадкой для каждого восточного оккультиста, который приобщается к тайным знаниям и учится в одной школе с рецен­зентом «The Perfect Way». Тем не менее последний был выбран в качестве оружия, чтобы разбить нас наголову.

Достаточно прочитать отрывок № 1 во «Фраг­ментах оккультной истины» и поразмыслить над семеричным составом человека, на который ок­культисты подразделили тройственное человеческое существо, чтобы понять, что «астральная» монада не является «духовной» монадой, и наоборот. Лег­ко можно доказать, что между двумя утвержде­ниями нет противоречия, что мы и собираемся сделать с помощью нашего друга-«рецензента». Самое большее, что можно сказать о процитированном из «Изиды» отрывке, это то, что он не завершен, ха­отичен, расплывчат, возможно, неуклюж, как и большая часть этой работы, первого литературного труда иностранки, которая даже сейчас не может похвалиться знанием английского языка.

Поэтому, основываясь на утверждениях из очень точной и блестящей рецензии на «The Perfect Way», мы снова говорим, что «реинкарнация, то есть по­явление одной и той же индивидуальности или, вер­нее, ее астральной монады (или личности, как ее называют современные реинкарнисты) дважды на од­ной и той же планете не является нормой в приро­де» и что «это является исключением». Попытаемся еще раз пояснить нашу мысль.

Рецензент говорит о «духовной индивидуально­сти», или бессмертной Монаде, как ее называют, что соответствует седьмому и шестому принципам во «Фрагментах оккультной истины». В «Разоблаченной Изиде» речь шла о личности, или конечной астраль­ной монаде, состоящей из невесомых элементов пя­того и четвертого принципов. Духовная индивиду­альность, будучи эманацией Единого Абсолюта, веч­на; личность, как сложное соединение, временна и обречена в конечном итоге на разрушение, за исклю­чением более одухотворенных частей пятого прин­ципа (манаса, или ума), которые ассимилируются шестым принципом, когда он уходит вслед за седь­мым в его «состояние созревания», чтобы вновь ро­диться или нет, в зависимости от обстоятельств, в apyna-локе (бесформенном мире). Семь принципов, образующих, так сказать, триаду и четверицу, или, как некоторые называют, «сложное триединство», подразделенное на триаду и две дуады (пары), мож­но понять с помощью следующей схемы групп прин­ципов.

 

Группа I

7. Атма – «чистый Дух».

6. Буддхи – «духов­ная Душа, или познавательная способность».

Дух

Духовная монада, или Индивидуальность, и ее проводник. Вечна и неуничтожима

Группа II

5. Манас – «ум, или животная душа».

4. Камарупа форма «желаний», или «страстей».

Душа

Астральная монада, или личное эго, и ее проводник.

Переживает принци­пы группы III и разру­шается через некоторое время, если только не перевоплощается, как бы­ло сказано, при исключительных обстоятель­ствах.

Группа III

3. Лингашарира – «аст­ральное, или жизненное, тело».

2. Джива «жизнен­ный принцип».

1. Стхулашарира «физическое тело».

Тело

Составное физическое, или «земное эго».

Все три его части всегда умирают вместе.

 

А теперь, спрашиваем мы, где же «несоответствие» или противоречие? В зависимости от того, каким был человек – хорошим, плохим или посредствен­ным, группа II должна стать либо «шелухой», либо перевоплотиться один или несколько раз при «ис­ключительных обстоятельствах». В нашей оккульт­ной доктрине делается существенное различие меж­ду безличной Индивидуальностью и индивидуальной личностью. Ч.К.М не будет перевоплощаться, то есть в своем следующем рождении он будет не Ч.К.М., а совсем другим существом, созданным из мыслей и поступков Ч.К.М.: его собственным творением, ре­бенком и плодом его теперешней жизни, следстви­ем причин, которые он сейчас порождает. Можем ли мы в таком случае говорить, подобно спиритуали­стам, что Ч.К.М., человек, которого мы знаем, ро­дится снова? Нет, но его божественная монада бу­дет тысячи раз до конца Великого Цикла одеваться в различные человеческие формы, каждая из кото­рых будет новой личностью. Как могучее дерево, ко­торое каждую весну покрывается новой листвой, увядающей и опадающей осенью, так и вечная мо­нада проходит через серию меньших циклов, всегда одинаковая и все же вечно меняющаяся и облачаю­щаяся при каждом рождении в новое одеяние. Поч­ка, не сумевшая распуститься в этом году, вновь на­бухнет в следующем; но лист, достигший зрелости и умерший естественной смертью, – никогда не смо­жет родиться на том же дереве. Нам не разрешали вдаваться в подробности при написании «Разобла­ченной Изиды», отсюда – нечеткие обобщения. Те­перь нам велели это сделать – и мы выполняем рас­поряжение.

Таким образом, в конечном итоге похоже, что «два плюс три» все-таки «равняется именно четырем», если «три» не принимать ошибочно за цифру. Мы знаем случаи, когда то, что общепризнанно счи­талось очень «черным» – до невозможности, вдруг вновь становилось «белым», как только было разре­шено пролить на него дополнительный свет. Что ж, возможно, настанет такой день, когда во многом не­понятые оккультисты предстанут в новом свете. Vaut mieux tard que jamais!


Примечания


<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно