Напутствие бессмертным. Дополнение (к Размышлениям о Карме)

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Дополнение (к Размышлениям о Карме)

Мы твердо верим в реальность и философскую необходимость «кармы», то есть в закон неотврати­мого возмездия, неизбежного следствия каждой по­рожденной нами причины, в воздаяние и наказание в строгом соответствии с нашими поступками...

«Размышления о некоторых

изречениях мудрого человека»

*    *    *

Утверждение, что брахмаджняни[1] находится вне досягаемости кармы, может быть полностью осознано только человеком, который нашел свое истинное место, сгармонизировавшись с Единой Жизнью при­роды. Такой человек понимает, что брахмаджняни способен действовать только в унисон с природой и никогда не пойдет против нее; говоря словами на­ших древних оккультистов, брахмаджняни – это ис­тинный «сотрудник природы». Не только европей­ские санскритологи, но даже и экзотерические йоги впадают в серьезное заблуждение, предполагая, что, по мнению наших священных авторов, человеческое существо может избежать действия закона кармы, приведя себя в состояние совершенной пассивности. Они упускают из виду то обстоятельство, что даже при полном воздержании от физической активности человек не может прекратить свои проявления на более высоких планах – астральном и духовном.

В своих комментариях к «Бхагавадгите» Шри Шанкара весьма убедительно обосновал, что такое предположение есть не что иное, как иллюзия. Ве­ликий Учитель доказал, что насильственное подавление активности физического тела не освобождает человека от васаны[1] или вритти[1] – врожденной склонности ума к совершению работы. Любой учас­ток природы стремится к самоповторению; поэтому карма, приобретенная в предшествующем воплоще­нии, всегда будет пытаться выковать новые звенья для своей цепи и, следовательно, будет толкать к не­прерывному физическому существованию. Но этой тенденции можно противопоставить бескорыстное выполнение всех обязанностей, возложенных на че­ловека на том плане, где он воплотился, – только это может содействовать образованию читташуддхи, без чего невозможно обрести способности постиже­ния духовных истин.

«Мораль и пантеизм»

*   *    *

Ученик. Есть ли другие причины, помимо распро­странения теософии, способные остановить нынешнее сползание в материализм?

Мудрец. Только распространение знания законов кармы и перевоплощения и веры в абсолютное ду­ховное единство всех существ способно предотвра­тить это сползание. Однако цикл должен развиваться своим чередом, и, пока он не закончится, все бла­готворные причины по необходимости должны пре­образовываться в следствия очень медленно, а по­следние будут проявляться лишь в ограниченной мере, дожидаясь наступления более светлых времен, когда они смогут проявиться в полную силу. Ста­раясь жить как можно более возвышенной жизнью, ученик неосознанно создает в астральном свете кра­сивую картину духовного роста, возможного на земле даже в наш темный век, и тем самым помогает духовно более развитым душам нисходить из других сфер, где циклы входят в такую темную стадию, что дальнейшее пребывание там этих душ становится невозможным.

Ученик. Связаны ли элементалы каким-нибудь образом с кармой человека?

Мудрец. Да, и весьма тесно. Элементальный мир является важным фактором в действии кармы человеческой расы. Сам он действует бессознательно, автоматически и фотографически точно и потому неизбежно принимает форму, аналогичную форме человеческого мира. В прежние времена, когда лю­ди, смеем это утверждать, еще не начали создавать себе дурную карму, элементальный мир был более дружественно настроен к человеку, поскольку не получал из мира людей негативных импульсов. Но по мере того как человек становился все невеже­ственнее и беспощаднее к своим собратьям и ко всему остальному творению, элементальный мир тоже менялся аналогичным образом, стараясь тем самым отплатить человечеству той же монетой – так сказать, воздать ему по делам его. Это похо­же на поведение упрямого осла, который тянет вас назад тем сильнее, чем сильнее вы тянете его впе­ред, а также на реакцию оскорбленного или рас­серженного человека, который горит желанием отомстить своему обидчику. Таким образом, эле­ментальный мир, будучи бессознательной силой, воздействует на человечество в точности так же, как человечество воздействует на него – неза­висимо от того, знает ли человечество о существо­вании этого закона или нет. И следовательно, в настоящее время облик элементального мира пред­ставляет собою точное отражение всех действий, мыслей и желаний человека, начиная с самых ран­них времен. Так элементальный мир, будучи бессо­знательным и действуя только в соответствии с природными законами своего бытия, стал мощным фактором осуществления кармы. И пока человече­ство не начнет развивать в себе братские чувства и милосердие в отношении всего творения, у элементалов не будет повода действовать ему на бла­го. Но как только человек или люди хотя бы где-нибудь начнут проявлять друг к другу и ко всем прочим тварям братские чувства и любовь, в этом месте образ действия элементалов незамедлительно начнет изменяться.

Производство феноменов невозможно без помощи или принуждения элементалов. Каждый феномен требует приложения огромных сил и вызывает столь же масштабные возмущения в элементальном мире. Эти возмущения превосходят самые сильные вли­яния нормальной человеческой жизни; но, когда фе­номен заканчивается, за произведенным действием неотвратимо следует противодействие: потревожен­ные элементалы начинают метаться, двигаться с бе­шеной скоростью во всех направлениях. Тем, кто защищен от их влияния, они не могут причинить вреда... но они могут (или, вернее, способны) про­никнуть в сферу незащищенных людей, в особенно­сти тех, кто занимается оккультными исследовани­ями. И тогда они становятся катализатором кармы этих людей, часто навлекая на них всевозможные беды и несчастья, которые, в противном случае, вполне могли бы сойти за рядовые и не такие уж тяжкие превратности судьбы, будучи растянутыми на достаточно продолжительный период времени, а не преподнесенными в одночасье. Это помогает понять, почему многие из тех, кто способен производить феномены, с такой неохотой пользуются этой своей способностью даже тогда, когда феномен, по наше­му мнению, мог бы принести пользу, и почему эти люди никогда не используют феномены (что многим кажется весьма странным и даже глупым) для достижения мирских целей – таких, как добыча денег, перемещение объектов, влияние на чужие умы и тому подобное.

Ученик. Влияют ли картины в астральном свете на наше перевоплощение в последующих земных жизнях?

Мудрец. Влияют, и весьма заметно. Астральные картины воздействуют на нас на протяжении долгих периодов времени, и в этом вы, возможно, заметите ключ ко многим действиям активного закона кармы, о котором вы в данном случае ведете речь.

Ученик. Существуют ли в белой магии или добром оккультизме какие-либо фундаментальные правила? Я имею в виду правила, подобные десяти заповедям Христа или основным гражданским правам, защища­ющим жизнь, свободу и имущество человека.

Мудрец. Такие правила существуют, причем весь­ма строгие. Их нарушение не может пройти даром ни для кого и требует обязательного искупления. Эти правила изобретены не каким-либо гениальным умом, но представляют собою естественные законы природы, разума и души; и следовательно, их невоз­можно отменить или аннулировать. Человек может нарушать их и при этом всю жизнь (или даже боль­ше, чем целую жизнь) избегать наказания. Однако его «противоправные» поступки создают множество не­гативных причин, которые со временем преобразу­ются в следствия; и можно не сомневаться в том, что рано или поздно эти следствия вернутся к самому нарушителю. В этом случае карма действует так же, как и всегда, исполняя функции Немезиды, которая действует хотя и не всегда оперативно, но зато нео­твратимо.

«Беседы об оккультизме»

*    *    *

[мы должны воспитывать в себе универсальную лю­бовь, которая, несомненно, приведет к добрым делам – единственному материалу, из которого мы сможем со­ставить свой совершенный портрет после смерти.]

Карма, танха и скандхи – всемогущая триединая троица и причина наших перерождений. Пример с составлением собственного портрета на момент смер­ти – того образа, на основе которого впоследствии создается будущая личность, конечно же, очень кра­сочен и поэтичен, но мы утверждаем, что иллюстри­рует он чисто оккультную доктрину. Нам представ­ляется, что Его Королевское Высочество в данном случае имел в виду следующее: в торжественный момент смерти каждый человек непременно видит себя в истинном свете, так как никакой самообман ему уже не нужен. Вследствие этого происходит сле­дующее: как перед мысленным взором утопающего проносится вся его жизнь, со всеми событиями, их причинами и следствиями, вплоть до мельчайших подробностей, так и вообще в любой момент смерти человек видит себя во всей моральной наготе – не приукрашенным ни чужою лестью, ни самомнени­ем, но таким, каков он есть на самом деле (или, вер­нее, таким, каким будет его астральный двойник в сочетании с принципом камы). Ибо все грехи, не­достатки и особенно страсти предыдущей жизни становятся, в соответствии с определенными закона­ми перемещения и сродства, зародышами потенци­альных, будущих качеств животной души (камарупы) и, соответственно, подчиненного ей астрального двойника (лингашариры) в следующем рождении. Из­меняется только личность; настоящий перевоплоща­ющийся принцип, Эго, всегда остается неизменным; карма направляет характерные черты и моральные качества прежней «личности» (включая те, которые не могло контролировать Эго) в нового человека, которому предстоит появиться на свет. Эти черты и страсти переходят в новорожденного ребенка, вне­дряются в его пока еще пластичные третий и четвертый принципы и, если Эго не борется и не справ­ляется с ними, десятикратно усиливаются, приводя уже повзрослевшего человека к разрушению. Ибо именно они служат орудиями и оружием кармического закона воздаяния. Следовательно, Принц абсолютно прав, когда говорит, что наши добрые и злые дела являются «единственным материалом, из которого мы составляем свой портрет после смерти», ведь новый человек – это всегда единородный сын и продолжение старого.

«Примечания ко "Взгляду буддистского принца

на Вселенную и природу человека "»

*    *    *

Вера в воскресение [вернее, «перевоплощение»] по про­шествии десяти столетий перешла к грекам, ученикам египтян, и к римлянам [только к их посвященным], уче­никам греков. Ее упоминание можно обнаружить в VI книге «Энеиды» [ст. 748-750], где изложена суть мисте­рий Изиды и Цереры Элевсинской:

«Has omnes, ubi mille rotam volvere per annos,

Lethaeum ad fluvium Deus evocat agmine magno:

Scilicet immemores supera ut convexa revisant».

Эта «вера» перешла от язычников-греков и рим­лян к христианам и дожила до нашего времени, хотя и в сильно искаженном влиянием сектантства виде, ибо она породила концепцию тысячелетия. Ни один язычник, даже из низов общества, не верил в то, что душа должна вернуться в свое прежнее тело; однако в это верят цивилизованные христиане, поскольку день Воскресения всей плоти является универсаль­ной догмой, а милленаристы[1] ждут к тому же вто­рого пришествия Христа на землю, где он будет править на протяжении тысячи лет.

«Парадоксальный мир»

*    *    *

Хотя идея Аватара самым тесным образом связан с кармой и перерождениями, эта вера в перерожде­ния никоим образом не противоречит учениям Хри­ста. Более того, мы утверждаем, что великий назорейский Адепт исповедовал то же самое учение. Его разделяли также Павел и синоптики, и практически все (за очень редкими исключениями или же вовсе без них) ранние отцы церкви, а некоторые даже про­возглашали его открыто.

Иисус – Адепт, в которого мы верим, испове­довал восточные учения – прежде всего, о карме и перевоплощении. Когда так называемые христиа­не научатся читать Новый Завет между строк, их глаза наконец раскроются и они начнут видеть.

«О псевдотеософии»

*    *    *

Буддисты и брахманы учат, что человек не может достигнуть индивидуальности, пока не освободится от последней из скандх – конечной частицы земного порока. Отсюда их доктрина метампсихоза, столь осмеянная и совершенно непонятая нашими вели­чайшими востоковедами. Даже физики учат, что частицы, составляющие физическое тело, в процес­се эволюции преобразуются природой во множество различных низших физических форм. Почему же тогда считают нефилософским и ненаучным утвер­ждение буддистов, что полуматериальные скандхи астрального человека (его эго, вплоть до окончатель­ного очищения) идут на эволюцию малых астраль­ных форм (которые, конечно, входят в состав чисто физических тел животных), как только он сбрасы­вает их в своем продвижении к нирване? Следова­тельно, мы можем сказать, что пока развоплощенный человек сбрасывает частицу этих скандх, часть его воплощается в телах растений и животных. И если он, развоплощенный астральный человек, на­столько материален, что «Деметра» не может найти ни малейшей искры пневмы, чтобы вознести ее к «божественной мощи», то личность, если можно так выразиться, постепенно распадается и идет в эволю­ционную переработку – или, как это аллегоричес­ки поясняют индусы, проводит тысячелетия в телах нечистых животных.

«Дух и душа»

*    *    *

Наше теперешнее человечество пока находится на четвертом из семи великих кругов цикла. Человече­ство – дитя, едва вышедшее из пеленок, и самый высокий Адепт настоящей эпохи знает меньше, чем он ребенком будет знать в седьмом круге.

И как человечество в целом, так и человек в его теперешнем индивидуальном развитии – младенец. И так же, как трудно ожидать, что маленький ребенок, каким бы развитым он ни был, будет по­мнить свое существование с момента рождения день за днем, со всеми ежедневными переживаниями и различною одеждой, которую он должен был носить в каждый из них, так и никакое «Я», если только это не «Я» Адепта, достигшего состояния самма-самбодхи, во время которого озаренный видит длинный ряд своих прошлых жизней сквозь все свои преды­дущие рождения в других мирах, никогда не сможет припомнить отдельные различные жизни, пройден­ные им. Но это время однажды должно прийти. Этот день настанет, если только человек не является без­надежным сенсуалистом, обрекающим себя на пол­ное уничтожение после каждой из таких греховных жизней, – тот день, когда, достигнув состояния абсолютной свободы от греха и желания, он увидит и вызовет в памяти все свои прошлые жизни так же легко, как человек нашей эпохи, оглянувшись на­зад, пробегает взглядом, шаг за шагом, каждый день своего существования».

«Тибетские доктрины»


Примечания


<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно