Н.К.Рерих. Культура и цивилизация. ПАНТЕОН РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

ПАНТЕОН РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Многие новости Европы неясны за дальностью расстояния. Например, доходили смутные сведения о том, что могила Дягилева на Лидо в забвении, но затем приходили известия о Музее Дягилева, так что, в конце концов, трудно установить, в каком состоянии находятся заботы о русском имени.

Вспоминаю Дягилева как одно из представительных имен Русской Культуры. Без всяких разделений и случайностей се­годняшнего дня подумаем о том, как бы следовало неустанно освещать общее значение Русской Культуры, которая в пред­ставлении и Востока и Запада дала такое незабываемое целое. В блеске монгольских мечей Русь внимала увлекательной сказ­ке Востока. На щитах варяжских перенеслись руны романеска, вошедшие благороднейшими знаками на стены русских палат и храмов. Но не только Восток и Запад, но и Юг и Север напитали Русь потенциалом возможностей. Византийская мо­заика жизни и уклад Амстердама — все вносило те зачатки Синтеза, которые поверх всех проблем сегодняшнего дня должны сказать каждому русскому, где истинная ценность. Не разрушениями, но созиданиями внесла во всемирный уклад Русская Культура то, что уже на наших глазах создало внима­ние и оценку во всем мире.

Художественные выступления Дягилева в разных областях искусства показали еще раз, чем мы владеем; и сейчас в куль­турной работе и Европы, и всех прочих материков принимает участие целая плеяда славных русских выразителей Прекрасно­го. Без всякого преувеличения можно сказать, что многие сер­дечные нити связи с Европой и с Америками нерушимо сплетает Русская группа, дружелюбно вошедшая в культурную работу всех стран. Сейчас не только прочно утверждено во все­мирном сознании понятие Русского Художества, о котором всего четверть века тому назад и не знали, но и во многих областях создалось согласное, дружественное сотрудничество с местными творцами Культуры.

Драгоценно осознавать, как утверждены во всемирном зна­чении славные имена Пушкина, Достоевского, Тургенева, Го­голя, Толстого, Чехова, Мусоргского, Серова, Римского-Корсакова, Скрябина и многих славных. Как и подобает, русская культурная гордость стала гордостью всемирной. Но вот перед нами такая же замечательная плеяда живых утвердителей связи всемирной, живущих созидателей во благо Красоты. Ведь Шаляпин всемирен, и все его незабываемое тончайшее творчество и художество сделалось символом истинного достижения. Ведь такой прозорливый творец, как Мережковский, внес неповторное культурное понимание прошлого с прозрением в бу­дущее. Без преувеличения, много ли таких творцов писателей, которые глубоко и мудро могут касаться всемирных прозре­ний? А Ремизов и Бунин, и Бальмонт, и Гребенщиков разве не являются замечательнейшими выразителями сущности рус­ской, убедительной во всем ее характерном многообразии? Ценны знатоки искусства и художники Эрнст и Бушен. Как же бережно должны мы обращаться с такими огромными культурными величинами, как Александр Бенуа, которые и творчеством своим и неутомимым познаванием все время дер­жатся на высоких путях Культуры. Не должны мы забыть, что вошедшие в лучшие страницы истории искусств имена Репи­на, Сомова, Яковлева, Добужинского, Бакста, Билибина, Ма­лявина, Судейкина, Григорьева, Шухаева, Петрова-Водкина и целого блестящего сообщества таких сильных и прекрасных живущих творцов в самых разнообразных областях всегда ос­танутся ценными и близкими лучшим соображениям о Все­мирной Культуре.

Живут и мощный Коненков, и Стеллецкий, и работы их входят в самые разнообразные круги и страны. А кто же не знает Стравинского и Прокофьева, без имен которых не обхо­дится ни одно значительное музыкальное выступление? Какие широкие утверждения Русского Художества будут оставлены прекрасными артистами Павловой, Карсавиной, Нижинским, Мордкиным, Больмом, Мясиным и всею славною труппою Московского Художественного театра!

И сколько ни перечисляйте имен выразителей и утвердите­лей Русского Художества, вы сейчас же будете чувствовать, сколько прекраснейших деятелей еще не упомянуто, и в этом богатстве выражается мощь духа Пантеона Русской Культуры. Во всех веках запомнятся мощные устои Культуры, воздвигну­тые научными трудами Павлова, Мечникова, Менделеева, Ми­люкова, Метальникова, Лосского, Ростовцева, Кондакова и всех тех, которые, несмотря на трудности времени, как бы восстаю­щего против всякого культурного созидательства, вносят неза­бываемые светлые страницы в утончение всемирного сознания. Труды Бердяева, бар. Таубе, бар. Нольде и целого ряда автори­тетов в разных областях высоко несут знамя Русской Культуры. И ведь всем нелегко!

Русское молодое поколение, да и вообще все подрастающие поколения должны знать об этих созидателях Культуры, кото­рая так необыкновенно бодро преуспевает среди смятения со­знания нынешних дней. И не только молодежь должна знать об этих творцах Культуры, но она может черпать и вдохновение, и новые силы, прислушиваясь к голосу неутомимого светлого творчества. В том, о чем говорим мы, есть несомненный эле­мент подвига и геройства, то есть именно то, что должно быть ведущим началом созидания широкого светлого будущего.

Наше Французское общество имеет в программе своей вы­явление сил великой Французской Культуры. Было бы невмест­но, если бы наша Русская ассоциация не стремилась, по мере сил и возможности, запечатлевать и достойно почитать разно­образными культурными выступлениями и русское начало, от­мечая среди молодых поколений прекрасные вехи великого пути. В программе наших предположенных лекций, собеседований, брошюр, о чем я уже писал ранее, надлежит посвящать широкое внимание именно культурным достижениям русских. На месте вам виднее, с чего именно начать и какое сотрудни­чество установить с тем, что творится во имя Культуры.

Как и во всех прочих делах, главное условие не ссориться, не делиться бессмысленно, не самоуничтожаться в разложе­нии. Объединяющее понятие Культуры должно достаточно удалить все мешающее и слить в одно творящее русло все чаяния, действия и сознания. Буду с нетерпением ожидать сведений о том, как вы решили поступить с этим предложе­нием. Решили ли вы делать лекции в помещении нашего Ев­ропейского Центра или в каких-либо других местах, при объединении культурных воздействий. Все равно где и как, но лишь бы во имя Культуры произошло еще одно действие, неотложное и прекрасное. Прилагаю еще чек к фонду наших выступлений во имя Культуры.

1931

 

 



<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Дополнительно