Н.К.Рерих. Листы дневника т.3. А.П.Х. (02.04.1947)

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

А.П.Х.
(02.04.1947)

Дорогой наш А.П.

«А судьи кто?» — спросил я, прочтя Ваш рассказ, при­летевший вместе с письмом 18‑3‑47. Есть зоологический вид двуногих,  которых корежит всякое упоминание о подвиге, о добротворчестве, о новом строительстве. Затхлое огрубение, одичание прикрывается площадными лозунгами, вопит о свободе, а сами и сказать не умеют, что она такое. Где свобода искусства? Не то прискорбно, что двуногим не нра­вятся прекрасные вещи — «как баран на новые ворота», «как гусь на фортепьяно», давно сказал русский народ, — а то прискорбно, что Вам предлагали изменить конец, для которого все написано. В таком суждении скрипит непопра­вимая безнадежность, безвкусие. Вообще, ядовит воздух Шанхая.

Не менее, если не более, огорчительно случившееся в Вашем кружке. Ведь всего-то семеро и то уже пытаются уколоть друг друга, забывая, что в основе будет кощунство. Если среди отобранных друзей начнутся «дискуссии», то что же останется от сотрудничества и добротворчества? Истин­ное содружество прежде всего в понимании истинных по­буждений друга. Иногда можно склеить разбитую вазу, но все-таки она будет склеенной, а иногда какой-то осколок не найдется — влагу не налить, и цветы засохнут. А сейчас весь мир в виде разбитой вазы, и каждая духовно здоровая ячейка будет особенною ценностью. Вы не написали нам сущность прискорбной дискуссии, и М.И. в своей записочке только помянула о ней.  В чем дело?  Кто?

Посылаю Вам два интересных документа: письмо из Москвы, полное действенного устремления к подвигу — ка­кие там люди живут! — и копию статьи из советского жур­нала в Праге — видно, там мыслят иначе, нежели в Шан­хае. Трудно сейчас в Америке, особенно русским. Только что получили письмо — рвутся уехать, ехать хотя бы в Индию, а не знают, каково здесь положение. Пожары, грабежи, убийства. И сие бедствие человеконенавистниче­ства еще только начало. Хорошее издательство просит меня дать книгу «Искусство жизни». Это будет седьмая книга в Индии, видно, нужны такие памятки. Трудно искусство жизни при Армагеддоне Культуры. Жива ли Культура? Не отзывается.

Вы пишете, что через три месяца Ваши дежурства кон­чатся. И тогда что? Но не оскудеет путник всеобщего блага. Высокое Учение поведет к высоким тропам, и не смоют свирепые потоки. Дикими путями ходили, и всюду рука ве­дущая подавала посох. Не только вера, но знание непре­ложное разрешает произнести великое слово «подвиг».

И Вы устремлены по пути Служения. Никакие двуногие не перебегут Вашу тропу. Как чутко, как замечательно правдиво умеете Вы сказать о красотах природы. Открыт глаз, открыто сердце, не устает рука. Елене Ивановне, мне, Юрию и всем нам очень полюбился Ваш рассказ. И нельзя калечить высокую цель его. «К ночи печаль, а заутро ра­дость».

По древнему и всегда новому обычаю:

«Радоваться Вам!»

 

 

2 апреля 1947 г.

Публикуется впервые

 



<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно