Напутствие бессмертным. ОШИБОЧНЫЕ МНЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ДОКТРИН ТЕОСОФОВ

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>



ОШИБОЧНЫЕ  МНЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ДОКТРИН  ТЕОСОФОВ

Критиковать легко;

искусство – дело сложное!

Ф.Детуш, Philinte.

Нью-Йоркское Теософское Общество, основан­ное в 1875 году и впоследствии полностью реорганизованное согласно распоряжениям его руко­водителей в Индии, создано по такому же принципу, что и любое тайное общество. Поэтому его доктрины не могут быть всеобщим достоянием. Однако американская пресса, и прежде всего спи­ритуалистические газеты, все время анализировали, критиковали и выставляли их на посмешище, не­изменно выдавая то, что является их собственны­ми домыслами, за доктрины теософов. Та малая часть, которую им было позволено раскрыть, была, насколько это возможно четко, изложена на анг­лийском языке, довольно слабо приспособленном к передаче метафизических идей.

Mirabile dictum! Они не только не слушали наших объяснений, но, как только мы начинали сокрушать критику наших оппонентов, вежливо закрывали две­ри газет перед нашим носом!

В этом споре, напоминающем игру в жмурки, пора действительно пролить немного света на эту «киммерийскую тьму», где часто тушили свет – и похоже, не без умысла. Критика на статью «Элементарии и элементалы»[1], опубликованная в августов­ском номере «La Revue Spirite», предоставляет нам такую возможность.

Да, «для нью-йоркских теософов человек – три­ада, а не дуада». Но, однако, он являет и нечто боль­шее; включая физическое тело, человек есть Тетрактис, или четверица. Но хотя наша доктрина находит подтверждение у величайших философов древней Греции, – как и отмечает автор данной статьи – мы не заимствовали ее ни у Пифагора, ни у Платона, ни у знаменитых теодидактов александрийской школы. О наших собственных учителях мы поговорим по­зднее. Теперь же докажем, что автор критической статьи в «La Revue Spirite» отклоняется от фактов, относящихся к историческим доктринам античности, и что – без сомнения, абсолютно невинно и исходя только из сокращенных переводов — искажает наши собственные.

Прежде всего, по нашему мнению, он заблуж­дается, полагая, что уточняет наши положения, когда, приступая к «воплощенным душам», говорит о «пластическом и бессознательном посреднике, или эфирном флюиде, окутывающем дух». Неужели он считает, что дух и душа идентичны или что первый может воплощаться, подобно душе? Странная ошибка, на наш взгляд! И если этот пластический посредник, по мнению критика, является «бессоз­нательным», то в таком случае душа, которую он считает бессмертной, и даже дух должны быть та­кими же, ибо далее он устанавливает точное соответствие между духом и душой.

«Душа, изолированная, является для нас периспритом», – утверждает он. Сначала спросим, как может что-то «бессознательное» (и, следовательно, безответственное) получить в будущей жизни награду или наказание за действия, совершенные в бес­сознательном состоянии? В конце статьи автор го­ворит, что у несовершенного существа третий эле­мент, или дух, не может быть уничтожен, но на не­определенное время теряет сознание своего величия и деградирует до уровня животного. Здесь мы совсем перестаем понимать его! Мы не знаем, принадлежат ли эти идеи самому критику или они представляют учение ортодоксальных спиритуалистов вообще. Но все равно, нам они кажутся чудовищными и непо­нятными. Как может дух – высшая изначальная сущность, несотворенная и вечная Монада, искра, исходящая непосредственно из «духовного солнца» каббалистов быть всего лишь третьим элементом, подверженным таким же ошибкам, что и перисприт? Может ли он, как и витальная душа страдающая, кажется, хронической бессознательностью, стать бес­сознательным, хотя бы и на время? Может ли бес­смертный Дух «деградировать до уровня животного?» Чепуха! Критик не имеет ни малейшего представле­ния о наших доктринах; он либо совсем не понима­ет, что мы подразумеваем под словом «дух», ибо для него дух и душа синонимы, или он еще более ико­ноборец, чем мы сами. Мы отвергаем эти идеи. Мы никогда не заявляли ничего подобного.

Нам цитируют Платона, но то, чему учил Пла­тон, забыто. Согласно «божественному» философу, душа есть дуада; она состоит из двух первичных составных частей: одна – смертна, другая – бессмертна; первая создана тварными богами (творчес­кие и разумные силы природы), вторая – эманация высшего Духа. Он говорит, что смертная душа, овладевая телом, становится «иррациональной»; но между иррациональностью и бессознательностью – огромная разница.  Наконец,  Платон никогда не смешивал перисприт с душой или духом. Так же, как и другие философы, он никогда не называл его ни nous, ни ψυχη называл его ειδωλον, иногда imago или simulacrum.

Давайте постараемся восстановить порядок в этом беспорядке. Назовем все своими именами и четко обозначим разницу между взглядами ученого крити­ка и нашими собственными. Для всех, кто изучал греческих философов, ясно, что автор перепутал тер­мины. Его вопрос: «Может ли отделение духа, ψυχη, от души, ноуса, или перисприта быть причиной пол­ного уничтожения?..» дает нам ключ к неправиль­ному толкованию. Он просто толкует слова «дух» и «душа» vice versa.

Мы не знаем, так ли переводят эти два слова со­временные греки, но мы можем доказать, что никто из древних философов подобным образом никогда их не определял. Позволим себе процитировать два имени, и их будет вполне достаточно. Наш языче­ский авторитет – Плутарх, наш христианский авторитет – не кто иной, как сам святой Иаков, «брат Господень». Рассуждая о душе, Плутарх говорит, что пока ψυχη заключена в теле, ноус, божественный разум, парит над смертным человеком, изливая на него луч света, яркость которого зависит от личных достоинств человека; он добавляет, что ноус никогда не спускается, но остается неподвижным. Святой Иаков еще более откровенен. Говоря о мирской мудрости (см. греческий текст, Иак., III, 15), он называет ее «земной, чувственной, психической» последнее прилагательное переведено в английском тексте словом «бесовский» – и добавляет (III, 17), что только мудрость, сходящая свыше, божественна и «разумна», «noetic» (прилагательное от ноус). Итак, кажется, что «бесовский» элемент всегда был в не­милости у святости как среди святых христианства, так и среди философов язычества. Поскольку святой Иаков рассматривает ψυχη как бесовский эле­мент, а Платон считает его чем-то иррациональным, может ли он быть бессмертным per se?

Позвольте привести лучшее из возможных срав­нений между конкретным и абстрактным: между тем, что наш критик называет «триипостасностью», а мы – «тетрактисом». Давайте сравним эту философскую четверицу, состоящую из физического тела, перисприта, души и духа, с эфиром, который наука предвидела, но никогда не могла открыть, и обозначим их взаимосвязь. Эфир будет символизировать дух, пар, образующийся внутри него – душу, вода – перисприт, а лед – тело. Лед тает и навсегда теряет свою форму, вода испаряется и рассеивается в пространстве, пар освобождается от более плотных частиц и наконец достигает такого состояния, в котором наука не может его обнару­жить. Очистившись от последних примесей, он все­цело сливается со своей первопричиной и, в свою очередь, сам становится причиной. За исключением бессмертного ноуса, душа, перисприт и физическое тело, которые все были когда-то сотворены и име­ли начало, должны иметь и конец.

Означает ли это, что в таком растворении теря­ется индивидуальность? Ничуть. Но между человеческим эго и всецело божественным Эго существует пропасть, которую наши критики заполняют, даже не подозревая о том. Что касается перисприта, то он является душою не более, чем тончайшая кожица миндаля самим зернышком или его шелухой. Пери­сприт есть simulacrum человека.

Похоже, теософы понимают эту ипостась так же, как и древние философы, но совсем иначе, нежели спиритуалисты. Для нас дух есть личный бог каждо­го смертного и его единственный божественный эле­мент. Двойственная душа, напротив, лишь полубо­жественна. Так как она является непосредственной эманацией ноуса, то все, что в ней есть от бессмер­тной сущности, по окончании ее земного цикла дол­жно обязательно вернуться к своему первоисточни­ку таким же чистым, как в момент, когда она от него отделялась; именно эту чистейшую духовную сущ­ность примитивная церковь, настолько же предан­ная, насколько она была враждебна к традициям неоплатоников, признала в добром даймоне и пре­вратила его в ангела-хранителя; в то же время, спра­ведливо порицая «иррациональную» и грешную душу, настоящее человеческое эго (от которого про­исходит слово «эгоизм»), она назвала его ангелом тьмы и впоследствии сделала из него личного дья­вола. Единственной ошибкой было антропоморфизировать его, превращать в монстра с хвостом и рога­ми. Но какой бы абстракцией это ни было, сей дья­вол является действительно личным, поскольку он абсолютно идентичен нашему эго. Именно эту неуло­вимую и недосягаемую личность аскеты всех стран подвергают наказанию, умерщвляя плоть.

Таким образом, эго, у которого мы допускаем лишь условное бессмертие, является чисто человече­ской индивидуальностью. Наполовину жизненная энергия, наполовину совокупность личных качеств и свойств, необходимых для конституции каждого че­ловеческого существа, дабы оно отличалось от свое­го соседа, эго есть лишь «дыхание жизни», которое Иегова, один из элохимов, или творящих богов, вдох­нул в ноздри Адама; и как таковое, в отличие от выс­шего разума, оно лишь элемент индивидуальности, которым обладает как человек, так и любое другое живое существо, от мошки, танцующей в лучах сол­нца, до слона, царя леса. И только слившись с бо­жественным разумом, эго, запятнанное земными не­совершенствами, может достичь бессмертия.

Чтобы яснее выразить свою мысль, поставим во­прос. Хотя материя может быть вполне неразрушимой в своих первичных атомах – неразрушимой, поскольку, как мы говорим, она есть со-вечная тень вечного Света и сосуществует с ним – может ли эта материя оставаться неизменной в своих временных формах или корреляциях? Разве мы не видим в ходе ее бесконечных модификаций, как она сегодня унич­тожает то, что создала вчера? Каждая форма, неза­висимо от того, принадлежит ли она объективному миру или лишь тому, который наш разум может вос­принять, имея начало, должна иметь и конец. Было время, когда она не существовала; наступит день, когда она канет в небытие. Сегодня современная наука говорит, что даже наша мысль материальна. Какой бы быстротечной ни казалась мысль, ее за­рождение и последующее развитие требуют некото­рой затраты энергии; даже малейшее движение мыс­ли, отражаясь в эфире пространства, производит воз­мущение, достигающее беспредельности. Следова­тельно, это материальная сила, хотя и незримая.

А если это так, то кто посмеет утверждать, что человек, чья индивидуальность состоит из мыслей, желаний и эгоистических страстей, присущих лишь ему одному и делающих его индивидуальностью sui generis, может жить вечно со всеми своими отличи­тельными чертами, не изменяясь?

Но если он изменяется в течение бесконечных циклов, то что же остается от него? Что происходит с этой особой индивидуальностью, которая ценится столь высоко? Логично предположить, что, если человек, воплощенный на земле, забыв о своем дра­гоценном «я», готов был пожертвовать собою ради блага других; если из любви к человечеству он ста­рался принести пользу уже в этой, настоящей жиз­ни и стать полезным для великой и бесконечной работы Созидания, Сохранения и Возрождения в жизни будущей; если, наконец, стремясь к беспре­дельности и духовному совершенству, он сливается с сущностью своего божественного разума и, таким образом, втягивается в поток бессмертия, логично надеяться, говорим мы, что он будет жить в духе вечно. Но что другой человек, который во время своего испытательного срока-ссылки на земле рассмат­ривал жизнь как длинную серию эгоистических по­ступков и был столь же бесполезным для себя, как и для других, и даже вредным, станет таким же бес­смертным, как и предыдущий, просто невозможно представить!

Ничто в природе не статично, все должно либо двигаться вперед, либо назад – и неизлечимый пьяница, дебошир, полностью погрязший в материаль­ности, никогда не сделавший ни малейшего усилия к добру, живой или мертвый, никогда не продвинет­ся вперед! Ему придется покориться своей судьбе, и даже его божественная душа не сможет спасти его. Эго, или земная психе, обладает свободной волей и, более того, может воспользоваться таинственным советом своего ангела-хранителя, говорящего с ним через голос совести, здесь, на земле. Будучи не в состоянии следовать за достигшим звероподобного состояния человеком в его стремительном падении в пропасть материальности – человеком, глухим к своей совести, слепым к свету и утерявшим способ­ность восходить к нему – Божественная Сущность, как ангел-хранитель на наивных гравюрах нашего детства, расправляет свои белые крылья и, разрывая с ним последнюю связь, вновь поднимается в свои сферы. Может ли всецело материальная индивиду­альность жить в мире духов, если она предоставле­на исключительно законам материи? Мы говорим – нет: не больше, чем рыба может жить за пределами своей естественной стихии. Законы универсальны и непреложны.

«Как наверху, так и внизу», – провозгласил ве­ликий Гермес. Новорожденный ребенок не может жить, если в нем отсутствует жизненная сила, и умирает, не увидев света; так же и эго, полностью лишенное духовной силы, не может родиться и жить в царстве духов. Если же он только слабый и вялый, то может выжить, поскольку «как на земле, так и на небе». Но необходимо подчеркнуть, что злые души не остаются безнаказанными. Века, возможно даже тысячи веков страдания – несомненно, заслу­женное наказание. Мы говорим, что такое наказание будет одновременно слишком суровым и вряд ли достаточным. Оно будет несоизмеримым даже с ве­личайшими преступлениями, совершенными за дол­гую человеческую жизнь, оно будет казаться дья­вольским и несправедливым. С другой стороны, пред ликом вечности, простирающейся перед страдающей душой абсолютной Вечности, такое наказание вы­глядит просто дурной шуткой. Что такое тысячи ве­ков в беспредельности! Один лишь миг.

Могут сказать, что эта доктрина, как и любая голая правда, внушает отвращение многим людям. Что касается нас, то мы в нее верим. Сентименталь­ности нет места в наших рядах; тот, кто не чувству­ет себя готовым поступиться самыми сокровенными своими надеждами ради вечной истины, может стать членом Теософского Общества, но он никогда не будет принадлежать нашему Эзотерическому кругу. Не навязывая свои взгляды другим, мы уважаем чужие, хотя и не разделяем их. Тем не менее наше общество насчитывает в своих рядах тысячи европей­цев и американцев.

Говорят, что доктрина условного бессмертия рас­пространялась среди народных масс для того, чтобы «вселять страх в низкие и развращенные души». Еще одна ошибка. Эта доктрина никогда не была досто­янием широких народных масс ни в Индии, ни в Греции, ни в Египте. Ее истины раскрывались толь­ко неофиту в великих Мистериях, когда священный напиток давал ему возможность покидать физическое тело и, паря в бесконечности миров, наблюдать и судить обо всем самому. Разглашать то, что он тог­да видел, означало верную смерть; и ужасны были клятвы, которые он давал во время высшей Эпоптейи, когда высочайший Иерофант протягивал ему петрому – каменные скрижали, на которых были выгравированы тайны посвящения. Платон был единственным, кто говорил о них, – хотя и в завуалированных терминах, но все же говорил. Если в определенном смысле он утверждал, что душа бес­смертна, то в другом – полностью отрицал, что каж­дая индивидуальная душа предсуществовала и пре­будет в вечности. Тому же учили в каждом святи­лище. Современные египтологи имеют тому доказательства. Мариет-бей перевел несколько отрывков из «Книги Мертвых», а также ряд надписей на сарко­фагах, где говорится о том, что условное бессмертие и полное уничтожение уготованы только злым. Один из гимнов Озирису говорит об усопшем: «Он видит Твоими глазами, он живет в Тебе, и только через Тебя он может избежать уничтожения».

Египтяне учили простолюдинов, что животная душа, принадлежащая физическому телу и не соеди­ненная с бессмертной душой, не может воссоеди­ниться с нею, пока не проведет определенное время в мумии. Но посвященному они говорили, что пол­ное уничтожение ожидает развращенные души, ко­торым не удалось стать Озирисоподобными, или бо­гоподобными. Ф.Ленорман подтверждает это, так же как и Мариет-бей. Готама[1], индусский философ, говорит в своей «Ньяя-сутре» («Таркаламкара»): «Вместилищем знания о собственном я (индивиду­альности) является человеческая душа (дживатма), которая представляет собою дуаду, но высшая душа (Параматман) является единственно всемогущей, бес­конечной и вечной».

Чтобы покончить с этим вопросом, нам говорят, что верящие в бессмертие как в универсальный за­кон рассматривают наши взгляды как «всецело про­тиворечащие божественной справедливости».

Мы отвечаем: «Что вы знаете об этой справедли­вости? На чем вы строите свои представления, полагая, что законы мира невидимого чем-то отлича­ются от законов мира сего, и всецело отбрасывая научно обоснованный закон о выживании сильней­ших, который будет не последним доводом в нашем споре?» Мы просим лишь веских доводов в поддер­жку обратного. Пожалуй, нам возразят, что нам так же трудно будет доказать истинность наших док­трин, как и нашим критикам – истинность своих. Согласны! И сразу же признаемся, что, веря в них, мы знаем только то, чему нас учили. Но наше уче­ние основывается по крайней мере на философии и экспериментальной психологии (такой, как система индийских йогов), на результатах исследований мно­гих веков. Нашими Учителями являются Патанджали, Капила, Канада, все системы и школы Арьяварты (Древней Индии), служившие неисчерпаемым источником для всех греческих философов – от Пифагора до Прокла. Наше учение зиждется на эзо­терической мудрости Древнего Египта, где Моисей, подобно Платону, учился у Иерофантов и Адептов; следовательно, оно разрабатывалось при помощи надежных методов, руководствуясь не умозаключе­ниями, но следуя строгой аналогии, основанной на непреложности универсальных законов и индукции. Можно ли попросить наших оппонентов предъявить нам их авторитеты? Может быть, это современная наука? Но всезнающая наука смеется над вами, как и над нами. Может быть, это моисеева Библия? Со­мневаемся, поскольку она ни одним словом не упо­минает об этом, и, несмотря на все пытки, которым подвергли ее текст за долгие века исследований, вопреки всем пересмотренным и исправленным изда­ниям, она умалчивает о самом предмете. Но в неко­торых местах, где говорится о посмертном выжива­нии души, она вырывает почву у нас из-под ног. В «Екклезиасте» (III, 19) Библия говорит, что у чело­века нет преимущества перед скотом: и тот и дру­гой умирают, поскольку дыхание, оживляющее их, одно и то же. Что же касается Иова, то этот изве­стный страдалец заявляет, что человек, умерев, «убе­гает, как тень, и не останавливается» (Иов, XIV, 2). Может быть, это Новый Завет? Эта книга предлага­ет нам выбор между филармоническим раем и адом, далекими от реальности. Она не дает никаких нео­провержимых доказательств, запрещает нам размышлять и настаивает на слепой вере. Может быть, это феномены спиритуализма? Вот оно! Теперь мы твер­до стоим на ногах, поскольку все доказательства оче­видны и сами «духи» выступают нашими учителя­ми. Теософы верят в манифестации и в «духов» так же, как и спиритуалисты. Но когда вы закончите де­монстрировать всему миру, включая скептическую науку, что наши феномены производятся душами покойных, что вы этим докажете? В лучшем случае, посмертное выживание души, но ее бессмертия вы не докажете никогда: ни как всеобщий закон, ни как «условную награду». Тридцатилетний опыт общения с «духами» не свидетельствует об их непреложности как «универсального закона» – и вам нечего нам противопоставить, кроме своей слепой веры, эмоций и инстинктов меньшей части человечества. Да, мень­шей части, поскольку, когда вы отбрасываете 450 миллионов буддистов, которые не верят в бессмер­тие и страшатся как ужасного бедствия даже посмертного выживания души, и 200 миллионов индусов всех вероисповеданий, которые верят в слияние с первичной сущностью, что остается от этой вселен­ской доктрины?

Вы говорите, что наша доктрина «была изобрете­на для низких и вульгарных душ». Мы в состоянии с цифрами в руках доказать, что эти «низкие и вульгарные» души доминируют в цивилизованных и христианских странах, где бессмертие обещано всем. Мы отсылаем вас к Америке, пуританской и благо­честивой, которая каждому вздернутому на веревке преступнику обещает вечный рай, ежели тот уверу­ет, и притом немедленно, поскольку, согласно про­тестантской вере, от эшафота до Вечности лишь один шаг. Откройте любую нью-йоркскую газету: вы об­наружите, что первая страница пестрит сообщения­ми о зверских, доселе неслыханных преступлениях, совершаемых по дюжине ежедневно, из года в год. Пусть кто-нибудь попробует найти нечто подобное в языческих странах, где люди не утруждают себя заботами о бессмертии и лишь стремятся навсегда слиться с вечностью. Не является ли тогда бессмер­тие, как «универсальный закон», для каждой «низ­кой и вульгарной души» более стимулом, нежели мерой, удерживающей от преступления?

Мы заканчиваем, полагая, что ответили на все обвинения критика, выдвинутые против «Элементариев».


Примечания


<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно