Напутствие бессмертным. ПОПУЛЯРНАЯ ИДЕЯ О БЕССМЕРТИИ ДУШИ

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


ПОПУЛЯРНАЯ ИДЕЯ О БЕССМЕРТИИ ДУШИ

В какую эпоху пробуждающийся интеллект чело­века впервые принял идею о загробной жизни – сказать не может никто. Но мы все же знаем, что эта идея с самого начала пустила столь глубокие корни и так опутала человеческие инстинкты, что вера в нее жила во всех поколениях и запечатлелась в сознании каждой нации и каждого племени, цивилизованного, полуцивилизованного или варварского. Величайшие умы над этим размышляли, а примитивные дикари, не имевшие даже имени для обозначения Божества, просто верили в существование духов и боготворили их. Если в христианской России, Валахии, Болгарии и Греции восточная церковь предписывает в день Всех Святых возлагать на могилы рис и питье как жертвоприношение, а в «языческой» Индии те же умиротворительные дары в виде риса преподносятся умершим, то также и бедный дикарь Новой Каледо­нии приносит пищу в жертву черепам некогда лю­бимых им людей.

Согласно Герберту Спенсеру, почитание душ и ре­ликвий можно приписать «древнему представлению, что любое свойство, характеризующее целое, прису­ще и всем его частям... Душа присутствует как в сохранившемся полностью теле усопшего, так и в отдельных его частях. Отсюда и вера в реликвии». Хотя это утверждение в одинаковой степени можно отнести и к хранящейся в золотой раке, усыпанной драгоценностями реликвии цивилизованного привер­женца римско-католической церкви, и к покрытому пылью, изъеденному червями черепу, боготворимому идолопоклонником, все же оно может быть опровер­гнуто первым из них, который скажет, что не верит в присутствие души ни в трупе, ни в скелете, ни в какой-либо его части. Строго говоря, он и не покло­няется, а только почитает эту реликвию как нечто, принадлежавшее некогда тому, кого он считает свя­тым, и при соприкосновении оказывающее чудотвор­ное действие. Следовательно, определение г-на Спен­сера кое-что упускает. Точно так же профессор Макс Мюллер, в своей «Introduction to the Science of Religion», доказав на многочисленных примерах, что человеческий мозг с самого начала питал «смутную надежду на жизнь после смерти», объясняет не боль­ше, нежели Герберт Спенсер, как или каким образом впервые возникла эта надежда; он только указывает на присущую нецивилизованным народам способность превращать силы природы в богов и демонов. Закан­чивает он свою лекцию об урало-алтайских легендах и универсальности веры в привидения и духов про­стым замечанием, что «поклонение духам умерших является, возможно, наиболее распространенной фор­мой суеверия во всем мире».

Таким образом, куда бы мы ни обратились за фи­лософской разгадкой этой тайны, ожидаем ли мы получить ответ от теологии, которая сама склонна верить в чудеса и учить сверхъестественному; или справимся об этом у господствующих сегодня школ современной мысли – величайших противников все­го сверхъестественного в природе; или вновь обра­тимся за объяснениями к той философии крайнего позитивизма, которая со времен Эпикура до совре­менной школы Джеймса Милла, вооружившись зловещим дилетантским лозунгом «nihil in intellectu, quod поп ante fuerit in sensu» превращает интеллект в раба материи, – мы не получим удовлетворитель­ного ответа ни от кого!

Если бы данная статья предназначалась лишь для сопоставления фактов, установленных путешественни­ками и касающихся «суеверий», рожденных в мозгу примитивного человека и доныне сохраняющихся только среди диких племен, тогда работы таких фи­лософов, как Герберт Спенсер, могли бы разрешить наши противоречия. Мы могли бы удовлетвориться его объяснением, что в отсутствии гипотезы, «чуж­дой мысли в своей ранней стадии... примитивные идеи, возникшие в результате разнообразных наблю­дений над явлениями неорганического мира», таки­ми, как ветер, эхо и собственная тень человека, и убедившие дикаря, что существует «невидимая фор­ма бытия, проявляющая силу», – оказались достаточ­ными для того, чтобы возникла подобная «укоренив­шаяся вера» (см. «Генезис суеверия» Спенсера, «Popular Science Monthly», March, 1875). Но сейчас нас волнует то, что нам ближе и что стоит выше прими­тивного человека каменного века: человек, который полностью проигнорировал «эти понятия о физиче­ской причинности, возникшие только как наблюдения и медленно оформлявшиеся в систему по мере развития цивилизации». Ныне мы имеем дело с убеж­дениями двадцати миллионов современных спириту­алистов – наших собратьев, живущих в ослепитель­ном блеске просвещенного XIX века. Эти люди не пренебрегают ни одним из открытий современной науки; более того, многие из них сами принадлежат к числу выдающихся ученых, сделавших эти откры­тия. Вместе с тем, меньше ли они подвержены той же «форме суеверия», если считать это суеверием, чем примитивный человек? По крайней мере, их интер­претации физических явлений – всякий раз, когда они сопровождались случайностями, заставлявшими их верить в то, что физической силой движет разум, зачастую являются в точности такими же, какие воз­никали в представлении человека древних, до-циви­лизованных времен.

Что есть тень? – спрашивает Герберт Спенсер. Ребенок и дикарь «думают о тени как о чем-то реально существующем». Бастиан говорит о неграх Бе­нина, что «они принимают тени за души людей...», полагая, что «...они наблюдают за всеми их действи­ями и свидетельствуют против них»[1]. Согласно Крантцу, гренландцы верят в то, что тень человека – это «одна из его двух душ, та, что выходит из тела но­чью». Жители острова Фиджи называют тень «тем­ным духом, отличным от другого, которым обладает каждый человек». И знаменитый автор «Принципов психологии» утверждает, что «общность смысла, о чем ниже будет сказано более подробно, которую различ­ные неродственные языки обнаруживают между те­нью и духом, говорит нам об одном и том же».

Все это убедительно показывает, что, как бы не­верны и противоречивы ни были выводы, все же предпосылки, на коих они базируются, не вымысел. Предмет должен существовать прежде, чем челове­ческий ум может о нем помыслить или вообразить его. Сама способность представить существование чего-либо, обычно невидимого и неосязаемого, до­казывает, что это что-то уже когда-то проявлялось. Профессор Мюллер, изображая в своей обычной ар­тистической манере постепенное развитие идеи о душе и показывая в то же самое время, как «мифо­логия не только проникает в область религии... но и заражает в большей или меньшей степени все цар­ство мысли», говорит, что когда человек впервые захотел выразить словами

...разницу между телом и тем, что находится внутри этого тела и отлично от него, то самое простое, что пришло на ум, было дыхание... Сначала оно означало жизненный принцип, отличный от тленного тела, а за­тем бесплотную... бессмертную часть человека – его душу, его разум, его "Я"... Когда умирает человек, мы также говорим, что он отдал богу душу, душа же перво­начально означала дух, а дух означал дыхание.

В подтверждение этого приводятся рассказы раз­личных миссионеров и путешественников. Когда Отец Франсиско де Бобадилья вскоре после испан­ского завоевания спросил индейцев Никарагуа о том, что они думают о смерти, те ответили ему, что «ког­да человек умирает, из его рта выходит нечто, напоминающее человека и называемое julio ("juli" у ацтеков означает "жить"), – поясняет М.Мюллер. – Это существо похоже на человека, но не умирает, а труп остается здесь...» В одной из своих многочисленных работ Эндрю Джексон Дэвис, когда-то счи­тавшийся величайшим американским ясновидцем и известный как «Провидец из Поукипси», дает нам прекрасную иллюстрацию веры никарагуанских ин­дейцев. Его книга «Смерть и жизнь после смерти» содержит выгравированный фронтиспис, на котором изображена старая женщина на смертном одре. Ил­люстрация называется «Формирование духовного тела». Из головы усопшей поднимается светящееся очертание – ее собственная преображенная форма[1].

Некоторые индусы верят, что дух сидит на кар­низе дома, в котором он расстался с телом, в течение десяти дней. Поскольку он может купаться и пить, из листьев подорожника делают две чаши и кладут их на карниз; одну из них наполняют моло­ком другую – водой. «Считают, что в первый день покойный получает голову; на второй день – уши, глаза и нос; на третий – руки, грудь и шею; на чет­вертый – средние части тела; на пятый – ноги и ступни; на шестой – жизненно важные органы; на седьмой – кости, костный мозг, вены и артерии; на восьмой – ногти, волосы и зубы; на девятый – все недостающие члены, органы и физическую силу; на десятый день новое тело мучают голод и жажда». («The Pathari Prabhus» Кришнанатха Рагхунатджи, опубликована в правительственной «Bombay Gazet­teer», 1879 г.)

Теория г-на Дэвиса признана всеми спиритуали­стами, и именно эту модель ясновидцы берут за ос­нову, когда описывают отделение «нетленного от тленного». Но здесь дороги спиритуалистов и ацтеков расходятся; ибо в то время как первые утверж­дают, что душа бессмертна и сохраняет свою инди­видуальность в вечности, ацтеки говорят, что, «если покойный вел благочестивую жизнь, julio восходит высоко к нашим богам, но, если он вел жизнь не­достойную, julio умирает вместе с телом».

Некоторые, возможно, сочтут, что «примитивные» ацтеки более последовательны в своей логике, неже­ли наши современные спиритуалисты. Лопари и финны тоже утверждают, что пока физическое тело гниет, усопшему дают новое тело, которое видит только шаман.

...Хотя дыхание, или дух, или душа, – говорит далее профессор Мюллер, – представляют собой наиболее об­щие названия... мы говорим... что тень умершего перво­начально означала тень, отбрасываемую телом. Тот, кто первым употребил это выражение, а мы находим его в самых отдаленных уголках земного шара, очевидно, рас­сматривал тень как более близкое тому, что он хотел выразить: нечто, что должно быть бесплотным и в то же время тесно связанным с телом. Греческий эйдолон оз­начает лишь малыши, небольшой народ. Но вот что любопытно... народ, рассматривающий жизнь или душу как тень физического тела, уверовал в то, что мертвое тело не отбрасывает тени, поскольку тень его покину­ла; а также в то, что она становится чем-то вроде Пи­тера Шлемиля.

Верит ли в это племя амазулу и другие племена Южной Африки? Несомненно; эта идея широко распространена и среди славянских христиан. Если заметят, что труп отбрасывает тень при солнечном свете, то его считают греховной душой, которую от­вергло само небо. И она, как дух, привязанный к земле, обречена искупать свои грехи вплоть до Дня Воскрешения из Мертвых. И Ландер, и Кетлин рассказывают, что дикари племени мандан раскладыва­ют черепа своих умерших по кругу. «Каждая жена знает череп своего усопшего мужа или ребенка, и "редко проходит день, чтобы она не навестила его, с блюдом самой лучшей еды... В ясный день можно видеть, как эти женщины сидят или лежат у черепа своего ребенка или мужа и ласково, любовно бесе­дуют с ними (как они делали это раньше) и, по-ви­димому, получают от них ответ"».

То что делают бедные матери и жены дикого пле­мени мандан, совершают ежедневно миллионы ци­вилизованных спиритуалистов – и это лишний раз свидетельствует об универсальности убеждения, будто мертвые слышат и могут отвечать нам. С теософ­ской, месмерической, и следовательно, в некотором роде научной точки зрения, первые могут привести более веские доводы, чем последние. Череп умершего человека, с которым так беседуют, несомненно, имеет магнетическую близость и более тесную связь с по­койным, нежели стол, наклоняя который, умершие отвечают живым – стол, которого в большинстве случаев дух при своем воплощении никогда не ви­дел и которого никогда не касался. Но спиритуали­сты – не единственные, кто может соперничать с манданами. В каждом уголке России, оплакивая ли покойника, сопровождая ли гроб на кладбище, либо в течение шести недель после смерти крестьянки, так же как и женщины богатых торговых сословий, идут на могилу, чтобы в голос выть или, выражаясь биб­лейским языком, «поднять вопль». Придя туда, они начинают ритмично причитать, обращаясь к покой­ному по имени, задавая ему вопросы и иногда оста­навливаясь в надежде услышать ответ.

Не только древние и идолопоклонники, египтя­не и перуанцы думали, будто дух или душа умершего живет в мумии, а сам труп находится в сознании; подобное поверье распространено и в наше время среди православных христиан греческой и римской церквей. Мы упрекаем египтян за то, что они кла­дут своих набальзамированных покойников на стол, а перуанцев-язычников за то, что они проносят по полям труп своего родителя, дабы он смог увидеть и оценить состояние урожая. Но что же тогда гово­рить о мексиканском христианине современности? Под руководством священника он одевает покойни­ков в пышные наряды и украшает их цветами, а если усопший является женщиной, даже румянит ей щеки. Затем тело усаживают на стул, стоящий на большом столе, откуда жуткий мертвец как бы пред­седательствует над плакальщиками, сидящими вок­руг стола, которые всю ночь едят и пьют, играют в карты и кости, справляясь у покойника о своих шансах. С другой стороны, в России существует обы­чай накладывать покойнику на лоб длинную полос­ку позолоченной и украшенной орнаментом бумаги, называемую Венчик (венец, корона), на которой яр­кими буквами начертана молитва. Эта молитва – нечто вроде рекомендательного письма, с которым приходской поп отправляет покойника к его свято­му-покровителю, отдавая усопшего под его защиту[1].

Баски-католики пишут письма своим усопшим друзьям и родственникам, адресуя их в рай, чистилище или ад, в соответствии с указаниями духовника почившего адресата, и, вложив их в гроб новоусоп­шего, просят его доставить письма в загробный мир, обещая посыльному, качестве вознаграждения зака­зывать мессы за упокой его души.

На недавнем сеансе, проводимом известным в Америке медиумом (см. «Banner of Light», Boston, June 14, 1879),

...Мерседес, покойная королева Испании, известила о себе и выступила вперед в пышном убранстве невес­ты – восхитительное богатство кружев и бриллиантов, и говорила на нескольких различных языках (среди при­сутствовавших был лингвист). Ее сестра, принцесса Кри­стина, также появилась вскоре, но в гораздо более скромном наряде, в виде застенчивой школьницы.

Таким образом, мы видим, что покойники не только доставляют письма, но даже, возвращаясь из небесных обителей, приносят с собою свои «круже­ва и драгоценности». Как древний языческий грек населял свой Олимп пиршествующими и флиртую­щими богами; как американский индеец помещает свой рай там, где духи отважных вождей восседают на призрачных конях и преследуют иллюзорную дичь; как у индуса есть множество высших лок, где его многочисленные боги живут в золотых дворцах, предаваясь всевозможным чувственным наслаждени­ям; а у христианина – Новый Иерусалим, с улица­ми из «чистого золота, прозрачного как стекло» и ос­нованиями стен, «отделанными... драгоценными каменьями», где бесплотные щебечущие херувимы и божьи избранники восхваляют Иегову под звуки золотых арф, – так и у современного спиритуалис­та есть своя «Страна Вечного Лета в пределах Млечного Пути»[1], хотя и несколько выше небесных оби­телей других народов[1].

Здесь, среди городов и деревень, изобилующих дворцами, музеями, виллами, колледжами и храма­ми, проходит вечность. Молодых воспитывают и обучают, не успевшие развиться на земле достигают полной зрелости, старые молодеют, и каждое влече­ние и желание удовлетворяются; духи флиртуют, женятся и обзаводятся семьями с детьми[1].

Поистине, поистине мы можем воскликнуть вме­сте с Павлом: «О смерть, где твое жало? О ад, где твоя победа!» Вера в загробную жизнь предков – самое древнее и наиболее освященное временем изо всех верований.

Путешественники рассказывают, что все монголь­ские, татарские, финские и тунгусские племена, помимо духов природы, обожествляли также духов предков. Китайские историки, изучая урало-алтайские народности, гуннов и тюкуев, предков совре­менных турков, изображают их поклоняющимися «духам неба, земли и духам умерших». Медхерст классифицирует китайских духов в следующем по­рядке: главными являются небесные духи (tien shin), за ними следуют земные духи (ti-ki), потом духи предков, или бродячие духи (jin kwei). Среди них наиболее почитаются духи покойных императоров, величайших философов и мудрецов. Они являются общественным достоянием всей нации и частью государственной религии, но «в то же время каждая семья имеет своих собственных манов, которым оказывают особое почитание и посвящают многие мис­тические обряды».

В то время как все нации одинаково верят, а многие даже и боготворят своих умерших, их взгля­ды относительно желательности прямого общения с этими усопшими гражданами существенно разнятся. По сути, среди образованных людей только современные спиритуалисты стремятся к постоянному общению с ними. В качестве примера возьмем не­сколько разобщенных народов. Индусы, как прави­ло считают, что чистый дух человека, умершего примиренным с собственной судьбою, никогда не вернется обратно во плоти, чтобы досаждать смерт­ным. Они утверждают, что только бхуты – души расставшихся с жизнью неудовлетворенными, не утолившими свои земные желания, короче говоря, порочные мужчины и женщины – становятся «при­вязанными к земле». Неспособные подняться к мокше, они вынуждены оставаться в земных сферах либо до своего следующего воплощения, либо до полного уничтожения и, таким образом, использу­ют каждую возможность, чтобы преследовать людей, особенно слабых женщин. Возвращение или появле­ние этих духов считается столь нежелательным, что индусы используют все возможные средства для пре­дотвращения этого. Даже когда речь идет о самом святом чувстве – любви матери к младенцу, они делают все возможное, чтобы воспрепятствовать ее возвращению к нему. Среди некоторых из них рас­пространено поверье, будто женщина, умершая при родах, обязательно вернется, чтобы охранять свое дитя. Поэтому, возвращаясь домой с гхата, после предания тела огню, все участники похорон густо посыпают дорогу от погребального костра до дома покойной горчичными зернами. По какой-то не­объяснимой причине они верят, что дух, возвраща­ясь домой, должен поднять каждое из этих зерны­шек. А поскольку этот труд утомителен и долог, то бедная мать никак не сможет достигнуть своего дома до петухов, когда она будет вынуждена, подчиняясь законам мира призраков, исчезнуть до следующей ночи, роняя на землю все, что собрала. У чувашей, одного из племен, населяющих российские просто­ры, сын, предлагая жертвоприношение духу своего отца, неизменно произносит следующее заклинание: «Мы почитаем тебя этим угощением; посмотри, здесь хлеб и всякое мясо; здесь все, что ты можешь по­желать, только не тревожь нас и не приближайся к нам»[1].

Лопари и финны считают, что духи, делающие свое присутствие явным и ощутимым, очень проказ­ливы, но «самые озорливые – духи священников». Поэтому предпринимается все возможное, дабы дер­жать их подальше от живых. Сходство, обнаружи­ваемое между этим смутным народным инстинктом и мудрыми выводами некоторых величайших фило­софов и даже современных ученых, удивительно. «Почитайте духов – и держите их на расстоянии», – сказал Конфуций за шесть столетий до Рождества Христова. Девятью столетиями спустя Порфирий, знаменитый антитеург, описывая природу различных духов, выразил свое мнение о духах умерших людей, сказав, что он не знал такого зла, на которое не были бы способны эти опасные демоны. А в наш собствен­ный век барон Дюпоте, каббалист и величайший магнетизер современности, в своей работе «La Magie Devoilee» предупреждает спиритов, чтобы они не тре­вожили мертвых. Ибо «вызванная тень может при­лепиться к вам, преследовать и впоследствии все время оказывать воздействие; и мы сможем умиро­творить ее, лишь заключив договор, который свяжет нас с нею вплоть до самой смерти!»

Но все это – лишь частные мнения; сегодня нас больше волнует вопрос: как могла вера в загробную жизнь так укорениться в каждом из последующих веков, несмотря на вкропившиеся в нее преувеличе­ния, если она является лишь туманной и нереальной концепцией интеллекта, возникшей у «примитивного человека». Изо всех мужей науки единственный удовлетворительный ответ дал профессор Макс Мюл­лер в «Introduction to the Science of Religion», хотя он и не щадит усилий, дабы представить в своем труде эту веру как обычное «суеверие». Но нам при­дется примириться с его выводом, за неимением лучшего. К более удачному решению он сможет прийти, лишь переступив границы сравнительной филологии и смело вторгнувшись в область чистой метафизики; короче говоря, следуя тропою, запре­щенной точной наукой. Одним ударом он рубит гор­диев узел, который Герберт Спенсер и его школа так сильно затянули под колесницей «Непознаваемого». Он показывает нам, что «существует философская дисциплина, исследующая условия сенсуалистическо­го, или интуитивного, знания», а также «другая фи­лософская дисциплина, исследующая условия раци­онального, или концептуального, знания», а затем дает определение третьей способности –

...постигать Бесконечное не только в религии, но во всем сущем – силы, не зависящей от чувства и рассуд­ка, силы, в определенном смысле противоречащей чув­ству и рассудку, но тем не менее очень реальной силы, существующей с сотворения мира; ни чувство, ни рас­судок не в состоянии одолеть ее, в то время как она способна победить и рассудок и чувство.

Интуиция, всецело лежащая за гранью понимания наших современных биологов, вряд ли может быть описана лучше. И тем не менее, заканчивая свою лекцию о магических обрядах китайцев и их храмах поклонения духам предков, наш великий филолог замечает: «Это происходит постепенно; все начина­ется с возложения на могилу цветка, а заканчивает­ся поклонением духам...»


Примечания


<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно