Н.К.Рерих. Культура и цивилизация. МИР И КУЛЬТУРА

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

МИР И КУЛЬТУРА

Буддийской Ассоциации Молодежи в Коломбо

 

В этот памятный день будем вспоминать Свет и взаимно укрепим друг друга основными понятиями истинной эволю­ции. Великий Готама многообразно заповедовал о Мире и Культуре. Мир означает неутомимое созидание. Культура яв­ляется вечным познаванием и улучшением жизни основами славного прогресса.

Непрактично и пагубно все, созданное враждебностью и оз­лобленностью. История человечества дала нам замечательные примеры, как именно мирное творчество создавало прогресс. Устанет рука от меча, но рука творящая, усиленная мощью духа, будет неутомима и непобедима. Никакой меч не может расстро­ить истинное наследие Культуры. Человеческий ум может вре­менно уклоняться от первичных источников, но в сужденный час вновь обратится к ним с обновленною мощью духа.

Завещанные тончайшие энергии уже не отвлеченность для человечества; истинные ученые уже применяют их в своих благословенных опытах улучшения жизни. Давно предуказан­ная жизнь на дальних мирах и новые возможности земной жизни перестают быть сказками. Мы уже пользуемся этой ре­альностью, и она создает нам новые часы возвышенного раз­мышления. И само размышление это тоже преображается. Оно делается короче и напряженнее. Учение об очищенной пище уже твердо вошло в жизнь, даже ограниченный ум уже знает о мощных витаминах. Все, что жизненно в блестящем прогно­зе, уже не исчезнет, но, как каждая истина, будет вновь появ­ляться уже в расширенном представлении. Человечество на­чинает понимать, что рука Мира самая мощная. В руке войны никогда не будет той неисчерпаемой упорности, как в руке Мира. Тот, кто несет Мир и Культуру, не насилует других, ибо в своем созидательном энтузиазме он будет исполнен блистательным творчеством и величайшим пониманием истин­ного сотрудничества.

Основы Мира и Культуры, поистине, делают человека не­победимым и, осознавая все духовные условия, он становится терпимым и всевмещающим. Ведь каждая нетерпимость есть знак слабости. Если мы понимаем, что каждая ложь, каждое предательство будет явлено, это прежде всего значит, что лжи­вость и глупа и непрактична. Но что же должен скрывать тот, кто посвятит себя Миру и Культуре? Изучая Основы Учения, он не будет совершать ничего такого, что будет противоречить благородному, ибо истинное Знание необходимо для эволю­ции. Помогая своему ближнему, он тем самым помогает и общему благосостоянию — качество, оцененное во все века. Стремясь к Миру, он делается устоем развивающегося госу­дарства. Не клевеща на ближнего, мы усиливаем продуктив­ность общего созидательства. Не ссорясь, мы докажем, что действительно познали Основы Учения. Не теряя времени в праздности, мы докажем, что становимся истинными сотруд­никами безграничных неустанных мировых энергий. Находя радость в каждодневной работе, мы покажем, что понятие Беспредельности нам не чуждо. Не вредя другим, мы не будем вредить самим себе и еще раз поймем, что в вечном даянии мы получаем. И это благословенное получение не есть скры­тое сокровище скупца. Мы поймем, насколько созидательно утверждение и разрушительно отрицание. Среди основных по­нятий Мира и Культуры содержатся Основы, против которых не дерзнет восстать даже полный невежда.

«Лалита Вистара» упоминается на страницах «Золотых Ле­генд». Перед нами стоит икона Святого Иосафа, Царевича Ин­дийского. Ведь это благостные знаки, которыми приходит взаимное понимание! Граница Света и тьмы проходит по всему миру и, различая ее, мы становимся защитниками Культуры Света. Не бывает Культуры тьмы. Если мы можем представить твердыню Света, то в противоположность будет лишь пропасть тьмы невежества. Но хотя бы в памятные дни светлых событий тьма должна быть рассеяна.

В памятный День мы должны принести великое духовное возношение. Если сегодня мы принесем истинное устремление к Миру и Культуре и если мы поклянемся, что не отступим от этих светлых Основ, тогда действия наши заслуженно могут быть названы благородными действиями.

Истинно, заповеданы благородные действия Мира и Культуры.

1931

 

 



<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно