Н.К.Рерих. Культура и цивилизация. ДЕКАДА

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

ДЕКАДА

 

Прошло десять лет с тех пор, как мы положили первый камень наших Учреждений в Америке. Вполне естественно, что мы начали их с Института Объединенных Искусств, чтобы сразу в полной мере подчеркнуть идею единства. Таким путем наши давние идеи, протекавшие в других странах, перенеслись и вкоренились и на почве Америки. За десять лет сложилась обширная литература по всем отделам нашего Культурного Центра. Я не собираюсь сейчас писать историю этих нараста­ний. В день привета мы не будем летописцами, но выразим то, что нам кажется самым несомненным в росте культурных начинаний.

Дорогие сотрудники, я не собираюсь просто хвалить вас, ибо можно ли хвалить человека, который всецело предан идее Культуры? Можно ли хвалить за честность? Можно ли хвалить за духовность и воодушевление Красотою? Ведь это все осно­вы человеческие, вне которых никто и не мог бы считаться культурным работником. Похвала всегда относительна, но факт незыблем! И вот теперь в памятный день десятилетия трудной работы во имя Культуры мне хочется отметить то, что несомненно.

Оборачиваясь назад на все труды, на все битвы с невежест­вом, мы видим, что работа созидательная шла безостановочно. Это не похвала, это только выявление факта истинной духовной доблести. Можем ли мы сами себе назвать хотя бы один год, проведенный в покое и самоуслаждении? Можем ли мы назвать хотя бы один месяц из этих 120 месяцев, когда бы не укрепля­лось уже сделанное и не устремлялись бы мысли к новым об­ластям культурного поля.

Тут-то мы и можем, положа руку на сердце, сказать, что не было такого года, не было такого месяца и даже недели, ког­да бы мысль и труд не слагали новых возможностей. Не было того дня, когда бесчисленные препятствия не были бы обра­щаемы во благо. Это сознание безостановочной устремленнос­ти, беспрерывного созидательного труда, — поистине, должно быть знаком сегодняшнего дня. Нас могут спрашивать о поряд­ке нашего плана. В индивидуальных суждениях могут предла­гать перестановку чередования дел, но никто не скажет, что энергия не была положен во Благо.

Нет ничего удивительного в том, что за десять лет Учреж­дения развились необычно. В безостановочности энергии за­ключены великий мегафон, великая инерция, которые воору­жают работников крепким доспехом.

Очень сожалею, что в этот знаменательный день не могу быть с вами и не могу словом отеплить посылаемые вам мысли; но во имя той же безостановочной работы, о которой говорю, я чувствую, что устроение Гималайского Института вполне оп­равдывает мое физическое отсутствие сегодня в Америке. Уже более трех лет тому назад мы внесли в наши области Искусства и область Науки, ибо Культура в своем синтезирующем нача­ле не терпит ограничений, умалений, отделений. Мы видим, что все условности, так вредящие прогрессу, порождены лишь невежеством. Но каждый из нас за всю деятельность может сказать, что сущность духа народного гораздо сильнее выпадов невежества. Имея дело с массами, в сердце своем устремленны­ми к Знанию и Красоте, мы можем оставаться оптимистами. Не будем сегодня вспоминать о трудностях. Всякое воспомина­ние о трудностях может привязывать корабль наш к пристани. Вспоминая о трудностях, мы невольно начинаем думать о за­служенном отдыхе, иначе говоря, начинаем предаваться самым вредным мыслям, ибо где же он, отдых, в беспредельности творчества? Оставаясь неразрушимыми оптимистами, мы будем лишь стремиться окрылить корабль наш новыми парусами.

«Странные люди», — сказал кто-то про нас, но друг наш заметил: «Действительно, необычные люди, даже все трудности встречают с улыбкою».

Откуда же может прийти эта улыбка? Ведь только из созна­ния, насколько нужна всегда и особенно теперь работа во имя Культуры. Итак, вступим же в новое десятилетие с прежнею неудержимою стремительностью, с тем же звучащим зовом о Культуре и с тою же неустанностью.

Сделаем поклон всем тем, кто помогал росту Учреждений, и пожалеем тех, имена которых смешались со тьмою.

Как я уже часто говорил, Культура есть почитание Света. Даже травы и растения к свету стремятся. Как же одушевленно и восторженно нужно стремиться к единому Свету людям, если они считают себя выше растительного царства.

Сегодня ночью над цепью Центральных Гималаев вспыхи­вали необычайные озарения. Это не зарница, ибо небо было чисто, но то самое недавно отмеченное в науке светоносное излучение Гималаев. Во имя Света, во имя светоносности серд­ца человеческого будем же работать, творить, изучать.

Этот привет дойдет до вас, Друзья, уже почти в день деся­тилетия наших Учреждений. Не забудем также, как многообраз­но откликнулось общественное мнение на наше строительство. По-своему каждый выразил внимание. Кто послал добрую мысль, кто одобрил, кто помогал и сотрудничал; наконец, те, у которых вообще не живут добрые мысли, послали свою клевету, и в этой форме выражая тоже внимание. Клевета, как это ни чудовищно, является условием признания, и эти своеобразные знаки неминуемо также нужно накоплять, точно выражения чуждого нам языка.

Среди многообразных наречий есть столько неожиданных созвучий, и по букве одной трудно решить, что несет с собою иногда внешне благозвучный знак. В жизни очень часто злоб­ное клеветническое намерение оборачивается на пользу, лишь не закрыть глаза на это круговращение. Поэтому, вспоминая добрые знаки, вспомним и о своеобразных ласках клеветы. Без нее земная трапеза была бы не полна. Но именно за полною трапезою мне хочется еще раз приветствовать всех друзей и сотрудников, которые дружно идут, чтобы помочь нуждам Культурной жизни.

Если мы можем помогать этим насущнейшим нуждам че­ловеческого бытия — это уже прекрасно. И если в день деся­тилетия можем направлять мысли наши к бодрым строительным делам, это значит, что мы на пути правильном. Осознание правильного пути даст нам бодрость, зоркость и находчивость, чтобы неустанно и терпеливо помогать стро­ению светлой жизни.

Десять лет тому назад мы планировали начало и развитие наших Культурных Учреждений. Должен сказать, что, следуя основной программе, во многих пунктах мы преуспели за пре­делы ее. Так же точно теперь, вступая в новое десятилетие, посмотрим вперед и наметим новые вехи, по которым пойдет развитие. Подчеркиваю, развитие, ибо можно или развиваться или разрушаться, но не стоять на месте. Приходится говорить эти слова в момент величайшего мирового материального кри­зиса, когда в мире многое отсекается, забывается, как груз тер­пящего аварию корабля! Но во время аварии весь экипаж корабля собирает всю свою опытность, все панацеи, дабы по­бедно выйти из тяжелого положения.

Выше панацеи Культуры не знало человечество. Да и не бу­дет знать, ибо в Культуре — сумма всех достижений огненного творчества. И нашему кораблю трудно среди бури всемирного Океана. Конечно, совершенно естественно, все материальные расчеты наши, бывшие правильными для нормального положе­ния вещей, поколеблены под напором идущего девятого вала. Мы начинаем новое десятилетие обращением к массам о сотрудничестве. Для народов мы начали Культурные Учреждения, и теперь народные массы должны выявить мощь свою в куль­турном понимании и оценке творимого.

Во все времена истории духовная мощь творила и возмож­ности существования. Разумная экономия, с одной стороны, и пламенное творчество, с другой, создают незыблемый оплот. Даже в самые трудные часы строитель не вправе думать только об экономии, которая из-за негодности допущенных материа­лов может вызвать взрыв и разрушение. Созидательно мы долж­ны смотреть вперед. Прежде всего скажем о центральном Учреждении нашем. Скажу, как я понимаю Музей наш. Музейон, Музей не есть мертвое хранилище, не сокровище скупца. Музей неразрывен с понятием Культурного Центра. Музей это уже и есть Обитель Лиги Культуры.

В широких планах Культуры нельзя предрешать непремен­ных  ограничений или каких-то  заповедных исключительных владений. Также трудно предрешать каждое начало строитель­ства. В пространстве иногда пролетал термин «Музей Одного человека», и, сознаюсь, всегда такое определение мне не нра­вилось. Не потому не нравилось, что я был вообще против выявления индивидуальности. Индивидуальность, характер со­здают стиль, а стиль это есть печать века и ритм Вечности. Мне не нравилось это наименование, потому что в непонима­ющих умах оно звучало как некое ограничение, между тем в программу нашу именно понятие ограничения не входит. Уже в 1924 году я предложил устроить Отдел американского искус­ства, который уже тогда посильно начал собираться. Пони­маю, что этот отдел не может быть еще выставлен, ибо нахо­дится в процессе собирания и части его входят в состав пе­редвижных выставок по штатам, знакомя широкие массы с отечественным искусством.

В 1929 году, вернувшись после долгого отсутствия в экспе­диции, мы начали планировать целый ряд отделов. Было по­ложено фактическое начало Восточному отделу, положено основание Русскому отделу, состоящему в ведении нашего Си­бирского Общества. Художественный материал, привезенный нашей экспедицией из Монголии и Тибета, лег основою Вос­точного отдела, а собрание русских икон послужило нуклеусом-ядром для возможности будущего развития Русского отдела. Комната Святого Сергия, комната Святого Франциска, комната мыслителя Спинозы, комната Великого Учителя Оригена, ком­ната Маха Бодхи уже являются началом целого мощного буду­щего строения Музея религий. Тогда же в 1929-1930 годах мы планировали Отдел итальянского искусства, о чем апеллирова­ли к многочисленной итальянской колонии в Америке, и не наша вина, если сограждане итальянского происхождения пока остались глухи к желанию дать наилучшее представление о ве­ликом искусстве Италии.

Но что отложено, не потеряно. По-прежнему мы будем на­полнять пространство призывами во имя объединения Культур­ных сил. Тогда же зародились мысли об отделах Французском, Испанском, Шведском, Финском и целом ряде выявлений Южной Америки. Конечно, продвижение по такому широкому фронту, да еще в столь затрудненное время, не может совер­шаться так быстро, как хотелось бы. Но мы всегда имеем перед собою первоначальный план наш, а именно, чтобы со временем все здание, в постепенно переустроенном виде, служило разно­образным отделам человеческого творчества, став живым Куль­турным Центром, предоставленным в народное пользование. Укрепление и развитие именно этого плана стоит перед нами как ближайшая задача нового десятилетия.

Мы будем счастливы приветствовать и секции, посвящен­ные отдельным индивидуальностям, запечатлевая в вообра­жении молодых поколений плоды цельной деятельности, напо­минающей и зовущей к синтезу построения будущей жизни. Для роста' всех этих многообразных выявлений мы должны об­ращаться не только к различным общинам и слоям общества, но и к разным странам, которые должны понять, что именно в Америке, где объединилось такое множество национальностей, всякое стремление к синтетичности особенно уместно, и шови­низм не к щиту Америки.

Опять же не будем себя урезать какими-то преднамерен­ными программами того, что именно должно делаться в пер­вую голову. Пусть сама жизнь выявит, где и в чем наибольшая жизненность или подвижность. Сама история нарастаний по­кажет, которые элементы были наиболее широко мыслящи и строительны. Конечно, в нашей программе не должно быть упущено основание качества делаемого, ведь нации и сограж­дане, полагаю, будут хотеть представить себя наилучшим об­разом и закрепить прочно. По счастью, положение наших комнат в здании таково, что сравнительно легко они могут быть обращаемы в единицы, отделываемые и постепенно со­общаемые между собою.

Вспомним уют Клюни, Шантильи и других замечательных музеев в замках и бывших жилых помещениях, которые помог­ли дать величайшую жизненность и убедительность представ­ленным на обозрение предметам. Наши многообразные Культурные Общества поистине являются хранителями наме­ченных Отделов. В текущем году возник еще Музей «Урусвати», нашего Гималайского Института, который вносит еще одну важную ноту Синтеза и новым своим аспектом призывает к плодотворному мышлению молодые поколения. Тесно связана жизнь Музея с Институтом Объединенных Искусств, с выстав­ками Международного Центра и с Театром. Как в природе мир растительный взаимно питает друг друга, так и все эти ветви не отягощают ствол и не иссушают корней, но, наоборот, дают новую жизнеспособность всему древу.

В Институте Объединенных Искусств какое огромное ко­личество новых ответвлений может прибавляться совершенно естественно! Не буду даже вновь перечислять много раз отме­ченные нами желанные мастерские по всем родам жизненного искусства, которые могут образовывать полезнейших и просве­щенных работников государства. Наша задача лишь привле­кать лучших преподавателей и всеми силами создавать лучшие возможности для учащихся, окружая их высококультурной мыслящей атмосферой, конденсированной в таком объединен­ном Центре, порождающем здоровое творчество, — творчество, не связанное узкими предубеждениями и прочими последст­виями невежества.

По тому же руслу должны развиваться и выставки Между­народного Центра. В сотрудничестве с индивидуальными твор­ческими силами, с художественными обществами и с прави­тельствами выставки эти должны привлекать лучшие творчес­кие силы и в благодатном многообразии утверждать взаимо­понимание и дружественность наций. Памятуем, что путь Кра­соты есть путь взаимного восхищения и понимания.

По тем же расширяющимся каналам должно идти Издатель­ство наше, без ограничительных запретов приобщая и выявляя истинно культурные сведения о прошлом и устремляясь к Свет­лому Будущему. За недолгое существование Издательство дало и ряд книг, и бюллетень Музея, и в пространстве уже мелькну­ла «Орифламма», название художественного журнала. И обще­ственное мнение радушно отметило появление первого журна­ла «Урусвати», нашего Гималайского Института. Мелькнули мысли и о газете, пришли с вопросами о сотрудничестве с нами многие издания и Учреждения. Пусть по тем же незатемненным Культурным путям живет и ширится наше просветительное Издательство.

Также нельзя не порадоваться и не предвидеть быстрый рост «Урусвати», нашего Гималайского Института. Перед нами уже возносятся стены биохимической лаборатории с Отделом борьбы против рака. Каждый месяц требуются новые вместили­ща для собраний ботанических, зоологических, археологических и этнографических. Только что успешно завершены экспедиции в Ладак и Лахуль и намечен ряд следующих работ и изданий. Каждая новая находка лишь подтверждает, насколько верно из­брано место и правильно развивается план.

Растут наши Культурные Общества, создавая своеобразное полезное единение Культурных сил всех народов. Являются предложения организации новых сообществ.

Уже состоялись кооперация и аффилиация с целым рядом образовательных и просветительных Учреждений. Пусть ширят­ся и эти каналы деятельности, ибо что же может быть ценнее и привлекательнее, как не кооперация, в которой, слагая воеди­но опыт накопленных возможностей, полезные начинания вза­имно укрепляются и вытесняют из обихода ненавистное нам понятие разложения и разъединения. И так под Знаменем Мира во имя Красоты и Знания — вперед в Новый Путь! Никакие препятствия не могут удержать устремление духа.

Служение Культуре есть благородный подвиг человечества. Обязанность каждого мыслящего во Благо внести свое сотруд­ничество в общую Чашу эволюции.

Верую!

1931

 

 



<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно