Напутствие бессмертным. ЭГОИСТИЧНО ЛИ ЖЕЛАНИЕ «ЖИТЬ»?

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


ЭГОИСТИЧНО ЛИ ЖЕЛАНИЕ  «ЖИТЬ»?

Фраза «Жить, жить, жить – должно быть его не­поколебимым решением» из статьи «Эликсир жиз­ни»[1], опубликованной в мартовском и апрельском номерах III тома (1882) «Theosophist», часто цитиру­ется поверхностными читателями, не симпатизирую­щими Теософскому Обществу, в качестве аргумента в пользу того, что вышеупомянутое учение является самой концентрированной формой эгоизма. Чтобы установить, правы или неправы критики, сперва не­обходимо уточнить значение слова «эгоизм».

Согласно утвердившемуся мнению, эгоизм – это исключительная забота о собственных интересах и счастье, величайшая любовь к себе и предпочтение самого себя, которые побуждают человека направлять всю свою волю на достижение собственного ин­тереса, власти или счастья, без учета интересов дру­гих людей.

Короче говоря, абсолютно эгоистичный индиви­дуум – это тот, кто заботится только о себе или, ины­ми словами, тот, кто настолько преисполнен сознания важности собственной персоны, что оно является для него верхом всех его мыслей, желаний и устремлений, а все остальное не имеет совершенно никакого смыс­ла. Так можно ли назвать «эгоистичным» оккульти­ста, если он хочет жить в том смысле, в котором это слово использовано автором статьи «Эликсир жизни»? Уже неоднократно говорилось, что конечною целью каждого стремящегося к оккультным знаниям явля­ется нирвана, или мукти, когда индивидуум, освобож­денный от всех майявических упадхи, становится еди­ным с Параматмой, или, в христианской терми­нологии, Сын отождествляется с Отцом. Для этого любой покров иллюзии, создающий чувство личной изолированности и ощущение отделенности от всего, должен быть разорван – иначе говоря, претендент должен постепенно избавиться от всякого эгоизма, под влиянием которого находимся мы все в большей или меньшей степени.

Закон Космической Жизни учит, что, чем выше эволюция, тем более стремится она к Единству. Дей­ствительно, Единство – это наивысшая возможность природы, и те, кто из тщеславия или эгоизма идут наперекор ее целям, не могут не навлечь на себя на­казание в виде полного уничтожения. Таким образом, оккультист сознаёт, что бескорыстие и чувство все­общей филантропии являются неотъемлемым законом нашего существования, и все, что он делает, направ­лено к тому, чтобы разорвать цепи эгоизма, создан­ные вокруг всех нас майей. Поэтому борьба между Добром и Злом, Богом и Сатаной, Сурами и Асурами, Дэвами и Дайтьями, которая упоминается в свя­щенных книгах всех народов и рас, символизирует битву бескорыстных и эгоистических импульсов, про­исходящую в человеке, старающемся следовать выс­шим целям природы до тех пор, пока низшие живот­ные стремления эгоизма не будут полностью побеж­дены и враг не будет полностью изгнан и уничтожен. В различных теософских и других оккультных тру­дах часто подчеркивается, что единственное различие между обычным человеком, работающим в ходе кос­мической эволюции заодно с природой, и оккультистом состоит в том, что последний, благодаря своему высшему знанию, использует такие методы обучения и дисциплины, которые ускоряют эволюцию, и по­этому он за сравнительно короткое время достигает той вершины, восхождение к которой у обычного ин­дивидуума может занять миллиарды лет. Короче го­воря, за несколько тысяч лет он приблизится к той форме эволюции, которой большинство человечества достигнет, вероятно, в шестом или седьмом Круге в процессе манвантары, то есть циклического развития. Совершенно очевидно, что средний человек не мо­жет стать Махатмой за одну жизнь или, точнее, за одно воплощение. Изучавшие оккультные учения от­носительно дэвакхана и наших посмертных состояний вспомнят, что между двумя воплощениями бывает значительный период субъективного существования. Чем больше число таких дэвакханических периодов, тем на большее число лет растягивается эволюция. Поэтому главной целью оккультиста является такое управление самим собою, когда достигается способ­ность контролировать свои будущие состояния и тем самым постепенно укорачивать продолжительность своих дэвакханических состояний между воплощени­ями. По мере развития приходит время, когда меж­ду физической смертью и следующим рождением нет дэвакхана, а есть лишь разновидность духовного сна, шок смерти, как бы оглушающий человека до состо­яния бессознательности, от которого он постепенно приходит в себя, чтобы обнаружить, что родился вновь, продолжая движение к цели. Продолжитель­ность этого сна может варьироваться от 25 до 200 лет в зависимости от степени его продвижения. Но даже и этот период – можно сказать, потеря времени, и потому все усилия направляются на сокращение его продолжительности и постепенное приближение к той точке, когда переход из одного состояния существо­вания в другое почти незаметен. Это его последнее воплощение, как таковое, ибо шок смерти больше не оглушает его. Именно эту идею и стремится передать автор статьи «Эликсир жизни», когда говорит:

К тому времени, когда граница смерти его расы пройдена, он действительно мертв в обычном смысле – он освободился от всех или почти всех материальных ча­стиц, которые при распаде непременно повлекли бы аго­нию умирания. Он умирал постепенно, в течение всего периода своего посвящения. Развязка не может проис­ходить дважды. Он просто растянул на ряд лет посте­пенный процесс умирания, который у других длится от краткого мгновения до нескольких часов. Высочайший Адепт фактически мертв для мира и не замечает наш мир: он не обращает внимания на свои удовольствия, его не волнуют свои невзгоды в духе сентиментально­сти, ибо неумолимое чувство долга никогда не позволя­ет ему забыть о самом его существовании.

Процесс испускания и притяжения атомов, конт­ролируемый оккультистами, подробно рассматрива­ется и в этой статье, и в других работах. Именно этим способом Адепт постепенно освобождается от старых грубых частиц своего тела, заменяя их на более тонкие и эфирные, пока наконец прежняя стхулашарира окончательно не умрет и не разрушит­ся и он не станет жить в теле, полностью создан­ном им самим, подходящим для его работы. Это тело существенно важно для его целей, ибо, как говорит­ся в «Эликсире жизни»:

Но чтобы творить добро, как и во всем другом, у че­ловека должны быть время и средства, которые он мог бы использовать, и это необходимо для овладения си­лами, с помощью которых можно творить бесконечно больше добра, чем без них. Овладев ими, он получит возможности их применения...

В другом месте, давая практические рекоменда­ции того же назначения, в той же самой статье говорится:

Физический человек должен стать более эфирным и чувствительным; умственный – более проницательным и мудрым; нравственный – более самоотверженным и философски мыслящим.

Приведенные выше важные соображения упуска­ются из виду теми, кто вырывает из контекста сле­дующий фрагмент той же самой статьи:

И из этого также станет понятно, насколько глупо ведут себя люди, просящие теософов «поспособствовать их сообщению с высочайшими Адептами». Только с ве­личайшим трудом можно сподвигнутъ кого-либо из них нарушить собственное продвижение вмешательством в мирские дела. Рядовой читатель скажет: «Это не бого­подобно. Это верх эгоизма...» Но пусть он поймет, что Адепт, стоящий на очень высокой ступени, беря на себя труд изменения мира, непременно должен будет подвергнуться воплощению. Но является ли результат всего того, что уже делалось, достаточно обнадеживающим, чтобы побудить к повторной попытке?

Итак, в осуждении данного абзаца, как насажда­ющего эгоизм, поверхностные читатели и мыслители упускают из виду некоторые существенные соображе­ния. В первую очередь, они забывают другие, уже процитированные отрывки, где самоотречение выдви­гается как необходимое условие успеха и говорится, что с развитием обретаются новые чувства и новые силы, посредством которых может быть сделано бес­конечно больше добра, нежели без оных. Чем более духовным становится Адепт, тем менее он может вме­шиваться в мирские, обыденные дела и тем в большей степени он должен ограничиваться работой духовной.

Нужно повторять бесчисленное количество раз, что работа на духовном плане настолько выше работы на интеллектуальном плане, насколько работа на интеллектуальном плане выше таковой на физи­ческом. Поэтому очень Высокие Адепты действитель­но помогают человечеству, но только духовно. Они не имеют права вмешиваться в мирские дела. Но это относится только к Высочайшим Адептам. Существуют различные уровни адептства, и на каждой ступе­ни Адепты трудятся во имя человечества на тех пла­нах, до которых они поднялись. Только чела могут жить в мире, пока не достигнут определенной сту­пени. И именно потому, что Адепты действительно заботятся о мире, они поручают своим чела жить в мире и работать для него, что сознают многие из тех, кто изучает предмет.

Каждый цикл порождает своих оккультистов, ко­торые смогут работать для человечества на разных планах. Когда же Адепты предвидят, что в какой-то определенный период человечество будет не спо­собно произвести оккультистов для работы на опре­деленных планах, то в таких случаях они либо доб­ровольно отказываются от своего дальнейшего раз­вития, ожидая на определенной ступени, когда человечество достигнет этого момента, либо отказы­ваются вступить в нирвану и воплощаются в такое время, чтобы достичь соответствующих ступеней тогда, когда человечеству понадобится их содействие на этой стадии. И хотя мир может ничего не знать об этом, все же даже и теперь есть несколько Адептов, которые предпочли сохранить status quo и от­казаться взойти на более высокие ступени ради бу­дущих поколений человечества.

Короче говоря, поскольку Адепты трудятся гармо­нично, ибо единство является фундаментальным за­коном их бытия, они создали, так сказать, разделе­ние труда, согласно которому каждый работает на плане, назначенном ему на данное время, ради духов­ного роста всех нас – и процесс долголетия, упомянутый в «Эликсире жизни», является только сред­ством для достижения цели, которая, будучи далекой от эгоистичности, является самой бескорыстной изо всех целей, во имя которых может трудиться чело­веческое существо.


Примечания


<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно