Напутствие бессмертным. Дополнение (к ЧЕЛОВЕК и МОРАЛЬ)

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Дополнение (к ЧЕЛОВЕК и МОРАЛЬ)

Мудрец. Как явствует из самого названия, опре­деляющим ее [кали-юги] свойством является темно­та. Разумеется, ее невозможно заметить, если срав­нивать сегодняшний день с 800 г. н.э., поскольку сравнивать здесь пока что нечего. Не приходится со­мневаться в том, что, в сравнении со средневековь­ем, наш век продвинулся далеко вперед, но, если со­поставить его с предыдущей югой, мы заметим, что, как и средние века, он погружен во тьму. Для оккультиста путь материального прогресса ведет со­всем не к свету; он не считает признаком развития одно лишь появление хитроумных механических уст­ройств, создающих комфорт для немногих, оставляя большую часть человечества прозябать в нищете. Чтобы выявить темноту, ему достаточно взять для примера любую страну, даже если это будет великая Американская Республика. В ней он увидит только продолжение обычаев и традиций Европы, некогда перенесенных в Новый Свет, великий эксперимент с абсолютно новыми условиями и на новой почве.

На протяжении многих лет здесь почти не было нищеты, но сейчас здесь так же много нищих, как и везде, а преступников и тюрем не меньше, чем в Европе, и больше, чем в Индии. Здесь повсюду заметно стремление к богатству и материальному бла­гополучию, тогда как духовная жизнь зачастую иг­норируется: а что может служить более красноречивым признаком темноты? И все более очевидный конфликт между состоятельными и неимущими клас­сами также указывает на погруженность страны во тьму. Если бы духовный свет преобладал над тем­нотою, все равно оставались бы богатые и бедные, только бедные знали бы, как им следует принимать свой жребий, а богатые – как им помочь бедным. Ныне же мы видим, что богатые ищут в законах защиты от забастовок и социализма и удивляются, почему это бедные не желают идти в работные до­ма; а бедные постоянно жалуются на судьбу и на своих предполагаемых угнетателей. Это тоже призна­ки духовной темноты.

Ученик. Можете ли вы привести примеры того, как использовались бы знания об элементальном мире, если бы они попали в руки современного че­ловека?

Мудрец. Даже беглый взгляд, брошенный на за­падные страны, где человек проводит едва ли не всю свою жизнь в бешеной погоне за деньгами, порою не брезгуя ради этого никакими средствами, а между работниками и нанимателями существует такая напря­женность, что вот-вот выльется в настоящую войну, убеждает в том, что каждый общественный класс, стань он обладателем знания об элементальном мире, использовал бы это знание исключительно в соб­ственных корыстных целях. Люди все чаще обраща­ются к спиритуализму. В Ложе ежедневно фиксиру­ется – или, как вы могли бы сказать, фотографиру­ется, причем самими спиритуалистами – огромное множество обращений за помощью к медиумам и их «призракам» только по деловым вопросам. Люди спрашивают, покупать ли им акции, вкладывать ли деньги в золотые или серебряные копи, участвовать ли в лотерее и заключать ли деловые контракты. Вот вам один пример: группа людей приобрела по низ

кой цене долю в собственности золотодобывающего предприятия по совету элементальных духов, назвав­шихся вымышленными именами и устроивших спек­такль за спиной у медиума. Было объявлено, что предприятие сулит большую прибыль, коль скоро за него поручились «духи». Однако шахты, к сожалению инвесторов, вскоре разорились. И самое большое со­жаление вызывает то, что подобная же история по­вторялась уже много раз.

Или еще один пример: в одном крупном амери­канском городе, имеющем благоприятную карму, некий человек занялся биржевыми спекуляциями, опять-таки по совету, полученному через медиума, и смог заработать на этом крупную сумму денег. Человек этот щедро расплатился с медиумом, после чего принялся, как это у вас называется, наслаждать­ся радостями жизни. При этом ни медиуму, ни ему самому даже в голову не пришло использовать эти деньги на благо человечества.

В данном случае я веду речь не о совести и не о том, надо или не надо делать деньги. Я говорю лишь об уместности, целесообразности и результатах пере­дачи столь аномальной силы в руки общества, не подготовленного к ее использованию и не проявля­ющего к тому же склонности к альтруизму. Возьмем для примера спрятанные сокровища. Их много хра­нится в разных тайниках, и многие хотели бы их за­получить. А для чего? Для того лишь, чтобы реали­зовать свои расточительные прихоти, а затем пере­дать оставшееся своим ничуть не более достойным потомкам. Если бы они знали мантру, подчиняю­щую элементалов, охраняющие эти сокровища, то немедленно воспользовались бы ею, даже не задумы­ваясь, для чего они им нужны, но просто для того, чтобы у них появились большие деньги.

Универсальная истина принадлежит всем; и, ког­да невидимый посланник одного разума соприкасается с разумом другого существа, последний отдает ему ту часть универсальной истины, которой он сам обладает. Таким образом, стрела, или нить разума продолжает свой поиск до тех пор, пока не найдет в чужом разуме нужную ей мысль (или зачаток мыс­ли) и не сделает ее своею. Однако наша нынешняя конкурентная система и эгоистичное стремление к деньгам и славе непрерывно возводят стену вокруг человеческого разума, что идет ему отнюдь не на пользу.

Ученик. Есть ли в оккультизме правило, пример­но соответствующее христианскому «Не укради»?

Мудрец. Это правило уже давно сформулировал древний мудрец. Оно гласит: «Не желай чужого иму­щества». Это лучше, чем «Не укради», поскольку для того, чтобы украсть, надо сначала пожелать чужую вещь. Если вы крадете, потому что голодны, вас еще могут простить, ибо человек может возжелать чужую пищу, чтобы самому не остаться голодным; но про­чие вещи человек крадет из желания обладать ими. В понятие чужого имущества входит все, что есть у другого человека, а не только его деньги. Это мо­гут быть идеи, сокровенные мысли, умственные и прочие способности, физическая энергия, психиче­ские силы – словом, все, чем человек может обла­дать на разных уровнях. И даже если человек сам готов раздать все, что у него есть, другой не дол­жен желать заполучить это.

Следовательно, у вас нет права проникать в чу­жой разум без разрешения его владельца и похищать оттуда то, что вам не принадлежит. Если же вы на­рушите это правило, вы просто превратитесь во взломщика на ментальном и психическом уровне. Ничего нельзя брать без разрешения для личной выгоды, пользования, престижа и так далее. Одна­ко вы можете брать то, что необходимо для общего блага, если только вы достаточно совершенны и доб­родетельны для того, чтобы уметь полностью отде­лять от того, что вы берете, личностный элемент. Как видите, это правило закрывает доступ к чужо­му разуму тем, кто стремится приобрести психиче­ские способности ради собственной выгоды. Если дать таким людям внутреннее зрение и слух, к ко­торым они так стремятся, никакая сила не смогла бы потом помешать им совершать кражи на невидимых уровнях всякий раз, когда им попадалась бы неза­щищенная природа. И поскольку большинству из нас еще весьма далеко до совершенства (настолько, что для его достижения нам потребуется еще нема­ло жизней), Учителя Мудрости не спешат вкладывать в наши слабые руки оружие, которое может повре­дить в первую очередь нам самим. Закон неумолим; и все случайно появившиеся бреши затянутся, хотя последствия их возникновения могут сказываться еще долгие годы. Черная Ложа, напротив, стремит­ся привить оккультные способности как можно большему числу слабых, грешных и несчастных смер­тных, ибо тем самым умножается число ее жертв.

Ученик. А есть ли правило, которое соответство­вало бы христианскому «Не лжесвидетельствуй»?

Мудрец. Есть; это правило, запрещающее внушать другому человеку ложные и неправильные мысли. Когда вы научитесь проецировать свои мысли в чу­жой разум, вам не следует внушать ложные мысли кому бы то ни было. Фальшивая мысль входит в че­ловека и начинает эхом звучать внутри него, про­изводя тем самым лжесвидетельство, сбивающее с толку внутреннего наблюдателя, который осмысли­вает поступающие извне впечатления.

Ученик. Какую мысль или знание можно извлечь из всех этих правил?

Мудрец. Общее знание, а также философское, религиозное и моральное. А именно: в мире разума нет изобретательских патентов и законов об автор­ском праве, ибо они являются чисто человеческими изобретениями и связаны с конкурентной системой. Если человек размышляет над чисто философской проблемой, она не является его собственностью, согласно законам природы, она принадлежит всем. В этом царстве нет места для личной славы или выгоды, и никто не может заявить права на еди­ноличное пользование общечеловеческим достояни­ем. Следовательно, каждый ясновидящий может позаимствовать из его мыслей столько, сколько ему вздумается, но и сам, в свою очередь, не дол­жен претендовать на исключительное обладание по­лученной таким образом информацией. Точно так же обстоит дело и со всеми прочими благотворны­ми материями. Они принадлежат всем. И если ка­кой-нибудь Спенсер наизобретает множество полез­ных для человечества вещей, столкнувшийся с ними ясновидящий может присвоить их все до единой. Однако лишь очень немногие мыслители могут похвастать оригинальностью своих умозаклю­чений. Они гордятся ими, как достижением соб­ственного разума; но, как правило, ищущие умы просто путешествуют по миру разума, учатся у ме­нее предприимчивых людей всему доброму и ис­тинному и затем объявляют полученные знания своими собственными, что может принести им иногда славу, иногда деньги, поскольку наш век поощряет подобное присвоение открытий и их ис­пользование в своекорыстных целях.

«Беседы об оккультизме»

Ни один мужчина и ни одна женщина не знают степени своей моральной стойкости, пока не подвер­гнутся испытанию. Тысячи людей проживают жизнь, пользуясь уважением только потому, что никогда не были поставлены на край пропасти.

«Чела и светские ученики»

Стать теософом просто. Каждый человек, обла­дающий средним интеллектом и склонностью к метафизике; ведущий чистую, бескорыстную жизнь и предпочитающий оказывать помощь своему ближне­му, нежели получать ее самому; всегда готовый по­жертвовать своим собственным удовольствием ради других; и любящий Истину, Добро и Мудрость ради них самих, а не за те выгоды, которые они могут ему принести, – теософ.

Но гораздо сложнее найти тот путь, который ве­дет к познанию правильного образа действий, то есть умению отличать добро от зла; путь, приближающий человека к тем способностям, которые позволят ему творить добро без видимого проявления усилий.

Все западное, и в особенности английское, обра­зование построено на принципе борьбы и соперничества; ребенка учат как можно быстрее ов­ладеть знаниями с единственной целью – превзойти своих товарищей, опередить их во всем. Усиленно насаждается система, бессмысленно называемая «дружеским соперничеством», тот же самый дух присут­ствует и во всех прочих областях жизни...

В Европе и Америке личностный фактор развит настолько, что ни в одной школе, даже художествен­ной, вы не найдете атмосферы любви и доброжела­тельности, а одну только зависть и ненависть друг к другу. «Профессиональнее» противостояние и вза­имное соперничество уже стали притчей во языцех; человек стремится достичь своей цели (при этом ча­ще всего неблагородной) любой ценой; и все «пра­вила хорошего тона» являются при этом пошлой мас­кой, за которой скрываются эти демоны ненависти и зависти.

На Востоке же дух «все-единства» внушается каж­дому с малых лет так же настойчиво, как на Западе – дух соперничества. Личные амбиции, личные чувства и стремления не имеют там столь благодатной по­чвы, как на Западе, это не поощряется. Каждому от природы дана благодатная основа для развития, и, если правильно следовать предуказанному, из ребен­ка вырастает человек, наделенный глубоко укоре­нившейся привычкой всегда подчинять свою низшую природу высшей. На Западе люди полагают свои личные симпатии и антипатии в основу отношений к людям и вещам, что и определяет основную ли­нию их поведения. Подобным же образом поступа­ют и те, для кого подобный принцип не является основополагающим законом их жизни и кто далек от желания навязывать его другим.

«Практический оккультизм»

Ученик. Есть ли другие причины, помимо распро­странения теософии, способные остановить нынеш­нее сползание в материализм?

Мудрец. Только распространение знания законов кармы и перевоплощения и веры в абсолютное ду­ховное единство всех существ способно предотвра­тить это сползание. Однако цикл должен развиваться своим чередом, и, пока он не закончится, все бла­готворные причины по-необходимости должны пре­образовываться в следствия очень медленно, а пос­ледние будут проявляться лишь в ограниченной мере, дожидаясь наступления более светлых времен, когда они смогут проявиться в полную силу. Ста­раясь жить как можно более возвышенной жизнью, ученик неосознанно создает в астральном свете кра­сивую картину духовного роста, возможного на земле даже в наш темный век, и тем самым помогает духовно более развитым душам нисходить из других сфер, где циклы входят в такую темную стадию, что дальнейшее пребывание там этих душ становится невозможным.

«Беседы об оккультизме»

...Теософия предстала пред миром для того, что­бы влить в современное мышление свежую струю идей и стремлений, иными словами, чтобы подвес­ти логическое обоснование под более возвышенную мораль, создать науку и философию, соответствую­щую знаниям нынешнего дня. Просто физическая филантропия, лишенная источника новых веяний и облагораживающих представлений о жизни, способных воздействовать на мировоззрение масс, – вещь не слишком эффективная. Лишь постепенное усво­ение человечеством великих духовных истин способ­но омолодить лицо цивилизации и в результате со­здать гораздо более эффективную панацею от зла, нежели просто поверхностное затушевывание броса­ющейся в глаза нищеты. Профилактика всегда пред­почтительнее лечения внешних симптомов болезни. Общество само порождает отверженных, преступни­ков и распутников, а потом осуждает и наказывает им же самим созданных Франкенштейнов, верша суд над собственными детьми, которые суть «кость от кости и плоть от плоти» проклятой земной жизни.

«Ответы на вопросы»



<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Дополнительно