Н.К.Рерих. Листы дневника т.3. Грабарь (13.07.1947)

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

Грабарь
(13.07.1947)

Дорогой друг мой Игорь Эммануилович,

«Чудеса!» Твое письмо от 31-5-47 уже здесь 13-6-47. Та­кое ускорение неслыханно. Спасибо за многие добрые вести. Спасибо за книги Козина — в Твоих руках дело верное. Спа­сибо за весть о картинах, хорошо если они в Музее Горького. В рижской «Монографии» почему-то выпустили общее назва­ние серии, и они там, начиная от «Шамбалы» до «Майтрейи». Вольтер их видел в 1926-м, о нем я хорошо вспоминаю, при­вет ему. Картины были оставлены в Москве для передачи в Третьяковку.

Ты прав, с бедным реализмом сейчас заморока. Раздира­ют его с одной стороны «сюрреалисты», с другой — «сверхре­алисты». Этак, пожалуй, и Тебя и Левитана не признают реалистами. А уж мой «Мстислав Удалой», «Богатыри», «Пар­тизаны» — куда уж тут! Да и Гималаи — реальны ли они во­обще? Если посоветоваться с Пикассо, он разъяснит совсем неожиданно. Святослав очень рад Твоим словам о его портре­тах. Собирается послать Тебе несколько фото.

Рады были мы узнать, что Ты знаешь Татьяну Григорь­евну. Чем больше добрых нитей — тем лучше. Всеволод Н. Иванов — тот самый, в Хабаровске. Способный, знает Восток и русскую историю. Он у места на Дальнем Востоке и может правильно расценить события. А ведь Восток — сплошное не­избывное Событие.

Сейчас идет вивисекция Индии, чтобы потом опять раз­бежавшиеся ртутные шарики вновь слились. Такова жизнь. Сколько приходилось толковать о дружной жизни наших ре­спублик, но очень редко кто-то понимает это. А мусульмане даже не верят, что их единоверцы могут мирно жить с со­седями. Пишу часто о Культуре, о Мире через Культуру, и эти призывы здесь более чем своевременны. Если бы Ты знал, сколько тут, можно сказать, на глазах разрушено. Не помню, писал ли, что в Хайдерабаде при разгроме мусуль­манами «Шах Манзил» среди прочего сгорело одиннадцать моих и Святослава картин. Выходит, одной рукой пиши, а другой записывай потери. Ну, да мы уже привычны к по­терям, к уничтожениям. В Белграде было семь картин и одна во Дворце, но там все изменилось, люди переменились и даже спросить некого. В Загребе были десять картин и была там Академия Наук — жива ли? Со времени войны перестали присылать отчеты и труды. Впрочем, и многие французские общества замолчали, а ведь адрес у них име­ется. Но ведь не скончались же научные и художественные общества? Недавно пришла весть, что Аксель Галлен жив, в Финляндии. А у меня лежит письмо о его смерти в Новой Мексике — вот и реши, где правда?

Пожалуй, теперь скоро Ты полетишь в облет Твоих экспедиций? Судя по радио, на Руси прохладно, но здесь Май и Июнь стоят необычайно жаркими и сухими. А русо­фобия американская продолжается. По-видимому, там не только русофобия, но и бешенство прессы. Только что чи­тали слова одного индуса о журналистах в Америке — на­зывает их дьяволами. Сколько клеветы, сколько вреда сеется такими бешеными чертягами! О последствиях они и знать не хотят. Легко развести сорняки в огороде, а потом поди — извлеки.

Где теперь живете? В Абрамцеве или еще в Москве? От нас всех душевный привет.

Сердечно...

П.С. Как адрес Вс.Ив. в Хабаровске?

 

 

13 июня 1947 г.

Публикуется впервые

 



<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно